Ожидаемый срок валютный контроль. ЦБ отменил паспорт сделки

Клиенты - нерезиденты РФ осуществляют переводы в иностранной валюте без ограничений.

Требования к резидентам РФ

Валютному контролю подлежат переводы резидентов РФ в иностранной валюте, а также переводы в рублях РФ с участием нерезидентов РФ.

В соответствии с валютным законодательством:

  • переводы резидента РФ при осуществлении платежа в пользу нерезидента РФ как в рублях, так и в иностранной валюте осуществляются без ограничений;
  • переводы в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, за исключением операций, перечисленных в статье 9, части 6 ст. 12, части 3 ст. 14 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , в том числе между близкими родственниками ().
  • переводы резидента РФ из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, не могут превышать эквивалент 5000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента РФ в один операционный день.

При оформлении расчетного документа отсутствие в поле «назначение платежа» информации, позволяющей определить экономический смысл валютной операции, и/или документов и информации, а также ссылки на эти документы в расчетном документе является основанием для отказа в осуществлении валютной операции. При осуществлении перевода за третье лицо в поле «Назначение платежа», кроме иной информации, должно быть указано ФИО лица, за которое осуществляется перевод.

Требование о предоставлении обосновывающих документов распространяется на осуществление валютных операций, связанных с переводами:

  • в пользу юридических лиц - нерезидентов РФ на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа;

    При расчетах с нерезидентами РФ - юридическими лицами на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа, необходимо предоставление документов-оснований для перевода. Такими документами могут быть:
    договоры (контракты);
    инвойсы (счета, счета-фактуры и т. д);
    переписка с плательщиком по e-mail или на бумажных носителях;
    иные документы, предусмотренные в статье 23 Федерального закона № 173-ФЗ, на основании которых осуществляется валютная операция.

  • в пользу физических лиц - нерезидентов РФ на сумму, превышающую эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;

    При расчетах с нерезидентами РФ - физическими лицами на сумму, превышающую в эквиваленте 5000 долларов США на дату платежа, необходимо предоставить информацию о подтверждении валютно-учетного статуса получателя (нерезидент РФ) средств и содержании операции. Информация может быть предоставлена в любой форме, в том числе указана в поле «назначение платежа» представленного расчетного документа (например «Материальная помощь нерезиденту РФ»).

  • в пользу физических лиц - резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных на территории РФ, - независимо от суммы перевода;
    Список необходимых документов смотрите в следующем пункте.

  • в пользу физических лиц - резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, если сумма перевода превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;

    При расчетах между супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии - родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными могут быть предоставлены следующие документы, подтверждающие родство:
    выданные органами записи актов гражданского состояния свидетельства (о браке, о рождении и др.);
    решения суда;
    документы, удостоверяющие личность, в которых есть записи о детях, супругах;
    иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Указание Банка России от 20.07.2007 г. № 1868-У «О предоставлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»

— Валютный контроль
— Объекты валютных правоотношений
— Органы валютного регулирования
— Валютные ограничения
— Контроль валюты при импорте товаров
— Типы сделок. Этапы валютного контроля
— Законопроект, смягчающий валютный контроль за россиянами с иностранными счетами
— Управление валютой. Инструкция
— Заключение

Валютный контроль – комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами.

В меры валютного контроля, как правило, входят:

— система регулирования приобретения и расчетов в иностранной валюте на территории страны;
— лицензирование деятельности по купле-продаже валютных ценностей;
— система контроля за перемещением валюты через государственную границу;
— система контроля расчетов по экспортно-импортным операциям.

Валютный контроль осуществляется в тех странах, национальная валюта которых не является свободно конвертируемой.

Функции валютного контроля возлагаются на центральный банк. В нашей стране важнейшими органами валютного контроля являются правительство РФ, Банк России. Агентами валютного контроля назначены уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ.

Правила валютного контроля описывают 173 ФЗ, статья 15.25 КоАПа и инструкция Центробанка 138-И.

Валютный контроль - это способ проверить предпринимателей. С его помощью чиновники убеждаются, что предприниматель не спонсирует террористов, не продает запрещенные товары и не отмывает деньги. Чтобы доказать легальность сделки, предприниматели сдают документы, например, договор и акт с подписью клиента. Документы принимает и проверяет банк.

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений – это:

1) отечественная валюта (банкноты и монеты),

2) иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты),

3) внутренние и внешние ценные бумаги.

Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях.

Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону.

4) валютные ценности различного типа.

Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью.

Все это подлежит контролю со стороны государства.

Органы валютного регулирования

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи.

Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Контроль валюты при импорте товаров

Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Типы сделок. Этапы валютного контроля

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

С участием резидентов и нерезидентов;
С внутренними и внешними ценными бумагами;
При сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.

Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок. Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

— Сбор документов;
— Открытие специального счета (в случае необходимости);
— Контрольные процедуры;
— Открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
— Отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
— Исполнение сделки, процедура резервирования;
— Возврат суммы зарезервированных средств;
— Закрытие сделки;
— Подготовка отчетности.

Законопроект, смягчающий валютный контроль за россиянами с иностранными счетами

С 22.07.2017 Банк России упрощает документооборот по валютным операциям резидентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по контрактам с нерезидентами РФ, сумма обязательств по которым не превышает 1 тыс. долларов США.

Сейчас валютным резидентом считается россиянин, заехавший в страну хотя бы на один день. Если же у таких людей есть счета в зарубежных банках, о них нужно отчитываться перед российскими налоговиками – об открытии и закрытии, об операциях, остатках на счете. Часть операций и вовсе запрещена: например, на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг. За нарушение правил грозит штраф – сначала в 75%, а потом в 100% суммы операции.

Новая инициатива в области валютного контроля снимет с крючка налоговиков многих добропорядочных россиян, выбравших жизнь за границей.

Минфин предлагает ослабить валютный контроль для живущих за границей и хочет разрешить использовать иностранные счета для продажи автомобилей и недвижимости

Валютными резидентами по-прежнему будут считаться все россияне. Но те, кто проведет больше 183 дней за границей, будут освобождены от необходимости отчитываться по счетам, на них не будут распространяться и ограничения по операциям.

Для всех остальных круг разрешенных операций будет расширен: на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости. Но только если она зарегистрирована в стране – члене ОЭСР или FATF (их 35 и 34 соответственно), которая присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией и там открыт счет в банке. Слишком жесткое валютное регулирование создает проблемы не только для людей, но и банков, которые должны проверять валютное резидентство клиентов перед переводом денег за рубеж, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению Сергея Калинина концептуально проект не решает проблем. Например, по нему два россиянина, живущих за рубежом, могут совершить сделку между собой только в рублях, то есть через российский банк, рассказывает он. Концепция неоднозначная и создает больше проблем и неопределенности.

Статус человека будет определяться по итогам года, и если он в начале года планировал провести большую его часть за границей, без ограничений совершал валютные операции через иностранный счет, но был вынужден вернуться в Россию и провести здесь большую часть года, то к концу года все его зарубежные операции будут считаться незаконными. Единственная возможность избавиться от валютного резидентства – отказаться от российского гражданства.

Не решит всех проблем и расширение списка законных операций. По-прежнему неясно, можно ли зачислять на счета выплаты из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств: формально они не подпадают под выплаты дивидендов. Большинству мешают ограничения на зачисление доходов на свои зарубежные счета, например, они коснутся доходов по операциям с деривативами или доходами, полученными из траста.

Проводить любые сложные операции без нарушения валютного законодательства довольно сложно. Многие создают контролируемые иностранные компании именно из-за валютных ограничений. Неясно и то, зачем нужны такие ограничения – выплату налогов налоговики смогут проследить через автоматический обмен, заключает Калинин.

Управление валютой. Инструкция

Если вы получаете оплату в валюте, вам предстоит пройти валютный контроль. Часть предпринимателей отказывается от работы с иностранными клиентами или работает по-черному, лишь бы не связываться с валютным контролем. Многие его не любят.

У валютного контроля две беды. Без него нельзя распоряжаться деньгами, и за ошибки в валютном контроле можно получить штраф до 100% суммы сделки.

Деньги не сразу попадают на счет предпринимателя. Клиент переводит оплату, банк их получает, но деньги еще не ваши. Сначала банк их держит на специальном счете, он называется - транзитный.

Как только вы прошли валютный контроль, банк переводит деньги с транзитного счета на ваш валютный счет. С этого момента вы можете распоряжаться деньгами как угодно: переводите на личный счет, платите партнеру или открывайте депозит. Чем больше времени занимает валютный контроль, тем дольше нельзя распоряжаться деньгами.

Максимальный штраф за валютный контроль - до 100 % от суммы сделки. Штраф можно получить за любую ошибку, от срыва сроков до опечаток.

У предпринимателей из IT-сферы возникают сложности со сроками валютного контроля. Обычно причин три: банк не принимает договор с клиентом, не хватает документов, или ИП поздно узнает о поступлении денег.

Валютный контроль - это способ проверить легальность сделки. Для проверки от вас понадобятся документы, например, договор с клиентом и счет.

Деньгами нельзя пользоваться без валютного контроля. Сначала банк принимает документы, и если всё в порядке - переводит деньги на валютный счет.

Чтобы быстрее начать пользоваться деньгами, надо:

1. Разобраться с договором. Убедитесь, что в нем есть срок сделки, валюта платежа, название компании и страна;
2. Узнать, какие документы и в каком формате ждет банк. Может, он всё сделает за вас;
3. Спросить, как банк сообщает о поступлении денег на транзитный счет. Вдруг где-то ставит галочку, а не присылает SMS.

Заключение

С помощью валютного контроля государство проверяет предпринимателей на легальность их сделок. Такая процедура дает чиновникам уверенность в том, что предприниматели не спонсируют террористов, не торгуют запрещенными товарами и не отмывают деньги.

Однако введение строгого валютного контроля очень часто приводит к тому, что для обмена валюты используют чёрный рынок. В результате этого реальный обменный курс намного отличается от того, что установлен государством. Существует даже отдельная экономика, которая основа на теневом рынке обмена валют. Поэтому трудно с уверенностью сказать способно правительство реально осуществить достаточно эффективный валютный контроль или нет.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

В статье мы рассмотрим, как проходит оформление документов для валютного контроля в банке. Узнаем, в какие сроки предоставляется справка о подтверждающих документах и паспорт сделки. А также затронем порядок заполнения документов.

Какие документы нужно подготовить

Банковское учреждение выступает в качестве контролирующего агента, оно осуществляет наблюдение за всеми валютными операциями, к которым относятся:

  • сделки неторгового характера;
  • внешнеторговые соглашения;
  • кредитные договоры.

Полный же список документов валютного контроля для банка регламентируется федеральным законодательством и включает в себя:

Содержит информацию по контрактам между резидентами и нерезидентами. Он нужен, чтобы вести учет и отчетность. Данные предоставляются в банковскую организацию не позже даты проведения первой сделки в валюте.

Справка о приходе валюты РФ (СПВ) . Формируется в момент перечисления рублей РФ по контракту с нерезидентом.

Справка о валютных операциях (СВО) . Подтверждает информацию о передвижении валютных средств, передается в банк одновременно с подтверждением движения валюты.

Справка о подтверждающих документах (СПД) . Передается одновременно с подтверждением импорта/экспорта продукции из РФ, а также исполнения обязательств по контракту.

Для того чтобы проконтролировать одну валютную операцию, финансовому учреждению нужна только та документация, которая имеет к ней прямое отношение.

А также у вас могут запросить:

  • свидетельство о том, что вы зарегистрированы как предприниматель;
  • договоры и акты приема-передачи, которые подтвердят, что сделка совершена и обязательства по ней исполнены;
  • таможенные декларации, которые подтвердят перемещение средств или товаров через границу РФ.

Отметим, что вся документация должна быть непросроченной на дату передачи ее банковской организации.

Паспорт сделки

ПС — это основной документ, который потребуется финансовому учреждению. Поэтому как только вы заключили договор с нерезидентом, определитесь, есть ли необходимость в вашем случае оформлять такой паспорт.

Если сумма контракта равна или превышает 50 тыс. долларов США по курсу ЦБ РФ на день подписания договора, ПС нужно оформить в той банковской организации, через которую будут осуществляться все расходы, связанные с контрактом.

В случае, если расчеты будут осуществляться через зарубежную банковскую организацию, то оформлять паспорт нужно в территориальном отделении ЦБ РФ по юридическому адресу вашей организации. Затем и справки вы будете подавать именно туда.

Если сумма обязательства не достигает 50 тыс. долларов в рублевом эквиваленте, ПС оформлять не требуется. Но в дальнейшем общая сумма может увеличиться. Если вы уверены, что такое развитие событий исключать нельзя, ПС придется оформить не позднее даты, в которую сумма превысила указанную ранее.

А теперь давайте разберемся в правилах заполнения ПС. Итак, на первом листе указывается название банковской организации, через которую будут осуществляться все расчеты. Далее реквизиты ПС заполняет специалист банка. Он указывает номер паспорта, состоящий из 5 частей.

В части 1 слева направо нужно проставить:

  • две последние цифры года, в который оформляют ПС;
  • в 3 и 4 разряде — месяц оформления документа (числами: 1 — 12);
  • в 5 — 8 разрядах проставляют порядковый номер ПС по виду контракта.

В частях 2 и 3 указывают регистрационный номер банка и порядковый номер филиала. В части 4 указывают код вида контракта, в соответствии с приведенной ниже таблицей.

В части 5 отмечают признаки резидента, который оформил паспорт:

  • юр. лицо/филиал;
  • физ. лицо/ИП;
  • физ. лицо, которое занимается частной практикой.

Далее заполняются реквизиты нерезидента, общие сведения о контракте, наименование и код валюты, отражается сумма выручки, которая будет зачислена на соответствующие счета. После заполнения всех разделов и подразделов, указывается дата и основание, на котором закрывается ПС.

Справка о валютных операциях

На компанию возлагается обязанность предоставить своему валютному агенту СВО, а также документацию, которая в ней указана. При этом подтверждающие бумаги могут не предоставляться, если сумма операции не более 1 000 долларов.

А также помните, что есть ситуации, когда предоставлять справку не надо:

  • если валютная операция производится между резидентами, а их открыты в одном финансовом учреждении;
  • операция производится между компанией и ее уполномоченной банковской организацией;
  • между компанией и банком заключен договор, в котором прописано, что финансовое учреждение само занимается оформлением СВО.

Для заполнения СВО есть специальная унифицированная форма. Правила ее заполнения заключаются в следующем:

  • вверху документа в первой строчке укажите полное или краткое название банковской организации, в которую подаете СВО;
  • во второй строке проставьте сокращенное название вашей компании;
  • в следующем поле прописывается номер счета нерезидента в уполномоченном банке;
  • следующая строка: цифровой код страны финансового учреждения — нерезидента;
  • далее заполните таблицу с информацией о валютной операции;
  • после заполнения столбцов в строке примечаний можете внести дополнительные сведения об операции;
  • внизу справки информация заполняется специалистом банка: Ф.И.О ответственного сотрудника, печать банка, дата принятия справки;
  • в соответствующей строке проставляется подпись резидента.

Если справка предоставляется в электронном варианте, подпись также может быть электронной.

Справка о подтверждающих документах

СПД оформляется, если ранее на сделку оформляли паспорт. Соответственно, подавать ее вы будете в то банковское отделение, в котором был оформлен ПС.

Данная справка заполняется на унифицированном бланке, как и другая документация. Алгоритм заполнения представим в виде таблицы.

№ п/п Наименование поля для заполнения Что указывается
1 Название банка Полное название банковской организации
2 Название резидента Полное или краткое название вашей фирмы
3 От Дата, месяц, год
4 По паспорту сделки № № ПС
5 Признак корректировки не заполняется, если бланк СПД первичный
6 Гр. 1 № по возрастанию
7 Гр. 2 № подтверждающего документа либо «БН», если таковой отсутствует
8 Гр. 3 Дата подтверждающего документа
9 Гр. 4 Код вида документа
10 Гр. 5 Код валюты по классификатору
11 Гр. 6 Сумма в валюте документа
12 Гр. 7 — 8 Заполняются, только если валюта контракта и подтверждающего документа отличаются
13 Гр. 9 Кодовый признак, который характеризует операцию
14 Гр. 10 Срок, когда обязательства должны быть выполнены
15 Гр. 11 Код государства, в котором располагается получатель груза
16 Примечание Заполняется, только если есть примечание к подтверждающему документу
17 № строчки № строчки, под которым числится документ
18 Содержание Примечания к дополняющим документам
19 Информация банка Число, когда принята СПД

Банковская организация может отказать в принятии справки, если она заполнена с ошибками, сведения в ней и приложенной документации отличаются, а также если пакет бумаг предоставлен не полностью.

Требования к документам

Рассмотрим подробнее критерии, которые установлены федеральным законодательством:

  1. Вся документация должна быть действительной на дату предоставления в финансовое учреждение.
  2. Бумаги предоставляются в подлинниках либо в виде копий, заверенных у нотариуса.
  3. Если документация выполнена на иностранном языке, нужно предоставить нотариально заверенный перевод.
  4. Бумаги, представленные в оригинале, возвращаются предоставившим их лицам.
  5. В том случае, если к операции относится только часть документа, компания вправе предоставить лишь выписку, подтверждающую транзакцию.
  6. Информация, указанная в документах, должна быть полностью достоверной.

Если документация предоставлена с нарушениями либо не в полном объеме, вам могут отказать в проведении операции с валютой.

Сроки предоставления документов

При открытии ПС в банковской организации необходимая документация должна быть подготовлена не позже даты оформления справок либо не позднее даты, когда сдана таможенная декларация.

А также действуют следующие сроки:

СВО и приложенные к ней бумаги нужно направить в банк одновременно с распоряжением о списании средств со счета. Если же мы говорим о зачислении валюты, то на предоставление документации дается 15 дней с даты зачисления.

СПД предоставляют в течение 15 дней с момента окончания того месяца, в котором таможенные органы проставили отметку на декларации о ввозе/вывозе продукции. Если же отметок несколько и даты разные, ориентируйтесь на последнюю.

Уточним, что коррекция СВО и СПД осуществляется в 15-дневный срок после составления документации с обновленными данными. Специалисты рекомендуют предоставлять документы в банк с небольшим запасом, чтобы исправить недочеты, если они будут найдены.

Ответственность при нарушении валютного законодательства

В случае, если организация не соблюдает нормы валютного законодательства, для нее устанавливается ответственность как административного характера, так и связанная с лишением свободы для руководителя.

В частности, административное наказание грозит за:

  • несоблюдение порядка отчетности по сделкам;
  • нарушение сроков получения средств за товары, которые были направлены нерезидентам (а сами товары на территорию РФ не поступали);
  • резидентом нарушены сроки, отведенные для предоставления данных об открытии счетов в зарубежных банках;
  • обязательства в валюте другого государства совершены без привлечения банковской организации.

За эти нарушения обычно назначаются штрафные санкции, размер которых напрямую зависит от вида проступка. В среднем сумма 40 — 50 тыс. руб. для организации и 4 — 5 тыс. руб. для руководителя.

За ряд нарушений предусмотрена и уголовная ответственность. Например, если валюта не будет зачислена на счет в банковской организации либо совершено нарушение в особо крупном размере, могут быть применены следующие наказания:

  • принудительные работы;
  • штраф;
  • лишение свободы.

Если компания допустит несколько правонарушений административного характера за один рабочий день, накажут ее только один раз. На практике этим пользуются, чтобы снизить сумму штрафа.

Документы валютного контроля для банка

Ввиду требований частей 2 и 3 статьи 22 закона «О валютном…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ контроль над перемещением валюты в РФ осуществляется органами власти (Правительством, ЦБ, ФНС и ФТС). При этом банки являются валютными агентами и обязаны выполнять контрольные мероприятия в отношении своих клиентов, осуществляющих валютные операции.

Часть 7 статьи 23 ФЗ № 173 обязывает их отчитываться перед ЦБ РФ и другими компетентными органами об операциях с валютой, которые совершаются организациями и гражданами с использованием открытых у них счетов. При этом банки в силу требований части 1 статьи 23 ФЗ № 173 наделены правом получения от своих клиентов информации, касающейся легальности выполняемых ими валютных операций и обслуживания принадлежащих им банковских счетов.

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в части 9 статьи 1 ФЗ № 173. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

Документы для контроля

Полный список бумаг, при помощи которых можно доказать законность выполнения валютной проводки, приведен в части 4 статьи 23 ФЗ № 173. В частности, к таковым относятся:

  • документы, устанавливающие право на имущество, факт регистрации организации, ее правовой статус (резидент, нерезидент), постановку на налоговый учет;
  • бумаги, оформляемые банками и компетентными органами, указывающие на возможность компании открыть счет, провести по нему конкретную операцию, а также подтверждающие ее осуществление;
  • договоры, соглашения, акты приема-передачи, накладные, коносаменты и прочие документы, указывающие на наличие сделок и исполнение обязательств по ним;
  • паспорт сделки;
  • таможенные декларации, указывающие на перемещение валюты и товаров через границу.

Основными формами учета, которые требуются для легального проведения валютных транзакций, согласно положениям пункта 1.5 инструкции ЦБ РФ «О порядке…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция), выступают:

Скачать форму справки
  • справка о валютных операциях (далее — СВО);
  • справка о подтверждающих документах для валютного контроля (далее — СПД).

Следует помнить, что для проведения контроля в отношении одной операции, согласно статье 23 ФЗ № 173, банку требуются лишь документы, имеющие к ней непосредственное отношение. Если при этом к конкретной операции относится лишь часть текста документа, организация может представить лишь выписку, подтверждающую конкретную транзакцию. Обозначенная норма также обязывает организацию предоставлять только документы, действительные на дату их направления (оригиналы остаются у предъявителя, в дело подшиваются лишь копии, заверенные банковской организацией или государственным органом). При этом не стоит забывать о необходимости нотариально подтвержденного перевода бумаг, выполненных на иностранном языке, и их легализации посредством простановки апостиля.

Паспорт сделки

Паспорт сделки, исходя из предписаний пункта 6.1 Инструкции, является основным документом компании, который требуется банку для контроля за движением валюты. Приложением № 4 к Инструкции предусмотрены 2 формы бланка паспорта (для контракта и кредитного договора).

Направляется документ банку, в котором у компании имеется валютный счет, задействованный для расчетов по сделке (при этом для каждого контракта делается отдельный паспорт). Помимо паспорта организация, ввиду пункта 6.6 Инструкции, должна представить банку заключенный договор и иные бумаги, которые обозначены в паспорте или требуются для подтверждения обозначенных в нем сведений.

При направлении проекта соглашения вместе с паспортом требования пункта 6.12 Инструкции обязывают компанию направить уже подписанный контракт в течение 15 дней с момента его заключения. Банку, в свою очередь, отводится 3 дня на проверку представленных документов. В случае их соответствия предъявляемым требованиям он должен составить для данной сделки паспорт в электронном варианте, а также присвоить ему учетный номер. При этом готовым документ признается с момента его подписания банковским работником и присвоения ему номера.

Не знаете свои права?

Конкретного срока для предоставления паспорта сделки законодательством не устанавливается, однако следует знать, что он должен быть направлен в банк, согласно пункту 6.5 Инструкции, одновременно с СВО или СПД (в зависимости от того, какая из указанных справок оформляется раньше).

Справка о валютных операциях - образец заполнения на 2018 год

Согласно пункту 2.1 Инструкции, организация обязана оформить и представить своему валютному агенту (банку, оформлявшему паспорт сделки) СВО и документы, в ней указанные (подтверждающие законность операции), при списании валюты со своего счета либо зачислении средств на него. При этом данный пункт предоставляет и возможность не представлять подтверждающие документы, если сумма операции не превышает 1 000 долларов.

Практикам следует помнить также о ситуациях, определенных пунктом 2.4 Инструкции, когда предоставление не требуется, например:

  • при произведении операций между организацией и ее уполномоченным банком (купле-продаже валюты, переводе валюты со счета на депозит и т. д.);
  • при произведении валютных операций между резидентами, счета которых находятся в одном и том же уполномоченном банке;
  • при обозначении в соглашении между организацией и банком обязанности последнего оформлять СВО самостоятельно.

СВО оформляется по унифицированной форме (приложение № 1 к Инструкции). При этом помимо собственно бланка справки в указанном приложении содержится подробная инструкция по ее заполнению. Образец заполненной СВО вы можете скачать на нашем сайте .

Справка о подтверждающих документах

Необходимость оформления СПД, а также прилагаемых к ней документов, подтверждающих исполнение по сделке, предусмотрена пунктом 9.1 Инструкции. Справка эта выполняется на унифицированном бланке, который можно найти в приложении № 5 к Инструкции (там же можно ознакомиться с порядком заполнения).

Следует помнить, что СПД оформляется только в том случае, если ранее на сделку был оформлен паспорт. Соответственно, подается справка, согласно пункту 9.1 Инструкции, именно в то отделение банка, которое оформляло (или будет оформлять) паспорт.

Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1-9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции. Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. При этом от организации требуется лишь своевременная подача подтверждающих документов.

Валютный контроль и сроки предоставления документов

Сроки представления учетных форм (СВО и СПД) и прилагаемых к ним документов также определяется Инструкцией. Так, СВО с прилагаемыми к ней документами направляется в банк, согласно пункту 2.3, одновременно с распоряжением о списании валюты со счета. Если речь идет о зачислении валюты на счет организации, справка направляется в банк в течение 15 дней с момента зачисления.

Порядок исчисления сроков представления СПД и документов, к ней прилагаемых, обозначен в пункте 9.2.1. Согласно его положениям, данную справку необходимо направить в банк в течение 15 дней после окончания месяца, в котором таможенными органами на декларации (заявлении на условный выпуск) была проставлена соответствующая отметка о дате ввоза (вывоза) или условного выпуска. В том случае, если исполнение контракта подтверждают иные документы, предельный срок направления СПД, согласно пункту 9.2.2, ограничивается 15 днями после окончания месяца, когда подтверждающие документы были оформлены.

При этом следует помнить, что при наличии нескольких таможенных отметок или подтверждающих документов, имеющих разные даты, в расчет принимается последняя из них.

Подводя итог, отметим, что документами валютного контроля по факту являются не только собственно бумаги, подтверждающие легальность проведения валютных операций, но и документы (учетные формы), которые необходимы для сопровождения и учета всех проводимых валютных операций. Под последними понимаются паспорт сделки, справки о валютных операциях и подтверждающих исполнение сделки документах.

Скачать форму справки

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы