Авторское право в ссср. Особенности охраны произведений, созданных в период существования ссср

Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»1 дало регулирование социалистического авторского права в общесоюзном масштабе в условиях строившегося социализма в период новой экономической политики.

Постановление 1925 года повлекло за собой перестройку республиканского законодательства по авторскому праву. Законодательство союзных республик не стало на путь включения норм авторского права в свои гражданские кодексы. Законы об авторском праве, изданные в союзных республиках, за одним лишь исключением, были приняты как отдельные акты, не входящие в систему ГК.

Большинство положений, установленных в Основах авторского права 1925 года, перешло в последующее советское законодательство об авторском праве, в частности в Основы авторского права 1928 года, и сохраняет свою силу и в настоящее время.

Основное положение постановления от 30 января 1925 г.: «Авторское право на произведение как появившееся в свет... на территории Союза СCP, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства», дословно воспроизведено в действующем Законе 1928 года.

Уже в 1925 году советское законодательство допускало любую форму объективизации авторского права, указывая на рукописное или эскизное оформление авторского замысла только как на пример, как на частные, хотя и очень распространенные случаи объективизации творчества.

Авторское право уже в 1925 году было распространено «на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и формы его воспроизведения, а равно достоинство и назначение...» (ст. 2 Основ авторского права 1925 г.). Эта широкая формулировка без изменений вошла в действующее законодательство.

Перевод чужого произведения на другой язык в Основах 1925 года был признан самостоятельной разновидностью объекта авторского права.

Напротив, только временное значение в постановлении «Об основах авторского права» 1925 года имело установление срока существования авторского права при жизни автора на произведения в области науки, литературы, изобразительного искусства. В ст. 6 постановления «Об основах авторского права» 1925 года предусматривалось, что «авторское право, за некоторыми изъятиями, принадлежит автору в течение 25 лет со времени появления его произведения»1. Норма, устанавливавшая срочность авторского права для автора, выражала общую тенденцию законодательства первого периода нэпа допускать частные имущественные права только с определенными ограничениями. В одних случаях ограничивался объем правомочий, в других -- срок их существования. Так, например, наследование допускалось согласно ст. 416 ГК (в редакции 31 октября 1922 г.) на сумму не свыше 10000 рублей. Дома граждан, как правило, могли возводиться только на срочном праве застройки (ст.ст. 71--81-г ГК).

После исчезновения в нашей стране частных издательств нормы, ограничивающие сроком авторское право на произведение литературы, искусства или науки, утратили свой смысл 2. Поэтому в Основах авторского права СССР 1928 года мы не находим уже подобной нормы: вместо нее устанавливается принцип бессрочности авторского права при жизни автора.

В постановлении ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» (в ст. 12) устанавливалось, что «авторское право в части или в целом может быть отчуждено по издательскому договору или иным законным способом, причем характер использования авторского права должен быть определен в точности договором».

В чем могли состоять иные способы отчуждения авторского права, кроме издательского договора, в Основах не упоминалось, если не считать особого случая принудительного выкупа произведения Правительством СССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи (ст. 15 Основ авторского права 1925 года). Требование союзного закона о точном определении прав издателя, получаемых по договору от автора, было реализовано в республиканском законодательстве.

Бессрочная уступка автором исключительного права на издание своего произведения была допущена Законом об авторском праве РСФСР от 11 октября 1926 г. только социалистическим организациям: государственным, профессиональным, партийным и кооперативным издательствам (ст. 14).

Издательский договор с частными предприятиями на произведения музыкальные и музыкально-драматические не был ограничен каким-либо сроком.

Интересна судьба нормы Основ авторского права 1925 года, допускавшей бессрочную уступку автором своего авторского права. Такая уступка была разрешена, как мы видели, только в пользу социалистических издательств. В ст. 15 Основ авторского права СССР 1928 года мы находим формулировку, близкую к формулировке Основ 1925 года: «Авторское право в части или в целом может быть отчуждаемо по издательскому договору, завещанию или иным законным способом».

Законодательство союзных республик 1928--1929 гг., как и законодательство союзных республик 1926--1928 гг., не знает договора об уступке или бессрочном отчуждении авторского права издательствам, отличного от издательского договора. В ст. 17 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г.1 «Об авторском праве» прямо было сказано: «Отчуждение издательствам правомочий, вытекающих из авторского права, допускается не иначе, как по издательскому договору (разрядка наша.--Б. А. и Е. Ф.)». Почти то же самое сказано в этом Законе и об отчуждении авторского права «на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкального, пантомимного, хореографического или кинематографического произведения» 2. Между тем срок издательского договора, по законодательству РСФСР, как известно, с 1928 года ограничен четырьмя годами, а срок постановочного договора тремя годами.

Закон Украинской ССР от 6 февраля 1929 г. об авторском праве4 в ст. 16 воспроизводит ст. 16 Основ авторского права СССР от 16 мая 1928 г., упоминая не только об отчуждении авторского права в целом или в части по издательскому договору или по завещанию, но и об отчуждении авторского права «иным законным способом». Более того, в ст. 18 украинского Закона от 6 февраля 1929 г. воспроизводится формулировка Основ авторского права СССР 1925 года: разрешается бессрочно отчуждать авторское право по издательскому договору с социалистическими организациями, издательские договоры с издательствами, которые принадлежат частным лицам, могут заключаться не более чем на срок в 5 лет»5. Эта норма, сохранившаяся до сих пор в украинском Законе, давно является анахронизмом, поскольку в УССР частных издательств не существует. Вопрос же о сроке в издательском договоре решается ныне в УССР на основании Типового издательского договора, утвержденного СНК УССР 6 октября 1944г. № 13336.

Этот Типовой издательский договор ограничивает действие всякого конкретного издательского договора, заключаемого в УССР, сроком в 3 года.

Отсюда следуют два вывода: 1) предельный пятилетний срок договора, предусмотренный для некоторых случаев в украинском Законе об авторском праве от 6 февраля 1929 г., заменен трехлетним сроком, обязательным для всех издательских договоров7,

2) законодательство УССР, так же как и законодательство РСФСР, не знает никакого другого типа договора, кроме издательского, по которому авторское право могло бы отчуждаться в пользу издательства.

Поэтому нужно считать, что бессрочное отчуждение авторского права, упоминаемое в Основах авторского права СССР 1925 года (ст. 12), а позднее -- в ст. 16 Основ авторского права СССР 1926 г., возможно в сущности только при принудительном выкупе авторского права государством (ст. 15 Основ 1925 года и ст. 20 Основ 1928 года). Нужно заметить, что своим правом принудительного выкупа авторского права Советское государство не пользовалось.

В заключение отметим, что Основы 1925 года (как и Основы 1928 года) сохраняли за автором право на полную неприкосновенность произведения (ст. 13 Основ 1925 года, ст. 18 Основ 1928 года). Издатель, как и зрелищное предприятие, лишен права по своему усмотрению, без согласия автора, вносить какие-либо изменения или дополнения в произведение, в заглавие его и в обозначение в нем имени автора. Издатель без согласия автора или его наследника не управомочен также снабжать произведение иллюстрациями.

Таким образом, советское социалистическое право впервые дало автору полную и действительную защиту результата его творческого труда -- гарантировало охрану нематериального интереса автора1.

Для охраны интересов, обеспечиваемых советским авторским правом, применяются и нормы права гражданского и нормы уголовного либо административного права.

Для защиты авторского права могут быть использованы все общие нормы права гражданского, уголовного и процессуального. Так, при нарушении авторского права вполне допустимо применение ст. 117 ГК, говорящей о возможности взыскания убытков, причиненных при нарушении чьих-либо интересов; вполне закономерно применение к авторским договорам правил ст. ст. 130, 136 и других общих для ряда договоров норм Гражданского кодекса.

Для советского права нет оснований для деления всех случаев нарушения авторских прав на две группы: плагиат и контрафакцию.

Под первым видом нарушения в буржуазном праве понимают выдачу чужого произведения за свое. Такие нарушения прав автора, правда, редко, но иногда могут еще иметь место у нас. В «Литературной газете» иногда появлялись сообщения о лицах, которые публиковали чужие стихи, выдавая их за свои. Совершенно не бывает в СССР таких явлений, которые называются «контрафакцией». Под этим термином в буржуазном праве понимается «подделка издания», то есть выпуск произведения вопреки запрещению автора, и в ущерб изданию, выпущенному по договору с автором. Такого рода нарушения в социалистическом обществе не встречаются, ибо у нас нет конкуренции издательских предприятий.

В советском праве отдельные случаи нарушения авторского права следует делить в зависимости от характера на случаи нару-

В советском праве установлена уголовная ответственность за нарушение прав автора. Статья 177 УК РСФСР устанавливает уголовную ответственность за самовольное использование литературных, музыкальных, художественных и научных произведений с нарушением закона об авторском праве. По этой статье назначена санкция в виде исправительно-трудовых работ на срок до трех месяцев или штрафа в сумме до одной тысячи рублей. Такую же норму содержит и УК УССР в ст. 190.

Эти статьи почти не применяются на практике. В советской стране сознательное нарушение чужого авторского права может иметь место разве в виде редчайшего исключения. Если иногда и случится такое положение, то для борьбы с этим обычно бывает достаточно мер общественного воздействия и нет необходимости прибегать к мерам уголовной ответственности. Так, если вдруг случится, что какой-либо недобросовестный автор выдаст чужое стихотворение за свое и даже его напечатает в газетах, то для воздействия на нарушителя достаточно объявить общественности о таком поступке и взыскать неправомерно полученное вознаграждение. Пленум Верховного суда РСФСР в 1928 году указал, что уголовная ответственность подлежит применению в редких случаях, когда действия нарушителя заключаются «в умышленном видоизменении чужого произведения, злостном извращении или злостном использовании чужого произведения»1.

Уголовная ответственность за нарушение чужого авторского права может наступить только в тех случаях, когда имеет место отягчающее обстоятельство в виде обмана, мошенничества, подлога и т. д. Если таких обстоятельств нет, то совершенно достаточно для защиты интересов автора прибегнуть к мерам гражданской защиты или к мерам общественного воздействия.

Специальный случай ответственности должностных лиц может иметь место тогда, когда должностные лица издательских или зрелищных предприятий систематически задерживают выплату авторского вознаграждения. Прокуратура СССР обращала внимание всех органов прокуратуры на то, что лица, виновные в этих действиях, должны привлекаться к ответственности по ст. 177 УК РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик. Однако и в этих действиях нет по существу специального нарушения авторского права, а имеет место нарушение общего порядка деятельности учреждений или предприятий. С равным успехом виновные могли бы быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

l Постановление Пленума Верховного суда РСФСР от 19 ноября 1928 г., («Сборник действующих разъяснении Верховного суда РСФСР», М., 1930. стр.294).

Наибольший эффект при охране авторских прав дают гражданско-правовые меры защиты. Гражданский, иск дает возможность защищать личные правомочия каждого автора. Статья 11 Закона РСФСР указывает прямо на возможность исков о защите авторского права и в тех случаях, когда такое нарушение авторского права не связано с нарушением определенных имущественных интересов. В этом отношении значительную помощь авторам могут оказать иски о признании фактов, определяющих собой участие автора в создании произведения. Так, если нарушено право на авторское имя, личные интересы автора могут быть защищены путем предъявления иска, в котором он будет требовать признания того, что он является автором произведения, которое издано без указания его фамилии.

Такой же иск о признании может иметь место и в том случае, когда нарушены правила о неприкосновенности произведения. Если издательство выпускает произведение без согласия автора и притом в таком виде, в каком автор сам бы не хотел его выпускать, то автор может в судебном порядке требовать, чтобы было признано, что ему не было предоставлено возможности внести в издание те исправления, которые он считал нужным сделать1.

Для произведений изобразительного искусства возможны такого рода иски в случаях, когда копировка произведения сделана без согласия автора или по негодному образцу картины и потому копия не отражает достоинства оригинала.

Наряду с исками о признании факта нарушения авторского права, что может иметь чисто моральное значение, следует выяснить вопрос о тех реальных мерах, которые должны быть приняты для устранения таких нарушений. Прежде всего автор может требовать опубликования в прессе сведений о том, что права его на авторское имя были нарушены2. К числу мер по охране личных прав автора принадлежит требование о том, чтобы дальнейшее использование произведения без согласия автора было прекращено. Так, автор может требовать, чтобы была снята постановка драматического произведения, если театр в процессе постановки допустил искажение идеи и смысла произведения. Автор произведения

1 О недопустимости таких бездоговорных изданий и переизданий говорили участники Всесоюзного совещания работников издательств и полиграфических предприятий («Советская культура» 17 февраля 1955).

2 Этот метод защиты не всегда имеет практическое значение. В ряде случаев суды выносят решения, которыми признают определенное лицо автором статьи, но решения эти в печати не публикуются. В деле по иску Альтшулера к Трудрезервиздату суд ограничился тем, что постановил выдать истцу на руки копию соответствующего решения. В деле по иску Когана и Цветковского к Оборонгизу суд обязал издательство опубликовать имена действительных авторов статьи, но оказалось, что практически невозможно принудить издательство к исполнению этого решения (см. А. И. В а к с б е p г, Некоторые вопросы советского авторского права, «Советское государство и право» 1954 г. № 8, стр. 38). В дальнейшем следовало бы установить порядок, который обеспечивал бы опубликование таких решений, поскольку это наиболее реальный метод охраны личных прав автора.

изобразительного искусства может также требовать, чтобы был прекращен выпуск репродукций, которые выполняются настолько плохо, что не отражают качества оригинала. Автор книги, которая была издана со значительными дефектами по вине издательства, может требовать опубликования в печати того, что не он повинен в этих дефектах.

Для всяких произведений, а особенно для произведений изобразительного искусства, может иметь значение и такая мера, как требование об изъятии из обращения тех репродукций или той копии, которая выпущена без согласия автора и без использования авторизованного эталона. В таком случае автор может даже требовать уничтожения копии, которая явно не соответствует оригиналу. В практике Союза советских художников бывали случаи, когда крупным художникам приходилось прибегать к этой мере в порядке борьбы с недоброкачественным копированием произведения.

Вопрос о методах борьбы с нарушением личных прав может быть предметом рассмотрения не только в судебных органах, но и в общественных организациях творческих работников: Союзе советских художников, Союзе писателей и т. п.

В процессе охраны личных прав авторов возникает вопрос о возможности требовать возмещения вреда путем ^уплаты определенной суммы денег. К такого рода возмещению неимущественного вреда советское право относится отрицательно. В советском авторском праве вопрос о возможности такого возмещения вреда возникает потому, что некоторые ведомственные указания ввели в свое время специальные виды платежей за нарушение личных прав автора. Так, установлен особый вид уплаты в размере 5 рублей в день за помещение картины на выставке без предварительного согласования вопроса с автором1.

Значительно сложнее методы воздействия при нарушении имущественных прав авторов. Закон РСФСР в ст. 10 устанавливает правило, говорящее о том, что автор может требовать от всякого нарушителя возмещения того ущерба, который он понес в результате нарушения авторских прав. Следовательно, закон прямо отсылает к главе XIII Гражданского кодекса, имея в виду правила ст. 403 ГК. При исчислении убытков должны применяться, таким образом, правила о порядке возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями.

Расчет суммы убытков при нарушении имущественных прав автора представляет почти всегда значительные трудности. Этот убыток почти никогда не выражается в форме положительного ущерба; дело идет в таких случаях об упущенной выгоде; при незаконном использовании чужого авторского права автор не полу-

1 Материальное возмещение было присуждено также по делу художника Кибрика с Учпедгизом за то, что издательство при перепечатке иллюстрации не указало имени автора (см. А. И. В а к с б е p г, Некоторые вопросы советского авторского права, «Советское государство и право» 1954 г. № 8, стр. 38).

чает того, что он мог бы получить, если бы такого нарушения не было.

Доказать размер причиненных убытков оказывается возможным только в некоторых случаях. Так, при нарушении авторского права на произведение изобразительного искусства такая возможность иногда имеет место. Если произведение автора было без его согласия скопировано и затем копия продана вместо оригинала, то естественно, что автор потерял ту сумму, которую он лично получил бы за авторское повторение произведения. При приобретении новых картин местными музеями могут иметь место такие нарушения прав автора. В этих случаях следует присуждать автору в возмещение убытков полную стоимость той картины, которую он мог бы продать при отсутствии копии.

Иначе складывается дело для тех случаев, когда речь идет о выпуске в свет произведения в форме издания или репродукции без договора с автором. Тут размер причиненных автору убытков по существу равняется сумме, которую он мог бы получить за повторное издание. При условиях, когда размер вознаграждения за первое издание известен, не представляет трудности установить, сколько получил бы автор за второе издание. Если произведение не было издано, то определять размер причиненного ущерба приходится в ином порядке. Характерны в этом отношении споры, возникающие у авторов со скульптурно-декоративными мастерскими. Мастерские иногда выпускают репродукции со скульптурных произведений, по поводу которых автор не заключил еще договора с какой-либо организацией. В одном случае такого нарушения автор потребовал возмещения убытков в сумме, которая равнялась гонорару, уплаченному ему иными скульптурными фабриками по аналогичным тиражам продукции. Суд проверил наличие у автора договоров с подобными фабриками и признал возможным взыскать в пользу автора такую же сумму, какую он получал за подобные произведения от иных мастерских.

Статья 10 Закона РСФСР дает автору возможность вместо взыскания убытков требовать уплаты гонорара за издание или постановку, которые были выполнены без договора с ним. При этом подлежат применению специальные ставки оплаты, которые установлены на случай нарушения авторских прав. Автор может, в частности, требовать оплаты по этим ставкам даже тогда, когда он не может обосновать размеры убытков, причиненных нарушением его авторских прав.

По РСФСР ставки за нарушение авторских прав установлены специальным постановлением Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1930 г.1. В этом постановлении ставки гонорара даются не в абсолютных цифрах, а в процентах к ставкам гонорара, установленным постановлениями Правительства РСФСР. Так, для литера-. турных произведений такой гонорар определен в размере 150 процентов ставок, которые установлены для данной категории произ-

1 См. «Бюллетень Наркомпроса РСФСР» 1930 г. № 19.

ведений. Надо учесть, что в свое время для произведений художественной литературы такие ставки были установлены исходя из утвержденных правительством минимальных размеров гонорара, а для литературных произведений - в виде процента от среднего гонорара, который уплачивается при выпуске произведений данной категории. Для произведений изобразительного искусства штрафные ставки вознаграждения также подлежали исчислению в размере 150 процентов от минимальных размеров.

В настоящее время дело несколько изменилось. Для литературно-художественных произведений ныне ставки, утвержденные постановлениями правительства, определяют не минимальные размеры гонорара, а устанавливают дифференцированные размеры вознаграждения. Для произведений изобразительного искусства сейчас также уже практически не действуют ранее утвержденные устаревшие минимальные ставки гонорара.

Таким образом, можно ко всем категориям произведений, издаваемых без согласия автора, применять правило о взыскании 150 процентов того гонорара, который для данной местности и категории произведений может являться средним. К тому же автор может доказывать, даже при применении средних ставок, что он получал за последние шесть месяцев вознаграждения в размерах больших, чем средние для данного вида произведений. В этом случае он может требовать выплаты вознаграждения в полуторакратном размере от этих доказанных им ставок.

За заимствования из чужих произведений в изданиях, для которых такое заимствование не допускается, автору уплачивается гонорар в размере 175 процентов ставок, причитающихся за отдельное издание такого произведения.

В литературе повышенные ставки вознаграждения, уплачиваемые за использование авторского права без согласия автора, принято называть штрафными санкциями. Думается, что такое наименование не соответствует действительной природе этого рода ставок. Мысль закона при введении такого рода ставок заключалась, очевидно, в том, чтобы обеспечить автору в случае нарушения его прав уплату не минимальных, а нормальных ставок вознаграждения. Установление процентных ставок от минимального гонорара должно было дать автору возможность получить действительно понесенные им от нарушения убытки. Такого рода повышенные против минимума ставки нельзя рассматривать как штрафные, так как автор не выигрывает материально на том, что его право было нарушено, а получает только то, что мог бы получить при соблюдении его прав.

При таком положении вещей, особенно когда ныне действующие нормативы гонорара основаны не на минимальном вознаграждении, а предусматривают твердые размеры оплаты в зависимости от качества представленной работы и квалификации автора, можно было бы вообще отказаться от системы этих «штрафных» ставок и перейти ко взысканию того, что причиталось бы автору при использовании авторского права по договору. Даже при таких

сложных формах расчета за нарушение авторского права, как, например, расчет в случаях переделки произведения без согласия автора, можно в настоящее время установить всегда, какую примерно сумму мог бы получить автор, если бы он заключил договор на такое использование произведения.

При охране прав автора в случае использования произведения без договора с автором возникает существенный для практики вопрос о том, кто должен нести материальную ответственность за такое нарушение. Такие нарушения могут исходить от отдельных лиц, например, от составителя сборника, который включил чужое произведение в состав этого сборника. Но в конечном итоге нарушение будет иметь место только тогда, когда будет выпущено соответствующее издание, и, значит, таким нарушителем прав авторов может оказаться издательство. Издательства стремятся обычно оградить себя от подобной ответственности. Так, в формуляре издательского договора «Металлургиздата» содержится указание на то, что в случае использования автором при создании произведения чужих произведений в форме переделки или заимствования автор обязуется представить издательству одновременно с рукописью перечень этих чужих произведений с указанием фамилий авторов и источников заимствования. Автор по этому договору обязуется принять на себя полную ответственность по всем претензиям, которые могут возникнуть по отношению к издательству со стороны лиц, чьи произведения были использованы.

Если бы такого рода условия даже не были включены в договор, автор несет перед издательством ответственность за все правовые последствия, которые могут повлечь за собой претензии третьего лица по поводу представленного автором издательству текста. Автор в этом смысле обязан отвечать перед издательством за «юридические качества» представленной им рукописи, то есть за то, что рукопись не повлечет за собой требований со стороны иных лиц, имеющих право на произведение.

Требования автора, чьи права оказались нарушенными, могут быть предъявлены одновременно и к издательству, и к тому лицу, которое выдало произведение за свое. Если требование будет предъявлено только к одному издательству, то издательство вправе привлечь к участию в процессе в качестве третьего лица того, кто представил рукопись с нарушением прав действительного автора.

Издательство отвечает перед автором, чьи права оказались нарушенными, по общему началу ответственности за вину. По одному из конкретных дел такого рода Верховный суд РСФСР в свое время отметил, что издатели несут ответственность за нарушение прав действительного автора только тогда, когда они «знали или должны были знать, что предложенное им для издания сочинение является чужим»1. К государственным издательствам

1 Постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 21 ноября 1927 г. №20 («Сборник действующих разъяснении Верховного суда РСФСР», М., 1930, стр. 140).

в этом смысле должны быть предъявлены особенно строгие требования. На издательство должна быть возложена обязанность доказать, что оно не допустило при нарушении авторского права ни умысла, ни неосторожности. Издательство должно, например, иметь сведения о том, истекли ли сроки действия авторского права в отношении данного произведения или нет. Поэтому издательство не может ссылаться на то, что ему было неизвестно то, что на данное произведение еще действует авторское право. В случае, если издательство вместо настоящего автора произведения уплатило гонорар иному лицу, следует взыскивать гонорар в пользу пострадавшего с издательства и конкретного нарушителя авторского права солидарно с тем, что издательство получит затем право регресса к своему ненадлежащему контрагенту.

Подобным же образом должен решаться и вопрос относительно неравномерно сделанных репродукций с чужого произведения изобразительного искусства. Скульптурные мастерские не могут ссылаться на то, что автор произведения им был неизвестен. Если же выяснится, что кто-либо выдал себя за автора этого произведения, то требование должно быть предъявлено как к организации, выпускавшей репродукции, так и к лицу, незаконно получившему вознаграждение.

При постановке неизданного произведения без согласия автора театр или иное зрелищное предприятие несет ответственность.перед автором произведения. По постановлению Наркомпроса РСФСР такой театр должен уплатить в этом случае автору вознаграждение в размере двойной ставки, установленной за публичное исполнение изданных произведений. Естественно, что и в таких случаях, если театр был введен в заблуждение определенным лицом, зрелищное предприятие приобретает право регресса к этому лицу.

Охрана авторских прав была значительно затруднена, если бы каждому автору в отдельности пришлось заботиться о взыскании вознаграждения, причитающегося ему в различных случаях использования его авторского права. Существование в СССР специальных организаций, на которые возлагается обязанность оказывать авторам со действие по защите принадлежащих им прав, дает авторам возможность реализовать такое право на вознаграждение.

Организации такого рода в СССР не являются частными объединениями заинтересованных авторов. Они существуют в качестве общественных организаций, на которые возлагается выполнение задач охраны прав авторов и реализации их полномочий на получение вознаграждения за передачу произведений обществу.

l Совершенно иную природу имеют некоторые организации по собиранию авторского вознаграждения, которые создаются в капиталистических странах. Эти организации там возникают в форме специальных обществ, представляющих собой иногда чисто коммерческие объединения, деятельность которых имеет целью извлечение прибыли. Вступление в члены общества бывает затруднительно и связано с высоким вступительным взносом (паем), который

Возникновение и деятельность этих организаций в СССР связаны с особой заботой партии и правительства о развитии творческой деятельности писателей, композиторов и художников. На основе постановления ЦК ВКП(б)от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций»1 были ликвидированы все ранее существовавшие разрозненные писательские организации и образован оргкомитет Союза советских писателей. Союз создан в качестве добровольной общественной организации, объединяющей творческие силы всех писателей, активно участвующих в культурной жизни социалистического общества. Наряду с заботой о развитии творческой деятельности писателей Союз обязан также обеспечивать условия для такой работы, в частности, организовывать охрану личных и имущественных прав авторов.

Приложение к постановлению СНК СССР от 17 февраля 1935 г. «Об утверждении устава Союза советских писателей СССР» предусматривало право Правления Союза принимать на себя защиту авторских прав писателей как в пределах СССР, так и за границей, через соответствующие советские органы, а также принимать необходимые меры по защите других прав писателей2.

В соответствии с этим при Союзе советских писателей образовано Управление по защите авторских прав РСФСР. К Управлению перешли, в частности, функции по защите авторских прав, ранее осуществлявшиеся только в отношении драматических писателей организацией «Всероскомдрама»3. С 1938 года Управление стало осуществлять свою деятельность на всей территории СССР. Действующее положение о Всесоюзном управлении по защите авторских прав утверждено Секретариатом Союза советских писателей 1 июля 1954 г. По всем республикам и областям Упраз-

должен уплатить каждый, желающий пользоваться услугами общества. В состав обществ входят также издатели, которые собирают через такие общества вознаграждения по произведениям, приобретенным от авторов «в полную собственность». Общества в капиталистических странах обязывают вступающих в члены общества проводить все свои договорные отношения только через данное общество, становясь, таким образом, монопольными коммерческими посредниками по всем делам данного литератора или композитора. О тяжелом положении французских / композиторов, зависящих от этого общества, см. В е r t h i e r, La propriete laqal du compositeur de musique, Paris, 1936, p. 210.

1 См. «О партийной и советской печати», М., 1954 стр 431

2 СЗ СССР 1935 г. отд. II № 4, ст. 25.

3 Первые шаги по защите авторских прав драматических писателей и оперных композиторов, в России были сделаны еще в семидесятых годах XIX века, когда по инициативе драматурга А. Н. Островского было образовано общество русских драматических писателей. С огромными трудностями обществу удалось добиться некоторых успехов и заставить часть частных антрепренеров уплачивать авторам вознаграждение при постановке драматических произведений. Насколько мизерной была деятельность этого общества до Октябрьской социалистической революции видно хотя бы из того, что общество это за девятый год своего существования собрало по всей России авторский гонорар на сумму в 55 6ü8 руб. (см. А. Н. Островский, Речь в обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, Полн. собр соч т XII Гослитиздат 1950, стр. 259-261). .

ление имеет специальных уполномоченных, которые осуществляют надзор за своевременным внесением зрелищными предприятиями авторского вознаграждения, а также оказывают содействие авторам в деле получения ими авторского гонорара, причитающегося по иным основаниям.

Управление представляет собой, таким образом, по структуре своей общественную организацию, на нее возложено выполнение работы по охране авторских прав, в частности, по обеспечению материальных интересов писателей и композиторов.

Уполномоченные управления имеют право проводить проверку деятельности всех зрелищных предприятий и организаций с точки зрения правильности начисления вознаграждения, которое должно быть выплачено авторам. Уполномоченные проверяют также и точность указания автора, которому вознаграждение причитается. В практике концертных организаций бывает так, что ошибочно указывается автор исполненной вещи или что автором исполненного произведения числится лицо, права которого не подлежат защите, в то время как действительный автор произведения такой защите подлежит. Уполномоченные имеют также право проверять деятельность издательских организаций в части расчета авторского вознаграждения авторам литературно-художественных произведений.

Уполномоченные Управления выполняют также задачи по представительству интересов авторов в судебных делах. Эту функцию представительства с точки зрения правовой можно разделить на две части. По некоторым вопросам Управление является обязательным представителем интересов авторов. Так, по вопросам об уплате вознаграждения за постановку или: публичное исполнение произведений авторское вознаграждение может быть уплачено зрелищными организациями только через Управление.

Вторая часть функций Управления по представительству является работой по представительству интересов тех авторов, которые обращаются за такой помощью к уполномоченным и дают им поручение по этому поводу. Так, по делам, связанным с изданием произведений, авторское вознаграждение может быть уплачено как через Управление по защите авторских прав, так и непосредственно автору. Поэтому такого рода взыскания Управление проводит только при наличии специального о том заявления автора. Управление имеет право представлять интересы автора не только при ведении судебных дел. По поручению авторов Управление ведет также и работу по заключению договоров с некоторыми организациями, которые проводят использование авторских прав. Так, договоры с фабриками грамзаписи очень редко заключаются непосредственно авторами. Обычно по всем таким договорам представителем автора выступает соответствующий уполномоченный Управления. Уполномоченные также ведут иногда работу по оформлению договоров заказов на написание музыки к драматическим спектаклям, если автор предварительно договорился с театром о творческой стороне работы.

Управление, помимо функций непосредственного представительства интересов авторов по договорам и по судебным делам, ведет некоторые вспомогательные работы по охране авторских прав. Так, Управление ведет каталог- исполняемых произведений для того, чтобы устранить возможные недоразумения по поводу авторства, особенно при исполнении переводов произведений на иной язык и т. д. Управления ведут также работу по организации экспертиз в тех случаях, когда необходимо выяснить степень творческой самостоятельности автора при создании произведения. Управлению удается иногда добиться мирного разрешения, без обращения в суд, некоторых конфликтов между соавторами.

Всесоюзное управление по охране авторских прав при Союзе советских писателей на основе специального соглашения с Союзом советских композиторов ведет работу, и по охране интересов композиторов, обладая в этом вопросе тем же кругом полномочий, что и в отношении писателей. Союз советских художников создал свое отдельное Управление по защите авторских прав1.

Взыскание вознаграждения в пользу автора произведения является часто для него делом получения средств для существования. Писатель, если. он не занят иной постоянно оплачиваемой работой, а получает средства к существованию только от авторского гонорара, заинтересован особенно в том, чтобы этот гонорар поступал к нему быстро, по мере использования издательскими или зрелищными организациями его произведений. Для того, чтобы обеспечить автору такие возможности, советское законодательство устанавливает целый ряд льгот в области гражданского процесса по всем делам, связанным с получением авторского вознаграждения. За основу при установлении таких льгот взят принцип приравнения взысканий авторского вознаграждения к порядку взыскания заработной платы. Это положение высказано было законодательными органами СССР при утверждении Основ авторского права. Постановление о введении в действие этих Основ (п. «б» ст. 3) предложило законодательным органам союзных республик дополнить гражданские процессуальные кодексы союзных республик правилами, которые приравнивают порядок взыскания вознаграждения, причитающегося за полное или частичное отчуждение авторами своего исключительного права, к порядку взыскания заработной платы.

1 В настоящее время есть основания поставить вопрос об объединении всех управлений по защите авторских прав. Вполне целесообразно было бы заключение оргкомитетом Союза советских художников такого же договора с Союзом советских писателей, какой заключил Союз советских композиторов.

ей ряд положений, которые должны облегчить автору возможность обращаться с иском к судебным органам. Автор по таким искам пользуется льготой по уплате государственной пошлины. Такие иски, как и все иски о взыскании заработной платы, свободны от государственной пошлины. Статья 43 ГПК РСФСР в п. «г» устанавливает освобождение от государственной пошлины всех дел по взысканию вознаграждения в пользу автора1. Это же право отмечено в § 22 инструкции Наркомфина СССР о государственной пошлине и таким образом распространяется на все союзные республики, независимо от того, есть ли соответствующее правило в гражданском процессуальном кодексе этой республики.

В тех союзных республиках, в которых существует специальная подсудность по месту жительства истца для исков о взысканий заработной платы (например» в ст. 30 ГПК УССР), иски о взыскании авторского вознаграждения также могут быть предъявлены по месту нахождения истца. Если в качестве представителя истца выступает уполномоченный ВУОАП, то иски могут быть рассмотрены по месту его нахождения.

По делам о взыскании вознаграждения в пользу авторов подлежат применению правила о немедленном исполнении (ст. 187 ГПК РСФСР) или предварительном исполнении (п. «в» ст. 211 ГПК УССР). К делам такого рода применяются общие указания о том, что спор должен быть рассмотрен в суде не позднее десяти дней после подачи искового заявления2.

По делам о взыскании авторского гонорара с ответчиков может быть взыскана, помимо основной суммы иска, также и сумма на вознаграждение представителя. Это правило, в частности, подлежит применению в тех случаях, когда представителем автора выступает уполномоченный ВУОАП (примечания к ст. 46 ГПК РСФСР)3.

По всем делам о взыскании авторского вознаграждения, как и по взысканию заработной платы, истцы свободны не только от государственной пошлины, но и от прочих расходов по делу. Если иск такого рода будет удовлетворен, то расходы по делу должны быть возложены на ответчика. Даже если решение выносится не в пользу автора, оплата судебных расходов не возлагается на истца. По делу гражданина С. с издательством «Советская энци-

1 При взыскании платежей в литературный и иной фонды государственная пошлина должна быть уплачена.

2 См. постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 3 августа 1932 г., «Советская юстиция» 1932 г. № 29. Это постановление предлагает судам следить за тем, чтобы процесс взыскания в пользу авторов и их организаций следуемых им сумм проходил в самые короткие сроки.

3 Судебная практика признает недопустимым возложение расходов по вознаграждению представителя ответчика на истцов в делах о взыскании авторского гонорара, даже если дело не решается в их пользу. (См. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда СССР от 26 мая 1951 г. по делу по иску Эстонского отделения Всесоюзного управления по охране авторских прав к Эстонскому государственному издательству о взыскании авторского гонорара.)

клопедия» Президиум Верховного суда РСФСР отметил недопустимость возложения на истца по делам об авторском вознаграждении расходов по производству экспертизы, хотя решение суда по этому делу было вынесено не в пользу автора1.

Значительные преимущества предоставлены советским законодательством всем требованиям по заработной плате в смысле очередности взыскания соответствующих сумм. Сумма, заработной платы подлежит взысканию в первую очередь со средств соответствующих организаций, находящихся на счетах в органах Государственного банка. Эта льгота полностью применяется также и к взысканиям авторского гонорара. Претензии по авторскому гонорару должны удовлетворяться, в первую очередь, наравне с претензиями по заработной плате2.

Сомнения возникли на практике в связи с вопросом о том, следует ли к авторскому вознаграждению применять специальные правила, касающиеся обратного взыскания суммы заработной платы, в случае отмены решения в порядке надзора. В деле по иску Киргизского отделения ВУОАП к Киргизгосиздату Верховный суд СССР нашел, что Верховный суд Киргизской ССР неосновательно отказал Киргизгосиздату в повороте исполнения. Верховный суд СССР разъяснил, что правила ст. 254-д ГПК РСФСР по этому поводу относятся только к спорам по трудовым делам, регулируемым Кодексом законов о труде. На этом основании Верховный суд СССР счел невозможным применить такое же правило к вопросу о повороте исполнения по взысканию авторского гонорара3.

Не подлежат также применению к делам о взыскании авторского вознаграждения специальные сроки давности, установленные для исков о заработной плате. Действительно, сокращенные сроки давности по искам о заработной плате связаны с тем, что заработная плата начисляется постоянным работникам учреждений и предприятий в определенные, обычно очень короткие, периоды. По договорам авторов" с издательствами и зрелищными предприятиями осуществление прав и обязанностей может тянуться значительное время, поэтому нет оснований к спорам по вознаграждениям, вытекающим из такого договора, применять какой-либо сокращенный срок давности. В деле по иску Селимо-

1 См. постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 28 апреля 1938 г. («Социалистическая законность» 1938 г. № 6).

2 Исполнительные листы по взысканиям со зрелищных предприятий могут быть обращены ко взысканию путем наложения ареста на кассу зрелищного предприятия (См. постановление 45-го Пленума Верховного суда СССР «О порядке производства взысканий авторского вознаграждения» от 20 ноября 1933 г. «Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писем Верховного суда СССР 1924-1944 гг.», Юриздат, 1946, стр. 191).

3 См. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда СССР от 28 февраля 1951 г. по делу № 36/200 по иску Киргизского отделения по охране авторских прав к Киргизгосиздату о взыскании 54 720 руб. Было бы последовательнее, если в таких случаях за автором была обеспечена хотя бы некоторая часть вознаграждения, которая могла пойти на его необходимые текущие расходы.

ва к издательству Азербайджанского нефтяного института Верховный суд СССР признал, что специальные сроки давности на взыскание авторского вознаграждения не распространяются и должен быть применен общий трехлетний срок давности.

В некоторых случаях взыскание вознаграждения за использование авторского права может быть произведено также на основании исполнительных надписей, выдаваемых нотариальными конторами. Такой порядок установлен для взыскания отчислений в Литературный, Музыкальный, Художественный и Архитектурный фонды. Этот же порядок взыскания по исполнительным надписям применяется также ко взысканиям вознаграждения за публичное исполнение драматических и музыкальных произведений зрелищными предприятиями.

Специальные льготы для авторов установлены в случаях обращения взыскания на авторское вознаграждение. Обращение взыскания на самое авторское право вообще не допускается. Взыскание по долгам автора может быть обращено только на вознаграждение, получаемое автором от использования авторского права. При этом такое взыскание в смысле порядка его проведения и обеспечения интересов должника приравнивается ко взысканиям, производимым с заработной платы.

В соответствии с этим на взыскания с авторского вознаграждения распространяются правила о предельных размерах взыскания, которые установлены для заработной платы. Взыскания эти не могут превышать 20 процентов выплачиваемой суммы; по делам о взыскании алиментов, - а в РСФСР также по делам о взыскании неотработанного аванса, полученного от государственных учреждений или предприятий. - не могут превышать 50 процентов этих сумм (ст. 289 ГПК РСФСР и ст. 348 ГПК УССР).

Особой формы охраны прав авторов и способом, обеспечивающим возможность авторам вести творческую работу, является образование в СССР специальных фондов для помощи творческой работе писателей, композиторов и художников. Фонды образуются при соответствующих творческих союзах.

Первым по времени был образован Литературный фонд СССР2. По законодательству СССР для образования такого фонда установлены значительные источники. Так, в Литературный фонд СССР поступают отчисления в размере 10 процентов авторского гонорара, оплачиваемого всеми издательствами художественной литературы и редакциями журналов. В этот же фонд поступают от зрелищных предприятий отчисления в размере 2 процентов от сборов с драматических спектаклей и 1/2 процента сборов от постановок малой сцены.

1 См. «Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного суда Союза ССР 1940 г.», Юриздат, 1941, стр. 288.

2 Постановление «О литературном фонде Союза ССР», утверждено СНК СССР 28 июля 1934 r. (C3 СССР 1934 г. № 39. ст. 311).

Задачей Литературного фонда является в первую очередь Предоставление писателям материальных средств для творческой работы путем организации и финансирования поездок, имеющих целью собирание материала, путем предоставления заимообразно средств, на время создания новых литературных произведений. Вместе с тем Литературный фонд осуществляет в отношении писателей некоторые функции социального обеспечения, поскольку на писателей не распространяются правила о социальном страховании. Литературный фонд из своих средств оказывает помощь нуждающимся писателям и их семьям в случае временной утраты трудоспособности и инвалидности, организует для писателей и их семей медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение.

Членами Литературного фонда являются члены Союза советских писателей, но могут быть приняты в число членов фонда также и начинающие писатели и некоторые иные категории творческих работников.

Аналогично Литературному фонду построен также и Музыкальный фонд СССР. Этому фонду также предоставлено право получения специальных отчислений от издательств и зрелищных предприятий за издание и публичное исполнение музыкальных произведений. Издательства при выплате гонорара за издание музыкальных и музыковедческих работ вносят в фонд отчисления в размере 5 процентов от сумм выплаченного гонорара; зрелищные предприятия при исполнении музыкальных спектаклей и эстрадных концертов вносят в фонд 2 процента сбора. Сверх того в Музыкальный фонд поступает авторское вознаграждение за исполнение на концертах произведений, которые не охраняются авторским правом.

На тех же основаниях построена работа Художественного фонда СССР. Этот фонд получает отчисления в размере 2 процентов с вознаграждения, выплаченного художникам за выполненные ими художественные работы. Отчисления выплачиваются всеми учреждениями, предприятиями и организациями, которые платят вознаграждение художникам за выполненные работы.

Специальный фонд создан также для оказания содействия архитектурным работникам. В этот архитектурный фонд поступают отчисления от заработной платы, выплачиваемой проектными организациями архитектурным работникам, а также начисления на премии, выплачиваемые, по архитектурным конкурсам.

1. Авторское право на произведение, как появившееся в свет (ст. 10) на территории Союза ССР, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками независимо от их гражданства.

На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, авторское право признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами.

2. Авторское право распространяется на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, а равно его достоинство и назначение, как-то: устные произведения (речи, лекции, доклады и т.п.), письменные произведения (книги, статьи, сборники и др.), произведения драматические и музыкально - драматические; переводы; произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные на письме или иным способом; кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений, музыкальные произведения с текстом или без текста; рисунки, произведения живописи, скульптуры, архитектуры и графических искусств, иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к наукам, технике или к постановке на сцене драматического либо музыкально - драматического произведения; кино - ленты; фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией и т.п.

3. Автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права.

4. Не считается нарушением авторского права: а) перевод чужого произведения на другой язык; б) пользование чужим произведением для создания нового произведения, существенно от него отличающегося; в) помещение небольших отдельных отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру произведений, снимков и т.д. в научных, политико - просветительных и учебных сборниках с обязательным указанием автора и источника заимствования; г) помещение отчетов о выпущенных в свет произведениях устных и письменных в области литературы, науки и искусства, передающих существо произведения в самостоятельной форме с воспроизведением оригинала в меру необходимости; д) помещение в отчетах повременных изданий речей, произнесенных в публичных заседаниях; е) перепечатка повременными изданиями появившихся в газетах сообщений, а равно статей, не имеющих беллетристического характера, не ранее чем на другой день по их опубликовании, при чем в отношении перепечатываемых статей обязательно указание источника заимствования и имени автора; ж) использование композитором для своего музыкального произведения текста, заимствованного из чужого литературного произведения, при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения; з) публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально - драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии невзимания платы с посетителей; и) использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности; к) изображение произведений живописи средствами ваяния, и наоборот, произведений ваяния средствами живописи; л) воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в публичных музеях; м) помещение всякого рода произведений на публичной выставке; н) производство построек и сооружений по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор при самом опубликовании не оговорит, что такое право он сохраняет за собой; о) снятие копии с чужого произведения исключительно для личного употребления и без помещения притом на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы автора подлинника.

5. Автору не выпущенного в свет драматического, музыкального, музыкально - драматического, пантомимного и хореографического произведения принадлежит исключительное право на публичное исполнение его произведения.

Автор не вправе воспрещать публичное исполнение выпущенного им в свет произведения, но имеет право, за исключением предусмотренного в п. "з" ст. 4 случая, на уплату ему авторского гонорара.

Право композитора на получение гонорара за публичное исполнение музыкального произведения охраняется лишь в том случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указано, что композитор оставил за собой это право.

7. Издатели газет, журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей имеют авторское право на эти издания в течение десяти лет со времени появления их в свет. Сотрудники означенных изданий сохраняют авторское право на свои отдельные произведения, если иное не установлено в договоре.

Для сохранения за фотографом авторского права на фотографические изображения требуется означение на каждом экземпляре: 1) фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа или издателя фотографии и 2) года выпуска в свет фотографического произведения.

10. Всякое произведение считается появившимся в свет первого января того года, в течение которого оно было впервые правомерно издано соответствующим техническим способом.

К изданию приравниваются: публичное представление драматического или музыкально - драматического произведения, публичное исполнение музыкального произведения, публичное выставление произведений изобразительных искусств, постройка произведений архитектуры.

11. Если к первому января того года, в котором умер автор, не истечет указанный выше (ст. ст. 6 - 9) срок пользования авторским правом на выпущенные в свет произведения, авторское право переходит к наследникам автора на время, оставшееся до истечения указанного срока, однако, не более чем на 15 лет, считая с первого января года смерти автора.

Авторское право на произведения, не выпущенные в свет ко дню смерти автора, переходит к его наследникам на 15-летний или более краткий, указанный в ст. ст. 7, и срок, считая с первого января года смерти автора.

После смерти наследника или каждого из наследников автора, если их было несколько, авторское право дальнейшему переходу по наследству не подлежит.

7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО,ТРУДОВОЕ ПРАВО

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Фалалеев Алексей Сергеевич, адвокат Коллегии адвокатов «ГУБЕРНСКАЯ» Палаты адвокатов Самарской области, соискатель кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права, Самарский государственный университет.

Главный вопрос, который сегодня убедительно доказывает неразработанность важных понятий авторского права и выдвигает перед исследователем капитальную проблему, требующую решения - отожествление (с 1 января 2008 г.), в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, исключительного права с имуществом и возможность его отчуждения (ст.ст. 1226, 1229, 1270).

Полагаю, что устранить данный правовой пробел возможно путем выявления природы исключительного права и доказательства того, что: исключительное право - не есть имущественное право (ст. 1226 ГК РФ) - не право собственности; исключительное право - единая совокупность личных неимущественных и имущественных прав; отчуждения исключительного права в Российской Федерации быть не может.

Для фактического подтверждения обозначенных точек исследования, считаю необходимым рассмотреть: основное законодательное регулирование и научное понимание авторского права, исключительного права; механизм распоряжения исключительным правом автора на произведение - передачу авторского права от одного лица к другому; формы распоряжения исключительным правом автора на произведение: договоры, их виды, понятие, законодательные закрепления, формы заключения.

Думается, что решение поставленной проблемы, кроется в прошлом - в этапах развития авторского права. Попробуем отыскать в них «корни» нашего вопроса, чтобы, проанализировав полученные результаты, понять сегодняшние и заглянуть в будущее исследуемых общественных отношений.

На основании правовых норм, судебной практики и научных взглядов, рассмотрим развитие авторского права в советский период - с 1917 по 1991 г.г.

К сожалению, его едва ли можно отметить как прогрессивный этап в развитии авторского права. Скорее это самый противоречивое время в становлении авторских правоотношений хотя бы потому, что после октябрьской революции 1917 г. все законодательство российской империи, в том числе закон об авторском праве, было отменено. По сути, советское правительство стало создавать нормы авторского права вновь.

ности, относя ее к буржуазным и капиталистическим странам.

В духе революционных идей - равенства всех слоев общества и строительства коммунизма, исключительное право из частной сферы отдельного автора стремительно стало переходить в общественное достояние.

Советское право, писали Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, охраняет не только интересы лица, создавшего произведение, но и интересы общества, интересы народа, связанные с появлением и существованием полезных для социалистического общества произведений литературы, науки, искусства1.

О свободной литературе, которая будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения верхним десяти тысячам, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность - говорил В.И. Ленин2.

Началом претворения в жизнь данных идей явилась критика дореволюционного русского законодательства, которое следуя западноевропейским образцам, трактовало право автора на созданное им произведение как право собственности, которым можно торговать3.

В рамках идеалов социализма, вопрос о правовой природе авторского права, составе авторских правомочий и их отчуждении оставался открытым.

Авторское право - рассматривалось в этот период как часть, институт советского гражданского права, институт, регулирующий личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нематериального продукта, продукта человеческой мысли, в области литературы, науки или искусства.

Гражданское законодательство не устанавливало преимущества личных прав автора перед имущественными, поскольку их вообще нельзя соизмерить. Для автора в равной степени важны как личные, так и имущественные права, поскольку материальные стимулы к труду имеют для него не меньшее значение, чем стимулы орального порядка3.

В подавляющем большинстве случаев неимущественные личные правомочия автора теснейшим обра-

2 В.И. Ленин. Соч. Т. 10. С. 30-31.

зом переплетаются и сочетаются с его имущественным правомочием4.

Некоторые личные неимущественные авторские правомочия (право авторства, право на авторское имя) могут принадлежать только автору; они не могут быть переданы иному лицу. Другие личные неимущественные права, равно как и различные правомочия по использованию произведения, могут быть переданы по авторскому договору и переходят по наследству.

Но возможно ли отождествление этих прав с субъективными гражданскими правами, возникающими в связи с определенными юридическими фактами - покупкой вещи, созданием произведения и т. п.? Думается, говорила М.И. Никитина, что такое отождествление недопустимо5.

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц считали, в советском гражданском праве исключительный характер авторского права означает, что это право может возникнуть только для автора. Раз возникнув, оно не может при жизни автора ни полностью, ни частью перейти к другому лицу. Исключительный характер прав советского автора заключается в их неотчуждаемости, неотторжимости их от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо1.

Авторские права признавались неотчуждаемыми, они остаются у автора и не переходят по правопреемству к организации, получающей не абсолютное авторское, а лишь обязательственное право использовать произведение. Организации, осуществляющие фактическое использование произведений именовались пользователями, они уже не могли считаться носителями авторских прав.

Неотчуждаемость прав автора произведений литературы науки и искусства - важное социалистическое завоевание советского авторского права. (Их отчуждение допускалось в целях продажи произведения за границу, когда необходимо учитывать правовую систему страны контрагента)2.

В ст. 15 Основ авторского права СССР 1928 года3 мы находим формулировку, близкую к формулировке Основ 1925 года:4 «Авторское право в части или в целом может быть отчуждаемо по издательскому договору, завещанию или иным законным способом».

Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц указывали, что отчуждение субъективного авторского права советскому гражданскому праву не известно5.

Э.П. Гаврилов отмечал, что одно из принципиальных положений советского авторского права заклю-

3 См.: СЗ РСФСР. 1928. № 27. Ст. 246.

4 СЗ СССР 1925 г. № 7. Ст. 67.

Даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные правомочия полностью сохраняются за автором.

В отличие от личных неимущественных, имущественные авторские правомочия говорил Э.П. Гаврилов, могут быть уступлены по авторскому договору, однако такая уступка всегда ограничивается определенным сроком.

Унификация этих сроков, а также установление более краткого трехлетнего срока действия авторских договоров отражают тенденцию развития советского авторского права, направленную на ограничение уступки имущественных авторских правомочий.

Поэтому формулировка закона об отчуждении авторского права была отвергнута, говорилось только о передаче автором произведения для использования обусловленным договором способом1. Конструкция отчуждения авторских правомочий реализовывалась при продаже произведения за границу, по отношению к иностранным государствам.

Советское авторское право впервые ввело понятие «авторский договор», дало его определение, закрепило на законодательном уровне виды, установило требования к форме, порядку заключения, изменения, оговорило содержание прав и обязанностей сторон. Это послужило базисной группировкой правовых норм для их развития в сфере авторских отношений.

Хотя в появлявшихся правовых нормах об авторских договорах, вопрос, относится ли авторское право к собственности, прямо и открыто не ставился, однако он был скрыт явно или на подсознательном уровне, в возникших в социалистическом научном сообществе, представлениях о правовой природе авторских договоров, теориях «уступки» и «разрешения». В силу которых, можно сказать, что сторонники теории уступки признавали авторское право за право собственности, а сторонники теории разрешения таковое отрицали в духе времени.

В разное время сторонниками непередаваемости авторских прав и следовательно - невозможности правопреемства (теория «разрешения») выступали И.А. Грингольц, Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц и В.А. Дозорцев. Напротив, М.В. Гордон, В.И. Серебров-ский, Э.П. Гаврилов, В.П. Грибанов, Ю.Г. Матвеев считают авторские права передаваемыми (теория «уступки»)1.

Позиция допустимости отчуждения авторских прав поддерживалась в работах М.В. Гордона и В.И. Се-ребровского. Однако, вместе с тем авторы отмечали недостаточность такой характеристики, а также некоторую терминологическую невыдержанность закона. М.В. Гордон писал, что «издательский договор нельзя сводить к отчуждению авторского права, ибо по такому договору издательство не только приобретает правомочия автора, но берет на себя целый ряд обязательств, в частности, издательство обязано дать политическую и деловую оценку произведения, при-

1 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 15.

нять меры к изданию и распространению среди читателей изданного произведения»2.

Таким образом, отмечал В.И. Серебровский, по издательскому договору, во-первых, «отчуждается» не все авторское право в целом, а только отдельные правомочия и притом такие, которые необходимы для издания произведения, и, во-вторых, такое «отчуждение» допускается лишь на определенный срок3.

Э.П. Гаврилов полагал, что по авторским договорам автор передает свои авторские права организации, только не целиком, а частично. При этом право на воспроизведение и распространение произведения, по мнению Э.П. Гаврилова, остается за автором, но частично, в какой-то доле он его уступает соответствующей организации4.

В.А. Дозорцев писал, что теория «разрешения» применительна к договорам о передаче произведения для использования, в то время как для лицензионных договоров признавался факт передачи авторских прав1.

И.А. Грингольцем было высказано мнение, что, передавая свое произведение социалистической организации, автор только реализует принадлежащее ему личное право на выпуск произведения в свет2. А.И. Ваксберг писал, что по договору автор предоставляет своему контрагенту право, то есть разрешает опубликовать произведение3. Применительно к издательскому договору, М.И. Никитина считала, что издание и распространение произведения входит в круг специальной правоспособности социалистических издательств, которые могут осуществлять эти действия лишь с разрешения авторов произведений4.

Эта позиция получила поддержку и дополнительное обоснование в работе Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, которые отметили, что способы «отчуждения» авторского права, прямо названные в законе (издательский договор и договор постановочный), оказываются при ближайшем анализе отнюдь не способами перенесения авторского права на другое лицо.

Ни одно определение издательского договора, которое исходит из того, что автор «уступает» издательству или «отчуждает» в пользу издательства

3 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М. : 1956. С. 170-171; Следует заметить, что практика дореволюционной России до издания закона об авторском праве 1911 г. допускала возможность «продажи» автором издателю не только уже существовавших, но и еще не написанных произведений. Широко известна продажа А.П. Чеховым своих произведений книгоиздателю А. Марксу. Чехов писал, что сочинения его «опошлены... как товар» (А. П. Чехов. Полн. собр. соч. Т. XX. М.: ГИХЛ. 1951. С. 14).

3 Ваксберг А. И. Некоторые вопросы советского авторского права / Советское государство и право. 1954. № 8. С. 40.

4 Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1954. С. 6.

свое авторское право, считают Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, не раскрывает существа данного правоотношения. Отчуждением называется отказ от определенного права навсегда. Между тем издательский договор может быть заключен только на определенный, относительно короткий срок, а издательство вовсе не приобретает от автора его авторское право ни в целом, ни в части, ни бессрочно, ни на время.

Таким образом, делали вывод авторы, что ни по издательскому, ни по постановочному договору уступка авторского права в целом (ни по объему, ни по сроку действия) не происходит. Больше того они утверждали, что: не происходит по существу и уступка отдельных авторских правомочий.

В связи с этими суждениями, говорил А.К. Юрченко, необходимо заметить, что в принципе никто не отрицал и не отрицает принадлежности автору права на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения. Другое дело, что при социализме реализовать эти права собственными издательскими средствами автор не может. Поэтому содержание права на опубликование, воспроизведение и распространение должно трактоваться с учетом этого обстоятельства.

Таким образом, согласно юридической конструкции «разрешения» по авторскому договору автор не передает своего права социалистической организации, а лишь разрешает издательству издавать произведение, зрелищному предприятию - осуществлять публичную постановку произведения и т. д. Социалистическая же организация совершает эти действия в силу принадлежащей ей специальной правоспособности 3.

При отчуждении права, отмечал А.К. Юрченко, происходит прекращение дальнейшей возможности удовлетворения интереса, обеспечиваемого этим правом.

На то, что автор фактически не может передать издательству свои права (например, право на имя, неприкосновенность произведения) ни полностью, ни частично, обращал внимание и В.Г. Камышев. Кроме того, всякое отчуждение, говорил он, предполагает отказ от имеющегося права навечно. Очевидно, что при издании рукописей такого отказа не могло быть, поскольку договоры с автором заключались срочные. Кроме того, до выпуска издательством произведения в свет автор имел и имеет право издавать произведение в периодической печати1.

На наш взгляд ни те, ни другие правы не были.

Первые (теория «уступки») заблуждались вдвойне: 1) они выдавали эту теорию явно не в духе времени социализма, отталкивались, поскольку иного не было, от понимания авторского права в Царской России и капиталистических странах; 2) приравнивали авторское право к собственности. Сторонники «уступки» ничего нового в авторском праве не соз-

2 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 12.

1 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 11, 15.

давали, а просто «тихо молчали» о собственности (которую полностью отрицал социализм) но и не пели «под его дудку». Поэтому эта теория не приемлема ни по духу времени, ни по исключительной природе авторского права.

Вторые (теория «разрешения») подстраивались под социалистические взгляды, говорили о непере-даваемости авторских правомочий и об особом разрешении автора. По духу времени он были правы, но их неверность взглядов была в одном - они не строили своих суждений на развитии и исследовании явной природы авторского права, а шли по пути наименьшего сопротивления, доказывая свои взгляд тем, что автор не предприниматель и не собственник, в силу чего он не может самостоятельно реализовывать свои полномочия без помощи специализированных организаций, которым он разрешает осуществлять принадлежащие ему одному правомочия.

Некоторые соединяли эти теории предлагали их двойное существование - для издательского договора «разрешение», для лицензионного «уступка».

Представляется, что «передача произведения для использования» не может не означать передачи конкретного «правомочия» по использованию. Другие же правомочия остаются у автора. При «передаче правомочий по использованию произведения» речь также идет о выдаче разрешения (лицензии) на производство действий, реализующих правомочие использования.

Таким образом, с учетом того, что за автором остаются все другие права, не охватываемые «использованием» (право на имя, неприкосновенность, материальное вознаграждение и т. п.), правопреемник приобретает у автора лицензию (разрешение) с довольно широким правовым содержанием.

В данной ситуации, авторы статей межвузовского сборника научных трудов «Проблемы современного авторского права» Уральского государственного университета за 1980 г. представляли, что принципиального различия между двумя типами авторских договоров нет. В обоях случаях речь идет лишь о разном выражении одной и той же идеи передачи, перехода, уступки, отчуждения правомочия (правомочий) от автора к его правопреемнику1.

Н.Л. Клык напротив, разграничивал авторские договоры и считал, что по издательскому договору уступка прав невозможна, в отличие от лицензионного, где несмотря на исключительный характер авторского права и его неотчуждаемость, усматривается переход авторских прав. Такое различие он ставил в зависимость от возможностей собственного поведения автора2.

Также как ученые цивилисты, советское законодательство трудно отходило от дореволюционного понимания авторского права.

Изначально нормы закона содержали термины: отчуждение, уступка, но потом они были заменены на использование.

Советское законодательство (ст. 503 ГК РСФСР) отвергло прежнюю формулировку закона об отчуждении авторского права и говорило только о переда-

ру. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та. 1987. С. 13.

Издательский договор был отнесен к авторским договорам о передаче для использования произведения как результата творческого труда автора. Иными словами, предметом издательского договора стало произведение, передаваемое автором, а не его права, как это было раньше. Такой подход, говорила С.А. Чернышева представляется соответствующим тем отношениям между автором и издательством, которые возникают по поводу материального объекта (рукописи, иллюстрации и т. д.)1.

Таким образом, авторское право советского периода, в направлении выявления истиной природы исключительного права, по которому шло дореволюционное законодательство, топталось на одном месте. Происходила подгонка существовавших законодательных положений царской России под советский закон в духе нового государственного устройства.

Хотя явно закон и теории не говорили о собственности, но это право явствовало, выплывало из слов: отчуждает, уступает, разрешает. В умах законодателя и ученых, которые не смели говорить ни о самом праве частной собственности (соответствующих правомочиях), ни о особой собственности (исключительности) авторского права, отказ от собственности не произошел. Думается, господствующая моно - идеология не давала толчок научной мысли в правильном направлении.

Отсюда отрицательной стороной советского периода можно назвать то, что по сути истинная природа авторского права оставалась на уровне Царской России, да и то стала стираться и забываться социалистическими идеями.

Однако были и положительные моменты этого периода.

Под конец советского этапа стали возрождаться забытые взгляды дореволюционной России об особом характере авторского права и не применимости к нему норм, регулирующих имущественные отношения. Важно, что это было сделано через критику теорий «уступки» и «разрешения».

М.В. Гордон говорил о неправильности приравнивания издательского договора к уже сложившимся в ГК РСФСР договорным нормам (подряд, поручение) приспособленных для регулирования имущественных отношений. В вязи с особенностями советского авторского права, которое представляет собой особый комплекс имущественных и личных прав автора, издательский договор должен быть по своим общественно-политическим и юридическим результатам отнесен к особой группе договоров гражданского права - договоров по реализации авторских прав (личных и имущественных), имеющий целью передать в пользование общества созданное автором полезное произведение путем размножения и распространения этого произведения1.

3 Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. С. 15.

1 Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М.: Наука. 1979. С. 112-113.

На уровне советской судебной практики - в Постановлении Пленума ВС СССР «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права» от 19 декабря 1967 г.2 закрепилось признание личных и имущественных прав авторов, а юридической литературе высказывались и доказывались мнения об их единстве.

Так Н.Л. Клык говорил о сущности субъективного права как единства его обеих абсолютных и относительных сторон3.

Э.П. Гаврилов замечал, что передача по договору относительного права, свидетельствует, что два этих права (относительное и абсолютное) оказываются взаимосвязанными, а точнее относительное право является способом реализации абсолютного права 4.

Таким образом, проведя анализ всей законодательной системы советского авторского права и науки, можно сделать вывод, что на этом этапе в нормативных актах исключительное право явно не сравнивалось с имуществом, а процесс научного развития авторского права на период действия советского режима замер, но только он начал просыпаться и приходить в сознание, как опять произошла смена государственного режима - началась перестройка правовых норм для нового государства.

Список литературы:

2. Ваксберг А. И. Некоторые вопросы советского авторского права / Советское государство и право. 1954. № 8.

9. Ленин. В.И. Соч. Т. 10.

11. Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве. Автореферат кандидатской диссертации. М.: 1954.

13. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: 1956.

2 Бюллетень ВС СССР 1968. № 1. С. 13.

14. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М.: Наука. 1979.

15. Чехов А.П. Полн. собр. соч. Т. XX. М.: ГИХЛ. 1951.

16. Юрченко А.К. Издательский договор. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988.

17. Собрание законодательства РСФСР. 1928. № 27. Ст. 246.

18. Собрание законодательства СССР 1925 г. № 7. Ст. 67.

19. Бюллетень Верховного суда СССР 1968. № 1.