Что такое коносамент и как его правильно оформить? Где и как применяется морской коносамент (Bill of Landing).

Понятие, функции и виды коносамента

Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о коносаменте. Лицам, которые обслуживают перевозки грузов на морских судах, часто приходится сталкиваться с проблемами, связанными с коносаментом, а также выдачей груза, который перевозится по коносаменту. В частности, от правильного оформления коносамента зависит многое. Неправильное его оформление может повлечь значительные убытки для капитанов судов, отправителей и получателей грузов, экспедиторов, морских агентов, брокеров и других лиц, принимающих участие в осуществлении успешной морской перевозки. Большое значение правильного оформления коносамента имеет место при возникновении следующих ситуаций:

Требования выдачи чистого коносамента при явных повреждениях груза;

Требования выдачи груза без предъявления коносамента;

Наличие разночтений между коносаментом и штурманской распиской и т.д.

Защита прав и интересов ответственных лиц значительно усложняется в случае непонимания значения такого многофункционального документа, как коносамент.

Краткая история развития коносамента

С уверенностью можно сказать, что использование коносамента имеет многовековую практику. Так, первое упоминание об обязанности судовладельца составить перечень грузов на борту судна, было закреплено еще в Королевском своде законов Испании в 1255 году. Уже в X1V веке коносамент как необоротная расписка судовладельца (капитана) регулярно выдается купцам, которые не намерены были путешествовать со своими грузами. В этих расписках судовладельцы, как правило, отмечали наименование, количество и качество груза, принятого на борт. Впоследствии данный документ стал отражать и условия договора перевозки груза с целью разрешения споров, которые неизбежно возникали между грузовладельцами и перевозчиками. И, наконец, на рубеже ХVIII века коносамент приобретает свою третью основную «черту» - оборотного документа, позволяющего грузовладельцу распорядиться грузом до его прибытия в порт назначения с помощью индоссамента, передаточной надписи. XIX век ознаменовался становлением коносамента в таком виде, в котором он существует и в настоящее время.

С развитием линейного судоходства значение коносамента еще более возрастает. За счёт сокращения употребления чартера коносамент наделяется дополнительными функциями и выступает как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки груза, начинает регулировать отношения между перевозчиком и получателем груза даже при наличии чартера.

Источники регулирования

Началом унификации норм, регулирующих вопросы использования коносамента, считают работу Ассоциации для реформы и кодификации международного права, которая разработала и опубликовала Гамбургские и Лондонские правила фрахтования. Однако данные правила использовались в добровольном порядке и отражали, в основном, интересы грузовладельцев. Новая волна правотворческих усилий привела к разработке Гаагских правил о перевозках грузов по коносаменту 1921 г. Данные правила были одобрены Международной конференцией судовладельцев и нашли своё применение в виде условий коносаментов, однако ситуация осложнилась так, что национальное законодательство оставалось в силе, коллизии были неизбежны. Назревала острая необходимость в создании единой обязательной конвенции. Так, в Брюсселе в 1924 г. принимается Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, сохранившая название Гаагских правил. В связи с внедрением контейнеризации грузов усиливалась критика Гаагских правил, а именно - размер ответственности перевозчика, к тому же коллизии правил с национальными законодательствами не были исчерпаны. С целью дальнейшего усовершенствования международно-правового режима перевозок грузов был подписан Протокол об изменении Гаагских правил 1924 г., который получил название Правила Висби, вступивших в силу в 1977 г. Данные правила были приспособлены для регулирования отношений между развитыми странами, в свою очередь, развивающиеся страны оставались неудовлетворёнными. Впоследствии именно развивающиеся страны, которые составляли большинство в ООН, добились выработки новой Конвенции о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. Следует заметить, что эта конвенция ввела довольно непривычный правовой режим коносаментных перевозок. Упомянутая конвенция слабо учитывала специфическую роль судовладельца-перевозчика в морском бизнесе, международное сообщество считало, что конвенция не в полной мере регулирует отношения по поводу прямых смешанных (мультимодальных) перевозок, которые получили стремительное развитие в конце XX века наряду с тенденцией контейнеризации перевозок. Таким образом, все эти перипетии привели к разработке проекта новой конвенции в рамках работы Комиссии ООН по праву международной торговли. В результате Конвенция ООН о договорах полной или частичной морской перевозки грузов была подписана в Роттердаме в 2009 г. и получила название Роттердамских правил. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН в 2008 г. призвала все страны стать участниками данной конвенции.

Итак, на данном этапе разработка новых нормативно-правовых актов международного значения приостановлена, так как каждая из конвенций в определённой степени урегулировала проблемные аспекты, сложности, связанные с выдачей коносамента.

Понятие и функции коносамента

Коносаментом является документ установленной формы, который выдаётся перевозчиком (судовладельцем) в доказательство факта принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Основные функции коносамента сводятся к тому, что он содержит условия договора перевозки груза, играет роль расписки перевозчика (судовладельца) и выступает товарораспорядительным документом. Рассматривая каждую из функций коносамента, становится очевидна уникальность и многофункциональность данного документа.

В осуществлении морской перевозки центральное место занимает перевозчик. Отношения перевозчика с отправителями и/или получателями груза складываются в сложную многообразную систему. Она столь велика, что международной практикой были выработаны эффективные формы организации отношений перевозчика с получателем груза - проформы коносаментов. Таким образом, коносамент, выдаваемый перевозчиком отправителю, регулирует отношения не столько между отправителем груза и перевозчиком, сколько между перевозчиком и получателем груза. Также стоит заметить, что договор перевозки, который оформляется посредством коносамента, определяет взаимные права и обязанности между перевозчиком и грузополучателем, что свидетельствует о правовой природе договора в пользу третьего лица - получателя. При этом следует помнить, что коносамент - документ односторонний, содержит подпись и печать только перевозчика, так что формой договора морской перевозки груза он никак не может считаться. Тем не менее, он содержит все реквизиты, необходимые и достаточные для заключения такого договора .

Следующей важной функцией является то, что коносамент выступает как расписка перевозчика в приеме груза . Так, ч. 3 ст. 3 Правил Гаага-Висби закрепляет, что, «получив грузы и приняв их под свой контроль, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю коносамент, должным образом описывающий груз, содержащий опознавательные знаки, количество груза, внешний вид и состояние груза». Обязанность перевозчика подтвердить принятие груза выдачей коносамента также содержится в ч. 1 ст. 14 Гамбургских правил, которая гласит: «Когда перевозчик или фактический перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент».

Коносамент выдаётся после принятия груза к перевозке по просьбе отправителя. Приобретение бланков коносаментов и первоначальное их заполнение осуществляется отправителем груза. Далее коносамент поступает в сферу ответственности перевозчика, который должен оформить коносамент окончательно, сопоставить данные отправителя с информацией штурманской расписки. Штурманская расписка выдаётся отправителю до выдачи коносамента и также является распиской в приёмке груза к перевозке. После этого перевозчик должен выдать коносамент отправителю груза по его просьбе. Выдача коносамента связывается с установлением трёх важных фактов: получение груза перевозчиком; погрузка груза на борт судна; отход судна в рейс.

Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна, или же другим лицом, уполномоченным капитаном. Обычно подписание коносамента производится в день его выдачи. Также полномочия на подписание коносамента имеет морской агент, в частности линейный агент, а в отдельных случаях грузовой агент.

Важным элементом является дата выдачи коносамента. Как правило, дата выдачи свидетельствует о дате исполнения поставки и дате заключения договора морской перевозки. Дата выдачи коносамента также имеет большое значение в расчётных отношениях. Неправильное указание даты может быть в случае проставления даты в коносаменте более поздним днём (Stale Bill of Lading) и датирования коносамента более ранней датой, предшествующей погрузке груза на борт (Antedated Bill of Lading). Датирование коносамента задним числом является грубым нарушением (антидатирование), а иногда может представлять собой уголовно наказуемое деяние - мошенничество или фальсификацию документов.

Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой) . Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий названные в нем товары, может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что коносамент, являясь ценной бумагой, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз. Таким образом, отправитель, выступая законным держателем коносамента, сохраняет своё право распоряжаться грузом на протяжении его транспортировки, и затем передавая его должному лицу. Выдача груза в порту назначения производится после предъявления коносамента.

Виды коносамента

Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан «приказу отправителя» либо «приказу получателя», то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен «приказу отправителя». В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают.

С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого коносаменты подразделяются на линейные и чартерные . Линейный коносамент - это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.

В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской . Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку - от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.

Следует отметить, что в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы . Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.

Домашний коносамент

Отдельно выделяется такая разновидность коносамента, как домашний. Как было сказано ранее, коносамент выдаётся перевозчиком (судовладельцем) грузоотправителю в подтверждение принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Однако коносамент может быть выдан не только перевозчиком, но и экспедитором, выполняющим функции перевозчика (контрактным перевозчиком), и экспедитором, заключившим договор с перевозчиком. Коносамент экспедитора, как и всякий другой, может играть роль ценной бумаги, то есть быть оборотным документом.

Сравнивая особенности домашнего и линейного коносаментов, следует отметить, что их основные позиции и внешняя форма являются сходными. На лицевой стороне коносамента, как домашнего, так и линейного, обыкновенно будут содержаться такие реквизиты, как наименование груза, его описание, включая упаковку и маркировку; вес брутто; подпись уполномоченного представителя перевозчика; наименование судна и его флаг. Однако существует и ряд реквизитов, которые будут различны в зависимости от вида коносамента, в частности: грузоотправитель, грузополучатель и сторона, которую перевозчик обязан уведомить о прибытии груза (получатель) по коносаменту.

Право выдавать домашний коносамент принадлежит также NVOCC - перевозчику, не владеющему тоннажем. Одним из способов организации деятельности NVOCC является выдача грузовладельцу одного документа (домашнего коносамента) на весь процесс перевозки. Домашний коносамент NVOCC, оформленный в соответствии с требованиями сторон может быть использован и в расчётных операциях между сторонами сделки, в том числе с применением аккредитива

Домашний коносамент также выдаётся экспедитору, когда тот объединяет в одном контейнере партию грузов, которые принадлежат разным грузовладельцам и представляют собой различные партии грузов. В этом случае обычно выдаются несколько документов на каждую из партий, объединённых в одну. Такие документы обычно выдаются в форме деливери-ордера, который в некоторых юрисдикциях признаётся как ценная бумага - долевой коносамент. Грузы, указанные во всех долевых коносаментах, в сумме равняются грузам, которые перевозились по первоначальному коносаменту. Совокупность долевых коносаментов может быть выдана только в обмен на оригинал такого коносамента. Это также имеет место в случае, когда партия груза, находясь в пути, разбивается на более мелкие партии, которые продаются разным покупателям.

В заключение хотелось бы ещё раз указать, что коносамент - действительно универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции столь многообразны, что в общем случае он заменяет три документа. Коносамент широко используется в линейном, трамповом, торгово-промышленном судоходстве, а также для организации смешанных, мультимодальных и интермодальных перевозок. Практика использования коносамента доказала, что этот документ достаточно гибкий по своей природе, поэтому его можно приспособить для оформления грузовых перевозок в условиях появления не только новых форм судоходства, но и новых способов организации грузоперевозок в целом.

В практике Interlegal вопросы, связанные с применением коносамента, занимают особое место. Наши клиенты - перевозчики, экспедиторы, грузовладельцы, имея противоположные интересы, часто по-разному смотрят на правоотношения, опосредованные коносаментом. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и распространённость документа, эффективное решение практических проблем, связанных с коносаментом, без юристов представляется нецелесообразным и чреватым необоснованными потерями вовлеченных сторон.

Международная юридическая служба Interlegal

При отправке грузов морским путем оформляются различные виды коносамента. Различия оформления этих документов заключается в определенных условиях отправки.

Коносамент - (фр. connaissement):

  1. Документ, содержащий условия договора морской перевозки. Нормы о коносаменте содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 г (с изменениями в соответствии с Брюссельским протоколом 1968 г.), а также в настоящее время в действующем Кодексе торгового мореплавания СССР.;
  2. Товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжаться грузом. Распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в коносаменте не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер).

Может составляться:

  • на предъявителя, на имя получателя (именной);
  • приказу отправителя или получателя (ордерный).

Коносамент на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. Именной коносамент - по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному коносаменту груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если не указано, что коносамент составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно коносамент составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные теряют силу.

Коносамент относится к ценным бумагам. Коносамент называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

В коносаменте указываются:

  • наименование транспортного средства,
  • перевозчик,
  • отправитель,
  • получатель,
  • место приема или погрузки,
  • назначение груза,
  • его наименование,
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента,
  • число составленных экземпляров.

Передача коносамента осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный или на предъявителя) и равносильна передаче груза. Коносамент является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.

  • Бортовой коносамент - On Board Bill of Lading (Board B/L) - удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.
  • Долевой коносамент - Delivery order - товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент - распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
  • Застрахованный коносамент - Insured Bill of Lading - представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах.
  • Именной коносамент - Straight Bill of Lading (Straight B/L) - составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.
  • Коносамент на предъявителя - передается в обмен на груз путем простого вручения.
  • Коносамент на груз, принятый для погрузки - Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
  • Линейный коносамент - Liner bill of Lading (Liner B/L) - коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.
  • Коносамент с оговорками ("нечистый" коносамент, "грязный" коносамент) - Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.
  • Местный коносамент - Local bill of Lading - со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами.
  • Ордерный коносамент или оборотный коносамент - Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) - по которому груз передается либо "приказу" грузоотправителя, либо "приказу" грузополучателя, либо "приказу" банка, либо по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу" получателя, то считается, что он составлен "приказу" отправителя. "Приказ" - пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.
  • Прямой коносамент - Direct bill of lading - коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.
  • Сборный коносамент или групповой коносамент - Combined (Collapsible) bill of lading - на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.
  • Сквозной коносамент - Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) - предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками - принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства - каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

Морской коносамент (Bill of Lading) - является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки, содержит в себе все основные условия данного договора. Несет функцию «расписки» - документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве. Морской коносамент (Bill of Lading) – это документ, дающий право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ!). Это, выражается в том, что, коносамент, с конкретно указанным в нем грузом, может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

    Основные виды коносамента:
  1. Общее деление:
    • Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При оформлении такого коносамента, в обязательном порядке, проставляется запись "Приказу имярек". (К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты).
    • Не оборотный коносамент (non-negotiable bill of lading) - коносамент в котором грузополучатель точно определен, и получает груз сам.
  2. В зависимости, от того, кто именно, будет получателем груза, коносамент бывает:
    • Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
    • Ордерный - (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель, может определять ("приказу отправителя" либо "приказу получателя"), какому именно, третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте, делается передаточная надпись (индоссамент).
    • Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения, передается предъявителю коносамента.
  3. В зависимости от типа перевозки:
    • Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading). Оформляется, при перевозке груза, на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах. (Линейные морские перевозки).
    • Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (Трамповые морские перевозки). Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик). Где, фрахтовщик предоставляет фрахтователю, за определенную плату, часть судна, все судно или несколько судов сразу, для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.
  4. В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза, или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:
    • «Чистый» (clean bill of lading) коносамент - повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза, соответствует указанному в коносаменте.
    • «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками, оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза, и других замечаниях к качеству груза.
  5. В зависимости от общей схемы перевозки:
    • Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
    • Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.
  6. В зависимости от того когда груз принят перевозчиком:
    • Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) - оформляется, при уже погруженном на судно грузе.
    • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.

Это неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю. Коносамент - это транс-портный документ, содержании"! условия договора морской перевозки, удостоверяющий факт приема груза к отправке, дающий право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз, право держателя коносамента на владение и распоряжение им.

Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений, без такого условия.
Правовыми актами, регулирующими вопросы выдачи и содержания коносамента, являются: Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правил Гаага-Висби); Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила); Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.99 г.

Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, под-писанного отправителем груза, который передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами. В коносаменте указывается язык, на котором напечатан текст коносамента, возможно двуязычное оформление коносамента. Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк. Коносамент - это документ стандартной формы, принятой в международной практике, на перевозку груза.

Коносаменты составляются в трех экземплярах с тем же содержанием и датой: один - для грузоотправителя, второй - для грузополучателя, третий -для грузоперевозчика. Все экземпляры коносамента являются оригиналами, о чем свидетельствует штамп «оригинал» на них. В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий. В коносаменте указывается число составленных оригиналов, однако только один из них может быть товарораспорядительным документом. Если по одному из них товары выданы, то остальные теряют силу. Копии коносамента печатаются на бумаге, отличной от оригинала, либо имеют штамп «копия».

Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя:

Именной коносамент - коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз пере-дается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.

Ордерный коносамент - коносамент, но которому груз передается либо по приказу грузоотправителя, либо по приказу грузополучателя, либо по приказу банка, либо по передаточной надписи того, по чьему приказу он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен по приказу получателя, то считается, что он составлен по приказу отправителя.

Коносамент на предъявителя - коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными . Это дает право их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным, если он был таким оформлен. Оборотный коносамент (подлежащий индексации) применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

В коносаменте изложены обязательные сведения о грузе. В зависимости от оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты с оговорками и чистые. Коносамент с оговорками - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент - коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговыми и бортовыми. Бортовой коносамент - коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой коносамент - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

В зависимости от особенностей перевозки различают линейный и чартерный коносамент. Линейный (рейсовый) коносамент - коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием судах, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный (фрахтовый) коносамент - коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.

Прямой коносамент - коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться еще и другими наземными и морскими перевозчиками, то отправителю удобнее использовать сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками.

Сквозной коносамент - коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками - принимающим груз в порту от правления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перемещающие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства - каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносамент представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования. Он обычно применяется при перевозке грузов в контейнерах.
Различают также следующие виды коносаментов.

Долевой коносамент - распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу. Он используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку.

Сборный коносамент - коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.

После приема груза к доставке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (Bill of Lading, в переписке обычно пользуются сокращением B/L или BOL). Он удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует условия, является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом, подтверждает право собственности на отгруженный товар. После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

Коносамент, как правило, выписывается в трех и более экземплярах, содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов имеется надпись ORIGINAL, указана информация о перевозимом грузе (наименование грузоотправителя/грузополучателя, судна, портов погрузки и выгрузки, указаны параметры груза, время и место выдачи, количество оригиналов и др.), на обороте - постоянные условия договора перевозки. На копиях, которые могут печататься на бланках по цвету или фактуре отличных от оригиналов, стоит отметка COPY.

Каждая морская линия имеет свой коносамент, но за основу часто принимается типовая проформа линейного коносамента Conlinebill, разработанного BIMCO (Baltic and International Maritime Council - Балтийский и международный морской совет). Рассмотрим содержание лицевой стороны коносамента на примере морской линии Maersk. Некоторые графы могут оставаться незаполненными, если не имеют значения для конкретного груза или перевозки (Табл. 1) .

Таблица 1. Содержание лицевой стороны коносамента морской линии Maersk

№п/п

Наименование графы

Содержание

BILL OF LADING FOR OCEAN TRANSPORT OR MULTIMODAL TRANSPORT

Название документа: морской или мультимодальный коносамент. Коносамент считается мультимодальным, если заполнена графа «Место получения» и (или) графа «Место поставки», т.е. когда у морской линии была заказана не только морская перевозка, но и наземная доставка в порт отправления и (или) из порта назначения.

SCAC

Код (Standard Carrier Alpha Code), используемый для идентификации перевозчика.

B/L №

Номер коносамента. Представляет собой набор латинских букв и (или) цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии можно узнавать информацию о движении груза.

Booking №

Номер букинга (заказа на перевозку). Также позволяет узнавать информацию о статусе груза. Номер коносамента и номер букинга часто совпадают.

ExportReferences

Svc Contract

Графа для указания ссылок на документы и т.п. (номер заказа, инвойса, др.).

Номер сервисного контракта с морской линией.

Onward inland routing (Not part of Carriage as defined in clause 1. For account and risk of Merchant)

Графа для указания деталей дальнейшей наземной доставки, которая не была заказана у морской линии и осуществляется за счет клиента, риски по которой несет клиент.

Shipper

Наименование грузоотправителя, обычно с адресом.

Consignee (negotiable only if consigned “to order”, “to order of” a named Person or “to order of bearer”)

Наименование грузополучателя, обычно с адресом.

Notify Party(see clause 22)

Компания, которую нужно информировать о прибытии груза. Может быть указана любая компания или лицо (грузополучатель, экспедитор, банк и т.д.).

10.

Vessel (see clause 1+19)

Название судна. В интернете можно найти его фотографии, а также текущее местонахождение.

11.

Voyage №

Номер рейса.

12.

Place of Receipt. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправления.

13.

Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера на борт судна.

14.

Port of Discharge

Порт разгрузки, порт назначения. Порт, куда должен быть доставлен контейнер и где будет осуществлена его выгрузка с судна.

15.

Place of Delivery. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место поставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю.

16.

PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER.

Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier

Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию о конкретном перевозимом грузе. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.

17.

Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.

Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указывается также вес и объем груза. Нужно обратить внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также часто содержатся контактные данные представительства морской линии в стране, куда направляется контейнер.

18.

Weight

Вес груза брутто.

19.

Measurement

Объем груза.

20.

Freight & Charges:

Rate, Unit, Currency, Prepaid, Collect.

Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту (ставка, база начисления, валюта). Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. Фрахт может быть уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если фрахт еще не был оплачен, делается пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

21.

Carrier’s Receipt (sea clause 1 and 14). Total number of containers or packages received by Carrier

Общее количество контейнеров или грузовых мест, принятых перевозчиком.

22.

Place of issue of B/L

Место выпуска коносамента.

23.

Number & Sequence of Original B(s)/L

Количество выпущенных оригиналов коносамента, порядковый номер конкретного экземпляра коносамента (например, 1 из 3).

24.

Date of Issue of B/L

Дата выпуска коносамента.

25.

Declared Value(sea clause 7.3)

Объявленная стоимость груза. Заполнение этой графы (указание в ней стоимости перевозимого груза) повышает пределы ответственности морской линии в случае порчи или утраты груза до указанной суммы. В случае желания грузовладельца объявить стоимость груза нужно будет заплатить более высокий фрахт.

26.

Shipped on Board Date (Local Time)

Дата погрузки на борт судна (по местному времени). В большинстве случаев совпадает с датой выпуска коносамента.

27.

Signed for the Carrier Maersk Line A/S As Agent(s)

Место для подписей перевозчика, капитана судна, агента.

В некоторых графах содержатся ссылки на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, где имеются важные оговорки. Например, графа Notify Party «отсылает» к п. 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза. Словом, необходимо внимательно читать содержащуюся информацию.

Если одновременно отправляется несколько контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию. Отдельный коносамент на каждый контейнер обойдется дороже, т.к. за оформление каждого документа взимается сбор, но в некоторых ситуациях это удобнее (например, если грузополучатель заранее знает, что не успеет своевременно рассчитаться с грузоотправителем за всю партию, это позволит ему избежать простоя в порту оплаченных контейнеров).

В случае, кода отправка осуществляется в составе сборного груза (LCL), на каждую партию товаров оформляется отдельный комплект коносаментов, т.е. контейнер может быть один, а выписанных коносаментов - 7, 11 и т.д. - в зависимости от количества перевозимых грузов.

Обратим внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя. Последний, как правило, предварительно присылает грузополучателю коносамент (draft bill of lading) на проверку. Пренебрегать ею не стоит, поскольку внесение изменений в уже выпущенные коносаменты - платная услуга.

На один и тот же груз может быть оформлен или только линейный коносамент, или линейный и домашний коносаменты. Выпуск исключительно домашнего коносамента невозможен.

Линейный коносамент (Master Bill of Lading, MBL) выпускается морской линией на фирменном бланке для ее заказчика, коим чаще всего выступает агент-экспедитор (и в этом случае линейный коносамент часто оформляется в форме sea waybill, чтобы не усложнять документооборот), реже - непосредственно грузоотправитель.

Домашний коносамент (House Bill of Lading, HBL) выпускается агентом-экспедитором также на своем фирменном бланке для конкретного грузоотправителя.

Получение контейнера

Чтобы забрать контейнер из порта назначения для дальнейшей доставки грузополучателю, необходимо выполнение любого из трех условий: сдать оригинал коносамента в стране назначения, иметь телекс-релиз или sea waybill (экспресс-релиз).

Рассмотрим эти условия подробнее.

После отправки груза агент оформляет домашний коносамент. Когда грузоотправитель выполняет свои обязательства перед агентом (в случае возникновения таковых, например, оплачивает счета за портовые сборы и наземную доставку контейнера в порт отправления), последний выдает ему комплект оригиналов коносамента. Грузоотправитель высылает их (обычно курьерской почтой) грузополучателю только после выполнения своих обязательств перед ним, в первую очередь - финансового характера. При использовании аккредитива коносаменты предоставляются в банк грузоотправителя, пересылаются в банк грузополучателя, выдаются банком грузополучателя грузополучателю. Грузополучателю следует своевременно рассчитываться с грузоотправителем и контролировать отправку оригиналов коносамента, чтобы не допустить простоя контейнера в порту прибытия.

Получив оригиналы коносамента, грузополучатель сдает их экспедитору. Только после этого возможен вывоз прибывшего в порт груза для дальнейшей доставки наземным путем.

Если по каким-то причинам бумажными версиями коносаментов пользоваться неудобно, например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения или существуют опасения, что оригиналы коносамента потеряются во время пересылки, можно воспользоваться другим вариантом - сделать телекс-релиз (telex release, TR). Это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения о том, что отправитель сдал оригиналы коносамента агенту-экспедитору. Наличие телекс-релиза отменяет необходимость предъявления оригиналов коносамента в пункте назначения для получения груза.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента агенту, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом может потребоваться оплата сбора за оформление телекс-релиза - обычно 25-30 долларов США за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза такова. На оригиналах коносамента проставляется штамп «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), оформляется уведомление о телекс-релизе (telex release notice, telex release instruction) и вносятся отметки о релизе в компьютерной системе. Телекс-релиз может быть оформлен только в том случае, если были выпущены бумажные оригиналы коносамента. Помимо того, он не используется для оборотных коносаментов и для sea waybill.

В большинстве случаев отправитель высылает получателю, а получатель сдает экспедитору полный комплект выпущенных коносаментов. Вместе с тем, для получения груза достаточно предъявить хотя бы один оригинал коносамента (аналогично грузоотправитель для оформления телекс-релиза должен сдать хотя бы один оригинал коносамента). После этого все остальные экземпляры становятся недействительными. Такая возможность обычно прописывается внизу на лицевой стороне коносамента: One of these Bills of lading must be surrendered duly endorsed in exchange for the goods. In witness where of the original Bills of Lading all of this tenor and date have been signed in the number stated below, one of which being accomplished the other(s) to be void, что в дословном переводе «Один из этих коносаментов должен быть должным образом индоссирован и сдан в обмен на товар. Удостоверяем, что оригиналы коносамента, идентичные по содержанию и дате составления, были подписаны в указанном ниже количестве, после выдачи груза по одному из оригиналов коносамента, остальные оригиналы теряют свою юридическую силу».

Таким образом, если был оформлен необоротный коносамент, достаточно предоставить один оригинал (желательно поставить на нем печать грузополучателя и подпись ответственного лица), а если был оформлен оборотный коносамент - предоставить один оригинал, заверенный печатью и подписью приказодателя и финального грузополучателя. Возможны исключения, когда дополнительно оговаривается, что для получения груза необходимо предоставить именно полный комплект оригиналов коносамента.

Оригиналы коносамента должны быть обязательно собраны до осуществления выдачи импортного груза. На практике возникают ситуации, когда клиент настоятельно просит экспедитора вывезти прибывший груз без предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза, ссылаясь на срочность и важность груза, огромные убытки от остановки производства, обещая при этом незамедлительно рассчитаться с грузоотправителем при первой возможности. Формально так делать нельзя. Экспедитор обязан выдавать грузы только после предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза. В противном случае, он будет обязан возместить пострадавшей стороне (чаще всего грузоотправителю) все возможные убытки, понесенные из-за таких действий.

Экспедитор иногда идет навстречу клиенту с хорошей репутацией (к тому же, если «на воде» имеются другие контейнеры от данного грузоотправителя) и «закрывает глаза» на несвоевременное предоставление документов. Однако это возможно только в случае оформления домашнего коносамента (если на груз был выписан только линейный коносамент, это невозможно) и осуществляется экспедитором. Впрочем, мы не рекомендуем так поступать.

При утере оригиналов коносамента (украдены, уничтожены и т.д.) грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма с описанием сложившейся ситуации, гарантией отсутствия каких-либо претензий к морской линии и экспедитору и гарантией оплаты возможных убытков в случае их возникновения. Помимо того - запросить перевыпуск коносамента с оплатой сбора за данную процедуру. Если коносамент был оборотный, понадобится внести залог или предоставить банковскую гарантию на срок от 6 месяцев до 2 лет в размере, пропорциональном стоимости груза (как правило, 150-200% стоимости груза).

Если на груз был оформлен sea waybill, предоставление оригиналов коносамента или оформление телекс-релиза для получения груза не требуется, т.к. является невозможным: оригиналы вообще не выпускались. Указанный в sea waybill грузополучатель может забрать груз без совершения каких-либо дополнительных действий. Процедура выдачи груза по sea waybill называется экспресс-релиз (express release).

Для получения груза грузополучатель должен сдать экспедитору оригинал(ы) коносамента или предоставить телекс-релиз либо sea waybill.

Параллельно с оборотом домашних коносаментов между агентом, грузоотправителем, грузополучателем и экспедитором происходит «круговорот» линейных коносаментов между представительствами морской линии в стране отправления, стране назначения, агентом и экспедитором. При этом работают все те же принципы: могут выпускаться оригиналы коносамента (с последующим оформлением телекс-релиза или пересылкой оригиналов) или оформляться sea waybill, что удобнее и чаще всего используется на практике. В случае утери оригиналов коносамента экспедитору придется осуществлять те же действия: писать письма, предоставлять гарантийный депозит. Морская линия может удерживать грузы и не выдавать их в порте назначения, если нарушаются согласованные финансовые аспекты договора: не вносится своевременная оплата за перевозки или предоплата, превышен размер кредитного лимита и т.д.

Если на груз оформлялся только линейный коносамент, то вместо двух «круговоротов» коносамента остается только один - передача линейного коносамента между участниками морской контейнерной перевозки.

В заключение отметим, что выбор соответствующего типа коносамента и процедуры его сдачи напрямую зависит от специфики каждой отдельной перевозки.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»