Выемка в УПК РФ: особенности и порядок проведения процедуры. Теория всего Протокол выемки упк рф

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

4. Утратила силу.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Комментарий к Ст. 183 УПК РФ

Принципиальное отличие выемки от обыска заключается в том, что органу расследования точно известно место нахождения подлежащего изъятию, поэтому поиск при производстве данного следственного действия не предполагается и не планируется. Это отличие относится к основаниям комментируемых следственных действий. Во всем остальном процедуры обыска и выемки сходны. Обе они сопряжены с применением необходимого принуждения и с соблюдением однотипных юридических и нравственных норм; обе имеют одинаковую цель — изъятие в целях использования в дальнейшем доказывании обнаруженных и изъятых предметов и документов.

Производство выемки регламентировано ст.183 УПК РФ, в которой указано, что в случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку.
Различие между обыском и выемкой состоит в том, что при выемке заранее известен искомый предмет и его местонахождение.
Действия следователя сводятся обычно к тому, что он предлагает лицу или руководителю учреждения выдать определенный предмет, а в случае отказа производит принудительное изъятие.
В некоторых случаях выемку оформляют не специальным постановлением, а протоколом добровольной выдачи. Такая практика не отвечает требованиям закона.
Основаниями для выемки являются установленные при расследовании данные о наличии у конкретного лица или в той или иной организации определенных предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств, либо документов, содержание которых имеет значение для дела.
При выемке присутствует тот же круг лиц, что и при обыске. Основные рекомендации, относящиеся к обыску, могут быть успешно использованы при подготовке к выемке. При выемке следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их. Если в установленном месте требуемых предметов не оказалось, то искать их в других местах нельзя, поскольку это уже будет не выемка, а обыск. В таком случае при наличии достаточных оснований выносится постановление и производится обыск.
Личный обыск лиц, находящихся в помещении, где происходит выемка, если он необходим, производится без специального на то постановления.
Выемка не является частью обыска, а представляет собой самостоятельное следственное действие. Предложение следователя перед началом обыска о выдаче орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, не является выемкой — это один из моментов обыска.

ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ

По окончании обыска или выемки независимо от их результатов на месте обыска или выемки составляется протокол.
Если протокол составлен недоброкачественно, допущены процессуальные нарушения, то самый успешный обыск или выемка потеряют свое доказательственное значение.
В соответствии со ст. УПК РФ протокол обыска и выемки является основным процессуальным средством фиксации их результатов.
В протоколе подробно излагаются сведения о найденных предметах и месте их обнаружения. При этом следует точно указать общие и частные признаки изымаемых предметов: название, размер, форма, цвет или оттенок, качество, вес, количество, маркировочные обозначения, особенности, номера, отличительные знаки, отметки, упаковка, отмечаются повреждения; если изымаются однородные предметы, указывают их количество прописью; по возможности определяется и их стоимость.
При изъятии ценных бумаг, облигаций, сберегательных книжек, аккредитивов, сохранных свидетельств фиксируются все реквизиты этих документов. Иностранная валюта и советские деньги заносятся в протокол с указанием общей суммы, а тех случаях, когда они представляют интерес как индивидуально-определенные, в протоколе следует указать серию и номер каждой купюры.
Если обыскиваемый заявляет, что изымаемые предметы сделаны из благородных металлов, нужно максимально подробно описать предмет, указав, что он изготовлен из металла определенного цвета и пробы на нем нет.
Если на изделиях из драгоценных металлов есть пробирные знаки, их следует описать и зарисовать. Для клеймения изделий из драгоценных металлов применяются пробирные знаки, для маркировки некоторых антикварных изделий из фарфора, фаянса и майолики используются определенные обозначения.
Если приходится вскрывать какие-либо хранилища, то в протоколе следует указать, чем это было вызвано. В случае обнаружения тайников требуется детально описать их конструкцию, размеры, содержимое.
В протоколе указывается, какие предметы выданы добровольно или изъяты при обыске из числа тех, хранение которых запрещено или же на которые требуется специальное разрешение, а также какие ценности изъяты для возмещения ущерба, нанесенного преступлением, и возможной конфискации имущества.
Если в процессе обыска следователь или специалист-криминалист, принимавший участие в обыске, применял технические средства, с помощью которых были обнаружены искомые предметы, в протоколе об этом следует указать.
В заключительной части протокола указывается, что было изъято, как упакованы и чем опечатаны изымаемые предметы, кому и что передано на ответственное хранение.
Протокол обыска и выемки составляется в трех экземплярах через копировальную бумагу, причем второй экземпляр вручается обыскиваемому под расписку, а третий вместе с изъятыми предметами сдается в камеру хранения вещественных доказательств. Наряду с составлением протокола обыска для фиксации его результатов могут быть составлены планы, схемы и использована фотосъемка.
Фотосъемка, применяемая в процессе обыска, производится по правилам судебной фотографии. При этом следует сфотографировать место, где было обнаружено искомое, и найденные предметы.
Рекомендуется фотографировать тайники, а также предметы, которые были оставлены на ответственное хранение. Это затруднит впоследствии их замену. Если применялась фотосъемка, в протоколе обыска должен быть указан объект съемки, его местонахождение, каким аппаратом и кем была произведена съемка. Фотоснимки наклеиваются на таблицы, под фотоснимками дается пояснительный текст. Негативы приобщаются к фототаблицам. Фототаблицы подписываются следователем или специалистом, проводившим фотографирование, и приобщаются к протоколу обыска.

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
3.1. При производстве выемки изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в выемке, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе делается запись.

4. Часть утратила силу с 7 сентября 2007 года - Федеральный закон от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Комментарий к статье 183 УПК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает основания и порядок производства выемки. Основное отличие выемки от обыска состоит в том, что в ходе обыска обычно производятся поисковые действия, направленные на установление точного места нахождения искомого объекта, а при выемке такое место известно изначально.

2. В ч. 1 комментируемой статьи целью выемки названа необходимость изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Таким образом, уже на момент принятия решения о производстве данного следственного действия должны быть установлены индивидуальные признаки предметов или документов, которые являются объектами выемки.

3. Часть 2 устанавливает, что при производстве выемки действует тот же порядок, что и в ходе обыска. Исключения из общего правила установлены в ч. 3 комментируемой статьи. На основании судебного решения производится: 1) выемка предметов и документов, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; 2) выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Порядок получения судебного решения закреплен в ст. 165 УПК РФ.

4. Выемка объектов, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, производится на основании судебного решения независимо от того, в каком месте они находятся.

Другой комментарий к ст. 183 УПК РФ

1. Выемка - это следственное действие, заключающееся в изъятии (добровольном или принудительном) из помещений, участков местности и у конкретных лиц строго определенных решением компетентного органа (должностного лица) предметов и (или) документов, имеющих значение для уголовного дела без предварительного их поиска.

2. Задача выемки - изъятие из определенного места и у конкретного лица искомого объекта.

3. В ч.1 к.с. закреплено четыре условия производства выемки:
1) общие для обыска и выемки условия:
а) изъятие должно быть необходимым;
б) необходимо изъятие именно имеющих отношение к уголовному делу предметов и (или) документов;
2) условия, отличающие выемку от обыска:
а) точно известно, где находится подлежащий изъятию объект;
б) точно известно, у кого он находится.

4. Выемка производится при наличии "необходимости" изъятия (ч.1 к.с.). "Необходимость" может быть обусловлена только одним обстоятельством - возможностью получения дополнительного по уголовному делу доказательства.

5. Изъятие, о котором идет речь в чч.1 и 5 к.с., в широком смысле слова состоит из нескольких элементов:
а) извлечение предмета (документа и т.п.) из места его нахождения;
б) предъявление предмета (документа и т.п.) понятым и другим участвующим в выемке лицам;
в) наблюдение и закрепление в протоколе следственного действия места нахождения предмета (документа и т.п.) так, чтобы ни у кого не могло возникнуть вопросов, откуда именно он был извлечен;
г) после упаковки, опечатывания объекта и удостоверения данных действий подписями следователя (дознавателя и др.), лица, у которого произведена выемка, и понятых приобщение предмета (документа и т.п.) отдельным доказательством к уголовному делу.

6. В узком смысле слова изъятие - это извлечение предмета (документа и т.п.) из места его нахождения.

7. В процессе изъятия первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у предприятий, учреждений с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.

8. Если изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица предприятия, учреждения могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).

________________
См.: Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете: Утверждено Министерством финансов СССР 29 июля 1983 года N 105 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1984. - N 4.

9. Изъятию подлежат не любые предметы и (или) документы, а только носители доказательственной информации. Причем, во-первых, должны быть известны основные характеристики данных объектов. Это строго индивидуализированные предметы (документы и т.п.). И, во-вторых, это те предметы и документы из числа имеющих отношение к делу, которые не только необходимо, но и возможно изъять чисто технически, и при этом нет вероятности несоблюдения тех прав и законных интересов вовлеченных в сферу уголовного процесса лиц, нарушение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом.

10. В процессе выемки изымаются "предметы" и (или) "документы". О названных объектах выемки упоминается не только в ч.1, но и в чч.3-5 к.с. Причем в чч.1 и 5 к.с. говорится обо всех возможных предметах и документах, которые могут быть изъяты, а в ч.3 лишь о тех, которые содержат охраняемую федеральным законом тайну, информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также о вещах, заложенных или сданных на хранение в ломбард. В ч.4 к.с. нет вообще речи о "предметах", здесь закреплены особенности выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

11. Документы, о которых идет речь в ч.1 и 5 к.с., - это не являющиеся заключением эксперта (специалиста) или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера любые письменные или иным способом оформленные акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

12. Выемка какого бы документа не осуществлялась, в протоколе этого следственного действия всегда включаются только те сведения, которые непосредственно наблюдались производящим выемку лицом. В протоколе не должно содержаться показаний и умозаключений присутствующих при выемке лиц. Показания являются содержанием протокола другого следственного действия - допроса или очной ставки. Выводы (умозаключения) обычно содержатся в заключении эксперта (специалиста) или протоколе следственного эксперимента.

13. В к.с. упоминается не только о выемке документов. Здесь также урегулирован порядок производства выемки предметов. Предметом следует именовать все остальные не являющиеся документом, заключением эксперта или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера неодушевленные имеющие отношение к уголовному делу объекты реальной действительности, которые реально могут быть изъяты. Все они при наличии к тому оснований могут быть подвергнуты выемке в качестве предмета. Применительно к выемке предмета можно также выделить некоторые специфические ее разновидности. Речь идет о выемке предметов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард (ч.3 к.с.), и выемке предметов, являющихся почтово-телеграфными отправлениями.

14. Согласно ч.2 к.с. выемка производится хотя и с изъятиями, предусмотренными к.с., но все же в порядке, установленном ст. 182 УПК. А в этой статье помимо предметов и документов говорится также об обнаружении орудий преступления, трупов и разыскиваемых лиц. Могут ли орудия преступления, трупы и разыскиваемые лица выступать объектами выемки? Орудия преступления, а при определенных обстоятельствах и трупы, думается, могут быть объектами выемки. Против возможности выемки орудий преступления вряд ли кто возразит. А вот возможность проведения выемки трупа требует обоснования. Несомненно, извлечение трупа из места его правомерного (официального) захоронения - это не выемка, это эксгумация. Но труп не обязательно может быть захоронен. Как показывает практика, трупы могут быть даже объектом, из которого изготавливаются "скульптуры". Вряд ли кто-либо станет возражать против возможности изъятия с "выставки" такого трупа-скульптуры путем производства следственного действия - выемки.

15. Единственный объект, который может быть обнаружен при обыске, но не может быть изъят в ходе выемки - это живой человек. Иные же живые существа вполне могли бы быть объектом выемки (как и обыска). Выемку иных живых (помимо человека) существ и трупов рекомендуется производить по правилам выемки предмета.

________________
В дальнейшем все объекты, которые могут быть изъяты в процессе выемки, для краткости будем именовать "предметы (документы)", если иное специально не оговорено.

16. Выемке подлежат предметы и (или) документы, "имеющие значение для уголовного дела" (ч.1 к.с.). Словосочетание "имеющие значение для уголовного дела" означает, что изымаемые в ходе рассматриваемого следственного действия предметы и (или) документы должны быть носителями информации, характеризующей одно или несколько обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу.

17. Теперь обратимся к характеристике вышеперечисленных условий, отличающих выемку от обыска (точно известно, где находится подлежащий изъятию объект, и точно известно, у кого он находится). Для выемки это двуединое условие. Следователю (дознавателю и др.) должно быть точно известно, и где находится подлежащий изъятию объект, и у кого он находится.

18. "Точно известно" означает, во-первых, что следователь (дознаватель и др.) должен располагать доказательствами того, что искомый предмет (документ) находится в определенном месте и у конкретного лица. Во-вторых, у следователя (дознавателя и др.) должно сформироваться внутреннее убеждение в истинности этого знания. В-третьих, "точно известно, где находится" это значит, нет необходимости его искать. Таким образом, место нахождения рояля точно установлено, когда известно, в какой комнате он стоит. Но не точно установлено, где находится нож, если не известно, в каком кармане куртки его хранят, и т.п.

19. "Точно установлено у кого" - это когда не только следователь (дознаватель и др.) считает, что ему известно лицо, у которого находится предмет (документ), но и само это лицо не возражает против данного факта.

20. В процессе выемки проведение измерений, изготовление слепков, фиксация следов и т.п. не производится.

21. По общему правилу, а также в соответствии с требованиями ч.2 ст. 182 и ч.2 к.с. выемка производится на основании мотивированного постановления следователя (дознавателя и др.).

22. Из этого правила есть исключения. Решение о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях (п.7 ч.2 ст. 29 УПК), а также в случае выемки почтово-телеграфной корреспонденции, на которую наложен арест (п.8 ч.2 ст. 29 УПК), принимает только суд. В случае же необходимости производства выемки в жилище (п.5 ч.2 ст. 29 УПК) либо заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи (п.5.1 ч.2 ст. 29 УПК) решение о производстве такой выемки по правилам ст. 165 УПК может принять как суд, так и следователь (дознаватель и др.). Иначе говоря, если речь не идет о случаях, не терпящих отлагательства, решение о производстве выемок в жилище (заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи) принимает суд по ходатайству все того же следователя (дознавателя и др.). А в исключительных же случаях, когда производство выемки в жилище (заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи) не терпит отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения (ч.5 ст. 165 УПК).

23. Причем во всех вышеизложенных ситуациях мотивировка любого из рассматриваемых постановлений должно включать ссылку на доказательства, составляющие фактическое основание производства выемки.

24. Исходя из содержания ч.3 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", только по судебному решению может быть произведена выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности). Об этом обстоятельстве забывает большинство авторов.

________________
См., к примеру: Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф.Гуценко. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Зерцало, 2004. - С.340; и др.

25. Выемка - это уголовно-процессуальная мера, поэтому на территории муниципального образования она может быть применена к кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидату на должность выборного должностного лица местного самоуправления только по постановлению суда (ч.4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

26. Выемка в служебных либо жилых помещениях, занимаемых лицами, пользующимися иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, или выемка их почтово-телеграфной корреспонденции производится лишь с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось (ч.2 ст. 3 УПК).

27. В отличие от обыска выемка никогда не может быть произведена без вынесения специального постановления.

28. В к.с. не содержится требования производства выемки в жилище лишь по судебному решению. Однако оно прямо закреплено в п.5 ч.2 ст. 29 УПК. Помимо того, оно следует из правила ч.2 к.с., при его анализе в совокупности с правилом, зафиксированным в ч.3 ст. 182 УПК.

29. В ч.3 к.с. законодатель закрепил правовые положения, которые отражают специфику юридических оснований производства выемки предметов (документов), содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард.

30. Предметы (документы) "содержат" определенного рода информацию, не только когда в них (на них) она записана. Само строение, состав, а равно иные характеристики предмета (документа) могут составлять государственную тайну. Иначе говоря, если ознакомление с какими-либо признаками (свойствами) предмета (документа) может раскрыть охраняемую федеральным законом тайну, данный предмет (документ) считается "содержащим" эту тайну.

31. К иной охраняемой законом тайне следует отнести:
- тайну предварительного расследования и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ч.3 ст. 56, ст. 161 УПК, ст. 310 УК, п.2 Перечня сведений конфиденциального характера и др.);
________________
См.: Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 // Собр.законодательства РФ. - 1997. - N 10. - Ст.1127.

Личную и семейную тайну (ч.1 ст. 23 Конституции РФ, ст. 137 УК);
- тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", ст. 138 УК и др.);
________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 28. - Ст.2895.

Тайну совещания судей (к примеру, ст. 298 УПК);
- тайну голосования при осуществлении гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме (ст. 141 УК);
- тайну усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса , ст. 155 УК);
- аудиторскую тайну (п.4 ст. 82 НК РФ);
- врачебную тайну - информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 52 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч.2 п.10 Положения о военно-врачебной экспертизе и др.);
________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 2011. - N 48. - Ст.6724.

См.: Собр.законодательства РФ. - 1999. - N 14. - Ст.1650.

См См.: Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе: Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565 // Собр.законодательства РФ. - 2013. - N 28. - Ст.3831.

Нотариальную тайну (ч.2 ст. 16, ч.3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, п.4 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, ч.2 ст. 26 Консульского устава РФ и др.);
________________
См.: Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов: Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 года N 256 // Рос.газета. - 2008. 11 января.

См.: Консульский устав Российской Федерации: Федеральный закон от 05 июля 2010 года N 154-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 2010. - N 28. - Ст.3554.

Адвокатскую тайну (ст. 8, ч.3 ст. 27, ч.3 ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", п.2 ч.3 ст. 56 УПК, ст. 6, ч.4 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката и др.);
________________
См.: Рос.юстиция. - 2003. - N 10.

Тайну исповеди (ч.7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", п.4 ч.3 ст. 56 УПК);
________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 1997. - N 39. - Ст.4465.

Служебную тайну (п.3 Перечня сведений конфиденциального характера);
- тайну страхования (ст. 946 ГК);
- редакционную тайну средств массовой информации (ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации");
- депутатскую тайну (п.5 ч.3 ст. 56 УПК);
________________
О наличии данного вида охраняемой законом тайны пишут и другие ученые. См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003. - С.447; и др.

Коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК).

32. Банковская тайна к тому же гарантируется положениями ч.3 к.с. и ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 1996. - N 6. - Ст.492.

33. Некоторыми учеными к охраняемым законом тайнам относятся и некоторые иные явления:
- "тайна архива";
- "тайна завещания";
- "тайна персональных данных работника".

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В.Смирнова. - 2003. - С.470; и др.

34. Мотивировка вычленения данных самостоятельных охраняемых федеральным законом тайн нам представляется не вполне убедительной. Действительно, могут иметь место сведения, которые одновременно подпадают и под признаки, к примеру, "тайны персональных данных работника" и под признаки охраняемой законом "личной тайны". В этом случае выемка предметов (документов), содержащих такого рода информацию, осуществляется по судебному решению. Но если предмет (документ) содержит персональные данные работника, но в нем отсутствуют сведения, касающиеся перечисленных нами охраняемых федеральным законом тайн, производство его выемки по постановлению следователя (дознавателя и др.) представляется возможным. Также, думается, обстоят дела с "тайной архивов". Тайна же завещания - это подвид нотариальной тайны. В нотариальную тайну помимо тайны завещания входит также тайна совершения всех остальных нотариальных действий (ч.3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

35. Согласно ч.3 к.с. на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК, должна производится и выемка некоторых иных объектов. Между тем только на выемку в жилище и на выемку заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи ст. 165 УПК распространяется полностью. Выемка же предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится в порядке чч.1-4 ст. 165 УПК. Правила ч.5 ст. 65 УПК их не касаются.

36. Исходя из положений п.7 ч.2 ст. 29 УПК, ч.3 к.с. и ст. 9 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", выемка медицинских документов, содержащих сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, а также иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи, являющиеся врачебной тайной, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.

37. Вместе с тем, если органам дознания, предварительного следствия или суду в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством, а прокурору в связи с осуществлением прокурорского надзора, необходимы лишь сведения, составляющие врачебную тайну (факт обращения за медицинской помощью, диагноз заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина), то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" они могут быть представлены по запросу органов предварительного расследования или суда без согласия гражданина или его законного представителя. В этом случае получение судебного решения о разрешении указанных сведений не требуется.

________________
См. по аналогии: О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 года N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - N 5. Комментарий данного положения см. подробнее: Рыжаков А.П.Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года N 26 "О дополнении постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - М., 2009.

38. А теперь охарактеризуем понятие "предметы и документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях". Под понятием "вклад" понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода в банке (чч.1 и 2 ст. 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Денежные средства во вкладах могут размещаться на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада (п.2 ст. 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").

________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 52 (ч.1). - Ст.5029.

39. Причем исходя из редакции ст. 1128 ГК РФ "вклад" - это разновидность "счета".

40. В к.с. речь идет о вкладах и счетах граждан. Между тем согласно п.7 ч.2 ст. 29 УПК только суд правомочен принимать решение о производстве выемки предметов (документов), содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях. В данной норме законодатель не ограничивает круг принимаемых судом решений только теми, которые выносятся в отношении граждан. Соответственно к компетенции суда и только суда законодатель отнес принятие рассматриваемых решений и в отношении юридических лиц.

41. Банк, о котором идет речь в ч.4 к.с., - это кредитная организация. Согласно же ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

42. Банк - это разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

43. Небанковская кредитная организация - это:
1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в п.п.3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в п.5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и п.9 ч.1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
________________
Далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.

44. Законодатель пишет, что выемка перечисленных в ч.4 к.с. документов "производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке" ст. 165 УПК. Данное положение следует трактовать буквально - выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах физических и юридических лиц в банках и иных кредитных организациях, не может быть произведена на основании постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения даже в исключительных случаях. Правила ч.5 ст. 165 УПК не распространимы на выемку документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях. Как следует из редакции ч.5 ст. 165 УПК, в исключительных случаях на основании постановления следователя без получения судебного решения могут быть произведены лишь не терпящие отлагательства осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, а также личный обыск. В перечне следственных действий, на которые распространимо правило ч.5 ст. 165 УПК, нет выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях. Поэтому мы не можем согласиться с противоположным утверждением В.В.Кальницкого, а также с мнением С.А.Шейфера, которые считают, что порядок, установленный для выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, "такой же, как и для выемки в жилище граждан".

________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: Юрайт-Издат. - С.445; и др.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: ТК "Велби". - С.261.

45. Анализ содержания к.с. в комплексе с положениями, содержащимися в ст. 3, 5, 29, 165-167, 170, 182, 450 УПК, позволяют сформулировать основания и условия производства выемки.

46. Фактическое основание выемки - это наличие достоверных данных (доказательств) о том, что в определенном месте у конкретного человека хранится конкретно индивидуализированный предмет (документ), имеющий значение для уголовного дела.

47. Юридическим основанием выемки является мотивированное постановление следователя (дознавателя и др.), иногда согласованное с определенным должностным лицом (органом), а в случае производства выемки в жилище или предметов (документов), содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, либо в отношении адвоката (кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования), а также в случае выемки корреспонденции, на которую наложен арест, - судебное решение.

48. Условия производства выемки:
1) выемка может быть произведена только после принятия решения о возбуждении уголовного дела;
2) сведения, послужившие основанием для производства выемки, должны содержаться в доказательствах;
3) при производстве выемки обязательно присутствие понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст. 170 УПК;
4) при производстве выемки необходимо также присутствие лица, у которого производится выемка, либо совершеннолетних членов его семьи. Выемка в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями, организациями, производится в присутствии представителя администрации данного предприятия, учреждения, организации;
5) выемке подлежат лишь предметы (документы), имеющие значение для уголовного дела либо изъятые из оборота;
6) должно быть точно установлено, что при выемке не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в ней, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;
7) не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;
8) не ставится под угрозу здоровье и жизнь лица, у которого производится выемка, а также других граждан.

49. Обычный порядок производства выемки состоит из следующих элементов.

1) принятие решения о необходимости и возможности выемки;
2) вынесение постановления, а в предусмотренных законом случаях принятие судебного решения о производстве выемки;
3) приготовление необходимых для выемки видео-, кино-, фотоаппаратуры и иные технических средств;
4) приглашение понятых, а при необходимости специалиста и других необходимых для производства следственного действия лиц;
5) обеспечение присутствия лица, у которого производится выемка;
6) разъяснение участвующим в производстве выемки лицам их прав и обязанностей (если есть в этом необходимость, предупреждение их о неразглашении данных предварительного расследования), ответственности и порядка производства выемки;
7) оглашение постановления о производстве выемки лицу, у которого она производится; предложение ему выдать искомый предмет (документ);
8) разрешение вопроса о возможности присутствия при выемке защитника (адвоката);
9) запрещение в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится выемка, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия;
10) изъятие предметов (документов), если есть необходимость - принудительное, и предъявление их понятым (иным участникам следственного действия);
11) производство (в необходимых случаях) фотографирования, кино-, видеосъемки, составление планов и схем;
12) составление описи изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;
13) принятие мер к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, у которого была произведена выемка, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
14) завершение протоколирования результатов данного следственного действия по правилам к.с., а также ст. 166, 167, 182 УПК;
15) вручение под расписку лицу, у которого была произведена выемка, или совершеннолетним членам семьи копии протокола выемки. Если выемка производилась в помещении, принадлежащем предприятию, учреждению, организации, вручение под расписку копия протокола соответствующему должностному лицу.

50. Протокол выемки, о какой бы выемке не шла речь, оформляется с соблюдением общих требований к протоколу следственного действия. Эти требования закреплены в ст. 166 УПК. Исходя из положений, содержащихся в данной норме права, протокол выемки может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

51. Протокол выемки должен содержать следующие сведения.

1) населенный пункт, день, месяц и год производства выемки.

2) время его начала и окончания в часах и минутах.

3) должность, звание (классный чин), фамилию и инициалы лица, производившего выемку и соответственно составившего протокол.

4) фамилию, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве выемки, а когда оно не является сотрудником правоохранительного органа (к числу которых относятся, к примеру, и эксперты органов внутренних дел), и его адрес (должность и место работы, домашний или служебный телефон и т.п.). Данное требование прямо закреплено в п.3 ч.3 ст. 166 УПК и соответственно должно соблюдаться.

Исключением из правила отражения в протоколе выемки полных сведений об участниках этого следственного действия признаются случаи, о которых идет речь в ч.9 ст. 166 УПК.

В названной части ст. 166 УПК приведены дополнительные уголовно-процессуальные гарантии безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц. Когда возникает необходимость обеспечения таковой, следователь (дознаватель и др.) вправе в протоколе выемки, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данных об их личности. В такой ситуации следователь (дознаватель и др.) с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне указанных сведений, фиксируется псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которою он будет удостоверять различные факты в протоколе выемки. Постановление следователя (дознавателя и др.) помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится в нем. С содержимым данного конверта никто кроме лица, производящего предварительное расследование, а также суда не знакомится. Ознакомиться с данным постановлением может еще только руководитель следственного органа, которому подчиняется вынесший постановление (производящий предварительное следствие по данному уголовному делу) следователь;
5) дату вынесения постановления, явившегося юридическим основанием производства данного следственного действия;
6) указание на ст. 182, 183 УПК, в соответствии с положениями которой произведена выемка;
7) точное место (по возможности адрес) производства выемки;
8) какие предметы (документы) предполагается изъять и у кого;
9) перечень прав и обязанностей (фраза о разъяснении ответственности и порядка производства следственного действия) каждой из категорий участвующих в следственном действии лиц и их подписи, удостоверяющие разъяснение им соответствующих прав, обязанностей, ответственности и порядка производства выемки (ч.1 ст. 11, ч.10 ст. 166 УПК);
10) затем в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств, все лица, участвующие в выемке, были уведомлены о наименовании и целях применения каждого из используемых следователем (дознавателем и др.) при производстве следственного действия технических средств (каких именно и кем именно). Если же технические средства не применяются, в этом месте протокола выемки рекомендуется фиксировать и это обстоятельство. Факт уведомления о применении (неприменении) технических средств удостоверяется подписями каждого из участников следственного действия.

Требование о том, что лица, участвующие в производстве выемки, должны быть заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств, нацеливает на предупреждение их не в начале следственного действия, а до его начала. Факт же этого уведомления в протоколе фиксироваться может как во время производства следственного действия, так и во время оформления протокола (непосредственно после окончания следственного действия);
11) затем по порядку в протоколе фиксируются действия следователя (дознавателя и др.), которые обязательно предшествуют началу производства выемки:
- предъявление постановления о производстве выемки (судебного решения) с указанием даты данного документа;
- кому адресовалось предложение выдать могущие иметь значение для уголовного дела предметы (документы) и какие именно;
- как отреагировало лицо, в помещении которого производится выемка, на сделанное ему предложение, то есть выданы ли были эти объекты им добровольно либо были изъяты принудительно;
12) все действия и решения, принимаемые и осуществляемые в ходе выемки в том порядке, в каком они производились. Требование отражать в протоколе данные сведения закреплено в ч.4 ст. 166 УПК, на которую ссылается законодатель в ч.12 ст. 182 УПК. Именно поэтому данная информация обязательно должна отражаться в протоколе выемки;
13) описание изъятых предметов (документов). В протоколе или в прилагаемой к нему описи отражаются точные наименования, количество, мера, вес, серия и номер, другие отличительные признаки каждого изымаемого объекта, а также место, откуда они были изъяты. По возможности в протоколе также должна фиксироваться предполагаемая стоимость изъятых объектов. Здесь же указывается, каким образом они были упакованы, если упаковка предметов (документов) производилась. Именно на это нацеливает содержание ч.13 ст. 182 УПК.

Часть же 14 той же статьи требует делать в протоколе выемки соответствующую запись, если в ходе выемки были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы (документы). В этом случае в рассматриваемом документе отражаются также меры, которые приняты следователем (дознавателем и др.) в целях пресечения данной попытки и недопущения такой возможности в будущем;
________________
Об этом см. подробнее: Там же.

14) если при производстве выемки применялись фотографирование, кино- или видеосъемка, то в протоколе должны быть также указаны наименование и краткая характеристика каждого из примененных технических средств, условия (освещенность, состояние погоды и др.) и порядок их использования (при фотографировании это, к примеру, отражение диафрагмы и выдержки, при которых осуществлялось фотографирование и др.), объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты;
15) протокол прочитывается всем лицам, участвующим в производстве выемки, одним из его участников или каждым из них самостоятельно. После этого им напоминается о праве делать замечания об его дополнении и уточнении, подлежащие внесению в протокол. В протокол выемки подлежат также занесению сделанные в процессе производства следственного действия заявления участвовавших в нем лиц. Протокол подписывается следователем (дознавателем и др.) и всеми другими принимавшими в нем участие лицами;
16) во исполнение требований, закрепленных в ч.15 ст. 182 УПК, в этом документе также делается запись о том, кто (фамилия, имя, отчество лица) и когда (день, месяц и год) получил копию протокола выемки.

СТ 183 УПК РФ

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

4. Утратила силу.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Комментарий к Статье 183 Уголовно-процессуального кодекса

1. Выемка - это следственное действие, заключающееся в изъятии значимых для расследования предметов, документов и ценностей, находящихся у конкретного гражданина или юридического лица.

2. Выемка указанных объектов производится по мотивированному постановлению следователя, в котором указывается: основание выемки; какие предметы, документы и ценности подлежат выемке; у какого гражданина или юридического лица и по какому адресу надлежит произвести это следственное действие.

3. Основное отличие выемки от обыска состоит в наличии у следователя фактических данных о месте нахождения подлежащих выемке тех или иных объектов, об их наименовании и свойствах. Следует иметь в виду, что по судебному решению выемка предметов, документов и ценностей производится и в тех случаях, когда это следственное действие проводится в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Требуется судебное решение и при выемке почтово-телеграфных отправлений, электронной почты, пейджинговых сообщений.

4. При производстве выемки действия следователя сводятся к тому, что он знакомит гражданина или руководителя учреждения с постановлением (судебным решением) о производстве выемки, предлагает выдать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, а в случае отказа производит выемку принудительно. Производство выемки принудительно возможно лишь тогда, когда следователю точно известно, где находятся эти объекты. При отсутствии сведений об этом может возникнуть необходимость в производстве обыска. В этом случае следователь выносит постановление о производстве обыска и производит его безотлагательно. В дальнейшем законность обыска, произведенного в жилище, определяется судом.

5. При производстве принудительной выемки в жилых помещениях следователь может вскрывать запертые шкафы, помещения и т.п. Однако при этом нельзя производить поисковые действия без соответствующего постановления следователя.

6. Присутствие понятых при производстве выемки и изъятии с участием специалиста электронных носителей информации является обязательным. В других случаях участие понятых при производстве выемки определяется по усмотрению следователя.

7. Основной формой фиксации результатов выемки является протоколирование. Протокол составляется в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе фиксируются время, место выемки, должностные данные следователя, сведения о лице, у которого произведена выемка, основание для производства выемки, факт выдачи подлежащих выемке объектов добровольно или производства принудительной выемки, точное наименование и свойства изъятых предметов, документов или ценностей. Протокол обыска составляется в двух экземплярах под копирку. Копия протокола выдается лицу, у которого произведена выемка.

При расследовании преступлений применяется множество самых разнообразных следственных действий, каждое из которых четко регламентируется законом. Выемка документов не является исключением, но есть множество нюансов и мелочей, зная которые можно в полном объеме понимать сущность явления. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса обозначено, каковы основания и порядок производства такого следственного действия.

Общая характеристика выемки

Выемка документов - это действия следователя или дознавателя, которые заключаются в изъятии из помещений, территорий или местности документов, которые имеют значение для уголовного дела. Особенность заключается в том, что предварительный поиск не требуется, должностные лица уже знают, где находятся документы, и просто изымают их. Разрешение на производство этого следственного действия дается вышестоящим должностным лицом или уполномоченным органом, только с ним можно приступить к процессу выемки. Изъятие может проводиться как в добровольном порядке, так и с применением принуждения, об этом делается пометка в протоколе, но на факт изъятия это обстоятельство влияния не оказывает.

Основная задача действия заключается в изъятии у конкретного лица в точном месте документа, который необходим следствию. Обращаем внимание, что в Уголовно-процессуальном кодексе выемка документов не обозначена отдельной статьей, есть общие положения о выемке, в которых также говорится о предметах, не только о документах.

Условия выемки

В статье 183 указываются условия, при которых должна производиться выемка по общему правилу. Есть те, что не подчеркивают суть выемки как следственного действия, а есть другие - они отличают ее от иных следственных действий. Общие условия выемки:

  1. Действие должно быть необходимым, то есть документ должен быть важен и достать его иным путем невозможно.
  2. Изымать можно только те документы, которые имеют отношение к конкретному уголовному делу. В постановлении на проведение следственного действия необходимо мотивированно объяснить, зачем оно нужно, ссылаясь на обстоятельства уголовного дела.

Условия, отличающие выемку от иных действий

Данные условия, в отличие от предыдущих, являются также и основаниями выемки документов. Зачастую данное действие путается с обыском, в котором тоже изымаются документы и предметы. Отличие кроется в следующих положениях:

  1. Место, в котором находится объект, должно быть четко известно. Суть действия сводится к тому, что должностные лица прибывают в конкретное помещение, знают, где лежат документы, изымают их и покидают территорию.
  2. Следствию должно быть известно лицо, у которого содержатся документы, необходимые для изъятия. Данное условие схоже с предыдущим.

Разрешение на производство

Как говорилось ранее, выемке предшествует составление постановления следователя. В нем объясняется, какие конкретно документы нужно изъять, почему они так важны для дела, для какого дела конкретно они важны, у кого будет производиться выемка. Наличие такого документа - общее правило, из которого есть исключения. Если речь идет о прибытии в жилище, необходимо разрешение суда. То есть если следователь отправляется в жилое помещение, в котором живут люди, ему нужно взять разрешение суда. Именно его следователь показывает жильцам. Закон разрешает проводить выемку в ломбарде только с разрешения суда, но это больше касается предметов, поэтому не будем уделять большое внимание этому положению.

Документы, содержащие тайну

Выемка документов в рамках уголовного дела может затрагивать государственную или какую-либо другую тайну, которая охраняется в особом порядке. Сюда же относятся документы, в которых есть сведения о вкладах, счетах граждан, отчетности кредитных организаций и банков. Выемка документов, передаваемых через почту или телеграф, также производится в особом порядке.

  • В первую очередь следователь составляет ходатайство, в котором указывает основания проведения выемки, важность и необходимость документов, которые будут изъяты в процессе. Необходимо ссылаться на нормы закона, а также на фактические обстоятельства дела, по которому идет расследование.
  • Подача ходатайства в суд и рассмотрение. На этом этапе суд оценивает необходимость проведения выемки, особенно, если речь идет о тайне. По результатам рассмотрения выносится решение.
  • Суд выносит решение и в том случае, если дано разрешение на производство выемки, следователь с ним отправляется на место.

Элементы выемки

Существует несколько элементов, которые должен совершить следователь или дознаватель при реализации следственного действия. Если один из элементов будет нарушен или отсутствует вовсе, доказательства, полученные в процессе, можно признать недопустимыми, и в суде эта линия обвинения разрушится.

  1. Прибытие в место или к лицу, у которого находится документ. Изъятие всех необходимых документов. Нельзя брать что-то, что не указано в разрешении на проведение выемки, все производится строго по порядку.
  2. После того как документ изъят, необходимо показать его понятым. При необходимости они могут пролистать бумаги, если их много. Выемка документов производится зачастую при участии и других лиц, например, того, у кого изымают. Дознаватель или следователь должны всем участникам показать документы.
  3. Составление протокола, в котором обозначаются все детали и описываются изъятые документы, обозначается, добровольно или принудительно производилось действие. Также фиксируются данные лица, у которого изъяты бумаги, описывается упаковка и факт изъятия.
  4. После того как объект упакован правильно и опечатан, необходимо поставить свои подписи дознавателю или следователю рядом с печатью. Ставятся и подписи лица, у которого произведена выемка, а также понятых. Заполняется в котором опять же ставятся подписи всех участников.

Протокол

Как мы отметили, по результатам проведения выемки документов и предметов составляется протокол. В зависимости от сути и деталей следственного действия уточняется название документа. Например, если речь идет конкретно о документах, в шапке пишется "протокол производства выемки документов". Далее ставится место и дата составления документа, звание и должность следователя, также фамилия и инициалы. После чего указываются данные понятых и иных участников процесса. Делается ссылка на постановление, которое разрешило проводить выемку, не забываем и про норму закона, который разрешает проведение следственного действия. После чего следователь подробно описывает, что, в каком порядке и как было изъято. Необходимо описать документы и отметить, что все они упакованы и опечатаны. После чего все участники ставят свои подписи. Протокол выемки документов считается готовым, его можно впоследствии вшивать в материалы дела.

Налоговая проверка

Не только следователи и дознаватели имеют право на проведение следственных действий, сотрудники налоговых органов вправе изымать документы. Не будем подробно описывать разновидности налоговой проверки. Нас интересует исключительно выездная, ведь в рамках нее возможна выемка документов. В процессе выездной проверки сотрудники налогового органа выезжают на место нахождения налогоплательщика. Решение о проведении такой проверки составляет руководитель налогового органа, подписывает постановление. Именно оно является основанием проведения проверки. Если речь идет о выемке, нужно составлять отдельное постановление о производстве выемки, которое также подписывается руководителем. В налоговой проверке выемка документов - явление довольно частое, но действия эти совершенно разные, поэтому разрешение требуется отдельное. В противном случае последует признание доказательств недопустимыми, а значит, обвинение будет сведено к нулю.

Основания выемки документов налоговыми органами

В системе налоговых органов действует Письмо ФНС, которое вышло еще 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837. В нем установлены четкие случаи, когда может проводиться выемка документов налоговыми органами.

  1. Если у сотрудников есть основания полагать, что налогоплательщик скрывает, уничтожает, заменяет или исправляет подлинные документы, выдавая на проверку фальшивые акты и отчеты. Из-за этого не может проводиться полноценная выездная проверка, а значит, сотрудники могут провести выемку, чтобы с помощью экспертов определить, подделка это или нет, на основании чего действовать дальше.
  2. Если проверяемая организация отказывается предоставить документы, которые запрашивают сотрудники налоговой службы. То есть добровольная передача документов не состоится, значит, необходимо провести выемку в принудительном порядке.
  3. Если проверяющим нужно получить документы для проведения экспертизы, приобщения к материалам уголовного дела.

Все эти основания перечислены в Письме и являются законными основаниями выемки документов налоговой службой.

Составляется ли в таком случае протокол?

Несмотря на то что компетенция налоговых органов совершенно отличается от органов внутренних дел, по результатам проведения выемки необходимо составить протокол. В процессе нужно задействовать также понятых, составить протокол по тем же положениям, что были описаны выше. Документ нужно подписать всем участникам налоговой проверки и выемки.

В том случае, если изымаются документы, с них делаются копии, которые передаются проверяемой организации. Если невозможно изготовить и передать копии, то налоговый орган берет на себя обязательство вернуть все документы через 5 рабочих дней с момента выемки.

Выемка с электронных носителей

Время идет, и современные технологии не остаются в стороне, многая информация хранится не в бумажном варианте, а в электронном. Законодатель предусмотрел это обстоятельство. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса указано, что в таком случае нужно обязательно привлечь специалиста. Если владелец информации подает ходатайство, нужно сделать копии всех документов, подлежащих изъятию под контролем специалиста. Копирование производится на дополнительный электронный носитель, который предоставляется владельцем информации. Закон запрещает проведение копирования, если оно может создать препятствия расследованию или уничтожению, повреждению информации. Если проведено копирование, об этом делается пометка в протоколе, который составляется следователем. Порядок, основания и условия производства выемки документов в электронном варианте остаются неизменными и не отличаются от общего порядка.

Заключение

Такое следственное действие, как выемка документов, является важным и становится все более популярным с течением времени, когда уровень экономических преступлений постоянно повышается. Законодателю необходимо более подробно и детально регламентировать порядок выемки электронных документов. Мы помогли вам разобраться в основаниях, условиях, порядке и особенностях производства выемки как сотрудниками органов внутренних дел, так и налоговых органов. Несмотря на различную сферу работы, и те и другие уполномочены совершать выемку.