Комплексная оценка ядерно-радиационного наследия России. Общие сведения о радиационно (ядерно) опасных объектах, системах безопасности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты]


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 604-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 16, 18.04.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 385 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 07.05.2012);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 года N 903-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 11.06.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2013 года N 655 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.08.2013);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 2251-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2014);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года N 981-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2015, N 0001201505290035);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года N 1082 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2015, N 0001201510120014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 1405 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2016, N 0001201612220018);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2018 года N 674-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.04.2018, N 0001201804170020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.09.2018, N 0001201809030014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280008).
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2186-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5776);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с созданием федерального государственного учреждения "Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И.Бурназяна" , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3858);

подпункт "б" пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 391-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1727).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 года N 1311-р

(В редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 апреля 2018 года N 674-р . -
См. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты

1. Акционерное общество "10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод", г. Полярный, Мурманская область.

2. Акционерное общество "30 судоремонтный завод", г. Фокино, пос. Дунай, Приморский край.

3. Акционерное общество "82 судоремонтный завод", г. Мурманск, жилой район Росляково.

4. Акционерное общество "Ангарский электролизный химический комбинат", г. Ангарск, Иркутская область.

5. Акционерное общество "Атомспецтранс", г. Москва.

6. Акционерное общество "Балтийский завод", г. Санкт-Петербург.

7. Акционерное общество "Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии", г. Москва.

8. Акционерное общество "Всерегиональное объединение "Изотоп", г. Москва.

9. Акционерное общество "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара", г. Москва.

10. Акционерное общество "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов", г. Димитровград, Ульяновская область.

11. Акционерное общество "Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований", г. Москва (г. Троицк).

12. Акционерное общество "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И.Лейпунского", г. Обнинск, Калужская область.

13. Акционерное общество "Далур", с. Уксянское, Далматовский район, Курганская область.

14. Акционерное общество "Дальневосточный завод "Звезда", г. Большой Камень, Приморский край.

15. Акционерное общество "Изотоп", г. Екатеринбург.

16. Акционерное общество "Институт реакторных материалов", г. Заречный, Свердловская область.

17. Акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии - Атомстрой", г. Москва.

18. Акционерное общество "Научно-исследовательский институт приборов", г. Лыткарино, Московская область.

19. Акционерное общество "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации", г. Москва.

20. Акционерное общество "Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов", г. Северск, Томская область.

21. Акционерное общество "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И.Африкантова", г. Нижний Новгород.

22. Акционерное общество "Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А.Доллежаля", г. Москва.

23. Акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени и ордена труда ЧССР опытное конструкторское бюро "ГИДРОПРЕСС", г. Подольск, Московская область.

24. Акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я.Карпова", г. Обнинск, Калужская область.

25. Акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", г. Северодвинск, Архангельская область.

26. Акционерное общество "Производственное объединение "Электрохимический завод", г. Зеленогорск, Красноярский край.

27. Акционерное общество "Радиевый институт имени В.Г.Хлопина", г. Санкт-Петербург.

28. Акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", г. Москва.

29. Акционерное общество "Санкт-Петербургский "ИЗОТОП", г. Санкт-Петербург.

30. Акционерное общество "Северо-Восточный ремонтный центр", г. Вилючинск, Камчатский край.

31. Акционерное общество "Сибирский химический комбинат", г. Северск, Томская область.

32. Акционерное общество "ТВЭЛ", г. Москва.

33. Акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат", г. Новоуральск, Свердловская область.

34. Акционерное общество "Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности", г. Москва.

35. Акционерное общество "Хиагда", с. Багдарин, Баунтовский эвенкийский муниципальный район, Республика Бурятия.

36. Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка", г. Северодвинск, Архангельская область.

37. Акционерное общество "Чепецкий механический завод", г. Глазов, Удмуртская Республика.

38. Открытое акционерное общество "Гидрометаллургический завод", г. Лермонтов, Ставропольский край.

39. Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна, Московская область.

40. Публичное акционерное общество "Амурский судостроительный завод", г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край.

41. Публичное акционерное общество "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московская область.

42. Публичное акционерное общество "Новосибирский завод химконцентратов", г. Новосибирск.

43. Публичное акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", г. Краснокаменск, Забайкальский край.

44. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", г. Томск.

45. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва.

46. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", г. Севастополь.

47. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И.Бурназяна", г. Москва.

48. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт теоретической и экспериментальной физики имени А.И.Алиханова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Москва.

49. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт физики высоких энергий имени А.А.Логунова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Протвино, Московская область.

50. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", г. Москва.

51. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Гатчина, Ленинградская область.

52. Федеральное государственное унитарное предприятие "АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНАТОМА РОССИИ" (г. Санкт-Петербург).

53. Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота, г. Мурманск.

54. Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л.Духова", г. Москва.

55. Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат", г. Железногорск, Красноярский край.

56. Федеральное государственное унитарное предприятие "Комбинат "Электрохимприбор", г. Лесной, Свердловская область.

57. Федеральное государственное унитарное предприятие "Крыловский государственный научный центр", г. Санкт-Петербург.

58. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт Научно-производственное объединение "ЛУЧ", г. Подольск, Московская область.

59. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова", г. Сосновый Бор, Ленинградская область.

60. Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами", г. Москва.

61. Федеральное государственное унитарное предприятие "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды", г. Москва.

62. Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Москва.

63. Федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод", г. Трехгорный, Челябинская область.

64. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк", г. Озерск, Челябинская область.

65. Федеральное государственное унитарное предприятие Производственное объединение "Север", г. Новосибирск.

66. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научный центр "Прикладная химия", г. Санкт-Петербург.

67. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина", г. Снежинск, Челябинская область.

68. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", г. Саров, Нижегородская область.

69. Федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский электромеханический завод", г. Екатеринбург.

70. Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей" имени И.В.Горынина Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Санкт-Петербург.

71. Федеральное государственное унитарное предприятие Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства, г. Озерск, Челябинская область.

72. Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В.Проценко", г. Заречный, Пензенская область.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1819-р)

73. Акционерное общество "Техснабэкспорт", г. Москва.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2591-р)

Примечание. Эксплуатацию особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов осуществляют также воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие в своем составе ядерные боеприпасы, ядерные энергетические установки и ядерные исследовательские установки.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена

Комплексная оценка ядерно-радиационного наследия России
Изложены радиационные и радиологические последствия испытания атомного оружия в начале второй половины прошлого века в СССР, а также проблемы, связанные с ядерной и радиационной безопасностью при дальнейшем развитии ядерной индустрии в военных целях, дана комплексная оценка ядерно-радиационного наследия России. В целях формирования позитивного отношения к атомной энергетике и ядерным технологиям предложены конкретные меры.

Введение

Овладение ядерной энергией (ЯЭ) в ХХ веке как новым источником энергии - событие уникального значения, оказавшее влияние на всю деятельность человеческого общества, на баланс сил в мире. И все это необходимо помнить и осознать, ибо в нашем обществе есть тенденция огульно выступать против всех видов использования ЯЭ и атомной энергетики, считая их "домокловым мечом", занесенным над нами.

В ХХI век человечество вступает с грузом проблем, оставленных веком предыдущим. Одна из сложнейших - неблагополучное, в ряде случае опасное радиологическое состояние природной среды обитания человека в местах производства, хранения и испытания ядерного оружия (ЯО).

Более чем пятидесятилетний период промышленного освоения атомной энергии способствовал формированию и накоплению в России значительного ядерного потенциала, «ядерного наследия», которое нельзя оценивать однозначно.

С одной стороны, создание и развитие ядерных вооружений было вынужденным шагом в условиях «холодной войны». Ядерное оружие- это «щит и меч» страны, которые актуальны до настоящего времени. Более того, развитие атомного комплекса сделало Россию передовой страной: технологии, разрабатывающиеся для обеспечения этого комплекса, постоянно обеспечивают прогресс как в науке, так и в ведущих отраслях промышленности.

С другой стороны, «ядерное наследие» представляет потенциальную радиационную опасность с серьезными экологическими и экономическими последствиями. На территории России накоплено значительное количество радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). На территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции, на ядерно и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) сложилась неблагоприятная радиационная обстановка. Серьезную потенциальную угрозу для населения представляет также прогрессивное накопление РАО, образующихся на территории городов и промышленных центров.

Сложность решения проблемы «ядерного наследия» обусловлена тем, что ранее ей не уделялось должного внимания.

В последнее десятилетие начались активные работы по созданию единой национальной системы радиационной безопасности России- в первую очередь, в законодательной сфере. В «Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», утвержденных Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г., создание безопасных в радиоэкологическом отношении условий жизнедеятельности населения провозглашено одним из способов реализации конституционного права граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде.

В январе 1996 г. вступил в силу федеральный Закон «О радиационной безопасности населения», определяющий правовые основы обеспечения радиационной безопасности (РБ) населения в целях его здоровья. До этого времени Россия являлась единственной среди развитых стран мира, где не было ни одного законодательного акта, устанавливающего права и ответственность физических и юридических лиц при эксплуатации объектов, использующих источники ионизирующих излучений (ИИИ). Это способствовало развитию в широких общественных кругах чувства тревоги и обеспокоенности по отношению к радиации. Указанные тенденции существенно усугубились Чернобыльской катастрофой», которая способствовала осложнению социально-психологической обстановки в стране и развитию радиофобии.

Цель авторов - по фрагментарным обнародованным данным создать целостную картину ядерно-радиационного наследия России и предложить конкретные мероприятия по социально-экологической реабилитации радиационно дестабилизированных территорий.

1. Ядерный шантаж США

Ядерная эра началась с первого экспериментального ядерного взрыва (ЯВ) в США, осуществленного 16.07.1945 г. на вышке в штате Нью-Мексико. Монополия США на обладание ЯО в 1945 г. обошлась человечеству трагедиями японских городов Хиросима и Нагасаки, сразу унесших жизнь более ста тысяч мирных жителей и от их последствий - еще двести тысяч. Варварская демонстрация в Хиросиме и Нагасаки первых образцов ЯО, невиданного по разрушительной силе и чудовищного по своим поражающим факторам, означала появление новой угрозы безопасности СССР. День 6 августа 1945 г. дал начало самому страшному в послевоенной истории периоду - «холодной войне», на протяжении нескольких десятилетий державшей мир в напряжении и страхе перед возможностью полномасштабного ядерного конфликта. Это было началом эпохи ядерного шантажа по отношению ко всем народам мира и, прежде всего, к СССР.

С момента своего первого испытания по 1949 год на штабных картах США планировалось сначала нанести 34 ядерных удара авиабомбами по 20 нашим городам (план "Бройлер"), и уже в 1949 г. по плану "Дробшот" предусматривалось по 200 городам СССР применить 300 ядерных авиабомб. В 1954 г. США по плану (кодовое название SAC) предполагали одновременную массированную атаку 735 стратегических бомбардировщиков с атомными бомбами «Mark VI» на борту (мощностью по 20 кт в тротиловом эквиваленте) на крупнейшие города СССР .

Таблица 1. Оценки возможных климатических последствий массированного применения ракетно-ядерного оружия

Гипотетические сценарии развития мировой ядерной войны

Суммарный тротиловый эквивалент, Мт
Доля наземных взрывов в общем количестве взорван-
ных боеприпасов, %
Доля боепри
пасов, взорванных в городах и промышленных центрах, %
Тротиловый эквива
лент взорванных боепри
пасов, Мт
Суммарное количество взорванных боеприпасов

Температура, 0 С







20 сут
80 сут
200 сут
Основной (базовый)
5000
57
20
0,1 - 10
10400
- 24
-3
+ 6
Большинство взрывов - воздушные, мощность их невелика
5000
10
33
0,1 - 10
22500
-28
-5
+ 10
Широкомасштабное применение ракетно-ядерного оружия
10000
63
15
0,1 - 10
16160
-29
-11
+ 2

3000
50
25
0,3-5
5433
-20
+ 2
+ 8
Ограниченный конфликт (удары только по военным целям)
3000
70
0
1-10
2150
+ 7
+ 5
+ 8
Ограниченный конфликт (удары по всему набору целей)
1000
50
25
0,2-1
2250
+ 7
+ 12
Норма
Удары по целям в южном полушарии
300
0
50
1
300
Норма
Норма
Норма
Удары только по городам и промышленным центрам
100
0
100
0,1
1000
-24
+ 3
Норма
Удары только по шахтным пусковым установкам МБР
5000
100
0
5-10
700
+ 7
+ 5
+ 7

Анализируя результаты проведенных исследований (табл. 1), ученые США и других западных стран пришли к выводу, что климатическая катастрофа планетарного масштаба может произойти вследствие ядерного конфликта суммарной мощностью всего 2 тыс. Мт . Оценки возможных изменений условий обитаемости Земли после ядерного конфликта приведены в табл. 2 . Аналогичные результаты летом 1983 г. были получены В. Александровым и Н. Моисеевым (сектор климатических моделей ВЦ АН СССР) в многовариантных расчетах по "сценарию Сагана" .

Таблица 2. Возможные изменения условий обитаемости на Земле вследствие мировой ядерной войны при суммарном тротиловом эквиваленте взрывов 10000 Мт

Параметр, изменяемый под воздействием поражающих факторов ядерных взрывов

Среднее значение изменения параметра по сравнению с его нормальной величиной

Продолжительность проявления изменений параметра

Районы мира, где возможно проявление изменений параметра

северное полушарие
южное полушарие
северное полушарие
южное полушарие
северное полушарие
южное полушарие
Интенсивность
1/100
1/10
1,5 мес.
1 мес.
Умеренные зоны
Тропические зоны
солнечной
1/20
1/2
3 мес.
2 мес.
Умеренные зоны
Умеренные и тропические
зоны
освещенности
1/4

5 мес.

Все полушарие
Все полушарие

1/2
1/1,25
8 мес.
4 мес.
Все полушарие
Все полушарие
Температура
-43
-18
4 мес.
1 мес.
Умеренные зоны
Умеренные зоны
поверхности
- 23
-3
9 мес.
2 мес.
Все полушарие
Умеренные зоны
Земли, 0 С
- 3
+ 7
1 мес.
10 мес.
Все полушарие
Умеренные зоны
Уровень
х 4
х 1,5
1 год
1 год
Все полушарие
Все полушарие
УФ-излучения
х 3
х 1,2
3 года
3 года
Все полушарие
Все полушарие
(290-320 нм)






Дозы от
≥ 500
≥ 500
1 ч - 1 сут
1 ч -
30%
Район
радиоактивных
≥ 100
10-100
1 сут -
1 сут
умеренных зон
взрывов
осадков, бэр
≥ 10

1 мес
1 сут -
50%
Все



1 мес
1 мес
умеренных зон
полушарие





50%






умеренных зон

Радиоактивные
I - 131, 4∙10 5
Sr -90,300
8 сут
30 лет
Умеренные
Все полушарие
осадки и их
Ru -106, 10 4
Cs -137,330
1 год
30 лет
зоны
Все полушарие
активность,
Sr -90, 400



Все полушарие

МКи
Cs -137, 650



Все полушарие






Все полушарие


Как следует из табл. 2, применение ЯО в войне приведет к долгосрочным глобальным последствиям, таким как уменьшение озонового слоя, снижение температуры у поверхности земли, вызванное выбросами пыли и дыма в атмосферу и, наконец, к наступлению "ядерной зимы" и "ядерной ночи". Иными словами, все то живое, что не сгорит во время ядерных пожаров, вымерзнет.

Основные геофизические и экологические последствия ядерной войны представлены в табл. 3 .

Что касается гибели населения непосредственно в результате ядерного удара, то по оценкам специалистов США, сделанным в начале 1960-х гг., предполагалось, что в результате ответного удара в США погибнет от 2 до 15 млн. чел. . В наиболее пессимистичных прогнозах предполагаемое число погибших указывалось в 25 млн. чел. . Несмотря на то, что начиная с 1946 г., мы неоднократно в ООН ставили вопрос о запрещении ЯО как оружия массового уничтожения людей, наша позиция не была воспринята мировым сообществом.

Таблица 3. Геофизические и экологические последствия ядерной войны

Основные эффекты
Возможные экологические последствия
Загрязнение биосферы радиоактивными веществами
Радиационное поражение отдельных популяций и экосистем
Изменение электрических свойств атмосферы
Изменение погоды и климата
Изменение свойств ионосферы и магнитосферы
Загрязнение атмосферы аэрозольными продуктами
Изменение оптических свойств атмосферы
Изменение погоды и климата
Ухудшение состояния экосистем из-за уменьшения приходящего солнечного излучения и изменения климатических условий
Загрязнение газообразными веществами (метаном, этиленом, тропосферным озоном):
. тропосферы

Верхних слоев атмосферы

Изменение радиационных свойств атмосферы
Изменение погоды и климата
Изменение радиационных свойств верхних слоев атмосферы, нарушение озонного слоя
Изменение возможности прохождения ультрафиолетового излучения
Изменение климата
Ухудшение состояния экосистем


2. Атомный фронт СССР - суровая необходимость

Страна буквально на другой день после окончания самой кровопролитной и разрушительной войны 1941-1945 гг. в истории человечества была вынуждена искать адекватный ответ на новый вызов. Необходимо было создавать собственное ЯО. Причем делать это немедленно, бросив на Атомный проект все силы и средства, не считаясь с той колоссальной ценой, которую придется заплатить за обретение ЯО .

Успешное испытание ядерной бомбы РДС-1 (что означало: "Россия делает сама" и/или "Реактивный двигатель Сталина") 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне стало началом становления ядерной отрасли страны и разрушило монополию США на ЯО, остановило ядерные аппетиты монополиста, стало триумфом нашего народа, способствовало победе разума над безумием, внесло решающий вклад в сохранение мира на планете.

В период с 1949 по 1990 г. в Советском Союзе, согласно данным, опубликованным в книге "Ядерные испытания СССР" (под руководством В.Н. Михайлова - Саров, РФЯЦ-ВНИИЭФ, 1997) всего было проведено 715 ядерных испытаний (ЯИ), из них 559 - в военных целях, 32 - для отработки промышленных зарядов при проведении ЯВ в мирных целях и 124 - в мирных целях (на территории России было 80 таких взрывов). Из общего количества ядерных испытаний 456 проведены на Семипалатинском испытательном полигоне (СИП) и 130 - на Северном испытательном полигоне "Новая земля" (СИПНЗ) - табл. 4, а также на площадках ракетного полигона Капустин Яр (10 высотных и космических взрывов мощностью 1,2 - 300 кт), в районе г. Аральска (наземный взрыв мощностью 0,3 кт) и в районе г. Тоцка (воздушный взрыв мощностью 40 кт).

Таблица 4. Данные о количестве атмосферных и подводных ЯВ, произведенных на полигонах СССР

Вид испытания
Количество испытаний
Тротиловый эквивалент, Мт
Количество РВ, выброшенных в атмосферу в период испытаний, МКи



Cs -137
Sr -90
1. СИП
Воздушные
86
6,0
0,20
0,12
Наземные
30
0,6
0,056
0,035
2. СИПНЗ
Воздушные
85
240
9,2
6,0
Наземные
1
0,032
0,002
0,001
Надводные
2
0,020
0,001
0,0005
Подводные
3
0,020
0,005
0,003
ИТОГО
209
~246,6
~9,5
~6,1

Количество ЯИ, проведенных другими странами - "членами ядерного клуба", было значительно меньше. Основной вклад (80%) в радиоактивное загрязнение (РЗ) внесли ЯИ, проводившиеся США и СССР (примерно по 40%), а все остальные ядерные державы (Великобритания, Франция и Китай) - оставшиеся 20%. Кроме государств - членов ядерного клуба, ЯИ проводили Индия и Пакистан. Эти две страны осуществили по несколько подземных ЯИ. "Передовиками" в этом ядерном безумии были СССР и США. К середине 80-х годов они накопили немыслимый стратегический ядерный мегатоннаж - 11,3 млрд.т взрывчатки, более чем по 2 т на каждого жителя планеты. Обе страны обрели потенциалы многократного взаимного гарантированного уничтожения (рис. 1).


Рис. 1. Динамика производства ядерных боеголовок в СССР и США

Попытка США и СССР решить острые международные споры в 1962 г. поставили мир на грань ракетно-ядерной войны. Карибский кризис остудил горячие головы. Началась разрядка международной напряженности, готовность решать разногласия и споры между супердержавами не бряцанием ЯО, а путем переговоров с учетом законных интересов друг друга.

3. Радиационное эхо ядерных испытаний

Испытания ЯО привели к устойчивому РЗ поверхности земного шара . При воздушных взрывах ядерных зарядов крупного и сверхкрупного калибров основная масса радиоактивных веществ (РВ) "забрасывалась" в стратосферу, откуда они выпадали на поверхность земли в виде глобальных выпадений. По оценкам специалистов ООН, в северном полушарии масштабы РЗ только 137 Cs составили порядка 500 ПБк. По последним данным группы экспертов Метеорологического управления Японии, заново изучавших данные о состоянии атмосферы, морской воды и почвы примерно в 30 странах, действительные масштабы РЗ составили 700 ПБк. При оценке плотности выпадений РВ установлено, что 70% активности радионуклидов приходится на территории Северного полушария планеты, а 30% - на территории Южного полушария. Основные площади локальных следов и загрязненных территорий концентрируются вокруг полигонов США и бывшего СИП в республике Казахстан, на СИПНЗ локальный след от единственного наземного ЯВ сформировался в основном на территории полигона.

На рис. 2 показано изменение во времени средних ежегодных величин эффективных доз облучения населения Северного полушария Земли в результате глобальных выпадений 90 Sr и 137 Cs , а также образования под действием нейтронов взрыва 14 С и 3 Н. Кроме того, представлено изменение величины суммарной дозы облучения от воздействия всех радионуклидов, перечисленных выше, а также и от других более короткоживущих продуктов деления.


Рис. 2. Ежегодные эффективные дозы облучения жителей Северного полушария Земли образовавшимися в результате проведения ядерных испытаний в атмосфере отдельными радионуклидами и их суммой

Из приведенных на рис. 1 данных видно, что после 1951 г. величины доз облучения начали увеличиваться, а в 1963-1964 гг. достигли максимальных значений. В этот период величина эффективной дозы облучения от воздействия всех радионуклидов составляла примерно 0,15 м3в в год при годовой коллективной дозе 30 млн. чел. - 3в. Такая величина коллективной дозы облучения, рассчитанная с учетом проведения всех ЯИ в атмосфере, соответствует примерно 4 годам дополнительного облучения населения земного шара за счет природного радиационного фона (ПРФ).

По данным станций наблюдения Госкомгидромета СССР, после испытаний на СИПНЗ в 1961-1962 гг. уровни радиоактивных выпадений в северных регионах нашей страны возросли на 2-3 порядка по сравнению с 1960 г. Так, максимальная плотность радиоактивных выпадений (по суммарной бета-активности) в Амдерме в 1962 г. в 11 тыс. раз превышала сегодняшние фоновые значения. Наиболее чувствительной к этим выпадениям оказалась природа арктического пояса. В конце 50-х годов уровни радиоактивности в пищевой цепочке "лишайник - северный олень - человек" на территории севернее 60-й параллели более чем в 10 раз превышали фоновые показатели. По официальным данным, онкологическая смертность среди оленеводов почти в два раза больше, чем в среднем по бывшему СССР, причем рак пищевода у коренных северян встречается в 15-20 раз чаще.

За 45 лет ядерных испытаний на Земле происходило интенсивное накопление радионуклидов. В биосферу было выброшено 12,5 т продуктов деления (при ЯВ урановой бомбы над Хиросимой выделилось 1,1 кг продуктов деления, а в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - от 8 до 15 т). Взрывы изменили равновесное содержание в атмосфере углерода - 14 (с периодом полураспада 5730 лет) на 2,6 % (по другим данным ЯВ привели к увеличению 14 С в биосфере примерно на 60%), а радиоактивного изотопа трития (с периодом полураспада 12,3 года) - почти в 100 раз. Радиоактивное излучение на поверхности Земли достигло к 1963 г. 2% сверх естественного фона .

Определяющий вклад в величину возможной эффективной эквивалентной дозы облучения населения сегодня вносят четыре радионуклида: 14 С, 137 Cs, 95 Zr и 90 Sr. Вклад 95 Zr уже практически реализован. Значительная часть вклада в дозу облучения 137 Cs и 90 Sr будет реализована к концу этого столетия, при этом величины таких доз будут незначительны. Только 14 С, имеющий большой период полураспада, будет продолжать действовать как источник облучения в далеком будущем .

Действительно, этот радионуклид к 2000 г. потерял лишь около 7% своей первоначальной активности. Однако надо иметь в виду, что суммарный выброс в атмосферу 14 С в результате ЯИ составил всего 2,6 % от величины его естественного накопления в природе под действием космического излучения. Поэтому за время жизни одного поколения (70 лет) доза облучения от 14С "взрывного" происхождения составит не более 0,0065 м3в. Такая доза не может оказать какого-либо вредного влияния на здоровье человека (рис. 3).


Рис. 3. Средние годовые дозы от глобально диспергированного 14 С ядерных установок (доклад НКДАР ООН, 2000 г.)

Продукты ЯВ, образовавшиеся во время ЯИ, распространились по всему Земному шару и обусловили увеличение ПРФ в период наиболее интенсивного проведения ЯИ в среднем на 10%, угрожая жизни людей и природе. Поэтому принятие московского Договора 1963 г. о запрещении испытаний ЯО в трех средах явилось величайшим шагом в деле уменьшения РЗ нашей планеты.

4. Характеристика состояния радиационной опасности в России

Большую опасность по тяжести поражения, масштабам и долговременности действия поражающих факторов среди техногенных источников чрезвычайных ситуаций представляют ядерно и радиационно опасные объекты . Печальный исторический факт - большинство крупномасштабных радиационных аварий случилось на территории бывшего СССР (табл. 5) .

Таблица 5. Выявленные эффекты от трех аварий со значительным выходом радиоактивности

Регион
Период наблюдения, численность когорты
Головная научная организация
Выявленные эффекты
р. Теча
Южный Урал
1949-1956 гг.
1951 г. по н.в. 50971 человек (31234 облученных и 19737 потомков)
УНПЦРМ
г. Челябинск
- 66 верифицированных случае ХЛБ * при дозах на ККМ * ≈1 3в;
- 30 избыточных случаев солидных раков;
- 20 радиационно-индуцированных лейкозов
ВУРС
Южный Урал
1957 г.
1957 г. по н.в. 30417 человек
УНПЦРМ
г. Челябинск
Увеличение (статистически не достоверно) коэффициентов смертности у облученных (от 590 до 950 м3в) в первое пятилетие после аварии
Чернобыль
1986 г.
1989 г. по н.в. 550076 человек (включая 179923 ликвидаторов)
ГНЦ ИБФ:
МРНЦ РАМН
г. Обнинск
Калужской области
28 человек умерли от ОЛБ*
Отдаленные последствия в России:
- 50 радиационно-индуцированных лейкозов у ликвидаторов;
- 12 радиационно-индуцированных раков ЩЖ* у ликвидаторов;
- 55 радиационно-индуцированных раков ЩЖ у детей (на момент аварии) Брянской области

* ХЛБ - хроническая лучевая болезнь, ККМ - красный костный мозг, ОЛБ - острая лучевая болезнь, ЩЖ - щитовидная железа

По официальным данным в атомной промышленности произошло за 50 лет 23 случая неуправляемой самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР), в которых пострадали люди, из них 12 случаев в промышленности и 11 случаев в научных исследованиях . Данные ГНЦ «Институт биофизики» по количеству аварий и инцидентов за 50 лет существования атомной энергетики и промышленности (АЭП), а также использования ЯЭ в народном хозяйстве приведены в табл. 6.

Таблица 6. Радиационные инциденты с пострадавшими в АЭП СССР - России за 50 лет (данные ГНЦ ИБФ на март 2001 г.)

Классификация инцидентов
Кол-во инцидентов
Количество пострадавших с клиническими симптомами (ОЛБ +МЛП *) **


общее
в т.ч. с ОЛБ
в т.ч. умерших
1. Радиоизотопные
установки и их источники (всего)
88
163
45
16
в т.ч. : Со-60
17
28
15
3
Cs -137
19
59
13
9
Ir -192
34
50
10
1
другие γ-излучатели
8
10
2
-
(γ-β)- излучатели
2
2
-
-
β -излучатели
8
14
5
3
2. Рентгеновские установки и ускорители (всего)
38
39
1
-
в т.ч. рентгеновские установки
26
26
-
-
Ускорители электронов
9
10
1
-
Ускорители протонов
3
3
-
-
3. Реакторные инциденты и потеря контроля над критичностью делящегося материала
34
83
73
13
в т.ч. потеря контроля над критичностью
16
42
42
10
Реакторные инциденты
18
41
31
3
4. Аварии на АПЛ
4
133
85
12
5. Другие инциденты (всего)
11
16
6
2
Итого без Чернобыльской аварии
175
434
210
43
Чернобыльская авария
1
134
134
28
ИТОГО
176
568
344
71

* МЛП - местные локальные поражения
** исключая случаи с МЛП на предприятиях ПО "Маяк" в 1949-1956 гг., не включенные в регистр ГНЦ-ИБФ

Аварии и инциденты на ядерно и радиационно опасных объектах Минатома России представлены в табл. 7 и 8 .

Таблица 7. Аварии и инциденты на ядерно- и радиационно опасных объектах Минатома России (1990-2001 гг.)

Дата
Объект
Характеристика инцидента
Кол-во пострадавших
Последствия
1993,
апрель
СХК
г. Северск,
Томской области
Разрушение технологического аппарата с выбросом активности
нет
Загрязнение участка территории предприятия, СЗЗ и ЗН без переоблучения персонала и населения
1993,
август
НИИАР
г. Димитровград,
Ульяновской области.
Работа с облученной мишенью на канале реактора
1
Лучевая травма с ампутацией пальцев
1995, май
Смоленская АЭС
Установка выпавшего из дефектоскопа гамма-источника
1
Лучевой ожог пальцев руки
1997, май
НЗХК
г. Новосибирск
СЦР в технологической емкости
нет
Без последствий
1997,
июнь
ВНИИЭФ
г. Саров
Нижегородской области
СЦР при работе на критсборке
1
Переоблучение с летальным исходом
1998,
май
НЗХК
г. Новосибирск
Пожар на литиевом производстве с разрушением здания
3
Термические ожоги, 3 человека погибли
1999, июнь
СХК
г. Северск,
Томской области
Выброс облученных блоков из канала реактора
нет
Облучение двух человек без медицинских последствий
2000, сентябрь
ПО "Маяк"
Челябинская область
Белоярская АЭС,
Свердловская область
Развал энергосистемы Ю.Урала и аварийный останов реакторных установок
нет
Без последствий

За последние годы количество аварий остается практически на одном уровне (табл. 8).

В 2005 г. пострадавших, по данным отчетной документации, не отмечено.

Таблица 8. Количество аварий и лиц, подвергшихся повышенному облучению в 1998-2002 гг.

Годы

Количество
радиационных аварий
пострадавших
1998
125
26
1999
63
2
2000
28
3
2001
62
0
2002
69
0

Как и в предыдущие годы, причины аварий связаны в основном с нарушением правил работы с приборами и устройствами, содержащими источники ионизирующего излучения (ИИИ). По-прежнему отмечаются факты нарушения действующих норм и правил при использовании и хранении ИИИ.

После распада СССР некогда целостная государственная система контроля за местонахождением и перемещением ИИИ оказалась отягощённой, к сожалению, целым рядом объективных обстоятельств, что породило невиданный всплеск нехарактерных ранее преступлений. Значительная часть радиационных инцидентов и аварий первой категории сегодня связаны с выявлением радиоактивных источников в ломе цветных и черных металлов.

Сейчас на территории России имеются 213 ядерных установок различного назначения (в основном это исследовательские реакторы и атомные станции), а также 1467 пунктов хранения ядерных отходов в народном хозяйстве и 5194 различных радиационных источников. Старение этих объектов интенсифицирует их уязвимость под действием различных внешних и внутренних факторов.

Заслуживают особого внимания промышленные и исследовательские ядерные установки (ИЯУ). Характерной особенностью этих установок является их размещение, как правило, непосредственно в жилых и производственных зонах крупных промышленных центров (Москва, Санкт-Петербург, Димитровград и др.). В частности, в г. Москве и Московской области в настоящее время эксплуатируются более 50-ти ИЯУ различного назначения .

Оборудование и технологические системы большинства ИЯУ морально и физически изношены; нормативно-технические документы обеспечения безопасности использования этих установок либо устарели, либо отсутствуют; продолжается утечка из состава эксплуатационного персонала высококвалифицированных кадров; нет достаточного финансирования для необходимой реконструкции установок.

Анализ и оценка РЗ окружающей природной среды (ОПС) России вызывают серьезную тревогу . Пространственная оценка масштабов РЗ в России непосредственно связана с реально существующими предприятиями, добывающими и перерабатывающими уран, объектами ядерного Военно-промышленного комплекса - ВПК (включая полигон на Новой Земле) и атомной энергетики, океанского атомного флота, системой пунктов захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО), районами проведения подземных ядерных взрывов (ПЯВ) и существующими исследовательскими реакторами (рис. 4).


Рис. 4. Объекты ядерной производственной инфраструктуры бывшего СССР

По состоянию на 01.01.2002 г. загрязненные радионуклидами территории (участки земель, водоёмы) общей площадью 481,4 км 2 имеются на 25 предприятиях Росатома. Из них РЗ земли составляют 377 км 2 (78,3%), а загрязненные водоёмы - 104,4 км 2 (21,7%). В том числе загрязнены 63,6 км 2 территории промплощадок, 197,9 км 2 территорий СЗЗ и в ЗН - 219,9 км 2 . Распределение РЗ территорий по радионуклидному составу загрязнителей: подавляющая часть территорий загрязнена радонуклидами 137 Cs, 90 Sr и 60 Co (97,31%).

На территории России в народно-хозяйственных целях был проведен 81 ПЯВ. В некоторых районах их проведения (Ивановская область, Республика Саха - Якутия и др.) произошло локальное РЗ территорий, сооружений и оборудования. Особого внимания заслуживают территории, где загрязнение радионуклидами обусловлено ядерными катастрофами.

РЗ территорий произошло главным образом в начальный период реализации оборонных программ, когда вопросы охраны ОПС и здоровья населения не являлись безусловным приоритетом.

Наибольшую озабоченность у общественности вызывают комбинаты советского ядерного комплекса - производственное объединение (ПО) "Маяк" (г. Озерск), Горно-химический комбинат (ГХК, г. Железногорск) на р. Енисей и Сибирский химический комбинат (СХК, г. Северск) близ Томска, - в течение десятилетий производившие в больших количествах жидкие РАО, и Чернобыль. За ними по шкале обеспокоенности следуют Северо-Запад и Дальний Восток, а также Центральный регион России (ЦРР).

Подавляющая часть РЗ территорий - 452 км 2 (94%) приходится на долю ПО «Маяк». Их основная часть связана со сбросом РВ в р. Теча и аварией 1957 г. Кроме ПО «Маяк», наибольшее количество РЗ территорий имеют СХК - 10,4; Приаргунское производственное горно-химическое объединение - 8,5; ГХК - 4,7; Чепецкий механический завод - 1,35; Гидрометаллургический завод - 1,34 км 2 . Без учета ПО «Маяк» доля РЗ территорий, расположенных за пределами промплощадок предприятий, составляет около 13% всей площади загрязненных территорий. Набольшие площади в СЗЗ и ЗН имеют: Приаргунское производственное горно-химическое объединение - 1,318 км 2 ; Гидрометаллургический завод - 0,545; ОАО «Машиностроительный завод» - 0,378; Новосибирский завод химконцентратов - 0,198; Кирово-Чепецкий химический комбинат - 0,587; ГХК - 0,415; НИИАР - 0,236 км 2 .

Региональные особенности РЗ территории страны напрямую связаны с эксплуатацией ядерно-технологического и Военно-промышленного комплекса .

Центральный регион России . В 11 субъектах ЦРР расположены предприятия ядерного комплекса России, 4 действующие АЭС, 2 строящиеся АЭС и 1 строящаяся АСТ. В округе расположены 25 радиационно и ядерно-опасных производств Росатома (постановление Правительства от 07.05.95 г. № 238).

Крупнейшим центром атомной отрасли является г. Москва - один из самых насыщенных радиационно опасными объектами среди столиц мира: из 65 существующих в России особо опасных производств, использующих радиоактивные материалы, 38 расположены в Москве. В столице имеется 11 ИЯУ, более 2 тыс. организаций используют около 150 тыс. ИИИ. 14 предприятий Росатома относятся к радиационно и ядерно-опасным. Это РНЦ "Курчатовский институт", где с середины 40-х годов скопилось около 6 т ОЯТ и РАО суммарной активностью более 3 млн. Ки (около 100 тыс. Ки находится на территории института), а также Московский институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), Всероссийский НИИ химической технологии, ГНЦ "ВНИИ неорганических материалов имени акад. А.А. Бочвара", ГНЦ "Физико-энергетический институт" (г. Обнинск), ОКБ "Гидропресс" (г. Подольск), ГНПП "Политех" (г. Электросталь), Завод полиметаллов, Машиностроительный завод "Молния" и др.

Для 9 городов ЦРР предприятия атомной отрасли являются градообразующими.

Южный и средний Урал . Вследствие огромной концентрации объектов и предприятий ВПК в открытых водоёмах Челябинской области в период 1949-1956 гг. скопилось РАО от производства ЯО в сотни раз больше, чем было выброшено во время аварии на ЧАЭС. К лету 1951 г. в р. Теча было сброшено более 2,8 млн Ки радиоактивных веществ. По медицинским последствиям, то есть влиянию на здоровье населения, РЗ р. Теча - самый крупный радиационный инцидент за время функционирования в нашей стране атомной промышленности . Более того, РЗ имеет тенденцию распространяться с грунтовыми и поверхностными водами. Велика вероятность поражения этими отходами территорий, на которых проживают около 10 млн. человек.

Уральский регион перенасыщен ядерно-опасными объектами (включая Белоярскую АЭС с реактором БН-600), на которых происходили аварии, сопровождавшиеся переоблучением персонала и РЗ ОПС. В сентябре 1957 г. в Кыштыме взорвалась ёмкость, содержавшая высокорадиоактивные отходы (ВАО), загрязнив ОПС и образовав Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). За период 1967-1970 гг. на Урале произошло РЗ территории площадью около 1800 км 2 посредством ветрового переноса радионуклидов с берегов оз. Карачай, которое использовалось для удаления ВАО (табл.9). Озеро Карачай к настоящему времени содержит около 120 тыс. Ки. Сохраняется превышение основных пределов доз техногенного облучения для жителей с. Муслюмово Челябинской области, проживающих в зоне наблюдения (ЗН) ПО "Маяк" .

К дополнению сказанному на территории региона проводились ЯВ в мирных целях и наземные испытания ЯО на Тоцком полигоне в 1954 г. в военных целях.

Таблица 9. Характеристика радиационного воздействия на реке Теча и ВУРСе

Основные характеристики
Река Теча
ВУРС
Суммарный выброс, Ku
3 · 10 6
2 ·10 7
Тип загрязнения территории
водный
воздушный
Изотопный состав, %
90 Sr, 89 Sr - 20,4
137 Cs - 12,2
95 Zr + 95 Nb - 13,6
106 Ru + 106 Rh - 25,9
Редкоземельные элементы - 26,9
90 Sr + 90 Y - 5,4
95 Zr + 95 Nb -24,9
106 Ru + 106 Rh - 25,9
144 Ce + 144 Pr - 66,0
137 Cs - 1,0


Площадь загрязнения
река Теча, река Исеть
(ширина до 4 км)
23000 км 2 (по плотности
0,1 Ku /км 2)
Максимальная плотность загрязнения (ареал населенного пункта)
10000 Ku /км 2 (по 137 Cs )
3000 Ku /км 2 (по 90 Sr )
Максимальная мощность экспозиционной дозы
3,5 - 5 Р/ч
1 - 3 Р/ч
Выведено из землепользования
80 км 2
1000 км 2
Численность облученного населения
12400 человек
(Теча, Исеть)
272000 человек
Переселено
около 8000 человек
более 12000 человек

В настоящее время на ПО «Маяк» ведутся работы по засыпке оз. Карачай, по повышению безопасности Теченского каскада водоемов, загрязненных территорий на промплощадке и в СЗЗ.

Восточная Сибирь . Район Красноярска характеризуется наличием РЗ русла и поймы реки Енисей (которое прослеживается на расстоянии до 1500 км вниз по течению от места сброса), возникшего в результате работы ГХК, в состав которого входили три реактора (один из них действует и в настоящее время) для производства оружейного плутония и радиохимический завод для выделения плутония. На ПО «Маяк» и ГХК отмечается превышение установленных нормативов сброса в выпусках сточных вод в р. Теча по 90 Sr и р. Енисей по 24 Na.

Около комбината находится крупнейшее поземное геологическое хранилище ЖРО. Активность отходов, захороненных в подземные горизонты, - около 700 млн. Ки. Население в пойме р. Енисей питается продуктами местного производства (рыба, молоко, мясо, овощи). В рыбе, обитающей в зоне влияния сбросов ГХК, обнаруживаются техногенные радионуклиды, как на расстоянии 700 км от места сброса ниже по течению, так и выше, в районе г. Красноярска.

Главная потенциальная угроза здоровью населения региона создается РЗ донных отложений и почвы островов плутонием - 239, имеющим период полураспада свыше 24 тыс. лет. Актуальность оценки радиационной обстановки в регионе возрастает в связи с перспективой достройки мощного завода РТ-2 для переработки облученного ядерного топлива (ОЯТ) энергетических реакторов типа ВВЭР-1000. Сегодня в действующем хранилище завода РТ-2, рассчитанном на прием 6 тыс. т, находится свыше 2 тыс. т ОЯТ, которое продолжает поступать с действующих АЭС России, Украины и стран, эксплуатирующих ядерные реакторы отечественного производства .

Западная Сибирь СХК - крупнейший среди предприятий ЯТЦ комплекс по производству плутония, урана и трансурановых элементов. На СХК осуществляется закачка ЖРО в подземные пласты - коллекторы. Суммарная активность хранящихся там РАО оценивается в 4.10 8 Ки, а в открытых хранилищах - 1,25.10 8 Ки.

6 апреля 1993 г. произошел радиационный инцидент на СХК (Томск-7), приведший к выбросу РВ в результате нарушения технологического режима работ на одном из участков производства. Общественность страны и население территорий, находящихся в зоне влияния СХК, были подробно информированы об этом инциденте. Проводимые мероприятия и эффективность защитных мер представлены в табл. 10.

Таблица 10. Авария на СХК, 1993 г. Эффективность защитных мер 1993 г.


Мероприятие

Объем работ
Предотвращенная доза,
10 -3 чел.-3в
Млн
долларов/чел.-3в
Дезактивация
376 т грунта и снега, 1,25 га площади
1,2
3,5
Временный вывоз детей
18 детей
(2,5 месяца)
2,5
3,6
Закупка местной мясной продукции
20 т
0,01
4400
Снабжение привозными овощами
Картофель - 27,5 т
Овощей и фруктов - 3,1 т
0,18
571
Снабжение привозными кормами личных хозяйств
Комбикорм - 4,5 т
Картофель - 403 т
Сенаж - 12,0 т
0,025
2950
Временное прекращение с/х работ и завоз кормов СП "Сибиряк"
Пашня - 642 га
Пастбище - 72 га
Комбикорм - 1000 т
0,036
154
Всего

4,275
46

От испытаний на Семипалатинском полигоне (Казахстан, 1949-1963 гг.) пострадали Алтайский край и Республика Горный Алтай. В зоне РЗ расположены 27 районов и 5 городов с населением 1,6 млн. человек (60,9% населения Алтайского края), которые периодически подвергались облучению в ходе испытаний ЯО. В целях обеспечения социальной защиты граждан РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ЯИ на Семипалатинском полигоне, Президент России издал Указ от 20.12.1993 г., регламентирующий компенсационные меры и льготы . От испытаний ЯО пострадали не только Казахстан и Алтайский край, но ещё и Тыва, Хакасия, Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Читинская и Томская области .

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля


Под экологическим мониторингом ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО) понимается система регулярных наблюдений за показателями загрязнения окружающей среды для своевременного выявления и прогноза нежелательных для человека и экосистем последствий. Он является важным средством обеспечения безопасности атомной отрасли и требует усиления межведомственного взаимодействия, которое уже демонстрируют Госкорпорация «Росатом» и Росгидромет.

Государственный радиационный мониторинг окружающей среды на территории РФ осуществляется Росгидрометом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с современными требованиями обеспечения безопасности населения и окружающей среды функционирование и развитие мониторинга производится на основе следующих принципов:

  • абсолютный приоритет защиты населения и окружающей среды как важнейших составляющих национальной безопасности РФ;
  • принцип предупреждения воздействия – система приоритетных действий, направленных на недопущение опасного экологического воздействия на человека и окружающую среду;
  • принцип готовности – постоянная готовность к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • принцип надежности – надежное функционирование как при нормальной радиационной обстановке, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • принцип системности – системное и комплексное решение проблем обеспечения радиационно-экологической безопасности на локальном, региональном и глобальном уровнях на основе современных концепций анализа риска;
  • соблюдение международных обязательств Российский Федерации, гармонизация с принципами и нормами международного атомного права.


Сеть радиационного мониторинга

В состав сети государственного радиационного мониторинга Росгидромета входят пункты наблюдений за содержанием радиоактивных веществ в приземной атмосфере (53 пункта), атмосферных выпадениях (415), атмосферных осадках (33), поверхностных пресных водоемах и морских водах (73), а также 1307 станций и постов наблюдения для измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД) γ-излучения.

При проведении маршрутных обследований в зонах наблюдений ЯРОО производится γ-съемка местности, отбор проб почвы, воды, донных отложений и растительности. Анализ проб объектов окружающей природной среды проводится в радиометрических лабораториях территориальных подразделений Росгидромета и в НПО «Тайфун».

Единство и сопоставимость данных мониторинга обеспечивается в рамках системы обеспечения и контроля качества наблюдений Росгидромета.

Научно-методическое руководство сетью осуществляет НПО «Тайфун».

Методы и средства мониторинга позволяют определять уровни радиоактивного загрязнения объектов природной среды на три-семь порядков ниже пределов, установленных действующими нормами радиационной безопасности, и контролировать динамику изменений техногенного радиационного фона, что обеспечивает надежную регистрацию случаев появления повышенного, по сравнению с фоновыми уровнями, загрязнения объектов природной среды . Данные многолетнего радиационного мониторинга убедительно свидетельствуют о том, что содержание радионуклидов в компонентах природной среды в зонах наблюдений ЯРОО при штатных условиях эксплуатации значительно ниже допустимых и на уровне фоновых значений, то есть с большим запасом удовлетворяет как радиационно-гигиеническим, так и экологическим критериям (см. таблицы 1-2 ).

Таблица 1. Среднегодовые объемные активности радионуклидов в приземном слое атмосферы в зонах наблюдений АЭС, 10 - 6 Бк/м 3

Балаковская

Белоярская

Билибинская

Ростовская

Калининская

Кольская

Ленинградская

Нововоронежская

Смоленская

1 «<» – минимально-детектируемая активность (МДА), которая зависит от эффективности регистрации используемого детектора и времени измерения;

2 «–» – сведения отсутствуют.

Таблица 2. Содержание 137 Cs в почве в районах АЭС, кБк/м 2

Зона наблюдений

Региональный фон

Балаковская

Белоярская

Ростовская

Калининская

Кольская

Ленинградская

Нововоронежская

Смоленская

Экологический мониторинг должен быть ориентирован на обеспечение социально приемлемого уровня риска при использовании ядерной энергии. Это предполагает, что риск от применения ядерных технологий не должен являться существенным добавлением к суммарному риску, которому подвергается человек и среда его обитания в процессе жизнедеятельности.

Для оценки интегрального воздействия на компоненты природной среды применяется методология анализа радиационного риска . Например, в качестве показателя интегрального воздействия ЯРОО на атмосферный воздух I а (R) может быть использована сумма отношений среднегодовой объемной активности техногенных радионуклидов Ai к допустимой (контрольному уровню) RA i при заданном риске R. При наличии в атмосферном воздухе нескольких радионуклидов должно выполняться условие I а (R)<1. В соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 при выполнении указанного условия при пренебрежимо малом риске R (ниже 10 -6) не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов ЯРОО и радиоактивности атмосферного воздуха. При невыполнении этого условия осуществляется управление риском с учетом принципа оптимизации.

Показатель интегрального радиационного воздействия на атмосферный воздух в зонах наблюдений различных ЯРОО изменяется в пределах от 3,8*10 -6 до 2,4*10 -1 , оставаясь существенно ниже 1 даже при оценках для пренебрежимо малого радиационного риска. Его наименьшие значения характерны для АЭС и исследовательских реакторов, максимальные зафиксированы в зоне наблюдений ПО «Маяк», что связано с прошлой деятельностью (таблица 3).

Таблица 3. Показатели интегрального воздействия на радиоактивность атмосферного воздуха в зоне наблюдений ЯРОО в течение года

Радиационный объект

Наиболее значимые радионуклиды

Интегральное воздействие

Нововоронежская АЭС

90 Sr, 137 Cs, 60 Co

Смоленская АЭС

60 Co, 90 Sr, 137 Cs, 54 Mn

Белоярская АЭС

ФГУП «ПО «Маяк»

239,240 Pu, 90 Sr

ФГУП «ГХК»

239,240 Pu, 90 Sr, 137 Cs

ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ»

239,240 Pu, 90 Sr, 137 Cs

Сотрудничество по аварийному реагированию

ГК «Росатом» и Росгидромет тесно взаимодействуют в сферах защиты населения при чрезвычайных ситуациях на ЯРОО и разработки Единой государственной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) .

Для выполнения задач аварийного реагирования в системе Росгидромета действует Федеральный информационно аналитический центр (ФИАЦ) – одно из структурных подразделений НПО «Тайфун». На базе ФИАЦ организован Центр технической поддержки (ЦТП) кризисного центра концерна «Росэнергоатом». В случае чрезвычайной ситуации он обеспечивает кризисный центр концерна и Ситуационно-кризисный центр ГК «Росатом» оперативной информацией о гидрометеорологической обстановке в районе ЯРОО, дает прогноз трансграничного переноса радиоактивного загрязнения, участвует в подготовке рекомендаций по защите населения. Компьютерная система информационной поддержки принятия решений при радиационных авариях RECASS NT, разработанная и развиваемая в ФИАЦ Росгидромета, используется на всех российских АЭС. Для повышения готовности ЦТП НПО «Тайфун» участвует во всех противоаварийных учениях, проводимых ГК «Росатом».


Мобильная лаборатория радиационной разведки, созданная в НПО «Тайфун» для базовой территориальной подсистемы мониторинга Росгидромета в составе ЕГАСКРО, используется для контроля радиационной обстановки на ряде АЭС. Особенностью технической системы этой лаборатории является возможность не только проводить измерение МЭД и активности радионуклидов в элементах окружающей среды с выполнением координатной привязки измерений, но и определять высоту и нуклидный состав газоаэрозольного выброса в атмосферу, а также уточнять направление и скорость ветра на высоте выброса и параметры турбулентного рассеяния. Данные измерений лаборатории в режиме реального времени по протоколу TCP/IP передаются в кризисный центр для использования.

Для выполнения соглашений, принятых в рамках международной Конвенции о раннем предупреждении в случае ядерной аварии, под эгидой МАГАТЭ организована международная система взаимодействия при ядерных авариях. В систему входят региональные специализированные центры Всемирной метеорологической организации (ВМО) и аккредитованные центры заинтересованных государств, которые распространяют в своих странах информацию специализированных центров в соответствии национальным законодательством. Они оснащены информационными системами, позволяющими моделировать трансграничный перенос радиоактивных веществ.

ФИАЦ Росгидромета выполняет функции регионального специализированного метеорологического центра ВМО, зоной ответственности которого является Азия. Система RECASS NT, используемая в ФИАЦ для прогноза трансграничного переноса, предоставляет также информацию о возможных дозах внешнего и внутреннего облучения населения на различных территориях, попавших в зону аварии.

Для дальнейшего укрепления радиационной безопасности на территории России следует выделить несколько приоритетных задач.

Необходимо развитие систем комплексного радиоэкологического мониторинга и информационно-аналитических систем контроля и управления радиоэкологической безопасностью, приведение их в соответствие с требованиями экологического законодательства; поддержание, развитие и повышение технического уровня ЕГАСКРО.

Требуется разработка и актуализация государственных нормативно-правовых документов в области радиационного мониторинга, касающихся обеспечения экологической безопасности населения и объектов окружающей среды на территории РФ; внедрение международных стандартов в области мониторинга и охраны окружающей среды.

В частности, нужно создание нормативно-мето­дических документов по регулированию проведения мониторинга и прогнозирования радиационной обстановки:

  • на локальном, региональном и глобальном уровнях наблюдений;
  • на различных стадиях жизненного цикла ЯРОО;
  • при обращении с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом;
  • при реабилитации загрязненных радионуклидами территорий;
  • при контроле трансграничного переноса радионуклидов и радиоэкологическом мониторинге техногенных радионуклидов глобального распространения (3 Н, 14 С, 85 Kr).

Следует предусмотреть создание баз данных и сохранения фактографических знаний в области радиационного мониторинга и радиационной безопасности окружающей среды.

Литература

  1. Булгаков В.Г. Концепция развития и оптимизации системы государственного радиационного мониторинга Росгидромета / В.Г. Булгаков, С.М. Вакуловский, В.М. Ким и др. // Сборник докладов второй Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и развитие единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Обнинск, ГУ «НПО «Тайфун», 26-29 октября 2009 г. – С. 55-69.
  2. Крышев И.И. Экологическая безопасность ядерно-энергетического комплекса России / И.И. Крышев, Е.П. Рязанцев – М.: Издат., 2010.
  3. Росгидромет. ГУ «НПО Тайфун». Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств в 2005–2008 годы. Ежегодники. Обнинск, 2006–2009.
  4. Шершаков В.М. Особенности организационного управления в ЕГАСКРО / В.М. Шершаков // Сборник докладов второй Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и развитие единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Обнинск, ГУ «НПО «Тайфун», 26–29 октября 2009 г. – С. 35–54.

Авторы

В.М. Шершаков, д.т.н., В.Г. Булгаков, к.ф.-м.н., И.И. Крышев, д.ф.-м.н., В.С. Косых, к.т.н., А.И. Бурков, к.ф.-м.н., М.В. Прописнова
ГУ «НПО «Тайфун»

Ядерную безопасность России регулируют федеральные законы. Среди них наиболее важными являются Федеральный закон от 21.11.1995, №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон от 09.01.96. №з-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; закон РСФСР от 19.12.91 «Об охране окружающей природной среды», закон РФ 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (поправкию.01.2014), закон 09.01.1995 №170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", закон «Об административной ответственности за нарушение законодательства в области использования атомной энергии», 12.05.2000, закон РФ "О специальных экологических программах реабилитации радиационнозагрязненных участков территории", 10.07.2001, закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ", закон 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и др.

Отдельные аспекты экологической и ядерной безопасности затрагивают такие законы, как закон от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», закон от 04.05.1999 N 3-Ф3 "Об охране атмосферного воздуха", закон от 23.11.1995 N 174-Ф3 "От экологической экспертизе", закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; закон от 08.08.2001 М128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", закон от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.99, и др.

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (21.12.1995 N 170-ФЗ) определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии. Он направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защит}" собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, и укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность специально уполномоченных на то Президентом РФ Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, направленную на организацию разработки, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования атомной энергии, выдачу разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и инспекции, контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае ядерной аварии.

Нарушение должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, в области использования атомной энергии влечёт за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон "О радиационной безопасности населения" (9.01.1996, № 3-ФЗ) утверждает принципы обеспечения радиационной безопасности:

  • - принцип нормирования - не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
  • - принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
  • - принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путём установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных и методических документов по радиационной безопасности. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные допустимые пределы доз, в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счёт проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" говорится: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон определяет порядок проведения экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии.

Ядерная безопасность регулируется также Указами и распоряжениями Правительства РФ. Например, «Об уголовной ответственности за незаконные действия с радиоактивными материалами» (№8559-X/ 3-03- 88г.), «Об административной ответственности организации за нарушение законодательства в области использования атомной энергии», «Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности», "Положение об экспорте и импорте ядерных материалов", 15.12.2000.

В России за радиационную безопасность ответственны следующие организации.

Росатом (Россия) - Федеральное агентство по атомной энергии образовано в 2004 г. Является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ЯТЦ, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий.

Ростехнадзор - Федеральная служба России по экологическому, технологическому и атомному надзору. Является регулирующим органом по Конвенции о ядерной безопасности и компетентным органом РФ по Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; осуществляет правовое регулирование взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Минздрав РФ - Министерство здравоохранения РФ. Включает Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Санитарно-эпидемиологическая служба - система государственных учреждений России, осуществляющих государственный санитарный надзор, а также разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В 1999 Минздрав РФ издал НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НРБ-99), СП 2.6.1.758-99-

НРБ - нормы радиационной безопасности, документ, регламентирующий в РФ допустимые уровни воздействия ионизирующих излучений на живой организм с учётом облучения человека извне и изнутри. В основу НРБ положены предельно допустимые дозы (ПДД) для различных критических органов и тела в целом.

Организация работ с радиоактивными веществами, обеспечивающая максимально возможную безопасность, регламентируется «Санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и ионизирующими излучениями». Эти правила обязательны для лабораторий, предприятий и организаций, использующих (или хранящих) радиоактивные изотопы и источники ионизирующих излучений, а также для проектных и строительных организаций, занимающихся постройкой объектов, предназначенных для работы с радиоактивными веществами.

ОСПОРБ-99 - основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности РФ, устанавливающие требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения, на которые распространяется действие НРБ-99.