Сущность законности проявляется в. Бошно С.В

Законность представляет собой основополагающую категорию в юридической науке и практике. Законность является критерием оценки правомерности и демократичности деятельности государственных органов и должностных лиц и соответственно критерием оценки демократичности всей правовой системы государства.

Понятие законности представляет собой многоаспектное и многоплановое явление и интерпретируется (объясняется) с разных точек зрения.

Законность рассматривается:

– как непосредственно соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права;

– как принцип или требование, состоящий в соблюдении нормативно-правовых актов всеми теми, к кому они обращены;

– как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

– как идея права, выраженная в законах государства;

– как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов органами и должностными лицами государства.

Однако какая бы точка зрения на понятие законности не рассматривалась неизменным остается сущность данного явления, то есть то глубинное и основное, что лежит в основе данного правового явления, что определяет его внутренне содержание, выраженное в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении действующих в государстве законов.

Идеальным результатом воплощенной в жизнь законности должно быть абсолютно полное законопослушное поведение всех субъектов права. В Конституции Российской Федерации записано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Важно понимать, что законность – это желаемое идеальное состояние правовой системы государства, одна из характеристик существования правового государства, в реальной же жизни необходимо говорить о соответствии существующей политико-правовой системы государства идеальному состоянию законности.



В настоящее время понятие законности все чаще связывают не просто со строгим соблюдением законов, но именно правовых законов, то есть законов соответствующих общеправовым принципам, таким как гуманизм, социальная справедливость, равноправие граждан, демократизм.

Правовые законы принимаются в соответствии с демократическими процедурами и международным стандартам в области прав человека. Если законы демократичны по своему содержанию, то правовые нормы, содержащиеся в законах, обеспечивают действие демократических институтов в государстве, прежде всего, прав и свобод граждан. Если же в государстве происходит нарушение правовых законов, то необходимо говорить о нарушении законности.

Основным аспектом законности является ее связь с демократией. Законность основа существования демократии в государстве. Всякое нарушение законов влечет за собой нарушение прав и свобод граждан. В то же время реально существующая демократическая система государства способствует принятию только правовых законов, которые учитывают интересы населения государства, и гарантирует их исполнение компетентными государственными органами в рамках законных полномочий. Демократия обеспечивает заинтересованность граждан в строгом исполнении действующего в государстве законодательства и подконтрольность всего государственного аппарата.

Соблюдение законности – важнейшее проявление демократии, так как власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов и соответствующих им подзаконных юридических актах, принятых в законодательно определенных формах и порядке.

При антидемократическом режиме воля должностных лиц, стоящих у власти, является определяющей в вопросе необходимости принятия и соблюдения тех или иных законов. В этом случае может не соблюдаться процессуальный порядок принятия законов, а подзаконные нормативные акты, которые должны приниматься в развитии и обеспечении законов, на самом деле противоречат им и порой даже подменяют собой законы. Такая противозаконность не возможна при демократическом режиме.

В проблеме законности важным является рассмотрение вопроса нормативной базы ее функционирования.

Как правило, понятие законности связывается с исполнением всех нормативных актов, действующих в государстве. Сюда относятся законы государства, указы президента, постановления правительства, ведомственные нормативные акты, законы субъектов федерации, постановления и распоряжения администрации субъектов федерации.

Такой широких круг нормативных предписаний, обязательных для исполнения субъектами законности, может быть оправдан только в случае полного соответствия и непротиворечивости всех перечисленных нормативных актов Конституции и федеральным законам, в противном случае говорить о соблюдении законности было бы неправильно.

В правовом, демократическом государстве сфера действия законности распространяется и на подзаконное правотворчество, так как в таком обществе действует развитая система демократических процедур, которая не позволяет принимать и применять нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции и федеральным законом.

В обществе, в котором идет становление демократии, а государство находится в начале пути движения к правовому, подзаконные нормативно-правовые акты зачастую находятся в явном противоречии с действующим законодательством. В этом случае говоря о законности точнее и правильнее говорить только о соблюдении правовых законов, а не вообще всех нормативно-правовых актов.

Открытой остается в вопросе законности проблема определения круга субъектов законности. В соответствии с так называемым «широким» пониманием законности, субъектами законности выступают: государство, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, политические партии, общественные организации и граждане. Т.е. по сути, субъектами законности выступают все субъекты права. Таким образом, законность приравнивается к законопослушному поведению, а еще точнее, к правомерному поведению.

«Узкий» подход к пониманию законности связывается только с субъектами, наделенными властными полномочиями, т.е. это государственные, органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Вообще понятию законности (легитимности) противостоит понятие нелегитимности (произвола), которое не может быть связано с гражданами, а связывается только с субъектами, обладающими властными полномочиями.

Несравним и вред, причиняемый государству и обществу в связи с нарушением законов гражданами, с одной стороны, и должностными лицами, облеченными властными полномочиями и действующими от лица и по поручению государства либо местного самоуправления – с другой стороны. Такой вред в первую очередь связан с обманом доверия к власти и способствует дискредитации идеи власти.

Подход к понятию законности, при котором субъектами законности признаются должностные лица, обличенные властными полномочиями, представляется более предпочтительным и с точки зрения дифференциации (разграничения) понятий законности, правопорядка и правомерного поведения. Нарушение законов гражданами не представляет собой нарушение законности, а является нарушением правопорядка и выступает следствием противоправного поведения. Вместе с тем нарушение гражданами законов, при таком подходе, само собой не освобождает их от юридической ответственности за правонарушение.

Таким образом, в «узком» смысле, законность - это точное и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В «широком» смысле законность - есть строгое и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов, и соответствующих им подзаконных нормативных актов, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, иными юридическими и физическими лицами.

Принципы законности

Законность базируется на определенных качественных характеристиках, исходных положениях называемых принципами законности.

Принципы законности – это основные исходные положения, выражающие сущность и содержание законности и представляющие собой совокупность требований, выполнение которых способствует эффективности законности.

Выделяют следующие принципы законности: единство законности, всеобщность законности, неразрывную связь законности и культурности, гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, возложение юридической ответственности за нарушение законности и недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Остановимся подробнее на перечисленных принципах.

Единство законности означает единообразное понимание, толкование, исполнение и применение законов государства на всей территории государства, недопущение попыток создания какой то особой законности в отдельно взятом регионе страны, законности, которая будет отличаться от общегосударственной и противопоставляться ей. Федеральные законы одинаково действуют во всех субъектах федерации, недопустимо различие в действии закона в разных субъектах государства.

Принцип единства законности предполагает существование в стране единой непротиворечивой правовой системы, все элементы (нормативно-правовые акты) которой иерархичны и логически взаимосвязаны между собой.

К сожалению, в нашей стране этот принцип достаточно часто нарушался, особенно в период становления современного российского государства, когда отдельные субъекты федерации принимали нормативно-правовые акты, противоречащие не только федеральным законам, но даже Конституции Российской Федерации. Соответственно урегулирование отношений, являющихся прерогативой федерального законодательства, осуществлялось в регионах в разрез с правовыми предписаниями государства.

Всеобщность законности предполагает соблюдение Конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативно-правовых актов всеми субъектами. Субъектами законности, исходя из «широкого» понимания законности: государство, здесь выступают государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, должностные лица частных предприятий и организаций, юридические лица, граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

В соответствии с этим принципом не допускается никакого изъятия из вышеперечисленного перечня субъектов. Особенно важное значение этот принцип приобретает по отношению к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, наделенным государственно-властными полномочиями, так как они не только являются субъектами законности, но и осуществляют контроль и надзор за ее соблюдением. Соответственно к ним, в первую очередь, обращено требование соблюдать законы государства.

Неразрывная связь законности и культурности означает, что уровень законности в государстве напрямую зависит от общего уровня культуры населения вообще и правовой культуры в частности.

В первую очередь, речь идет о правовой культуре должностных лиц, которые участвуют в правотворческом и правоприменительном процессе. Законодатели, деятельность которых дает старт всему процессу правового регулирования в обществе, должны обладать высоким уровнем правовой культуры, так как именно от них зависит качество принимаемых в стране законов.

В ходе правоприменительной деятельности должностные лица, обличенные властью применять правовые предписания по конкретному юридическому делу, опираются в своей работе, прежде всего, на определенный правовой багаж знаний и умений в совокупности своей образующих одну из основных составляющих правовой культуры.

Важное значение в этой связи приобретает и правовая культура всего населения. Наличие необходимой суммы правовых знаний у граждан государства в значительной степени способствует соблюдению и исполнению законов. Содержание законов, принятых в государстве, должно быть доведено до сведения его граждан, что также является одним из факторов повышения правовой культуры населения.

Высокий уровень правовой культуры предполагает: уважение к праву и законам; знание общих принципов права; привычку соблюдать установленный законами правопорядок; умение отстаивать свои права через процессуальные формы, предусмотренные законами государства и т.д.

Известно, что чем выше уровень культуры, тем ниже уровень коррупции и преступности в обществе. В свою очередь, состояние законности в обществе способствует повышению общего и правового уровня культуры граждан.

Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина является, по сути, основополагающим принципом законности и предполагает защиту и обеспечение всеми доступными государству средствами прав и свобод своих граждан, а в конечном итоге воплощение идеи приоритета гуманитарных ценностей и интересов отдельно взятой личности. Данный принцип означает, что государство должно обеспечить своим гражданам весь комплекс прав и свобод, которые зафиксированы в международных правовых актах, признанных практически всеми государствами, в том числе и Российской Федерацией.

В основе этого принципа лежит исходное положение современного демократического государства – человек, его права и свободы являются высшей ценностью, целью государства и государство должно делать все возможное для реализации и защиты этих прав и свобод. То есть предполагается практическое использование гражданином предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных потребностей. Для этого необходимо, прежде всего, наличие реально функционирующего в государстве механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем права и свободы, которые гарантированы государством, неотделимы от обязанностей перед обществом и государством, возлагаемых на граждан в законодательном порядке.

Принцип возложение юридической ответственности за нарушение законности (или принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение) означает, что любое противоправное деяние должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее должно претерпеть отрицательные последствия физического, материального или морального порядка. Принципиальным моментом здесь выступает то, что правовым основанием возложения юридической ответственности является только действующая норма права, содержащаяся в законе.

Наказание должно быть справедливым и не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя. Основными целями возложения юридической ответственности, как принципа законности, являются в данном случае, восстановление нарушенного права и возмещение причиненного материального или морального ущерба.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности как принцип законности основывается на том, что закон, принятый в соответствии с демократическими процедурами и соответствующий международным правовым стандартам, уже сам по себе целесообразен.

Целесообразность законности, означает здесь предоставление субъекту возможности действовать в рамках правовой нормы, содержащейся в законе, осуществлять выбор более целесообразного образа действия при применении закона. Но нельзя действовать под предлогом выгоды и пользы в обход закона, в противоречии с законом, даже если это может привести к сиюминутному выигрышу в борьбе с правонарушением, так как данное деяние само по себе уже является нарушением законности.

Любое отступление от законности, какими бы высшими интересами или благими намерениями оно не объяснялось, приводит к дестабилизации в обществе, нарушению правопорядка и росту правового нигилизма среди граждан.

Предполагается, что в развитом демократическом правовом государстве принимаются только целесообразные законы и при вступлении в конфликт, содержащихся в них норм права, с изменившимися жизненными обстоятельствами, вызванными изменением общественных отношений, необходимо их исполнение вплоть до отмены или изменения этих законов в строго установленном законодательном порядке.

Основные подходы к определению законности. Выдающий отечественный историк В.О. Ключевский в начале прошлого века писал: «Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон». Этот диагноз, как показало время, оказался весьма точным. Ни перемены в государственном строе, ни изменения форм собственности, как ни странно, не сказались существенно на отношении населения нашей страны к закону. Между тем, исторический опыт свидетельствует, что неисполнение законов крайне негативно сказывается на образе жизни любого общества. Когда законы плохо исполняет власть, народ становится бесправным даже при наличии самых справедливых законов. Если же законы плохо исполняет народ, то и власть, в конечном счете, становится бессильной. Поэтому проблема исполнения законов, а стало быть - и законности, занимает одно из центральных мест в общей теории государства и права. Изучение ее крайне значимо для понимания функционирования всего государственно-правового механизма. Важно также осознать, что там, где не соблюдаются законы, сфера деятельности юриста резко сужается, а само содержание этой профессии деформируется.

Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

Важное практическое значение имеет определение четких показателей, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления . Обычно в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. Уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в этой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости отвозраста, социального положения и т.д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени. Однако такой подход к оценке законности носит сугубо формальный характер. Реальная оценка ее состояния требует учитывать и содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации.

Законность, правозаконность и конституционная законность: соотношение понятий . Как альтернатива формальному подходу к пониманию законности в юридической науке развивается идея так называемой правозаконности. Ее смысл состоит в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Эта идея, безусловно, несет в себе рациональное зерно. Не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где за законность зачастую выдается фактически возведенное в закон беззаконие.

Однако термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и разнообразные подходы к определению данного понятия. Так, сторонники широкого понимания права, прежде всего, естественно-правовой концепции , предлагают рассматривать понятие «правовой закон» через призму нравственных начал. Среди важнейших требований, которым должен отвечать «правовой закон», они называют идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости, легитимности закона, прошедшего цензуру со стороны общества.

Право как особая система социального регулирования должно быть пронизано нравственностью. Однако идеи справедливости, свободы и цензуры закона со стороны общества не могут быть признаны достаточными для того, чтобы судить о правовом или неправовом характере позитивного закона. Эти идеи весьма абстрактны и не позволяют при оценке правовых явлений и процессов дать им однозначное толкование. В обществе с разноречивыми интересами общепризнанная характеристика конкретного закона как правового или неправового, если рассматривать его лишь с точки зрения соответствия нравственным критериям, возможна далеко не всегда. Закон, представляющийся правовым (справедливым, гуманным и легальным) одним социальным группам, может стать в силу объективного различия интересов неправовым (несправедливым, негуманным и нелегальным) для других.

Подобная позиция не означает, что «аморальные» законопроекты и законы не могут подвергаться критике с позиции нравственности и справедливости. Она лишь подчеркивает, что «никакое пожелание, убеждение или авторитетное мнение сами по себе не могут рассматриваться как правовые нормы».

Попытки искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки, поскольку:

Ослабляют регулятивную роль закона, устанавливая «множественные» стандарты реализации юридических предписаний;

Создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции;

Формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Проведение различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, обходить закон со ссылкой на его несоответствие праву. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит неким идеальным представлениям о праве.

Интересы укрепления законности требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а напротив их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий служит Конституция Российской Федерации, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права.

В научный оборот прочно вошло понятие «конституционная законность ». Сама идея конституционной законности предполагает:

Правовой характер самой Конституции;

Верховенство Конституции в правовой системе страны;

Прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

Часто высказываются утверждения, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции России. С таким утверждением нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все понятия (законность, правозаконность, конституционная законность) выражают лишь одно содержание. Реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность представляет собою единство принципа, метода и режима соответствия юридической деятельности положениям Конституции Российской Федерации, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • понятие законности;
  • признаки законности;
  • гарантии законности;
  • соотношение законности и правопорядка; уметь
  • анализировать правовую информацию о состоянии законности;
  • определять наличие гарантий законности;
  • пояснять связи нормативного правового акта, законности и правопорядка;

владеть навыками

Поиска в нормативных правовых актах принцип законности и его гарантии.

Понятие и сущность законности

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Таким образом, законность - это неукоснительное, полное, точное соблюдение и исполнение нормативных правовых актов всеми субъектами права.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; отмена закона только тем органом, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по эффективности реализации которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности осуществляются на практике, то законность - реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое социальное назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором их поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за неисполнение предписаний закона следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность служит утверждению демократии, так как охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение законодательных актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само действующее законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности, например, является принятие подзаконного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), противоречащего закону, поскольку законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения правоприменительными органами подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает в себя выявление нарушений закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что на всей территории действия закона понимание нормативных предписаний должно быть одинаковое и единообразное.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания. Их конфликт может препятствовать эффективному правовому регулированию.

Законность характеризуется следующими признаками:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социально- нравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность.

Законность базируется на следующих принципах:

  • верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;
  • равенство всех субъектов права перед законом и судом;
  • исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;
  • единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;
  • осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность», за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права».

Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права, то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону.

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе, результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека. Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства, которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе. Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности.

Еще по теме 10.1. Законность: понятие, сущность, содержание:

  1. Глава 2. Категория процессуального доказывания: понятие и содержание
  2. § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
  3. Тема 4 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

Основные требования законности

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007.Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.- Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010. И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2009. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.