«тактико специальная подготовка. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка

Самое эффективное оружие - это не танки и артиллерия, а умение планировать боевые действия таким образом, чтобы достичь максимального результата, не потеряв при этом ни людей, ни технику. Любой, даже локальный, бой необходимо контролировать, обеспечивая превосходство над противником, даже если силы неравны. Именно этому и учит программа тактической подготовки.

Тактическая подготовка: цели и задачи

Обучение тактике состоит из теоретических и практических занятий, на которых, овладев определенным багажом знаний, личный состав пытается выстроить ход боя. Они должны:

    знать теоретические основы общевойскового боя;

    уметь прогнозировать ситуацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

    научиться координации и четко понимать технические возможности группы;

    действовать выдержанно, с минимальным риском для военнослужащих, и стараться выполнить поставленную задачу.

Тактическая подготовка дает и дополнительную мотивацию для дальнейшей службы в армии, прививает уважение к своему делу, формирует высокие моральные, боевые и психологические качества.

Отработка тактических приемов на практике

После закрепления основ начинается практическая подготовка в условиях, максимально приближенных к боевым. Используется как тяжелая техника (танки, БРТ), так и стрелковое оружие. Военнослужащие должны мгновенно реагировать на изменение ситуации, четко следовать приказам и работать в команде, координируя свои действия с другими.

Для старшего личного состава проводятся дополнительные лекции и семинары, обучающие как эффективному руководству группой, так и созданию оптимального психологического и морального настроя у солдат.

Справочная информация

Боевые возможности вооружения подразделения по поражению бронеобъектов, их уязвимые места. Приемы и способы борьбы с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами противника, особенности борьбы с ними в населенном пункте, в горах и в лесу Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Бой с противником, ворвавшимся в траншею, оказание помощи товарищу Ведение переговоров по средствам связи Виды боевых готовностей США и их характеристика Выбор места расположения для отдыха, устройство ночлега, обогрев в зимних условиях Действия при перевозке войск Действия при пленении противника Действия солдата-мотострелка в бою Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника Изучение норматива: «Спешивание подразделений с БТР (МТ-ЛБ) и развертывание в цепь» Изучение норматива: «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия» Изучение норматива: «Доставка боеприпасов под огнем противника» Изучение норматива: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим». Подготовка к ведению огня днем (ночью): изучение местности; определение расстояний до ориентиров; закрытых (непоражаемых) участков местности и вероятных путей движения противника. Наблюдение за противником и местностью днем (ночью), доклад командиру о результатах наблюдения Изучение норматива: «Обнаружение целей» Изучение норматива: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» Изучение норматива: «Посадка личного состава в автомобили, БТР (МТ-ЛБ) на месте» Изучение норматива: «Посадка подразделений в БТР (МТ-ЛБ) в ходе наступления (движения)» Изучение норматива: «Развертывание из походной колонны в предбоевой порядок при действиях в пешем порядке» Изучение норматива: «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)» Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия» Нормы Международного гуманитарного права. Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ – участника боевых действий Обеспечение военной безопасности РФ Общие обязанности военнослужащего в бою Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части Основные документы, регламентирующие организацию боевого дежурства Основные задачи Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск Основные параметры вооруженных сил США Основные угрозы военной безопасности РФ Ответственность (обязанности) должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков Преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед Приготовление пищи Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения

Тема 4. Методика технической подготовки

Техническая подготовка является одним из основных предметов обучения личного состава частей и подразделений, вооруженных бронетанковой техникой. Она направлена на подготовку экипажей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения технически грамотной эксплуатации боевых машин, содержания их в постоянной боевой готовности и умелого применения в бою.

Конкретные задачи технической подготовки для каждой категории обучаемых, ее объем (в учебных часах) и содержание определяются программами боевой подготовки личного состава учебных и линейных подразделений.

Успешное выполнение задач технической подготовки достигается:

Повседневным руководством технической подготовкой со стороны старших начальников, высокой их требовательностью и оказанием частям и подразделениям своевременной и конкретной помощи в устранении выявленных недостатков;

Правильной организацией технической подготовки и высоким качеством проведения всех занятий в полном объеме программ боевой подготовки;

Постоянным совершенствованием технических знаний и практических навыков личного состава в процессе повседневной эксплуатации боевых машин;

Систематическим совершенствованием технических знаний и методических навыков руководителей занятий по технической подготовке;

Наличием учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям боевой подготовки войск.

Обучение личного состава должно быть неразрывно связано с его воспитанием. Поэтому на всех занятиях по технической подготовке необходимо прививать обучаемым высокие морально-волевые качества, советский патриотизм, глубокое понимание своего воинского долга, верность военной присяге, дисциплинированность, любовь к своей боевой технике и чувство личной ответственности за содержание ее в постоянной боевой готовности.

Ответственность за состояние технической подготовки личного состава несут все командиры и их заместители по технической части (по технической подготовке).

Руководитель занятий по технической подготовке непосредственно отвечает за качество обучения личного состава. Он обязан:

1. В совершенстве знать материальную часть изучаемой боевой техники, правила ее эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выполнять все практические работы по техническому обслуживанию машин. Систематически повышать уровень своих знаний, практических навыков и методического мастерства.

2. При обучении личного состава строго руководствоваться программой, знать ее содержание, учебные цели и задачи технической подготовки всех категорий обучаемых. Знать уровень общеобразовательной и технической подготовки каждого обучаемого, их индивидуальные способности.

3. Тщательно готовиться к проведению каждого занятия, используя необходимую техническую и методическую литературу, а также имеющиеся в части типовые методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаговременно готовить к занятиям все необходимое материальное обеспечение, своевременно подавая в техническую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование; контролировать готовность материального обеспечения накануне занятия.

4. Все занятия проводить на высоком организационно-методическом уровне, обеспечивая успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблюдением на занятиях мер безопасности и требовать от обучаемых бережного отношения к учебному оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, требовательным и в то же время внимательным к обучаемым.

5. Вести учет посещаемости, успеваемости и накопления практических навыков; после проведения занятия делать необходимые записи в журнале учета боевой подготовки.

В зависимости от учебных целей, места и метода проведения различают два основных вида занятий: 1) занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации; 2) практические занятия (тренировки) на машинах или на учебных стендах.

Усвоение материала, изученного на этих занятиях, проверяется на контрольных занятиях.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в зависимости от их учебной цели и содержания могут проводиться в классах материальной части машины, в классе эксплуатации или в парке на учебно-боевых машинах.

Основными методами проведения этих занятий являются рассказ (объяснение) и беседа. Оба метода во всех случаях обязательно сопровождаются показом изучаемых агрегатов (механизмов, систем) или приемов (действий) по их обслуживанию (разборке, промывке, сборке, регулировке).

Рассказ - это систематизированное, последовательное изложение учебного материала руководителем занятий. Этот метод применяется, как правило, при изложении новых сведений. Если руководитель во время рассказа прибегает кразличного рода рассуждениям, раскрывающим принципы и закономерности работы механизмов, то такую форму рассказа называют объяснением.

Беседа - это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе. Такой метод применяется при повторении ранее изученного материала в целях закрепления полученных знаний. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть правильно подобраны и четко сформулированы. При этом вопросы рекомендуется ставить перед всей группой обучаемых. Это повышает активность обучаемых, так как обязывает всех участвовать в обдумывании ответа.

Руководитель обязан вести беседу в нужном направлении, следить за участием в ней всего личного состава, внимательно вслушиваться в ответы с тем, чтобы не допускать в них неточностей и ошибок. Для повышения активности обучаемых их можно привлекать к уточнению и дополнению ответов.

Рассказ и беседа большей частью рационально дополняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет проверить, как усвоен материал прошлого занятия, в ходе занятия - установить степень усвоения изучаемого материала и в конце занятия - обобщить рассмотренные вопросы.

Наряду с этим в процессе беседы руководитель может также прибегать к рассказу или объяснению для уточнения и углубления знаний обучаемых или для обобщения их ответов.

Эффективность беседы зависит в первую очередь от правильного подбора вопросов, которые определяют ее направление. В начальной стадии обучения рекомендуется предлагать более простые вопросы, например перечисление основных деталей агрегата или механизма. В последующем можно предлагать вопросы, требующие анализа и обобщения пройденного материала. К таким относятся вопросы, которые требуют объяснить принцип работы агрегата, системы или механизма, правила обнаружения неисправностей и т. п.

Не следует задавать такие вопросы, на которые ответ может быть односложный – «да» или «нет». Неправильный ответ или использование обучаемым неправильной терминологии должны быть обязательно учтены и поправлены.- "

Если никто из обучаемых не может ответить на поставленный вопрос, им надо предложить наводящий вопрос. Если и в этом случае обучаемые не смогут дать правильный ответ или точную формулировку, то это должен сделать сам руководитель.

Доходчивость занятий по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в решающей степени зависит от их материального обеспечения, от умения руководителя использовать имеющиеся наглядные пособия.

Материальное обеспечение занятий обычно включает учебные агрегаты, стенды, учебно-боевые машины, макеты, плакаты, схемы, учебные кинофильмы и диафильмы.

Порядок использования наглядных пособий должен обеспечить быстрое осмысливание, понимание и прочное закрепление учебного матери-ала. Так, первичное представление об изучаемом агрегате или механизме достигается показом его в натуре. Для подробного изучения его устройства вначале рекомендуется объяснить принцип его работы, используя при этом макет или принципиальную схему, и только после этого перейти к объяснению устройства и работы самого агрегата (механизма). Такая последовательность применения наглядных пособий и объяснений облегчает понимание устройства и работы сложного механизма.

В процессе показа демонстрируемые объекты должны быть хорошо видны обучаемым. Для этого требуется достаточное их освещение и установка на подставки в соответствующем удалении.

В учебных частях хорошо зарекомендовал себя метод дублирования действий (показа) руководителя командирами учебных отделений. В этом случае в распоряжении каждого командира отделения на учебном месте должны быть такие же наглядные пособия, как и у руководителя занятия.

Большое значение для успешного усвоения обучаемыми изучаемых вопросов имеет поведение руководителя занятия. Объяснять материал следует стоя с тем, чтобы иметь возможность наблюдать за всеми обучаемыми и не допускать ослабления их внимания. Контроль за их поведением и восприятием излагаемых сведений позволяет руководителю замечать затруднения в понимании сложных учебных вопросов и своевременно на них реагировать, изменяя соответствующим образом методику объяснения. Изложение должно быть четким, кратким и ясным. Речь руководителя должна быть достаточно громкой и убедительной. Главное (основное) содержание материала рекомендуется выделять изменением интонации. Наиболее важные вопросы следует излагать в темпе, позволяющем их записать.

Расположение в машине;

Назначение;

Общая характеристика;

Устройство и работа;

Правила пользования;

Регулировка;

Уход при эксплуатации;

Неисправности, их причины, меры предупреждения и способы устранения.

Назначение агрегатов и систем - это точная формулировка того, какие функции они выполняют в машине. При этом объясняется и необходимость этих функций.

Общая характеристика агрегата или системы - это объяснение их типа, или, иначе говоря, перечисление тех основных конструктивных особенностей, по которым данный агрегат или система отличаются от других. Так, например, общая характеристика блокировочного фрикциона планетарного механизма поворота среднего танка формулируется следующим образом: сухой, многодисковый, с трением сталь по стали, с шариковым механизмом выключения.

Устройство и работа агрегатов и систем включают изучение составных частей агрегата (системы), взаимной их связи и взаимодействия во время работы.

В связи с тем, что согласно требованиям программ боевой подготовки главное внимание должно уделяться изучению устройства агрегатов и механизмов, которые обучаемые при техническом обслуживании машины должны уметь разбирать (собирать) или регулировать, содержанием занятий предусмотрен различный объем (глубина) изучения составных частей машины: принцип устройства, общее устройство.

Принцип устройства и работы агрегатов, механизмов и приборов изучается только по их принципиальным схемам без изучения конструкции.

Общее устройство систем, агрегатов и механизмов изучается на материальной части путем показа и объяснения назначения и основ взаимодействия во время работы только их основных частей (узлов в сборе).

Устройство агрегатов, механизмов и приборов изучается на материальной части путем показа и подробного объяснения назначения и взаимодействия во время работы всех их деталей.

При объяснении устройства материальной части основное внимание следует уделять главным деталям агрегата, объяснять в первую очередь самые характерные и важные для эксплуатации, обслуживания и ремонта особенности конструкции. Не следует заниматься описанием формы деталей, перечислением числа отверстий, шпилек, болтов и других второстепенных элементов конструкций, так как обучаемые смогут рассмотреть их во время самоподготовки.

Регулировка механизмов и приводов управления - это установка и восстановление зазоров, свободных и рабочих ходов, усилий и т. п. в целях обеспечения нормальной и длительной их работы.

1) технические условия на нормально отрегулированный агрегат или привод управления;

2) причины нарушения исходного состояния агрегата или привода, последствия, к которым приводит это нарушение;

3) последовательность проверки регулировки;

4) восстановление исходного состояния регулировки (порядок выполнения регулировки, применяемый при этом инструмент).

Уход за агрегатами и системами при эксплуатации машины - изучение объема и периодичности обслуживания, установленного соответствующими руководствами и инструкциями по эксплуатации машины, для обеспечения нормальной работы агрегатов и механизмов, продления срока их службы и содержания машины в постоянной боевой готовности.

При изучении этого вопроса руководитель не должен ограничиваться перечислением работ по обслуживанию и сроков их проведения. Необходимо также рассказать и показать, как и с использованием какого инструмента и принадлежностей выполняются эти работы.

Неисправности узлов, агрегатов, приводов управления и систем - рассмотрение нарушения геометрических размеров деталей, их взаимного расположения и нормального действия. На занятиях необходимо изучать только характерные, чаще всего встречающиеся в процессе эксплуатации неисправности.

1) признаки неисправностей, определяемые осмотром, на слух, по контрольным приборам или по характеру движения машины;

2) причины и последствия неисправностей;

3) способы обнаружения и устранения;

4) меры предупреждения.

Последовательность подготовки к занятиям и составление плана

(плана-конспекта)

Качество занятий, проводимых с личным составом, а следовательно, и общий уровень технической подготовки обучаемых зависят прежде всего от уровня личной подготовленности руководителей занятий.

Систематично и последовательно излагать учебный материал темы можно только при условии глубокого знания предмета, понимания цели каждого занятия в общей системе подготовки экипажей (водителей) боевых машин. Поэтому руководитель занятий по технической подготовке должен хорошо знать программу, цели обучения, объем знаний и практических навыков, необходимых обучаемым, четко представлять себе, какие учебные вопросы являются главными и какие - второстепенными.

Для быстрого восприятия и прочного усвоения учебного материала обучаемыми исключительно большое значение имеет методика проведения занятий, умение руководителя доходчиво передать свои знания и практические навыки. Это умение вырабатывается практикой обучения и специальной методической подготовкой.

Таким образом, успешная организация технической подготовки требует тщательной и всесторонней подготовки руководителей занятий, непрерывного совершенствования их методических навыков.

Подготовку руководителя к занятиям можно разделить на два этапа: предварительную подготовку и подготовку к проведению конкретных занятий.

Предварительная подготовка руководителя занятия

Хорошая предварительная подготовка руководителя является одним из основных условий качественного проведения занятий. Она осуществляется методом самостоятельной работы и на занятиях по совершенствованию специальной и методической подготовки офицеров (прапорщиков), проводимых по планам и программам их командирской подготовки.

До начала занятий руководитель обязан изучить весь комплекс основных вопросов по всей программе технической подготовки, используя для этого основные учебные пособия, методическую литературу и имеющуюся в части учебно-материальную базу. Кроме того, чтобы занятия были поучительными и интересными, руководитель должен постоянно следить за издаваемой технической литературой, изучать новую бронетанковую технику и передовой опыт эксплуатации машин, состоящих на вооружении части, следить за их конструктивными изменениями и подбирать характерные примеры из опыта боевой подготовки, подтверждающие справедливость рассматриваемых правил и положений и вместе с тем способствующие лучшему запоминанию учебного материала.

Предварительная подготовка руководителя занятий должна сопровождаться ведением рабочего конспекта. Без этого невозможно обеспечить систематическую и глубокую проработку того или другого вопроса. Нельзя надеяться на память, то, что свежо в памяти сейчас, может быть забыто через некоторое время. Форма и порядок ведения рабочего конспекта могут быть различными. Они зависят прежде всего от личных качеств, квалификации и опыта руководителя занятий. Конспект рекомендуется вести по отдельным вопросам или темам программы технической подготовки. При составлении конспекта необходимо оставлять чистые страницы для накопления и расширения материала. Записи внутри каждой темы целесообразно систематизировать по отдельным основным вопросам. При этом полезно указывать источники конспектируемого материала (наименование руководств, учебников, статей и т. д.).

Хорошо составленный и непрерывно ведущийся рабочий конспект является одним из основных пособий при подготовке к проведению занятия.

Он значительно сокращает время на подготовку и способствует повышению качества проводимых занятий.

Особое внимание руководители занятий должны уделять вопросам овладения методами обучения, постоянному повышению уровня своей методической подготовки;

Самостоятельная работа является основой совершенствования методической подготовки руководителя занятия. Только личный упорный труд в этом вопросе обеспечит успех.

После каждого проведенного занятия руководитель должен провести его анализ, критически оценить свои действия и результаты выполнения плана занятия.

Положительные методические приемы и недостатки в проведении занятий необходимо зафиксировать в плане-конспекте. Эти заметки пригодятся в дальнейшем при проведении этого же занятия с другим подразделением или при подготовке к проведению аналогичного занятия по другой теме.

Подготовка руководителя к занятию

Подготовка к проведению конкретного занятия заключается в личной подготовке руководителя и подготовке материального обеспечения занятия. Руководитель обязан заблаговременно проверить наличие учебного оборудования и других средств материального обеспечения, необходимых для проведения занятия. Если потребуется, расположить учебное оборудование в классе так, чтобы им удобно было пользоваться во время занятия.

Личная подготовка руководителя заключается в глубоком усвоении всего материала по теме занятия и в тщательном продумывании вопросов организации и методики проведения занятия. При этом используются личный рабочий конспект, техническая и методическая литература, а также методические разработки, имеющиеся в части. После изучения всех исходных материалов принимается решение по вопросам организации и методики проведения занятия, уточняется перечень учебных вопросов, подлежащих изучению, и отрабатывается план-конспект или план проведения занятия. В нем отражается построение и содержание занятия, дается расчет времени.

Планы-конспекты (планы) в зависимости от квалификации руководителя могут быть различными, но по возможности краткими. Вместе с тем следует считать целесообразным, чтобы в плане-конспекте был четко выражен тот объем сведений, который должен быть законспектирован обучаемыми на занятиях. Это способствует, с одной стороны, точности формулировок, а с другой - руководитель занятия, определяя объем и содержание записей обучаемых, имеет возможность заранее предусмотреть выделение на это необходимого времени.

Структура содержания занятия

Каждое занятие по технической подготовке состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть . На вводную часть занятия отводится не более 5-10 мин. За это время руководитель принимает рапорт, здоровается и проверяет наличие личного состава и их готовность к занятию, объявляет тему и учебную цель данного занятия.

В случае необходимости в вводной части проводится также опрос обучаемых по ранее пройденному материалу в целях проверки качества его усвоения, закрепления наиболее важных положений и нормативов, а также для подготовки их к восприятию новых сведений. Такой опрос особенно полезен в том случае, если тема предстоящего занятия связана с предыдущей или является дальнейшим развитием уже рассмотренных вопросов.

Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые недостаточно твердо знают необходимый предшествующий материал, руководитель должен предусмотреть краткое его повторение в процессе занятий.

В вводной части практического занятия руководитель дополнительно объявляет порядок проведения занятия, указывает учебные места и порядок их прохождения, распределяет учебную группу на подгруппы в соответствии с количеством учебных мест и напоминает меры безопасности.

Основная часть. В основной части занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации излагается, как правило, новый учебный материал. На это расходуется большая часть учебного времени, отведенного на занятие. Руководитель обязан использовать его так, чтобы планомерно изучить с обучаемыми все предусмотренные содержанием занятия учебные вопросы.

Очень важное значение имеет последовательность преподнесения учебного материала. Она должна быть тщательно продумана, отражена в плане-конспекте и в ходе занятия строго выдерживаться.

При изложении учебного материала руководитель должен разумно пользоваться планом-конспектом, а не читать его непрерывно, так как чтение подрывает авторитет руководителя, приводит к потере связи с аудиторией и снижает активность обучаемых. К плану-конспекту рекомендуется обращаться лишь в случае необходимости контроля правильной последовательности изложения учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, определений и регулировочных параметров, которые должны быть законспектированы и требуют поэтому неоднократного дословного повторения.

Объем необходимых записей руководитель должен определять заранее, исходя из наличия учебных пособий по изучаемой теме.

В основной части занятия нужно обязательно предусматривать время для ответа на вопросы обучаемых. Задавать их можно только с разрешения руководителя. Если содержание вопроса оторвано от темы занятия или не представляет интереса для большинства обучаемых, отвечать на него целесообразно во время перерыва или после занятия. Ни в коем случае нельзя давать неправильный, необдуманный ответ. Если руководитель затрудняется сразу дать правильный ответ, лучше это сделать на следующем занятии.

В основной части практического занятия сначала может быть показан порядок выполнения основных операций или работ. Это делается главным образом тогда, когда данные работы выполняются первый раз. После этого обучаемые отрабатывают их самостоятельно на учебных местах.

Если для выполнения работ предусмотрено использование оборудования и инструмента, с которыми обучаемые ранее не работали, руководитель занятия на учебном месте обязан предварительно объяснить и показать правила их применения.

В целях привития обучаемым навыков в выполнении работ на машинах в установленной технологической последовательности практические занятия необходимо проводить с применением специальных заданий и технологических (операционных) карт, выдаваемых на каждое учебное место. Пользование технологическими (операционными) картами особенно целесообразно для курсантов, впервые выполняющих данную работу.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения итогов занятия, оценки знаний и практических навыков обучаемых и постановки задач на самоподготовку. При постановке задачи на самоподготовку руководитель занятия указывает, какие разделы учебника или официальных руководств (технического описания и инструкции по эксплуатации) обязаны изучить обучаемые и что они должны записать в свои конспекты. В конце заключительной части указывается тема, время и место проведения следующего занятия.

Заключительная часть практического занятия состоит, кроме того, из разбора качества выполнения изучаемых работ и операций в целом и тех недостатков, которые были допущены обучаемыми. При этом руководитель делает выводы на основании собственных наблюдений и докладов руководителей занятий на учебных местах. При необходимости перед проведением разбора предусматривается время для приведения в порядок учебных мест.

Самостоятельная работа с книгой или плакатом дает возможность обучаемым при повторении устройства материальной части изучить чертежи, схемы и рисунки, которые они не смогли достаточно хорошо рассмотреть во время объяснений руководителя занятия всей учебной группе. Сравнивая подлинные детали и узлы с их графическим изображением, обучаемые получают навыки в чтении чертежей, схем и плакатов и одновременно закрепляют свои знания по устройству материальной части, полученные на занятиях в классе.

Для эффективной и целенаправленной работы обучаемые должны точно знать время и место самоподготовки, перечень подлежащих изучению вопросов, необходимую для этого литературу и наглядные пособия. Поэтому руководитель обязан сообщить порядок проведения самоподготовки и дать обучаемым конкретные задания заблаговременно, обычно в заключительной части предшествующего занятия.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет военного обучения
Кафедра «Танковых войск»
ТЕМА № 3
«МЕТОДИКА ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ
(СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПОДГОТОВКИ»
Челябинск
2015

Практическое
Учебные вопросы:
1. Формы и методы обучения.
2. Организация и методика проведения занятий.
Материально-техническое обеспечение занятий.
3. Правила написания план-конспектов занятий.

Первый учебный вопрос: Формы и методы обучения
Формы обучения:
- тактико-строевое занятие;
- тактико-специальное занятие;
- тактико-специальное учение;
- тактическое учение;
- сборы по повышению квалификации личного состава;
- сборы по освоению новых образцов вооружения и
техники;
- инструктаж;
- инструкторско-методическое занятие;
- показное занятие;
- практическое занятие;
- изучение требований безопасности при эксплуатации,
эвакуации и ремонте вооружения и техники.

Основной метод обучения на тактико-строевых
занятиях – упражнение (тренировка) в выполнении
приемов и способов действий на поле боя, также
применяются объяснение и показ.
Тактико-строевые занятия проводятся на
материальной части или без нее («пеший по
машинному»). Продолжительность тактико-строевого
занятия может быть 3-5 часов. На одном занятии
отрабатывается 3-4 вопроса.
Тактико-специальные занятия проводятся в
завершении изучения каждой темы по тактикоспециальной подготовке, им предшествуют тактикостроевые занятия.

В боевой обстановке инструктажи проводятся во
всех случаях независимо от уровня подготовленности
личного состава. В ходе них, как правило, доводятся:
- объем и порядок выполнения работ по подготовке
вооружения и техники к боевым действиям;
- порядок проведения работ по техническому
обслуживанию, эвакуации и ремонту ВВТ в ходе
выполнения боевых задач;
- направления перемещения, места и время
развертывания РЭГ (РемГ);
- частоты и позывные радиосети технического
обеспечения.

Инструкторско-методические занятия проводятся с
руководителями занятий и сержантами по наиболее
сложным темам, как правило, под руководством
заместителя командира бригады по вооружению или
начальников бронетанковой, автомобильной и
службы РАВ бригады.
Показные и практические занятия проводятся с
личным составом по особенностям использования и
боевого применения закрепленной за ним ВВТ в
конкретных условиях обстановки, местности,
времени года, суток и погоды при подготовке и в
ходе боевых действий.

Второй учебный вопрос: Организация и методика
проведения занятий. Материально-техническое
обеспечение занятий.
Подготовка тактико-строевых занятий включает:
- личную подготовку руководителя занятия;
- определение и уточнение исходных данных;
- разработку плана проведения занятия;
- подготовку района и материально-технического
обеспечения занятия;
- подготовку обучаемого подразделения.

Подготовка руководителя осуществляется
заблаговременно:
- на учебно-методических сборах;
- на командирских занятиях;
- на инструкторско-методических занятиях;
- на показных и открытых занятиях;
- самостоятельно.

Исходными данными для проведения тактикостроевого занятия являются:
- тема;

- учебные вопросы;
- состав обучаемых;
- время (днем, ночью);
- продолжительность;
- район проведения занятия;
- расход моторесурсов;
- расход имитационных средств.

10.

Методика проведения ТСЗ
ТСЗ могут начинаться непосредственно в
расположении части или из исходного положения.
На все ТСЗ личный состав выходит со штатным
оружием и снаряжением.
На занятиях «пеший по машинному» для управления
используют:
- радиостанции;
- мегафоны;
- сигнальные флажки;
- ночью – сигнальные фонари.

11.

Перед выходом на занятие командир проверяет
готовность личного состава к занятию:
- исправность вооружения и техники;
- наличие материального обеспечения;
- знание обучаемыми требований безопасности.
При движении в район занятия отрабатываются
следующие вопросы:
- действия по сигналам управления и оповещения на
марше;
- действия при налете авиации;
- действия при нападении наземного противника;
- преодоление зараженных участков местности и др.
Кроме того, выдвижение может осуществляться
проведением марш-броска.

12.

В исходном положении командир объявляет тему,
учебные цели занятия, первый учебный вопрос и
порядок его отработки по элементам. После чего
вводит обучаемых в тактическую обстановку, ставит
задачи, объясняет порядок действий, подает сигнал на
обозначение противника и приступает к обучению
подчиненных.
В ходе отработки приемов и способов действий
командир добивается, чтобы подразделение
выполняло их правильно, четко, сноровисто,
слаженно и умело.
Только после достижения верных действий
руководитель переходит к отработке следующего
элемента.

13.

При проведении разбора командир указывает:
- тему занятия;
- учебные цели, и в какой степени они
достигнуты;
- анализирует действия обучаемых по каждому
учебному вопросу;
- отмечает поучительные действия обучаемых, а
также недостатки;
- в заключении дает оценку подготовленности
каждого обучаемого и подразделения в целом;
- указывает, что необходимо сделать для
устранения выявленных недостатков.

14.

При подготовке района занятий проводится
инструктаж старшего группы имитации, которому
указывается:
- когда;
- где;
- чем;
- по какому сигналу;
- какие действия противника обозначить;
- требования безопасности.
Для имитации используют:
- холостые патроны;
- взрывпакеты;
- имитационные и дымовые гранаты;
- учебная зажигательная смесь;
- шумовые эффекты боя.

15.

Третий учебный вопрос: Правила написания планконспектов занятий
План проведения занятия разрабатывается на схеме
или карте и включает:
- тему;
- учебные и воспитательные цели;
- учебные вопросы;
- время и место проведения;
- материальное обеспечение;
- руководства и пособия.

16.

В разделе «Ход занятия» указываются:
- учебные вопросы;
- время на их отработку;
- действия руководителя;
- действия обучаемых;
- сигналы управления.
На плане графически изображаются:
- исходное положение обучаемого подразделения;
- обозначенный противник;
- последовательность их действий при отработке
учебных вопросов;
- вопросы, отрабатываемые при следовании в район
занятия и при возвращении в расположение части.

17.

«УТВЕРЖДАЮ»
Командир ремонтной роты
К-н __________А.В.Насонов
(воинское звание, подпись, фамилия)
«__» ___________ 201_г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СТРОЕВОГО ЗАНЯТИЯ С РЕМОНТНЫМ
ОТДЕЛЕНИЕМ
Тема: Ремонтное отделение на СППМ.
Учебные цели: 1. Тренировать отделение в четком и сноровистом выполнении действий
при развертывании МТО-УБ.
2. Вырабатывать у личного состава творчество, инициативу, высокие морально-боевые
качества и психологическую стойкость при действиях в условиях приближенных к боевым.
Время: 3 часа.
Место: Участок местности на тактическом учебном поле.
Пособия: Боевой устав Сухопутных войск (взвод, отделение, танк); Сборник нормативов
по боевой подготовке. Книга 9.
Материальное обеспечение: Учебные имитационные гранаты-2 шт. и холостые патроны по 20 шт. на каждого обучаемого, взрывпакеты - 3 шт., флажки-1 пара, насадки для
хол.стрельбы–4 шт.

18.

Ход занятия
Учебные вопросы и
Действия командира
время
Организация
Проверяет
готовность
занятия.
отделения, выводит к
1.
Выдвижение месту занятия.
отделения в район Объявляет
первый
занятия- 30 мин
вопрос и порядок его
отработки по элементам.
Обучает
отделение
практическим
действиям:
Посадке на
МТОУБ, подавая команды «К
машине»,
«По
местам»,
подает
команду «Заводи», а
затем
«В
район
расположения СППМВПЕРЕД».
При
выдвижении
отрабатывается вопросы
преодоления
зон
заражения
с
использованием
различных
сигналов
оповещения.
Схема действий
Исх.пункт
«Газы»
Заражено
СХТ
Действия обучаемых
Устраняют замеченные
недостатки.
Уясняют
порядок
отработки вопроса по
элементам.
По
команде
«К
машине»выстраиваются
перед машиной, а по
команде
«По
местам» занимают свои
места
в
МТО-УБ
согласно расчету.
При выдвижении на при
преодолении
зон
заражения
выполняют
нормативы РХБЗ-1,4

Учебные цели: 1. Ознакомить обучаемых с общим устройством отделения управления, боевого и моторно- трансмиссионного отделений. 2. Изучить назначение размещение основных агрегатов и узлов машины. 3. Изучить общее устройство ходовой части.

Учебные вопросы: 1. Общее устройство отделения управления, боевого и моторно-трансмисионного отделения. 2. Назначение и размещение основных агрегатов и узлов машин. 3. Общее устройство ходовой части.

По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделения: — отделение управления (1), — боевое отделение (2) — силовое отделение (3).

Отделение управления танка Т-72 расположено в носовой части корпуса. Оно ограничено справа правым топливным баком 1, и баком-стеллажом 2, слева – левым топливным баком, щитом контрольных приборов механика-водителя 3 и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади – вращающимся транспортером автомата заряжания 4.

1 – сиденье механика-водителя; 2 – щит контрольно-измерительных приборов механика-водителя; 3 – рычаг управления левый; 4 – педаль сцепления; 5 – прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168; 6 – педаль привода остановочного тормоза; 7 – педаль подачи топлива; 8 – рычаг управления правый; 9 – рукоятка крышки люка механика-водителя; 10 – избиратель передач; РАСПОЛОЖЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ АГРЕГАТОВ И ПРИБОРОВ В ОТДЕЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ

2 – щиток приборов; 5 – педаль сцепления; 6 – педаль тормоза; 11 – фильтр грубой очистки топлива; 12 – клапан выпуска воздуха; 13 – аптечка; 14 – топливораспределительный кран; 15 – ручка привода ручной подачи топлива; РАСПОЛОЖЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ АГРЕГАТОВ И ПРИБОРОВ В ОТДЕЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ

16 – вентилятор; 17 – пульт выносной с сигнальными лампами; 18 – ящик для прибора ТВНЕ-4 Б; 19 – рукоятка привода жалюзи; 20 – ящик для укладки запасного смотрового прибора ТНПО-168 В РАСПОЛОЖЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ АГРЕГАТОВ И ПРИБОРОВ В ОТДЕЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ

БТР-80 Внутренний объем бронетранспортера условно можно разделить на три отделения: — отделение управления; — боевое отделение; отделение силовой установки.

Отделение управления расположено в передней части машины. В нем размещаются механик-водитель и командир отделения. По корпусу машины отделение управления занимает объем до спинок сидений механика-водителя и командира отделения. В отделении управления расположены органы управления машиной, радиостанция и другое оборудование.

Место механика-водителя БТР-

Щиток механика-водителя БТР-

Место механика-водителя БТР-

Компоновка БМП-

Место механика-водителя БМП-

Отделение управления БМП-

Щиток приборов механика-водителя БМП-

Боевое отделение танка Т-72 расположено в средней части танка и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Справа от пушки расположено рабочее место командира танка, слева – наводчика.

В башне установлены 125 -мм танковая пушка 2 А 46, автомат заряжания и приборы комплекса управления огнем.

Место командира танка 1, 3 – прибор наблюдения командира танка ТНПО-160; 2 – прибор наблюдения командира танка ТКН-3; 4 – стопор внутреннего блок-погона; 5 – пульт загрузки;

6 – установка спаренного пулемета; 7 – ограждение танковой пушки; 8 – электромашинный стопор пушки; 9 – датчик линейных угловых ускорений; 10 – плафон ПМВ-71; 11 – пополнительный бак; 12 – аппарат ТПУ А-4; 13 – аппарат ТПУ А-1; 14 – распределительный щиток; 15 – радиостанция Р-123 М; 16 – блок питания радиостанции Место командира танка

1 – сиденье; 2 – азимутальный указатель; 3 – индикатор количества выстрелов; 4 – стопор башни; 5 – пульт управления системы 902 Б «Туча» ; 6 – аппарат ТПУ А-2; 7 – ночной танковый прицел ТПН 3 -49; 8 – прибор наблюдения наводчика ТНП-165 А; 9 – танковый прицел-дальномер ТПД-К 1; 10 – ограждение пушки; 11 – подъемный механизм пушки; 12 – ручной механизм поворота башни Место наводчика-оператора

Боевое отделение БТР-80 составляет объем корпуса машины от спинок сидений командира машины и механика-водителя до перегородки отделения силовой установки. В нем размещается личный состав десанта со своим вооружением и наводчик.

водитель командирнаводчик десант В боевом отделении размещаются башенная пулеметная установка с сиденьем наводчика, два одноместных сиденья, два трехместных сиденья, боекомплект, ЗИП машины.

В башенной пулеметной установке установлены пулемет КПВТ, ПКТ, прицел 1 ПЗ-7 и приборы наблюдения.

Место наводчика БТР-

Боевое отделение БМП-2 стопор командирской башни. Место командира боевой машин ы

Прибор командира машины ТКН-3 Б Прицел командира 1 ПЗ-3 Пульт управления командира. Место командира боевой машины БМП-

Место командира боевой машины БМП-2 Пульт управления командира Гибкий элемент системы питания пушки Винтовой рукав системы питания пушки

Место наводчика-оператора БМП-2 Прицел наводчика-операто ра БПК-2 —

Пульт управления наводчика-опера тора Механизм наведения оружия в горизонтальной плоскости. На рукоятке кнопка электроспуска ПКТ Механизм наведения оружия в вертикальной плоскости. На рукоятке кнопка электроспуска пушки Стопор башни в горизонтальной плоскости

Кнопка электроспуска ПКТ Кнопка электроспуска 2 А 42 Пульт управления наводчика-оператора БМП-

Стопор башни в горизонтальной плоскости (башня на стопоре – рычаг стопора вниз) Механизм наведения оружия в горизонтальной плоскости

Стопор башни в горизонтальной плоскости (башня снята со стопора – рычаг стопора вверх) Азимутальный указатель

Прицел наводчика-оператора БМП-2 БПК-2 —

1. двигатель 2. входной редуктор 3. бортовая коробка передач 4. бортовой редуктор 5. вентилятор системы охлаждения 6. конический редуктор В-84 Схема моторно-трансмиссионного отделения танка Т-72 Б

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка отделения выполнена с поперечным расположением двигателя, смещенного к левому бору.

Между двигателем и перегородкой силового отделения размещены расширительный 1 и пополнительный 2 бачки системы охлаждения. Пополнительный бачек расположен под расширительным в районе фундамента двигателя.

На балке перегородки силового отделения крепится поплавковый клапан и масляный фильтр МАФ. С левой стороны нагнетателя установлен центробежный масляный фильтр МЦ, который крепиться к средней балке силового отделения в специальном кронштейне. Между правым бортом машины и двигателем установлен воздухоочиститель.

4 Запыленный воздух под действием разрежения, создаваемого двигателем, с большой скоростью поступает во входные патрубки циклонов воздухоочистителя, где получает спиралеобразное вращательное движение. Под действием центробежной силы наиболее тяжелые частицы пыли отбрасываются к стенкам циклонов, теряют скорость и осаждаются в пылесборнике. Из пылесборника под действием разрежения, создаваемого выпускными газами, часть воздуха с пылью по трубам отсоса пыли транспортируется к выпускным трубам, где смешивается с выпускными газами и выбрасывается в атмосферу. Циклонный аппарат (первая ступень очистки) обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99, 4 %. После прохождения воздуха последовательно через нижнюю, среднюю и верхнюю кассеты, которые являются второй ступенью очистки, окончательно очищенный до 99, 8 % воздух из головки воздухоочистителя через патрубок поступает в нагнетатель двигателя и затем по впускным коллекторам в цилиндры двигателя. Схема работы воздухоочистителя

Конический редуктор привода вентилятора установлен на кронштейне, закрепленном на днище танка. Под кронштейном конического редуктора установлены МЗН двигателя и МЗН буксира. На кормовом листе корпуса расположен вентилятор системы охлаждения.

В силовом отделении установлены основной и пополнительный масляные баки системы смазки двигателя, а также бак системы смазки и гидроуправления трансмиссии.

В специальных картерах, вваренных в кормовой части корпуса с левой и правой сторон, устанавливаются планетарные бортовые коробки передач (в сборе с бортовыми передачами). На каждой БКП установлены механизмы распределения.

Крыша состоит из крыши над двигателем, крыши над трансмиссией с входными жалюзи, в стеллаже которой установлены радиаторы системы охлаждения и смазки двигателя, системы гидроуправления и смазки трансмиссии, балки с выходными жалюзи.

Отделение силовой установки БТР-80 расположено в задней части корпуса и изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой. В этом отделении размещен двигатель с обслуживающими его системами, фильтровентиляционная установка и другое оборудование. Под листами пола, под сиденьями и под двигателем в сборе со сцеплением и коробкой передач размещены агрегаты и узлы трансмиссии и дополнительного оборудования: раздаточная коробка, ведущие мосты, карданные валы, водометный движитель, тяги приводов управления двигателем и агрегатами трансмиссии.

Дизельный двигатель 7403 установлен в кормой части машины, в отделении силовой установки.

Воздушный фильтр БТР-80 Силовая установка дизельный двигатель 7403 1 — корпус фильтра; 2 — входной патрубок; 3 – фильтрующий элемент; 4 и 10 — уплотнительные кольца; 5 – защелка; 6 – крышка; 7 – гайка крепления фильтрующего элемента; 8 – патрубок системы отсоса; 9 – выходной патрубок.
Водометный движитель предназначен для обеспечения движения машины на плаву, расположен в отделении силовой установки, в кормовой части корпуса машины.

Ходовая часть — это совокупность узлов и механизмов, поддерживающих корпус танка и обеспечивающих его движение. Ходовая часть танка состоит из: — гусеничного движителя; — системы подрессоривания.

Гусеничный движитель – механизм гусеничной машины, с помощью которого обеспечивается ее движение.

12 3 45 Гусеничный движитель состоит: — два ведущих колеса (1); — две гусеницы (2); — два направляющих колеса с механизмами натяжения (3); — двенадцать опорных катков (4); — шесть поддерживающих катков (5).

Система подрессоривания предназначена для смягчения толчков, ударов и гашения колебаний корпуса при движении по неровностям местности, а также при преодолении препятствий. Система подрессоривания состоит: — подвески -12 шт (1); — гидравлические амортизаторы — 6 шт (2); — упоры — 6 шт (3).

Ходовая часть — это совокупность узлов и механизмов, поддерживающих корпус БТР и обеспечивающих его движение. Ходовая часть БТР состоит из: — подвески; — колес.

Подвеска машины предназначена для смягчения ударов и гашения колебаний машины при движении. Подвеска независимая, рычажная, торсионная, с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. Подвеска первых и вторых колес Подвеска третьих и четвертых колес

Колеса и шины На машине установлены колеса с разъемным ободом. Шины бескамерные с регулируемым давлением и направленным рисунком протектора, толстостенные, обеспечивающие кратковременное движение машины при отсутствии в шине избыточного давления.

Ходовая часть БМП-2 1 — гусеничные ленты 2 — шт. ; ведущие колеса – 2 шт. ; 3 -направляющие колеса с механизмами натяжения -2 шт. ; 4 -опорные катки — 12 шт. ; 5 -поддерживающие катки — 6 шт. ; 6 -очистители направляющих колес- 2 шт.

Устройство подвески Подвеска состоит из: 1 — балансиры -12 шт. 2 — кронштейны балансиров – 12 шт. 3 — торсионные валы — 12 шт. 4 — пружинные упоры — 4 шт. 5 — резиновые упоры — 4 шт. 6 — гидроамортизаторы – 6 шт.

1. Устройство бронетанковой техники: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / И. Ю. Лепешинский, Е. В. Брусникин, С. Д. Герасимов, А. А. Русанов, Д. В. Погодаев. – Омск: Изд-во Ом. ГТУ, 2011. С. 108 -145. 2. Общее устройство боевой машины пехоты БМП-2: учеб. пособие / И. Ю. Лепешинский, К. С. Крюков, А. В. Пепеляев, С. Д. Герасимов, В. П. Погодаев, А. И. Луцук, К. А. Манченко. — Омск: Изд-во Ом. ГТУ, 2010. -268 с. 3. Конструкция многоцелевых колесных машин. Бронетранспортер БТР-80: учебное пособие / Ф. И. Глебов, С. Л Лопатин, А. А. Нецветаев, И. Ю. Кузнецов, М. А. Радченко. – Омск: ОТИИ, 2008. – 263 с. Литература

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.6.6. Занятия по специальной подготовке

Для подготовки личного состава войск связи, специальных войск и некоторых других родов войск (сил) к владению техникой и оружием, выполнению функциональных обязанностей в бою, а также слаженным действиям в составе подразделения используется специальная подготовка.

Основные задачи обучения по специальной подготовке:

изучение обязанностей в соответствии со штатно-должностным предназначением и порядка взаимозаменяемости по другим специальностям отделения (расчета), взвода, батареи;

приобретение навыков в работе на штатной боевой технике, приборах, средствах связи, на вооружении, правильной их эксплуатации с соблюдением правил безопасности, определении и устранении простейших неисправностей;

подготовка подразделения к выполнению задач в различных условиях боевой обстановки.

Занятия по специальной подготовке организуются во взводе (отделении, расчете) и батарее, с отдельными специалистами могут проводиться в масштабе дивизиона (части). Занятиями руководят командиры отделений (расчетов), взводов, батарей и старшие начальники. К проведению занятий с отдельными специалистами в масштабе дивизиона (части) должны привлекаться наиболее подготовленные офицеры.

Занятия со всеми категориями обучаемых проводятся в классах, парках, на учебных полях (в городках) и в поле на штатной технике, обычно учебно-боевой группы, с широким использованием учебно-тренировочных средств. Продолжительность каждого занятия определяется программами боевой и командирской подготовки (расписаниями занятий).

Обучение личного состава по специальной подготовке осуществляется по этапам.

На первом этапе происходит общее знакомство с боевой техникой и вооружением, изучаются их тактико-технические характеристики. Военнослужащим даются необходимые теоретические знания и показываются приемы работы на технике. После усвоения первоначальной информации приступают к изучению приемов и правил работы в составе расчета.

На втором этапе первые занятия в целях достижения требуемого качества и полноты отработки операций обычно проводятся без учета времени. В последующем требования временных нормативов учитываются в полном объеме.

На третьем этапе совершенствуется боевое мастерство, не только на занятиях по специальной подготовке, но и в процессе слаживания подразделений на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях, тренировках и контрольных занятиях по стрельбе и управлению огнем.

Усвоение знаний в ходе специальной подготовки осуществляется поэтапно на различных видах занятий.

Теоретическое занятие – первое по теме, на котором изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания принципа работы аппаратуры и механизмов. Сущность его заключается в том, что руководитель занятия при объяснении содержания изучаемого вопроса одновременно показывает порядок выполнения того или иного приема (действия). Если это выполнение сложное, показ может проводиться сначала по элементам, а затем в целом. Важно, чтобы руководитель образцово продемонстрировал прием, показав возможность его выполнения в установленное нормативное время. Основные методы проведения теоретического занятия – рассказ с показом и объяснение.

Групповое занятие целесообразно использовать в ходе второго и третьего этапов занятий по специальной подготовке. Сущность его заключается в том, что руководитель вначале рассказывает о сути действия (приема), а затем обучающиеся под его руководством совместно выполняют прием (действие). Групповое занятие может проводиться методами рассказа с показом, объяснением, упражнениями, тренировками.

Практическое занятие используется обычно на втором и третьем этапах. После того как обучаемые поймут суть вопроса, необходимо, чтобы они усвоили свои функциональные обязанности, доведя их выполнение до автоматизма, чтобы приемы, действия, нормативы выполнялись ими правильно в строго установленное время. Основные методы проведения практического занятия – тренировка, практическая работа.

Комплексное занятие – занятие, проводимое с батареей на местности в условиях конкретной тактической обстановки. На нем осуществляется слаживание подразделений в целом, совершенствуются навыки личного состава в работе при выполнении боевых задач. Проводится командиром роты, батареи или старшим начальником.

Например, комплексное занятие с подразделениями артиллерийской разведки проходит как индивидуально, так и совместно с артиллерийскими подразделениями.

Оно должно начинаться днем и заканчиваться ночью или начинаться ночью и заканчиваться в светлое время суток.

Темы комплексных занятий определяет командир части (дивизиона) на период обучения (на месяц). Цели и учебные вопросы, задачи и нормативы указывает руководитель занятия, исходя из уровня подготовки личного состава батареи и слаженности расчетов (отделений) взводов.

На комплексном занятии батарея (подразделение артиллерийской разведки) выполняет следующие действия:

совершает марш в район занятия;

развертывается в боевой порядок (как правило, на сокращенных расстояниях);

выполняет мероприятия по подготовке к ведению разведки;

производит 1-2 перемещения;

выполняет несколько задач по ведению разведки к обслуживанию стрельбы.

Основные методы проведения комплексного занятия – показ и тренировка в выполнении приемов и действий при боевой работе по времени (выполнение нормативов).

Вопросы специальной подготовки в этом случае вначале могут отрабатываться по отделениям, расчетам, взводам, а затем в составе роты, батареи или иного подразделения. Большая часть времени отводится на слаживание батареи в полном составе путем тренировки по выполнению огневых задач (ведению разведки и обслуживанию стрельбы). Особое внимание обращается на выполнение своих функциональных обязанностей всеми командирами с одновременным обучением подчиненных.

Комплексные занятия, проводимые старшими командирами, как правило, бывают контрольными. Они проводятся для проверки готовности личного состава по изученным темам специальной подготовки в соответствии с нормативами и курсом подготовки.

Количество комплексных и контрольных комплексных занятий на период обучения определяется программой боевой подготовки.

Особенности организации занятий по специальной подготовке.

При подготовке к занятию руководителю необходимо: тщательно продумывать вопросы, связанные с выбором его вида и места; определять, какие приемы, нормативы будут отрабатываться; определять (при необходимости) помощников и проводить их инструктаж; устанавливать последовательность отработки учебных вопросов.

При составлении документов для проведения занятия руководитель обычно разрабатывает что-то одно (план, план-конспект или конспект). Если назначены его помощники, то они создают частные планы. Могут делаться выписки из сборника нормативов или курса подготовки.

При определении места занятия и материального обеспечения руководителю необходимо: установить это исходное место; тщательно провести рекогносцировку данного района; наметить, где и какие вопросы будут отрабатываться, сколько необходимо учебных точек и какое количество помощников руководителей занятия потребуется; уточнить, какую технику и вооружение использовать на занятии, а также наметить расход моторесурсов; определить требования безопасности.

Особенности работы на занятии по специальной подготовке.

Во вступительной части руководителю для проверки наличия экипировки и материального обеспечения целесообразно использовать помощников. В ходе контрольного опроса основное внимание должно уделяться аспектам отработки предстоящей темы. Затем необходимо напомнить требования безопасности и следить за их соблюдением в ходе занятия.

В основной части занятия главное внимание должно быть уделено привитию практических навыков выполнения функциональных обязанностей в составе подразделения, когда резко меняется обстановка, в условиях внезапности и состязательности.

В заключительной части больше внимания обращается на наличие и состояние материально-технического обеспечения, возвращение его в первоначальное состояние.