Судебная реформа Александра II. Реформы Александра II

Александр II, не зря получивший прозвание царя-реформатора, изменил многие сферы жизни Российской империи. Одной из самых известных стала его судебная реформа 1864 года. Ее проведение было вызвано крайней необходимостью - из-за того, что в судах действовали устаревшие правила, процессы растягивались на месяцы и годы, а люди отправлялись в тюрьму без вины.

В чем именно выразилась реформа Александра II?

Планируя изменения в российском суде, император ориентировался на опыт соседних развитых стран.

  • Судебная ветвь была окончательно отделена от прочих, и судьи избавились от чьего бы то ни было стороннего влияния. Суды были разделены на общие и мировые - это позволило сократить количество хаоса в делопроизводстве.
  • Суд стал современным, более гуманным и основанным на равенстве сторон. Процессы стали проводиться открыто, каждый из подсудимых получил возможность защищать себя от предъявляемых обвинений, были введены кассационные жалобы. Отдельно стало проводиться предварительное и судебное следствие.
  • Дворян, представителей среднего сословия и крестьян отныне судили на равных. Ни один класс не имел преимуществ перед другим, когда речь шла о совершенном преступлении.
  • Особо тяжкими делами занимались суды присяжных - это нововведение также гарантировало внимательный подход к расследованию и вынесение справедливого приговора.

Хотя изменения, введенные Александром II, не сделали судебную систему 19-го века идеальной, они оказались эффективными.

Судебные реформы в 20-м веке

Хотя на протяжении двадцатого столетия судебная система менялась, это были незначительные, «текущие» изменения, просто приспосабливающие ветвь власти к реалиям времени. Полномасштабная реформа произошла только в 1991 году, и направлена она была вновь на «гуманизацию» системы. В частности:

  • был введен строгий контроль за соблюдением принципов законности при проведении следования и суда;
  • делопроизводство было ускорено, а затягивание сроков процесса устранено;
  • пристальное внимание стали обращать на заявления о пытках и иных мерах воздействия при проведении следствия - такие случаи стали сурово караться;
  • были приняты меры по искоренению фальсификации вещественных доказательств, документов и прочего.

Еще одна судебная реформа прошла в России буквально только что - в 2017 году. Ее сутью стало повышение квалификации судебных исполнителей - из судебной структуры были уволены работники без профильного образования.

Судебная реформа Александра ЙЙ.

Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.

В России суд выходит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его представителями-посадниками и тиунами. Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Затем при Екатерине II была создана система судебных учреждений. Но к середине XIX века европейские государства, достигшие к этому времени значительного прогресса в области теории и практики права, отказались от нее как от устаревшей и несовершенной. Получившая широкое распространение идея о “правлении закона” как о нормативном принципе устройства государства и общества лежала в основе не только судебной реформы 1864 года, но и всей эпохи реформ. В 1864 году Александром II была проведена судебная реформа, которая ввела основы нового судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.

В критический для страны час он смог переступить через многие привычные взгляды и убеждения, пренебречь принципами и верностью своему классу ради цели много большей.

Крымская война (1853-1856) закончившаяся поражением России, показала экономическую, политическую и военную несостоятельность царизма, обнаружив пороки и язвы социально-экономической системы.

«Существующее в стране смещение властей законодательной, исполнительной и судебной способствует развитию бюрократизма. Нам, русским, всего необходимее воспитать в себе чувство уважения к закону, ибо мы привыкали прибегать к темным и негласным путям мимо открытых и законных, когда хотим покончить спорное дело легко и просто. Мы сбились со столбовой дороги законности и заблудились по проселкам. Нас нужно оттуда вывести, а для этого нужно отлучить от дверей тайной полиции и губернаторов, да указать на открытые двери судебных мест». В сказанном - понимание необходимости судебной реформы. «Поднять юридические нравы народа, внушить ему негодование к кривосудию и любовь к правде было бы поистине святым делом». Но как осуществить это? Прежде всего, ввести гласность и устность судопроизводства. «Пора исполнять над нашими исполнителями, следователями, судьями единственно неподкупный контроль общественного мнения, пора дать средство оглашать во всеуслышание темные дела и скрытые беззакония. Тогда, и только тогда, мы можем излечиться от старого недуга и догнать в правосудии другие образованные страны» Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. 1989..

Как видно, кризисное состояние государственного механизма России стало очевидным. Это явилось необходимой предпосылкой осознания неизбежности реформы. «К концу Крымской кампании, - вспоминал Оболенский, - чувствовалась неизбежность существенных реформ».

В подготовке судебной реформы активно затрагивался один из злободневнейших вопросов - реформа правосудия. Здесь очевидны две тенденции. Первая - показать никчемность отечественной юстиции и образцовое состояние правосудия стран Запада. Вторая - обосновать необходимые законодательные изменения правосудия. Появились предложения об уничтожении канцелярской тайны, о введении гласности и публичности судопроизводства. Гласность в суде определялась требованиями гласности общественной жизни. Крепостное право исключало законность. Оно предполагало зависимость юстиции от административной власти. Таким образом, реформировать государственный механизм, юстицию было невозможно без его отмены.

«Для мирного и благоприятного исхода предстоящей реформы» необходимо:

  • 1. Разделить власти: административную, судебную и полицейскую;
  • 2. Определить «ответственность всех и каждого перед судом»;
  • 3. Ввести гласность гражданского и уголовного судопроизводства;
  • 4. Учредить суд присяжных.

Необходимость спешной судебной реформы диктовалась экономикой страны, находившейся в застое. Без нее нельзя было рассчитывать на помощь иностранного капитала. Таким образом, судебная реформа становилась очевидной для правительственных кругов. Однако они отрицали в то же время институты, известные странам Запада, гарантировавшие неприкосновенность личности, собственности, режим законности.

Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.

Судебными уставами 1864 года создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган - Сенат: общие суды и мировые суды. Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание которых предусматривалось иными законодательными актами.

Проведение судебной реформы продолжалось до конца XIX века. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они распространили свою деятельность лишь на десять губерний центральной России.

Учреждением судебных установлений в ст.237 и 239 предусматривалось, что основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти - суды первой и высших инстанций. Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению о законе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников.

Для того времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в других странах российскую реформу нужно считать безусловно прогрессивной. Она не была слепым и бездумным подражанием порядкам, сложившихся в государствах Европы и Северной Америки. Ее основные положения строились с учетом специфики конкретных экономических, социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и иных условий, сложившихся в Российской империи. Возможно, организаторы реформы не во всем были последовательны, но в любом случае следует признать, что они стремились к сознанию совершенной судебной системы.

Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Вместо множества судов, существовавших для "обслуживания" различных сословий, учреждались единые для всех сословий общегражданские суды.

Серьезным изменениям подвергся и статус прокуратуры в период судебной реформы 1864 года. Прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

Должности прокурора судебной палаты и его товарищей учреждались в соответствии с судебными уставами. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни в последствии не была подвержена коррупции.

Также одним из наиболее впечатляющих итогов судебной реформы 1864 года оказалось создание мощной независимой адвокатуры. Судебная реформа 1864 года создала совершенно новую профессиональную группу, которая окажется очень важной для будущего Российской империи. Позднее её представителями станут Керенский и Ленин. Органами адвокатского самоуправления стали общее собрание и советы присяжных поверенных. Присяжные поверенные были объединены в присяжную адвокатуру - коллегию адвокатов, членом которой можно было стать только на основании профессиональных знаний, что должно было гарантировать высокий профессиональный уровень.

Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.

Судебные уставы - в дореволюционной России официальное название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.

Реформы второй половины XIX века в Российской империи привлекают умением правительства Александра II, с относительно малыми потерями на рубеже 50-60-х годов, выйти из кризисной ситуации, определить оптимальное направление преобразований - «революция сверху», обеспечивая при этом быстрое продвижение государства вперед на пути развития. В этот период прошлого века российское общество переживало осознание колоссального отставания от других стран и народов, необходимости перемен, - состояние, которое можно назвать общественным прозрением.

Путь радикального реформирования, коренной ломки старой и создания новой судебной системы, предпринятый «отцами» судебной реформы 1864 года, требует большей подготовки, больших усилий.

Вполне привычны проблемы становления новых форм суда в наши дни: отсутствие достаточных финансовых средств, достаточного числа высококвалифицированных юридических кадров. В этой связи перед законодателем вновь стоит сложная задача определения степени единства судебной организации. Это трудность не была преодолена и в ходе судебной реформы XIX века. Созданная тогда судебная система не стала единой.

Список литературы

Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. - Саратов, 1969 год

Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России, Воронеж, 1989 год

Российское законодательство X-XX вв., т.2, Москва,1984 год

Скрипилев Е.А. В.Д. Спасович - "король русской адвокатуры" (научная и общественная деятельность) // Государство и право. 1995, № 7

Смолярчук В. И. Анатолий Федорович Кони, Москва, 1981 год

Тарановский Т. Судебная реформа и развитие политической культуры царской России // Великие реформы в России, 1855-1874. - Москва, 1992 год

Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

  • осуществление правосудия только судом;
  • независимость судов и судей;
  • отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
  • несменяемость судей;
  • бессословность суда (равенство всех перед судом);
  • гласность судопроизводства;
  • состязательность;
  • самостоятельность судей;
  • устность судопроизводства.

Литература

  1. Джаншиев Г . Эпоха великихъ реформъ . СПб., 1907, стр. 383-506.
  2. Джаншиев Г. Основы судебной реформы . М., 1891.
  3. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. / М.Г. Коротких. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. – 185с.
  4. Коротких, М.Г. Судебная реформа 1864 г. в России / М.Г. Коротких. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. – 240с.
  5. Монтескье, И.В., Жуйков, В.М. Судебная реформа в прошлом и настоящем / И.В. Гессен, В.М. Жуйков. – М.: Статут, РАП, 2007. – 2410с.
  6. Великие реформы в России середины XIX века / Сост. И.Л. Абрамова, Б.В. Колобов, Г.Л. Волохова и др. – М.: Изд-во МГТУ, 2002. – 160с.
  7. Виленский, Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б.В. Виленский - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1969. – 400с.
  8. Великие реформы в России: Сборник / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла – М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992. – 336с.
  9. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. – М.: Высшая школа, 1983. – 352с.
  10. Кони, А.Ф. Отцы и дети судебной реформы: К пятидесятилетию Судебных Уставов. / А.Ф. Кони. – М.: Статут, 2003. – 352с.
  11. Реформы Александра II: хрест. / Сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. –М.: Юридическая литература, 1998. – 464с.
  12. Шестопалов А.П. Великие реформы 1860-1870 гг. / А.П. Шестопалов // Основы государства и права. – 1998. - № 6. – С. 21-29.

Ссылки

  • Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на которых они основаны В 5 томах. СПб.: Государственная канцелярия, 1866-1867
  • Судебная реформа // Эпоха великих реформ. Г.А. Джаншиев. По изданию 1900 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Судебная реформа Александра II" в других словарях:

    В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Наше С. устройство и деятельность судов до 1864 г. были в очень печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Реформы Александра II реформы 60 70 х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы». Основные преобразования: Крестьянская реформа 1861… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Александр II (значения). Александр II Николаевич Александр Николаевич Романов … Википедия

    Александр II Николаевич … Википедия

    Александр II Николаевич … Википедия

    История России … Википедия

    стиль - и I. Разновидность языка, закрепленная за определенной социально коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках… … Учебный словарь стилистических терминов

    Формальная теория доказательств один из вариантов устройства норм об оценке доказательств в судебном процессе. В уголовном процессе его сущность состоит в том, что для признания преступления совершённым и вины подсудимого доказанной суд… … Википедия

    Формальная теория доказательств один из вариантов положения о применении доказательств в уголовном процессе. Сущность его состоит в том, что для признания преступления совершённым и вины подсудимого доказанной суд должен убедиться в наличии… … Википедия

Книги

  • Дневник 1873-1882. В 2-х томах , Милютин Дмитрий Алексеевич , Граф Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) - военный министр, член Государственного совета, почетный член Академии наук и всевозможных военных академий; энциклопедически образованный ученый,… Категория: Мемуары Серия: Биографии и мемуары Издатель: Захаров ,
  • История судебных учреждений России , Пивоваров Ю.С. (Ред.) , В сборнике представлены обзоры, посвященные анализу отечественной и зарубежной историографии становления и развития судебных учреждений в Киевской Руси, Новгородском и Псковском… Категория:

Хронология

  • 1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
  • 1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
  • 1864 г. Проведение судебной, земской и школьной реформ
  • 1870 г. Проведение городской реформы
  • 1874 г. Военная реформа

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством . Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей . Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты . Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

Судебная реформа - одна из Великих реформ Александра Второго. Реформы, проводимые им в либеральном духе, изменили нашу страну, подарили многим свободу и вывели на новый уровень развития.

Великие реформы Александр Второй начал с отмены главной тормозящей силы модернизации страны - крепостного права. Эта реформа была сложной, и решиться на нее было непросто. Изменения коснулись всех слоев населения, а это значит, что нужно было тщательно продумать все возможные спорные ситуации. Как известно, усложняли крестьянам процесс получения личной свободы. Однако это не остановило императора - он принимает еще ряд важных преобразований. Судебная реформа стает новым этапом развития в России. Именно благодаря этой реформе появились адвокатура, суд сейчас о таких явлениях мы говорим как о неотъемлемой сфере правовой жизни, а тогда они вызывали множество споров и вопросов. Концепция судебной реформы предполагала переход на европейскую систему. Это говорило о том, что суд должен был стать бессословным, а все процессы - открытыми.

Итак, судебная реформа была начата в 1864 году. Все нововведения внедрялись постепенно, чтобы не было сильных выступлений против новой системы.

Судебные реформы привели к созданию мощной судебной базы, способствовали становлению равенства всех перед законом, а также развитию правовой системы и образованию новых органов. Эта реформа была радикальной, что провоцировало волнения среди дворянства. В первую очередь, это было связано с введением бессословности суда. Как уже говорилось выше, именно эта реформа поставила в один ряд и крестьянина и дворянина. Также массовое недовольство новыми преобразованиями было вызвано введением суда присяжных. Теперь, по заявлению обвиняемого, дело могли рассматривать присяжные заседатели - независимые люди, выносящие свой вердикт. Этот принцип часто не оправдывал своих ожиданий: были случаи, когда суд присяжных заседателей выносил оправдательный приговор человеку, чья вина просто очевидна. Например, известная в те года история о Вере Засулич, которую признали невиновной.

К чему же привела новая судебная система в стране? Как уже было сказано выше, одним из последствий преобразований стали частые оправдательные приговоры объективно виновным людям. Также судебная реформа объявила гласность суда. Этот принцип привел к тому, что судебные заседания стали использоваться в качестве источника скандальных новостей и компрометирующего материала. Такие события не были редкостью, после чего реформаторы приняли решение об ограничении открытости судебных заседаний.

Таким образом, судебная реформа, проведенная императором Александром Освободителем, привела к созданию в нашей стране разветвленной судебной власти: появилась адвокатура, был учрежден суд присяжных заседателей. Провозглашение бессословности суда, гласности и открытости способствовало гуманизации правовой системы.