Причина возникновения государства выделение в обществе. Причины и формы возникновения государства

Первые государства возникли 5–6 тыс. лет назад. Государство формировалось через стадии становления, явления «в себе» (государство-класс), явления «для себя» (государство-бюрократия), явления «для других» (государство-нация).

Существует большое количество подходов к описанию и осмыслению государства. Так, Конфуций считал государство «большой семьей», Платон – «справедливым человеческим космосом», Аристотель – простой совокупностью граждан, Гроций – союзом свободных людей для соблюдения права и общей пользы, Гоббс – верховной властью, сосредоточенной в одном человеке (или собрании) и сводящей все воления граждан в единую волю, Маркс – машиной для подавления одного класса другим, Гегель – земнобожественным существом и т.д. Только в XVIII в. государство стали понимать как совокупность институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом.

Государство возникло и развивалось под воздействием целой совокупности факторов. В качестве основных можно назвать следующие:

1) Факторы, связанные с развитием общественного разделения труда. Управленческий труд выделился в специальную отрасль. Для повышения эффективности постепенно формировалась система учреждений, обладающих верховной властью, будущих органов государственной власти. Появляется также слой профессионалов-управленцев.

2) Экономические факторы. Возникновение частной собственности, классов, эксплуатации потребовало создания специфических норм, правил и структур, которые регулировали бы имущественные отношения. В некоторых странах образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества (например, в России).

3) Силовые факторы. Французские просветители XVIII в. доказывали, что создание государства было необходимо для защиты своей безопасности извне (от врагов), а затем – изнутри (от преступников). Формирование военных союзов из различных племен, активная завоевательная политика требовала создания вооруженной силы, которая является важнейшим элементом государства. С ее помощью необходимо было не только охранять собственную территорию, но и расширять ее пределы за счет других народов, а затем – поддерживать покорность как своих, так и порабощенных народов. Позднее военные отряды также обеспечивали бесперебойную торговлю и регулярную уплату налогов.

4) Демографические факторы. Произошедшие изменения в воспроизводстве самого человека – рост численности и плотности населения, переход от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений – также повышали потребность общества в регулировании взаимосвязей этнически близких людей, проживающих на одной территории, со стороны специально созданных для этого органов.

5) Психологические факторы. Существующие контрактные теории государства утверждают, что государство возникло под воздействием определенных потребностей и эмоций человека. Так, Гоббс считал, что сильнейшим мотивом, побудившим человека к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свой дом, имущество, свободу и жизнь. Локк полагал, что только государство способно наилучшим образом обеспечить естественные права людей. Эти теории находят свое подтверждение исторической практикой (например, в Древнем Великом Новгороде существовала договорная система княжения, США создавались под воздействием теории общественного договора).

6) Антропологические факторы. Еще Аристотель обращал внимание на то, что человек как существо коллективное может жить только в рамках определенных форм общежития. Важнейшим фактором очеловечивания (антропогенеза) является развитие способностей согласовывать свои действия, организовываться, обеспечивать достижение целей. Государственная форма организации жизни людей связана с общественной природой человека и ее развитием.

7) Географические факторы. Географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородие земли – все эти и другие условия также влияли на процесс образования и развития государства.

Возникновение государства – закономерный результат стремления людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. С XVI до XVII вв. государственные образования назывались по-разному: «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.п. Н. Макиавелли стал использовать термин «stato» (лат. status – положение, статус) для обозначения государства. Сначала понятие государства закрепляется в Испании(«estado»), затем во Франции («etat»), чуть позднее в Германии («Staat»).

Понятие «государство» употребляют в широком и узком значениях. В широком смысле – это страна, расположенная на определенной территории и управляемая органами высшей власти. В узком значении – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

И публично-правовых дисциплин

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Конспект лекций по дисциплине «Правоведение»

Общая часть

Раздел I. Основы государства

Тема 1. Причины возникновения государств

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь прежде всего идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция – переход от собирательной к производительной экономике;

2. разделение труда, история их знает три:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел

Появление купечества

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства);

4. появление частной собственности;

5. появление эксплуатации;

6. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы).

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство (государство азиатского способа производства). Через расслоение общества. Одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря – добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти – власть вождей усиливается, подчиненные – в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

3. франкский путь, через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

4. буржуазные, образовывались в результате революции, свержения монархии, например Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма

Исходя из всех предпосылок и причин возникновения государств были сформированы различные подходы (теории) происхождения государства, среди них: теологическая теория происхождения государства получила свое распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как посланники или наместники Бога на земле) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя. Договорная теория происхождения государства, или Теория общественного договора получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед познания государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся протогосударственных и раннегосударственных структур. Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения. Органическая теория создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.



Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна. Представителями психологической теории происхождения государства являются русский ученый Л. И. Петражицкий (1867 - 1931) и французский ученый Г.Тард. Также данную теорию разрабатывал 3. Фрейд. Петражицкий определял общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Мыслители полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях, психические переживания и склонности людей. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение государства в этом случае – следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.Классовая теория происхождения государства Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.Государство, по словам В.И. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены.Государство по Ленину - это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства.

Введение

Происхождение государства и права в современной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных вопросов. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Изучение процесса происхождения государства и права позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего.

Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества.

Цель работы - рассмотреть возникновение государства и права.

Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи:

· рассмотрим основные причины возникновения государств;

· рассмотрим особенности возникновения права;

· изучим основные теории происхождения государства и права.

Объект работы - государство и право.

Предмет работы - происхождение государства и права.

государство общество право расслоение

Основные причины возникновения государства

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества.

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь, прежде всего, идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция - переход от собирательной к производственной экономике.

2. разделение труда:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел;

Появление купечества.

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства).

4. появление частной собственности.

5. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы)

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство - государство азиатского способа производства. Выделялось через расслоение общества, одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря - добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти - власть вождей усиливается, подчиненные - в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

Франкский путь, выражается через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например, варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками, франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

Буржуазное направление, образовывались в результате революции, свержения монархии, например, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма.

Таким образом, государство - это механизм, аппарат управления обществом. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов сложившихся в рамках родового строя, частично путем вытеснения последних.

Появление признаков государства - это, прежде всего, выделение особого слоя людей занятых лишь управленческими делами, наделенных особыми правами и полномочиями, и правом собирать налоги, появление особых отрядов вооруженных людей призванных защищать территорию и общество.

Основными признаками государства является:

1. Единая организация политической власти, распространяющаяся на все население страны в пределах ее территории, т.е. государственной границы

2. Государственный суверенитет, который включает в себя полноту и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории. Верховенство по отношению к другим властям внутри страны и независимость от других государств.

3. Социальный аппарат власти, т.е. публичная власть управления и принуждения существует для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

4. Правовая форма организации и осуществления власти.

5. Выступление государства в качестве официального представителя общества.

6. Наличие налогов.

7. Наличие символов, флага, гимна, др. атрибутов.

В целом, государство - это политико-территориальная организация общества, обладающее суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих дел общества.

Тема моего реферата «Причины возникновения государства.

В истории политической мысли есть немало попыток объяснить, что представляет собой государство. В основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.

Цель данной работы: изучение и освещение вопросов возникновения государства.

Задачи:

Рассмотреть основные причины возникновения государства;

Рассмотреть основные теории происхождения государства;

Показать разнообразие путей возникновения государства;

Рассмотреть специфические формы возникновения государства у разных народов;

Период поздней первобытной общины характеризовался существенными качественными и количественными изменениями, способствующими дальнейшей эволюции первобытного общества в государственное образование.Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем неизбежным установление социального неравенства и государства. Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития первобытного общества, на смену которой пришла эпоха перехода от общины к формированию государственных структур, так называемая эпоха “протогосударста”. Развитие этой формы было длительным и противоречивым процессом. В результате таких факторов как : трансформация первобытной общины в систему все более обособленных хозяйств; возникновением большой, патриархальной семьи; выделение ремесел; развитие товарообмена; углубление имущественного и социального неравенства; формирование частной собственности на орудия труда; появление различных форм эксплуатации; внешние территориальные войны и конфликты, увеличивались размеры социальных образований ; общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств. Таким образом, в конце неолита в основном завершилось эволюционное развитие общества от низшей формы организации (первобытное стадо) к более высшей (государство), характеризующейся более высоким уровнем социальной организации и общественного сознания, уровнем развития экономики и производительных сил, наличием власти, подчинения и нормативного регулирования.

В теории государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда, в то время как сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.

Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.

5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.

В своей работе я так же рассмотрела основные теории происхождения государства. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Итак, рассмотрим некоторые из них.

Теологическая теория является одной из древнейших. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью волю на земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий (1439-1515); на Западе Фома Аквинский (1226-1274). Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.

Патриархальная теории трактует появление государства в результате разрастания семей, соединения родов в племена, а племен в более крупные общности, вплоть до государства. В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций. Ярким представителем этой концепции был английский ученый 17в. Р. Филмер. Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы и т.д.

Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К. Каутсткий, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат.

Возникновение историко-материалистической теории связано не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, но и с именами их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства. Именно историко-материалистическая теория, по мнению большинства ученых, имеет под собой строго научные основы.

Были разработаны и иные гипотезы и обоснования причин появления государства, например расовая теория, психологическая, ирригационная, теория инцеста и др.

В своей работе я рассмотрела пути возникновения государства.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Вот некоторые из главных характеристик азиатского (восточного) пути:

Возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати).

Экономическая основа - общественная и государственная собственность;

Политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;

Чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников.

Западный путь возникновения государства

Основным фактором образования государства на территории Европы было классовое разделение общества.

Для европейского пути характерно следующее:

Государство возникло до появления классов.

Насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;

Основой государства является частная собственность;

Классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;

Определение политическое господство через богатство;

Административная структура складывается после появления частной собственности;

Государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

Мною так же был рассмотрен вопрос о происхождении государства у разных народов.

Афины - классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями - членами патрицианского рода и пришельцами - плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

§ 2. Образование первых государств

1. Что такое полис?

Полис – это небольшое государство древних греков, римлян и некоторых других античных народов. Он состоял из города и сельской округи. Население делилось на несколько групп, при этом хозяевами полиса считались только полноправные граждане, которых было обычно меньшинство.

Вопрос к 5 пункту. Где и когда возник ислам? В чём состоят основные положения этой религии?

Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове. Он учит, что есть только один Господь, слова которого доносит до людей священная книга (Коран), которую принёс праведный пророк (Махаммед). Ислам порицает злые дела, за которые человек после смерти попадает в ад.

Вопрос к 7 пункту. В чём состоят основные положения иудаизма?

Иудаизм учит, что есть только один Господь и строго запрещает поклонение прочим. Основные его положения записаны в священной книге (Торе), которая в христианстве стала первой частью Библии. Сегодня в иудаизме есть очень много предписаний, которые должен соблюдать верующий, причём не не только запрет на грехи, но и запрет в субботу работать и даже иметь дело с электрическими приборами, смешивать мясные и молочные продукты и многие другие.

Вопрос к 8 пункту. Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат?

В Тюркском каганате жили только орды кочевников. В Хазарском каганате и Волжской Булгарии центрами власти были города, вокруг которых уже объединялись кочевые племена.

Вопросы к параграфу

1. Каковы были причины появления на территории нашей страны греческих городов-государств?

Полисы Балканской Греции были богатыми, потому там выживало много детей и население постоянно росло. Но при этом на этом полуострове скудные почвы, которые не могли прокормить всех. Потому началась колонизация. Колонисты расселялись по берегам Средиземноморья, куда входило и Чёрное море. Они основывали новые поселения там, где были природные ресурсы, то есть пахотная земля и полезные ископаемые. Потому колонии появились и на территории современной России.

2. Каковы были взаимоотношения жителей греческих городов-государств с местным населением?

Местные жители торговали с греками, так как не умели того, что умели ремесленники полисов. В полисах же охотно покупали те дары природы, что собирали местные жители.

3. Назовите причины возникновения Боспорского царства.

Царство образовалось в основном для того, чтобы греки сообща могли отражать нападения варваров. Появилось оно именно в такой форме из-за усиления полиса Пантикапея.

4. Какую роль сыграли кочевые племена в истории Северного Причерноморья?

Кочевые племена были основным населением Северного Причерноморья долгие века, по крайней мере, до XVI-XVII веков, и потом очень медленно уступали свои позиции. Скифы, сарматы, готы, печенеги, половцы и татары сменяли друг друга. Потому они не просто играли какую-то роль, они сами были историей этого региона и определяли все её процессы.

5. Какие государства существовали в VII-IX вв. на территории Поволжья?

VII век ещё застал Тюркский каганат, который распался в начале этого столетия. Но большую его часть в Поволжье существовали Хазарский каганат и Волжская Булгария.

6. Как природные условия повлияли на виды хозяйственной деятельности финно-угорских народов?

Финно-угорские племена жили в лесной полосе, потому не могли заниматься скотоводством. Также именно из-за лесов земледелием они занимались именно подсечно-огневым: было что срубать и сжигать. Благодаря обилию рек и озёр столь важное место у этого народа занимало рыболовство.

Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов? Можно ли найти положительные последствия таких нашествий?

Обычно кочевники заставляли земледельцев уходить подальше от их нашествий. Но иногда земледельцы сплачивались, чтобы отразить их угрозу. Так появилось Боспорское царство. Однако оно не вызвало подъёма культуры и не выработало новой формы государственного устройства. Потому его появление не было ни положительным, ни отрицательным.

Но иногда последствия были и положительными. Порой оседлое население (правда, в основном торговцы) и кочевое объединялось в единые процветающие государства, такие как Хазарский каганат и Волжская Булгария.

2. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте в тетради перечень народов, живших в Крыму с древнейших времён до IX в. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.

В Крыму в разное время до начала IX века жили киммерийцы, тавры, скифы, греки, римляне, сарматы, аланы, готы, гунны, византийцы, евреи, тюрки, болгары и хазары.

3. Какие положения учения ислама могли привлекать людей, принимавших эту религию?

Религию не всегда принимают ради какой-то выгоды. В исламе много запретов (например, на распитие алкоголя), включает он и тяжёлые посты (например, месяц запрещается есть в светлое время суток). Порой люди искринне начинали верить в истинность учения Корана.

Часто привлекало принимавших эту веру правителей то, что ислам оправдывал их власть, а также важна оказывалась поддержка остального мусульманского мира. Простые же люди обычно принимали эту веру в мусульманских странах, где такой шаг давал большие преимущества, начиная с налоговых льгот.

§ 2. Образование первых государств