Роль первого впечатления в деловом общении. Факторы формирования первого впечатления о человеке

Почти каждый взрослый человек способен по внешности и поведению человека достаточно точно определить многие его характеристики: психологические черты, возраст, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения; он необходим для правильного построения общения. Рассмотрим три фактора формирования первого впечатления о человеке.

На стереотипное восприятие человека влияет «оформление» его внешности. Например, перед равными по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе от выходил в другой одежде. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном деловом, рабочем комбинезоне, религиозном одеянии, военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также и те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, то ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям. Отчасти это верно, так как профессия накладывает отпечаток на личность человека, но только отчасти.

В процессе восприятия действуют не только социальные стереотипы, но и стереотипы восприятия физиогномических особенностей и конституции человека. С физиогномикой большинство людей в полном объеме не знакомы, но что-то слышали, читали, что и отложилось в сознании. Средства массовой коммуникации тиражируют образы, которые закрепляются в массовом сознании и накладывают отпечаток на восприятие конкретных людей. Можно привести наиболее стереотипные восприятия: квадратный подбородок - признак сильной воли, полные губы - сексуален, тонкие губы - лицемер и ханжа, высокий лоб - умный, жесткие волосы - упрямый характер, маленький рост - комплекс Наполеона, красивая женщина - глупа и т.д.

При формировании впечатления стереотипно воспринимаются особенности телосложения человека, его конституция в целом. Исследуя влияние конституции человека на впечатления о нем, психологи попросили группу испытуемых охарактеризовать личностные особенности мужчин, различавшихся типом телосложения. Результаты формирования первого впечатления следующие:

Полный, с округлыми формами мужчина воспринимался как сердечный, добродушный, болтливый, доверчивый, эмоциональный, открытый, несильный и любящий поесть. Сопоставив с этим набором характеристик реальные характеристики конкретного лица, например Уинстона Черчилля, тип телосложения которого соответствует предъявляемому, можно убедиться сколь обманчиво бывает первое впечатление.
- Атлетического сложения мужчина воспринимался как сильный, смелый, энергичный, дерзкий, инициативный.
- Высокий, худощавый и хрупкий на вид мужчина воспринимался как нервный, честолюбивый, подозрительный, скромный.
- Полный мужчина воспринимался более старым, чем он был на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.

Факторы формирования первого впечатления

В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:

Фактор превосходства;
- фактор привлекательности;
- фактор отношения к нам.

Очевидно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти три фактора действуют в теснейшем единстве. Рассмотрим их проявление в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.

1. Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

Одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;
- манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения. В них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

2. Фактор привлекательности. Действие этого фактора при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями - «красивых» и «некрасивых» детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых». Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке «красивые» превосходили «некрасивых» по всем параметрам.

Многочисленные исследования показывают, что физическая привлекательность влияет на оценку не только когда ее объектом оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека. В подтверждение этого А.А. Бодалев приводит следующий пример. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанной женщиной, портрет которой прилагался (в одних группах испытуемых использовался портрет красивой женщины, в других - некрасивой). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются.

Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

Важно подчеркнуть, что фактор привлекательности сильно влияет на содержание формирующегося представления о человеке только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценивание этого человека все больше начинает определяться характером взаимодействия с ним и ценностью его дел и поступков.

3. Фактор отношения к нам. Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

Формирование первого впечатления

Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации. А.А. Бодалев определяет первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.

Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям.

Формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом. Соответствующие нашему стандарту люди воспринимаются нами со знаком «плюс», имеющие существенные отличия - со знаком «минус». Занявшие промежуточное место воспринимаются нейтрально - до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.

Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает внимание.

Вопрос о том, насколько точным является впечатление, не прост. Задача первого впечатления - быстро сориентироваться в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное - определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при стереотипизации. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.

Лидия Ивaнoвнa Чepнышoвa, кандидат философских наук, профессор, преподаватель кафедры философии факультета управления Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.

  • Психология: личность и бизнес

По одежке встречают, по уму провожают» - гласит старая русская поговорка. Но на первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого человека, мимика, жесты, манера поведения, голос складываются у нас в определенный образ. Мы делаем умозаключение о намерениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чертах личности.

Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.

Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними. В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав: «Простите», закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый - по одной минуте, в последний раз - пять минут. Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, отличались на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать на последней стадии встречи с ним.

Было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать заключение о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу.

Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. Такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением.

Итак, когда мы впервые видим человека, наше впечатление о нем обусловлено не только теми или иными его особенностями и спецификой данной ситуации. Мы неизбежно проявляем и себя, свои личностные черты. Предполагается, что каждый человек имеет имплицитную, то есть подразумеваемую, не выраженную прямо теорию личности и при восприятии другого исходит именно из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрессивным, не проявляем ли мы тенденцию считать его также и энергичным? Или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честность?

Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют влияние имплицитной теории личности на восприятие другого человека. Сначала студентам были представлены краткие описания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичными, за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как «весьма холодный», в другом случае как «очень сердечный». Ряд студентов получили одно описание, другой ряд - иное. После лекции студенты, которые слушали «очень сердечного» лектора, более высоко оценили его тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и человечность, чем те студенты, которые слушали «холодного» лектора. Предполагается, что полученные данные берут начало в имплицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности сопровождают ее сердечность и какие - холодность. Таким образом, имплицитная теория личности - это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как воспринимаются другие люди.

Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. В этом плане показателен эксперимент, который провел Уилсон в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус называли в каждой группе по-разному. Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе - как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам. Получилось, что рост «профессора психологии» выше роста «студента» более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель - статус человека оказался связанным с его физическим показателем - ростом. Иногда исследователи отмечают и другую тенденцию. Высокие массивные люди воспринимаются как более значимые в социальном смысле, по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.

По данным Бодалева, воспринимая других людей и затем словесно воссоздавая их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются у взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей эти элементы выполняют роль своеобразных опорных признаков для большинства испытуемых. С данными признаками затем связывают и другие характерные элементы облика воспринимаемого человека.

Исследования отечественных психологов показывают, как происходит развитие восприятия человека с возрастом. Как отмечает Бодалев, с возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека все чаще включаются в качестве существенных признаков внешности компоненты, образующие его физический облик, а также описания черт его экспрессии. Один из важных выводов состоит здесь в том, что «хотя практически человек сравнительно рано начинает «читать» язык экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведение - важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно». Несомненно также, что профессиональная деятельность человека сказывается на особенностях восприятия и понимания других людей. Это проявляется уже при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Прежде всего профессиональные различия видны в обстоятельности описания внешнего облика и внутреннего мира воспринимаемого человека. Кукосян для этого использует термин «полнота отражения», имея в виду отношение числа воспринятых и зафиксированных испытуемыми элементов внешнего и внутреннего облика объекта познания к общему количеству элементов, которые могли быть отражены при заданных условиях. По показателю «полноты отражения» особенно резко отличались друг от друга юристы и физики. Первые намного полнее, чем вторые, «отразили» познаваемого человека при формировании о нем первого впечатления.

Профессиональная принадлежность индивида - субъекта познания влияет и на специфику описания им воспринимаемых людей при формировании первого впечатления. Здесь также обнаружилось наиболее резкое различие между юристами и физиками (кроме них сопоставлялись данные по группам экономистов, биологов и художников). Описания юристов характеризовались подробностью, самым большим объемом информации, последовательностью изложения по определенной схеме. Описания, данные физиками, отличались краткостью, небольшим объемом информации, носящей более обобщенный характер, абстрактностью. Видимо, это различие связано с тем, что юристы в своей профессиональной деятельности постоянно связаны с людьми, тогда как физики имеют дело преимущественно с приборами.


Министерство образования и науки Российской федерации,

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»,

Институт педагогики и психологии,

Кафедра психологии

Курсовая работа

«Факторы формирования первого впечатления о человеке»

Выполнила:

Студентка группы 4ЗПС-21

Проверил:

Зав. Каф. Хромов В.В.

Введение………………………………………………………. .………3

Глава I ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

Определение формирования первого впечатления………………………4

Факторы формирования первого впечатления …………………………. ..10

Первое впечатление о человеке как феномен межличностного восприятия…………………………………………………… …….

Вывод………………………………………………………………… .17

Глава II

РАЗРАБОТКА, ХОД И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Программа эмпирического исследования………………………...19
  2. Цель эмпирического исследования.................. .............................. 22

    Вывод......................... .............................. .............................. ...........23

Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Вывод ......................... .............................. .............................. .................28

Заключение …………………………………………………… …..……31

Литература .................... .............................. .............................. ...............33

ВВЕДЕНИЕ:

Эта работа посвящена проблеме первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в отечественной психологии в рамках социально-перцептивного подхода, начиная с 60-70 годов XX века в работах A.А.Бодалева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой, B.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими другими).

В настоящее время данная проблематика интенсивно разрабатывается в рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова, А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.). В работах данного направления показано, что главными источниками визуальной информации, индикаторами личности являются знаковые системы внешнего облика. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются при формировании первого впечатления взаимосвязано: дополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения.

Чтобы изучить феномен первого впечатления, требуется раскрытие специфики восприятия незнакомого человека на различных этапах развития человека.

ГЛАВА I. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ.

  1. Формирование первого впечатления

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. И в конце можно сказать, что в нем присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийся у познающего его субъекта, выступает как совокупность последовательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.

Рефлекторные акты, результатом которых является образование первого впечатления, особенно если его формирование подчинено определенной цели, как правило, протекают при ином уровне активности коры больших полушарий, чем акты, результатом которых является восприятие человеком знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению, обычно. Это происходит потому, что в механизм образования первого впечатления включается ориентировочный рефлекс. При появлении в классе незнакомой учительницы, при приходе в бригаду нового рабочего и в массе других подобных случаев эта реакция имеет место

Как теперь установлено, ориентировочная реакция - это реакция на новизну, неожиданность, значимость, т. е. реакция на количество и важность информации, которую несет тот или иной сигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешним обликом и поведением нового учителя, впервые вошедшего в класс, и тем, каким его ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он им несет. Ориентировочная реакция угасает при повторении сигнала, потому что последний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все меньшее (количество информации).

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.

При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

  1. одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;
  2. манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие. Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного "прочтения" его внешних данных. "Качество" такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста.

Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие "условия чтения" на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия.

Проблема формирования первого впечатления о другом человеке у детей 6-7 лет является жизненно важной, так как известно, что предстоящая адаптация к школьному обучению требует от дошкольника расширенного вступления в контакт с новыми людьми: учителями и сверстниками- одноклассниками. От того, какое первое впечатление об учителе и сверстниках возникнет у детей, впервые переступивших порог школы, насколько правильно и адекватно дети смогут понять и построить отношения с другими, будут зависеть взаимопонимание и успех в общении, а, следовательно, и успешность включения в новую социальную ситуацию развития.

Объект исследования : восприятие незнакомого человека детьми 6-7 лет.

Предмет исследования : особенности первого впечатления старших дошкольников о другом человеке.

Цель исследования : изучить содержание первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.

Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что первое впечатление старших дошкольников о другом человеке определяется внешним обликом незнакомца.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи :

1. Выявить психологические проблемы и основные направления в изучении процесса межличностного восприятия в современной психологии.

2.Рассмотреть особенности развития межличностного восприятия в дошкольном возрасте.

3. Изучить, какие особенности незнакомого человека старшие дошкольники отражают при восприятии его внешнего (невербального) облика.

4. Исследовать особенности эмоционального отношения детей к другому человеку по первому впечатлению.

Методологической основой исследования являются теоретические положения, выработанные и принятые в отечественной науке:

  • социально-перцептивного подхода о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус и др.);
  • психологии невербального поведения о многозначности экспрессии человека (В.А. Лабунская);
  • визуальной психосемиотики общения об индикативной функции визуальных знаков внешнего облика в познании людьми друг друга (Е.А.Петрова и др.).

Методы исследования. В эмпирическом исследовании использовались: модифицированная методика А.А.Бодалева «Метод словесных портретов»; диагностическое наблюдение; беседы; методы математической статистики по обработке эмпирических данных, качественный анализ результатов работы.

В качестве объектов восприятия в исследовании принимали участие 8 человек (4 взрослых людей – 2 мужчин и 2 женщины и 4 сверстника – 2 мальчика и 2 девочки).

Основные положения:

  • При формировании первого впечатления у детей появляются следующие механизмы межличностного восприятия:

Построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы (стереотипизация).

Форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает (идентификация).

Постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека (эмпатия).

  • Первое впечатление детей старшего дошкольного возраста о другом человеке формируется на основе интерпретации его внешнего облика, о личностных качествах нового человека дети «судят» по особенностям его внешности. Причем, наиболее информативным для детей старшего дошкольного возраста являются такие элементы, как «костюм», наименее – «кинесики» (язык жестов – мимика, взгляд, жесты, позы, кроме движений речевого аппарата) и «габитуса» (облик, или внешний вид).
  • Содержание и полнота интерпретации связаны с решением конкретной задачи межличностного познания. Дети 6-7 лет интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей незнакомца, в зависимости от задачи восприятия. Так, при описании внешнего облика незнакомого человека старшие дошкольники выделяют большее количество суждений, чем при объяснении причин своего эмоционального отношения к нему.
  • Эмоциональное отношение к незнакомому человеку связано с оформлением его внешности и физической привлекательностью. У старших дошкольников выявлена тенденция позитивного оценивания лиц своего пола. Показатели физических недостатков в облике воспринимаемого человека, наиболее сильное влияние на модальность возникающего эмоционального отношения, оказывают такие семиотические элементы социального оформления внешности незнакомого человека, как одежда и прическа.
  1. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

Особенности личности изучаемого человека

Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.

В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается».

Факторы, определяющие ход и результаты формирования у субъекта о других людях.

  • Эталоны

У каждого человека под влиянием общества, в котором он находится, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего объекта.

  • Стереотипы

У человека – субъекта познания других людей - всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высокоэнергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность.

Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, - «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

  • Собственное поведение оценивающего объекта

В очень интересном по использованным методическим приемам исследования Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи.

  • Проецирование

Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс « проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

  • Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

  1. Первое впечатление о человеке как феномен межличностного восприятия.

Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отраженны в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А.Бодалев, Г.В.Дьяконов, Л.И.Иванская, Г.А.Ковалев, С.И.Курячий, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, З.Ф.Семенова, а в зарубежной психологии -Д.Ниренберг, Г. Калеро, А.Штангль, Р.Покорны, Клайн и Ричардс, Дж.Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.

Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась крупным отечественным психологом А.А.Бодалевым и его учениками. Была исследована структура первого впечатления о человеке, которая состоит в основном из следующих компонентов: особенности внешнего облика человека, оформление его внешности, в том числе стиль его одежды, экспрессия, переживаемые человеком эмоциональные состояния, выполняемые им действия, его поведение, предполагаемые качества его личности, интерпретируемые на основе первых впечатлений и прошлого опыта. Кроме того, первое впечатление включает эмоциональное отношение к воспринимаемому человеку и обобщенное оценочное суждение. Таким образом, при формировании первого впечатления о другом человеке А.А.Бодалевым, Г.В.Дьяконовым и Н.В.Крогиус доказана ведущая роль социально-перцептивной функции визуальных знаков внешнего облика человека. В первую очередь, они являются индикаторами таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств:

тревожность, уверенность, экстраверсия-интроверсия и др. (А.А.Бодалев,

В.Н.Панферов, В.А.Лабунская).

В.А.Лабунская отмечает, что в рамках психологии социального познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов в экспрессии человека в формировании представлений о нем. «…Совершенно очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особенностями, деятельностные, коммуникативные, рефлекторные характеристики, стремится к интерпретации причин, мотивов поведения, к социально-психологической типизации». Таким образом, из концепции В.А.Лабунской следует, что на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека, выражающийся в наиболее простых характеристиках, например, привлекательный, добрый.

Существенное значение первому впечатлению в процессе межличностного общения уделяли такие исследователи, как В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. В своем коллективном труде они отмечали: "Формирование представления о другом человеке всегда начинается с оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация становится фундаментом складывающегося образа другого человека".

Между тем, "информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения выступают многочисленными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов…».

Так, по мнению А.А.Бодалева (1982), большое значение на адекватность сформированного образа человека по первому впечатлению большое значение имеет психологическая установка на воспринимаемого, ибо она

делает восприятие избирательным. К примеру, если наблюдателю до встречи охарактеризовали человека как порядочного, обаятельного и умного, то первое впечатление о нем будет примерно таким же. Человек более вероятно обратит внимание на то, на что у него есть установка, что бы подтвердить уже имеющиеся взгляды.

Наглядный пример влияние установки на первое впечатление о человеке можно найти в исследованиях А.А.Бодалева , посвященных формированию субъективного мнения о другом незнакомом человеке. В ходе исследования различным группам испытуемым предъявляли фотографии мужчин и женщин разного возраста. Причем, разным группам испытуемых давалась различная смысловая установка на одни и те же фотографии. Так, молодую женщину представляли как учительницу, как артистку; пожилого мужчину - как ученого, как преступника и т.п. Результаты исследования показали, что испытуемые давали описание человека в соответствии со сформированной предварительно у них установкой. Приведем пример восприятия пожилого мужчины как писателя и как преступника:

"Открытое лицо, выразительные глаза, какие обычно бывают у умных, проницательных людей. Лицо человека, любящего детей и пишущего для

них. Судя по непринужденному виду, он привык позировать - видимо, очень

известный писатель".

"Этот зверюга понять что - то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная стареющая фигура".

В трудах отечественных и зарубежных психологов (R.Pokorny, 1961; Н.А.Бернштейн, 1963; А.В.Штангль, 1986; Х.Рюкле 1996), посвященных анализу походки, мы находим прямую зависимость ее особенностей с эмоциональным состоянием человека, с его здоровьем и пр. По походке можно судить о профессиональной деятельности объекта восприятия (походка моряка - «вразвалочку», солдата - четкий отрывистый шаг и др.), о
и т.д.................

Всем нам хорошо известна поговорка «встречают по одёжке, провожают по уму», также бытует фраза «первое впечатление всегда обманчиво». Есть ли истина в этих словах? Действительно ли мы, не в состоянии правильно оценить человека, которого видим впервые?


Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления - довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

Психологическая сущность формирования первого впечатления

"Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее."

Ф. Ларошфуко

Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные . Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные - с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка . К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же - наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто - зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

"Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим".

Ж. Лабрюйер

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд обще­ния. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд кон­такта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседни­ком. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия . Имен­но они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является инто­нация голоса, которая должна быть приветливой и выразитель­ной.

Ваша решительность и уверенное представление во мно­гом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.

Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одеж­ды.

Забота об имидже начинается для делового человека с за­боты о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккурат­но причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).

Говоря о роли и значении одежды в формировании перво­го впечатления, не следует забывать о главном - о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветству­ют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда про­исходит с помощью непосредственного зрительного контак­та.

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в раз­говоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

Взгляд способствует внушению так же, как и слова;

Прерывание зрительного контакта при разговоре на дли­тельное время может привести к прекращению разговора;

Когда один партнер говорит, опытный слушающий не

допускает поединка глазами, так как это может породить аг­рессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно го­ворят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда

способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами име­ют непосредственное отношение к правдивости той инфор­мации, которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени раз­говора, если же более 2/3 - разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.

По своей специфике взгляд может быть:

деловой - когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

светс­кий - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследовате­ли, созданию атмосферы светского, непринужденного обще­ния;

интимный - когда взгляд направлен не прямо в глаза со­беседника, а ниже лица - на тело до уровня груди. Специали­сты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько боль­шей заинтересованности в общении;

взгляд иско­са, который говорит, как правило, о подозрительном или кри­тическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значе­ние для распознавания отношения человека к собеседнику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

Научитесь управлять своей мимикой. Мимика - это дви­жение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации о психологическом состоянии человека.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Это связано с тем, что правое полу­шарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь челове­ка, “отвечает” за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные - ярче выражены на левой.

Таким образом, владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятель­ности имеет многочисленные контакты с людьми.

Умело управляйте языком своего тела. Существуют не­речевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой - препятствуют, мешают говорить.

К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед при сидении на стуле, активное молчание, свободная, расслабленная поза, прикосно­вение (при полученном согласии на это), зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др.

К отрицательным же сигналам, пре­пятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говоря­щего или “бегающий” взгляд, руки на затылке, вздохи, при­щур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, ос­тановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание но­гой в позе “нога на ногу” и др.

Овладейте искусством жестовой коммуникации. Жестика, исследующая многообразную гамму движений тела, за­нимает особое место в невербальном общении, поскольку фор­мирует алфавит жестов, без которого крайне трудно достиг­нуть взаимопонимания.

Научитесь определять реакцию своего собеседника. Ре­акция других людей на то, что мы говорим, является очень важ­ной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о партнерах. Эта реакция является ценным индикато­ром, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволя­ет нам корректировать сказанное и исправлять любые возмож­ные недоразумения.

Вдохновитесь и вдохновите своего партнера. Вдохно­виться самому и на долгий срок - вот что создаст положи­тельные отношения в общении с партнером. Если же дать воз­можность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает вас привлекательным, энергичным и целеустремлен­ным; помогает преодолеть депрессию, страх перед измене­ниями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию. Наконец, вдохновение помогает вам показать со­беседнику, что он вам симпатичен. Именно это ведет к успе­ху во взаимоотношениях.

По материалам:

Панкратоа В.П. Психотехнология управления людьми.
Чалдини Р. Психология влияния.

Весьма часто о людях судят по первому впечатлению. Оно формируется в течение первых нескольких минут знакомства. Создание такого впечатления – сложный процесс. Его психологической сущностью является межличностное оценивание, на основе которого строится образ человека, с которым предстоит общение или совместная деятельность, выявляются признаки, отражающие его характерологические особенности и эмоциональные состояния, прогнозируется его поведение и последовательность действий.

Структура первого впечатления, в основном, складывается из нескольких компонентов. В новом человеке последовательно воспринимаются: физический облик; осанка; оформление внешности (в том числе и стиль одежды); экспрессивность, переживаемые эмоциональные состояния; особенности поведения и действий; манера общения; предполагаемые (прогнозируемые, угадываемые) качества личности.

Существенное влияние на восприятие нового знакомого оказывает его физическая привлекательность. Во все времена у разных народов отмечается устойчивая закономерность – «что красиво, то и хорошо». При этом, в первую очередь, обращается внимание на лицо. Привлекательным считают человека с выразительным лицом. Как правило, лицо воспринимается позитивно и в том случае, если на нем лежит печать спокойствия и доброжелательности. Привлекательным людям даже без особого на то основания приписывают положительные черты характера и нравственные качества. Нередко они (особенно женщины) быстро улавливают эту психологическую закономерность и пользуются ею.

Важную роль в формировании первого впечатления о человеке играет его осанка. Замечено, что хорошая осанка ассоциируется с твердостью и уверенностью, внутренней силой и достоинством. Плохая осанка отражает неуверенность, зависимость и подчиненность. Она воспринимается негативно, особенно при установлении деловых контактов.

Еще один компонент – оформление внешности. Его важнейшим показателем является стиль одежды. «По одежке встречают» – эта пословица метко характеризует роль одежды в формировании первого впечатления. Выбор стиля обычно рассматривается как показатель того, что человек собой представляет, какой у него образ «Я» (как он сам себя представляет). При оценке стиля одежды, в первую очередь, обращается внимание на то, насколько она соответствует случаю, возрасту и статусу человека. Несомненно, привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление. Бедно, но опрятно одетый человек может вызвать сочувствие, желание помочь, а бедно и неряшливо – брезгливость. В восприятии стиля одежды имеются весьма устойчивые стереотипы. Для представителей деловых кругов и руководителей высокого ранга предпочтителен так называемый консервативный стиль одежды – как для мужчин, так и для женщин.


Важную роль в формировании первого благоприятного впечатления играет поведенческая и речевая самопрезентация, т. е. умение себя «преподнести». Она заключается в способности привлекать внимание окружающих к своим достоинствам и «камуфлировать» недостатки. При умелом самовыражении человек воспринимается как привлекательный. Самопрезентация связана также с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом.

Существенное значение при первоначальной оценке имеет также заданная психологическая установка на воспринимаемого человека. Если его уже охарактеризовали с положительной стороны, то первое впечатление от личного контакта обычно бывает таким же. Напротив, он может восприниматься негативно, если о нем уже было высказано отрицательное мнение.

При формировании первого впечатления почти всегда присутствует психологический феномен проецирования, т. е. «вкладывания» своих эмоций и состояний в другую личность. Например, если у человека сильный эмоциональный стресс или высокая степень тревожности и неуверенности, от тех, с кем происходят встречи, он будет ожидать недружественных действий, а к их предложениям будет относиться с недоверием и подозрительностью. Уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним.

На точность восприятия малознакомого человека влияет также и профессия того, кто оценивает. Точнее оценивают незнакомого человека представители тех профессий, которые постоянно контактируют с людьми (юристы, врачи, педагоги). Менее точно – те, чья повседневная деятельность связана с техникой или документами (представители точных наук – физики, математики, программисты и т. п.)

Важную роль в межличностном оценивании играет стереотипизация. Под стереотипами понимаются социальные и эмоционально-эстетические обобщенные эталоны восприятия. У любого человека под влиянием его опыта, социального окружения, профессиональной деятельности формируются такие эталоны в отношении других людей. Они могут и не осознаваться, но, тем не менее, серьезно влияют на процесс и результат оценки. В психологии выделено несколько возможных классов стереотипов: физические (антропологические), эмоциональные и социальные. Последние, в свою очередь, можно условно разделить на профессиональные, социально-групповые и этнические (национальные).

Физический стереотип отражает представление о связи психических качеств человека с элементами его внешнего облика. Такое представление может быть далеко не точным, но оно существует и влияет на восприятие и оценку нового знакомого (по жестким волосам делают вывод о непокорности характера, по форме губ и подбородка – о чувственности и воле, по высоте лба – об интеллекте, по низкому росту – о властолюбии и т. п.).

Эмоциональные стереотипы связаны с положительным или негативным отношением, складывающимся под влиянием прошлого опыта общения с людьми. Если партнер, которого видят впервые, напоминает другого, к которому уже имеется устойчивое отрицательное отношение, то подобные чувства могут возникнуть и к новому знакомому и повлиять на последующее развитие контакта с ним. Напротив, "похожесть" на того, с кем ранее складывались хорошие личные отношения, в положительном плане влияет и на формирование контакта с новым знакомым.

Немалую роль в межличностном оценивании играет профессиональная принадлежность воспринимаемого человека. Например, лица, посвятившие себя воинской службе, будут восприниматься как организованные, пунктуальные, с лаконичной четкой речью и конкретным складом ума. Если же становится известным, что будущий знакомый по профессии – художник, он будет восприниматься лицом с богатым внутренним миром, живущим в мире образов. Дипломат оценивается как человек с гибким характером, "психологически закрытый", т. е. нацеленный на получение информации у другого, но не на ее выдачу ("дипломату язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли").

На оценку партнера влияют и социально-групповые стереотипные представления о людях, относящихся к другим социальным группам. Чем более удалены в социальном плане эти группы, чем меньше опыт взаимного общения их представителей, тем менее точными будут и их суждения друг о друге. Вероятность ошибки при социально-психологической оценке партнеров при этом возрастает.

На восприятие в межнациональных контактах существенное влияние оказывает национальность человека. Этнокультурные стереотипы оказывают также весьма существенное влияние на восприятие другого. Устойчивое отношение воспринимающего субъекта (положительное или негативное) к той этнической группе, представителем которой является новый знакомый, соответственно переносится и на объект.

Перечисленные психологические факторы являются основой формирования первого впечатления о другом человеке, его обобщенного образа. Остальные черты его лишь прогнозируются. В дальнейшем они уточняются, корректируются, а сам образ нового знакомого достраивается по мере продолжения общения с ним.