Срок охраны авторских прав после смерти. Срок охраны

В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.


С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.


(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.



Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.


Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.


Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.


Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.


На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.


Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.


Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.


Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.



Примечания

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.



Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.


В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Общественное достояние

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.


Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.


Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.


Примечание

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.


Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

Авторские права – это возможности авторов или правообладателей обладать определенным статусом и совершать действия по поводу произведений. В законе выделяются некоторые разновидности авторских прав, поэтому проанализируем их и выявим наиболее значительные особенности.

Личные неимущественные авторские права

Они характеризуются следующими признаками:

  1. Возникают только у автора результата творческой деятельности;
  2. Неотчуждаемы: не могут быть переданы другому лицу по какому-либо договору, а также не передаются по наследству;
  3. Не имеют никакой связи с имущественными отношениями, выражают личную связь между автором и его произведением.

Вообще личные неимущественные права характерны только для авторов именно результатов интеллектуальной деятельности, именно поэтому на средства индивидуализации, где по факту такой деятельности нет, не предусматривается режима неимущественных прав. Как бы уникален ни был товарный знак, у него не может быть автора, а, следовательно, и соответствующих личных прав на этот объект.

Что же касается видов, то их для института авторского права предусмотрено больше, чем на объекты промышленной собственности. Итак, сюда относятся права:

  1. Авторства. Так, гражданин, создавший произведение, наделяется возможностью признаваться автором этого результата творческой деятельности.
  2. На имя. Законом автору дозволяется не только просто считаться автором, но и указывать свое имя, псевдоним на произведении (например, на обложке книги). Отсутствие указаний на имя автора считается нарушением, за исключением случая, когда сам автор не дал на это свое согласие, либо если произведение публиковалось анонимно.
  3. На неприкосновенность произведения. Очевидно, что в процессе создания результата интеллектуальной деятельности у автора имелся определенный творческий замысел, который нашел полное выражение в объекте авторского права. В соответствии с ГК РФ не допускается искажать произведение: вносить изменения, дополнения, сокращения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями. При этом если автор дал свое согласие, нарушения не будет. После смерти автора защищать неприкосновенность могут его наследники, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ могут разрешить вносить изменения, если это не будет противоречить воли автора. Обратим внимание, что выше речь шла об обычных искажениях, которые просто нарушали творческий замысел. В том случае, когда лицо своими искажениями опорочило честь, достоинство либо деловую репутацию автора, допустимо защищаться и с помощью статьи 152 ГК РФ, в которой предусмотрен специальный порядок. Наследники могут предъявлять такие требования и после смерти автора.
  4. На обнародование. Суть в том, что произведение может быть впервые доведено до всеобщего сведения с помощью определенных действий: опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, иным способом. Хотя по ГК авторы необнародованных и обнародованных произведений защищаются одинаково, на практике обнародование – надежный способ в дальнейшем подтвердить свои права на произведение. Кроме того, у авторов есть и коммерческий интерес в осуществлении этого действия. Обратим внимание, что опубликование – частный случай обнародования, и касается, в основном, литературных произведений. Синонимами эти категории не являются. Суть опубликования в создании копий, имеющих материальную форму, а цель – удовлетворить потребности публики.

    В ГК РФ также сказано, что, если сам автор передал произведение другому лицу по гражданско-правовому договору, предполагается, что он согласен на обнародование. Если обнародовано произведение, которое ранее не было доведено до всеобщего сведения, и при этом уже истек срок охраны (семьдесят лет после смерти), то у публикатора могут возникнуть на этот объект уже не авторские, а смежные права (см. ст. 1337 ГК РФ).

  5. На отзыв. Если автор изъявил желание обнародовать произведение, но позже передумал, он может в одностороннем порядке отказаться от этого, если возместит публикатору (например, издательству) убытки.

Исключительное право автора

В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

  1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
  2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
  3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.

Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

  1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
  2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
  3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
  4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.
  5. Доведение до всеобщего сведения, когда произведение становится доступным любым лицам из любых точек мира и в любое время. Это относится к случаям, когда объекты авторского права выкладываются в сеть «Интернет».

При этом если реализуются положения, касающиеся содержания произведения, это не считается его использованием. Например, гражданин, прочитав произведение Карла Маркса «Капитал», решил применить на практике некоторые экономические идеи, изложенные в книге. Это не будет использованием. В ГК, помимо экономических, указываются еще технические, организационные решения.

Иные права

Есть также группа прав, которая не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Чаще всего в науке они называются иными. Сюда относятся права:

  1. Доступа. В статье 1292 ГК РФ закреплено, что право действует лишь в отношении изобразительных произведений (картин) и произведений архитектуры. Суть в следующем: художник может потребовать у лица, которому принадлежит оригинал произведения, предоставить этот оригинал, чтобы перерисовать произведение. Архитектору предоставлено право на фото- и видеосъемку.
  2. Следования. Это право также применяется в рамках конкретного случая. Суть в следующем: когда оригинал произведения отчуждается, автор имеет право на получение процентных отчислений с каждой его перепродажи, если посредником является организация (магазин, художественная галерея). Хотя предметом сделки будет материальный объект (например, рукопись книги, картинный холст), автор может требовать вознаграждения за свой интеллектуальный труд. В статье 1293 ГК РФ сказано, что положения применяются к изобразительным, литературным и музыкальным произведениям. Интересно, что право следования переходит к наследникам и действует в течение срока исключительного права.
  3. Авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркетного искусства. Это предусмотрено статьей 1294 ГК РФ. Здесь речь идет о том, что такие авторы имеют право на разработку документации этих проектов, могут осуществлять контроль над претворением проекта в жизнь. Повторно проект и документы могут использоваться только с согласия автора.

Срок действия

Охрана личных неимущественных прав бессрочна. Так, если кто-либо исказит произведение либо посягнет на авторство, то наследники всегда могут обратиться в суд и потребовать, в частности, возмещения морального вреда.

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти. При этом если произведение создано в соавторстве, то семьдесят лет будут отсчитываться с момента смерти последнего соавтора. После того, как срок пройдет, произведение можно будет свободно использовать, поскольку оно перейдет в общественное достояние.

Вопрос длительности действия авторских прав и множества связанных с их реализацией преимуществ может беспокоить как непосредственно авторов разнообразных произведений искусства либо практически применимых решений, так и их близких, наследников и сторонних лиц, которые могли бы извлечь выгоду из такового произведения или решения. При этом мировое законодательство практически однозначно регулирует таковой вопрос положениями Бернской Конвенции, к каковой присоединилось большинство мировых государств.

Оглавление:

Всемирные нормативы срока действия авторских прав

Вопросы регулирования авторских прав поднимались отдельными государствами ещё в 18-м веке, а основной правоустанавливающий документ – Бернская конвенция, был принят в 1886 году. Положениями упомянутой конвенции устанавливаются ключевые принципы:


Важный факт

Бернская Конвенция не предусматривает определения понятия авторства и лиц, отнесенных к авторам. Таким образом, данный вопрос подлежит регулированию в рамках национальных законодательств. В частности, в России авторством могут обладать исключительно физические лица или объединения отдельных физических лиц, за исключением тех произведений, каковые были созданы во время действия советского законодательства. В то же время в других странах может допускаться принадлежность полных прав авторства юридическим лицам. Либо – устанавливаться возможность заявления авторских прав исключительно для одного лица, без возможности соавторства.

В целом, сроки действия авторских прав, установленные Бернской Конвенцией, расширены большинством стран, участвующих в ней и превышают установленный 50-летний минимум. В частности, на текущий момент наибольшим сроком действия рассматриваемых прав обладает мексиканское законодательство, которое предусматривает 100 лет действия таковых прав с момента смерти автора.

Также, в отдельных случаях, международное законодательство устанавливает и меньшие сроки действия прав авторов. В частности, для произведений кинематографического искусства международное законодательство предусматривает 50-летний срок действия исключительных прав, причем не со смерти автора, а с момента первого публичного показа кинофильма. Для фотографий же авторские права по Бернской Конвенции фиксируются на 25-летний срок с момента выполнения снимка.

Обратите внимание

Понятие сроков действия авторских прав в большинстве ситуаций касается непосредственно исключительных имущественных прав, каковые могут быть отчуждаемыми. Сроки действия неимущественных авторских прав, таковых как право на имя и авторство, а также на защиту созданных произведений от разнообразных искажений, способных опорочить авторскую репутацию, являются бесконечными.

Сроки действия авторских прав в Российской Федерации

Регулирование юридического понятия авторских прав, вместе с указанием точных сроков их действия обеспечивается положениями гл. 70 ГК РФ.

В общих случаях время действия прав на произведения науки, культуры и искусства составляет 70 лет с момента физической смерти автора. Но в отдельных ситуациях таковые сроки могут изменяться. В частности, если произведение публиковалось под псевдонимом, а личность автора не была раскрыта или не была очевидна, исключительные права длятся 70 лет с момента публикации, либо – по общим принципам после раскрытия личности автора.

Для произведений, сотворённых несколькими лицами в порядке соавторства, срок действия прав составляет 70 лет и исчисляется от дня кончины последнего из таковых соавторов. В ситуациях, когда произведение было опубликовано или обнародовано уже после смерти автора, авторские права и семидесятилетний срок их охраны длится 70 лет с момента опубликования.

Российским законодательством также предусмотрена дополнительная защита авторских прав репрессированных лиц и участников Великой Отечественной Войны. Так, для авторов, бывших участниками ВОВ, все сроки действия авторских прав увеличиваются на четыре года . А для лиц, которые были репрессированы и реабилитированы уже посмертно, срок действия защиты исключительных авторских прав начинает высчитываться с момента судебного решения о реабилитации.

Истечение срока действия авторских прав в России и отдельные нюансы

Необходимо помнить, что исключительные права отчуждаемы и могут быть проданы, либо переданы по наследству. Тем не менее, правообладание ими не подразумевает полной передачи прав имени и авторства – они всегда сохраняются за автором и не затрагиваются установленными сроками действия.

В целом же, использование произведений, каковые перешли в статус общественного достояния, дозволяется, в том числе и в коммерческих целях без получения разрешений. Обратите внимание, что таковые правила не касаются непосредственных оригиналов произведений – право на обладание ими устанавливается соответственно положениям гражданского законодательства в качестве ценностей или физических предметов.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Данная статья относится к сроку действия личных неимущественных авторских прав, а также имущественных авторских прав.
При этом под термином "авторское право" в статье понимаются имущественные авторские права.
2. Сроку действия неимущественных авторских прав посвящена ч. 2 п. 1 и п. 2.
3. Часть 2 п. 1 устанавливает, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
В отношении времени жизни автора, когда носителем данных прав является сам автор, указанная норма не вызывает сомнений.
Однако после смерти автора охрана этих личных прав значительно сужается: в соответствии с прямым указанием, содержащимся в ст. 29, наследники осуществляют лишь защиту указанных прав.
А это означает, что наследник защищает не свое авторство, а авторство наследователя.
Далее, наследник защищает право на имя, но в отличие от автора он не имеет права изменить способ указания имени автора. Более узко по своему содержанию и право наследника на защиту репутации автора.
4. Носителями прав на защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора являются:
- лицо, указанное автором в завещании. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ч. 1 п. 2);
- если автор не назначил такое лицо - наследники автора. Из ч. 2 п. 2 следует, что наследники автора осуществляют эти правомочия в течение сроков действия имущественных авторских прав. Однако ст. 29 закрепляет эти правомочия за наследниками без ограничения каким-либо сроком. При наличии такого противоречия в Законе применению подлежит норма ст. 27, так как вопрос касается срока охраны, а эта статья специально посвящена срокам охраны;
- если автор не назначил специальное лицо, либо это лицо умерло, если авторское право, перешедшее к наследникам, прекратилось или наследники отсутствуют, такое право принадлежит специально уполномоченному органу Российской Федерации.
Указанный орган не назначен. В этих условиях по логике защиту рассматриваемых личных авторских прав должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства (Министерство культуры, Комитет по печати, Роскомкино и др.).
5. Данная статья не упоминает о других личных авторских правах:
о праве на обнародование (включая право на отзыв) и о праве доступа.
Право на обнародование переходит к наследникам автора в полном объеме, но право на отзыв, как представляется, со смертью автора прекращается.
Право доступа (п. 1 ст. 17) прекращается со смертью автора.
6. Общее правило о сроке действия имущественных авторских прав содержится в ч. 1 п. 1 ст. 27: авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Далее эта норма именуется: "общее правило о сроке".
Разумеется, авторское право начинает действовать с момента создания произведения в объективной форме.
Пункты 3, 4 и 5 устанавливают особые случаи, касающиеся срока действия авторских прав.
7. Первое исключение из общего правила о сроке связано с необнародованными произведениями: они охраняются авторским правом бессрочно.
Эта норма, которая с очевидностью вытекает из ч. 1 п. 5, необычна для советского и российского законодательства.
Трудно сказать, почему она введена законодателем и действовал ли он в данном случае осознанно.
Вопрос о сфере применения данной нормы впрямую связан с вопросом "об обратной силе" Закона (см. п. 3 Постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему).
Отметим лишь, что если будет установлено и признано, что Закон имеет обратную силу, авторским правом должны охраняться не только необнародованные произведения Пушкина, Чехова, Ленина, но и все древние произведения (типа "Слова о полку Игореве", норманнских саг и т.п).
8. Второе исключение из общего правила о сроке - п. 3 - относится к произведениям, обнародованным анонимно или под псевдонимом. Они охраняются в течение 50 лет с даты их обнародования.
Этот специальный срок может быть либо менее общего срока охраны (если произведение обнародовано при жизни автора), либо длиннее его.
9. В части 2 п. 3 содержится норма, которая применяется к тем случаям, когда личность автора будет раскрыта в течение 50 лет после обнародования произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом.
Тогда к сроку охраны произведения будет применяться общее правило о сроке охраны, т.е. срок охраны такого произведения увеличивается или, наоборот, укорачивается.
10. В пункте 4 содержится третье исключение из общего правила о сроке. Оно касается произведений, созданных в соавторстве.
Общее правило о сроке применяется к таким произведениям, но при этом не учитываются даты смерти тех соавторов, которые умерли ранее того соавтора, который пережил остальных.
Как известно, соавторство бывает неделимым и раздельным (см. ст. 10 и комментарий к ней).
Правило, указанное в п. 3 ст. 27, применяется только к случаям неделимого соавторства.
11. Таким образом, произведения, созданные в неделимом соавторстве, охраняются в течение 50 лет, считая с даты смерти того соавтора, который пережил остальных.
При этом субъектами (носителями) авторских прав являются все соавторы (каждый из соавторов, включая в это понятие их наследников и правопреемников), а не только тот соавтор (и его наследники и правопреемники), который пережил других соавторов.
12. Четвертое исключение из общего принципа о сроке охраны содержится в ч. 1 п. 5. Оно относится к произведению, впервые выпущенному в свет (опубликованному) после смерти автора.
Срок охраны такого произведения - 50 лет со дня выпуска его в свет.
Отметим, что это правило действует по отношению только к опубликованным произведениям, хотя по логике должно применяться ко всем обнародованным произведениям.
Нельзя исключать того, что судебной практикой будет признано наличие в данном случае ошибки (описки) законодателя.
13. Пятое исключение из общего правила о сроке содержится в ч. 2 п. 5. Оно касается авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Эти авторы считаются умершими в дату реабилитации. Так, например, Н.И. Бухарин был необоснованно репрессирован и погиб в 1938 году, а реабилитирован лишь в 1988 году. К его произведениям применяется общее правило о сроках охраны в 50 лет, считая с 1988 года.
14. Наконец, в ч. 3 п. 5 содержится шестое исключение из общего правила о сроке охраны. Оно касается авторов, которые в период Великой Отечественной войны (т.е. с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны произведений этих авторов увеличивается на 4 года.
15. Исключения, рассмотренные в п. п. 7 - 14 комментария к настоящей статье, могут сочетаться друг с другом различным образом.
16. В пункте 6 предусмотрено общее правило о том, что если срок охраны должен истечь не 31 декабря определенного года, а в какой-либо иной день, он продлевается до 31 декабря этого года.
В тексте Закона это правило выражено иначе (что не меняет результата): если факт, дающий основание для начала истечения срока охраны (смерть автора, публикация произведения, реабилитация автора), произошел в какой-то день в течение календарного года, то произведение охраняется 50 лет, считая с 1 января следующего календарного года (в некоторых случаях добавляется еще 4 года).
17. Как видно из комментируемой статьи, авторское право на различные произведения одного и того же автора может прекращаться в разное время.
18. Произведения, охраняемые в соответствии с международными соглашениями, могут лишаться охраны ранее истечения сроков, предусмотренных данной статьей, в связи с правилом о "сравнении сроков охраны".
19. Об охране так называемых "старых" произведений см. п. 3 постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

97. Субъекты авторского права. Соавторство.

А́вторское пра́во - в объективном смысле - подотрасль гражданского права , регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки , литературы или искусства , то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

1 автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав - личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (т. н. «презумпция авторства»).

2 Правообладатели - лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Правообладателями могут быть:

Различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;

Работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;

Заказчики, в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа;

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права , который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

Латинской буквы «C» в окружности;

Имени или наименования правообладателя;

Например:

© Корпорация XYZ, 2006

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года . К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США , указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

соавторство - Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, независимо от того, одно это произведение или состоит из частей. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.

1 раздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное.

2 нераздельное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Создавать новое могут только живие люди, следовательно юридическим лицам могут принадлежать только производные права на произведения, которые переходят к ним от авторов.

В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;

Если произведение обнародовано на территории РФ;

Если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.

Если этого требует международный договор, участником которого является РФ.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

Создание единого творческого произведения;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.

Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.

Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.

Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

Заключение с пользователями лицензионных договоров;

Сбор вознаграждения за использование произведений;

Распределение и выплата вознаграждения правообладателям;

Предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;

Формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:

1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.