Понятие и значение толкования норм права. Официальное и неофициальное толкование

Уяснение норм права, как отмечалось, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической подготовкой граж дан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нор мы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает пол ную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в прак тике их применения.

Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъек тов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подраз-деляется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование - это такое разъяснение нормы права, ко торое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое обя зательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обес печивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требова ний. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентич ным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут да вать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведом ства наделяются правом официального разъяснения нормативно-право вых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распреде ления государственного бюджета, министерство труда - по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания право вой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юри дического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необ-ходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юри дическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении кон кретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию под разделяются на судебное и административное.

Судебное толкование - это разъяснение смысла норм права, осуще ствляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и едино образное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судеб ных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рас смотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уго ловного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и долж ностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование - это разъяснение смысла норм пра ва, которое дается исполнительными органами государства. Такое тол кование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомствен ной территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает со ответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов офи циального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельные нор мы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предпи саний. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их со держания и сферы распространения.

Интерпретационные акты правотворчества. Буд учи официальны ми разъяснениями действительного содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирую щие нормы.

Индивидуальные интерпретационные акты. Это такие акты, кото рые содержат указания по поводу применения правовой нормы к кон кретным жизненным обстоятельствам. В отличие от интерпретацион ных актов правотворчества эта разновидность актов официального толко вания не является результатом правотворческой деятельности компе тентных органов, а представляет собой своеобразную форму юриди ческой практики, форму обобщения опыта применения юридических норм.

Именно такого рода акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с право творческой деятельностью компетентных органов.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толко вание необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Осо бое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень право сознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм яв-ляется доктриналъное (научное) толкование. Оно дается специаль ными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированны ми учеными-юристами, опытными юристами-практиками в коммента риях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выс туплениях и т. д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании зако номерностей правового регулирования, роли права в организации об-щественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. На учные рекомендации помогают официальным органам совершенство вать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единооб разное понимание и применение норм права.ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Толкование права- уяснение и разъяснение смысла и действительного содержания правовых предписаний, понятий

официальное

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ-РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОВ ПО СУБЪЕКТАМ И ПО ОБЪЕМУ НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

По субъектам

исходящее от уполномоченного на то органа государства и имеющее юридически обяза тельную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы неофициальное

юридически необязательное, исходящее от лиц, не имеющих на то полномочий

доктринальное

разъяснение научных и практических работников в области правоведения, компетентных государственных деятелей

обыденное

исходящее от лиц, не имеющих профессиональной подготовки

По объему нормативного материала

нормативное

разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом

общественных отношений * * *

дается в форме официальных документов - актов толкования (постановлений, приказов и т. п.) казуальное

разъяснение смысла нормы права

применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому

содержится в актах применения норм права

РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

Результаты толкования -

в зависимости от соотношения между текстуальным выражением нормы («буквой» закона) и ее действительным содержанием («духом» закона)

адекватное

распространительное

действительное содержание нормы шире ее буквального выражения («дух» закона шире «буквы» закона)

ограничительное

действительное содержание нормы уже ее текстуального выражения («дух» закона уже «буквы» закона)

ПРИЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

Грамматический

уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки

Систематический

Историко-политический

уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснения целей и задач, заложенных в них законодателем ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Для чего необходимо толкование (уяснение и разъяснение) норм права?

Всегда ли в практической жизни за разъяснением нормы права следует уяснение ее действительного содержания?

Охарактеризуйте приемы толкования-(уяснения) содержания норм права. Изложите на конкретном примере, как вы понимаете дан ный вид толкования правовых норм.

Какое значение имеет грамматическое, систематическое и исто- рико-политическое толкование норм права для практической деятель ности юриста?

Какими могут быть результаты толкования правовых норм в зависимости от соотношения «духа» и «буквы» закона? Чем руковод ствуется правоприменитель - «духом» или «буквой» закона?

На конкретном нормативно-правовом материале проанализи руйте результаты буквального, ограничительного и распространительно го толкования норм права.

Понятие толкования-разъяснения законов. Официальное толко вание и его значение для практики правового регулирования.

В чем различие нормативного и казуального толкования?

Неофициальное толкование-разъяснение. От чего зависит сте пень его влияния на правовые представления людей, в том числе и на качество профессиональной деятельности юриста?

Еще по теме § 3. ТОЛКОВАНИЕ-РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОФИЦИАЛЬНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ, НОРМАТИВНОЕ И КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ:

  1. Толкование норм права (приемы толкования правовых норм; виды толкования)
  2. 4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
  3. §1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ТОЛКОВАНИЕ-УЯСНЕНИЕ НОРМ ПРАВА
  4. § 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА. ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ И РАСТ1РОСТРАНИТЕЛЫЮЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ
  5. Толкование норм права (сущность толкования; способы (приемы) тилкования; виды толкования]
  6. Толкование норм права (сущность толкования и его воды; способы толкования]
  7. 99. Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования
  8. §3. Результаты толкования (толкование норм права по объему)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право -

Рассмотрение видов толкования по субъектам преследует цель выявить особенности применения ими интерпретационной технологии.

В юридической науке аксиоматичным является деление толкования по субъектам на неофициальное и официальное. В данном параграфе речь будет идти о неофициальном толковании. Неофициальному толкованию «повезло» меньше, чем официальному, поскольку по причине исключительной важности и обязательности последнего внимание всегда было сосредоточено на толковании официальном. Появление работы Л. В. Соцуро исправляет указанный исследовательский перекос.

Признаки неофициального толкования

Признаки неофициального толкования весьма существенны:

  • субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и неирактикуюшие юристы, отдельные граждане;
  • между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность но толкованию автономно",
  • большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права;
  • неофициальное толкование осуществляется субъектами права по доброму разумению и не основано на вменении им в обязанность делать это;
  • содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему;
  • неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному;
  • оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех его параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.;
  • его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли , а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Особенности неофициального толкования достаточно яркие и не позволяют его спутать с толкованием официальным.

Виды неофициального толкования

Положим в основу классификации уровень профессиональной подготовки в области права, который будет определять качество толкования, его авторитетность, действенность и т. д. С этой точки зрения выделяются три вида неофициального толкования:

1. обыденное толкование. Оно осуществляется субъектами, которые не являются специалистами в области права. Практически каждый гражданин может осуществлять неофициальное толкование. Нельзя сказать, что оно является прерогативой только любознательных и высокоинтеллектуальных граждан. Так, любой гражданин, принимающий участие в выборах, задумывается над тем, что они могут дать лично ему (или обществу), и принимает сложное решение, кому отдать предпочтение, предварительно разобравшись в кандидатурах (партиях).

Обыденное толкование осуществляется с привлечением политических, нравственных норм.

Отсюда следует еще одна характерная особенность обыденного толкования — оно в значительной мерс проводится не с помощью рациональных приемов, им руководят в значительной мере чувства и эмоции.

Поскольку нормы права каждый толкует исходя из личных интересов, здесь наблюдается такой плюрализм мнений о смысле закона, что привести их к единому знаменателю затруднительно. Более того, даже сама попытка сделать это порой перерастает в противоправные действия.

Внешне обыденное толкование выражается редко. В основном его результаты бывают представлены в виде мыслительных операций или в лучшем случае устно;

2. профессиональное толкование. Оно также называется компетенционным и дастся сведущими в области права людьми, но их действия по толкованию норм права не приобретают обязательного значения.

Л. В. Соцуро к «сведущим в области права лицам» причисляет и тех, кто не получил юридического образования, а также любых лиц, грамотно разбирающихся в праве и имеющих общественный авторитет (писатели, журналисты, историки, филологи и др.) 1 . Вряд ли это правильно, поскольку профессионально толковать — это значит знать систему правовых категорий и норм права и распознать в этой системе толкуемую статью закона. В настоящее время многие имеют диплом юриста, но при этом не обладают хорошими профессиональными знаниями. Поэтому данный термин можно трактовать следующим образом: сведущие в области права лица — это лица, имеющие диплом юриста и профессиональные знания. Обычно при толковании применение находят сразу многие способы. Привлечение грамотного филолога — это только часть дела. Необходимо также непременно осуществить толкование специально-юридическое, и здесь без юриста, причем высококлассного, не обойтись.

Профессиональное сознание отличается следующими особенностями:

  • толкователи обладают правовой культурой, которая имеет в основном рациональный, а не иррациональный (эмоциональный) характер;
  • оно отражает личную правовую позицию интерпретатора;
  • в основе правовой позиции профессионального юриста лежит обостренное чувство справедливости;
  • результаты профессионального толкования в отличие от обыденного могут быть выражены не только в устной, но и в письменной форме: лекции, беседы, ответы на вопросы, речи, статьи, комментарии в печатных изданиях, видео- и кинофильмы, радиопередачи и др.;

3. доктринальное толкование. Для его наименования используется и другой термин: «научное толкование».

Понятие доктринального толкования трактуется исследователями по-разному. Так, В. М. Сырых считает, что оно подразумевает только глубокое разъяснение смысла закона учеными. По его мнению, работы, не отвечающие этому требованию, следует рассматривать как разновидность профессионального толкования. В. В. Лазарев под доктринальным толкованием понимает научное разъяснение правовых актов, смысла и целей правовых норм, которое дается в результате творческих поисков, научного анализа права. А. С. Пиголкин расширяет это понятие и включает в него любое разъяснение учеными смысла норм права (сюда относится и творческое, и нетворческое разъяснение права). Однако ученым иногда приходится толковать нормы права, не находясь в состоянии творческого вдохновения. Понятие же глубины толкования, которое в качестве критерия предлагает использовать В. М. Сырых, является оценочным.

Особенности доктринального толкования таковы:

  • оно отличается глубиной;
  • ему присуща системность;
  • оно имеет высокий авторитет;
  • оно неоднократно используется широким кругом практических работников и других лиц;
  • его результаты находят отражение в монографиях, статьях, учебниках, комментариях, докладных записках, экспертных заключениях, предложениях по совершенствованию законодательства и иных письменных документах. Возможны и публичные выступления ученых по разъяснению норм права.

Неофициальное толкование обогащает юридическую науку и практику новыми знаниями, придает импульс реформированию правовой системы и юридической практики.

В зависимости от юридических последствий, которые наступают в ре­зультате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида: офици­альную и неофициальную.

Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Для ис­полнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обяза­тельным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием. Ос­новная цель официального толкования-разъяснения - обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одина­кового применения.

В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на ау­тентичное и легальное толкование. Эти виды толкования различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкова­ние, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и раз­личной силой принимаемых при этом актов толкования.

Аутентичное толкование осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт тол­кования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм.

Особенность официального легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им пол­номочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый харак­тер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осущест­вляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударст­венными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, ре­комендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не вле­кут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов.

Среди различных видов неофициального толкования следует выделить обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, в быту, а также профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в процессе их повседневной деятельности.

Особо выделяется доктринальное (научное) толкование. Оно выража­ется в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях.

Представьте, что вы беседуете "в кулуарах" с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут - перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение - это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых "корпоративах" - словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

Общение личное и массовое

Один собеседник, десять - пятнадцать участников семинара, тысяча сторонников на митинге, сотни тысяч зрителей ток-шоу… Определяет ли количество участников общения его особенности? Бесспорно. Массовое общение характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много, иногда это миллионная аудитория. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа. Личное общение - это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным, чем массовое. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с ним. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей.

Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего: его цель - дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно. Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или, по крайней мере, большинство слушателей. Массовое общение требует развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности. При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого. Сложность массового общения ещё и в том, чтобы захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям.

В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной "толпе"). Это особо значимо для митинговой речи.

Официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу. Таким же правом обладают Президент Российской Федерации, парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также аналогичные органы и должностные лица субъектов РФ. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции России, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обязаны давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Неофициальное толкование осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.

Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на то государственными органами, а также органами общественных организаций по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное и казуальное толкование.

Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование. Оно распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы.

Официальное нормативное толкование можно разделить также на два вида. Аутентичное толкование - это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Легальное толкование - осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по делам применения законодательства при рассмотрении дел. Такие руководящие разъяснения (в форме постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел. Они являются результатом их обобщения. В них разъясняются вопросы, вызывающие сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. В то же время аутентичное толкование - это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, как и разъясняемый нормативный акт РФ, подобные разъяснения могут издаваться Президентом страны и другими правотворческими органами.