Понятие экологической доктрины. Об одобрении экологической доктрины российской федерации


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект)

Концепция

В соответствии с инициативой президента России В. Путина, высказанной им 30 января 2001 года на встрече с представителями Общенационального экологического форума, выносится на обсуждение проект концепции Экологической доктрины Российской Федерации (Поиск, 2001, №...........).

Концепция подготовлена группой экспертов Научного совета Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям. Предложения и замечания по проектам предлагаемой концепции просим направлять в адрес Научного совета: 117333, Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2, к. 95, 96. E-mail: [email protected].

1. Общие положения

Экологическая доктрина Российской Федерации (далее экологическая доктрина) включает основные принципы государственной политики в области взаимодействия общества и природы. Ее основная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природопользования с учетом экологической емкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

Экологическая доктрина является документом периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, укрепления рыночных отношений, совершенствования государственной политики в области взаимодействия человека и природы, глобализации системы международных отношений.

Правовую основу экологической доктрины составляют:

– Конституция Российской Федерации;

– законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование;

– международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает:

– решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992);

– основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236);

– основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Положения Экологической доктрины исходят из:

– фундаментальных научных знаний в области экологии;

– глобальных и региональных тенденций взаимодействия человека и природы;

– комплексной оценки современного состояния природной среды и здоровья населения России;

– учета глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов.

Реализация Экологической доктрины достигается за счет формирования единой системы государственного управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе принципов устойчивого развития и рационального природопользования.

Экологическая доктрина предполагает участие в ее реализации государственных и негосударственных организаций, населения страны.

Положения Экологической доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений экологической и социально-экономической обстановки, характера угроз для природных экосистем и здоровья населения страны.

2. Основные факторы дестабилизации природной среды

Глобальные факторы:

– рост населения Земли;

– глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов;

– изменения климата;

– глобальное загрязнение;

– сокращение биоразнообразия;

– рост природных и техногенных катастроф.

Национальные факторы:

– изменение характера собственности;

– ресурсная направленность развития экономики;

– низкий технологический уровень производства;

– системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения;

– недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

3. Основные принципы взаимодействия человека и природы

Взаимодействие человека и природы основывается на следующих принципах:

– сохранения благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей;

– сохранения жизнеобеспечиваю-щих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции;

– гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий;

– рационального природопользования; сохранения малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы;

– междисциплинарного подхода к решению комплексных экологических проблем;

– признания экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

4. Основные направления государственной экологической политики

Исходя из изложенных принципов, основные направления государственной политики в области взаимодействия человека и природы включают:

– разработку государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия;

– разработку экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в области использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов;

– развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий;

– совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения;

– формирование общественного сознания и развитие экологического образования;

Совершенствование правовой и законодательной базы;

– развитие научных исследований в области экологии и природопользования;

– привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем;

– учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Данные направления должны учитываться при разработке стратегий развития всех отраслей народного хозяйства.

5. Обеспечение экологической безопасности

Реализация государственной политики в области взаимодействия человека и природы должна обеспе-чить экологическую безопасность на основе:

– предотвращения загрязнения и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий;

– уменьшения риска глобальных изменений климата и природной среды;

– снижения риска природных и техногенных катастроф;

– обеспечения неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов;

– оптимизации использования минеральных и энергетических ресурсов;

– обеспечения продовольственной безопасности и качества пищи;

– улучшения качества жизни и здоровья населения;

– оптимального размещения производительных сил с учетом экологической емкости природной среды;

– безопасной утилизации и захоронения отходов;

– устранения последствий гонки вооружений;

– создания государственной системы управления экологической безопасностью.

6. Основные этапы достижения целей

– Оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы. Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов страны в целом.

– Корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

– Разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Составители:

академики Российской академии наук

Н.П. Лаверов, А.С. Исаев, Д.С. Павлов, В.И. Осипов, Ю.А. Израэль

поиск по серверу

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на:
Конституции РФ;
федеральных законах;
иных нормативных правовых актах РФ;
международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Основные направления государственной политики в области экологии:
10беспечение устойчивого природопользования;
снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
сохранение и восстановление природной среды; Приоритетные направления деятельности по
обеспечению экологической безопасности Россий-ской Федерации:
обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
экологические приоритеты в здравоохранении;
предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
предотвращение терроризма, создающего опас- V ность для окружающей среды;
5)контроль за использованием и распространением чужеродных видев и генетически измененных организмов.
Пути и средства реализации государственной политики в области экологии:
развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;
нормативное правовое обеспечение и правопри-менение;
экономические и финансовые механизмы;
экологический мониторинг и информационное обеспечение;
научное обеспечение;
экологическое образование и просвещение;
развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии;
региональная политика в области экологии;
международное сотрудничество.
Основной задачей в этой области является реализация интересов РФ путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины РФ предполагает разработку планов действий на феде-ральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.
Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из основных направлений деятельности органов государства и общества.
сирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон «Об охране окружающей среды» содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глапа содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.
Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
циальные нормативно-правовые акты целиком посвящены вопросам окружающей среды. Сюда относятся, например, Закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ;
по характеру правового регулирования: материальные, процессуальные. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников экологических отношений. Например, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Нормативно-правовые акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, экологического лицензирования. Акты процессуального характера - Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;
по своему характеру нормативно-правовые акты можно условно разделить на кодифицированные и не являющиеся такими. Кодифицированными явля- Q ются систематизированные нормативно-правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в данной отрасли права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Выделяют следующие виды источников экологического права:
Конституция РФ;
федеративные договоры;
международные договоры;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы;
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств;
К)нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
11)локальные нормативно-правовые акты;
19судебные решения.

Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р <Об Экологической доктрине Российской Федерации>

закона доктрины


разработка рекомендаций по охране конкретных видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, подготовка новых редакций Федерального закона "О животном мире", Экологической доктрины Российской Федерации, Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России, проектов стратегии сохранения редких видов России, концепции биосферных заповедников, новых редакций Красной книги Российской Федерации (животные), Красной книги города Москвы и Красной книги Московской области, красных книг других субъектов Российской Федерации, подготовка ряда серийных многотомных изданий и монографических справочников, определителей, атласов и каталогов;


Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.


размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31-08-2002 1225-р (2019) Актуально в 2018 году

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно - ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;

возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни