Подготовка дошкольников к школе консультация для родителей. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

К обучению в школе ребенок «подходит» в шесть-семь лет. Условия ожидания новой вехи в его жизни у каждого свои. Одни дети ходят в детский сад, другие сидят дома с родными — бабушками, дедушками, тетями, дядями. Третьи сидят также дома, но с чужими — гувернерами, нянями, боннами. К тому же и багаж знаний, умений и навыков у детей абсолютно разный. Его жизненный опыт зависит от многих факторов, в числе которых условия жизни в семье, отношение к нему со стороны домочадцев, ценности, формируемые семейными традициями, уровень жизни конкретной семьи.

С физической, психологической и социальной точки зрения дети и шести, и семи лет вполне готовы к обучению в школе. В чем это выражается?

С физической точки зрения, организм ребенка от шести до семи лет интенсивно развивается. Ребенок растет, и его позвоночник очень чувствителен к нагрузкам. Есть специальный термин, обозначающий физическую готовность ребенка к школе, — «школьная зрелость». Это означает, что состояние организма школьника обеспечивает возможность его обучения и пребывания в школе. Конечно, смена режима сказывается на физическом состоянии ребенка. К примеру, подвижность, свойственная ему в этом возрасте, сменяется на статический режим «сидения». У него повышенная утомляемость, и поэтому в первом классе не задают уроков на дом. Работоспособность первоклассника еще невелика, и к концу четвертого урока она снижается. С этим связан распорядок уроков в первом классе. Они, как правило, составляют 35 минут, по крайней мере в первой четверти, пока дети не адаптируются к новым для них условиям. Самыми продуктивными днями считают вторник и среду, а вот пятница — наиболее слабый в продуктивном смысле день обучения. Именно с этими днями соотносят расписание уроков в школе. Наиболее сложные уроки, такие как математика и обучение грамоте, ставят первыми. У детей отмечается быстрая утомляемость, поэтому чрезвычайно важно поддерживать их физическую активность. На уроках организуют физкультминутки. Это такие своеобразные паузы, дающие возможность детям подвигаться и повысить работоспособность. На переменах организуются подвижные игры, дающие возможность детям отдохнуть и физически «заправиться» к следующему сидению на уроке.

Психологическая готовност ь ребенка к школе связана прежде всего с развитием познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание, воображение. Готовый к школе дошкольник обладает достаточным уровнем психологического развития, позволяющим овладевать школьными программами. Он любознателен, ориентируется в окружающем мире, уже умеет соподчинять мотивы и хотя робко, но уже пытается управлять своим поведением.

Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и неживой природе, о деятельности человека и пр. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений. Это очень важно, поскольку представления дают возможность ребенку овладевать усложненными знаниями и обогащать свой запас знаний. Особое место в нем отведено специальным знаниям, позволяющим в первом классе овладевать грамотой, счетом, техникой решения задач. Несмотря на всю значимость знаний для дошкольника, более важное место в его готовности отводится развитию познавательных интересов и деятельности. Развитие познавательных интересов — процесс долгий. Чем больше объем знаний и интеллектуальная активность, тем продуктивнее развитие познавательного интереса. Необходимый уровень развития познавательной деятельности, достаточный для обучения в школе, включает произвольное управление этой деятельностью и определенные качества восприятия и мышления, позволяющие ребенку выделять необходимые для обучения свойства явлений и предметов.

В современном обществе к начальной школе ребенок, как правило, подходит подготовленным. Уровень этой подготовки может быть разным. Он зависит как от индивидуальных особенностей самого ребенка, так и от условий его жизни. Кроме этого, многие школы требуют этой подготовленности от родителей. Правда, они же и представляют родителям условия подготовки их детей к школе в виде подготовительных групп и классов. Так или иначе, сама жизнь, развитие государства и прогресс изменяют условия подготовки ребенка к школе.

Социальная готовность как раз и связана с изменением подходов к портрету дошкольника. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно, чтобы школа его «приняла». Ведь не секрет, что дети практически все очень хотят пойти в школу. Безусловно, вначале мотивом может быть набор простых и привлекательных внешне школьных атрибутов в виде портфеля, пенала, фломастеров, красивых тетрадок и учебников. Кроме того, школа представляется неизведанным и манящим миром, где ребенок может серьезно изменить свой статус. Его личностные качества определяют место в среде сверстников. Это очень важно для ребенка, поскольку в совместной деятельности формируются важнейшие качества личности и мотивы ее деятельности. Новые школьные отношения для младшего школьника представляет как интерес, с одной стороны, так и достаточно тяжелый труд, с другой. Ведь каждый ребенок, приходящий в школу, наделен индивидуальным жизненным багажом. У одних есть представление о том, как взаимодействовать со сверстниками. Этому их научила детсадовская жизнь. А у других детей нет этого представления или, наоборот есть отрицательный опыт взаимодействия. Этому их научила улица.

Совместная деятельность детей является тоже удовлетворением потребностей ребенка. Поскольку младший школьник введен в новый для него вид деятельности — учебной, он, конечно, нуждается в «партнере» для овладения этой деятельностью. Ему важно обсудить свои учебные достижения со сверстниками и им же пожаловаться на неуспехи или несправедливость оценки его знаний, действий, поступков.

Но не надо забывать, что в младшем школьном возрасте еще очень важна игровая деятельность. Именно она помогает ребенку овладевать так необходимыми ему социальными навыками. В ходе игровой деятельности ребенок реализует потребность в межличностных, т. е. доверительных, близких отношениях со сверстниками. Межличностные отношения — это отношения не по принуждению, отношения добровольного выбора ребенка. Межличностное общение играет большую роль во взаимодействии ребенка со сверстниками. Оно является неким механизмом защиты ребенка от неблагоприятных влияний взрослого мира. Именно в системе межличностных отношений ребенок находит понимание.

Таким образом , первоклассник в школе видит не источник знаний, а место для взаимодействия со сверстниками, для удовлетворения своих потребностей. У него не сформирован пока мотив получения знаний, именно это и предстоит сделать учителю, но позитивные социальные мотивы, как правило, сформированы, и именно они призваны помочь учителю в его работе по формированию положительного отношения к обучению у первоклассников.

Если родители хотят подготовить ребенка должным образом к школе, они должны осознавать, что это трудное и ответственное дело. С ребенком надо беседовать о школе, о значимости знаний, которые он там получит. Надо показывать школу со всех сторон, не вселяя в него чувства эйфории, дескать «для тебя все там будет просто», но и не сгущать краски — «у тебя ничего не получится». Дошкольник, как правило, очень хочет в школу. Его влечет новизна общения, изменение свой жизни, красота учебных принадлежностей. Но в современной школе к обучению в первом классе готовы как шестилетки, так и семилетки. Год разницы в возрасте очень большой срок, поскольку процессы развития ребенка в этом периоде интенсивны. Так, следует отметить, что продуктивность ребенка шести лет и семи лет разная. Хотя правды ради следует сказать, что это выражается индивидуально, а значит, и работа с такими детьми предполагает индивидуальное решение.

Комфортность и успешность пребывания ребенка в школе во многом зависит от уровня его подготовленности. А этот уровень в свою очередь зависит от того, где и с кем готовился ребенок к школе. Если он посещал детский сад, то подготовкой его к школе занимались профессионалы. Если же не посещал детский сад и готовился дома, то, возможно, посещал подготовительные курсы. Однако в любом случае помощь родителей не помешает. В качестве вспомогательного материала хотим предложить родителям программу подготовки ребенка к школе . Но сразу оговоримся. Это не жесткие условия, а всего лишь предложения автора, выполняющие на его взгляд определенную роль в осуществлении намеченной родителями подготовки своего ребенка к школе.

В родительский блокнот

❀ Никогда не пугайте ребенка школой.

❀ Приготовьтесь к тому, что у вас в жизни тоже начнется новый трудный период.

❀ Лучше, чтобы ребенка готовили к школе профессионально.

❀ Можно самим с помощью простых тестов диагностировать его готовность к школе.

❀ Необходимо формировать у ребенка положительные мотивы, направленные на школьное обучение.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Все время поддерживайте у ребенка чувство «новизны», связанное с обучением в первом классе.

❀ Ходите вместе за покупками школьных принадлежностей, превратите это в праздник.

❀ Если ребенок посещает подготовительный класс, все время интересуйтесь его успехами и неудачами.

❀ Обсуждайте с ребенком его достижения в подготовке к школе.

Нравственная готовность:

Психологическая готовность:

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе"»

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

    физический

    нравственный

    психологический

    мыслительный

Физическая готовность:

    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

    Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

    Умение строить отношения с взрослым человеком.

    Умение общаться со сверстниками.

    Вежливость, сдержанность, послушание.

    Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

    Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

    Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

    Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

    Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

    Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

    Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

    Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

    Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

    Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

    Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

    Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

    Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

    Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

    Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

    Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

    Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

    Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

    Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

    Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

    Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Итак, выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.

Во-первых, это общее развитие

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по-казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность . Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
  2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
  3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
  4. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и другим.
  5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т.д. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
  6. Уже сейчас постарайтесь постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
  7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы. Читайте, .
  8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т.п.
  9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т.д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
  10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
  11. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.
  12. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т.п. Будьте терпеливы к капризам вашего «нехочухи».
  13. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
  14. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
  15. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
  16. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
  17. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
  18. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
  19. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  20. Постарайтесь, достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
  21. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
    • Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
    • Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
    • Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
    • Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
  22. И последнее одно из самых важных: развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. (Читайте также материал ).

Развивающие мини-игры

Игра: Рисунок на спине
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Волшебное слово
Цель: развитие внимания, вежливости.
Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. — Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот. Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

При вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь, чтобы достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Специальные тесты помогут вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

Консультация для родителей

"Готовность ребёнка к школе"

В наше время еще до того, как ребенок начнет учиться в школе, он уже должен знать буквы, уметь читать и знать элементарные математические операции. И родители, желая видеть своего ребенка успешным, днями напролет вместе с ним решают примеры, читают книжки и посещают кружки для дошкольников. Но готовя ребенка интеллектуально, нельзя забывать и о психологической подготовке.

В каком возрасте нужно отдавать ребенка в школу?

В среднем принято отдавать ребенка в школу с 7 лет. Как правило, к этому возрасту психическое развитие ребенка позволяет ему вынести школьную нагрузку. Но! 7 лет – это только в среднем. Кто-то может созреть раньше, а кто-то и позже. Поэтому если вы отдаете ребенка в школу с 8-летнего возраста – это ни в коем случае не означает, что он имеет какие-то отклонения в интеллектуальном развитии. Но не стоит насильственно отдавать ребенка раньше срока. В 6-летнем возрасте большинство детей не готовы учиться в школе. Даже если интеллектуальное развитие ребенка говорит об обратном, не забывайте и о психологической мотивации.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Во-первых, нужно просто поговорить с ребенком. Спросите его, как относится к тому, что скоро станет первоклассником, как он представляет себе школьный день, какую цель видит в походе в школу. Второе, что нужно сделать – это отследить, насколько хорошо сформировалась у ребенка произвольность действий. Т.е. готов ли он спокойно просидеть 40 минут, может ли долгое время концентрировать внимание, целенаправленно что-либо запоминать. Все это – залог успешной учебы в будущем. Также важно понять, способен ли ребенок контролировать свое поведение и общаться со сверстниками и учителями.

9 признаков, свидетельствующих, что ребенок готов к школе (должно выполняться как минимум 6 из 9):

1. Ребенок проявляет желание учиться и с удовольствием говорит о школе (причем не только о школьной атрибутике – портфеле, пенале и фломастерах, но и об уроках, желании учиться).

2. Ребенок с легкостью вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, не боится их. Он охотно помогает окружающим, умеет сопереживать. Неконфликтен.

3. Может высказать свое мнение, пытается его отстаивать. Главное, чтобы при этом не было чрезмерной агрессии. Умеет делиться с другими детьми игрушками и учебными материалами.

4. Уважает взрослых. Откликается на их просьбы и с удовольствием их выполняет. Умеет следовать общим правилам поведения, может терпеливо дождаться своей очереди, если этого требуют условия.

5. Ребенок может ясно выражать свои мысли, говорит связно, дает развернутые ответы. В состоянии подробно описать предмет или событие. Для этого можете предложить ребенку придумать историю по картинке.

6. Может выполнить поручение без напоминаний. Не отвлекается на посторонние шумы во время занятий, умеет сосредотачиваться.

7. Понимает смысл задания и может его выполнить в заданные сроки. Может выполнять 2 действия сразу: например, рисовать и слушать рассказ.

8. У ребенка хорошо развита мелкая моторика (может лепить, чертить ровные линии, аккуратно вырезать фигурки из бумаги).

9. Ребенок инициативен. Охотно вступает в контакт с людьми, задает вопросы, рассказывает свои идеи.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе.

1. Хорошая память.

2. Внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению.

3. Сообразительность

4. Любознательность

5. Развитое воображение

6. Начальные навыки чтения, счета, письма

7. Физическая ловкость

8. Организованность

9. Аккуратность

Что должны делать родители, чтобы психологически подготовить ребенка к школе?

Кроме чтения, решения примеров и посещения дошкольных центров, родителям важно дать ребенку достоверную информацию о школе, рассказать о принятых там правилах. Важно, чтобы то, что вы говорите, в итоге совпало с действительностью. Поэтому не стоит приукрашивать и уж тем более запугивать ребенка школой.

    Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

    Помните, ребенок 6 лет не может работать долго, 15-20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.

    Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, как он узнал, что ему понравилось.

    Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

    Развивайте образные представления ребенка (изо-деятельность, слушание, пересказ, сочинение сказок).

    Будьте терпеливы, не спешите

    Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса

    Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками.

    Самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.