Церковь иоакима и анны на якиманке. Можайскиоакима и анны церковь Библиотека Русской веры

Церковь свв. праведных Богоотец Иоакима и Анны на Якиманке

Б. Якиманка ул., 13 (пустырь)

"Впервые упомянута под 1493 г. В XVI в. дала свое имя улице, где стояла. С 1625 г. главный престол Благовещения; в 1657 г. показана деревянной. Каменная построена в 1684 г. Теплая трапезная 1701 г.; 29 ноября в ее придел преп. Сергия выдан антиминс. В екатерининское время сооружена отдельно стоящая колокольня, выстроен новый алтарь. В 1866 г. устроен западный портал. Внутри обстановка новая: главный иконостас 1848 г., придельные 1866. От древности в трапезной сохранялся пол из квадратиков белого камня".

"При церкви находились церковноприходская школа и приходское попечительство в память избавления их императорских величеств от опасности при крушении царского поезда 17 октября 1888 г. у ст. Борки".

Храм закрыт после 1917 г. "К 1965 г. колокольня была сломана до 1-го яруса, храм обезглавлен. Внутри помещался кузнечный цех экспериментальных мастерских. Вид здания был грязный, закопченный, к нему прилепили заводские надстройки" (М. Л. Богоявленский). Были попытки добиться его реставрации - художник Павел Корин писал в статье в газете "Комсомольская правда" в 1966 г. следующее: "...не могу примириться с тем, что в семишатровом (вероятно, опечатка - храм был семи-ГЛАВЫМ. - П. П.) храме Иоакима и Анны XVII в. на Большой Якиманке сейчас кузнечно-прессовый цех..."

Все это, однако, закончилось тем, что в ночь с 3 на 4 ноября 1969 г. при устройстве нового проезда с ул. Димитрова на Б. Полянку храм взорвали. Как сообщала статья в машинописном журнале "Вече", взрыв был произведен по проекту руководителя мастерской Моспроект-13 А. Б. Гуркова с благословения главного архитектора Москвы М. В. Посохина (статья называлась "Судьба русской столицы"; нам представляется, что имена разрушителей не должны забываться. - П. П.). Предлог для этого последнего по времени в Москве сноса храма XVII столетия был такой: он-де мешает новому проезду; это оказалось очередной ложью, так как ныне на месте церкви вовсе на проезжая часть, а пустопорожний газон.

"Когда-то ул. Б. Якиманка напрямую выходила к Б. Каменному мосту через небольшой Гилдянский мост, переброшенный над лежащим на ее пути озерком. Однако с середины XVII в. движение к Кремлю перешло на соседний Космодамианский мост (впоследствии М. Каменный), от которого начиналась нынешняя Полянка, а старую трассу застроили. Поэтому едущим из центра приходилось для въезда на Б. Якиманку от М. Каменного моста делать небольшой крюк по Якиманской набережной. Это неудобство сохранялось до 1969 г., когда для решения транспортной проблемы через старые кварталы был пробит (! - П. П.) прямой проезд с Б. Полянки на ул. Димитрова, по которому и пошло все движение".

На пустом газоне между двумя проездами, где ранее стояла церковь Иоакима и Анны, давшая имя всей Якиманской улице, теперь стоит лишь ряд бетонных "башмаков" с шестами, на которых подвешиваются периодически сменяющиеся лозунги.

Икона св. прав. Иоакима и Анны из одноименной церкви ныне находится в ближайшем действующем храме Иоанна Воина на Якиманке.

Храм святых Иоакима и Анны в Можайске

В старой части Можайска, неподалеку от Можайского кремля, расположен уникальный комплекс храмов. Величественный, большой каменный храм Можайска, построенный в 1871 году по проекту Казимира Викентиевича Гриневского, с колокольней, надстроенной в 1893 году по проекту Павла Георгиевича Егорова, во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, с приделами преподобного Сергия Радонежского и Ахтырской иконы Божией Матери; и небольшой храм во имя священномученика Леонтия Ростовского, южная стена которого, обращенная к храму XIX века, сложена из блоков белого камня и выдает глубокую древность постройки.

Храмовый комплекс располагается на месте древнего Иоакимоаннского монастыря, упраздненного в 1764 году. Когда основан Иоакимоаннский монастырь, неизвестно (первое сведение о нем датируется 1596–1598 гг.). Тогда там была одна каменная церковь святых Богоотец Иоакима и Анны с двумя приделами – Воскресения Христова и Леонтия, епископа Ростовского чудотворца.

Страшная эпоха гонений на Церковь Христову советского периода не обошла стороной и храмы Можайска. В малом храме Леонтия Ростовского расположился архив, а вот большой храм Иоакима и Анны, один из немногих на земле Русской, не прекращал служить Богу и людям ни в годы Великой Отечественной войны, ни в советское время. Но лихолетье коснулось и церкви Иоакима и Анны: священники храма Кирилл Харитонович Чмель и Николай Александрович Сафонов в 1937 году были расстреляны на Бутовском полигоне, а в 1938 году был расстрелян священник храма Арефа Акимович Насонов.

В настоящее время храм Иоакима и Анны, как и прежде, занимает достойное место в Можайске, наполняя его жизнь надмирным содержанием, снова и снова становясь подлинным украшением города. Святыней храма являются два больших древних скульптурных изображения Николы Можайского «с мечом и градом».

При храме расположен святой источник Сергия Радонежского.

В эти святые места стремятся паломники из разных уголков России. Особая атмосфера, которая царит здесь, привлекает сюда не только православных россиян, но и верующих из стран ближнего зарубежья.

Из книги Тайна судьбы Археологическое исследование книги пророка Иеремии автора Опарин Алексей Анатольевич

Глава 15 О попытке царя Иоакима остановить время Известие о том, что Иоаким перестал платить ему дань, безусловно, разгневало Навуходоносора. Но он умел не подчиняться порывам, а наносить удар лишь тогда, когда это было наиболее выгодно и безопасно. В 599 году он начинает

Из книги Жития Святых - месяц сентябрь автора Ростовский Димитрий

Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца

Из книги Жития Святых - месяц октябрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Церковь (Свято-Троицкий храм) Иоакима и Анны в Гусь-Хрустальном В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана. Он

Из книги Святые южных славян. Описание жизни их автора (Гумилевский) Филарет

Храм святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге Церковь в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской в Санкт-Петербурге – первый храм святой Анны Кашинской, построенный и освященный в честь этой святой. И сегодня он остается единственным храмом в России, целиком

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

16 ч. Память преп. ИОАКИМА осоговского. Преподобный Иоаким1) был один из четырех великих отшельников болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн рыльский; подвиги пр. Иоакима совершались в

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Бесстрастие святых Иоакима и Анны Будучи на синае, Старец пережил в Святом Духе сверхъестественное событие: ему было дано постигнуть целомудренную и освященную связь святых богоотцов Иоакима и Анны, от которых была зачата и рождена Пресвятая Богородица. Старец был

Из книги Основы искусства святости, том 4 автора Варнава Епископ

Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии Святой Александр многих обратил и крестил в веру Христову. Он был взят игемоном и, понуждаемый принести жертву идолам, претерпел много мучений, но не

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 42. Иисус у бывшего первосвященника Анны. Иисус перед судом синедриона. Отречение Петра. Вторичное, на рассвете, заседание синедриона. Раскаяние Иуды. Иисус у бывшего первосвященника Анны Придя в Иерусалим, стражники привели Иисуса не к первосвященнику Каиафе,

Из книги автора

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Из книги автора

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Дата публикации или обновления 06.05.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Святых праведных Иоакима и Анны

    Г. Можайск.
    Икона святых и праведных Иоакима и Анны . Фреска на храме свв. и праведных Иоакима и Анны в Можайске.

    Когда основан Иоакиманский монастырь, неизвестно, первое сведение о нём - 1596-1598 гг. Тогда там была одна «церковь Св. Богоотец Иоакима и Анны каменна да два придела Воскресение Христово, да Леонтия Епископа Ростовского чудотворца», на монастыре же «церковь с трапезою Трёх Святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустого , древяна верх», Святые ворота, «да на монастыре же две кельи игуменские с сеньми и чуланы, да шесть келий братских», при монастыре имелась слободка в 22 двора; в 1629 г. под ней «места монастырского вдоль сто двадцать сажень, поперёк семьдесят сажень без чети сажени»; у него было до 16 пустошей близ Можайска и 3 в Колоцком стану и мельница».

    Список с писцовой книги 1629 г.: «Монастырь Якиманской, а в нём церковь Святых богоотец Акима и Анны каменна да два придела: Воскресение Христово да Леонтия, епископа Ростовского Чудотворца. А в церкве Божие милосердие образы: образ местный Акима и Анны на празелени. Двери царские и столпцы, и сень на золоте. Да книг: на престоле Евангелье, да Треодь полная, да Трефолог, да Потребник, да Минея Отцая, да Треодь цветная, да Служебник, все писмянные. Ризы да стихари полотняные ветхи. Да на колокольнице пять колоколов . Государево данье денежного и хлебного жалованья не было».

    Из игуменов Якиманского монастыря известны упомянутый в начале XVI в. Иоаким, в январе 1649 г. Феодосии. Строители - Симеон в 1648 г., Иов в 1655 г., Авраамий в 1667 г., Варлаам в 1673-1675 гг.

    В 1675 г. обитель передана в ведение Лужецкому монастырю, в 1764 г. отделена и обращена в приходскую церковь, которая существует и поныне. По описи 1763 г.: «В том монастыре одна каменная церковь древнего здания во имя Богоотец Иоакима и Анны, об одной главе, глава крыта чешуёю деревянною, на главе крест железный, об одном престоле.

    Да к ней же приделана каменная же церковь, бывшая во имя Леонтия митрополита Ростовского имевшаяся прежде сего ветхая, которая ныне строением в починке находится. Над оным приделом вверху деревянная колокольня, крыта тёсом, глава чешуёю деревянною, крест железный (эта часть храма сохранилась до нашего времени).

    А других в том монастыре каменных и деревянных церквей, настоятельских и братских каменных и деревянных келий, магазейнов, також каменного и деревянного строений и каменной ограды не имеется.

    Вокруг того монастыря вместо ограды загорожено в столбах забором бревенчатым, а по углам срублены вместо башен струбы... А ныне в наличности как игумена, строителя и монашествующих никого в том монастыре не имеется. А состоит ныне налицо: белой священник Алексей Григорьев, дьячок Александр Акинфиев... Оным попу и дьячку денежного и хлебного жалованья ничего не происходит, а довольствуются того монастыря от приходских людей, да имеется у них, попа и дьячка, под дворами и огородами усадебно-монастырской земли одна десятина...»

    В 1770-е гг. храм был капитально перестроен, а с 1867 г., после сноса смежного с ним древнего храма, выделился в самостоятельный. Южная белокаменная стена осталась от храма, сооружённого в 90-х гг. XIV в., и была у него северной. В 1880-х гг. пристроена трапезная . «1774 г. 4 сентября дозволено в городе Можайске при церкви Богоотец Иоакима и Анны построить вновь придел во имя бессребреников Космы и Дамиана .

    В 1776 г. приходских при Иоакиманской церкви 100 дворов, усадебной и пашенной земли 7 десятин. В 1779 г. в наличии священник Алексий Григорьев, диакон Александр Иакинфов, дьячок Иван Алексеев, пономарь Иван Александров.

    В 1777 г. благочинным градских церквей был священник Ахтырской церкви Пётр Максимов. «Придельная церковь была изначально во имя Космы и Дамиана, но когда священник Дионисий после нашествия французов был переведён от Ахтырской, неприятелем сожжённой церкви и, соблюдя оной храмовую икону , то и переименовал церковь во имя Ахтырской Богоматери. Эта икона была устроена воеводой Ступишиным».

    Первоначально при Иоакиманской церкви значилось 46 приходских домов.

    В 1813 г. были приписаны к ней сожжённые французами Ахтырская и Ильинская церкви и некоторые селения от Петропавловской и Ильинской церквей, и с того времени значилось в приходе 169 домов, а в 1855 г. - 263 дома.

    В 1855 г. был определён причт к Ильинской церкви, вследствие чего от Иоакиманской церкви отделено 124 двора.

    Древний храм, пришедший в ветхость, был разобран в 1867 г. Сохранившуюся до нашего времени часть также хотели разобрать по решению епархиального начальства, но в 1884 г. по ходатайству можайского мещанина Михаила Самородова было принято решение на его средства храм возобновить.

    К 1916 г. храм возобновлён только снаружи, внутри же не освящён.

    В советское время он не действовал, в нём разместили архив. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. Дома у священно- и церковнослужителей были собственные, стояли на церковной земле.

    В 1821 г. священником Якиманской церкви был Иоанн Исидоров, в 1829 г. он же.

    В 1821 г. рукоположен во священника к Иоакиманскому храму Иоанн Исидорович Весёлое. Он был сыном священника. Окончил Московскую семинарию с аттестатом 1-го разряда.

    В 1833 г. определён присутствующим в Можайское Духовное правление.

    В 1836 г. утверждён по выбору общим духовником.

    В 1837 г. определён благочинным уездных церквей. В семье о. Иоанна и его жены Мавры Михайловны было 10 детей: Александр, Михаил, Георгий, Григорий, Пелагея, Агриппина, Екатерина, Анна, Алексей, Александра.

    В 1840 г. в Иоакиманском храме всё ещё служил священник Иоанн Весёлое. В это же время дьяконом при Иоакиманском храме служил Иаков Иванович Небезранов, дьячком - Василий Михайлович Озерецковский. На новом месте заложен трёхпрестольный новый храм (по благословению Филарета, митрополита Московского).

    Он стоит рядом с древним храмом. Большой каменный храм Святых праведных Иоакима и Анны построен в 1871 г. по проекту Казимира Викентьевича Гриневского (1825-1885), с колокольней , надстроенной в 1893 г. по проекту Павла Георгиевича Егорова, и приделами (1916) Преподобного Сергия Радонежского и Ахтырской иконы Божией Матери , позднее приделы освящены во имя Святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери. Святыней храма являются два больших древних скульптурных изображения Николы Можайского «с мечем и градом» (городом).

    В 1869 г. в Иоакиманском храме служил священник Евгений Александрович Лебедев. В 1877 г. вместо него, поступившего на должность эконома Московской Духовной семинарии, был определён священник Ильинской церкви г. Можайска Александр Николаевич Ансеров.

    В 1878 г., 8 октября, освящён придел Ахтырской Божией Матери архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Дионисием. 14 января 1879 г. освящён придел Преподобного Сергия Радонежского.

    В 1882 г. на место Ансерова, поступившего в Саввинский Звенигородский монастырь , поставлен священник Николаевского собора Виктор Кириллович Троицкий. Староста - можайский купец Гавриил Егорович Малахов. В летописи, составленной священником Евгением Лебедевым, допущена ошибка: при церкви существовал не Сретенский женский, а Иоакиманский мужской монастырь. При священнике Троицком, после 22-летнего перерыва, была (1871) продолжена постройка каменной колокольни. За ней наблюдал классный художник, архитектор Павел Георгиевич Егоров. Достройка встала в 6000 руб.: 3,5 тыс. руб. церковных денег, 2,5 тыс. руб. - пожертвований. Достройка производилась в одно лето.

    В 1876 и 1884 гг. в семье священника Иоакиманской церкви Виктора Троицкого родились сыновья Сергей и Николай, они окончили, соответственно, Донское (в 1893 г.) и Звенигородское (в 1898 г.) Духовные училища и в 1902 и 1904 гг. Вифанскую семинарию.

    В 1876, 1878 и 1880 гг. в семье диакона Иоакиманского храма Петра Павловича Лебедева родились сыновья Сергей, Николай и Иван. Они окончили Звенигородское Духовное училище (в 1880, 1890 и 1892 гг.) и Вифанскую семинарию (в 1895, 1896 и 1898 гг.).

    В приходе были церковноприходская и городская женская церковно-приходская школы , учреждённые, соответственно, в 1893 и 1862 г.

    В 1916 г. церковным старостой был находившийся в должности с 1886 г. можайский купец 3-й гильдии Гавриил Егорович Малахов (75 лет).

    Причт по штату состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.

    В 1914 г. к храму был определён священник Сергий Викторович Троицкий (40 лет). В 1902 г. он окончил Вифанскую семинарию с аттестатом 2-го разряда и был назначен учителем в Кукаринскую церковноприходскую школу.

    В 1905 г. определён на место отца, протоиерея Виктора Кирилловича Троицкого, во священника к Ильинской с. Ильинского на Бодне церкви.

    В 1912 г. награждён набедренником, в 1916 г. скуфьёй. У о. Сергия и его жены Марии Фёдоровны было трое детей: Татьяна, Виктор, Зинаида. Отец Сергий в 1918 г. был вызван повесткой на сборный пункт для общественных работ и домой уже не вернулся. Родственники были так напуганы, что не отважились даже узнать, что с ним случилось.

    В 1916 г. диаконом при Иоакиманской церкви был Пётр Павлович Лебедев (71 год), псаломщиками - Сергей Васильевич Троицкий и Иван Иванович Цветков.

    С 1931 по 1932 г. в храме Святых праведных Иоакима и Анны служил священномученик Арефа (Насонов). Он родился 24 октября 1888 г. в с. Должик Житомирского уезда Волынской губернии в семье крестьян Иоакима и Анны Насоновых. После окончания министерского училища и сдачи экзаменов, необходимых, чтобы занять должность сельского учителя, Арефа Акимович с 1913 г. стал преподавать в с. Должик. Он женился на Агриппине Григорьевне Поляковой, окончившей гимназию и работавшей учительницей.

    1 августа 1914 г. Арефа Насонов рукоположен во священника к храму в том же селе, при этом не оставил своих преподавательских занятий. Молодой священник отличился тем, что многих раскольников обратил в православие, за что особо уважался управлявшим Волынской епархией архиепископом Антонием (Храповицким).

    В 1916 г. о. Арефа переехал в с. Голышево Ровенского уезда Волынской губернии и в том же году эвакуировался в с. Андреевку Чембарского уезда Пензенской губернии. Там он служил до 1931 г.

    В 1931 г. арестован ОГПУ. Продержав священника две недели в заключении, власти отпустили его, так и не выдвинув никаких обвинений и ни разу не допросив. После революции о. Арефа был лишён избирательных прав, и семья его числилась лишенцами.

    С 1929 г. священник облагался индивидуальным налогом, в 1930 г. за неуплату гособязательств у семьи отнята корова.

    В 1931 г. о. Арефа перебрался в Можайск, где до 1932 г. служил в храме Святых Иоакима и Анны. Он вместе с женой и семью детьми проживал в сторожке при церкви. Власти предприняли попытку закрыть храм, отняв у верующих ключи. Но попытка не удалась.

    Этот храм - один из немногих, который в советское время не закрывался.

    3 сентября 1932 г. о. Арефу арестовали и 4 сентября поместили в Бутырский изолятор, где он содержался всё время следствия. Его обвинили в том, что он, будучи священником, «проживал в 3-километровой зоне военсклада... систематически обрабатывал в антисоветском духе граждан, посещавших церковь». На следствии священник подтвердил, что он принадлежит «к течению тихоновцев».

    Все возводимые на него обвинения о. Арефа отверг, заявив, что виновным себя не признаёт. Показания на него, кроме других лжесвидетелей, дал священник Феодор Казанский. Будучи допрошенным в качестве свидетеля, он сказал, что о. Арефа монархист, осуждает колхозное строительство и не может примириться с существованием советской власти, ожидает скорейшей её гибели, и вообще «Насонов является опасным элементом в условиях можайской действительности».

    11 сентября 1932 г. «тройка» ОГПУ приговорила священника Арефу Насонова к трём годам ссылки в Казахстан. Через 8 месяцев он бежал из ссылки и уехал в Пензенскую область, где когда-то прожил около 15 лет. Там скрывался до 1936 г., но, видимо, уже не мог оставаться без службы и попросился у священноначалия на приход.

    В 1936 г. он был назначен служить в храм Святых бессребреников Космы и Дамиана в с. Бычки Сараевского района Рязанской области.

    31 декабря 1937 г. «тройка» НКВД приговорила о. Арефу к расстрелу. Священник расстрелян 10 января 1938 г. и погребён в безвестной общей могиле.

    В марте 1933 г. Мособлисполком вынес решение о закрытии церкви «Акима и Анны» в Можайске. В постановлении сказано, что здание Иоакиманской церкви необходимо использовать под аудиторию ШКМ (школы колхозной молодёжи) и школы 1-й ступени. Верующие могут пользоваться Вознесенской церковью. Но Господь уберёг храм.

    В 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой были расстреляны священники храма о. Кирилл Харитонович Чмель (р. 1879) и о. Николай Александрович Сафонов (р. 1900). Николай Сафонов, настоятель Иоакиманской церкви, родился в Саратове, имел низшее духовное образование. В Можайске проживал на ул. Крупской, д. 15. Арестован 5 декабря 1937 г., 9 декабря приговорён и 15 декабря расстрелян. Священник Кирилл Чмель родился в Харьковской губернии, имел cpeднее духовное образование, проживал в Можайске, ул. Кожевенная, д. 30. Арестован 14 ноября 1937 г., 25 ноября приговорён и 2 декабря расстрелян.

    Иоакиманский храм не был разорён, это был единственный действующий храм на весь город.

    В 1941 г., при отступлении Красной армии, его хотели взорвать, но верующие не дали.

    Во время немецкой оккупации в Иоакиманском храме служили протоиерей Александр Воскресенский и дьякон Георгий Хохлов, с которого немецкий солдат хотел снять шубу во дворе аптеки, но диакон вступил в борьбу, и шуба осталась у него на плечах, зато другой немецкий солдат снял с него тёплые рукавицы. В Иоакиманском храме за сторожа была монашка Матрёша. Группа пьяных немецких солдат ломилась к ней, тут случился церковный староста Илья Васильевич Цвелёв. Он начал усовещать их. Немцы жестоко его избили. Во время обстрелов в подвале под Иоакиманской церковью укрывалось до 1000 человек.

    В середине 1950-х гг. в храме Святых праведных Иоакима и Анны служил иерей Михаил Нестеров (1919-1996).

    В 1946 г. он был рукоположен во диакона. Служил в Мариуполе, Орехово-Зуевском районе (Дрезна, Кабаново), был рукоположен во иерея и назначен настоятелем собора в Можайске. В храм никто не ходил, он стоял пустой, с выбитыми стёклами, не было хора. Отец Михаил потихоньку всё наладил, прослужил 5 лет и вышел за штат после двух инфарктов.

    Отец Михаил родился в крестьянской семье, у него было 6 братьев и сестёр. С детства был при храме, несмотря на насмешки и унижения, которым подвергался в школе, и стал псаломщиком.

    В мае 1941 г. призван в армию и направлен на Север, всю войну сражался на полуострове Рыбачий. Вернулся с больными ногами. Поступил в Богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве . Заболел язвой желудка. После службы в Можайске и выхода за штат он поехал в Болшево, где псаломщицей служила его тётушка Мария. Вновь начал служить в храме в окрестностях г. Пушкино, снова вышел за штат, но в конце того же года назначен в Антиохийское подворье в Москве, где и служил с 1959 по 1977 г. Его там полюбили и прозвали «пушистым» за пышные волосы. Отец Михаил был награждён советскими боевыми орденами и медалями и орденами Антиохийской церкви. По болезни ушёл на пенсию, служил по праздникам в болшевском храме Святых бессребреников Космы и Дамиана. Он много болел, у него отняли ногу, и в храм его привозили в кресле-коляске, а последние полгода он уже не вставал с постели.

    С 1953 по 1958 г. в Никольском соборе служил протодиакон Сергий Иванович Добров (умер в 1971 г. на 64-м году жизни).

    До 1953 г. он служил в Троицком кафедральном соборе в г. Калинине, в 1950 г. возведён в сан протодиакона.

    С 1958 г. служил в Никольском единоверческом храме в Москве.

    В 1956-1957 гг. служил в храме во имя Святых праведных Иоакима и Анны в г. Можайске митрофорный протоиерей (с 1965 г.) Иоанн Николаевич Соколов (ум. 1969). Он родился в 1887 г. в г. Владимире.

    В 1903 году там же окончил министерскую 4-классную школу, а в следующем году - одногодичные курсы псаломщиков при владимирском архиерейском доме. Епископом Переславским Дамианом в 1926 г. рукоположен во пресвитера к храму в с. Даратниково, Владимирской епархии.

    Чин освящения основания храма в 1999 г. и чин освящения в 2001 г. совершил архиепископ Можайский Григорий.

    Святые праведные Иоаким и Анна. Житие

    Святой Иоаким был мужем святой Анны, отцом Богородицы. Житийная литература дает Иоакиму следующее происхождение: «Родословие его таково: у сына Давыда Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери ». Иоаким жил в Назарете. Женился на Анне, младшей дочери священника Матфана из первосвященнического рода Аарона. По отцу она была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина. О зачатии и рождении Богородицы известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному апокрифу у Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, который возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире ».

    После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме. (Протоевангелие Иакова (4:7-8)). После этого Иоаким пришел в Иерусалимский храм, говоря: «Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне». И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе. (Протоевангелие Иакова (5:1-2)). Анна зачала, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила» . Дата зачатия - 9 декабря установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев.

    Четыре канонических Евангелия не упоминают имени матери Марии. Анна появляется только в апокрифической традиции, в частности в «Протоевангелии Иакова», а также в «Евангелии псевдо-Матфея» и «Золотой легенде». На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (VII-VIII вв.). По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца ей было дано имя, указанное ангелом Божиим, - Мария. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм. Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.

    Согласно житию, Иоаким прожил 80 лет. Святая Анна скончалась в возрасте 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 7 августа (25 июля ст. ст.). Иоаким и Анна были погребены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

    ————————
    Библиотека Русской веры
    Житие святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Великие Минеи Четьи

    Почитание святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

    Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, поскольку они были прародителями Исуса Христа по плоти.

    Дни памяти :

    • успение святой Анны - 7 августа (25 июля ст. ст.),
    • память Богоотец Иоакима и Анны - 22 сентября (9 сентября ст. ст.),
    • зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы - 22 декабря (9 декабря ст. ст.).

    В 710 году мощи и мафорий святой Анны были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В записях средневековых западных паломников сообщается о нахождении плеча и ладони святой Анны в кипрском монастыре Ставровуни.

    ————————

    Библиотека Русской веры

    Кондак и тропарь святым праведным Иоакиму и Анне

    Тропарь, глас 1

    Иже в законней сени праведни бывше, Младенец богоданный породиста нам, Иоаким и Анна. Тем же днесь светло торжествует, и весело празднующи божественая церкви, честную вашу память, славящи Отца, воздвигшаго рог спасения нам в дому Божии.

    Кондак, глас 2

    Веселится ныне Анна, безчадства разрешьшися соуз. И питает Пречистую созывающит всех, воспети даровавшаго, от ложесн ея земным, едину Матерь, неискусомужную.

    Святые праведные Иоаким и Анна. Иконы

    В иконописной традиции существуют как отдельные, так и совместные изображения святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Иконы, где святые изображены вместе, обычно являются иллюстрациями из их жития, показывая одни из моментов, описанных в апокрифах, например, встречу супругов после того, как им была возвещена радостная весть о зачатии Богородицы. Иоаким и Анна на иконе находятся в центре композиции. Вокруг находятся сцены предшествующих и последующих событий: встреча с ангелом, рождение Марии, введение ее в храм и т.д.

    На отдельных иконах святые праведные Иоаким и Анна изображаются в рост или по пояс. Святой Иоаким изображается с кудрявыми черными волосами с большой проседью и с небольшой кругловатой бородой, в хитоне и ризе с воскрилиями, а святая праведная Анна - худощавой, с продолговатым лицом и острым носом с малой горбинкой; нижняя одежда на ней - хитон, по хитону - разрезная фелонь, на голове покрывало. Самое раннее изображение святой праведной Анны - фрагменты фресок VIII века в церкви Санта Мария Антиква в Риме. К тому же веку относится фреска из Фарраса (Египет).

    Храмы во имя святых праведных Иоакима и Анны

    На Востоке церкви, посвященные святым праведным Иоакиму и Анне, появляются с VI века, в то время как на Западе только в XII веке. В середине VI века в Константинополе был построен храм во имя святой Анны. В Средние века в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) считали, что обладают мощами Анны. На Западе усиленное почитание Анны началось в XIV веке. Первый монастырь во имя святой праведный Анны на Западе возник в 701 году во Флориаке около Руана.

    В селе Брезова Рашского округа Сербии существует церковь во имя святых Иоакима и Анны, известная также как Королевская Церковь, в честь своего основателя короля Милутина. Она была возведена в 1314 году, в виде сжатого креста, с экстерьером, в форме восьмиугольного купола. Построена из камня и туфа.

    В Пскове на Успенской улице был Якиманский женский монастырь (XIV век) и его главный храм во имя святых праведных Иоакима и Анны (1544 год). Монастырь был упразднен в XVIII веке, а церковь стала приходской. В советское время храм был закрыт. В 1947–1951 гг. здесь происходила реставрация. Сейчас начинается обновление церкви.

    Также во имя святых праведных Иоакима и Анны освящен придел Христорождественской церкви в Ярославле. Христорождественская церковь в камне была выстроена в 1635-1644 годах на месте одноименной деревянной.

    Святые праведные Иоаким и Анна. Картины

    Многие живописцы изображали на своих полотнах святых праведных Иоакима и Анну: Джотто ди Бондоне (1266-1337 гг.), Мазолино да Паникале (ок. 1383 - ок. 1440 гг.), Мазаччо (1401-1428 гг.), Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.), Вольф Траут (1480-1520 гг.) и другие.


    Святые праведные Иоаким и Анна. Народная память

    Святая праведная Анна изображена на гербе городов Кобрина (Белоруссия), Санкт-Аннена (Германия), Яхимова (Чехия), Городца (Белоруссия).

    Названия одной из улиц Москвы - Большая Якиманка и деревни в Шуйском районе Ивановской области - Якиманна образовались из слитного произношения имен святых праведных Иоакима и Анны.

    На Якиманской улице Можайска, между и высится не менее интересный памятник архитектуры — церковь Иоакима и Анны , или, как ее называют местные жители, — Якиманская церковь.

    В далекие времена на месте храма Иоакима и Анны в Можайске располагался одноименный монастырь, о котором мы находим сведения в летописях XVI века. А в писцовой книге 1629 года можно прочесть:

    «Монастырь Якиманской, а в нем церковь Святых Богоотец Акима и Анны каменна да два придела: Воскресение Христово да Леонтия,епископа Ростовского Чудотворца. А в церкве Божие милосердие образы: образ местный Акима и Анны на празелени. Двери царские и столицы, и сень на золоте. Да книг: на престоле Евангелье, да Треодь полная, да Трефолог, да Потребник, да Минея Отцая, да Треодь цветная, да Служебник, все писмянные. Ризы да стихари полотняные ветхи. Да на колокольнице пять колоколов. Государево данье денежного и хлебного жалованья не было...»

    Позднее, в XVIII веке, монастырь упразднили, и Храм Иоакима и Анны стал приходским. Тем не менее, как утверждают историки, он полон загадок.

    Собственно, сейчас церковь Иоакима и Анны в Можайске это два храма: меньший, выстроенный из белого камня и имеющий фрагмент стены весьма древней (видимо, являвшейся частью бывшего не сохранившегося собора Якиманского монастыря). И современный храм, построенный в 1867—1871 годах замечательным архитектором Казимиром Викентьевичем Гриневским. Хотя строилась церковь через 50 лет после Ново-Никольского храма, определенное сходство можно разглядеть — декор здания также представляет собой причудливое смешение стилей барокко, классицизма и псевдоготики.