Эмоции и чувства в психологии (кратко). Классификация и характеристика эмоций и чувств

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Значение эмоций и чувств для человека весьма велико. Они проявляют свое влияние во всех сферах его жизни. Эмоции и чувства – это различные явления. Вместе с тем, они тесно связаны между собой, поэтому их удобнее рассматривать совместно.

Любые эмоции и чувства, переживаемые человеком, так или иначе, влияют на состояние его энергетики и, соответственно, на его психическое и физическое самочувствие.

Регулирование сферы психики обычно сводится к контролю, подавлению и торможению эмоций и...

«Фундаментальные» эмоции, определяющие все основные - это интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединений фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес.

Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневую работу нормальным...

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами...

Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций Определение данного понятия даёт практическая психология...

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У...

Чувства и эмоции отражают наше отношение к какому либо событию или человеку, причем эмоции - это непосредственная реакция на что-либо, на животном уровне, а чувства - больше продукт мышления, переживания, накопленного опыта и т.д. Итак, какие бывают чувства и эмоции?

Давайте для начала разберемся, зачем важно четко осознавать и понимать те чувства, эмоции, которые мы испытываем. Эмоции дают нам обратную связь на происходящее и позволяют понять, что мы делает правильно и целесообразно, а в чем...

Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться, как и почему это происходит.

В западной культуре доверять эмоциям и чувствам на протяжении долгого времени было не принято. К ним относились как к чему-то второстепенному – по сравнению с разумом, интеллектом, логикой. «Лишь в середине прошлого века наука обратила внимание на чувства и переживания...

Врожденные качества, усугубленные знаниями о моделях агрессивного поведения, распространенных во многих семьях, среди сверстников или же увиденных с экранов телевизоров, окончательно формируют глубину гнева.

Если бы разъяренный человек мог видеть себя со стороны, он был бы немало удивлен.

Взъерошенные волосы, раздувающиеся ноздри, прищуренные глаза, руки, сжатые в кулаки, меняют портрет до неузнаваемости. Хотя надо сказать, что самому человеку подобный «приступ» приносит временное...

Принято считать, что причина ревности - чувство собственности, испытываемое одним супругом по отношению к другому. В принципе верно, но это несколько упрощенный вариант. На самом деле супружеская ревность возникает там, где у одного супруга есть власть над другим - или, по крайней мере, ощущение такой власти. А это все же не совсем чувство собственности.

Ревность - это страх потери власти. Практически каждый всегда стремился управлять хоть какой-то малостью. Но за все в жизни надо платить...

11 Общая характеристика эмоций и чувств

Человек живет и действует в реальной действительности. Она познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения в процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека с складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отражается в сознании индивидуальной человекини.

Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая его, человек одновременно субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям р реального мира. Да сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения к действительности, к людям, с которыми он общается, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувствеів.

Мир эмоций и чувств разнообразный. Мы говорим о чувстве любви человека к. Родине, матери к ребенку, о чувстве радости от осуществления необходимой для других людей и одновременно тяжелой работы, п о чувстве близости к другим людям, с которыми вместе делаешь полезную для общества дело. К эмоциональной сферы принадлежат многочисленные состояния, переживания; радость, волнение, уважение, горе, восхищение тощщо.

Какова же роль эмоций и чувств в деятельности человека? х; моральный дух солдат определяет иногда победу в бою; психологическая несовместимость людей в браке нередко объясняется их неспособностью или нежеланием понять эмоциональное состояние друг друга.

Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу и воспитателю, военном и тренеру спортивной команды. Чуткое отношение к настроению окружающих людей - свидетельство высокой культуры поведения

Чувство связаны со всеми сферами нашей психики:

С ощущения и восприятия (нам нравятся определенные цвета, формы, запахи, которые вызывают у нас положительные эмоции);

С памятью (воспроизводя те или иные сообщения, мы якобы заново переживаем эмоции, сопровождающие, кроме того, эмоциональную окраску сообщения влияет на эффективность его запоминания я)

С воображением, с представлениями о будущем (нас охватывает ужас, когда мы представляем, какую угрозу для мира несет ядерная бомба, терроризм и т.д.)

Закономерно возникает вопрос: что же такое эмоции и чувства?

В науке до сих пор все еще нет полного согласия относительно того, что относится к понятию"чувство", а к понятию"эмоции"

Еще совсем недавно термин"эмоции"было принято использовать для обозначения простейших переживаний, связанных с первичными органическими потребностями (в пище, воде и т.п.). Близкой к этой является взгляд на ем мощи как на реакции, которые характеризуются сильными телесными изменениями и их ярким внешним проявлением. При этом в эмоциях односторонне видят такую??их способность, как негативный, разрушительный влияние на поведение в человек людини.

время все более распространенным является такое понимание эмоций

Эмоции - это относительно кратковременные переживания, которые носят четко выраженный ситуативный характер, т.е. связаны с отношением человека к ситуациям, которые возникают, или возможных ситуаций, к своей деятельности те, к конкретным поступкам. Эмоции - конкретная форма переживания чувствев.

Такое понимание не привязывает эмоций только в органических потребностей. При этом справедливо считается, что эмоции человека является продуктом общественно-исторического развития и влияния социальной среды, в котором она а развивается, и они связаны со всем разнообразием явлений и сторон действительности, а не только с инстинктивными потребностями и их удовлетворениям.

Чувство, в отличие от эмоций, - это устойчивые переживания, в которых выражается эмоциональное отношение человека к определенному объекту (субъекта): человека, семьи, класса, школы, художественного произведения, искусства,. Батькивщы ин.

Отличие чувств от эмоций вовсе не означает отсутствия их взаимосвязи. На фоне устойчивых чувств, например, любовь к близкому человеку, в зависимости от обстоятельств могут переживаться разные эмоции; мае ривога за нее, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек в чем-то не оправдала надеждеь.

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства являются более устойчивыми. Другими характерными признаками чувств является:

1. Предметность ("привязанность"к определенного объекта или субъекта). Предметы, явления, люди, на которые направлена??практическая и теоретическая деятельность человека и которые при этом вызывают у нее эмоциональное отношение - объекты (предметы) чувствеочуттів.

2. Субъектность чувств, неотделимость от их носителя (личности)

3. Интимный характер чувств. Поскольку они принадлежат внутреннему миру человека, а потому трудно поддаются изучению

4. Полярность, которая заключается в том, что всегда можно назвать положительные и отрицательные чувства (например, удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - печаль и т.д.)

5. Амбивалентность (двойственность). Причиной существования двойных чувств является многогранность предметов и явлений действительности, в связи с чем отношение человека к ним не исчерпываются одним каким-то элементарным отношением. Примерами такой двойственности является:"наслаждаюсь и стесняюсь","приятные страдания"Ревность - это одновременно и любовь, и ненавистья, і ненависть.

Однако мнение относительно оценки роли эмоций в жизни человека (прежде их необходимости) является до сих пор неоднозначной. Все еще встречаются точки зрения, утверждают, что эмоции человека - это нечто подобное д до аппендикса: человек унаследовал эмоции от животных, это рудимент человеческой психики. Исходя из этой позиции, идеальная совершенный человек-это человек, полностью свободна от эмоцийій.

Попробуем представить себе такого человека. Вот что по этому поводу писал ученый - физиолог. ПК. Анохин:"А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенных эмоций, как сейчас же перед нами откроет ется большая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и не способность них понять ни субъективных последствий всего, что происходит во внешнем мире, ни значения своих поступков для окружающих. Страшная и грустная картина. К счастью, эмоции человека не только существуют как законо мерное явление природы, но даже обнаруживают четкие признаки прогресса"В этих словах ответ на вопрос, нужны эмоцииотрібні емоції?

Эмоции являются главной характеристикой человеческой личности. Подобно мышления, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства человека, т.е. способность переживать эмоции, называется эмоциональностью. Са аме эмоциональные особенности являются одними из важнейших свойств в структуре личности человека. Знания эмоциональных особенностей человека дает нам возможность судить о главном в ни ній.

Например, о каждом незнакомую нам человека мы получаем всего одну из следующих характеристик. О первой сказано, что она имеет хорошую память, о другую - она??хорошо владеет знаниями, о третью - что она доброжелательная, о четвертую - что она имеет 100% зрение, о пятой - что она трус, о шестую - что она радуется успехам других, о седьмую - что она равнодушна к людям, о восьмую - что она не терпит когда другие проявляют грубость, о девятую - что она музыкальная т.д.. Из этого примера видно, что о главном в человеке говорят больше характеристики третьей, пятой, шестой, седьмой и восьмой человека, тоб то те, которые характеризуют ее со стороны эмоциональноститі.

КД. Ушинский в книге"Человек как предмет воспитания» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и правильно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства; в ни их ощущается не характер каждой мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя мнениях наших мы можем сами себя обманывать, но чувство наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом делесправді".

Люди самовизначають себя через свои эмоции. Характер эмоций ребенка говорит окружающим о личности, формируется. Эмоции детей и подростков является для учителя, родителей своеобразными индикаторами, они указывают ують, насколько успешно формируется то, что. КД. Ушинский назвал строем человеческой души, а именно - направленность личностиості.

Таким образом, эмоции человека говорят о главном содержание личности, так как помогают раскрыть внутренний мир людей

Сущность эмоций определяют такие их свойства, которые характеризуют отношение человека к событиям, людей, самого себя. Причем в отношении заключается тот смысл и то значение, которые эти явления имеют для человека

Главной эмоциональной единицей, специфически окрашена отношением, является переживание. Положение о переживании как центральную единицу психического была сформулирована. ЛС. Выготским и развито. ЛИ. Божович. Мисс сце и функции переживания в структуре личности изменяются в процессе психического развития. Постепенно он становится центром душевной жизни, его главным стержнемтрижнем.

Выяснить, как повлияла на человека то или иное событие, можно лишь в том случае, если удастся понять характер ее переживаний по этому поводу. Если школьника"проработали"на классных собраниях с целью достичь ты его раскаяние за недостойный поступок, то такое проработки и внешние признаки раскаяния (слова, осознал, что стыдно, даже слезы) еще не доказательство того, что желаемый эффект достигнут. Только сущность пе реживань раскроет, или школьник расстроен своим поступком и раскаивается, или озлобленный и считает наказание несправедливымедливим.

Таким образом, главная, центральная единица эмоций переживания. Именно оно свидетельствует об отношении человека к явлениям и событиям окружающего мира, к самому себе. Это означает, что все те эмоциональные особенности люди ини, характеризующих переживания, являются ведущими, главными. К ним относятсять:

1. Качественные особенности эмоциональности. Они, в свою очередь, включают:

а) знак эмоций: положительная она (удовлетворение, принятия) или отрицательная (недовольство, неприятие)

б) более"мелкие"и более конкретные, чем удовольствие-неудовольствие, особенности: радость, удовольствие, восхищение, гнев, тревога, разочарование, стыд - их называют модальностью переживаний

Например, знание того, что человек испытывает гнев, еще недостаточно для вывода плохо это или хорошо, морально или аморально. Для этого необходимо знать, чем была вызвана эмоция, то есть установить ее объект т. Почему разгневанная ребенок? , если ее причина - неудача другогого.

3. Динамические особенности эмоциональности. Они характеризуют, во-первых, течение эмоционального переживания (глубину, продолжительность, частоту возникновения), во-вторых, особенности внешнего проявления эмоций в поведении - эмоциональную экспрессию (мимику, жесты, интонацию). Динамические признаки - это всего лишь форма существования эмоций. Однако они являются своеобразными индикаторами переживаний,"лицом эмоций"и, как мы увидим далее, по легшують контактов между людьмиж людьми.

Эмоции и чувства: проблема психологических различий. Функции эмоций: коммуникативно-экспрессивная, сигнальная, регулирующая, оценочная, защитная. Основные виды эмоций. Качества эмоций: полярность, активность (стенические, астенические), интенсивность, продолжительность. Феномен амбивалентных переживаний. Эмоциональные состояния индивида (настроение, депрессия, фрустрация, аффект, страсть и др.). Физиологические механизмы эмоций. Виды чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические. Развитие чувств в онтогенезе.

Эмоции – это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

Чувства – это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени.

Различия:

· эмоции – мгновенные и краткосрочные, а чувства – постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

· эмоции переходят в чувства или выражают их.

· Чувства проявляются внутри, а эмоции – снаружи.

· эмоции имеют свойство проявляться бессознательно или неосознанно, а чувства - более осознанное (сознательное) проявление.

· эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения.

· эмоции являют собой реакцию, а чувства – состояние

· эмоции проявление физиологическое, а чувства – психологическое.

Точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать сложно. Часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот – одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях

Функции эмоций:.

коммуникативная– проявляется в различных выразительных движениях, формирующихся под влиянием социума. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. С помощью эмоций человек общается тоньше и глубже, чем с помощью языка. Существуют люди тактичные и бестактные. Сущность бестактности – у человека заторможен эмоциональный язык, эмоциональная чуткость.

сигнальная –Эмоции сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции; поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

регулирующая – заключается в способности эмоций оказывать влияние на состояние организма и поведение человека;

Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта, значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти

оценочная – состоит в определении значимости для субъекта того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий; В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо старать ся в ней находиться, действовать

защитная - Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии.

Виды эмоций

Видов эмоций огромное кол-во, они способны создавать комбинации, грани между которыми иногда практически неощутимы.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные

К положительным эмоциям принадлежат:

удовольствие, восторг, радость,уверенность, симпатия, любовь,нежность,блаженство.

К негативным эмоциям принадлежат:

злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев.

Нейтральными можно назвать:

любопытство,изумление, безразличие.

к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Сила эмоции называется ее активностью

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны.

Интенсивность эмоции

Слабая - появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)

Средняя - Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

Сильная - С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

амбивалентность человеческих переживаний - это двойственность внутренне противоречивых чувств. Термин введен Блейлером применительно к шизофрении,но двойственность чувств проявляют и нормальные люди. Это вообще свойство психики, которое можно назвать базовым.(Пример - сплетение любви и ненависти.) В состоянии амбивалентности каждая установка «выправляется» собственной противоположностью. Амбивалентность выражает глубинную взаимосвязь самых разных переживаний. З. Фрейд полагал, что это понятие удачно выражает противоположность влечений.(двойственность обнаруживается в одновременном сочетании у ребенка пассивных и активных стремлений.)

Настроение - Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение тех или иных событий в жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение имеет личностный характер и тесно связано с темпераментом.

Аффект -быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек.

Стресс - это состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. С

тресс возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации.

Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый, но одни справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Виды стресса:

1) физиологический: реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический: информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Депре́ссия - психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимизм,)двигательной заторможенностью, снижением самооценки, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия - наиболее распространённое психическое расстройство.

Фрустрация (“обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. В зависимости от потребности и объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться как положительная или как отрицательная.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.


Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций - положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность - основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость - гнева; веселье, ликование, торжество - радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх - от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций - чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.