Контроль исполнения бюджета. Анализ бюджета

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

2. Метод группировки

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рмин где Рмин - минимальные расходы бюджета;

Дс -собственные доходы бюджета;

Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.

Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).

2) Нормальное состояние

Рмин = Дс + Дп (16.2)

3) Неустойчивое состояние

Рмин = Дс + Дп + Дд. (16.3)

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).

4) Кризисное состояние

Рмин > Дс + Дп. (16.4)

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1

Таблица 16.1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

где Д - общая сумма бюджетных доходов;

Р - общая сумма бюджетных расходов;

3 - бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Кп/с = Дп / Дс

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

3) коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р= Дс / Рмин

5) коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п=Д/Рмин

6) коэффициент налогового покрытия:

Кн.п. = Дн / Рмин

где Дн - налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п /Рмин

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

Кт.п. = Дт.п./Рмин

где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

Кд = БД / Р,

где БД - бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.Р = Дт: Ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о. = Р / Ч.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

    оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

    обоснование финансово-бюджетной политики;

    обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

    выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

    обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

    выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

    обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

    обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

    выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

    определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

    выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

    совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме того, анализ бюджетов позволяет:

    определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

    определить уровень устойчивости муниципального бюджета;

    выявить факторы, воздействующие на финансовое положение муниципального образования, и степень влияния этих факторов на местный бюджет;

    определить приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.(19. с.11)

В современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей . Вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод – сравнение , когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод – группировки , когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок , или элиминирования , заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ , в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ , который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ , суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Уровень устойчивости местного бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния :

    абсолютно устойчивым;

    нормальным;

    неустойчивым;

    кризисным.

Предлагаются следующие методы определения степени устойчивости бюджетов:

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Расходы < собственные доходы бюджета

Управленческий учет и контроль всегда сопровождает анализ. Цели бюджетного анализа: оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета; выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета; выявление резервов при составлении и исполнении бюджета; обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете; выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований; определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов; выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению.

В зависимости от видов бюджетного контроля различают три вида бюджетного анализа:

· Перспективный;

· Оперативный;

· Ретроспективный.

Перспективный (прогнозный, предварительный) бюджетный анализ изучает экономические явления процессы с позиций перспективы их развития и использования при формировании бюджетов.

Основными целями данного анализа является:

v Всесторонне проанализировать информацию о возможных способах достижения обозначенной стратегии и тактики предприятия;

v Оценить реалистичность тех или иных решений по формированию бюджетов и их соответствие внутренней логике развития бизнеса.

Основываясь на изучении закономерностей развития экономических явлений и хозяйственных процессов, а также на анализе данных о настоящем и прошлом организации, предварительный анализ позволяет выявить наиболее эффективные пути развития предприятия, формируя базу для бюджетного планирования и контроля. В предварительном бюджетном анализе широко используются прогнозные методы.

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно при исполнении бюджетов при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.

Цель оперативного анализа - оценка отклонения фактических показателей от намеченных бюджетом. Инструментом достижения этой цели служит комплексное, оперативное выявление и измерение причинно-следственных взаимосвязей бюджетных отклонений. В связи с этим можно сформулировать основные задачи оперативного анализа бюджетов:

ь Систематическое выявление уровня выполнения бюджетных показателей по центрам ответственности;

ь Оперативное определение и расчет влияния факторов измерения показателей от заданного уровня;

ь Систематизация позитивных и негативных причин отклонения.

Оперативность в анализе бюджетов означает, прежде всего, своевременность выявления и исследования краткосрочных изменений деятельности центра ответственности, которые либо могут вывести его из заданного бюджета направления развития, либо сигнализируют о появлении дополнительных возможностей, позволяющих перевести его на более эффективный режим функционирования. При этом всегда необходимо учитывать время, в течении которого действуют причины, порождающие отклонения от бюджета. В противном случае результаты оперативного анализа будут бесполезны, так как возникает новая экономическая ситуация с новыми причинно - следственными взаимосвязями и новыми экономическими последствиями.

В связи с этой особенностью оперативного анализа вряд ли может быть однозначный ответ о периодичности его проведения. Это зависит от ряда обстоятельств:

2. От необходимости предвидения отдельных предстоящих изменений в производственных процессах и их экономических последствиях;

3. От учета временного фактора, позволяющего провести анализ и выявить причины, выработать и исполнить оперативные решения по своевременному регулированию производственных процессов или показателей бюджетов.

Ретроспективный бюджетный анализ проводится на основе итоговых результатов деятельности центров ответственности за период, установленный бюджетом. Ретроспективный анализ проводится преимущественно по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности. Это позволяет типизировать процедуры анализа. Для повышения эффективности анализа широко используются единые методики, включающие разнообразные по форме и содержанию математико-статистические методы. Компьютерная техника позволяет существенно сокращать сроки проведения анализа, более полно учитывать влияние выявленных факторов на результат производственно - хозяйственной деятельности, заменять приближенные или упрощенные расчеты более точными вычислениями, ставить и решать многомерные задачи.

В основе определения целей ретроспективного бюджетного анализа лежит принцип исследования хозяйственной деятельности на основе выполнения бюджетных показателей. С помощью ретроспективного анализа должна быть дана оценка напряженности и обоснованности бюджетных показателей, установлены причины отклонений от бюджетных показателей и проведена оценка деятельности менеджеров, структурных подразделений и всего предприятия в целом.

Традиционной задачей ретроспективного анализа является выявление факторов бюджетных отклонений и количественная оценка их влияния. Важно не только выявить сам факт отклонения, но и установить его причины, исследовать прямые и косвенные связи, изучить явные и скрытые зависимости между анализируемыми показателями.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Основными методами являются:

Ш Сравнение.

Метод, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Ш Группировки.

Метод, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Ш Цепных постановок, или элиминирования.

Метод заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет;

4) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели;

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.

Бюджетирование является одним из важнейших элементов управленческого учета, основными задачами которого является составление предварительных бюджетов, оперативное выявление отклонений, факторный анализ полученных результатов и поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

Анализ исполнения бюджета компании - это сопоставление фактических результатов с плановыми и выявление причин отклонений в натуральных, абсолютных и относительных величинах.

Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, особенно в условиях экономической нестабильности должна уделять особое внимание анализу исполнения бюджета, так как это позволяет вскрыть многие проблемы в управлении, усилить контроль над расходами, определить ответственных за результаты деятельности.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.


Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

Структура анализа. В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Бюджетный анализ включает анализ исполнения бюджета и финансового состояния территории.

Целью бюджетного анализа является:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации доходов в бюджет;

Обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

Выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета, подготовка предложений по их устранению;

Совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет:

Определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

Определить уровень устойчивости территориального бюджета;

Выявить факторы, влияющие на финансовое положение территории, и степень их влияния на территориальный бюджет;

Определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Финансовые и контролирующие органы проводят анализ состояния:

Предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

Предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

Предоставления бюджетных инвестиций, в том числе заключенных договоров, с точки зрения обеспечения государственных интересов.

Для администрации территории также важно получить на основе анализа объективную информацию о состоянии финансовой базы территории и определить уровень устойчивости территориального бюджета.

В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в России в целом и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Методы анализа. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод - сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с

показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Метод группировки показателей в таблицы дает возможность проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться:

Для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий;

Для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территорий.

Анализ бюджета следует вести раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа можно использовать:

Горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

Вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

Трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей;

Факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период

II. Финансы, финансовая система, бюджет государства

функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели - бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами1, соотношения собственных и перераспределяемых2 доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Пример. Проведем бюджетный анализ методом анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

Абсолютно устойчивым;

Нормальным;

Неустойчивым;

Кризисным.

Определим степень устойчивости территориальных бюджетов следующими методами.

Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии

1 Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет от конкретного уровня территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов; от доходов территориальных целевых бюджетных фондов.

2 Перераспределяемые доходы - предлагаемый нами термин, отражающий сумму средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок одного до трех лет).

16. Финансовый контроль и бюджетный анализ

где Рм - минимальные расходы бюджета; Дс - собственные доходы бюджета; Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

2. Нормальное состояние:

Рм = Дс + Дп.

3. Неустойчивое состояние:

Рм = дс + дп + дд,

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).

4. Кризисное состояние:

Рм > Дс + Др.

Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:

ДС:Д = 60*70%; ДП:Д = 30*40%; 3: Р = 10*15%, где Д - общая сумма бюджетных доходов; 3 - бюджетная задолженность; Р - общая сумма бюджетных расходов.

2. Нормальное состояние бюджета:

ДС:Д =40*50%; ДП:Д = 50*60%; 3: Р = 30*35%.

3. Неустойчивое состояние:

Дс: Д = 5*10%; Дп: Д = 90*95%; 3: Р = 40*50%.

Приведенные соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть разными для разных регионов, поэтому их следует определять для каждого субъекта РФ на основе анализа.

При анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Их можно применять для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, для сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты мо

II. Финансы, финансовая система, бюджет государства

гут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

Для анализа бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты:

1) соотношение перераспределяемых и собственных бюджетных доходов

Кс - Дп: До

2) коэффициент автономии

3) коэффициент внешнего финансирования

^В.Ф = Дп: Д;

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами

^о.р - Дс Рм>

5) коэффициент бюджетного покрытия

^б.п= Д: Рм;

6) коэффициент налогового покрытия

^н.п - Дн где Дн - налоговые доходы бюджета;

7) коэффициент неналогового покрытия

^нн.п - Днм.п Рц|1

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета;

8) коэффициент трансфертного покрытия

^т.п - Дт.п ^м>

где Дт п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных);

9) коэффициент дефицитности бюджета

где БД - бюджетный дефицит;

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона

16. Финансовый контроль и бюджетный анализ 475

^б.р = Дт: ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы,

Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

*б.Р = Р: Ч.

С помощью этих инструментов оценке состояния территориальных бюджетов придается объективность, выявляются факторы, влияющие на это состояние.

Знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

Анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

Ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

Показателей сводного финансового баланса;

Доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

Расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

Анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

Исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

Исполнения долговых бюджетных обязательств;

Кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет представительным и исполнительным органам власти получить необходимую информацию для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.

II. Финансы, финансовая система, бюджет государства

Историография темы

Ф. Белявский. Исторический очерк развития государственного контроля в России, 1919.

А. И. Коняев. Финансовый контроль в дореволюционной России: очерки истории, 1959.

A.A. Анисимов. Финансовый контроль в капиталистических странах, 1966.

Э.А. Вознесенский. Финансовый контроль в СССР, 1973. Ю.С. Остапенко. Внутриведомственный финансовый контроль, 1975.

И.А. Белобжецшй. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой, 1979.

СО. Шохин. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации, 1999.

Контрольные вопросы

1. Перечислите задачи финансового контроля.

2. В каких формах осуществляют финансовый контроль органы государственной власти и местного самоуправления?

3. Назовите специализированные органы финансового контроля и их функции.

4. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.

5. Раскройте порядок проведения ревизий бюджетных учреждений.

6. Назовите цели и методы проведения анализа бюджета.

7. Назовите бюджетные коэффициенты.

8. Перечислите направления анализа составления и исполнения бюджета.