Солнце, луна, история солнечной системы, строение солнца, механизм затмений, человек на луне, фазы луны, моря, кратеры.

> > Солнце и Луна

Солнце и Луна – сравнение крупной звезды и спутника Земли: размеры на фото, создание солнечного затмения, влияние на планету, состав, гравитационное поле, свет.

Солнце и Луна - это именно те два небесных тела в нашей планетарной системе, которые в наибольшей степени влияют на Землю. Давайте рассмотрим насколько похожи и в то же время отличны эти небесные тела.

Размеры Солнца и Луны

Если рассматривать абсолютные величины, то нет в двух других объектов настолько различных по своей величине. Солнце в поперечнике имеет 1,4 миллиона километров, а - 3474 км. Другими словами, Солнце в диаметре ровно в 400 раз больше спутника Земли.

Но как ни странно, так случилось, что Солнце расположилось на расстоянии ровно в 400 раз большем, чем Луна и это создаёт одно интересное совпадение. С того угла и степени отдаленности, с которых мы смотрим на эти два объекта в небе, они кажутся нам абсолютно идентичными по величине. Именно благодаря этому невероятному стечению обстоятельств мы можем наблюдать полные солнечные затмения в те моменты, когда Луна проходит по своей орбите точно между Солнцем и Землёй.

Гравитационное взаимодействие Луны и Солнца (приливы) становятся причиной того, что спутник Земли отдаляется от нашей планеты в среднем на 3,8 сантиметра каждый год. В древние времена Луна выглядела для людей гораздо больше, чем Солнце, потому что находилась ближе нынешнего своего положения. А уже в ближайшие десятилетия она будет выглядеть гораздо меньше Солнца. Поэтому то, что мы с вами можем наблюдать полные затмения, это всего лишь удачное стечение обстоятельств.

За счёт того, что Солнце больше в диаметре, то соответственно и в весе оно значительно превосходит Луну. Если говорить точно, то его масса больше в 27 миллионов раз. Его сила притяжения настолько велика, что заставляет Землю вращаться по определённой орбите вокруг Солнца и потихоньку притягивает к себе Луну.

Когда Солнце и Луна влияют своей силой притяжения на нашу планету с одной и той же стороны, их гравитация создаёт на весенние приливы. Через некоторое время эти небесные тела начинают действовать на нашу планету с противоположных сторон, и мы можем наблюдать отливы.

Свет Солнца и Луны

Солнце - единственное небесное тело в Солнечной системе, которое излучает свет. Огромные массы водорода и гелия, которые ежесекундно сгорают в пылающем ядре Солнца, являются источником света и тепла для всей нашей системы планет. Именно этот свет, попадающий на поверхность Луны и отражающийся от нее, заставляет спутник Земли светиться в ночном небе и делает его видимым для нас.

Состав Солнца и Луны

Вот здесь эти два небесных тела значительно отличаются друг от друга. Солнце по большей степени состоит из гелия и водорода. Луна же была сформирована в тот момент, когда несколько миллиардов лет назад в пределах нашей солнечной системы пролетал объект по размеру сопоставимый с планетой и на своем пути встретил Землю. Произошло большое столкновение. Небольшие обломки того происшествия объединились и образовали Луну. Поверхностные слои Луны состоят в основном из кремния, магния, железа, кальция и алюминия. Астрономы считают, что ядро спутника Земли может состоять из металла, серы и никеля, но в абсолютно расплавленном состоянии.

Используйте наши телескопы онлайн, чтобы рассмотреть небесные тела поближе в режиме реального времени. Также примените карты поверхности Солнца и Луны, если интересует вид на лунные кратеры или солнечные пятна.

> Луна

Луна - естественный спутник Земли : описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).

Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям , что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.

Луна - естественный спутник Земли, но она больше (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.

Как появилась Луна - объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от . Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как ). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у .

Внутренняя структура Луны - объяснение для детей

Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.

Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).

Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.

Состав поверхности Луны - объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей , что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Лунная атмосфера - объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.

Орбитальные характеристики Луны - объяснение для детей

  • Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
  • Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
  • Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.

Орбитальный путь Луны - объяснение для детей

Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.

Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.

Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.

Лунные затмения - объяснение для детей

В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.

Времена года - объяснение для детей

Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на . Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.

Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.

Исследования Луны - объяснение для детей

Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.

Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.

СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.

Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.

Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.

Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне - Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.

Спутник Земли с доисторических времен привлекал внимание людей. Луна - это самый заметный объект неба после Солнца, а потому ей всегда приписывались столь же значительные свойства, как и дневному светилу. Спустя века на смену поклонению и простому любопытству пришел научный интерес. Убывающая, полная и растущая Луна - это сегодня объекты самого пристального изучения. Благодаря исследованиям астрофизиков мы многое знаем о спутнике нашей планеты, однако немало осталось и неизвестного.

Происхождение

Луна - это явление, настолько привычное, что вопроса о том, откуда она взялась, практически не возникает. Между тем именно происхождение спутника нашей планеты - одна из самых значительных его тайн. Сегодня существует несколько теорий на этот счет, каждая из которых может похвастаться как наличием подтверждений, так и аргументами в пользу ее несостоятельности. Полученные данные позволяют выделить три основные гипотезы.

  1. Луна и Земля образовались из одного протопланетного облака.
  2. Полностью сформированная Луна была захвачена Землей.
  3. К образованию Луны привело столкновение Земли с крупным космическим объектом.

Рассмотрим эти версии более подробно.

Совместная аккреция

Гипотеза совместного происхождения (аккреции) Земли и ее спутника признавалась в научном мире наиболее правдоподобной до начала 70-х годов прошлого столетия. Впервые выдвинул ее еще Иммануил Кант. Согласно этой версии, Земля и Луна образовались практически одновременно из протопланетных частиц. Космические тела представляли собой при этом двойную систему.

Первой начала формироваться Земля. После того как она достигла определенных размеров, вокруг нее под действием силы притяжения стали кружить частицы из протопланетного роя. Они начали двигаться по эллиптическим орбитам вокруг зародившегося объекта. Некоторые частицы падали на Землю, другие сталкивались и слипались. Затем орбита постепенно стала все больше приближаться к круговой и из роя частиц начал формироваться зародыш Луны.

За и против

Сегодня гипотеза совместного происхождения имеет больше опровержений, нежели доказательств. Она объясняет одинаковое кислородно-изотопное соотношение двух тел. Сомнительными являются выдвинутые в рамках гипотезы причины разного состава Земли и Луны, в частности, практически полного отсутствия на последней железа и летучих веществ.

Гость издалека

В 1909 году Томасом Джексоном Джеферсоном Си была выдвинута гипотеза гравитационного захвата. Согласно ей, Луна - это тело, сформировавшееся где-то в другой области Солнечной системы. Ее эллиптическая орбита пересекала траекторию движения Земли. При очередном сближении Луна была захвачена нашей планетой и стала спутником.

В пользу гипотезы ученые приводят достаточно распространенные мифы народов мира, повествующие о времени, когда Луны не было на небе. Также косвенно теорию гравитационного захвата подтверждает наличие твердой поверхности на спутнике. Согласно советским исследованиям, не имеющая атмосферы Луна, если она вращается вокруг нашей планеты уже несколько миллиардов лет, должна была быть покрыта многометровым слоем пыли, попадающей из космоса. Однако сегодня известно, что на поверхности спутника такого не наблюдается.

Гипотеза может объяснить малое количество железа на Луне: она могла образоваться в зоне планет-гигантов. Однако в этом случае на ней должна быть большая концентрация летучих веществ. Кроме того, по результатам моделирования гравитационного захвата его возможность кажется маловероятной. Тело с такой массой, как у Луны, скорее столкнулось бы с нашей планетой или было бы выдворено за пределы орбиты. Гравитационный захват мог произойти только в случае очень близкого прохождения будущего спутника. Однако и в этом варианте более вероятным становится разрушение Луны под действием приливных сил.

Гигантское столкновение

Третья из названных выше гипотез на сегодняшний день считается наиболее правдоподобной. Согласно теории гигантского столкновения, Луна - это результат взаимодействия Земли и довольно крупного космического объекта. Гипотеза была предложена в 1975 году Уильямом Хартманом и Дональдом Дэвисом. Они предположили, что с молодой Землей, успевшей набрать 90% своей массы, столкнулась протопланета, названная Тэйей. Размер ее соответствовал современному Марсу. В результате удара, пришедшегося на «край» планеты, практически все вещество Тэйи и часть земного была выброшена в космическое пространство. Из этого «строительного материала» стала формироваться Луна.

Гипотеза объясняет современную скорость а также угол наклона ее оси и многие физические и химические параметры обоих тел. Слабым местом теории является приводимые ею причины низкого содержания железа на Луне. Для этого до столкновения в недрах обоих тел должна была произойти полная дифференциация: образование железного ядра и силикатной мантии. На сегодняшний день подтверждений найдено не было. Возможно, новые данные о земном спутнике прояснят и этот вопрос. Правда, есть вероятность, что они могут и опровергнуть принятую сегодня гипотезу происхождения Луны.

Основные параметры

Для современных людей Луна - это неотъемлемая часть ночного неба. Расстояние до нее на сегодняшний день составляет примерно 384 тысячи километров. Этот параметр несколько меняется по мере движения спутника (диапазон - от 356 400 до 406 800 км). Причина кроется в эллиптической орбите.

Спутник нашей планеты движется сквозь космос со скоростью 1,02 км/с. Полный оборот вокруг нашей планеты он совершает примерно за 27,32 суток (сидерический или звездный месяц). Интересно, что притяжение Луны Солнцем в 2,2 раза сильнее, чем Землей. Этот и другие факторы влияют на движение спутника: сокращение сидерического месяца, изменение расстояния до планеты.

Ось Луны имеет наклон в 88°28". Период вращения равен сидерическому месяцу и именно поэтому спутник всегда повернут к нашей планете одной стороной.

Отражающая

Можно предположить, что Луна - это звезда, очень близко расположенная к нам (в детстве такая идея могла приходить многим). Однако в действительности она не обладает многими параметрами, присущими таким телам, как Солнце или Сириус. Так, воспетый всеми поэтами-романтиками лунный свет - лишь отражение солнечного. Сам спутник не излучает.

Фаза Луны - это явление, связанное с отсутствием у нее собственного света. Видимая часть спутника на небе постоянно изменяется, последовательно проходя четыре этапа: новолуние, растущий месяц, полнолуние и убывающая Луна. Это стадии синодического месяца. Он исчисляется от одного новолуния до другого и длится в среднем 29,5 дней. Синодический месяц больше сидерического, поскольку Земля также движется вокруг Солнца и спутнику все время приходится наверстывать некоторое расстояние.

Многоликая

Первая в цикле фаза Луны - это то время, когда для земного наблюдателя спутник на небе отсутствует. В это время он обращен к нашей планете темной, неосвещенной стороной. Длительность этой фазы - один-два дня. Затем в западной части неба появляется месяц. Луна - это лишь тонкий серп в такое время. Часто, однако, можно наблюдать весь диск спутника, но менее яркий, окрашенный в серый. Такое явление получило название пепельного цвета Луны. Серый диск рядом с ярким серпом - это часть спутника, освещенная лучами, отраженными с поверхности Земли.

Спустя семь дней от начала цикла наступает следующая фаза - первая четверть. В это время Луна освещена ровно наполовину. Характерный признак фазы - прямая линия, разделяющая темный и освещенный участок (в астрономии она называется «терминатор»). Постепенно она становится более выпуклой.

На 14-15 сутки цикла наступает полнолуние. Затем видимая часть спутника начинает уменьшаться. На 22 день наступает последняя четверть. В этот период также нередко можно наблюдать пепельный цвет. Угловое расстояние Луны от Солнца ставится все меньше и по прошествии примерно 29,5 дней она вновь полностью скрывается.

Затмения

С особенностями движения спутника вокруг нашей планеты связано еще несколько явлений. Плоскость орбиты Луны наклонена к эклиптике в среднем на 5,14°. Такое положение нетипично для подобных систем. Как правило, орбита спутника лежит в плоскости экватора планеты. Точки пересечения траекторией Луны эклиптики называются восходящим и нисходящим узлами. Они не имеют точной фиксации, постоянно, хотя и медленно, движутся. Примерно за 18 лет узлы проходят всю эклиптику. В связи с этими особенностями Луна возвращается к одному из них через период, равный 27,21 суток (он называется драконическим месяцем).

С прохождением спутника точек пересечения его оси с эклиптикой связано такое явление, как затмение Луны. Это феномен, нечасто радующий (или огорчающий) нас собой, но обладающий определенной периодичностью. Затмение происходит в тот момент, когда полнолуние совпадает с прохождением спутника одного из узлов. Столь интересное «стечение обстоятельств» возникает достаточно редко. То же справедливо и для совпадения новолуния и прохождения одного из узлов. В это время случается солнечное затмение.

Наблюдения астрономов показали, что оба феномена имеют цикличный характер. Длина одного периода равна чуть больше 18 лет. Называется такой цикл саросом. За один период происходит 28 лунных и 43 солнечных затмения (из них 13 — полных).

Влияние ночного светила

С древних времен Луна считалась одним из управителей человеческой судьбы. По мнению мыслителей того периода, она влияла на характер, отношения, настроение и поведение. Сегодня действие Луны на организм изучается с научной точки зрения. Различные исследования подтверждают, что зависимость некоторых особенностей поведения и состояния здоровья от фаз ночного светила существует.

Например, врачи Швейцарии, долгое время наблюдавшие за больными с неполадками в сердечно-сосудистой системе, установили, что растущая Луна — это опасный период для людей, предрасположенных к инфаркту. Большинство приступов по их данным совпадало с появлением на ночном небе молодого месяца.

Существует большое количество аналогичных исследований. Однако сбор подобной статистики - не единственное, что интересует ученых. Они попытались найти объяснения выявленным закономерностям. Согласно одной из теорий, Луна оказывает на человеческие клетки такое же воздействие, как и на всю Землю: вызывает В результате влияния спутника изменяется водно-солевой баланс, проницаемость мембраны, соотношение гормонов.

Другая версия во главу угла ставит воздействие Луны на магнитное поле планеты. Согласно этой гипотезе, спутник вызывает изменения электромагнитных импульсов тела, что влечет за собой определенные последствия.

Специалисты, придерживающиеся мнения об огромном влиянии на нас ночного светила, рекомендуют выстраивать свою деятельность, согласуя ее с циклом. Они предостерегают: фонари и лампы, перекрывающие лунный свет, могут навредить здоровью человека, поскольку из-за них организм не получает информации о смене фаз.

На Луне

После знакомства с ночным светилом с Земли пройдемся по его поверхности. Луна — это спутник, не защищенный от воздействия солнечных лучей атмосферой. Днем поверхность нагревается до 110 ºС, а в ночное время она остывает до -120 ºС. При этом колебания температуры характерны для небольшой зоны коры космического тела. Очень низкая теплопроводность не позволяет прогреться недрам спутника.

Можно сказать, что Луна — это земли и моря, обширные и малоисследованные, но обладающие своими именами. Первые карты поверхности спутника появились еще в семнадцатом веке. Темные пятна, ранее принимавшиеся за моря, после изобретения телескопа оказались низкими равнинами, однако сохранили свое название. Более светлые области на поверхности — это «континентальные» зоны с горами и хребтами, часто кольцевой формы (кратеры). На Луне можно встретить Кавказ и Альпы, Моря Кризисов и Спокойствия, Океан Бурь, Залив Радости и Болото Гнили (заливы на спутнике — примыкающие к морям темные области, болота — небольшие пятна неправильной формы), а также горы Коперника и Кеплера.

И только после была разведана обратная сторона Луны. Это случилось в 1959 году. Данные, полученные советским спутником, позволили составить карту скрытой от телескопов части ночного светила. Здесь также зазвучали имена великих: К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина.

Совсем другая

Отсутствие атмосферы делает Луну такой не похожей на нашу планету. Небо здесь никогда не затягивают облака, его цвет не меняется. На Луне над головой космонавтов только темный звездный купол. Солнце встает медленно и неторопливо движется по небу. День на Луне длится практически 15 земных суток, такова и продолжительность ночи. Сутки равны периоду, за который спутник Земли делает один оборот относительно Солнца, или синодическому месяцу.

На спутнике нашей планеты нет ветра и осадков, также здесь отсутствует плавное перетекание дня в ночь (сумерки). Кроме того, Луна постоянно находится под угрозой падения метеоритов. О количестве их косвенно свидетельствует реголит, покрывающий поверхность. Это слой обломков и пыли толщиной до нескольких десятков метров. Состоит он из раздробленных, перемешанных и местами сплавленных останков метеоритов и разрушенных ими лунных пород.

При взгляде на небо можно увидеть неподвижно и всегда на одном и том же месте висящую Землю. Красивая, но практически никогда не меняющаяся картина объясняется синхронизацией вращения Луны вокруг нашей планеты и собственной оси. Это одно из самых чудесных зрелищ, которое довелось видеть космонавтам, впервые высадившимся на поверхности спутника Земли.

Знаменитая

Бывают периоды, когда Луна — это «звезда» не только научных конференций и изданий, но и всевозможных СМИ. Огромный интерес для большого числа людей представляют некоторые довольно редкие явления, связанные со спутником. Одно из них — это суперлуние. Оно происходит в те дни, когда ночное светило находится на самом маленьком расстоянии от планеты, причем в фазе полнолуния или новолуния. Ночное светило при этом становится визуально на 14% крупнее и на 30% ярче. Во второй половине 2015 года суперлуния можно будет наблюдать 29 августа, 28 сентября (в этот день суперлуние будет наиболее внушительным) и 27 октября.

Еще одно любопытное явление связано с периодическим попаданием ночного светила в земную тень. Спутник при этом не исчезает с неба, а приобретает красный цвет. Астрономическое событие получило название Кровавая Луна. Это явление довольно редкое, однако современным любителям космоса опять повезло. Кровавые Луны взойдут над Землей в 2015 году несколько раз. Последняя из них появится в сентябре и совпадет с полным затмением ночного светила. Такое точно стоит увидеть!

Ночное светило всегда притягивало к себе людей. Месяц и полная Луна — это центральные образы во многих поэтических очерках. По мере развития научных знаний и методов астрономии спутник нашей планеты стал интересовать не только астрологов и романтиков. Многие факты со времен первых попыток объяснения лунного «поведения» стали понятны, большое число тайн спутника было раскрыто. Однако ночное светило, как и все объекты космоса, не так просто, как может показаться.

Даже американская экспедиция не смогла ответить на все поставленные перед ней вопросы. В то же время с каждым днем ученые узнают о Луне что-то новое, хотя часто полученные данные порождают еще больше сомнений в существующих теориях. Так было с гипотезами происхождения Луны. Все три главные концепции, которые признавались в 60-70-х годах, были опровергнуты по результатам американской экспедиции. Вскоре лидирующей стала гипотеза гигантского столкновения. Вероятнее всего, в будущем нас ожидает множество удивительных открытий, связанных с ночным светилом.

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске. И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне. Не пугайтесь, все что мы будем “изучать” я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса. Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии “Вселенная 3D”.

Затем перешли к нашей любимой серии “Самая первая энциклопедия” , на этот раз “Планета Земля”. Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами. Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом. В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу.

В книге Чудесная планета из серии “Твоя первая энциклопедия”, на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев. Начнем?

Атмосферу планеты Земля можно объяснить ребенку на примере варенного яйца. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ребенку необходимо увидеть все слои атмосферы. Дошкольнику показать их родители могут с помощью макета. Школьники смогут создать макет сами.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Мезосфера (50-85км):
Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов)
Карман – это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)
Термосфера (100-690км):
Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты.

И добро пожаловать в экзосферу , которая расположена выше 690км.

Вся информация была взята с Википедия .

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге

В книге

В книге

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в и .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм. Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна);
  • уксус (у нас 5%);
  • красители (добавила в уксус);
  • пипетка.

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

– Мамочка, а можно теперь я сделаю что хочу?
– Конечно можно, это же твоя Луна – отвечаю я.

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье – мытье под краном всех материалов.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм).

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей – фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения. Когда наши “луны” подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно. Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна “старая” убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

– Мамочка, смотри, это растущая луна. Осталось совсем чуть-чуть до полнолуния!

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) “сцену” для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку);
  • большой мячик (Земля);
  • маленький мячик (Луна);
  • человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином).

Начала я с вопроса:

– Луна видна на небе только ночью?
– Нет, мы только что видели её в голубом небе, – ответил Александр.
– Но почему это бывает не всегда? Тебе интересно? Давай посмотрим.

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху – это день. Человечек внизу – это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик – Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны. Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея. Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам “Клуб почемучек” и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему “фазы Луны” .

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

– Когда мы видим полнолуние, то это целая Луна или ее половинка?
– Целая, – ответил ребенок.
– Давай с тобой вспомним, что Луна всегда повернута к Земле только одной стороной. Мы с тобой читали, а потом делали опыт, где мальчик видел только одну сторону Луны.

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

– Сколько у нас на тарелке яблока?
– Половина.
– Также выглядит наша Луна, когда мы видим полнолуние?
– Да.
– Значит какую часть Луны мы видим на самом деле в полнолуние?
– Половину.
– Очень хорошо, а теперь я возьму половинку круга и объясню тебе почему эту фазу Луны называют первой четвертью.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

– Сколько нам нужно оставить на тарелке, чтобы выглядело как наша Луна?

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

– А как мы распределим бусины если я положу перед тобой полнолуние и первую четверть луны?

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

Расскажите про Солнце, что это за система?

Портальная система, выводящая в сегмент сил энергию активационного модуля системы развития . Это мощная система передачи импульсов Земли и вывода систем, лишенных активности. Мощный портал. Что еще тебя интересует по этому полю?

Что такое солнце для людей, это иллюзия или нет?

Вообще, все иллюзия, но солнце имеет некую систему схожести с его энергообразом. Это в чистом виде энергия портального хода, через которую передается система импульсов, как мы уже сказали. Для людей это благий ход жития. С точки зрения энергии, людям оно несет систему активности полей ресурсов ее хода, и ход этот ведет систему Души через импульсы, создается сетка, Душа передает импульсы, часть импульсов выводится через портальную систему солнца, подается в источный модуль системы развития, и вы ведете дальнейший ход; накапливаете импульсы, выводите через систему портала солнца и заводится в источный модуль. Так осуществляется система поддержки модуля, но у него много задач. Солнце работает по системе портала, пропускает через себя некие импульсы, энергии определенных сегментов.

Как солнце взаимодействует с воплощенной Душой в этой системе развития?

Мы тебе объяснили как работает Солнце. Есть некая часть, которая, действительно, получает импульсы через системы, проходящие опыт, через некие сути, которые ведут систему датчиков для определенных структур. Ведь вы не только проходите опыт, вы еще являетесь системами датчиков разных цивилизаций, разных планетарных систем; как вы догадываетесь, источному модулю системы развития необходима подпитка. Есть импульсы, которые являются этой подпиткой. Эти импульсы передаются, в основном, через сутей, проходящих опыт посредством солнца. По системе портала выхватываются импульсы, солнце их распознает и выхватывает их, переводя в систему модуля для подпитки. Это очень интересная тема, вы редко задаете на эту тему вопросы, можно в ней разобраться, она интересна. При этом очень важно понимать, что солнце ведет систему забора, оно может распознавать нужные импульсы, выхватывать их, выводить в поле, делать некими сгустками, проводить через портальный ход и выводить в модуль.

А какую функцию выполняет Луна, такую же, что и Солнце?

Солнце «дальше» от людей и ведет некую суть взаимодействия со многими системами, выхватывая импульсы, передавая в источный модуль. Про Луну мы так не можем сказать, это разные системы. Эта система имеет неразрывное взаимодействие и влияние, а также совместное развитие с людьми. Луна тоже портал, но энергий цикличного хода людей. Она неразрывно связана с системой Гайя, и также с Землей. Все модули, источником которых является Гайя, связаны с луной неразрывно, они получают энергию трансформированную через другие системы, как-бы концентрацию необходимой энергии в этом сегменте, взятом со всех источников определенных систем развития, в нем концентрируется определенная энергия. У каждой системы развития есть подобная сфера, схожая с луной, в ней сконцентрирована энергия, необходимая для цикличного хода. Она концентрируется именно по ходу кодировок других систем, состыковка кодов происходит и энергия - классифицируется. Это как системы распределения энергии по секторам, это некий сектор портального хода энергии, предназначенной для Земли. Причем на многих воздействие портала не всегда благостное, у него нет таких систем, как подпитка модуля и прочих, просто сгусток классифицированной энергии. Передача импульсов не выводится дальше сферы луны, это некое бесконечное взаимодействие двух систем, но она имеет важную суть в вашем проживании.

А действительно, что луна как-то связана с женской энергией ?

Нет, это система иллюзий. Солнце и луна имеют некое влияние на человека, луна в большей степени, солнце в меньшей - у них разные задачи, но они обе имеют портальный сегмент, портальную структуру. Что касается сгустков энергии, солнце более схоже с генератором, а луна – это накопитель. Возможно, в этом есть схожесть, но вообще нет разделения на мужское и женское, это ваша система восприятия. Нет такого в поле. Это просто некие системы, введенные в ваше поле для развития, это неотъемлемая часть. Приводить подобные аналогии мы не видим необходимости.

А есть ли какая-то взаимосвязь между солнцем и луной?

Ну как сказать, это подобные системы портального хода, у них подобная система организации действий, т.е. они подобно созданы, но имеют разный функционал.

Влияют ли фазы луны на человека?

Еще раз повторим, что все иллюзия, помните это; и помните, что все системы многомерны, не мыслите линейно и вам будет все понятно. Итак, есть луна, у нее есть определенный ход. Действительно, есть разница в неких токах и в работе этого сегмента во время возрождения. Луна имеет непосредственное взаимодействие с Землей, она копит импульсы, трансформирует их, обменивается и т.д. Во время процесса хода вниз, луна начинает взаимодействовать с модулем, классифицируя энергоресурс полученный трансформацией импульсов. В процессе целой луны, происходит смена функций, незначительная, так работает просто эта система, но так как она имеет сильную связь с Землей, есть поток мощных импульсов, влияющих на Гайю. Весь проходящий опыт на земле, все каким-то образом связаны с ней, но на самом деле это просто процесс взаимодействия работы схем, систем и прочих ресурсов. Напрямую никакого воздействия на человека нет. Так как все едино и все связано, то, разумеется, вы ощущаете изменения, и это верно, но прямого воздействия нет.

Скажите, что происходит в момент солнечного затмения?

У Солнца и Луны подобная структура, но разный функционал. Мы попытаемся тебе пояснить процесс: для нас в этот момент ничего не происходит, ничего не меняется, это обычное действие. Если смотреть в целом, это естественные движения в большом трансформационном процессе. Если смотреть уже в рамках только вашей системы, даже ее исключая и задействовав только системы этих порталов, они ведут некие импульсные взаимодействия трансформационные передачи. Есть структуры, которые в некоторый момент необходимо провести единым порталом, условно, необходимо завести импульс с земли, трансформировать, что в рамках вашего понимания, может Луна и вывести то, что утратило активность через Солнце и завести новые потоки источного модуля в Землю, такое некое обновление системы импульсной передачи. Поэтому вас посещают такие состояния, как-бы остановки, ну так и есть вроде – . На самом деле ничего не происходит ни с тем, ни с другим сегментом, они просто выполняют свои функции. В целом это совместная работа этих порталов, в единой конструкции. И это происходит чаще чем вы можете видеть. В этом процессе нет ничего необычного.