Советская политико правовая идеология. Халин К.Е

Общая характеристика большевизма

Тема 19. Политико-правовая идеология большевизма

С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано, прежде всего, с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны.

Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции.

На первых порах, вплоть до рубежа XX в., в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т.д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80–90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена социализма Маркса, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.

В 1898г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно – большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое – меньшевистское.

Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей.


Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой, – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т.д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры – это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции, прежде всего, встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются две возможности. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро).

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т.д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими, так или иначе, вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения.


Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет международных отношений

Реферат на тему:
«Политико-правовая идеология большевизма»

Выполнил: студент I курса 8 группы
Ткаченко А. И.

Преподаватель: Болдырева Е.Л.

Санкт-Петербург
2011
Содержание:

    Введение………………………………………………………… ………………………………………..3
    Основные положения большевистской идеологии………………………………..3
    Виды права в СССР…………………………………………………………………… ………………4
    Политическое учение В. И. Ленина………………………………………………………….5
    Политическое учение Н. И. Бухарина………………………………………………………6
    Список использованной литературы…………………………………………………… ….9

Введение
Что такое большевизм? Большевизм или марксизм-ленинизм является «дочерней» идеологией социализма. Основной целью социализма является демонополизация всего общества людей, которая приведёт к равенству, сотрудничеству, свободе и взаимопомощи всех людей, т.е. целью социализма является упразднение эксплуатации людей. Большевизм же подразумевает собой государственную монополизацию общества и замену частной эксплуатации на государственную.
Само понятие «большевизм» возникло на II съезде РСДРП, который проходил в 1903 году. На съезде в партии выделились два течения: революционное, возглавляемое В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, и оппортунистическое, возглавляемое Ю. О. Мартовым и П. Б. Аксельродом. Последователей Ленина оказалось больше, чем Мартова, поэтому первых начали называть «большевиками», а вторых – «меньшевиками». Позже единство партии было временно восстановлено, но в 1912 году на партийной конференции в Праге большевики создали собственную партию, с 1917 года называющаяся РСДРП(б) – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков).
После Октябрьской революции 1917 года партия стала называться РКП(б) – Российская коммунистическая партия (большевиков), в 1925 году – ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), в 1952 – КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза. Просуществовала она до 6 ноября 1991 года и была распущена соответствующим указом Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина.

Основные положения большевистской идеологии
Основой марксизма является классовое происхождение государства и его классовое содержание. Все марксисты в своих трудах исходят именно из этого положения. Возникновение государства представляется им как последствие разделения труда, возникновения частной собственности и раскола общества на классы. Таких же убеждений придерживался и Владимир Ильич Ленин.
Большевики видели в государственном насилии способ принудить крестьян, интеллигенцию и рабочих создать справедливое социалистическое общество, которое и было конечной целью большевизма. Они считали пригодными насильственные методы для внедрения в массы коммунистической идеологии. Истинность социализма, необходимость применения насилия в единственно справедливом социал-демократическом обществе – всё это и стало основой большевистских идей после Октябрьской революции.

Виды права в СССР
После революции велось множество споров о праве и о его необходимости в новой, социалистической России. В таких дискуссиях исходя из марксистской идеологии сложилось несколько концепций понимания права.
Право как орудие диктатуры пролетариата. Эту концепцию разрабатывал и активно внедрял Дмитрий Иванович Курский, занимавший пост наркома юстиции в 1918-1928 гг. Он считал право выражением пролетарских интересов, и места для свобод и прав индивида в этих интересах присутствовать не могло. Курский восхвалял революционные народные суды, подчеркивая, что эти самые суды полностью свободны в применении уголовных репрессий и руководствуется только своими представлениями. Эта концепция была реализована в виде «военного коммунизма».
Право как порядок общественных отношений. Еще одной важной личностью в становлении советской теории права является Пётр Иванович Стучка. Он считал, что новое революционно-марксистское право должно носить классовый характер всего общества и понимание материальных общественных отношений как базиса для объяснения явления права. Признавая при этом необходимость особого права в СССР, Стучка выделял его особенность, т. к. видел в советском праве право пролетарское.
Меновая концепция права. Пашуканис Евгений Бронеславович в своей книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» изложил меновую концепцию права. Она была названа так из-за определения им отношений товаровладельцев как «социальных отношений, неизбежным отражением которых является право». Именно из таких отношений Пашуканис и выводил понятие права. Согласно этой концепции буржуазное право является последней формой права, и дальнейшая его эволюция невозможна. Таким образом, пролетарское право категорически отвергалось, а то самое буржуазное было необходимо преодолеть для приведения общества к коммунизму – конечной цели большевиков.
Психологическая концепция классового права. Понимание права с позиции психологии предложил Михаил Андреевич Рейснер. Он утверждает, что общественный класс – не столько господствующий, сколько ущемленный - исходя из своего положения в обществе и психики, создают своё классовое право. Уже при капитализме параллельно с буржуазным правом существует пролетарское и крестьянское. Так что не все виды права имеют эксплуататорские начала.
Официальное «правопонимание». На I Совещании по вопросам науки советского государства и права 16-19 июня 1938 года было принято официальное определение права: «Право - совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу». 1 Тогда же было принято определение советского права: «Советское право – совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества». 2

Политическое учение В. И. Ленина
Главным идеологом большевизма является Владимир Ильич Ленин. Он опубликовал огромное количество работ в самых разных жанрах, касающихся вопросов политики, государства и власти. Самые известные из них – «Что делать?» и «Империализм как высшая стадия капитализма».
Ленин начинает рассматривать государство с вопроса о его классовой природе. Сугубая классовость, как он считает, – неотъемлемая черта государства. Ленин утверждает, что государство является результатом и проявлением неизбежных классовых противоречий. Причиной тому является тот факт, что государственный аппарат собирается в основном из господствующего класса, и, соответственно, этот правящий класс действует лишь в своих политических, идеологических и экономических интересах. Ленин редко отмечает, что иногда деятельность государства направлена на удовлетворение потребностей общества, но считает это малозначащим, нетипичным для государства. Так он называет государство не классовой организацией, а, скорее, организацией, управляемой господствующим классом и неизбежно приводящей общество к конфликту.
Огромен вклад Ленина в марксистское учение, хотя и очень специфичен. Он настаивал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой» для всякого классового общества вообще...». Суть любого государства, насколько бы демократичным оно не было, сводится к диктатуре господствующего класса. Это основной принцип жизни государства, который нельзя ни отменить, ни обойти. 3
«Диктатура господствующего класса» Лениным понимается следующим образом. Во-первых, диктатура класса – это его власть, беспрекословное подчинение воле и интересам членов социалистического общества. Во-вторых, такая власть подразумевает собой насилие, проявляющееся в самых различных формах. Это самое насилие видится Лениным основой диктатуры. В-третьих, действия господствующего класса не должны быть ограничены никакими законами, они должны быть абсолютно свободными.
Демократия, свобода, право, гуманизм рассматриваются Лениным как малозначащие компоненты общества, которые способно лишь прикрывать диктатуру и вводить в заблуждение трудящиеся массы, скрывая от них эксплуататорский характер государственного аппарата.
Политическое учение Н. И. Бухарина
Вторым из главнейших идеологов большевизма является Николай Иванович Бухарин. В своем «Письме к съезду», по сути – политическом завещании, В. И. Ленин самым значимым и крупным теоретиком компартии назвал именно его. Николай Иванович был популярен не только в Советской России, но и за рубежом. Он так же, как и Ленин, написал большое количество работ. Самые известные и популярные из них: «Мировое хозяйство и империализм» (1915), «Экономика переходного периода» (1920), «Теория исторического материализма» (1923), «Учение Маркса и его историческое значение» (1933).
Во всех своих работах Бухарин не отклонялся от большевистской идеологии и работ Ленина, Энгельса и Маркса. Главный его тезис – «государство есть продукт классового расчленения общества. Будучи продуктом развития общества в целом, оно в то же время есть насквозь классовая организация». Суть государства – это вражда классов, которые его составляют, и проявляется это во всех его аспектах, будь то политика, экономика, или социальная сфера. Государство, как аппарат публичной власти, как интегральная политическая организация, охватывающая полностью все общество, как какой-то особый механизм – все это, для Бухарина, лишь маска для сокрытия истинной природы от трудовых масс. 4
Право он рассматривает как «машину угнетения», которая выступает под псевдонимом правовых норм. Свое отношение к праву он выражает в определении «юридический кретинизм».
Все эти тезисы опираются на марксистский постулат о том, что государственная власть представляет собой организованное насилие в интересах господствующего класса для подавления остальных. Представление о государстве как об органе насилия и есть основа бухаринских суждений о государстве.
В целом государственная власть в работах Бухарина видится как сконцентрированное и организованное общественное насилие, становящееся единодержавием, иными словами, диктатуры класса, стоящего у власти. Государство и диктатура – вещи, связанные по своей природе, по своему происхождению. Бухарин говорит о том, что ни теоретически, ни практически невозможно создать государство, не содержащее в себе диктатуру.
Его взгляд на государство (тем более капиталистическое) как на диктатуру позволял ему критиковать буржуазную демократию. Она представляет собой систему «призраков демократии», обманно-маскировочных институтов власти, только лишь формального равенства граждан потому, как неравенство в экономической сфере при капиталистическом устройстве общества делает равенство всех граждан неосуществимым.
Диктатура пролетариата ставит на демократии крест. Эта диктатура – результат социалистической революции. Бухарин считает последнюю разрывом гражданского мира в обществе, гражданской войной, которую рабочие ведут против остальных во главе с коммунистами. Исходя из этого, советское государство должно иметь характер военно-пролетарской диктатуры. Именно так и получилось немногим позднее.
Бухарин строил свой анализ политических институтов на принципе «все наоборот». Общество должно было просто поменять математический знаки развития с минусов на плюсы и плюсов на минусы. Такая методология противоречила логике исторической эволюции права, государства, власти и мира в целом.
По иронии судьбы, Бухарин стал одной из многих жертв политического режима, для создания, становления и теоретического обоснования которого он немало потрудился.

Список использованной литературы:

    М. Вольфсон – «Большевизм»;
    В. И. Ленин – «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции»;
    А. А. Андреев – «История государственной власти в России»;
    Н. А. Омельченко – «История государственного управления в России»;
    В. Г. Графский – «История политических и правовых учений»;
    В. С. Нерсесянец – «История политических и правовых учений»;
    В. С. Юрчук – «История политических и правовых учений»;
    А. С. Сенин – «История российской государственности»;
    Н. И. Бухарин – «Мировое хозяйство и империализм»;
    Е. Б. Пашуканис – «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий»;
    А. Н. Тарасов – «Сакральная функция революционного субъекта»;
    Н. И. Матузов – «Теория государства и права»;
    Н. И. Бухарин – «Теория исторического материализма»;
    Н. И. Бухарин – «Экономика переходного периода»;
    Информационный образовательный юридический портал «Закон сегодня» (http://www.lawtoday.ru);
    Указ Президента РСФСР №169 от 06.11.1991 (http://document.kremlin.ru/ doc.asp?ID= 090083).
1 В. Г. Графский – «История политических и правовых учений» с.84
2 В. Г. Графский – «История политических и правовых учений» с.84
3 В. И. Ленин – «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» с. 23
4 А. С. Сенин – «История российской государственности» с.107

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1.Большевизм как течение политической мысли

2. Политическое учение В. И. Ленина

3. Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук. Познавательный и прогностический потенциал истории политической и правовой мысли весьма значим и в плане научной разработки глобальных проблем современности.

Задача моей работы является повышение интереса молодежи к истории и к историческим исследованиям (включая и область политико-правовой мысли). В современных условиях, это обусловлено рядом факторов, в том числе - ускорением исторического развития, углублением преобразований, активным участием в политическом процессе широких слоев населения на всех континентах планеты. А также бурным развитием настоятельной необходимостью повсеместного утверждения мира и согласия на началах исторически апробированных ценностей человеческой цивилизации, единых мировых стандартов в области прав и свобод человека, внутреннего и международного правопорядка.

Моя работа является актуальной на сегодняшний день, потому что борьба за будущее ведется сегодня более осознанно и активно, чем когда-либо раньше. Это связано с новым переосмыслением истории, с новыми трактовками и оценками политических и правовых идей и событий прошлого. Историческая ретроспектива во все большей мере становится необходимым моментом для выявления, выработки и обоснования соответствующих концепций и представлении о современности и перспективах ее развития.

Всемирный характер исторического процесса еще никогда не проявлялся столь отчетливо, непосредственно и властно, как в современную эпоху. Это обстоятельство существенным образом сказывается и на всем современном интересе к историческому прошлому, к духовному опыту предшествующих эпох и поколений, его смыслу и значению для современности и будущего.

Представители различных теоретических и идейно-политических направлений черпают из политических и правовых учений прошлого суждения и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики своих противников. История политико-правовых идей широко используется в многочисленных современных интерпретациях проблем прав и свобод человека, правового государства. К авторитету и идеям древних и новых классиков политической и правовой мысли апеллируют многие современные концепции социального, политического и правового развития.

Выражая и отстаивая различные позиции, интересы и воззрения в специфической форме теоретического знания, политические и правовые концепции (прошлого и современности) обладают большим потенциалом и играют существенную роль в деле не только научного, но и общемировоззренческого, духовного, идеологического обоснования. А также оправдания тех или иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль наиболее авторитетных, получивших историческое признание классических политических и правовых доктрин. Именно эта доктрина получили название «большевизм».

1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК ТЕЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано, прежде всего с деятельностью Г. В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883 г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны. Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции. Они хотели вооружить нарождавшийся в те времена российский пролетариат пониманием того, что он собой в действительности представляет, каковы его место и роль в общественно-политической жизни, к чему он должен стремиться, каков его социальный идеал, какую тактику, и стратегию надлежит ему использовать в борьбе против господствующих классов, против существующего государственного строя.

На первых порах, вплоть до рубежа XX века в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т. д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу - царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80-90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена Марксова социализма, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903 году, на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно - большевистское. Его возглавил В. И. Ленин. Другое - меньшевистское. "Большевизм, - по признанию В. И. Ленина, - существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года". Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г. В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей. Истории было угодно распорядиться таким образом, что и в дореволюционное время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскими интонациями. В свое время большевизм, ленинизм определяли как "марксизм XX в.". Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В. И. Лениным - создателем большевизма - и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства./1 С.32/

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ В. И. ЛЕНИНА

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920). /2 С.56/

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" - по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость - врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них - воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, - комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), - осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями. /3 С.128/

3. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТРАКТОВКИ

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры - это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, - быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, - писал он, - будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается - и при капитализме не может не оставаться - узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции, прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству - олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна - пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая - пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы - учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него - насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы - без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной. /5 С.178/

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка. / 6 С.144/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянное обращение к "авторитетам" и "классикам" политической и правовой мысли диктуется также причинами общеметодологического и гносеологического характера. Всякая новая теория, как известно, с внутренней необходимостью вынуждена иметь дело со старыми теориями, должна опираться на предшествующий теоретический материал, на уже накопленные знания в данной области исторически развивающегося познания, на исторически апробированные положения и концепции, на сложившийся понятийный аппарат, приемы исследований и т.д. Без такой историко-теоретической базы, ее постоянного обновления и развития также и современные науки о политике, праве и государстве были бы просто невозможны. Большое влияние на характер и направление соответствующих апелляций к истории политических и правовых идей оказывает актуальная социально-политическая практика.

По-моему мнению, рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть, надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Именно этот аспект является ключевым в политико-правовой теории большевизма.

Таким образом, знание реальной истории политических и правовых учений, содействует лучшему пониманию как прошлых и современных идей и теорий, так и подлинного содержания и смысла современных политических и правовых процессов, закономерностей и тенденций их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Марченко М.Н. «Политология. Курс лекций», М: изд. МГУ, 1993г.

2.Пугачев В.П., Соловьев А.И, «Введение в политологию», М.: Аспект-Пресс, 2000г.

3.Зеркин Д.П., «Основы политологии», Ростов н/Д: «Феникс», 1996г.

4.Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М., «Введение в политологию», М:«Феникс», 1998г.

5.Веркин Д.П. «Основы политологии» для Вузов, М: изд. МГУ, 1997 г.

6.Графский В.Н. «История политических и правовых учений» для Вузов, М: изд. МГУ, 1999 г.

Подобные документы

    Знакомство с особенностями идеологии большевизма. Большевизм как революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, анализ этапов развития. Причины зарождения революционно-большевистского движения.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2014

    Идейная борьба во Франции XVIII в. Политико-правовая программа Вольтера. Направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции. Закономерности, определявшие усиление политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Деятельность антибольшевистской эмиграции, переписка и размышления о природе самого большевизма. Проблемы международных отношений и внутренней политики. Предмет археографии и обретение новой жизни в документальных публикациях и исторических источниках.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2011

    Установление экономической и политической диктатуры пролетариата. В дальней перспективе (по В.И Ленину) - возможность, даже необходимость, отмирания государства, расстворения государства в обществе. Вовлечение общества в процесс управления государством.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Тенденции и значение политической и правовой мысли Московского государства. Государственность и политико-правовое сознание того времени. Основные эпохи развития русской культуры. Выдающиеся государственные и религиозные деятели этой эпохи. Роль Курбского.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Жизненный и творческий путь митрополита Иллариона. Источники формирования политико-правового мышления. Термины "закон" и "правда" в понимании Иллариона. Влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2013

    Формирование революционных взглядов, знакомство с марксизмом. Создание и первые съезды РСДРП. Начало эмиграций Ленина. "Кровавое" воскресение, первая революция в России. Иностранная военная интервенция. Последние годы политической деятельности Ленина.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    История жизни Владимира Ильича Ленина. Основные гипотезы причин болезни и смерти Улянова-Ленина. Анализ протокола патологоанатомического исследования (вскрытия). Факты, фальсификации, расследования. Дальнейшая судьба тела вождя. Теория гениальности.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Рассмотрение причин Октябрьской революции и ее значения в истории России. Описание главных событий переворота 1917 г.: свержение власти капиталистов и помещиков, установление диктатуры пролетариата, превращение большевизма в государственную структуру.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2011

    Этапы становления и развития политической мысли в Древней Греции. Обзор политических воззрений древнегреческих мыслителей трёх основных периодов развития политической мысли: раннего периода, периода расцвета политической мысли и эллинистического периода.

Большевизм как российский разновидность марксизма от начала XX в. постепенно сформировался в идеологию, которая "вооружила" пролетариат стратегией и тактикой борьбы против господствующих классов и существующего государственного строя. После революции 1917 г. большевистская идеология направила усилия на обоснование диктатуры пролетариата, а также места и роли большевистской партии в процессе утверждения социалистического строя. Взгляды Ленина на проблемы власти, политики, государства и права оказали решающее влияние не только на идеологов-последователей, но и на специфику правопонимания в целом, которое за годы советской власти сформировалось в целостную систему обоснования принципиально новых государства и права, необходимых для построения коммунистического строя.

Ленин и ленинизм

Основателем политического течения ленинизма был Владимир Ленин (настоящая фамилия Ульянов; 1870-1924) - российский политический мыслитель, советский государственный деятель, вождь большевистской партии и мирового коммунистического движения XX ст. К его основным трудам относятся: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" (1894), "Развитие капитализма в России" (1899), "Что делать?" (1902), "Шаг вперед, два шага назад" (1904), "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905), "Материализм и эмпириокритицизм" (1909), "О праве наций на самоопределение" (1914), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция" (1917), "Очередные задача Советской власти" (1918), "Детская болезнь "левизны" коммунизме" (1920)и др.

Первоисточниками формирования ленинизма стали марксизм и народничество. Марксизм Ленин соотносил с политическими реалиями деспотического режима сословной российской полицейской империи с пережитками крепостничества, национального угнетения, жестоким ущемлением прав и свобод человека, консервативными традициями и т.д. От народников Ленин унаследовал признаки сугубо национальной политической культуры, идеи русского коллективизма, создание организации профессиональных революционеров, раскрепощение личности для активной социальной деятельности, важности борьбы "критически мыслящих индивидов" против существующего строя, методы подпольной деятельности и создания централизованных, основанных на строгой дисциплине организаций и партий и т.д.

Ленинизм отличается от классического марксизма середины и конца XIX в. Ведущей идеей революционной борьбы он считал значительно дополненную доктрину диктатуры пролетариата и жестко централизованную, дисциплинированную политическую партию авангардистского типа, основной целью которой является установление такой диктатуры. В связи с этим политическим течением беднейшие слои крестьянства относятся к спролетаризованого класса. Ленин теоретически обосновал идею союза рабочих и крестьян под руководством городских пролетариев, четче определил пути и средства борьбы за власть, предоставляя приоритет вооруженному восстанию. В рамках ленинизма создано теорию революционной ситуации, превращение буржуазно-демократической революции в социалистическую, сделан вывод о неравномерности экономического и политического развития капитализма в условиях империализма и возможность победы социализма в одной отдельно взятой стране.

В. Ленин обосновал задачи и программу деятельности временного революционного правительства в форме советов как органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, создал новые политические лозунги, особенно тактического плана, которые следует использовать в преддверии революции, в ее начале, в вооруженном восстании среди крестьян, которые нужно постоянно менять в зависимости от обстоятельств, применяя методы диалектики. Он не воспринимал концепций национально-культурной автономии, многонациональных автономных союзов и доказал, с одной стороны, необходимость предоставление нациям права на самоопределение от создания федераций до полного отделения как национальных государств, а также необходимость борьбы за устранение национальных преград и построение жизни на принципах пролетарского интернационализма, сформулировал лозунг превращения империалистической межгосударственной войны в войну гражданскую, войну социал-демократов двух или более стран против собственной буржуазии, теоретически обобщил практику подрывной подпольной революционной борьбы. При этом теоретик оставил без внимания философию исторического детерминизма, доказывая, что не следует ждать на социалистическую революцию как следствие полного вызревания капитализма, а надо вершить ее как можно раньше. Он очертил непосредственные задачи построения социалистического общества, защиты страны от внешней агрессии и внутренних контрреволюционных мятежей, разработал тактику политических компромиссов, временных отступлений от стратегических рубежей, доказал возможность создания социалистического государства на любых началах: унитаризма, автономии, федерализма и даже конфедералізму.

Ленин отказался от вывода Маркса о пригодности аппарата некоторых буржуазных государств для социалистических преобразований и предложил как закон революции обязательность взлома любой государственной машины. Он высказал предположение, что переход от капитализма к социализму позволит разнообразных политических форм выбрать найпридатнішу. Ленинизм сделал вклад в концептуальной сокровищницу мирового конституционализма в виде его новых теоретических принципов, реализованных в четырех введенных в действие конституциях - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Декларации прав народов России и др. В этих актах акцент был сделан не на провозглашении формальных прав и свобод человека и гражданина, а на материальных гарантиях их реального обеспечения.

Политическая практика доказала ошибочность многих теоретических основ ленинизма, среди которых: искусственное ускорение исторического процесса, гиперболизация классовой борьбы; отказ от доктрины парламентской республики, концепции разделения властей, теории естественных прав человека и общественного договора; толкование пролетарской демократии как таковой, не может ограничивать себя старым правом; правосознание; полное подчинение личного коллективном, лица - государству, национального - социальном; безосновательное ожидание мировой социалистической революции и т.д. К тому же сокрушительный удар по ленинизма, начиная со второй половины 20-х годов, нанесли И. Сталин и другие руководители КПСС, который выразился в канонизации это учение, превратив его в религиозный культ. Под лозунгами ленинизма, но при других исторических обстоятельствах вводили политический террор, в ходе которого было уничтожено большинство сподвижников Ленина.

Что касается Украины, то Ленин весной и летом 1917 г. поддерживал Центральную Раду; уже в начале декабря 1917 года признал УНР как самостоятельное государство, но впоследствии объявил ей войну. В последние годы жизни он признал независимость УССР, выступил против сталинской политики автономизации.

19.1. Общая характеристика большевизма

С 70-х гг. XIX века в России начали распространяться идеи К. Маркса. Их укоренение на российской почве связано, прежде всего, с деятельностью Г.В. Плеханова и руководимой им группы "Освобождение труда" (основана в 1883г.). Картина складывавшихся тогда социально-экономических отношений достаточно наглядно показывала, что Россия бесповоротно становится на путь капиталистического развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приверженцы марксизма в России главные свои усилия сосредоточили преимущественно на том, чтобы осмыслить этот факт, поворотный для дальнейших судеб страны.

Их цель заключалась в том, чтобы с историко-материалистических позиций выявить состояние пореформенного российского общества, перспективы его эволюции.

На первых порах, вплоть до рубежа XX в., в совсем еще небольшом стане русских марксистов практически не было сколько-нибудь существенных различий в исповедовавшихся ими взглядах на коренные проблемы власти, государства, права и закона, политического режима и т.д. На том этапе они выступали практически единым фронтом. Объединяло их всех не только категорическое неприятие социально-экономических порядков тогдашней России, бескомпромиссное противостояние общему врагу – царскому самодержавию. Были у них и общие идеологические противники: таковыми являлись народники, "ревизиониствующие" марксисты, представители буржуазной политико-юридической науки, и проч. Русских марксистов сплачивали также единые задачи, которые они в 80–90-х гг. XIX в. пытались решать: приспособление идей марксизма к конкретным условиям России, пропаганда и распространение этих идей. Объединяла работа по собиранию пролетариев, других радикально настроенных людей под знамена социализма Маркса, работа по развитию революционного движения и приданию ему организованного характера.

В 1898г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в 1903г., на II Съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения. Одно – большевистское. Его возглавил В.И. Ленин. Другое – меньшевистское.

Наиболее значительными и типичными выразителями идеологии большевизма были В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. Особенности идеологии меньшевизма рельефно запечатлены в трудах Г.В. Плеханова, Л. Мартова и ряда иных меньшевистских деятелей.

19.2. Политическое учение в. И. Ленина

Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой, – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т.д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры – это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции, прежде всего, встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются две возможности. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро).

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т.д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими, так или иначе, вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения.