Пункт 25 статьи 93 44 фз. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг

Государственные закупки — это покупка товаров, услуг и работ, которые требуются муниципальным и государственным органам.

Государственные нужды — это обеспечение потребностей для исполнения обязательств путем финансирования субъектов из внебюджетных источников.

Помимо обеспечения стандартных нужд государственных и муниципальных органов, подобные средства вовлекаются для реализации межгосударственных целевых программ участниками, одним из которых является Российская Федерация.

Статья 93 Федерального закона 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описывает процесс закупки у единственного поставщика. Это может быть исполнитель или подрядчик.

Полный текст статьи 93 ФЗ 44 можно скачать по .

Последние изменения

Последние изменения в статью 93 текущего Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. В частности, был изменен 5 пункт 1 части. В нем говорится о том, что определенные организации, целью которых является сохранение культурного наследия, могут приобретать товар, услугу или работу в сумме до 400 тысяч рублей. Сюда относятся и организации для детей-сирот, а также детей, родители которых отказались от попечительства.

Согласно внесенным поправкам, годовой объем не должен превышать 50 процентов годового объема всех закупок заказчика, а также не должен превышать 20 миллионов рублей.

Вам будет интересно: Статья 66 ФЗ 44 в последней редакции 2018 года

Общие положения части 1 ст 93

В части 1 статьи 93 ФЗ 44 описывается процесс закупки у единственного поставщика.

Подрядчик или исполнитель вправе обработать заказ в следующих ситуациях:

  • Закупку товара, работы или услуг осуществляет субъект естественной монополии;
  • Закупка осуществляется на основании указа или распоряжения Президента РФ. Указывается предмет контракта. В некоторых ситуациях указывается предельный объект сформированного договора. Дополнительно (при необходимости) прилагается документ со списком требований и обоснованием суммы контракта на основании текста статьи 22 настоящего ФЗ;
  • Выполняется работа в соответствии с мобилизационной подготовкой в РФ;
  • Закупку проводит муниципальный или государственный орган культуры, основной целью которого является сохранение и использование, а также популяризация объектов культурного наследия;
  • Закупка услуги или работы, которая должна быть выполнена исключительно государственным органов власти или унитарной организацией, полномочия которой подкрепляются законодательством Российской Федерации;
  • Подписание договоров на приобретение российского вооружения и дополнительной военной техники, если подобные товары не имеют российских аналогов и создаются одним производителем;
  • Оказываются услуги по водоотведению, газоснабжению и водоснабжению;
  • Изготовление продукта, выполнение конкретной работы, оказание услуг осуществляются организациями и предприятиями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе;
  • Заключение договора, предметом которого является посещение концерта, кинотеатра, театра, музея, спортивного мероприятия или выставки;
  • Осуществляется закупка лекарств, которые требуются пациентам с определенными медицинскими результатами. Препараты могут закупаться по решению врачебной комиссии, если необходимые для жизни препараты отмечены в карточке пациента;
  • Заключается контракт с компанией, которая предоставляет энергоснабжение или составляется договор купли-продажи электрической энергии с последующей гарантией;
  • При аренде нежилого строения, здания, сооружения для обеспечения федеральных нужд, а также аренда жилых помещений, которые находятся на территории иностранного государства, заказчиками, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства;
  • В случае заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также при найме гида физическими лицами;
  • Заключается контракт с образовательными учреждениями или инновационными площадками региона, контрактов на поставки оборудования, программного обеспечения, которые требуются для внедрения научно-технических результатов, а также результатов интеллектуальной деятельности;
  • Заключение бюджетными организациями контракта, основным предметом которого является предоставление банковской гарантии.

Суть части 2 ст 93

В части 2 статьи 93 говорится о том, что закупщик должен известить о своем заказе за пять дней до его заключения. Содержание такого контракта должно быть основано на пунктах 1, 2, 4 статьи 44, а также пункта 8 данной статьи.

Если закупщик формирует заказ у единственного поставщика, извещать об этом не нужно, если это касается государственной тайны. В ином случае заказчик должен известить контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения договора.

25) признание несостоявшимися 25) признание несостоявшимися

открытого конкурса, конкурса с открытого конкурса, конкурса с

ограниченным участием, ограниченным участием,

двухэтапного конкурса, повторного двухэтапного конкурса, повторного

конкурса, электронного аукциона, конкурса, электронного аукциона,

запроса котировок, запроса запроса котировок, запроса

предложений в соответствии с предложений в соответствии с

частями 1 и 7 статьи 55, частями частями 1 и 7 статьи 55, частями

1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3

статьи 79, частью 18 статьи 83 статьи 79, частью 18 статьи 83

настоящего Федерального закона. настоящего Федерального закона.

Согласование заключения контракта Согласование заключения контракта

в указанных случаях, за в указанных случаях, за

исключением случаев заключения исключением случаев заключения

контрактов в соответствии с контрактов в соответствии с

частями 1 и 3 статьи 79 частями 4 и 5 статьи 15, частями

настоящего Федерального закона, 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3

проводится при осуществлении статьи 79 настоящего Федерального

закупок для обеспечения закона, проводится при

федеральных нужд, нужд субъекта осуществлении закупок для

Российской Федерации, обеспечения федеральных нужд,

муниципальных нужд соответственно нужд субъекта Российской

с федеральным органом Федерации, муниципальных нужд

исполнительной власти, соответственно с федеральным

уполномоченным на осуществление органом исполнительной власти,

контроля в сфере закупок, или уполномоченным на осуществление

контрольным органом в сфере контроля в сфере закупок, или

государственного оборонного контрольным органом в сфере

заказа, органом исполнительной государственного оборонного

власти субъекта Российской заказа, органом исполнительной

Федерации, органом местного власти субъекта Российской

самоуправления муниципального Федерации, органом местного

района или органом местного самоуправления муниципального

самоуправления городского округа, района или органом местного

уполномоченными на осуществление самоуправления городского округа,

контроля в сфере закупок. В уполномоченными на осуществление

соответствии с настоящим пунктом контроля в сфере закупок. В

контракт должен быть заключен с соответствии с настоящим пунктом

единственным поставщиком контракт должен быть заключен с

(подрядчиком, исполнителем) на единственным поставщиком

условиях, предусмотренных (подрядчиком, исполнителем) на

документацией о закупке, по цене, условиях, предусмотренных

предложенной участником закупки, документацией о закупке, по цене,

с которым заключается контракт. предложенной участником закупки,

Такая цена не должна превышать с которым заключается контракт.

начальную (максимальную) цену Такая цена не должна превышать

контракта, цену контракта, начальную (максимальную) цену

предложенную в заявке контракта, цену контракта,

соответствующего участника предложенную в заявке

закупки, или цену контракта, соответствующего участника

предложенную соответствующим закупки, или цену контракта,

участником закупки при проведении предложенную соответствующим

электронного аукциона. Обращение участником закупки при проведении

заказчика о согласовании электронного аукциона. Обращение

заключения контракта с заказчика о согласовании

единственным поставщиком заключения контракта с

(подрядчиком, исполнителем) единственным поставщиком

направляется в контрольный орган (подрядчиком, исполнителем)

в сфере закупок в срок не позднее направляется в контрольный орган

чем в течение десяти дней с даты в сфере закупок в срок не позднее

размещения в единой чем в течение десяти дней с даты

информационной системе размещения в единой

соответствующих протоколов, информационной системе

определения поставщика содержащих информацию о признании

(подрядчика, исполнителя) определения поставщика

несостоявшимся. При этом срок (подрядчика, исполнителя)

согласования не должен быть более несостоявшимся. При этом срок

чем десять рабочих дней с даты согласования не должен быть более

поступления указанного обращения. чем десять рабочих дней с даты

Контракт с единственным поступления указанного обращения.

поставщиком (подрядчиком, Контракт с единственным

исполнителем) заключается в срок поставщиком (подрядчиком,

не более чем двадцать дней с даты исполнителем) заключается в срок

получения заказчиком такого не более чем двадцать дней с даты

согласования или в случаях, получения заказчиком такого

предусмотренных частями 1 и 3 согласования, или в случаях,

Статьи 79 настоящего Федерального предусмотренных частями 4 и 5

Закона, в срок, установленный статьи 15 настоящего Федерального

частью 13 статьи 78 настоящего закона, в срок не более чем

Федерального закона. Порядок двадцать дней с даты размещения в

единой информационной системе

с единственным поставщиком соответствующих протоколов,

(подрядчиком, исполнителем) содержащих информацию о признании

устанавливается федеральным определения поставщика

(подрядчика, исполнителя)

несостоявшимся, или в случаях,

в сфере закупок; предусмотренных частями 1 - 3.1

Статьи 71, частями 1 и 3 статьи

Настоящего Федерального

Закона, в сроки, установленные

Соответственно статьей 70 и

частью 13 статьи 78 настоящего

Федерального закона. Порядок

согласования заключения контракта

с единственным поставщиком

(подрядчиком, исполнителем)

устанавливается федеральным

органом исполнительной власти по

регулированию контрактной системы

в сфере закупок;

Дополнение части 1 статьи 93 пунктом 42. См. текст новой редакции

42) заключение федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по выработке и реализации государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального

статистического учета, и его территориальными органами контрактов с

физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и c

обработкой первичных статистических данных при проведении на территории

Российской Федерации федерального статистического наблюдения в

соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном

статистическом учете. При этом объем работ, выполняемых указанными

лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты

вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению

работ, связанных со сбором и c обработкой первичных статистических

данных при проведении на территории Российской Федерации федерального

статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

официального статистического учета. Информация о контрактах, заключенных

в соответствии с настоящим пунктом, размещается на сайте федерального

органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и

реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию

в сфере официального статистического учета, и его территориальных

органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке,

установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-

правовому регулированию в сфере официального статистического учета, по

согласованию с федеральным органом исполнительной власти по

регулированию контрактной системы в сфере закупок.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части 3 статьи 93

старая редакция новая редакция

3. В случае осуществления 3. В случае осуществления

закупки у единственного закупки у единственного

поставщика (подрядчика, поставщика (подрядчика,

исполнителя) для заключения исполнителя) для заключения

контракта заказчик обязан контракта заказчик обязан

обосновать в документально обосновать в документально

оформленном отчете невозможность оформленном отчете невозможность

или нецелесообразность или нецелесообразность

использования иных способов использования иных способов

определения поставщика определения поставщика

(подрядчика, исполнителя), а (подрядчика, исполнителя), а

также цену контракта и иные также цену контракта и иные

существенные условия контракта. существенные условия контракта.

Положения настоящей части не Положения настоящей части не

распространяются на случаи распространяются на случаи

осуществления закупки у осуществления закупки у

единственного поставщика единственного поставщика

(подрядчика, исполнителя), (подрядчика, исполнителя),

предусмотренные пунктами 1, 2, 4, предусмотренные пунктами 1, 2, 4,

5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 -

26, 28, 29, 33, 36 части 1 26, 28, 29, 33, 36, 42 части 1

настоящей статьи. настоящей статьи.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Здравствуйте,мы государственное бюджетное учреждение. Подскажите, пожалуйста, согласно поправок по 140-ФЗ: при закупках до 100/400 тыс.руб. мы не должны обосновывать НМЦК, собирать не менее 3 ком.предложений, проводить экспертизу, размещать отчеты в ЕИС при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Правильно ли мы это понимаем? И еще вопрос: нужно ли тогда размещать в ЕИС договора на закупки до 100/400 тыс. рублей или нет? Заранее, благодарим! С уважением, ГБОУ ДПО "Самарская школа управления агропромышленным комплексом"

  • Вопрос: №745 от: 2014-07-09.

В редакции,внесенной Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ звучит, как осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

По смыслу вышеуказанной статьи заказчикам с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил проведение закупок, разрешив заключать контракты на общую сумму до 2 миллионов рублей в год дроблением (заключением) до 100 тысяч рублей.

В качестве примеров для правильного понимания статьи можно привести следующие.

1) Организация ссовокупным годовым объемом 10 миллионов рублей. Ранее можно было заключать контракты в размере только 5%, что оставляло возможность заключения контрактов (до 100 000 рублей) в размере 500 000 рублей в год.

В силу изменений в рамках закона 140-ФЗ вышеуказанный заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 2 миллиона рублей в год.

2) Организация ссовокупным годовым объемом 100 миллионов рублей. Годовой объем закупок (до 100 000 рублей) не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, т.е. заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 5 миллиона рублей в год.

В силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Следовательно, организациям с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил жизнь, если у кого уже был исчерпан пятипроцентный лимит.

До изменений, внесенных Законом 140-ФЗ, при заключении контракта (до 100 000 рублей) должен бытьперечень следующих документов:

1) Обоснование о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с определением существенных условий контракта (например: срок поставки, цена, объем работ и т.д.).

2) Обоснование НМЦК.

3) Контракт.

4) Акт о приемки товара, работ, услуг, подтвержденный документами (например: товарная накладная, сертификаты и т.д.).

5) Отчет об исполнении контракта.

В силуизменений,внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, при заключении контракта до 100 000 рублей более не требуется предоставление обоснования о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, обоснование и расчет НМЦ, а исполнение договора осуществляется в общем порядке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Следовательно, заказчик должен вести внутренний реестр закупок по контрактам до 100 000 и 400 000 рублей.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Контрактная система госзакупок. Именно ее ввел закон 44 ФЗ. С 1 января 2014 года, с момента вступления этого документа в силу, в российской деловой и правовой реальности и появился термин «контрактная система». До этого времени главным регулирующим документом по закупкам для бюджетников и госструктур был другой федеральный закон — 94-ФЗ.

Форум Института госзакупок (Москва)

Форум Института госзакупок (Москва) Зарегистрирован: 14 сен 2009, 10:24 Сообщений: 85 Задавала аналогичный вопрос в теме про естественные монополии, повторяю здесь: ПИСЬМО МЭР от 30 сентября 2014 г. N Д28и-1889 Ответ на вопрос № 37.: В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон N 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария. В части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, которыми в том числе являются: услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Контракты, заключаемые на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть заключены исключительно с субъектом естественной монополии, то есть с хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. На основании данного пункта возможно заключение контракта с организациями — поставщиками соответствующих ресурсов, не являющимися субъектом естественной монополии.

Статья 93 44 фз с комментариями

Следовательно, заказчик должен вести внутренний реестр закупок по контрактам до 100 000 и 400 000 рублей. В статьи 22 и 93 Федерального закона 44-ФЗ внесены изменения » Межрегиональный институт дополнительного образования Ассоциация профессиональных консультантов В статьи 22 и 93 Федерального закона 44-ФЗ внесены изменения Просмотров 2399 Федеральным законом от 08.

Об осуществлении закупки у единственного поставщика по п

.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ В статье 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) установлены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). П.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ регламентирует осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Можно ли совмещать закупки у единственного поставщика по п

.4 и 5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ? Вправе ли учреждения культуры, образовательные организации помимо закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс.

Заключение контракта до 100 тысяч рублей (п

.

4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ) в рамках внесенных изменений в 44-ФЗ Здравствуйте,мы государственное бюджетное учреждение. Подскажите, пожалуйста, согласно поправок по 140-ФЗ: при закупках до 100/400 тыс.руб. мы не должны обосновывать НМЦК, собирать не менее 3 ком.предложений, проводить экспертизу, размещать отчеты в ЕИС при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Рассмотрим определение закупки у единственного поставщика, случаи, правила и порядок осуществления процедуры закупки. Приведем образы шаблонов и примеров, которые понадобятся при работе со статьей 93 закона 44-ФЗ.

Большая часть государственных закупок осуществляется путем проведения торгов. Конкурентные процедуры (конкурсы, аукционы) подразумевают, что заказчик не может самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя, он лишь предъявляет требования, которым будущий подрядчик должен соответствовать. Такой подход позволяет заручиться условиями для создания максимально честной конкуренции. Тем не менее, закупки у конкретного поставщика возможны – законодательство содержит такое понятие, как «закупки у единственного поставщика».

Данный вид закупок позволяет заказчику заключить контракт с конкретным исполнителем без проведения тендера, однако случаи, при которых это возможно, строго регулируются статьей 93 44-ФЗ, а также рядом дополнительных нормативно-правовых актов. Закупки у единственного поставщика в случаях, не предусмотренных статьей 93, незаконны и могут стать причиной серьезного штрафа для заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупки у единственного поставщика: что это означает

Каждый пункт статьи о закупке у единственного поставщика в нашей таблице подсказок - отдельное основание для закупки. По каждому пункту слева мы указали, что надо сделать, а справа - что необязательно. С живой таблицей подсказок вам не нужно листать длинный список, а можно открыть лишь те пункты, которые вас интересуют.

Из статьи

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Возможность работать с единственным поставщиком остается правом заказчика, однако это не значит, что все закупки можно осуществлять подобным образом. Условия, при которых возможно воспользоваться данным правом, оговорены в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Всего в ч.1 представлено порядка 50 различных ситуаций, каждая из которых максимально конкретизирована. На практике же применяются лишь некоторые из них. При применении данных условий надо быть очень внимательными.

Основные условия, при которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ:

  • ✔ Закупки товаров, услуг или работы у субъектов естественных монополий . Если определенный товар производит только одна компания-монополист, то такие сделки осуществляются в рамках закупок у единственного поставщика. Субъекты естественных монополий обозначены в соответствующем законе (« » от 17.08.1995 № 147-ФЗ). К этой же группе относятся закупки услуг центрального депозитария. (п.1)
  • Закупки на незначительные суммы . Если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то заказчик может осуществлять такую закупку у единственного поставщика, а не проводить конкурентную процедуру. (п.4)
  • ✔ Заказ услуг, товаров или работ для нужд оборонной отрасли . Поскольку деятельность оборонной отрасли относится к категории государственной тайны, то и закупки в этой сфере проводятся на особых условиях. Кроме того, при закупках для оборонной отрасли следует учитывать реестр единственных поставщиков военной техники, который включает в себе список компаний, с которыми можно заключать контракты в рамках закупок у единственного поставщика. (п.7)
  • Закупки в сфере культуры и искусства . Сюда относятся как закупки музейных ценностей, так и закупки в области литературы и других видов искусства. Чаще всего на данных условиях работают различные музейные комплексы, фонды, театры и т.д. (п.10, 13 и другие).
  • Закупки услуг в области водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения . Обеспечение государственных нужд в основных ресурсах, как и обеспечение оборонной сферы, строго регулируется государством. (п.8)
  • ✔ Закупки товаров, услуг или работ в случаях, когда необходима срочная (экстренная) медицинская помощь после возникновения форс-мажорных обстоятельств (катастрофы природного и техногенного характера). (п.9)

В целом, законодательство дает широкий перечень ситуаций, в которых можно воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика. В большинстве случаев эти ситуации так или иначе связаны со сферами, имеющими большое значения для государства в целом: культура и искусство, информационная безопасность, оборонная сфера, медицина, деятельность по обеспечению основных нужд населения, деятельность, связанная с государственной тайной.

Кроме того, закон предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика, если на то было дан письменный указ Правительства или уполномоченных органов.

Для того, чтобы точно определить, если ли в конкретном случае возможность воспользоваться условиями статьи 93 Закона 44-ФЗ, необходимо максимально точно ознакомиться с актуальной редакцией закона, а также пояснительными записками и выяснить, нет ли прямого запрета на такой вид закупок для выбранной отрасли.

Согласование закупки у единственного поставщика после несостоявшегося открытого конкурса

Помимо случаев, когда закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, существуют условия, при которых применение статьи 93 является обязанностью. В частности, сюда относятся закупки по результатам несостоявшегося открытого конкурса (аукциона).

Пункты 24 и 25 статьи 93 44-ФЗ содержат требование, согласно которому заказчик обязан заключить контракт в рамках закупок у единственного поставщика в том случае, если проведенный конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи всего 1 заявки или признания 1 заявки соответствующей требованиям.

Заключение контракта с единственным поставщиком является обязанностью в случаях, когда:

  • на конкурсный отбор была подана единственная заявка;
  • только 1 поданная заявка по результатам проверки была признана соответствующей требованиям;
  • только 1 участник был признан соответствующим всем заявленным требованиям.

Таким образом, если в результате конкурсного отбора только 1 поданная заявка была признана действительной и проведение самой процедуры аукциона невозможно ввиду отсутствия конкурентов, вступает в силу действие статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Механизм действий в данном случае прост. Если только 1 заявка была признана соответствующей требованиям, тогда участник, предоставивший данную заявку, становится победителем тендера автоматически. Конкурсный отбор считается несостоявшимся, а заказчик заключает контракт с победителем. В случае, когда не было подано ни одной заявки, заказчик может провести второй этап конкурсного отбора. Правила относительно закупок у единственного поставщика по единственной заявке справедливы и для второго этапа.

До 2015 года действовало правило, согласно которому заказчик, чей конкурсный отбор был признан несостоявшимся, обязан был получить предварительное разрешение от ФАС на заключение контракта с единственным поставщиком. Начиная с 2015 года, это требование отменено. Сегодня при соблюдении всех правил и условий проведения конкурсного отбора заказчик сразу может перейти к процедуре заключения контракта с единственным поставщиком, .

Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста. Заказчик должен сделать несколько простых действий.

① Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о процедуре проведения закупок у единственного поставщика. Крайний срок – за пять дней до даты заключения контракта.

② Уведомление контрольного органа. Это должно быть сделано не позднее одного рабочего дня с даты заключения самого контракта.

Кроме того, заказчик должен приложить к документам копию заключения, в котором содержится обоснование закупок у единственного поставщика. Если такого обоснования не будет, то контролирующие органы вправе наложить санкции и отменить данную сделку, так как она является необоснованной и нарушает принцип честной открытой конкуренции.

В качестве обоснования может служить информация о признании проведенного конкурса несостоявшимся либо ссылка на условия, обозначенные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В некоторых случаях потребуется дополнительно указать невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика, а также сослаться на стоимость или существенные условия контракта, которые предполагают использование процедуры закупок у единственного поставщика.

Важно

Необходимость обоснования закупок и размещения информации в единой информационной системе предусмотрена не для всех случаев закупок у единственного поставщика! Случаи, когда необходимо предоставить обоснование или разместить информацию, обозначены в ч. 2 и 3 статьи 93 44-ФЗ. Перед тем, как заключить контракт, внимательно ознакомьтесь с требованиями статьи.

Практика применения статьи 93 Закона о контрактной системе. Особые случаи и условия

Практика применения условий, обозначенных в статье 93 44-ФЗ, имеет ряд особых случаев, которые требуют дополнительного внимания.

Закупки в оборонной сфере

Все, что так или иначе касается оборонной сферы или государственной (военной) тайны, имеет строгие ограничения, контроль и осуществляется в особых условиях. Что касается государственных закупок у единственного поставщика для нужд обороны, то здесь закон накладывает на заказчиков дополнительные ограничения. Осуществлять подобные закупки у «кого угодно» нельзя, существует Единый Реестр Поставщиков для нужд ГОЗ (государственного оборонного заказа).

Реестр единственных поставщиков для нужд оборонного заказа содержит наименования компаний, у которых можно закупать товары, работы и услуги. Данный реестр формируется Правительством РФ, его содержание строго контролируется.

Данный реестр является уникальным для области закупок у единственного поставщика. Для других отраслей (даже тех, что упомянуты в пунктах части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ) никаких официальных реестров не существует.

Малые закупки

Для небольших контрактов проводить полноценный конкурс иногда не имеет смысла, в том числе с финансовой точки зрения, именно поэтому законом в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика. К малым закупкам относятся контракты размером до 100 тысяч рублей.

Закон 44-ФЗ содержит и другое требование для малых закупок у единственного поставщика: общий годовой объем малых закупок не должен превышать 2 миллиона рублей (или составлять более 5% общего совокупного годового объема закупок заказчика). Кроме того, общий объем малых закупок за весь период работы с госконтрактами не должен превышать 50 миллионов рублей. Исключение из этого правила составляют лишь закупки для сельских поселений.

Малые закупки на условиях 44-ФЗ пользуются большой популярностью, так как их не нужно подробно отображать в плане-графике закупок, нет необходимости размещать сведения о них в единой информационной системе. Ограничения, связанные с малыми закупками, введены для того, чтобы исключить злоупотребление данными возможностями.

Практика применения статьи 93 показывает, что малые закупки у единственного поставщика – это один из наиболее эффективных вариантов закупок для небольших государственных и муниципальных компаний, которые не работают с большими объемами и не имеют возможности содержать отдельный обширный штат сотрудников для работы с тендерами.

Форс-мажор

Форс-мажор – это особые ситуации, в которых заказчик может воспользоваться правом заключения контракта с единственным поставщиком. На практике получается, что многие пытаются использовать обстоятельства непреодолимой силы (именно так определяется форс-мажор) для заключения договора с интересующим поставщиком. Однако стоит помнить, что далеко не все обстоятельства можно понимать, как непреодолимые.

Непреодолимыми считаются обстоятельства, о которых не было известно заранее, которые невозможно предсказать и которые непосредственно влияют на условия исполнения обязательств по контракту. Подробнее с понятием можно ознакомиться в статье 401 Гражданского Кодекса. Чаще всего к такого рода обстоятельствам относятся различные катастрофы и чрезвычайные ситуации. При заключении контракта на основании форс-мажора необходимо предоставить доказательства целесообразности использования данного пункта статьи 93.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.

После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправления (в особых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.

Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:

  • Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
  • По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
  • В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
  • В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
  • По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.

В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.