Сочинение на тему "Экология". О чем написать

Современная техногенная цивилизация, помимо увеличения степени бытового комфорта, привела к стремительному ухудшению экологической ситуации в мире. Со временем испорченная цивилизацией экология может привести к катастрофическим последствиям. Рассмотрим кратко основные глобальные экологические проблемы.

Уничтожение видов растений и животных

Уничтожение и оскудение генофонда – крупнейшая экологическая проблема всего мира. Американские ученые подсчитали, что за последние 200 лет земляне потеряли 900 тысяч видов растений и животных.

На территории бывшего СССР генофонд сократился на 10–12%. Сегодня количество видов на планете 10–20 млн. Сокращение количества видов происходит из-за разрушения естественной среды обитания растений и животных, чрезмерного использования сельскохозяйственных угодий, из-за существующей .

В дальнейшем прогнозируется еще более быстрое сокращение видового разнообразия. Истребление лесного покрова

На планете массово вымирают леса. Во-первых, из-за вырубки для использования древесины в производстве; во-вторых, по причине уничтожения нормальной среды обитания растений. Главная угроза для деревьев и других лесных растений – кислотные дожди, которые выпадают из-за выброса двуокиси серы электростанциями. Эти выбросы обладают способностью переноситься на большие расстояния от непосредственного места выброса. Только за последние 20 лет землянами было потеряно около 200 млн гектаров ценных лесных массивов. Особую опасность представляет истощение тропических лесов, справедливо считающихся легкими планеты.

Сокращение полезных ископаемых

Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, сланцы, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, которые впитали в себя энергию солнца. Однако следует помнить, что примерно половина добытой человечеством нефти была выкачана из недр земли за последние 10–15 лет. Добыча и продажа полезных ископаемых стала золотой жилой, и предприниматели не заботятся о глобальной экологической ситуации. Спасти землян от потери источников энергии может только развитие альтернативных проектов: сбор энергии солнца, ветров, морских приливов, горячих земных недр и так далее.

Проблемы мирового океана

Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты и поставляет до 1/6 белков животного происхождения, которые употребляют в пищу жители Земли. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона.

Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой оскудение водных, пищевых ресурсов, нарушение кислородного баланса в атмосфере. В течение ХХ века сильно увеличились выбросы в мировой океан неразложимых синтетических веществ, продуктов химической и военной промышленности.

Загрязнение атмосферы

В 60-х годах считалось, то загрязнение атмосферы характерно только для больших городов и индустриальных центров. Однако впоследствии выяснилось, что вредные выбросы могут распространяться на огромные расстояния. Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой.

Кислотные дожди, появляющиеся в атмосфере наносят лесу урон, сопоставимый с вырубкой.

Разрушение озонового слоя

Известно, что жизнь на планете возможна только потому, что озоновый слой защищает ее от смертоносного действия ультрафиолета. Если количество озона будет продолжать уменьшаться, то человечеству это грозит как минимум учащением возникновения рака кожи и повреждения глаз. Озоновые дыры наиболее часто появляются в полярных областях. Первая такая дыра была обнаружена зондом британской станции в Антарктиде в 1982 году. Сначала этот факт возникновения озоновых дыр в холодных полярных областях вызывал недоумение, но потом выяснилось, что значительная часть озонового слоя уничтожается ракетными двигателями самолетов, космических кораблей, спутников.

Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов

Горсть почвы, этой кожи земли, содержит множество микроорганизмов, обеспечивающих плодородие.

Слой почвы толщиной в 1 см образуется столетие, но уничтожить его можно за 1 полевой сезон.

А это, в свою очередь, приводит к и полному обезображиванию естественных природных ландшафтов.

Ежегодное распахивание сельскохозяйственных почв и выпас животных приводит к стремительному истощению почв с дальнейшей потерей их плодородия.

Решение экологических проблем

Путей решения экологических проблем человечества предлагается довольно много. Но обычно все сводится к тому, чтобы правильно утилизировать отходы производства и, вообще, перейти на более экологически чистые способы промышленности, использовать более чистое топливо, естественные системы выработки электроэнергии (как солнечные батареи или ветряные мельницы). Однако на самом деле проблемы гораздо глубже.

Человечество привыкло жить в городах и мегаполисах, что уже является нарушением природного биогеоценоза. Город и вредные производства – основные источники загрязнения окружающей среды.

В настоящий момент создание полностью экологичного города человечеству недоступно. Если попытаться представить, как должен выглядеть экологично вписанный в природу город, то для строительства там должны быть использованы только на 100% безвредные материалы, по своим свойствам похожие на дерево и камень.

Естественно, такое город должен гораздо более напоминать парк или заповедник, чем индустриальный мегаполис, и дома в нем должны тонуть в деревьях, а по улицам должны преспокойно расхаживать животные и птицы. Но создание такого мегаполиса – процесс сложный.

Проще, наоборот, рассредоточить поселения людей и начать селиться на практически не тронутых человеческой рукой природных ландшафтах. Рассредоточенные в пространстве поселения уменьшают нагрузку на биосферу в отдельно взятых местах. Естественно, жизнь на новых местах должна включать в себя соблюдение техники экологической безопасности.

Биоценоз Хольцера

Возможность такой природной почти райской жизни без утраты комфорта, который дают достижения современной цивилизации, доказал знаменитый австрийский фермер Зепп Хольцер. В своем хозяйстве он не использует ни полив, ни мелиорацию, ни пестициды, ни гербициды. Он имеет всего одного наемного работника (несмотря на масштабность хозяйства в 45 гектар), всего один трактор и собственную электростанцию.

Хольцер создал естественный биоценоз, где, кроме выращиваемых растений, живут животные, птицы, рыбы, насекомые. Практически единственная работа, которой занимаются хозяин и хозяйка, – это посев и сбор урожая.

Все остальное делает природа при правильной организации естественных условий среды. Хольцеру удалось выращивать даже редкие виды растений, которые не растут в высокогорных альпийских районах, а также растения, характерные для гораздо более теплых стран (киви, лимон, черешню, апельсин, вишню, виноград).

За овощами, фруктами, рыбой, мясом Хольцера выстраивается в очередь вся Австрия. Фермер считает, что сегодняшнее производство продовольствия полностью бессмысленно, потому как на это тратится непомерно много энергии. Достаточно просто изучать природные закономерности и создавать максимально естественные условия существования для растений и животных.

Подобное «ленивое» хозяйство, которое также называется пермокультурой (перманентной культурой, воспроизводящей жизнеспособные условия среды), исключает сельскохозяйственное истощение почв и потерю видового разнообразия, помогая сохранить природные водоемы и чистоту атмосферы. Природный, экологически правильный образ жизни поможет сильно сократить объемы вредных производств, что также приведет к уменьшению загрязнения среды.

Право на благоприятную окружающую среду закреплено Конституцией Российской Федерации. За соблюдением этой нормы следят ряд органов:

  • Минприроды России;
  • Росприроднадзор и его территориальные управления;
  • природоохранная прокуратура;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологии;
  • ряд других ведомств.

Но логичнее было бы закрепить обязанность каждого по сохранению природных ресурсов, минимизации отходов потребления, бережного отношения к природе. У человека много прав. А что есть у природы? Ничего. Только обязанность удовлетворять всё растущие потребности человека. И такое потребительское отношение ведёт к возникновению экологических проблем. Давайте разберём, что это такое и как улучшить существующее положение вещей.

Понятие и виды проблем окружающей среды

Проблемы экологии трактуются по-разному. Но суть понятия сводится к одному: это результат бездумного, бездушного антропогенного воздействия на окружающую среду, которое приводит к изменению свойств ландшафтов, истощению или потере природных богатств (полезных ископаемых, животного и растительного мира). И бумерангом отражается на жизни и здоровье человека.

Экологические проблемы затрагивают всю природную систему. Исходя из этого, выделяется несколько видов этой проблемы:

  • Атмосферные . В атмосферном воздухе, чаще всего городских территорий, наблюдается повышенная концентрация загрязняющих веществ, в том числе твёрдых частиц, диоксида серы, диоксида и оксида азота, оксида углерода. Источники – автомобильный транспорт и стационарные объекты (промышленные предприятия). Хотя, согласно Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году», общий объём выбросов уменьшился с 35 млн. т/год в 2007 году до 31 млн. т/год в 2014 году, воздух чище не становится. Самые грязные российские города по этому показателю – Биробиджан, Благовещенск, Братск, Дзержинск, Екатеринбург, а самые чистые – Салехард, Волгоград, Оренбург, Краснодар, Брянск, Белгород, Кызыл, Мурманск, Ярославль, Казань.
  • Водные . Наблюдается истощение и загрязнение не только поверхностных, но и подземных вод. Возьмём, к примеру, «великую русскую» реку Волгу. Воды в ней характеризуются как «грязные». Превышена норма содержания меди, железа, фенола, сульфатов, органических веществ. Это связано с работой промышленных объектов, которые выбрасывают в реку неочищенные или недостаточно очищенные стоки, урбанизацией населения – велика доля бытовых стоков через биологические очистные сооружения. На уменьшение рыбных ресурсов оказало влияние не только загрязнение рек, но и строительство каскада гидроэлектростанций. Ещё лет 30 назад даже около г. Чебоксары можно было выловить каспийскую белугу, теперь же не попадётся ничего крупнее сома. Возможно, что ежегодные акции гидроэнергетиков по запуску мальков ценных пород рыб, таких как стерлядь, когда-нибудь принесут ощутимый результат.
  • Биологические . Деградируют такие ресурсы, как леса, пастбища. Про рыбные ресурсы упомянули. Что касается леса, то мы вправе назвать свою страну крупнейшей лесной державой: четверть площади всех лесов в мире произрастает у нас, половина территории страны занята древесной растительностью. Нам нужно научиться бережнее относиться к этому богатству, чтобы сохранить его от пожаров, своевременно выявлять и наказывать «чёрных» лесорубов.

Пожары чаще всего – дело рук человеческих. Не исключено, что таким образом кто-то пытается скрыть следы незаконного использования лесных ресурсов. Возможно, не случайно к наиболее «горимым» районам Рослесхоз относит Забайкальский, Хабаровский, Приморский, Красноярский края, республики Тыва, Хакасия, Бурятия, Якутия, Иркутскую, Амурскую области, Еврейскую автономную область. При этом на ликвидацию пожаров тратятся огромные средства: например, в 2015 году израсходовано свыше 1,5 млрд. рублей. Есть и хорошие примеры. Так, республики Татарстан и Чувашия в 2015 году не допустили ни одного лесного пожара. Есть с кого брать пример!

  • Земельные . Речь идёт об истощении недр, о выработке полезных ископаемых. Чтобы сберечь хотя бы часть этих ресурсов, достаточно максимально перерабатывать отходы и направлять их на повторное использование. Тем самым мы будем содействовать уменьшению площади свалок, а предприятия могут экономить на разработке карьеров, применяя в производстве вторсырьё.
  • Почвенно —геоморфологические . Активное ведение сельского хозяйства и ведут к оврагообразованию, эрозии почв, их засолению. По данным Минсельхоза России, на 1 января 2014 г. деградации подвержено почти 9 млн. га сельхозугодий, из них деградировано свыше 2 млн. га земель. Если эрозия возникает в результате землепользования, то помочь почве можно: за счёт террасирования, создания лесополос для защиты от ветра, изменения типа, густоты и возраста растительности.
  • Ландшафтные . Ухудшение состояния отдельно взятых природно-территориальных комплексов.

Современные мировые экологические проблемы

Локальные и глобальные экологические проблемы тесно взаимосвязаны. Что происходит в отдельно взятом регионе, в итоге отражается на общей ситуации во всём мире. Поэтому к решению вопросов окружающей среды нужно подходить комплексно. Для начала выделим основные глобальные экологические проблемы:

  • . В результате уменьшается защита от ультрафиолетового излучения, что приводит к различным заболеваниям населения, в том числе раку кожи.
  • Глобальное потепление климата . За последние 100 лет произошло повышение температуры поверхностного слоя атмосферы на 0,3-0,8°С. Площадь снегов на севере стала меньше на 8%. Произошёл подъём уровня мирового океана до 20 см. За 10 лет скорость роста среднегодовой температуры на территории России составила 0,42°С. Это в два раза больше, чем скорость роста глобальной температуры Земли.
  • . Ежедневно мы вдыхаем около 20 тыс. литров воздуха, насыщенного не только кислородом, но и содержащим вредные взвешенные частицы и газы. Так, если учесть, что в мире 600 млн. автомобилей, каждый из которых ежедневно выбрасывает в атмосферу до 4 кг угарного газа, оксидов азота, сажу и цинк, то путём нехитрых математических подсчетов приходим к выводу, что автопарк выбрасывает в воздух 2,4 млрд. кг вредных веществ. Нельзя забывать и о выбросах от стационарных источников. Поэтому не удивительно, что ежегодно свыше 12,5 млн. человек (а это население целой Москвы!) умирает от болезней, связанных с плохой экологией.

  • . Эта проблема приводит к загрязнению водоёмов и почв азотной и серной кислотой, соединениями кобальта и алюминия. В результате падает урожайность, гибнут леса. Токсичные металлы попадаю в питьевую воду и отравляют нас.
  • . 85 млрд. тонн отходов в год человечеству нужно где-то складировать. В результате почва под санкционированными и несанкционированными свалками загрязняется твёрдыми и жидкими промышленными отходами, ядохимикатами, бытовым мусором.
  • . Основные загрязнители – нефть и нефтепродукты, тяжёлые металлы и сложные органические соединения. В России экосистемы рек, озёр, водохранилищ сохраняются на стабильном уровне. Таксономический состав и структура сообществ не претерпевают существенных изменений.

Пути улучшения окружающей среды

Насколько глубоко бы ни проникли современные экологические проблемы, их решение зависит от каждого из нас. Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь природе?

  • Использование альтернативного вида топлива или альтернативного транспортного средства. Чтобы сократить вредные выбросы в атмосферный воздух, достаточно перевести автомобиль на газ или пересесть на электрокар. Весьма экологичен способ перемещения на велосипеде.
  • Раздельный сбор. Достаточно установить дома две ёмкости для мусора, чтобы эффективно внедрить раздельный сбор. Первая – для отходов, не поддающихся переработке, а вторая – для последующей передачи на вторсырьё. Стоимость пластиковых бутылок, макулатуры, стекла становится всё дороже, поэтому раздельный сбор – это не только экологично, но и экономично. Кстати, пока в России объём образования отходов в два раза выше объёма использования отходов. В результате за пять лет объём отходов на свалках утраивается.
  • Умеренность. Во всём и везде. Эффективное решение экологических проблем предполагает отказ от модели общества потребления. Человеку для жизни не нужно 10 сапог, 5 пальто, 3 автомобиля и т.д. С пластиковых пакетов легко перейти на экопакеты: они прочнее, срок эксплуатации намного дольше, а стоимость порядка 20 рублей. Экосумки под собственным брендом предлагают многие гипермаркеты: Магнит, Ашан, Лента, Карусель и др. Каждый может самостоятельно оценить, от чего он может легко отказаться.
  • Экологическое просвещение населения. Участвуйте в экологических акциях: посадите дерево во дворе, съездите на восстановление лесов, пострадавших от пожаров. Примите участие в субботнике. И природа поблагодарит вас шелестом листьев, легким дуновением ветерка… Воспитайте в детях любовь ко всему живому и научите грамотному поведению на прогулке в лесу, на улице.
  • Вступить в ряды экологических организаций. Не знаете, как помочь природе и сохранить благоприятную окружающую среду? Вступайте в ряды экологических организаций! Это могут быть всемирные экологические движения Гринпис, Фонд дикой природы, Зелёный крест; российские: Всероссийское общество охраны природы, Русское географическое общество, ЭКА, Раздельный СБОР, Зелёный патруль, РосЭко, Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского, Движение дружин охраны природы и др. Креативный подход к сохранению благоприятной окружающей среды и новый круг общения ждут вас!

Природа одна, другой не будет никогда. Уже сегодня, начав сообща решать проблемы окружающей среды, объединив усилия граждан, государства, общественных организаций и коммерческих предприятий, можно улучшить мир вокруг нас. Вопросы охраны природы волнуют многих, ведь от того, как мы к ним отнесёмся сегодня, зависит, в каких условиях буду жить наши дети завтра.

Экологические проблемы являются одними из самых серьезных проблем современного общества. Человек крайне сильно зависит от среды, в которой он живет, от того, что его окружает. Человека, как известно, окружает природа. В современном мире складывается так, что человеку становится тесно на этой Земле, поэтому он начинает вредить различными способами нашей общей природе. Последствия этого могут быть крайне негативными для всех нас. Поэтому мировое сообщество начинает задумываться о проблемах экологии и возможностях решения этих проблем. В то же время решать эти проблемы достаточно сложно, ведь они зашли уже слишком далеко.

Особенность проблем экологии в том, что они носят как общемировой, глобальный характер, так и региональный характер. Если с глобальными проблемами мировой экологии все более — менее понятно, ведь страны совместно пытаются эти проблемы решить, то с региональными проблемами дело обстоит несколько сложнее. Дело в том, что некоторые государства, например, Россия, имеют ряд других проблем, которые требуют решения, наша власть не может уделять достаточно много внимания и средств экологии, так как должна решать другие проблемы. Именно поэтому проблемы экологии России как бы становятся неактуальными, а их эффективное решение постоянно откладывается во времени.

В то же время, несмотря на пассивность государства в решении проблем нашей экологии, нам все равно необходимо их исследовать и привлекать к ним внимание. Одной из существенных проблем является проблемы загрязнения воды. Вода из наших кранов не проходит достаточной проверки, может очень вредить здоровью людей. Проблема эта связана с отсутствие адекватных стандартов по очистке от новейших загрязнителей.

Точно так же продолжает становиться все более загрязненным и воздух. Проблема эта связана с увеличенным количеством автомобилей и отсутствием достаточного количества очистных сооружений на предприятиях. Стоит отметить, что постоянно сокращается растительный и животный мир страны. В Украине развито браконьерство, а некоторые растения и вовсе пропали с территории нашей страны. Отдельно стоит упомянуть о тех страшных последствиях Чернобыльской катастрофы, с которыми все еще продолжает сталкиваться наш народ. Огромное количество людей продолжает болеть заболевания, вызванные радиацией, даже спустя более чем 27 лет со времен страшной катастрофы.

Ответственность за решение экологических проблем лежит на государстве в первую очередь, но каждый отдельно взятый гражданин мог бы начать улучшать экологию с себя, если бы меньше использовал автомобиль, не сорил в неположенных для этого местах и не загрязнял водоемы. Улучшить экологию непросто, но этим нужно заниматься, чтобы не стало еще хуже.

Про окружающую среду в наш век приходится говорить ежедневно. К сожалению, несмотря на борьбу с бедой, проблем становится все больше. Сочинение на тему "Экология" поможет любому человеку представить, что можно сделать. В данной статье приведены варианты сочинений. Ведь могут такую тему задать по любому предмету, которая связана с окружающей средой.

Экология в прошлом

Ещё в 18-м веке, когда промышленность только-только начала давать серьезный прогресс, человечество мало задумывалось о последствиях. Люди ездили на лошадях, позже появились велосипеды. Начала свое существование конная железная дорога. Но в качестве "локомотива" были лошади. Естественно, все было экологически чистым. Единственное, что могло не давать покоя - это шум.

Школьные сочинения про экологию и отношение человека к природе очень важны. От будущего поколения зависит то, в каком состоянии будет окружающий мир лет через 20, 50, 100. Прежде чем решать нынешнюю проблему, лучше окунуться в прошлое. Помогут классическая литература, где авторы описывают окружающую среду своего времени, Четьи-минеи и Библия.

В любой из таких книг можно прочесть о том, что люди наслаждались красотой природы, пением птиц, чистой водой и воздухом. Кто из них мог подумать, что через несколько веков все будет по-другому?

Сегодняшний мир

За пару столетий Земля изменилась до неузнаваемости. Воздух стал буквально отравлен выбросами. Даже экологически чистые районы и регионы уже не такие, какие были несколько столетий назад. Примеси вредных веществ будут присутствовать практически везде. Может быть, исключение только в тех местах, где не могут ходить машины и работать заводы: горы, тундра, чащи. Но при помощи ветра частички вредных веществ могут оказаться и в таких зонах.

С водой тоже беда. Запасы чистой воды практически исчерпаны. Многие колодцы, родники и источники могут оказаться зараженными ядохимикатами, которыми и огороды. Пролитые масла автомобилей и крупногабаритной техники легко впитываются в почву.

Мечта о будущем или ее воплощение

Учащиеся старших классов уже знакомы с экологией, представляют себе проблему. Но почему бы не включить детскую фантазию? Нужно уметь относиться к жизни просто, бережно. Скучно будет писать просто сочинение на тему "Экология природы". Какой смысл без конца говорить о масштабах катастрофы, если можно уже сейчас строить планы на будущее и воплощать их.

Начать нужно с малого. Наибольшую проблему создают автомобили: выхлоп газов, шум, грязь. Почему бы не пересесть на велосипед? Стоит он относительно недорого по сравнению с машиной, занимает мало места, и не требуется платить постоянно за бензин, налоги. А ведь он поможет и здоровье укрепить.

Ещё одно простое дело: не мусорить нигде, не устраивать свалку. Как утилизировать, например, сломанный холодильник? Если бы люди хотели, то давно придумали бы способ перерабатывать любую технику, а не выбрасывать на помойку.

Любовь к природе

Все начинается с любви к окружающей среде. Бережливый человек ни за что не решится строить завод или фабрику на природе. Нужно иметь полное бездушие, чтобы согласиться на такое. Последствия ведь будут печальны. Почему практически нет чистых водоемов? Потому что они загрязнены не только моторными лодками, катамаранами, но и стоящими на берегу предприятиями, которые набирают чистую воду, затем сливают отходы.

Как говорилось, восстановление экологии начинается с малого - уничтожения мусора, а не природы. Сочинение на тему "Экология" стоит написать с планом. О чем пойдет речь? Если только о то и нужно сделать выводы, например такие: как я поступлю в таком случае.

Экология имеет две среды: природную и городскую. Ясно, что в больших городах невозможно контролировать безопасность. О борьбе с вредными веществами и говорить не приходится. Нужно сохранить природу по максимуму.

От малого к большому

Ученые всего мира говорят о том, что восстановится большой город не менее чем через 50 лет, если перестанут ездить машины и функционировать заводы. После взрыва АЭС требуется примерно столько же времени. Вспомним Чернобыль. Прошло 25 лет, но радиационное заражение ещё присутствует, пусть и не в таких количествах, как в 1986 году.

Экологии" может затрагивать именно техногенные катастрофы, глобальное и воздуха, а также то, что стало последствиями: парниковый эффект, погодные аномалии, осушение водоемов.

К сожалению, с годами становится все только хуже. Несмотря на то что создаются природные заповедники, природа продолжает сокращать свои ресурсы. Можно заметить, как мало осадков стало выпадать в Европе. Как известно, испарения от поверхности земли образуют облака, потом проливается дождь. В настоящее время воды осталось мало, и испаряться уже почти нечему, потому не достает воды, осадков. Сможет ли человек решить такую проблему? Сочинение на тему "Экология" - это повод к размышлению для молодого поколения.

Экология сформировалась к середине 19 века, но превратилась в самостоятельную науку позже, на рубеже 19-20 в.в. Но, как считают ученые, история экологии начиналась в 4 веке до нашей эры, когда Аристотель в своих многочисленных трудах («О частях животных», «Возникновение животных», «Описание животных») одним из первых стал рассматривать животных в связи с местом их обитания. Это еще не было экологией, однако его работы оставались актуальными до Эпохи Возрождения.

1. Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г.г. до н.э.) выдвигает идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей.

2. Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), описывая свыше 500 видов животных, повествует об их поведении (миграциях и зимней спячке животных, перелетах птиц) и классифицирует по образу жизни и способу питания.

4. Леонардо да Винчи (Италия, 15 век) . Титан эпохи возрождения. Дал описание искусственных экосистем, построил аналогию Земли – организма.

5. А. Цезальпин (Франция, 16 век). Установил зависимость распространения растений от условий окружающей среды.

6. Роберт Бойль (Англия, 17 век). Осуществил 1-й экологический эксперимент по влиянию низкого атмосферного давления на различных животных.

7. К. Линней (18 век). Заложил основы научной систематики.

8. М.В. Ломоносов (Россия, 18 век, 1711 – 65 г.г.) высказал идею о влиянии среды на организмы.

9. Э. Геккель (Германия, 19 век) впервые использовал термин экология.

10. А. Гумбольд (Германия) основатель биогеографии – представлял живой мир и его ландшафтное окружение как единую систему, неотрывную от климатических факторов.

11. К. Мебиус (Германия, 19 век) ввел понятие биоценоза.

12. Ч. Дарвин (Англия) Книга «Происхождение видов путем естественного отбора» послужила фундаментом для науки экология.

13. В.И. Вернадский (1863 -1945) учение о биосфере.

14. Ч. Элтон. Экология животных, экологическая ниша и правило экологических пирамид.

15. Лотка и Вольтера, Гаузе. Модели сопряжен. ? численности хищника и жертвы.

16. Арт. Тенсли – экосистема

17. Хатчинсон – экологическая ниша

Бурное развитие экологии характерно для 20 века. 1909 г. Митчерлих (Германия) предложил концепцию совокупного действия факторов на биоценозы.

В первой половине 20 века начались широкие работы по изучению надорганизменных биологических систем. Их основой послужило формирование концепции биоценозов как многовидовых сообществ живых организмов, функционально связанных друг с другом. Эта концепция в основном создана трудами К. Мебиуса (1877), С.Форбса (1887) и др. В 1916 г. Ф. Клементс показал динамичность биоценозов и адаптивный смысл этого; в 1920 г. – Г.Ф. Морозов создал капитальный труд «Учение о лесе», в котором продемонстрировал где лес определяется как «общежитие» растений и животных – пример экологического подхода к природным экосистемам. В этом направлении работал Д.Н. Кашкаров, рассматривавший роль среды в формировании сообщества организмов («Среда и сообщество», «Основы экологии животных»).

А. Тинеманн (1925) предложил понятие «продукция», а Ч. Элтон (1927) опубликовал первый учебник-монографию по экологии, в котором четко выделил своеобразие биоценотических процессов, определил понятие трофической ниши и сформулировал правило экологических пирамид. В 1926 г. появилась книга В.И. Вернадского «Биосфера», в которой впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов – «живого вещества».

В 1935 г. англичанин Артур Тенсли разработал учение об экосистемах, а в 1942 г. русский ботаник В.Н. Сукачев – понятие о биогеоценозе как едином комплексе организмов и их абиотической среды.

40 – 50-е г.г. были отмечены расширением исследований экосистем (биогеоценозов), рассматриваемых как целостные образования. Особенное развитие получило трофодинамическое направление изучения экосистем (Lindemann, 1942; Odum, 1957; Ивлев 1955). Стали широко использоваться количественные методы определения функций экосистем и математическое моделирование биологических процессов – направление, позднее получившее название теоретической экологии. Ещё раньше (1925 -1926) А. Лотка и В. Вольтера создали математические модели роста популяций, конкурентных отношений и взаимодействия хищников и их жертв. В России (30-е годы) под руководством Г.Г. Винберга велись обширные количественные исследования продуктивности водных экосистем. В 1934 г. Г.Ф. Гаузе опубликовал книгу «Борьба за существование», в которой экспериментально и с помощью математических расчетов показал принцип конкурентного исключения и исследовал взаимоотношения типа хищник-жертва. Экосистемные исследования остаются одним из основных направлений в экологии и в наше время.

К середине 60-х г.г. 20 века относится появление первых публикаций по математическому моделированию динамики экосистем (биогеоценозов) в СССР. Начиная с этого времени применение в экологии системного анализа все более расширялось, что сопровождалось не только усовершенствованием модели и приемов моделирования, но и чрезвычайно плодотворным обратным влиянием моделирования на стратегию и тактику экологических исследований и даже методологические установки экологов.

Большой вклад в развитие экологии внесли отечественные ученые: Л.А. Зенкевич, С.А. Зернов, Г.Г. Винберг, Г.В. Никольский, В.И. Жадин, Б.Г. Иоганзен, М.С. Гиляров, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев, А.Н. Формозов, С.С. Шварц, Л.Г. Раменский и др.

Тимофеев-Ресовский (1900 год рождения) один из основоположников биогеоценологии и молекулярной биологии.

В Беларуси отдельные направления экологии развиваются с 1920-х годов. Проблемы общей экологии разрабатываются в НАН Беларуси, Белорусском и Гомельском университетах, Технологическом университете, педагогических ВУЗах, заповедниках и др.