Программа проведения экспертизы промышленной безопасности зданий. Методика формирования групп экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах

Безопасность в работе крупных промышленных предприятий обеспечивается в том числе своевременным проведением экспертизы. Нормативная периодичность экспертизы промышленной безопасности установлена приказом Ростехнадзора № 538 . Этот документ устанавливает сроки последующих обследований в зависимости от типа объекта, по отношению к которому они проводятся. Согласно закону 116-ФЗ на опасных объектах производства (ОПО) экспертизе подлежат следующие категории объектов:

  • проектная документация для техперевооружения, консервации или полной ликвидации объекта;
  • иная документация, предусмотренная актуальным законодательством, например, декларация промбезопасности;
  • здания, конструкции и сооружения, применяемые в рамках производственного цикла;
  • используемое оборудование и техника.

Периодичность экспертизы оборудования

Сроки проведения экспертизы для техники и оборудования, применяемых на производстве, определены разделом I приказа № 538. Так, в п. 6 данного нормативного документа указывается исчерпывающий перечень оснований для выполнения обследования конкретной единицы оборудования. Среди прочих оснований содержится указание на истечение двадцатилетнего срока с момента запуска в эксплуатацию. Это условие применяется в случае, если производителем в эксплуатационной или технической документации не указан иной срок ревизии. Он может быть как больше, так и меньше этой продолжительности. В таком случае срок очередной экспертизы устанавливается в соответствии с требованиями производителя. Соблюдение этого условия является обязательным в целях достижения требуемого уровня промбезопасности на предприятии, включая безопасность кранов и иной спецтехники.

Для зданий и сооружений частота проведения экспертизы установлена положениями п. 7 приказа № 538. Этот раздел нормативного документа указывает, что проводить обследование таких конструкций необходимо в следующих случаях:

  • истечение нормативного срока эксплуатации, предусмотренного проектной документацией;
  • истечение срока безопасной эксплуатации, определенного в ходе предыдущей экспертизы;
  • особые обстоятельства, например, утеря проектной документации либо авария на объекте.

Таким образом, во всех случаях при определении периодичности такой экспертизы необходимо руководствоваться указаниями имеющихся документов на здание.

Периодичность экспертизы промышленной безопасности зданий

Стоит также обратить внимание и на сроки проведения экспертизы промышленной безопасности, ведь от этого тоже зависит своевременность проведения ЭПБ. Некоторые организации могут долго составлять заключение и выдать его только через 3 месяца, обратите внимание на работу экспертов данной организации. Также могут повлиять времена года, например, только зимой лучше проводить экспертизу участка подземного промыслового нефтепровода. И обратите внимание на компетентность экспертов, поскольку это влияет на работу и качество экспертизы. Ростехнадзору необходимо примерно 5 дней для внесения заключения в реестр.

На опасном производственном объекте могут располагаться разнообразные здания и сооружения. Они служат для складирования материалов, реализации технологических процессов и в других целях.

Все эти строения должны эксплуатироваться с соблюдением правил безопасности. Соответствует ли это действительности, устанавливает экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, предполагающая всестороннее обследование упомянутых конструкций, а также изучение документации к ним.

Цель и задачи проведения экспертизы зданий и сооружения

Главной целью проводимых мероприятий является определить, могут ли в дальнейшем здания, принадлежащие ОПО, эксплуатироваться без риска возникновения аварии. Для этого решаются задачи:

  • определить несущую способность и степень износа указанных конструкций;
  • выявить, насколько изменились характеристики строений, служащих длительный срок;
  • проверить конструкции на наличие всевозможных дефектов и повреждений;
  • рассчитать остаточный ресурс названных объектов.

Когда проводится ЭПБ зданий и сооружения

Необходимость в указанной процедуре возникает в таких случаях:

  • Истек срок эксплуатации строения. Иногда он обозначается в проектной документации.
  • Нет сведений о сроке эксплуатации. Не всегда проектные организации берутся определять, сколько прослужит здание. Это объясняется тем, что контролировать процесс его возведения они не могут.
  • Отсутствие проектной документации на эксплуатируемую конструкцию. Здесь не возникает сомнений в целесообразности проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений.
  • Авария, если ее последствиями стали серьезные повреждения конструкций.
  • Превышающая нормы деформация строений.
  • Окончание срока безопасной эксплуатации возведенных объектов, установленного проводимой ранее экспертизой.
  • Если у организации, в распоряжении которой находится здание, возникло желание узнать о его фактическом состоянии и насколько безопасной является его эксплуатация (в данном случае заключение будет без регистрации в РТН).

Итог ЭПБ ЗиС

Процедуру выполняют сотрудники специализированной организации, опираясь на федеральные нормы и правила. После изучения необходимой документации и детального обследования сооружений эксперты формируют заключение с выводами. В нем указывается, может ли здание дальше безопасно эксплуатироваться.

Следующим шагом заключение с подписями специалистов и печатью регистрируется в реестре. Обратиться в надзорные органы по месту нахождения объектов, представленных для выполнения экспертизы, может заказчик или сотрудники экспертной организации.

Организация оспаривает привлечение к ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом .

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

Методика формирования групп экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных .

Настоящая методика служит для определения минимально необходимого состава группы экспертов, проводящих экспертизу промышленной безопасности технического устройства, здания, сооружения на опасном . По решению руководителя организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, состав группы может быть дополнен экспертами, категория которых позволяет им проводить экспертизу на объекте соответствующего класса опасности в соответствии с требованиями п. 16а Положения об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ.

При определении состава группы экспертов, участие которых обязательно при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте, учитываются следующие параметры:

Типовое наименование объекта (вид ОПО), определяемый в соответствии с приложением № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора, зарег. Минюстом РФ 22.02.2017 № 000; Класс опасности опасного производственного объекта, указанный в свидетельстве о регистрации ОПО. Признак (признаки) опасности объекта экспертизы (технического устройства, здания, сооружения), указанный (указанные) в разделе 8 Сведений, характеризующих ОПО, по форме, установленной Приложением № 4 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора, либо определяемый (определяемые) из иных источников. Опасное вещество/опасные вещества (при наличии), указанный (указанные) в разделе 8 Сведений, характеризующих ОПО по форме, установленной Приложением № 4 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора, либо определяемый (определяемые) из иных источников. Категории экспертов согласно Постановлению Правительства РФ, определяются в зависимости от класса опасности опасного производственного объекта на основании Таблицы 1.

Таблица 1.

Минимальный состав группы экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах в зависимости от вида ОПО, признаков опасности объекта экспертизы, опасных веществ определяется в соответствии с таблицей 2.

Для экспертизы технического устройства эксперт должен иметь аттестацию в области технических устройств, для экспертизы здания, сооружения – в области зданий и сооружений.

Для экспертизы трубопровода, представляющего совокупность (комплект) труб, элементов соединительных деталей и устройств, несущих конструкций (опоры, эстакады), назначается эксперт или группа экспертов, имеющих аттестацию как в области технических устройств, так и в области зданий и сооружений.

Если объект экспертизы идентифицирован по двум и более признакам опасности и/или опасным веществам, то минимальный состав группы должен включать экспертов, имеющих области аттестации, которые требуются согласно таблице 2 по всем признакам опасности или опасным веществам (принцип объединения).

Таблица 2.


Признаки опасностиii

Опасное вещество

Примечание

Опасные веществаiii

Взрывчатые материалы

Э1 ЗС + Э3 ЗС

Пар, вода

Э1 ЗС + Э12 ЗС

Газ, иные жидкостиiv

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э1 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э1 ТУ + Э1 ЗС

2. Опасные производственные объекты горнорудной промышленности

Опасные вещества

Э2 ТУ + Э7 ТУ

Э2 ЗС +Э7 ЗС

Взрывчатые материалы

Э2 ЗС + Э3 ЗС

Пар, вода

Э2 ЗС + Э12 ЗС

Э2 ЗС + Э11 ЗС

Иные жидкости

Э2 ЗС + Э7 ЗС

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э2 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э2 ЗС + Э11 ТУ + Э11 ЗС

Иные жидкости

Э2 ЗС + Э7 ТУ + Э7 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества

Взрывчатые материалы

Пар, вода

Э3 ЗС + Э12 ЗС

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э3 ЗС+ Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Взрывчатые материалы

Э4 ЗС + Э3 ЗС

Пар, вода

Э4 ЗС + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э4 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э4 ТУ + Э4 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ+ Э12 ЗС + Э5 ЗС

Газ, иные жидкости

Э5 ТУ + Э5 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Пар, вода

Э7 ЗС + Э12 ТУ

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э7 ЗС + Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э7 ТУ + Э7 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Газ, иные жидкости

Э7 ТУ + Э7 ЗС

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э9 ТУ + Э9 ЗС

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э10 ТУ + Э10 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Пар, вода

Газ, иные жидкости

2.2 (трубопровод)

Пар, вода

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Газ, иные жидкости

Э11 ТУ + Э11 ЗС

Опасные вещества

Э12 ТУ +Э7 ТУ

Э12 ЗС + Э7 ЗС

Вода, пар

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Вода, пар

Э13 ЗС + Э12 ЗС

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12 ТУ + Э12 ЗС + Э13 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Вода, пар

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12ТУ + Э12ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.2 для пассажирских канатных дорог и фуникулёров, Э14.3 для эскалаторов в метрополитене, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Опасные вещества

Вода, пар

2.2 (трубопровод)

Вода, пар

Э12 ТУ + Э12 ЗС

Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Примеры применения методики.

Пример 1. Объект экспертизы: котёл паровой на площадке главного корпуса ГРЭС, техническое устройство, признак опасности 2.2 (использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или температуры воды более 115 °С), опасное вещество: пар, вода, класс опасности ОПО II.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областью аттестации Э12 ТУ II или I категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами II или I категории. Включение в экспертов III категории в группу не допускается, поскольку объект II класса опасности.

Пример 2. Объект экспертизы: главный паропровод на площадке главного корпуса ГРЭС, трубопровод, признак опасности 2.2 (использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или температуры воды более 115 °С), опасное вещество: пар, вода, класс опасности ОПО I.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областями аттестации Э12 ТУ и Э12 ЗС I категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами I категории. Включение в экспертов II и III категории в группу не допускается, поскольку объект I класса опасности.

Пример 3. Объект экспертизы: ресивер на площадке подсобного хозяйства ГРЭС, техническое устройство, признаки опасности 2.1 (обращение опасного вещества), опасное вещество: водород, 2.2 (использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или температуры воды более 115 °С), опасное вещество: пар, вода, класс опасности ОПО III.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областями аттестации Э12 ТУ и Э7 ТУ I, II или III категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами.

Пример 4. Объект экспертизы: турбинное отделение на площадке главного корпуса ГРЭС, здание, признак опасности 2.1 (обращение опасного вещества), опасное вещество: масло турбинное, класс опасности ОПО II.

Экспертизу выполняет эксперт или группа экспертов с областями аттестации Э12 ЗС и Э7 ЗС I или II категории. По решению руководителя экспертной организации состав группы может быть дополнен иными экспертами I или II категории. Включение экспертов III категории в группу не допускается, поскольку объект II класса опасности.

Методика формирования групп экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение, декларацию промышленной безопасности, обоснование безопасности.
Параметры, используемые при определении состава группы экспертов.

Настоящая методика служит для определения минимально необходимого состава группы экспертов, проводящих экспертизу промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение, декларации промышленной безопасности, обоснования безопасности опасного производственного объекта. По решению руководителя экспертной организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, состав группы экспертов может быть расширен.

При определении состава группы экспертов, участие которых обязательно для экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте, учитываются следующие параметры:

Типовое наименование объекта (вид ОПО), определяемый в соответствии с приложением № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора, зарег. Минюстом РФ 22.02.2017 № 000; Класс опасности опасного производственного объекта, указанный в свидетельстве о регистрации ОПО. Объект экспертизы: документация на консервацию, ликвидацию ОПО (КЛ), документация на техническое перевооружение ОПО (ТП), декларация промышленной безопасности ОПО (Д), обоснование безопасности (ОБ). Категории экспертов согласно Постановлению Правительства РФ, определяются в зависимости от класса опасности опасного производственного объекта на основании Таблицы 1. Для проведения экспертизы промышленной безопасности назначается эксперт (группа экспертов), область аттестации которого (области аттестации которых) должны включать области, указанные в таблице 3.

Таблица 3.

Объект экспертизы

1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой и торфяной промышленности

2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности

3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие,

4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса

5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта

6. Опасные производственные объекты химических, а также других взрывопожароопасных и вредных производств

7. Опасные производственные объекты нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств

8. Опасные производственные объекты - склады нефти и нефтепродуктов

9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки

10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности

11. Опасные производственные объекты сетей газораспределения, сетей газопотребления и сжиженных углеводородных газов

12. Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением

13. Опасные производственные объекты, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов

14. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры

Э14.N КЛ/ТПvi

15. Опасные производственные объекты хранения или переработки растительного сырья


i Согласно прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

ii Согласно прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

iii В терминологии прим. 16 к прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

iv Иные жидкости – кроме воды и водяного пара.

v Согласно прил. 1 к «Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора.

vi Э14.1 для грузовых канатных дорог, Э14.2 для пассажирских канатных дорог и фуникулёров, Э14.3 для эскалаторов в метрополитене, Э14.4 для стационарно установленных грузоподъёмных механизмов

Для подтверждения соблюдения работодателем требований безопасности при эксплуатации ОПО может потребоваться экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений. В статье мы расскажем, как проводится эта процедура, и как правильно оформить документы.

Из статьи вы узнаете:

Цели экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ОПО

Закон "О промышленной безопасности" в статье 1 установил приоритетной целью ЭПБ определение соответствия объектов нормативным требованиям – условиям, запретам, ограничениям, содержащимся как в 116-ФЗ, так и в других НПА, а также в обосновании безопасности ОПО.

Принципами ЭПБ являются правдивость, всестороннее исследование, независимая оценка, применение только современных зарегистрированных методов экспертиз.

Для реализации таких целей перед экспертной организацией ставятся следующие задачи:

  • установление соответствия данных в проекте, в декларации, в обосновании реальному состоянию дел на производстве;
  • определение обоснованности и пригодности применения методик и результатов исследования в конкретных условиях возникновения , изложенных в декларации;
  • определение факта полноты и оборудования .

Закон предъявляет повышенные требования к квалификации экспертов. устанавливает условие о наличии в штате экспертной организации минимум трех экспертов в области промбезопасности, для которых работа в этой организации является основной. Несоблюдение влечет за собой ответственность по , а также является основанием для лишения организации лицензии.

Одна ошибка может привести к тому, что и самого эксперта лишат аккредитации в реестре. Если эксперт даст положительную оценку зданию, а потом из-за обрушения конструкции, не только лицензия будет приостановлена или аннулирована. Эксперт в лучшем случае может быть дисквалифицирован на полтора года по статье 9.1.2 КоАП РФ, а в худшем – получает лишение свободы на семь лет и запрет на работу экспертом до 3 лет. Стоит ли говорить о том, что после этого ни один заказчик не согласится заключить договор с организацией, в штате которой состоят бывшие уголовники.

Профессиональное сообщество экспертов ПБ небольшое. Каждый специалист внесен в госреестр , стать экспертом трудно из-за сложностей подготовки и последующей аттестации. Кандидат должен знать ответ на 1200-1500 вопросов и уметь решать сложные ситуационные задачи.

Порядок проведения

Случаи, когда эксплуатирующей организации требуется ЭПБ, устанавливают статьи 7, 8, 9, 13 Закона РФ № 116-ФЗ. Экспертиза проводится на возмездной основе – по договору оказания услуг. включается в первоначальную стоимость объекта экспертизы – здания, сооружения или технического устройства – как уплачиваемая за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств (п. 8 ПБУ 6/01). Расходы на проведение ЭПБ можно учесть как расходы будущих периодов на счете 97.

ЭПБ может проводить только лицензированная организация. Запрещено её проведение, если сотрудники экспертной организации состоят в родственных отношениях с владельцами ОПО или имеют его долю в собственности. При выявлении подобных фактов экспертная организация будет лишена лицензии.

Договор на проведение является договором возмездного оказания услуг. Предмет договора – совершение определенных действий или деятельности – существенно отличается от договора подряда, при котором главным является достижение определенного результата. Экспертная организация не может гарантировать, что в итоге будет дана положительная оценка, согласно 779 статье Гражданского кодекса РФ. В этом и заключается принцип независимости экспертизы.

Подписанию договора предшествует выезд представителей экспертной организации на ОПО. Должен быть согласован календарный план, а также установлен порядок проведения экспертизы, выбор методов разрушающего и неразрушающего контроля и других средств диагностики.

В договоре указывают состав работ экспертной организации, количество и описание объектов, а также срок исполнения и оплату. После этого заказчик и экспертная организация должны составить рабочий график. По этому графику и техническому заданию проводится всестороннее исследование.

ЭПБ проводится в отношении зданий и сооружений ОПО в том случае, если:

  • на здание нет проекта,
  • истек срок службы в проекте.

Без положительного заключения ЭПБ проектной документации на процесс ликвидации запрещается. При положительном результате экспертизы заказчик направляет заключение в Ростехнадзор для регистрации в реестре.

Как оформляются результаты

Результатом ЭПБ является заключение, подписывает его руководитель экспертной организации и эксперты. Заключение должно быть зарегистрировано владельцем ОПО, а не экспертной компанией, в госреестре . Данный документ нумеруется, прошивается и заверяется печатью.

Заключение должно содержать только один из трех выводов: объект ЭПБ не соответствует , соответствует или не в полной мере соответствует. Неполная мера соответствия, так же как и несоответствие, должны насторожить владельца ОПО. По сути, они являются отрицательными результатами.

Регистрировать в реестре можно только положительную ЭПБ. Сроки предоставления заключения экспертизы в Ростехнадзор не установлены, поэтому каждый владелец ОПО заинтересован в том, чтобы сделать это быстрее и начать деятельность для получения прибыли.

При неполном соответствии экспертная организация в лице эксперта, подписавшего такое заключение, должна проводить контроль за выполнением корректирующих мероприятий. Эти мероприятия перечислены в плане. При отрицательном результате исследования заказчик может подать документацию для повторной экспертизы. Разумеется, перед этим необходимо выполнить все доработки по замечаниям экспертов.

Когда план будет выполнен, эксплуатирующая организация обязана уведомить об этом эксперта. После того, как экспертиза подтвердит положительный результат, заключение можно будет регистрировать в реестре согласно п.32 .

Заключение ЭПБ исключается из реестра в трех случаях:

  • по письменному заявлению заказчика;
  • при утрате признаков опасности и при изменении критериев отнесения к ОПО.