Функции правого. Право – понятие, признаки, функции

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

Регуляция общественных отношений выражает основное социальное назначение права, которое выражается форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих, или конкретных правоотношениях, устанавливает право вой статус, правосубъектность граждан, определяет компетенцию государственных органов и юридических лиц и т.д.

Наиболее характерными линиями исполнения регулятивной функции права являются:

  • -определение посредством норм права дееспособности и правосубъектности граждан?
  • -закрепление и изменение правового статуса граждан?
  • - определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц?
  • - установление правового статуса юридических лиц?
  • -определение (установление) юридических фактов как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений?
  • - установление конкретной правовой связи между субъектами права
  • -определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в нормативном установлении правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Она в свою очередь подразделяется на:

а) регулятивно-статическую представляющую из себя воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Рисунок 5. Специально-юридические функции права

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).

  • б) регулятивно-динамическую, которая выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
  • 2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как:

Восстановительная функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д.

Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.).

  • -компенсационная функция представляет собой процесс возмещения компенсации причиненного вреда или нанесенного ущерба. Кузьмина М.В. Компенсационная функция в системе функций права: теоретико-правовой аспект//Актуальные проблемы российского права №2 (39),-2014 г.- с.175.Компенсационная функция имеет свои особенности такие как:
    • * основанием данной функции выступает сущностное предназначение права как инструмента восстановления социальной справедливости, что обусловливает ее постоянный характер;
    • * содержание ее составляет правовое воздействие, направленное на возмещение причиненного вреда и вознаграждение за определенное позитивное поведение;
    • * реализация данной функции осуществляется через регулятивно- охранные отношения, что позволяет классифицировать ее как производную собственно- юридическую функцию.
  • -ограничительная функция права

Наличие у права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных отношений. А регулировать -- значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права, не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав -- это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так, Конституция Российской Федерации, признавая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13), что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя. Амельченко Ю.А. Превенция в системе функций права //Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60), № 1. 2008 г. С. 247

Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно - нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан.

В развитие этого положения Конституция Российской Федерации в ч.З ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).

Ограничительная функция, несмотря на казалось бы изначальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации права граждан.

Карательная функция права - функция, которая заключается в назначении наказания за совершенные правонарушения. Учебные материалы по юриспруденции http://pravmisl.ru

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная - без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

  • § информационной (передастся определенная информация);
  • § ориентационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • § регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • § обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Рис. 1.3. Функции права

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях (рис. 1.3):

  • регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
  • охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
  • оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
  • функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Общесоциальные функции права

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

  • информационной (передастся определенная информация);
  • ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Основные функции права

— это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права

Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Охранительная функция права

Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

Существование государства и общества невозможно без наличия правовых норм. Они содержатся в следование содержанию которых просто обязательно для всех, независимо от каких-либо факторов. В ином случае, государства бы просто не было.

На правовые нормы возложен определенный ряд функций, и если говорить в общих чертах, то существует две большие группы, на которые делятся функции юридические и социальные. Каждая из них включает в себя подгруппы, а если быть конкретнее, то непосредственно сами исполняемые функции. Давайте более подробно рассмотрим каждую из них.

Основные функции права

Если говорить о самом понятии этого юридического термина, то оно представляет собой некое правовое влияние на сложившиеся в слоях общества отношения. Основная цель, которую преследуют функции права - это регулирование, усовершенствование и упорядочивание этих отношений.

Юридические функции права

Регулятивная. Эта функция представляет собой всевозможную защиту и законодательное регулирование всех сложившихся в обществе отношений, которые могут возникать между его индивидуумами. Она осуществляется путем правотворчества, то есть, создания уполномоченными на то органами законодательных актов, нормы которых являются общеобязательными - их обязан соблюдать каждый.

Охранительная. Охранительная функция, как уже понятно из самого ее названия, призвана охранять те нормы, которые были ранее приняты органами государства. Как правило, эта функция возлагается на правоохранительные органы, такие как: прокуратура, полиция, службы безопасности и другие. Кроме этого, охранительная функция права призвана и принуждать всех лиц, которые являются к выполнению законных действий, соблюдению действующего законодательства государства и так далее.

Воспитательная. Что касается сути этой функции, то она заключается в надлежащем воздействии на уровень поведения индивидуумов общества, качество их правового воспитания, а также на сознание этих же единиц общества.

Социальные функции права

Гуманистическая . Она заключается в гарантии гуманного отношения ко всем индивидуумам конкретного общества, независимо от их половой, религиозной, расовой или другой принадлежности, а также иных признаков, свойственных конкретным людям.

Информационная. Эта функция, прежде всего, предусматривает создание различных путей и средств, благодаря которым до всех слоев общества можно было бы донести информацию правового характера. Инструментами, с помощью которых осуществляется данная функция права, могут служить известные всем средства массовой информации: печатные издания, теле- и радиокоммуникации, Интернет. Однако первое место среди таковых занимают все-таки нормативно-правовые акты, так как именно они являются первоисточниками правовой информации.

Идеологически-воспитательная. Иными словами, это создание необходимых условий для формирования определенной правовой идеологии, предусматривающей уважительное отношение к правам других индивидуумов общества, а также соблюдение установленных законодательных требований.

Таким образом, можно легко понять то, что существование в государстве правовых норм и права в целом - просто жизненная необходимость для каждого члена общества. Именно поэтому в нем должны создаваться все необходимые условия для того, чтобы все возможные функции права выполнялись в полной мере. Однако все мы прекрасно понимаем то, что это невозможно без правовой сознательности членов общества, поэтому одной из главных функций права, пожалуй, является воспитательная.

Функции права - это основные направления воздей­ствия права на сознание и поведение людей, характеризу­ющие его роль и значение в жизни общества.

Различают общесоциальные и специально-юридические функции права.

К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и ин­формационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.

Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справед­ливость.

Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные раз­рушительные процессы.

Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению че­ловека как правопослушного члена гражданского обще­ства.

Информационно-ориентирующая функция заключа­ется в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.


Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведе­ние, опасное или вредное для общества.

Специально-юридические функции права осуществля­ются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в об­щественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает че­ловеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде­ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.

Различают две разновидности регулятивной функции: регулятивную статическую и регулятивную динами­ческую. Регулятивная статическая функция права прояв­ляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). Например, ст.2 Конституции Украины закреп­ляет унитарное устройство нашего государства.

Регулятивная динамическая функция права «обслужи­вает» социальные процессы: торговлю, производство новых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса Укра­ины определяют порядок перевода долга должником на другое лицо.

Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго­ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собствен­ность от преступного посягательства.


Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при­звана обеспечить нормальное действие регулятивной функ­ции.


2.8. Источники (формы) права: понятие и виды

Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

В современном понимании источник права - это исхо­дящий от государства способ выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1) правовой обычай - стихийно сложившееся устойчи­
вое правило поведения, санкционированное государством.
В древности правовой обычай был основной и зачастую
единственной формой права. Он исторически и фактически
предшествовал закону. В современном мире правовой обы­
чай используется редко: в гражданском праве (неписаные
обычаи делового оборота), в международном праве (дипло­
матические обычаи);

2) юридический (судебный или административный) пре­
цедент
- решение по конкретному делу, которому при­
дана нормативная сила и которое служит образцом для ре­
шения аналогичных дел. Юридический прецедент распро­
странен в системе общего права Австралии, Великобритании,
Канады и США, используется международной юстицией.
Однако его элементы имеют место и в украинской правовой
системе в деятельности Конституционного Суда Украины,
акты которого кладутся в основу решений конкретных
юридических споров всеми судебными органами;

3) нормативно-правовой акт - письменный документ,
принятый в установленном порядке компетентным органом
государства и содержащий правовые нормы общего харак­
тера. Общий характер предписаний отличает нормативно-
правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-
правовые акты являются основной и наиболее совершенной
формой современного права. В системе права Украины и
большинства других стран нормативно-правовой акт явля­
ется основным источником права;

4) нормативный договор - это соглашение между дву­
мя и более субъектами права, содержащее обязательные
для них предписания. Нормативные договоры получают
все более широкое распространение в конституционном,


трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и междуна­родными, учредительными и обычными, типовыми и теку­щими. Нормативный договор не является персонифициро­ванным актом, его содержание составляют правила пове­дения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаимо­действие между источниками права имеет свои особеннос­ти. Например, в Украине нечасто используются юридичес­кий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде госу­дарств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.

2.9. Законы и подзаконные акты

Нормативно-правовые акты как основные источники права по юридической силе разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый органом за­конодательной власти или всенародным референдумом, содержащий первичные правовые нормы и обладающий высшей юридической силой.

Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

1) закон принимается только носителями государ­
ственного суверенитета
(народом или его высшим пред­
ставительным органом);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран­
гом»
- все остальные акты находятся «под» законом,
должны соответствовать ему;

3) законами регулируются наиболее важные обществен­
ные отношения.

Законы в современном демократическом правовом госу­дарстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об­щественного и государственного строя страны и служат


базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и допол­нения. Эти законы, как правило, принимаются и изменя­ются в особом порядке. Все иные законы относятся к груп­пе обычных (текущих) законов.

Подзаконные акты - это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации зако­нов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Под­законные акты не могут изменять или отменять как законы в целом, так и их отдельные положения.

Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения. В нашей стране существуют следующие виды подзаконных актов:

1) указы Президента Украины;

2) постановления и распоряжения Кабинета Министров
Украины;

3) инструкции и нормативные приказы министерств
и ведомств;

4) решения органов местного самоуправления и их ис­
полнительных органов;

5) распоряжения глав местных государственных адми­
нистраций;

6) нормативные приказы администраций предприятий,
учреждений и организаций.

Законы и подзаконные акты являются основными эле­ментами системы законодательства.

Слово «функция» происходит от латинского functio - «осуществление», а в теории государства и права означает «направление»; «предмет» и «содержание» деятельности государственно-правового института. Оно употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

Сущность и социальное назначение права в жизни общества выражается не только в ее принципах, но и в функциях. В них проявляется его регулирующая роль, находят выражение основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, отражается его основное социальное назначение.

Многочисленные исследования понятия «функция права» на сегодняшний день приводят к выводу о том, что под функцией права необходимо понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения и социальное назначение права, которое заключается в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и характеризуют право в действии, являются выражением его динамической природы.

Итак, функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Воздействие права на общественные отношения носит неоднородный характер. Так, одни отношения право регулирует, другие охраняет, а на третьи оказывает только косвенное влияние. Поэтому существует различие между понятиями «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Правовое воздействие состоит во взятом в единстве и многообразии процессе влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В предмет правого воздействия входят такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние, а правовое регулирование связано с установлением конкретных юридических прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном поведении, т.е. при его помощи происходит непосредственное регулирование общественных отношений.

Функциями права следует признавать только основные направления правового воздействия. Основное направление функции подчеркивает наиболее важные и действенные стороны правового воздействия и позволяет не «впадать» в правовой идеализм и не видеть в праве всесильного регулятора общественных отношений, что может привести к переоценке роли права в обществе. В функциях права необходимо находить своеобразную «золотую середину» - не умалять значения права и в то же время не видеть в нем панацею для разрешения всех необходимых вопросов регулирования общественных отношений. Например, малоэффективным выглядит попытка законодателя предотвратить уход валютного капитала за границу при помощи установления уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Образно говоря, угрозой уголовно-правовой «дубины» данную проблему не решить, т.к. для предотвращения ухода капитала из России необходимо создать благоприятные экономические условия их сохранности и использования.

Классификация функций права зависит от того, в какой плоскости они освещаются: специально юридической или общесоциальной. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить экономическую, политическую, воспитательную и коммуникативную функции.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции, классифицирующиеся так в зависимости от характера и целей правового воздействия. Возможны и другие классификации функций права. Каждая из отраслей права имеет собственную специфику, соответственно, различают функции конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и других отраслей права, соответственно, можно выделить функции подотраслей права, правовых институтов и отдельных норм права. В своей совокупности все разновидности функций образуют сложную систему, воздействующие при помощи самых разнообразных приемов и способов на общественные отношения.

Регулятивная функция права - это обусловленное его социальным назначением основное направление правового воздействия, заключающееся в закреплении, упорядочивании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую . Воздействие первой состоит в закреплении общественных отношений, воздействие второй - в оформлении их динамики (движения).

Наиболее характерными чертами осуществления регулятивной функции выступают: определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; закрепление юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права; определение составов правомерного поведения.

Охранительная функция права - это основное направление правового воздействия, направленное на охрану общественных отношений и вытеснение антисоциальных явлений, противоречащих установленным ценностям.

В рамках охранительной функции осуществляются ее подфункции: общепревентивная, частнопревентивная, карательная, восстановительная и контрольная. Многообразие подфункций охранительной функции права обуславливает и многообразие ее проявлений и последовательность действия различных элементов, ее составляющих. Так, если не оказывается эффективным общепревентивное воздействие, начинают работать карательная, частнопревентивная и восстановительная подфункции. В любом случае кара правонарушителя и восстановление общественных отношений - это уже вторичный результат действия охранительной функции, которая первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в этом объективно нуждаются.

Наиболее общими и характерными чертами охранительной функции права выступают:

  • во-первых, закрепление в нормах запрещенных вариантов поведения, что направляет деятельность субъекта в необходимое русло и предостерегает его от возможного нарушения правовых норм, т.к. ему указывают, как запрещено поступать в той или иной ситуации. Превенция возможного отклоняющегося поведения начинается не с санкции, а с определения (установления) обязанностей по соблюдению нормы и их уяснения, поэтому охранительная функция обладает определенными чертами, свойственными для регулятивной функции;
  • во-вторых, установление санкций за совершение правонарушений И ИХ информационное воздействие (угроза применения), и информационное воздействие со стороны практики применения наказания (взыскания), которые имеют упреждающее значение для лиц с антисоциальными установками;
  • в-третьих, непосредственная реализация санкций правовых норм (в случае совершения правонарушений), которые ограничивают права правонарушителя и одновременно направляют его поведение в необходимое русло либо лишают фактической возможности совершить новое правонарушение и информируют о том, что в случае совершения повторного правонарушения будет применена более строгая мера ответственности. Например, запрет на осуществление валютных операций банком лишает его фактической возможности совершить правонарушение, посягающее на валютные отношения, а в случаях систематического нарушения банком действующего законодательства может быть применена и более строгая мера ответственности (отзыв лицензии);
  • в-четвертых, закрепление в правовых нормах обязанностей правонарушителя по восстановлению причиненного вреда, которое происходит одновременно с установлением прав и обязанностей компетентных органов привлечь виновного к ответственности и принудить его к восстановлению общественных отношений. Например, применение штрафа к налоговому правонарушителю не освобождает его от обязанности уплатить налог, а компетентные органы не только имеют право, но и обязаны принять все необходимые меры для его уплаты;
  • в-пятых, осуждение (порицание) правонарушителя, сужение его имущественной сферы, лишение субъективных прав, т.е. его кара, осуществляемая исключительно в целях предупреждения правонарушений, воспитания правонарушителя и восстановления общественных отношений.

Регулятивную и охранительную функции права нельзя понимать упрощенно. В действительности регулятивная и охранительная функции находятся в тесном взаимодействии, переплетаются друг с другом, могут действовать одновременно; различить их достаточно сложно и возможно только на теоретическом уровне. Трудно представить себе такую охрану общественных отношений, которая бы не предполагала их регулирования. Так, охранительная функция, дополняя регулятивную, в итоге воздействует на поведение субъектов и регулирует их поведение, не допуская развития отклоняющегося варианта как при совершении субъектами активных действий, так и при воздержании от совершения определенных действий (в том числе и под угрозой применения санкции). В этом, собственно, и проявляется основное предназначение права - быть регулятором общественных отношений.

Однако отличительной чертой регулятивной функции выступает ее первичный по отношению к охранительной функции характер. Прежде чем последует охрана отношений, они должны быть упорядочены. Отдельные подфункции охранительной функции (карательная и восстановительная) вообще не могут возникнуть, если не будет нарушено регулятивное правоотношение.