Россия во второй половине xviii века. внутренняя и внешняя политика екатерины ii

Экономическое развитие. Во второй половине XVIII века Россия продолжала оставаться аграрной страной, но ее экономика постепенно эволюционировала в сторону капиталистической модели. В этот период проявились серьезные противоречия между новыми методами хозяйствования в промышленности и торговле, и - государственной системой крепостничества, тормозившей экономическое развитие страны.

Сельскохозяйственное производство оставалось ведущей отраслью экономики. Оно мало изменилось по сравнению с предыдущим столетием, по-прежнему развивалось экстенсивным путем - за счет включения в севооборот новых территорий. Во второй половине XVIII в. усилилась эксплуатация крестьян. В Нечерноземье за 50 лет оброк вырос в 3-5 раз, барщина в некоторых районах страны составляла 6 дней в неделю. Налоги в пользу государства увеличились в 4,3 раза. Наблюдался постепенный переход от барщины к денежному оброку.

Новыми явлениями в сельском хозяйстве стали отходничество и месячина . Отходничество – это уход крестьян в город на заработки с разрешения помещика. Как правило, такие крестьяне нанимались на работу к хозяевам мануфактур или в ремесленные мастерские. Месячина появилась в 80-х гг. XVIII в.: помещик отбирал у крестьянина его земельный надел, и тот работал за месячное довольствие (как правило – небольшое).

Расширение сферы товарно-денежных отношений вело к разрушению натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства. Производимые продукты все чаще вывозились на продажу.

Промышленность развивалась гораздо интенсивнее сельского хозяйства. За вторую половину XVIII в. численность мануфактур удвоилась. С одной стороны, это объяснялось военными нуждами страны, а с другой – заинтересованностью зарубежных потребителей в дешевых русских товарах.

Подавляющее число мануфактур использовало крепостной крестьянский труд. Вместе с тем росла и численность мануфактур, которые использовали вольнонаемный труд. Во второй половине XVIII в. количество вольнонаемных рабочих выросло вдвое, причем, они преобладали в хлопчатобумажной, кожевенной, галантерейной и стекольной отраслях промышленности.

Толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., который разрешил открывать предприятия без согласования с властями. Это привело к росту числа заводчиков из богатых крестьян и купцов. Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. Выплавка чугуна за 50лет увеличилась в 5 раз. Главной базой русской металлургии был Урал. Переживала подъем обрабатывающая промышленность, работавшая не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Успехи в промышленности способствовали развитию внутренней и внешней торговли. В 1754 г. были отменены внутренние таможенные пошлины, что способствовало оживлению торговых связей между отдельными частями страны. Увеличилось число сельских торжков и ярмарок. Усилился товарообмен между городом и деревней. В городах появилась стационарная лавочная и магазинная торговля.

Внешняя торговля по-прежнему находилась в руках иностранных купцов. Крупнейшими статьями российского экспорта были железо, зерно, пенька, полотняные и льняные ткани. В торговле с Востоком Россия вывозила изделия своих мануфактур, в то время, как в торговле с Западом ввозила более качественные европейские промышленные изделия.

Хронический дефицит бюджета, вызванный постоянным ведением военных действий, был покрыт вхождением в обращение с 1769 г. бумажных денег – ассигнаций. Впервые при Екатерине II в 1769 г. Россия взяла внешний займ у Голландии.

Эти процессы постепенно приводили разорению значительной части дворянства, появлению купцов-промышленников, расслоению среди крестьянства. Новыми явлениями в экономике стали утрата замкнутости феодального хозяйства, дворянское предпринимательство в промышленности и в сельском хозяйстве, создание рынка наемной рабочей силы.

Внутренняя политика Екатерины II . Царствование Екатерины II можно разделить на три периода:

1762 – 1775 гг. - от начала царствования до крестьянской войны Е. Пугачева – период увлечения Екатерины идеями Просвещения, эпоха реформ в заботах об «общественном благе»;

1775 – 1789 гг. - от крестьянской войны до Великой Французской революции – период продолжения внутренних реформ, но с иной целью: для усиления государственного контроля над всеми сферами жизни общества, охраны существующего порядка и сохранения «тишины» в государстве;

1789 – 1796 гг. - от Великой Французской революции до конца царствования – период строгой цензуры, применения карательных мер против «вольнодумства», конфискация французской литературы и преследование русских просветителей.

Екатерина II выработала особую политику, получившую в истории название «просвещенный абсолютизм». Одним из самых крупных проектов Екатерины в духе «просвещения» стал созыв Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг. В комиссию входили депутаты от всех слоев общества (кроме крепостных). Цель комиссии – выработка свода законов, выяснение настроений общества и обсуждение наказов депутатов. Неожиданно для Екатерины острые дебаты развернулись при обсуждении крестьянского вопроса. Здесь был поднят вопрос и об отмене крепостного права. Однако, работа комиссии вскоре стала тяготить Екатерину. Уложенная комиссия была распущена под предлогом начала войны с Турцией, проработав полтора года.

Одной из первых реформ Екатерины стала секуляризация церковных и монастырских земель – их переход в собственность государства. Секуляризация была проведена в 1763-1764 гг.

Правление Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства. В интересах дворянства она подписала ряд важных указов:

1763 г. – расходы на подавление крестьянских бунтов возлагались на самих крестьян;

1765 г – разрешено ссылать крестьян в Сибирь на каторгу без суда и следствия;

1783 г – введение крепостного права на Украине;

1785 г – «Жалованная грамота дворянству», в которой были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I. Кроме того, разрешалось создавать дворянские общества в губерниях и уездах.

После восстания Е. Пугачева внутренняя политика Екатерины II ужесточилась. Крестьянская война выявила слабость местных органов власти, не способных ни предотвратить, ни погасить крестьянских выступлений. В 1775 г. была проведена губернская (областная) реформа, согласно которой страна делилась на 50 губерний, те, в свою очередь - на уезды. Во главе областной администрации назначался губернатор или наместник. Исполнительным, распорядительным и полицейским органом в губернии становилось губернское правление. На уездном уровне органом губернского правления был Нижний земский суд под председательством исправника или капитана. Таким образом, была усилена централизация власти, а губернским и уездным учреждения придана четкая структура.

В 1775 г. были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине.

В 1785 г. была проведена городская реформа – «Жалованная грамота городам». Городское общество делилось на 6 разрядов: в зависимости от имущественного ценза, определялись права и привилегии каждого разряда. Вводилось городское самоуправление. Выборные городские органы ведали текущим городским управлением, снабжением, городским ремонтом и благоустройством.

В 1782-1786 г.г. прошла реформа образования. Была создана сеть народных училищ - как системы общеобразовательных школ с едиными сроками начала и окончания занятий, уроками в классах, единой методикой преподавания дисциплин и общей учебной литературой.

Итогами реформ стало: более четкое определение границ сословий, их привилегий и положения по отношению к государству; более стройная система государственного управления, просуществовавшая около века.

В правление Екатерины II произошла самая крупная в истории России крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773 – 1775 гг.). Выдав себя за выжившего после покушения Петра III, свою программу он изложил в «прелестных письмах». Здесь Пугачев обещал сделать свободными казаками всех участников своего движения, наделить их землей и освободить от налогов, а так же - казнить помещиков и судей-взяточников. Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и стать для народа своим, «мужицким» царем. Такая программа действий привлекла к нему многочисленных сторонников. Война охватила огромные территории от Поволжья до Урала, и для ее подавления пришлось призвать регулярные войска. 10 января 1775 г. Пугачев вместе со своими ближайшими соратниками был казнен на Болотной площади в Москве. С остальными участниками восстания тоже жестоко расправились. Тысячи людей были казнены без суда и следствия.

Крестьянская война Е. Пугачева и Великая французская революция, в ходе которой был казнен Людовик XVI, заставили Екатерину II отказаться от политики «просвещенного абсолютизма». Стремясь предотвратить проникновение в страну революционных идей, правительство ввело строгую цензуру, контроль за литературой, поступавшей из-за границы, провело конфискацию изданий французских просветителей. В 1790 г. за «крамольные идеи» был арестован и сослан в Сибирь автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев. А в 1792 г. известный издатель и писатель, давний оппонент Екатерины - Н. И. Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

Окончание 34-х летнего царствия Екатерины II было отмечено расстройством финансов, беспорядком в делах управления, чиновничьим произволом, расцветом взяточничества. Стареющая императрица не могла контролировать ведение государственных дел, перепоручая их своим фаворитам.

Столкнулась Екатерина и с проблемой своих предшественников – кому передать престол? Отношения императрицы с сыном были враждебными. Она решила передать престол своему старшему внуку – Александру, и объявить об этом 24 ноября 1796 г. Но 6 ноября Екатерина скончалась, и императором стал ее сын - Павел.

Россия в годы правления Павла I (1796-1801) . Целью реформ Павла I стало укрепление основ социально-экономической жизни и политического строя России.

Для предотвращения дворцовых переворотов и повышения устойчивости власти, в день своей коронации - 5 апреля 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии». Здесь устанавливался строгий порядок перехода трона от отца к старшему сыну, а за отсутствием сыновей – к старшему брату.

Павел стремился к максимальной централизации власти. Император разработал план учреждения 7-ми министерств и Государственного казначейства. Однако этот план был реализован уже после его смерти. 50 екатерининских губерний были преобразованы в 41. Перестройка местного самоуправления сопровождалась ограничением дворянского самоуправления. Из ведения дворянских собраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. губернские дворянские собрания были упразднены.

Наиболее актуальным после восстания Е. Пугачева оставался крестьянский вопрос. 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, который предписывал использовать барщинный труд крестьян не более 3 дней в неделю. Кроме того, в 1798 г. было запрещено продавать дворовых людей и крестьян с молотка, а хлебная подать была заменена умеренным денежным налогом.

Политика по отношению к дворянству была противоречивой. С одной стороны, император заботился о материальном благополучии дворянства, оказывая ему материальную помощь через кредитно-банковскую систему и создавая режим максимального благоприятствования по службе. Но с другой стороны, Павел отменил важнейшие положения Жалованной грамоты дворянству – свободу от обязательной службы и от телесных наказаний.

Павел продолжил борьбу своей матери с «вольнодумством». Было запрещено ввозить зарубежные книги и учиться за границей, русским - покидать пределы России, а иностранцам - въезжать в Россию.

Сторонник строгой дисциплины и порядка, Павел решил перестроить армию по прусскому образцу. Основными занятиями гвардии стали бесконечные разводы, парады и построения. В гвардии возник ропот, который грозил перерасти в очередной дворцовый переворот.

Основной причиной последнего в истории России дворцового переворота стало недовольство гвардии и дворянства императором, ущемлявшим их интересы. Во главе заговора встал военный губернатор Петербурга - граф Пален. В ночь на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в Михайловский дворец и потребовали от Павла отречения в пользу сына - Александра. Получив отказ, они задушили императора. На следующий день манифест объявил о начале нового царствования - императора Александра I.

Внешняя политика второй половины XVIII века. Во второй половине XVIII века в русской внешней политике можно выделить три направления:

Южное расширение границы государства до побережья Черного моря;

Западноеприсоединение древнерусских земель – правобережной Украины и Белоруссии;

Борьба с Французской революцией.

Наиболее важной задачей была борьба за выход к Черному морю. Турция с подстрекательства Франции и Англии первой объявила войну России. Началась русско-турецкая война 1768 – 1774 гг. Первоначально бои шли с переменным успехом, однако по мере пополнения русских войск ситуация стала изменяться в пользу России. Потерпев полное поражение, Турция обратилась к России с просьбой о мире. Кучук-Кайнарджийский мир 1774 г.давал России выход в Черное море, право иметь черноморский флот и переходить через Черноморские проливы в Средиземное море. Османская империя передавала России территории между Южным Бугом и Днепром, Азов и Керчь, крепость Кабарда на Северном Кавказе. Крым объявлялся независимым от Турции, Россия получала право выступать в качестве блюстителя прав православного населения Османской империи.

Однако обе стороны рассматривали этот договор как временный. Они готовились к новой войне, которая разразилась в 1787 г. Успешные действия русской армии и российского флота вынудили турков подписать Ясский мирный договор в 1791 г. Турция передала Крым России и признала все завоевания России в Северном Причерноморье. Границей между двумя державами стала река Днестр.

Второй важной для России задачей стало возвращение древнерусских земель, входивших в состав Польши. Во второй половине XVIII века Польша представляла собой слабое государство, с множеством внутренних проблем – национальных, религиозных и политических. Ослаблением Польши воспользовались ее соседи – Пруссия Австрия и Россия. В 1772 г. они напали на Польшу и разделили между собой часть ее территории. Россия получила Восточную Белоруссию и польскую часть Ливонии (латвийские земли). Второй раздел, в котором участвовали Пруссия и Россия, произошел в 1793 г. В1795 г. произошел третий и последний раздел Польши, по которому России отошли земли Западной Белоруссии, Западной Волыни и основной части Литвы.

Екатерина II восприняла революционные события во Франции с крайней озабоченностью. После казни королевской четы, Россия начала формировать антифранцузскую коалицию и готовить вторжение в революционную Францию. В 1793 г между Англией и Россией был заключен договор о совместной экономической блокаде Франции. В 1795 г. между Россией, Англией и Австрией был заключен союз для совместной борьбы с революцией во Франции. В 1796 г. должен был начаться военный поход против Франции. Но этому помешала смерть Екатерины.

Внешняя политика Павла I отличалась противоречивостью. Первоначально - по союзническим обязательствам, в 1798 г. Россия объявила Франции войну. Военные действия были успешны для России. В 1799 г. черноморский флот отнял у французов Ионические острова, а армия под командованием выдающегося полководца - А.В. Суворова нанесла Франции ряд поражений в Северной Италии. Тогда же Суворов совершил беспрецедентный переход через Альпы. Но разногласия между союзниками привели к тому, что Павел отозвал русские войска и в 1800 г. подписал мирный договор с Францией. В том же году он направил 40 полков донских казаков на завоевание английской колонии - Индии. Только смерть императора прервала этот военный поход.

Общественная мысль и культура второй половины XVIII века. Ярким публицистом была сама императрица Екатерина II. Ее сочинения пронизаны идеей защиты самодержавия - как единственно приемлемой формы правления для России. Писала Екатерина и об особой исторической миссии русского народа.

В этот период широкий резонанс в русском обществе имели идеи европейского Просвещения. Русские просветители – Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, С. Е. Десницкий и др. считали совершенным государственным устройством - конституционную монархию, отстаивали «правовое обеспечение вольности и собственности», критиковали крепостное право.

Самые радикальные идеи этого времени были высказаны в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.). Радищев во многом сходился с просветителями, выступая против крепостного права, и признавая важность просвещения народа. Но в отличие от них, Радищев считал, что добровольно монарх никогда не откажется от своей власти. Поэтому единственный путь достижения свободы – революция. «Бунтовщик, хуже Пугачева», - так оценила его идеи Екатерина II.

Во второй половине XVIII в. происходит зарождение основных течений русской общественно-политической мысли, которые окончательно оформились уже в следующем столетии.

В развитии русской культуры продолжали доминировать тенденции, заложенные в петровскую эпоху. Заимствования из Европы касались только высших слоев общества.

Во второй половине XVIII века в русской литературе сложилось три стиля: классицизм (А. П. Сумароков), реализм (Д. И. Фонвизин) и сентиментализм (Н. М. Карамзин).

Русская живопись в этот период достигла небывалого подъема. В первую очередь он был связан с творчеством портретистов (Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д Г. Левицкого), однако появились и новые жанры – пейзаж, исторические полотна, бытовые картины, натюрморты.

Среди русских скульпторов выделялись Ф. Шубин и М. Козловский, представлявших два направления – реализм и классицизм.

Одна из самых бурно развивающихся наук в XVIII в. – география. Многочисленные экспедиции открыли и описали самые отдаленные уголки Сибири, Урала и Кавказа.

Большое развитие получила медицина. Была открыта Медико-хирургическая академия и медицинский факультет в Московском университете.

В России на 20 лет раньше, чем в Англии, И. Ползуновым была изобретена паровая машина, но практического применения она не нашла, и была демонтирована.

Важной вехой в развитии отечественной истории стало издание крупного исторического труда М. М. Щербатова «История России от древнейших времен».

Военная наука о стратегии и тактике сухопутного и морского боя была развита полководцами - Суворовым и Ушаковым.

В архитектуре русское барокко начинает вытесняться классицизмом. Для него характерны строго пропорциональные и симметричные постройки, колоннады и портики, подчиненность вторичных архитектурных элементов - главному. В стиле классицизма работали знаменитые русские архитекторы - В. Баженов, И. Старов, М. Казаков.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

Глава VI. Россия во второй половине XVIII века

1. Участие России в Семилетней войне

Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни претенденты на власть сменяли других. Такие преемники Петра, как Анна Ивановна (его племянница) или Пётр III (его внук), были ничтожные и невежественные люди, неспособные к управлению государством. Другие преемники Петра I были малолетними и только числились императорами. За них управляли случайные люди, большею частью ловкие авантюристы из иностранцев. При преемниках Петра I в управлении государством и во всех областях хозяйственной жизни большое влияние получили иностранцы. Этому способствовало раболепие перед всем иностранным, распространённое среди верхов дворянского общества. Анна Ивановна фактически передала власть в государстве тупому и необразованному немцу Бирону. Со времени Анны Ивановны началось особое засилье немцев в России. Они пытались захватить правительственный аппарат и другие важные учреждения страны. Поступая в качестве учителей и гувернёров в дома русских дворян, они прививали их детям презрение ко всему русскому и преклонение перед всем иностранным.

Засилье иностранцев вызывало возмущение лучшей части русского дворянства. Одним из проявлений такого возмущения был дворцовый переворот 1741 года, в результате которого на престол была возведена дочь Петра Елизавета Петровна.

В середине XVIII века влияние России на европейские дела усилилось. Соседи России ослабели. Сила Швеции давно уже пала. Турки и крымские татары представляли собой лишь обломки прежнего величия. Польша тоже не являлась уже опасной для России. Разваливалось и германское феодальное государство - беспомощный союз многих десятков мелких немецких государств. Самыми крупными из них были Австрия и Пруссия, короли которых соперничали друг с другом. В 1740 году королём Пруссии стал Фридрих II. Этот, по отзывам его современников, «весьма хитрый король» совершал неожиданные нападения на соседей и бесцеремонно захватывал чужие земли. «Сперва взять, а потом вести переговоры», - заявлял Фридрих II.

Захватническая политика Пруссии развязала большую европейскую войну, получившую название Семилетней (1756–1763 годы). На сторону Пруссии стала Англия, рассчитывавшая при её помощи ослабить свою соперницу на морях - Францию. Россия примкнула к союзу Франции, Австрии и Саксонии против Пруссии. Фридрих II был уверен в своём военном превосходстве. Его армия, состоявшая из наёмных солдат, была хорошо обучена, вымуштрована, привыкла к лёгким и быстрым победам и слыла «непобедимой».

В августе 1757 года русская армия перешла границы Восточной Пруссии и начала наступление на Кёнигсберг. Когда русские войска двигались по узкой лесной дороге среди непроходимых болот, немцы атаковали их, закрыв все выходы с поля боя. В этой западне, у деревни Гросс-Егерсдорф, русская армия вынуждена была принять бой. С криками «ура» русские войска кинулись в штыковую атаку и отбросили немцев. Громадную роль в отражении натиска немцев сыграла русская артиллерия. Как раз накануне войны появились орудия нового типа, более дальнобойные и более подвижные, чем старые.

Егерсдорфская победа ошеломила немцев. Крепость Кёнигсберг сдалась без боя. Почти вся Восточная Пруссия оказалась в руках русских.

Успехи русских войск в Восточной Пруссии встревожили не только врагов, но и союзников России. Боясь усиления русского Влияния, союзники не поддержали русской армии, в результате чего русские войска попали в тяжёлое положение под Цорндорфом, но и здесь ценой больших усилий и жертв с честью вышли из затруднения. Сам Фридрих должен был признать после Цорндорф: «Этих русских можно перебить всех до одного, но не победить». В то же время он говорил о своих солдатах: «Мои негодяи побежали, как старые бабы».

После Цорндорфа наступило затишье. Прусская армия была сильно потрёпана. Летом 1759 года русский генерал Салтыков повёл армию в наступление на Берлин. У деревни Кунерсдорф, в пяти километрах от Франкфурта-на-Одере, произошло решительное сражение. Под ураганным огнём русской артиллерии пруссаки панически бежали по узким проходам между озёрами. Разгром был настолько сокрушителен, что сам король едва не попал в плен. Фридрих II был близок к самоубийству. «Я несчастлив, что ещё жив, - писал король. - Из армии в 48 тысяч человек у меня не остаётся и 3 тысяч. Когда я говорю это, всё бежит, и у меня уже больше нет власти над этими людьми».

В Берлине началась паника. Королевская семья и берлинские власти покинули столицу. Австрийское командование спасло Фридриха II, отказавшись от похода на Берлин. Это дало возможность Фридриху II собрать новую армию. Но через год, 9 октября 1760 года, русские войска всё же заняли немецкую столицу. Городские власти Берлина поднесли русскому командованию на бархатной подушке ключи от крепостных ворот города.

Военное положение Пруссии было безнадёжным. Но в это время умерла русская императрица Елизавета Петровна. Племянник императрицы голштинский принц, получивший имя Петра III, стал императором России. Будучи горячим поклонником Фридриха II, Пётр III отозвал русские войска и заключил с Пруссией союзный договор. Русская армия, принесшая так много жертв и покрывшая в войне с Пруссией новой славой свои боевые знамёна, была горько разочарована. Всем стало ясно, что Пётр III защищает интересы Пруссии, а не России.

Возмущённые гвардейцы организовали против нового императора заговор. Летом 1762 года Пётр III был арестован и вскоре убит. Императрицей была провозглашена его жена Екатерина II.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Новшества в одежде во второй половине XVIII века От аристократов - к военнымВ 30-е годы XVIII века сначала аристократы, а затем и военные стали носить краги - накладные кожаные голенища разных цветов, но чаще - черного и коричневого. Их надевали, как правило, на охоту или для

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века § 1. Проект «Северной системы» Н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше Приход на трон Екатерины II мало что изменил в основных направлениях внешней политики России. Они в сущности остались

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

автора

Глава 15. КНИГА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

15.2. РОЛЬ Н. И. НОВИКОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КНИГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА "Ревнитель русского просвещения" - так называли Николая Ивановича Новикова (1744–1808) за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

15.4. ТОРГОВЛЯ КНИГАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Продажу книг осуществляли государственные, ведомственные и частные типографии, каждая из которых имела свои книжные лавки и склады. Оптовую торговлю в основном вели столичные предприятия. Процесс продажи шел медленно, и

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Тульский край во второй половине XVIII века Прежде чем перейти к рассуждениям о социальном портрете администрации Тульской провинции и губернии во второй половине XVIII века, необходимо уточнить географические и социально-демографические параметры региона, о котором

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

7. Внешняя политика России во второй половине XVIII века В ходе Семилетней войны действия России поставили Пруссию на грань военной катастрофы, и король Фридрих II готовился заключить мир на любых условиях. Спасла его смерть Елизаветы, последовавшая 25 декабря 1761 г.


Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (1762–1796 гг.)

Период второй половины XVIII века называют екатерининским периодом.

Екатерина II – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская была выбрана Елизаветой Петровной в невесты в 1744 г. своему племяннику Петру Федоровичу. Она приехала в Россию, приняла здесь православие и была наречена Екатериной Алексеевной. 17 лет она жила при русском дворе будучи женой великого князя Петра, а затем полгода – женой императора Петра III. В 34 года в результате дворцового переворота в 1762 г. Екатерина взошла на престол. Чтобы заставить всех признать законность своей власти, она в сентябре 1762 г. коронуется и после этого 34 года правит Россией. Подробнее о личности Екатерины II будет рассказано на лекции и семинаре.

Период правления Екатерины II именуют «политикой просвещенного абсолютизма» в России. В основу политики легли идеи французских философов – просветителей. Эти идеи заключались в следующем: все люди равны и свободны; только просвещенное общество может установить справедливые законы. Непросвещенное, темное общество, получив свободу, придет только к анархии; просвещение возможно через мудрого правителя; законы определяют благополучие государства. Законодательная, исполнительная, судебная власть должны быть разделены, чтобы не было деспотизма.

Европейские правители использовали эти идеи, вкладывая в них свое понимание, заключавшееся в укреплении прав и привилегий господствующего класса.

Утверждение абсолютизма было вызвано внешними и внутренними причинами. Подробно об этом будет рассказано на лекции. Российский абсолютизм имел свои особенности.

В правлении Екатерины II выделяют 2 периода: 1 – период реформ до крестьянской войны Пугачева; 2 – период реакции, отход от реформ.

Рост антикрепостнической борьбы крестьян и влияние западных идей заставило Екатерину II устранить наиболее отжившие законы, чтобы сохранить монархию, абсолютизм.

Во внешней политике России второй половины ХVIII века ярко проявился «имперский», т.е. силовой подход к решению территориальных и национальных проблем.

Первое направление во внешней политике было направлено на расширение территории России на юге до Черного моря. Второе направление было связано с решением национального вопроса на западе, где в результате разделов польско-литовского государства-Речи Посполитой – произошло политическое объединение русской народности и воссоединение с белорусами и украинцами.

В состав страны вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Приобретение новых земель на юге и западе увеличило экономические ресурсы и политический вес России. В 1760 г. Россия была самым населенным государством в Европе. Основным источником роста населения России в этот период были присоединения, завоевания и естественный прирост нерусского населения.

С 1791 г. стал исполняться первый неофициальный гимн Российской империи – марш-полонез О. А. Козловского «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. Позже, к 1801 г., был создан национальный русский гимн на слова М. М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе».

Екатерина II придавала большое значение законодательству. В среднем в тот период издавалось по 12 законов в месяц. В 1767 г. была создана Комиссия для создания нового свода законов взамен устаревших, но задача эта не была решена.

Реформы Екатерины II в области управления: сократилось число коллегий, реорганизован Сенат, законодательные функции изъяты у Сената, они сохранились только за монархом, таким образом, в руках Екатерины сосредоточилась вся законодательная и распорядительная власть.

Проведена секуляризация церковных владений. За счет этого пополнилась казна и сократилось влияние церкви на жизнь общества.

В 1775 г. проведена губернская реформа – реформа местных органов власти. Образованы 50 губерний, которые делились на уезды со своими органами власти. Были созданы новые судебные органы. Каждое сословие получило свой суд. Судебные органы власти были отделены от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, могли участвовать в местном управлении. Реформы привели к децентрализации управления, укреплению власти на местах. Эта система управления просуществовала около века.

В 1785 г. издается «Жалованная грамота дворянству» – документ, дававший права и привилегии дворянам. Время Екатерины II называют «золотым веком дворянства».

«Жалованная грамота городам»делила население городов на 6 групп – разрядов – и определяла права каждой группы. Основную массу городских жителей составляли люди, принадлежавшие к 3 и 6 разрядам, они получили название мещане (место – город). В городах к концу XVIII века жило 4% населения. Уже к началу XIX века в России насчитывалось 634 города, в которых проживало около 10% населения страны. В городах вводились органы самоуправления.

Эти реформы определили границы сословий, их права и привилегии и оформили социальную структуру общества.

Население России в середине XVIII века составляло 18 млн. человек, а к 1796 г. – 36 млн. человек.

Основную массу населения составляли крестьяне. 54% крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40% крестьян – государственными и принадлежали казне, остальные – 6% принадлежали дворцовому ведомству.

Екатерина II первоначально хотела дать жалованную грамоту крестьянам, но отказалась от этих замыслов и крестьяне указами 1765–1767 гг. (ссылка крестьян в Сибирь за неповиновение помещику и за жалобу на него) были еще больше закрепощены и стали более беззащитны перед произволом помещиков, крепостной уже мало отличался от раба. Именно в этот период крепостное право достигло наибольшего своего развития.

Реформа образования.

Были открыты новые учебные заведения, создавалась система общеобразовательной школы. В России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60–70 тыс. учеников.

Оформлению и дальнейшему развитию капитализма мешало крепостничество, оказывавшее огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма.

Главными источниками доходов государства были различные налоги, сборы. Они давали 42% денежных доходов государства. При этом 20% – это были питейные налоги. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII века в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше – в 5 раз. Недостаток средств вынудил правительство начать выпуск бумажных денег – ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги. С этого времени в России существовали 2 денежные единицы: рубль серебром и рубль ассигнациями. Впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии.

Второй период в правлении Екатерины II начинается после крестьянской войны Е. Пугачева (1773–1775) – период реакции. Оценивая эту войну, историки отмечают, что крестьянская война подорвала крепостнический строй и ускорила развитие новых капиталистических отношений. Но эта война привела к уничтожению огромного числа населения, расстроила хозяйственную жизнь в Уральском регионе, затормозила его развитие. Насилие и жестокость были с обеих сторон. Война не смогла решить ни одну из проблем. Более того, после этого бунта власть начала преследовать русских просветителей, ужесточила цензуру, репрессии.

В 1796 г. после смерти Екатерины II на престол всходит ее сын – Павел I (1796–1801 гг.).



Татьяна Понька

Архитектура . Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

Как и многие современники, Ю.М. Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный зал). В честь славной победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 г. один из залов Большого Петергофского дворца был Ю.М. Фельтеном переделан в Чесменский зал. Главным украшением зала стали 12 полотен, исполненные в 1771―1772 гг. немецким живописцем Ф. Гаккертом, посвященных сражениям русского флота с турецким. В честь Чесменского сражения Ю.М. Фельтен построил в 7 верстах от Петербурга по дороге в Царское Село Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777―1780). Дворец и церковь, построенные в готическом стиле, создают единый архитектурный ансамбль.

Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38―1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически.

В этот период Екатерина задумывает строительство в Кремле Большого Кремлевского дворца, и В.И. Баженов назначен его главным архитектором. Проект В.И. Баженова подразумевал реконструкцию всего Кремля. Это был, по сути, проект нового центра Москвы. В него входили царский дворец, Коллегии, Арсенал, Театр, площадь, задуманная наподобие античного форума, с трибунами для народных собраний. Сам Кремль благодаря тому, что Баженов решил продолжить три улицы проездами на территорию дворца, соединялся с улицами Москвы. В течение 7 лет В.И. Баженов разрабатывает проекты, готовится к строительству, но в 1775 г. Екатерина приказывает свернуть все работы (официально ― из-за нехватки средств, неофициально ― из-за негативного отношения к проекту общественности).

Проходит несколько месяцев, и В.И. Баженову поручается создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

В 1784-1786 гг. В.И. Баженов для богатого помещика Пашкова построил усадьбу, которая известна как дом П.Е. Пашкова. Дом Пашкова расположен на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку и представляет собой архитектурный шедевр эпохи классицизма. Усадьба состояла из жилого дома, манежа, конюшен, служебных и хозяйственных построек и церкви. Здание отличается античной строгостью и торжественностью с чисто московской узорчатостью.

Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738―1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле - Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем.

М.Ф. Казакову принадлежит также здание Дворянского собрания (1784―1787). Особенностью этого здания стало то, что в центре здания архитектор расположил Колонный зал, а вокруг него многочисленные гостиные и залы. Центральное пространство Колонного зала, предназначенного для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усиливается сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка. После революции здание было отдано профсоюзам и переименовано в Дом Союзов. Начиная с похорон В.И. Ленина, Колонный зал Дома Союзов использовался в качестве траурного помещения для прощания с государственными деятелями и знаменитыми людьми. В настоящее время в Колонном зале проводятся общественные собрания и концерты.

Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.― И. Е. Старов (1744―1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова ― Таврический дворец (1782―1789) - огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал―галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа ― это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744―1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей на два "всхода". В 1792-1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, который стал его следующим шедевром. В Александровском дворце основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806―1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1743―1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

В 1777 г. у сына Екатерины Павла Петровича родился сын - будущий император Александр I. Обрадованная императрица подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли вдоль реки Славянки - будущий Павловск. В 1780 г. созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска занялся Ч. Камерон. В строительстве парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, но первый период формирования парка под руководством Камерона был весьма значительным. Камерон заложил основы самого крупного и лучшего в Европе пейзажного парка в модном тогда английском стиле ― парка подчеркнуто естественного, пейзажного. После тщательных измерений им были проложены главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделены места для рощ и полян. Живописные и уютные уголки соседствуют здесь с небольшими светлыми строениями, не нарушающими гармонии ансамбля. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме. Следуя российским традициям, архитектору удалось "вписать" архитектурные сооружения в живописную местность, объединить рукотворную красоту с естественным природным великолепием. Павловский дворец лишен вычурности, его окна с высокого холма спокойно смотрят не неспешно текущую речку Славянку.

Последний по времени зодчий XVIII в. В. Бренна (1747―1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

Бренне Павел I доверил руководство работами во второй своей загородной резиденции ― Гатчине. Гатчинский дворец Бренны имеет скромный, даже аскетический спартанский вид, но внутреннее убранство величественно и роскошно. Одновременно начались работы в Гатчинском парке. На берегах озер и островов расположено большое количество павильонов, которые внешне выглядят очень просто, но их интерьеры великолепны: Павильон Венеры, Березовый домик (внешним видом напоминающий поленицу березовых дров), Порта Маска и Фермерский павильон.

Павел I решил в Петербурге построить дворец в своем вкусе - в духе военной эстетики. Проект дворца был разработан В.И. Баженовым, но в связи с его смертью, строительство дворца Павел I поручил В. Бренне. Павел всегда хотел жить там, где он родился. В 1797 г. на Фонтанке, на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (в котором родился Павел) состоялась закладка дворца в честь архангела Михаила ― покровителя небесного воинства ― Михайловского замка. Михайловский замок стал лучшим творением Бренны, которому он придал вид крепости. Внешний вид замка ― четырехугольник, обнесенный каменной стеной, с двух сторон вокруг дворца прорыты рвы. Попасть во дворец можно было через подъемные мосты, вокруг дворца в разных местах были размещены пушки. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры. При дворце имелись обширный сад и плац, где в любую погоду проводились смотры и парады. Но в своем любимом замке Павел успел прожить только 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта он был задушен. По кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости. Все статуи были переданы в Зимний дворец, рвы засыпаны землей. В 1819 г. заброшенный замок был передан Главному инженерному училищу, появилось его второе название ― Инженерный замок.

Скульптура . Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф. И. Шубина (1740―1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика.

Первое произведение Ф.И. Шубина после возвращения ― бюст А.М. Голицына (1773, ГРМ) ― одно из самых блестящих произведений мастера. В облике образованного вельможи читаются ум, властность, высокомерность, но в то же время и снисходительность, и привычка к осторожному "плаванию" на волнах переменчивой политической фортуны. В образе знаменитого полководца А. Румянцева-Задунайского за совсем не героической внешностью круглого лица со смешно вздернутым носом переданы черты сильной и значимой личности (1778, Гос. художественный музей, Минск).

Со временем интерес к Шубину угасает. Исполненные без прикрас, его портреты все меньше нравились заказчикам. В 1792 г. по памяти Шубин создает бюст М.В. Ломоносова (ГРМ, Академия наук). В лице великого русского ученого нет ни чопорности, ни вельможной надменности, ни излишней гордости. На нас смотрит чуть насмешливый человек, умудренный житейским опытом, проживший жизнь ярко и сложно. Живость ума, одухотворенность, благородство, в то же время ― грусть, разочарование, даже скепсис - вот основные качества, присущие великому русскому ученому, которого Ф.И. Шубин очень хорошо знал.

Шедевром портретного искусства Ф.И. Шубина является бюст Павла I (1798, ГРМ; 1800, ГТГ). Скульптору удалось передать всю сложность образа: надменность, холодность, болезненность, скрытность, но вместе с тем, страдание человека, с детства испытавшего всю жестокость венценосной матери. Работа Павлу I понравилась. Но заказов уже почти не было. В 1801 г. сгорели дом Ф.И. Шубина и мастерская с работами. В 1805 г. в нищете скульптор умер, его смерть осталась незамеченной.

В это же время в России работал французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791; в России ― с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа "Зима" (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти.

Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: "Петру первому Екатерина вторая". Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию.

В творчестве замечательного русского скульптора М.И. Козловского (1753 ―1802) сочетаются черты барокко и классицизма. Он также был пенсионером в Риме, Париже. В середине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворный период в творчестве Козловского. Главная тема его произведений ― из античности. С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасные пастушки. Таковы его "Пастушок с зайцем" (1789, Павловский дворец-музей), "Спящий амур" (1792, ГРМ), "Амур со стрелой" (1797, ГТГ). В статуе "Бдение Александра Македонского" (вторая половина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Самым значительным и крупным произведением художника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799―1801, Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведением М.И. Козловского стала статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800―1802). Статуя была посвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворял Россию, а лев ― побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основании сохранившихся фотодокументов.

Живопись . Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории ― "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия.

Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764―1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797- 1799, ГРМ) и пр.

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второй половины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова (1735/36―1808). Он происходил из крепостных крестьян, но получил вольную от своего помещика. Мастерство живописи он постигал на работах П. Ротари. Молодому художнику повезло, его покровителем стал первый президент Академии художество И.И. Шувалов. По рекомендации И.И. Шувалова Ф.С. Рокотов в 1757 г. получил заказ на мозаичный портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке) для Московского университета. Портрет имел такой успех, что Ф.С. Рокотов получает заказ на портреты великого князя Павла Петровича (1761), императора Петра III (1762). Когда на престол взошла Екатерина II, Ф.С. Рокотов был уже широко известным художником. В 1763 г. художник написал императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой обстановки. Рокотов написал и другой портрет императрицы, поясной. Он очень понравился императрице, она считала, что он ― "из самых похожих". Екатерина портрет пожаловала Академии наук, где он находится и поныне. Вслед за царствующими особами портреты Ф.С. Рокотова пожелали иметь Орловы, Шуваловы. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях: Барятинских, Голицыных, Румянцевых, Воронцовых. Рокотов не стремится подчеркивать внешние достоинства своих моделей, главным для него внутренний мир человека. Среди работ художника выделяется портрет Майкова (1765). В облике крупного государственного чиновника за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум. Колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, создает впечатление полнокровности, жизненности образа.

В 1765 г. художник переезжает в Москву. Москва отличается большей свободой творчества, чем официальный Петербург. В Москве складывается особая, "рокотовская" манера живописи. Художник создает целую галерею прекрасных женских образов, среди которых самым замечательным является портрет А.П. Стуйской (1772, ГТГ). Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами - все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины. Изысканная колористика портрета - зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый - усиливает впечатление загадочности. В XX в. поэт Н. Заболоцкий посвятил этому портрету замечательные стихи:

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Удачное воплощение образа А. Струйской в портрете послужило основой для легенды, согласно которой художник был неравнодушен к модели. На самом деле, имя избранницы С.Ф. Рокотова хорошо известно, а А.П. Струйская была счастлива в браке со своим мужем и была обыкновенной помещицей.

Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735―1822) ― создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом.

В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты. Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ). Представитель известной семьи горнозаводчиков, П.А. Демидов был баснословным богачом, странным чудаком. На оригинальном по замыслу парадном портрете Демидов изображен стоящим в непринужденной позе на фоне колоннады и драпировок. Он стоит в пустынной торжественной зале, по-домашнему, в ночном колпаке и алом шлафроке, указывая жестом на свои забавы - лейку и горшок с цветами, любителем которых он был. В его наряде, в его позе ― вызов времени и обществу. Все смешано в этом человеке ― доброта, оригинальничанье, стремление реализоваться в науке. Левицкий смог сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета: колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, на содержание которого Демидов жертвовал огромные суммы.

В начале 1770-х гг. Левицкий исполняет семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц ― "смолянок" (все в ГРМ), славящихся своей музыкальностью. Эти портреты стали высшим достижением художника. В них с особой полнотой проявилось мастерство художника. Е.Н. Хованская, Е.Н. Хрущова, Е.И. Нелидова изображены в театральных костюмах во время представления ими изящной пасторали. В портретах Г.И. Алымовой и Е.И. Молчановой одна из героинь играет на арфе, другая показана сидящей рядом с научным прибором с книгой в руке. Помещенные рядом, эти портреты олицетворяли пользу «наук и художеств» для разумной, мыслящей личности.

Высшей точкой зрелого творчества мастера стал его знаменитый аллелогический портрет Екатерины II, законодательницы в храме Правосудия, повторенный художником в нескольких вариантах. Это произведение занимает особое место в русском искусстве. В нем воплотились высокие представления эпохи о граждансвенности и патриотизме, об идеальном правителе ― просвещенном монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Сам Левицкий так описывал свое произведение: «Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которую, в виде Законодательницы, е.и.в., сжигая на алтаре Маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя».

В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание и уходит из Академии художеств. Одним из поводов для этого послужило увлечение художника мистическими течениями, получившими достаточно широкое распространение в России конца XVIII в. и его вступление масонскую ложу. Не без влияния новых идей в обществе около 1792 г. был написан портрет друга Левицкого и его наставника в масонстве Н.И. Новикова (ГТГ). Удивительная, не свойственная героям портретов Левицкого живость и выразительность жеста и взгляда Новикова, фрагмент пейзажа на дальнем плане ― все это выдает попытку художника овладеть новым, более современным изобразительным языком, присущим уже иным художественным системам.

Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757―1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве ― сентиментализма. Все "сентиментальные" портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Его нередко называют высшим достижением сениментализма в русской живописи. С портрета смотрит молодая девушка. Ее поза непринужденна, простое платье свободно облегает стан, свежее лицо исполнено очарования и прелести. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, томный, чуть насмешливый взгляд девушки. В портрете Лопухиной художник смог показать подлинную красоту ― душевную и лирическую, присущую русским женщинам. Черты сентиментализма проявились у В.Л. Боровиковского даже в изображении императрицы. Теперь это не репрезентативный портрет "законодательницы" со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке вместе со своей любимой собачкой.

В конце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр ― пейзаж. В Академии художеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажного класса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. Именно Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолго стала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцвет творчества Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.

Ф. Алексеев (1753/54-1824) положил начало пейзажу города. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя счастливо и свободно.

В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом ― разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются большой достоверностью.

Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Одна из лучших работ этого периода ― "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа.

Гравюра . Во второй половине века работают замечательные мастера―граверы. "Подлинным гением гравюры" был Е. П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12 работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И. Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности "живописной" трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов. автопртрет, рисунок пером).

Декоративно-прикладное искусство . Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика ― изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление "муравленой", т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью. О гжельских глинах стало известно в Москве, и в 1663 г. царь Алексей Михайлович повелел начать исследование гжельских глин. В Гжель была послана специальная комиссия, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве и Д.И. Виноградов. Виноградов пробыл в Гжели 8 меяцев. Смешав оренбургскую глину с гжельской (черноземной), он получил настоящий чистый, белый порцелин (фарфор). В то же время гжельские мастера работали на заводах А. Гребенщикова в Москве. Они быстро освоили производство майолики, и начали изготавливать у себя квасники, кувшины, кружки, чашки, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневыми красками по белому полю. С конца XVIII в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Меняется и роспись изделий ― от многоцветной, характерной для майолики, к одноцветной росписи синей (кобальтом). Гжельская посуда была широко распространена по всей России, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. В период расцвета гжельской промышленности работало око 30 фабрик по производству посуды. Среди известных фабрикантов были братья Бармины, Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Гусятниковы и др.

Но самыми удачливыми были братья Терентий и Анисим Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале XIX в. в деревне Ново-Харитоново. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые заводы и фабрики. Во второй половине XIX в. происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с ручной формовкой и росписью, остаются только крупные фабрики. С начала 1920 г. возникают отдельные гончарные мастерские, артели. Подлинное возрождение гжельского производства начинается в 1945 г. Была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) роспись.

В 1766 году в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой обрусевший англичанин Франс Гарднер основал лучший из частных фарфоровый завод. Он утвердил свой престиж первого среди частных фарфоровых производств, создав в 1778―1785 г. по заказу Екатерины II четыре великолепных орденских сервиза, отличающихся чистотой и строгостью декора. Завод также выпускал фигурки персонажей итальянской оперы. Начало XIX в. знаменовало новый этап в развитии гарднеровского фарфора. Художники завода отказались от прямого подражания европейским образцам и попытались найти свой собственный стиль. Огромную популярность приобрели гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г. В 1820 г. началось производство жанровых статуэток, изображающих народные типы по рисункам К.А. Зеленцова из журнала "Волшебный фонарь". Это были мужики и бабы, занятые привычной крестьянской работой, крестьянские детишки, городской трудовой люд - сапожники, дворники, торговцы-разносчики. Этнографически точно делались фигурки народов, населяющих Россию. Статуэтки Гарднера стали зримой иллюстрацией истории России. Ф.Я. Гарднер нашел свой стиль изделий, в котором ампирные формы сочетались с жанровостью мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом. С 1891 г. завод принадлежал М.С. Кузнецову. После Октябрьской революции завод стал называться Дмитровским фарфоровым заводом, а с 1993 г. ― "Фарфор Вербилок".

Федоскинская миниатюра . В конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И. Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком. С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В. Лукутин. Вместе со своим сыном А.П. Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Федоскинские мастера табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три - четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Кроме табакерок на фабрике изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Изделия федоскинских миниатюристов были очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Таким образом, во второй половине XVIII века ― в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимая, во многом уникальная художественная культура. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

В экономике России второй половины XVIII в. начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Экономика вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Крепостнический уклад остаётся господствующим, однако к концу XVIII в. в экономике складывается капиталистический строй. Помещичье хозяйство активно втягивалось в рыночные отношения. Это в значительной мере было связано со стремлением дворян получить от своих поместий больше денег для оплаты своих возраставших непроизводственных расходов. Во второй половине XVIII в. начал подрываться такой важный признак феодальной системы как рутинность сельскохозяйственной техники. Происходил резкий перелом в традиционных методах хозяйства, переход к торговому земледелию. Сельское хозяйство всё решительнее втягивалось в рынок.

Крестьянское сельское хозяйство перестает быть замкнутым (натуральным). В поместьях усиливалась эксплуатация крестьян, поскольку только таким путём купцы могли увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продать её на рынке. В Черноземье помещики постоянно увеличивали объём отработочной ренты (барщины), доводя её иногда до 6 дней в неделю. В малоплодородных нечерноземных губерниях крестьян всё чаще переводили на денежный оброк, заставляя тем самым всё активнее участвовать в рыночных отношениях. Распространился процесс "отходничества" крестьян на фабрики и заводы, ослаблявший внеэкономическое принуждение. В этих условиях возникало имущественное расслоение крестьян. Ещё, в отличие от Западной Европы, русский крестьянин в силу погодных условий занимался сельским хозяйством не с февраля по ноябрь, а с апреля- мая по август-сентябрь да и вообще погодные условия (особенно в нечерноземных губерниях) оставляли желать лучшего.

Основным очагом, где формировались новые капиталистические отношения, была промышленность. Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. В стране существовали три типа мануфактур: казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские). Во второй половине XVIII в. активно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Если в первой половине XVIII в. торговля по своему характеру, размерам, формам имела много общего с торговлей XVII в., то во второй половине XVIII в., особенно в его последней трети, появляются черты зарождавшейся капиталистической эпохи.

К ним можно, например, отнести появление магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем.

Переход к наемной форме труда для помещиков был невыгоден, так как лично зависимые крестьяне были дешевой и бесправной рабочей силой. Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство.

В отличие от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XVIII в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли. И всё-таки, во второй половине XVIII века начинается разложение феодально-крепостнической системы. Она заключается в уничтожении дворянской монополии на землю, значит и на владение крестьянами. До середины XVIII века земля могла принадлежать только дворянам. В 1768 Екатерина II подписывает указ о запрещении использования труда приписных и посессионных крестьян, и о том, что крепостные могут принадлежать только дворянству. Возникает проблема рабочих рук на купеческих мануфактурах. Согласно второму указу Екатерины II, создать мануфактуру может кто угодно, однако обеспечить ее рабочими руками может только дворянин. Поэтому купцы вынуждены идти по другому пути: нанимать вольнонаемных.

Появлялась потребность в рынке наемной рабочей силы. И начинают появляться мануфактуры капиталистического типа. Откуда брались наемники? Появляются изменения в социально-экономическом плане. Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века отработочная рента, а далее преобладает денежная рента. Почему? Петр первый изменил образ жизни дворян и они переехали в города, а там нужны деньги. Им нужны не только продукты. Поэтому крестьян начинают переводить на денежную ренту. Со второй половины XVIII века сильно развиваются крестьянские промыслы. Понятно, что возникают не повсеместно. Там, где промыслы не возникали, крестьяне должны были уходить на заработки. Таких крестьян стали называть отходниками. Отходник - крестьянин, который уходит на заработки с разрешения помещика. Он оставляет свою семью, уходит в город и нанимается на работу, на 3-5 лет. Зарабатывает ренту, приезжает, отдает и уезжает снова. Таким образом, движения "отходничества" способствует появлению капиталистического элемента - рынка рабочей силы.

При этом собственное хозяйство забрасывается. В землях, где не было отходничества, была другая ситуация, но результат тот же. Там начинает преобладать барщина, а порой крестьянина переводят на месячину, когда крестьянин работает на помещика несколько месяцев. Получается, хоть денежная рента, хоть месячина - крестьянин забрасывает хозяйство.

Тем самым попадает на обеспечение помещика. Т.е. он превращается в раба. При денежном оброке и месячине крестьяне втягиваются в товароденежные отношения. Они создают огромное количество урожая, который помещик может продать. Иными словами, втягиваются в рынок и уходят от натурального хозяйства.

Таким образом, хотя закрепощение крестьян продолжалось и даже усиливалось, всё больше крестьян втягиваются в рыночные отношения (чаще всего причиной этому является нарастающий гнёт со стороны помещиков), то есть создаются предпосылки для разложения феодально-крепостнической системы. В 18 веке, с расширением границ государства и открытием новых торговых путей, возможности гороховецких купцов резко снизились, они стали беднеть, уезжать или превращаться в заводчиков, ремесленников и даже крестьян. Построенное на века в 18 веке теперь декорация, в которой живут сегодняшние крестьяне и безработные пролетарии Гороховца. С 1919 года, когда Грабарь побывал в Гороховце, коммунисты не дремали, и сегодня на правом берегу Клязьмы уже не два десятка белокаменных храмов, а, на глазок, десяток. Между ними сияют белизной на солнце коттеджи «старых русских»: дом Канунниковых, дом Судоплатовых, дом Шориных - сохранилось 5 особняков конца 17 века. Глубже других - вплоть до подвала - можно познакомиться с домом Ершова, в котором неплохой краеведческий музей.

Рассмотрим еще города, в которых преобладало купечество.