Причины появления западников и славянофилов. Западники и славянофилы

В 1840-х годах в России в условиях репрессий против революционной идеологии широкое развитие получили либеральные идейные течения – западничество и славянофильство. В число наиболее активных западников входили В.П. Боткин, И.С. Тургенев, В.М. Майков, А.И. Гончаров, В.Г. Белинский, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и другие представители русской дворянской интеллигенции. В принципиальном споре им противостояли Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А. С. Хомяков, И.С. Аксаков и др. Все они, несмотря на идейные разногласия, были горячими патриотами, не сомневающимися в великом будущем России, резко критиковавшими Россию николаевскую.

Самой резкой критике со стороны славянофилов и западников подвергалось крепостное право, которое они считали крайним проявлением произвола и деспотизма царящего в России того времени. В критике самодержавно-бюрократического строя обе идейные группы выражали единое мнение, но в поисках путей дальнейшего развития государства их доводы резко .

Славянофилы

Славянофилы, отвергая современную Россию, считали, что Европа и весь западный мир также изжили себя и не имеют будущего и поэтому не могут являться примером для подражания. Славянофилы горячо отстаивали самобытность России, в силу исторических культурных и религиозных особенностей противостоящей западу. Важнейшей ценностью славянофилы считали православную религию. Они утверждали, что у русского народа еще со времен Московского государства сложилось особое отношение к власти, которое позволяло России долгое время жить без революционных потрясений и переворотов. По их мнению страна должна обладать силой общественного мнения и совещательным голосом, но принимать окончательные решения имеет право только монарх.

В силу того, что в учении славянофилов содержится 3 идеологических принципа России Николая I: народность, самодержавие, православие их нередко относят к политической реакции. Но все эти принципы славянофилы истолковывали по своему, считая православие свободным сообществом верующих христиан, а самодержавие внешней формой управления государством позволяющей народу заниматься поисками «внутренней правды». Защищая самодержавие, славянофилы, тем не менее, являлись убежденными демократами, не придавая особого значения политической свободе, они отстаивали духовную свободу личности. Отмена крепостного права и предоставление гражданских свобод народу занимали одно из основных мест в работах славянофилов.

Западники

Представители западников в отличие от славянофилов русскую самобытность считали отсталостью. По их мнению, Россия и остальные славянские народы в течение долгого времени находились, как бы вне истории. Западники считали, что только благодаря Петру I, его реформам и «окну в Европу» России удалось перейти от отсталости к цивилизации. В то же время они осуждали деспотизм и кровавые издержки, которыми сопровождались реформы Петра I. Западники в своих работах особо подчеркивали, что Россия должна заимствовать опыт Западной Европы в создании государства и общества способного обеспечить свободу личности. Силой способной стать двигателем прогресса западники считали не народ, а «образованное меньшинство».

Споры, которые вели между собой славянофилы и западники имели большое значение в общем развитии русской общественно-политической мысли. И те, и другие являлись первыми представителями либерально-буржуазной идеологии, появившейся в дворянской среде на фоне кризиса феодально-крепостнической системы.

Идеологами славянофилов были А.Хомяков, Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья Кириевские.

Славянофилы были сторонниками самобытного пути России, считали, что необходимо быть во всем русскими: в устройстве государства и быта, в организации труда, в философии, литературе и т.д. При этом они не отрицали достижений европейской цивилизации, но выступали против продолжения безоглядной европеизации, начатой Петром I, как пути, гибельного для России. Порождением западнических нововведений они считали крепостничество и пол ицейско-бюрократическое государство.

Главными основами русской самобытности славянофилы считали общинные формы организации жизни, земские формы правления, православие. Соборность - главный принцип православия - противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности. Чуждое русской традиции крепостное право должно быть ликвидировано.

Славянофилы отрицали самодержавие, но были против конституции по западному образцу, выступали за созыв совещательного Земского собора как выразителя народного мнения перед царем. В этом они видели возвращение к исконно русским началам государственности, которые К.Аксаков формулировал так: "Правительству - право действия, и, следовательно, закона. Народу - сила мнения, и, следовательно, слова".

Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно искавшими выход из тупика, чтобы избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед Западом имела большое историческое значение.

Виднейшими представителями западников были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский, Б.Чичерин, С.Соловьев. Они были едины со славянофилами в том, что Россия нуждается в глубоких переменах, связанных с ее социально-политическим строем. Однако западники критиковали славянофилов за противопоставление России Западу. Они считали, что русская культура - одна из европейских культур, только сильно отставшая. Задача состоит в том, чтобы продолжать движение по пути европеизации, с тем, чтобы догнать Запад, а затем и обойти его. Западники идеализировали парламентские порядки западноевропейскх стран, выступали за конституционную монархию.

Таким образом, славянофилы и западники были едины в своем патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия заключались в выборе путей движения к цели. Объединяло их отрицание революционных методов борьбы, установка на проведение реформ сверху. Все это говорит о том, что и славянофилы и западники представляли два течения одного идейно-политического направления - либерализма.



В первой половине XIX в. в России формируется идеологическое осмысление существующего общественного строя. Граф С. С. Уваров и его теория официальной народности отражали и выражали самодержавную (официальную) точку зрения. Но рядом с этим возникли иные идеологические направления.

Наиболее заметными являлись два течения, представителей которых начали называть славянофилами и западниками.Славянофилы, или в буквальном смысле «славянолюбы», появились в России в период николаевского царствования.

Система взглядов славянофилов сформировалась в 1830-1840-е гг.

Наиболее известными деятелями этого течения являлись представители старинных дворянских фамилий - А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья И. С. и К. С.Аксаковы, Ю. Ф. Самарин.

Сосредоточением славянофильства стала Москва, где в гостиных барских особняков велись оживленные споры о России, о ее историческом пути, ее месте в мире.

С конца XVIII в. в политической жизни западноевропейских государств происходили резкие изменения: революции, свержение монархов, введение конституций и учреждение парламентов. Этот процесс изменения традиционных форм жизни и организации власти не обошел и Россию. Восстание декабристов стало ярким тому подтверждением. Людям, искренне любившим Россию, или принимавшим ни в какой форме насильственные политические действия, было отнюдь не безразлично, что ждет страну в будущем. Размышления по этому поводу сформировали исторические и политические представления славянофилов. Их они распространяли в книгах и статьях. Издавали славянофилы и свои периодические издания. Наибольшую известность приобрели газеты «Москвитянин», «Русь», «Молва», «День» и журнал «Русская беседа». Расцвет славянофильства пришелся на 1840-1850-е гг. В предыдущий же период лишь осмысливались некоторые исходные социально-исторические понятия, формировалось то, что позже будет названо концептуальным кругом представлений.

Славянофилы являлись высокообразованными людьми, прекрасно знавшими историю своего Отечества. Они имели основательные знания по истории стран Западной Европы. Сравнивая, сопоставляя и размышляя, славянофилы пришли к выводу, что Россия слишком самобытная страна, чтобы можно было считать, что она пойдет тем же путем, что и некоторые другие страны.

Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии здесь классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна стать покровительницей и объединительницей всего мирового славянства под лозунгом православ­ной христианской веры и православной монархии. Эта теория получила название панславизма.

Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных (парламентских) учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: народу - мнение, царю - решение. Власть царя должна оставаться самодержавной, не зависимой ни от каких писаных законов (конституций), но вместе с тем должно существовать и тесное единение между монархом и народом. Поэтому они считали необходимым возродить Земские соборы, на которых Русская земля будет доносить свой голос до царя.

Древняя, допетровская Русь представлялась славяно­филам государством мирным и патриархальным, не знав­шим социально-политической борьбы. Именно тогда, по их мнению, существовало единение царя и народа, земщины и власти. Резко отрицательно относились славянофилы к Петру I и его политике европеизации страны. Они были убеждены, что в начале XVIII в. совершилось насилие над страной, ей были навязаны чуждые порядки, нормы и обычаи. Тогда императорская власть противопоставила себя земщине, государство встало над народом, а дворянство и интеллигенция оторвались от национальной почвы, начали усваивать заграничные вкусы и традиции, пренебрегать русским языком. Все это, считали славянофилы, противоречило исконному народному духу.

По их мнению, Петр I расколол страну на два чуждых друг другу мира. Один - это основная масса населения, русское крестьянство, в котором славянофилы видели основание всего общественного здания страны. Другой, антирусский мир, олицетворяли для них государственные чиновники (бюрократия), дворянская аристократия и интеллигенция.

Славянофилы призывали дворянство к сближению с простым народом, к изучению народного быта и культуры. Они сами немало сделали в этой области - собирали древнейшие памятники культуры и языка, старались издать их. Публиковали различные сборники исторических документов.

Славянофилам Россия обязана первым собранием русских народных песен П.В.Киреевского и уникальным словарем великорусского языка В.И.Даля. Именно славянофилы положили начало изучению крестьянского быта, промыслов, ярмарок и т.д.

Славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность кого рода технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников.

Славянофилы не стали союзниками царского правительства, не превратились в опору власти. Слишком многое их разделяло. Во-первых, они резко отрицательно относились к реально существовавшей государственной системе, видя в ней засилье бюрократии, проводящей политику, чуждую народу. Во-вторых, их критика Петра I и его реформ не отвечала официальным представлениям.

Существовало и еще одно, пожалуй важнейшее, обстоятельство, разъединявшее власть и славянофилов. Правительство не могло принять призывы вернуться в прошлое. Удаленные от государственных рычагов управления люди могли строить самые увлекательные теории, но те, кто находился наверху власти, прекрасно понимали, что прошлое - всегда прошлое и вернуться в него можно лишь в мечтах.

Одновременно со славянофилами формировалось и другое общественное течение, представителей которого называли западниками. Наиболее известными фигурами здесь являлись писатели В. Я. Боткин и И. С. Тургенев, историки, профессора Московского университета Т. Я. Грановский, Б. Я. Чичерин, К. Д. Кавелин.

Представители этого направления выступали и про­тив теории официальной народности, и против славянофилов. Они считали, что Россия должна идти тем же путем, что и западноевропейские страны, что изменения неизбежны, необходимы и чем быстрее в России будет, как в Европе, тем лучше. Их особенно восхищали порядки в Англии и Франции, общественное устройство которых они считали примером для России. Западники бес­пощадно критиковали систему власти в своей стране, возмущались существованием крепостного строя, самоуправством чиновников, отсталостью экономики. И ратовали за бурное развитие капитализма, за установление буржуазных свобод.

Если славянофилы идеализировали далекое прошлое своего народа, видя в нем ориентир для будущего разви­тия страны, то западники, или, как их еще называли, русские европейцы, в том прошлом не находили ничего достойного. Им казалось, что там все темно, все элементарно. По представлениям западников, свет прогресса идет в Россию из Европы, и поэтому они однозначно и восторженно относились к деяниям Петра I. Петровская эпоха, наполненная насилием над широкими народными массами, невероятными жестокостями и кровопролитием, интересовала их лишь как время реальных преобразований в стране. Над ценой этих преобразований они не задумывались.

«Русские европейцы» полагали, что Великая французская революция 1789 г. открыла в истории человечества новую эру. Но о том, что эта эра ознаменовалась массовыми убийствами и десятилетиями беспощадных войн, унесших жизни миллионов людей, не говорили. Восхищаясь благоустройством жизни в Англии, западники не принимали в расчет, что богатство этой страны во многом было следствием беспощадного разорения и ограбления других стран и народов.

Яркие лозунги французской революции казались западникам ориентиром для общественно-политической организации страны. Хотя они и не выступали за революционное переустройство России (в этом их принципиальное отличие от декабристов), но призыв копировать политический и экономический опыт западноевропейских стран объективно превращал их в ниспровергателей государственного строя России. «Русским европейцам» казалась бесперспективной попытка властей приспособить к условиям России некоторые социальные нормы Запада» чем осторожно занималось правительство. Они призывали безоглядно заимствовать их.

Если славянофилы уделяли главное внимание специфическим особенностям России, уникальному строю ее культурной и политической жизни, то западники, наоборот, совершенно игнорировали эти особенности. В этом проявлялась идеологическая слабость западничества. Ничего конструктивного, созидательного западники не предлагали. Свой интеллект, свою энергию они направляли на пропаганду буржуазно-парламентского устройства в Англии и Франции и на беспощадную критику общественных порядков в России.

представители одного из направлений рус. обществ. мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и необходимость развития России по зап.-европ. пути. Большинство З. по происхождению и положению являлось дворянами-помещиками, учеными и литераторами, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества. К З. принадлежали публицисты и литераторы: П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев (1818-83), Н. А. Мельгунов (1804-67), В. П. Боткин, П. В. Анненков, M. H. Катков, Е. Ф. Корш (1810-97), А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политич. экономии: Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкин (1808-91), И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Примыкали к З. писатели и публицисты Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, M. E. Салтыков-Щедрин. В обществ. борьбе против реакц. "теории официальной народности" и в идейных спорах со славянофилами вместе с З. выступали в 40-х гг. А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский. В условиях конца 30-40-х гг., когда демократизм еще не противостоял так резко либеральной идеологии, как это обнаружилось позднее, особенно на рубеже 50-60-х гг., Герцен, Огарев и Белинский воспринимались в обществ.-идейных спорах и журнальной полемике как З. и сами себя к ним относили. Однако по сути взглядов и обществ.-политич. позиций они являлись представителями зарождавшейся революц.- демократич. идеологии. Органами печати, в к-рых З. преим. сотрудничали, были "Отечеств. записки" (с 1839), "Современник", "Рус. вестник" (с 1856), "Атеней" (1858-59), газ. "Моск. ведомости", "Санкт-Петерб. ведомости", лит. сборники "Физиология Петербурга" (1845), "Петерб. сборник" (1846). Предпосылками к возникновению взглядов З., а также славянофилов были в конечном итоге социально-экономич. процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистич. отношений в России к сер. 19 в. Неотложно вставал вопрос о путях дальнейшего развития России, о России и Европе. Одни высказывались за широкое, быстрое сближение России с Зап. Европой и усвоение зап.-европ. порядков. Другие пытались обосновать особый самобытный путь развития России. В ходе споров первых стали называть З., вторых - славянофилами. Эти рожденные в полемике наименования, несмотря на свой условный характер, получили широкое распространение в обществ.-лит. обиходе. Ближайшим исходным явлением для складывания западничества и славянофильства послужило сильное обострение идейных споров среди русской, гл. обр. дворянской, интеллигенции, наблюдавшееся после напечатания в 1836 "Философического письма" Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 - взгляды З. Постоянными местами, где З. устно выражали и отстаивали свои взгляды, являлись преим. моск. лит. салоны дворянской интеллигенции, игравшие большую роль в обществ. жизни, - салоны Свербеевых, Елагиных-Киреевских, Аксаковых, Сенявиных. В определенные дни недели в них встречались писатели и ученые, З. и славянофилы, бывали Герцен и Белинский. Там читали новые произведения, нередко такие, к-рые не могли появиться в подцензурной печати, страстно спорили по обществ.-политич., филос., ист. и религ. вопросам. Идейные споры в моск. салонах ярко изобразил постоянный участник их (до 1847) на стороне З. А. И. Герцен в "Былом и думах". Споры нашли отражение в лит-ре того времени ("Мертвые души" Н. В. Гоголя, стихотворения, поэмы, повести и романы И. С. Тургенева, повесть В. А. Сологуба "Тарантас", повесть А. И. Герцена "Сорока-воровка", драма А. А. Григорьева "Два эгоизма", его поэма "Встреча", повести И. И. Панаева, стихотворения Н. А. Некрасова, К. К. Павловой). Взгляды З. не получили программно-четкого воплощения в к.-л. одном, как бы обязательном для всех деятелей этого направления произведении или документе. Но их обществ.-политич., филос. и ист. воззрения, имея многочисл. оттенки и особенности у отдельных З., характеризовались определ. общими чертами. К самодержавно-крепостнич. действительности З. относились отрицательно. Обществ. и научно-лит. деятельность З. была объективно направлена к тому, чтобы приблизить и облегчить развитие капиталистич. строя в России. З. выступали с критикой крепостного права, показывали преимущества наемного труда перед крепостным, подневольным, составляли проекты отмены крепостного права. Особенно большое значение в борьбе с крепостничеством имели такие выступления З., как "Записки охотника" И. С. Тургенева (1849), публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского (1843-44, 1845-46, 1851), а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского "О крепостном состоянии в России" (1841) и К. Д. Кавелина "Записка об освобождении крестьян в России" (1855, изд. 1898). Сильнейшие удары по крепостничеству нанесли произв. А. И. Герцена и В. Г. Белинского, особенно известное письмо последнего к Н. В. Гоголю (1847). Отмена крепостного права представлялась З. возможной и желательной только в виде реформы, проводимой пр-вом совместно с либеральными дворянами. Крестьяне при освобождении должны были получить небольшие зем. наделы, уплачивая помещикам ден. выкуп за себя и землю. Полицейско-бюрократич. казарменный режим Николая I, глубоко реакц. политика, тяжкий цензурный гнет, бесправие, нац. и вероисповедные преследования вызывали резко отрицат. отношение со стороны З. Они критиковали феод.-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему бурж.-парламентарный, конституц. порядок зап.-европ. монархий, прежде всего Англии и Франции. Мн. публицистич. произв. З. посвящены были живому показу зап.-европ. обществ.-политич. жизни, популяризации бурж. свобод, бурж. демократии и парламентарно-конституц. строя ("Письма из-за границы", 1841-43, и "Парижские письма", 1847-48, П. В. Анненкова; "Письма об Испании", 1847, В. П. Боткина; "Политич. равновесие и Англия", 1855, И. В. Вернадского; "От Москвы до Лейпцига", 1859, И. К. Бабста и др.). В таких произв. проявлялась нередко идеализация бурж. правопорядка и быта, определ. апологетика бурж. демократии, обществ.-политич. строй к-рой, впрочем, в те времена выгодно отличался от феод.-бюрократич. устройства крепостной России. Призывая к сближению России с бурж. странами Зап. Европы, З. призывали к быстрому развитию пром-сти, торговли и новых средств транспорта, прежде всего жел. дорог; убежденно выступали против протекционизма, за фритредерскую экономич. политику. Установления бурж.-парламентарного строя в России З. рассчитывали добиться мирным путем реформ, через воздействие обществ. мнения на царское пр-во, при помощи распространения своих взглядов в обществе, через просвещение и науку. Путь революции и идеи социализма (утопического) были неприемлемы для них. Убежденные сторонники бурж. прогресса и защитники просвещения и реформ, З. чрезвычайно высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России. В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, представителя сильной гос. власти, открывшего новые пути для ист. развития России как одной из держав Европы. После смерти Николая I З., стремясь побудить царское пр-во к реформам, часто ставили Петра I в пример Александру II. Филос. воззрения З. находились в осн. в русле развития рус. идеализма. Для разработки их филос.-ист., этич. и эстетич. взглядов большое значение имела философия Гегеля, в известной мере и Шеллинга. Заметно проявилось воздействие на нек-рых из З. идей нем. левых гегельянцев - Д. Штрауса и Б. Бауэра, а в 50-х гг. - позитивизма О. Конта и Г. Бокля. Историографич. построения З. были во многом связаны с новыми мыслями современных им зап.-европ. бурж. историков - Гизо, Тьерри, Нибура, Ранке. Науч. труды З. по истории (Соловьев, Грановский, Кудрявцев), праву (Кавелин, Каченовский, Редкин), политич. экономии (Бабст, Вернадский), педагогике (Редкин) явились ценными вкладами в развитие науки в России. В целом общественная и науч.-лит. деятельность и воззрения З., борьба их против реакц. "теории официальной народности" и критика либерально-консервативных позиций славянофилов имели определ. прогрессивное значение в условиях крепостной России. В то же время сопоставление мировоззрения и деятельности З. и славянофилов показывает, что их идейные споры были лишь проявлениями разногласий среди идеологов имущих классов. По мере успехов революц.-демократич. направления в рус. обществ. мысли и роста клас. и революц. движения в России споры и противоречия между З. и славянофилами сглаживались. В обстановке назревавшей революц. ситуации, в практике подготовки крест. реформы 1861, наметилось полное сближение З. и славянофилов. Те и другие объективно выражали в это время интересы либеральных помещиков и буржуазии. Идеологам либеральных помещиков и буржуазии противостояли революц. демократы во главе с Чернышевским и Герценом. В пореформ. время, в условиях капиталистич. развития, З. не сохранились как представители особого направления в обществ. мысли. Расширит. пользование терминами "западничество" и "славянофильство" является не научным. Как особые направления то и другое существовали только в конкретных условиях 40-50-х гг. 19 в. Дореволюц. бурж. историография (работы А. Н. Пыпина, М. О. Гершензона, А. А. Корнилова, П. Н. Милюкова) сводила всю обществ.-идейную борьбу 40-50-х гг. 19 в. к спорам З. и славянофилов, безоговорочно относила к З. Белинского, Герцена, Огарева. В "Истории рус. обществ. мысли" Г. В. Плеханова имело место научно неправомерное расширит. пользование терминами "западничество" и "славянофильство" применительно к ист. процессу 17-18 вв. Народнич. авторы В. Я. Богучарский и Н. С. Русанов, так же как и "легальный марксист", потом кадет и, наконец, белый эмигрант П. Б. Струве, пытались установить генетич. связи между взглядами З. 40-50-х гг. и рус. марксистов кон. 19 - нач. 20 вв., между построениями славянофилов и народнич. воззрениями. Субъективистски, в духе надуманной концепции борьбы "индивидуализма" и "мещанства" и ненауч. представлений о мнимо внеклассовой и внесословной рус. интеллигенции освещал роль З. эсеровский критик и публицист Иванов-Разумник в своей "Истории рус. обществ. мысли" (СПБ, 1907). Струве, Н. Лосский, Г. Вернадский и др. белые эмигранты продолжали извращать взгляды и деятельность З. в своих работах, выходивших за рубежом после 1917, особенно много подобных работ появилось после 1945. Весьма близки к ним зап.-европейские и американские бурж. авторы А. Г. Мазур, М. Малиа, C. Томкинс, Р. Хейр. Сов. историки, литературоведы, историки философии М. М. Григорьян, А. Г. Дементьев, С. С. Дмитриев, В. С. Нечаева, Н. И. Пруцков, В. Н. Розенталь, Н. Л. Рубинштейн, Н. Г. Сладкевич, Н. А. Цаголов изучают обществ.-политич., экономич., филос, ист. взгляды З., их журналистику. Из отдельных З. наибольшее внимание сов. историография уделяла Бабсту, Боткину, Грановскому, А, В. Дружинину, Кавелину, Чичерину. В сов. периодич. печати опубликовано много ценных источников по истории рус. обществ. мысли 40-50-х гг. 19 в., в т. ч. и по З. (воспоминания, дневники, письма). Лит.: Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4; его же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же, т. 5; Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч. в 30 тт., т. 8-11, M., 1956-57; Панаев И. И., Лит. воспоминания, M, 1950; Анненков П. В., Лит. воспоминания, М.-Л., 1960; Тучкова-Огарева Н. A., Воспоминания, M, 1959; Боткин В. П. и Тургенев И. С., Неизд. переписка. 1851-1869, М.-Л., 1930; Письма к А. В. Дружинину (1850-1863), М., 1948, Никитенко А. В., Дневник, т. 1-3, М., 1955-56; Соловьев С. М., Записки, П., (1915); Т. Н. Грановский и его переписка, т. 1-2, М., 1897; Пыпин А. Н., Характеристики лит. мнений от 20-х до 50-х годов, 3 изд., СПБ, 1906; Ветринский Ч. (В. Е. Чешихин), Т. Н. Грановский и его время, М., 1897; его же, В сороковых годах, М., 1899; Лемке М., Николаевские жандармы и лит-ра 1826-1855 гг., (СПБ, 1908); Гершензон М., Образы прошлого, М., 1912; Нелидов Ф. Ф. (сост.), Западники 40-х годов, М., 1910 (библ.); Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли в XIX в. Кн. 1. Западники и славянофилы, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Дмитриев С. С., Западники и славянофилы, "Молодой большевик", 1941, No 11; его же, Рус. общественность и семисотлетие Москвы, в сб.; ИЗ, т. 36, М., 1951; Пруцков Н. И., В П. Боткин и лит.-обществ. движение 40-60-х гг. 19 ст., "Уч. зап. Грозненского пед. ин-та", 1947, No 3; его же, "Эстетическая" критика (Боткин, Дружинин, Анненков), в кн.: История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Дементьев А. Г., Очерки по истории рус. журналистики 1840-1850 гг., М.-Л., 1951; Покровский С. A., Фальсификация истории рус. политич. мысли в современной реакц. буржуазной лит-ре, М., 1957; Асиновская С. A., Из истории передовых идей в рус. медиевистике (Т. Н. Грановский), М., 1955, Розенталь В. Н., Петерб. кружок К Д. Кавелина в конце 40-х и в нач. 50-х гг. 19 в., "Уч. зап. Рязанского пед. ин-та", т. 16, 1957; ее же. Обществ.-политич. программа рус. либерализма в сер. 50-х гг. 19 в. (По материалам "Рус. вестника" sa 1856-57 гг.), в сб.: ИЗ, т. 70, М., 1961; Сладкевич Н. Г., Очерки истории обществ. мысли России в конце 50 - нач. 60-х гг. XIX в., Л., 1962; Walicki A., Slowianofile i okcydentalisci, в сб.: Archiwum historii filozofii i mysli spolecznej, t. 4, Warsz., 1959; его же, Paradoks Czaadajewa, "Studia filozoficzne", 1962, No 2 (29). С. С. Дмитриев. Москва.

Славянофильство. "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева ускорило размежевание русской общественной мысли на славянофилов и западников. В 30-е гг. возникают первые оппозиционные к правительственному курсу группы, главной особенностью которых было, по словам А.И. Герцена, чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей. В кругах либерального дворянства на рубеже 30-40 гг. возникло идейное течение, получившее название славянофильства, крупными представителями которого были литераторы, ученые, общественные деятели: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские и И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др. Все они были выходцами из поместного дворянства. Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но правитель должен управлять страной, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением.

    Славянофилов сближала с представителями официальной народности:

    • позиция о самобытности и национальной исключительности русского народа;

      его мессианской предопределенности;

      неприятии большинства западноевропейских норм жизни;

      защита православия и консервативных общественных институтов.

Главные особенности русского исторического процесса они видели в наличии земельной общины и в господстве Православной Церкви. Славянофилы идеализировали русскую старину и отрицательно относились к реформам Петра I. Они выступали за освобождение крестьян с землей, но были сторонниками сохранения помещичьего землевладения, феодальных повинностей, власти помещиков над общиной. Они высказывались за созыв Земского собора - представительного собрания от всех сословий, за свободное выражение общественного мнения, за введение свободы печати, гласности суда, обличали произвол и бюрократизм царских чиновников. Но при всем этом славянофилы были сторонниками сохранения самодержавия. Большое внимание они уделяли простому народу, изучению его быта, т.к. утверждали, что "он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". (См. дополнительный хрестоматийный материал.) Правительство настороженно относилось к славянофилам: некоторых из них за резкие высказывания сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость, им запрещалось ношение бороды и русского платья. Кроме того, немедленно пресекались все попытки издания славянских газет и журналов.

Один из главных идеологов славянофилов А.С. Хомяков начал выступать с пропагандой славянофильских идей с конца 30-х г. Основные положения его славянофильской доктрины впервые были изложены в статье "О старом и новом", не предназначавшейся для печати. Он выступает ярым защитником православия, в котором только и сохранился, по его мнению, истинный христианский дух. При цельности мировоззрения А.С. Хомякова его общественно-политические взгляды отличались известной противоречивостью. Сторонник самодержавной власти, он выступал за созыв Земского собора и проведение ряда либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни, учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей и т.п.). А.С. Хомяков требовал уничтожения крепостного права, но в то же время предлагал сохранить основы дворянского землевладения. Основываясь на учении Шеллинга о "народном духе", он развивал мысль о противоположности коренных начал России и Западной Европы. В русской общине он видел союз людей, объединившихся на православии, на "внутреннем законе, т.е. взаимном согласии между государством и народом. Западноевропейские государства с их "кровавыми переворотами" (революциями), основаны, по убеждению Хомякова, на "внешнем законе" (на насилии), рационализме, подчинении церкви государству.(См. дополнительный хрестоматийный материал.) С конца 40-х годов, по мере усиления правительственного курса, у славянофилов все больше проявлялись консервативные признаки, они теряли свою оппозиционность. В подготовке и проведении крестьянской реформы они приняли активное участие. Журнал славянофилов "Русская беседа" (главный редактор - А.И. Кошелев) внес свою лепту в разработку либеральной программы накануне отмены крепостного права. В журнале особое внимание уделялось национальным проблемам, выяснению роли и значения "народности" в общественной жизни.

Западничество. Противниками славянофилов были так называемые западники. Московский кружок западников оформился в 1841-1842 гг. Современники понятие "западничество" трактовали очень широко, причисляя к западникам всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с такими умеренными либералами, как П.В. Анненков, В.П. Боткин, зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Однако в своих спорах со славянофилами В.Г. Белинский и А.И. Герцен называли себя "западниками". По своему положению и социальному происхождению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Публицисты и литераторы, историки и юристы: П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др. выступали как идеологи либерализма и стремились к тому, чтобы Россия стала передовой державой. В отличие от своих оппонентов, западники доказывали, что Россия идет по тому же пути, что и западноевропейские страны, выступали за европеизацию России и высказывались за сближение со странами Европы. Но они критиковали крепостнические российские порядки, выступали за преимущество наемного труда над крепостным, стремились ускорить отмену крепостничества с сохранением помещичьего землевладения. Западники были сторонниками гражданских свобод, конституционной монархии, рыночных отношений, предпринимательства, развития образования и научных знаний. Политическим идеалом западников был конституционный порядок монархий Западной Европы, в первую очередь Англии и Франции.

Западники считали, что Петр I "спас Россию", и всю его деятельность они рассматривали как первый период обновления страны. Второй период должен начаться проведением реформ сверху.

Профессор истории Московского университета Т.Н. Грановский в своих лекциях доказывал, что Россию и западноевропейские страны объединяет общность закономерностей исторического развития. Повторяя путь этих стран, Россия, по мнению ученого, должна была прийти к ограничению самодержавия и введению гражданских свобод. Т.Н. Грановский и его единомышленники выступали за установление путем реформ парламентского строя в виде конституционной монархии. К.Д. Кавелин и С.М. Соловьев большое значение придавали роли государственной власти. Свои убеждения они обосновывали идеями Гегеля, который считал государство творцом развития человеческого общества. Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, которые печатались в "Московском наблюдателе", "Московских ведомостях", "Отечественных записках" и др. Середина 50-х гг. была благоприятным периодом для дальнейшего развития либерального движения. Были сделаны первые попытки объединения всех либеральных сил. Видные либералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили контакты с А.И. Герценым. В "Голосах из России" они опубликовали "письмо к издателю", которое стало программным документом русских либералов, основные положения сводились к требованиям общегражданских свобод, освобождения от крепостной зависимости. В это время правительство Александра II приступило к разработке реформ, и либералы стали поддерживать правительство, причем многие либеральные деятели были включены в состав Редакционных комиссий. Русские либералы считали, что страну следует готовить к конституционному правлению, т.е. проводить реформы во всех сферах жизни государства, совершенствовать систему местного управления, развивать экономику, поднимать материальный и культурный уровень народа. В этом отношении либералы получили большую помощь со стороны журнала "Русский вестник", который в 50-60-е гг. занимал либеральные позиции: отстаивал освобождение крестьян с землей (но с последующим выкупом) и предоставление им гражданской полноправности, поддерживал судебную реформу, требовал обеспечения личной свободы, твердости законов и их исполнения. С журналом сотрудничали ведущие историки, в том числе С.М. Соловьев, экономисты (И.К. Бабст, Н.Х. Бунге), правоведы (Б.Н. Чичерин и др.). Идеи русских либералов отражали журналы "Отечественные записки", "Русская мысль", газеты "Голос", "Молва", "Земство". В конце 50-х гг. либералы различных направлений работали в дворянских губернских комитетах по выработке условий отмены крепостного права. Тогда и сложился вариант либеральной программы, который отличался во многом от предложений К.Кавелина и Б.Чичерина. Как известно, Тверская губерния стала центром разработки такой программы. Предводитель местного дворянства А.М. Унковский стал автором либерального проекта крестьянской реформы. В 1862 г. тверское дворянство направило на имя царя адрес, в котором было заявлено о том, что оно отказывается от сословных привилегий, говорилось и о том, что "все преобразования остаются безуспешными, потому что принимаются без спроса и без ведома народа". Либеральные чиновники в правительстве негативно отреагировали на адрес тверцев, их позицию разделяли К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. Тем самым был сделан шаг к разногласиям в либеральном движении.

Революционное движение в 40-50-х гг. Русский социализм А.И. Герцена. Предпосылки и источники социализма в России возникли в 40-50-х гг. XIX в. В это время шел процесс оформления русского революционного движения, и его идеологии, представителями которой были известные просветители и революционные демократы А. Герцен и Н. Огарев. Спецификой революционной идеологии было сочетание различных идей славянофильства, западничества и европейского социализма. Главной целью революционной идеологии являлось построение социализма - обществасоциальной справедливости. Наиболее последовательным проводником социалистических идей был А.И. Герцен. В 1847 г. он уехал на Запад, который привлек его своими демократическими традициями (так ему казалось). Но террор по отношению к участникам революционных событий 1848-1849 гг. вызвал в Герцене сомнения в перспективах развития западного общества. В 50-е гг. он разработал главные положения теории "русского социализма", изложенные в его работах "Старый мир и Россия", "Письмо русского к Маццини", "Русский народ и социализм", "О развитии революционных идей в России". Герцен считал, что в России, где буржуазные отношения не получили развития, социалистические идеи смогут быть осуществлены легче, чем в Западной Европе. В общинной собственности на землю он усматривает "зародыш социализма", развитие которого возможно только при условии совершенствования общинного самоуправления и полной свободы человека, то есть при ликвидации крепостного строя. Он надеялся, что Россия может миновать буржуазный путь развития. Социалистический идеал, оставаясь утопическим, становится выражением революционных требований русского крестьянства. По Герцену, "человек будущего в России - мужик".

Находясь в Лондоне, Герцен совместно с Огаревым организовал Вольную русскую типографию, где печатались альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол" - первые бесцензурные издания, которые переправлялись в Россию.

Крупным теоретиком революционного направления был В.Г. Белинский. Под влиянием А. Герцена он в 40-х гг. стал сторонником революционных преобразований в России. Взгляды Белинского наиболее полно отразились в его критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", который издавал русский поэт Н.А. Некрасов, а также в "Письме к Н.В. Гоголю" (1847 г.). В письме он подверг резкой критике устои самодержавия и крепостничества, представляющие ужасное зрелище, "где люди торгуют людьми…, где…нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". В.Г. Белинский определил главные задачи, стоявшие перед Россией: уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, исполнение тех законов, которые уже есть. Письмо Белинского сыграло заметную роль в формировании мировоззрения значительной части образованной российской молодежи.

В 40-е гг. XIX в. в России появились первые революционные организации, к числу которых следует отнести сложившееся общество в 1845 г. вокруг чиновника министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского. У него на квартире на общедоступных "пятницах" собирались представители интеллигенции, среди которых были Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, пианист А.Г. Рубинштейн, поэты А.Н. Майков и А.Н. Плещеев и др. Петрашевцы на своих сборах обсуждали в основном теоретические вопросы, а в кружках - вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Они готовили агитационную литературу для народа. Петрашевцы были представителями разных взглядов, и постепенно среди них наметилось два направления - революционное и либеральное.

Таким образом, в 40-е гг. шел процесс оформления революционно-демократической идеологии, которая отражала интересы крестьянских масс. Революционно-демократическое направление русской общественной мысли еще не отделилось от либерального. В.Г. Белинский и А.И.Герцен выступали вместе с либералами-западниками против славянофильства. Позднее революционные демократы противостояли и западникам, развивали идеи революции и социализма. В конце 50-х гг. популярность "Колокола" Герцена и Огарева были очень велики. С целью облегчения распространения этого издания, газету печатали на тонкой бумаге небольшого формата и тайно переправляли в Россию. Сначала Герцен проявлял колебания между демократизмом и либерализмом, но революционер в нем взял верх, и он стал на революционный путь борьбы за освобождение крестьян.

Наряду с заграничным центром революционной агитации в 50-60-е гг. сложился и русский революционный центр, который возглавил Н.Г. Чернышевский. Он развивал идеи А.И. Герцена об "общинном социализме", считал крепостное право самым большим злом и призывал к освобождению крестьян с землей, был сторонником народной революции. Сложившееся в 1850 г. убеждение в необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: "Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т.д. - что нужды? … мирное, тихое развитие невозможно". Н.Г. Чернышевский подчеркивал важность сохранения - после отмены крепостного права - крестьянской общины как естественной основы "товариществ", считал возможным благодаря общине избежать для России капиталистическую ступень развития. В "Письмах без адреса", написанных после реформы и адресованных фактически императору Александру II, он обвинил самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян, имеющий такой положительный результат, как рост политического самосознания народа.

Отношение Н.Г. Чернышевского к правительственной кампании по крестьянскому вопросу менялось по мере того, как прояснялась суть реформы. Начиная с 1857 г., он регулярно освещал экономические и политические аспекты темы, доказывая необходимость освобождения крестьян с землей, без выкупа или с минимальным выкупом, сохранения общины, установления крестьянского местного самоуправления. Свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новые принципы морали и нравственности он изложил в романе "Что делать?", который оказал огромное воздействие на всю общественную жизнь России.

Важнейшей особенностью послевоенного периода правления Александра I было нарастание общественного движения в стране. "Гроза 1812 года" сплотила российское общество, но лишь на время. Народ, героически защищая свое Отечество от Наполеона, надеялся получить освобождение от крепостного права. Заграничный поход русской армии в 1813-1814 гг. познакомил значительную часть офицерства с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в. и обогатил их новыми впечатлениями, идеями и практическим опытом. Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителей знатных родов, породив такое явление, как декабризм.

Первые десятилетия XIX в. - время грандиозных событий в жизни Европы. Возникла и рухнула громадная наполеоновская империя, против которой поднялись европейские народы. Развитие освободительной борьбы было свидетельством процесса разложения старых феодальных отношений. К этой исторической полосе принадлежит и выступление декабристов в России. Социально-экономическое развитие России шло, в основном, по тому же пути, который проходили другие государства Европы. Освобождение от самодержавия и крепостничества становилось в XIX в. главной задачей национального развития.

    Возникновение в России революционного движения, формирование революционной идеологии и создание первых тайных организаций были обусловлены целым комплексом экономических, социальных, внутриполитических и международных причин:

    • феодально-крепостнический строй в России становился тормозом для исторического прогресса страны. Лучшие представители государства понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшего развития Российского государства;

      внутренняя реакция и контрреволюционный характер внешней политики царизма ("аракчеевщина", "Священный союз");

      общее ухудшение положения народных масс (голод, обнищание деревни), рост волнений в армии и народе;

      огромное значение событий Отечественной войны 1812 г. (победив французов, страна сохранила национальную независимость, война подняла народные силы, активизировала национальное самосознание не только русского, но и других народов страны и Европы: "Мы все были дети 1812 года", - говорил декабрист Н. Муравьев;

      рост революционного движения во многих странах мира.

Молодые офицеры, возвратившись из-за границы, стали последовательными противниками самодержавия и крепостничества и начали создавать тайные общества, целью которых были подготовка и проведение преобразований в России. Появлению таких обществ способствовало и то обстоятельство, что офицеры за время пребывания в Европе познакомились с масонством и стали членами масонских организаций. В Российской империи к началу 20-х гг. насчитывалось около 220 масонских лож (организаций масонов), объединявших более 3 тыс. человек. В 1814-1816 гг. в среде офицеров-дворян возникло несколько объединений сторонников преобразований в стране. На собраниях тайных обществ разрабатывались планы изменения политического строя России. Позже сложились Северное и Южное общества. Наиболее активные и последовательные участники дворянского движения начали готовить восстание. В Петербурге возникло Северное общество, которое возглавил полковник Генерального штаба русской армии Н.М. Муравьев, составивший проект конституции будущей России. Этот документ предусматривал отмену крепостного права, ограничение царской власти двухпалатным парламентом - Народным вечем, ограничение избирательного права граждан пятисотрублевым имущественным цензом. Некоторые члены Северного общества во главе с К.Ф. Рылеевым были сторонниками установления республики и более решительных действий. На Украине офицеры российской армии организовали Южное общество, которое возглавил полковник П.И. Пестель. Он был автором программного документа, названным "Русская Правда", провозглашавшим уничтожение самодержавия, установление республики, освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землей.