Предмет совместного ведения рф и субъектов рф. Предметы ведения РФ

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени, как Федерации, так и ее субъектов. В предметах совместного ведения и полномочиях органов Федерации и ее субъектов, закрепленных в 14 пунктах ст.72 Конституции РФ, можно выделить несколько групп:

Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод :

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития

разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ

3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ:

Правовой статус субъектов Российской Федерации

В составе РФ в соответствии со ст.65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов. На основе Конституции России и в соответствии с ней и Федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и предпринимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ, определяются Федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации. По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Система государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Система должна соответствовать основам конституционного строя РФ, что означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом. Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

Противоречивость (коллизионность) законодательства Российской Федерации - характерная черта современного состояния правовой системы страны. Коллизии в законодательстве Российской Федерации распределены по нескольким уровням: ?

коллизии внутри федерального законодательства; ?

коллизии между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации; ?

коллизии между законодательством различных субъектов Российской Федерации; ?

коллизии внутри законодательства субъекта Российской Федерации.

Механизм реализации прав федеративного государства, его субъектов должен иметь конституционно-правовую основу. В Российской Федерации ее образуют Конституция Российской Федерации, включившая в себя основные положения Федеративного договора, федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, правовые акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем эта основа еще очень несовершенна. Главным ее недостатком является наличие серьезных противоречий. Противоречивость нормативной базы связана с характером социально- экономических и политических трансформаций в российском обществе.

Степень регионального законодательного изоляционизма наиболее ярко проявляется в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Конституции и уставы большинства субъектов Российской Федерации принимались в первой половине 1990-х гг. В них отразились и общегосударственные условия, и субъективный фактор. Именно к последнему часто обращаются аналитики при объяснении отклонений в законодательстве субъектов Российской Федерации от общегосударственного стандарта. С этим нельзя согласиться. Не умаляя роли личности в истории, надлежит видеть, что основная причина отклонений в основных законах субъектов Российской Федерации от федеральной Конституции заключается в межрегиональных различиях в экономической, социальной и политической сферах. Именно социально- экономические и политические условия жизни регионов предопределяет содержание конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.

Правовой сепаратизм является опасным явлением, разрушающим государственность России. Не только в конкретных областях экономических, социальных отношений но и в сфере конституционной самоидентификации субъектов Российской Федерации обнаруживается значительный удельный вес противоречий конституций (уставов) субъектов Федерации Конституции Российской Федерации. Так, упоминание о суверенитете субъекта Федерации содержится в конституциях и уставах 13 субъектов Российской Федерации;

упоминание о гражданстве субъекта Российской Федерации - в 20; в конституциях Якутии, Чечни и Татарстана отсутствует признание себя в качестве субъекта Российской Федерации; в конституциях и уставах 55 субъектов Российской Федерации нет признания верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства; конституции и уставы 4 субъектов Российской Федерации(в том числе Московской области) содержат положения о наличии собственной денежной (финансовой) кредитной системы; конституции и уставы 25 субъектов Российской Федерации содержат упоминания о себе как о субъекте международного права.

По данным общественной экспертизы «Конституционное обустройство России - 2000»: -

Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г. содержит 2 нарушения Конституции Российской Федерации, 1 пробел и 2 некорректных формулировки; -

Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. в редакции от 03 ноября 2000 г. № 94-3 содержит 18 нарушений Конституции Российской Федерации, 4 пробела и 6 некорректных формулировок; -

Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994 г. в редакции от 22 июня 1999 г. содержит 6 нарушений Конституции Российской Федерации, 6 пробелов и 1 некорректную формулировку; -

Конституция Республики Дагестан от 26 июля 1994 г. в редакции от 24 марта 1998 г. содержит 6 нарушений Конституции Российской Федерации; -

Конституция Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г. содержит 21 нарушение Конституции Российской Федерации, 39 пробелов и 2 некорректные формулировки; -

Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. содержит 5 нарушений Конституции Российской Федерации и 3 некорректные формулировки; -

Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. содержит 5 нарушений Конституции Российской Федерации, 23 пробела и 4 некорректных формулировки; -

Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. содержит 6 нарушений Конституции Российской Федерации, 1 пробел и 3 некорректных формулировки; -

г. в редакции от 24 июня 1998 г. содержит 19 нарушений Конституции Российской Федерации, 18 пробелов и 4 некорректные формулировки; -

Конституция Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г. содержит 21 нарушение Конституции Российской Федерации, 39 пробелов и 2 некорректных формулировки; -

Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. в редакции от 8 июня 2000 г. содержит 11 нарушений Конституции Российской Федерации, 9 пробелов и 2 некорректные формулировки. -

Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. в редакции от 5 июня 2000 г. содержит 9 нарушений Конституции Российской Федерации, 5 пробелов и 3 некорректные формулировки; -

Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. в редакции от 17 декабря 1999 г. содержит 8 нарушений Конституции Российской Федерации, 5 пробелов и 2 некорректные формулировки; -

Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. в редакции от 7 июля 2000 г. содержит 2 нарушения Конституции Российской Федерации и 28 пробелов; -

г. содержит 15 нарушений Конституции РФ, 7 пробелов и 2 некорректные формулировки; -

Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. в редакции от 31 мая 2000 г. содержит 29 нарушений Конституции Российской Федерации, 36 пробелов и 4 некорректные формулировки; -

До принятия новой Конституции Республики Тыва в ходе референдума 2001 г. Конституция Республики Тыва, принятая в 1993 г., в редакции от 31 декабря 1999 г. содержала 37 нарушений Конституции Российской Федерации и 32 пробела; -

Конституция Удмуртской Республики Мордовия от 7 декабря 1994 г. в редакции от 18 апреля 2000 г. содержит 16 нарушений Конституции Российской Федерации, 5 пробелов и 5 некорректных формулировок; -

Конституция Республики Хакасия от 25 мая 1995 г. в редакции от 17 ноября 1998 г. содержит 4 нарушения Конституции Российской Федерации и 7 пробелов; -

Конституция Чувашской Республики от 24 сентября 1993 г. в редакции от 27 ноября 1998 г. содержит 43 нарушения Конституции Российской Федерации, 44 пробела и 3 некорректные формулировки; -

В редакции от 2 февраля 1999 г. содержит 8 нарушений Конституции Российской Федерации, 13 пробелов и 1 некорректную формулировку; -

Устав Приморского края от 6 октября 19995 г. в редакции от 5 июля 2000 г. содержит 1 нарушение Конституции Российской Федерации, 20 пробелов; -

Устав (Основной закон) Ставропольского края от 29 сентября 1994 г. в редакции от 9 июня 2000 г. содержит 1 нарушение Конституции Российской Федерации, 24 пробела;

Устав Хабаровского края в редакции от 1 марта 2000 г. содержит 2 нарушения Конституции Российской Федерации и 36 пробелов.

Среди областей лидерами по количеству нарушений являются: -

Устав Архангельской области от 23 мая 1995 г. в редакции от 25 февраля 2000 г. содержит 3 нарушения Конституции Российской Федерации и 6 пробелов; -

Устав Иркутской области от 19 января 1995 г. в редакции 7 декабря 1998 г. содержит 4 нарушения Конституции Российской Федерации и 11 пробелов; -

Устав Калужской области от 27 марта 1996 г. в редакции от 22 июня 2000 г. содержит 4 нарушения Конституции Российской Федерации, 16 пробелов и 1 некорректную формулировку; -

Устав Кировской области от 27 марта 1996 г. в редакции от 22 марта 1999 г. содержит 5 нарушений Конституции Российской Федерации, 5 пробелов и 1 некорректную формулировку; -

Устав Костромской области от 29 июня 1995 г. в редакции от 20 июля 2000 г. содержит 6 нарушений Конституции Российской Федерации, 9 пробелов и 5 некорректные формулировки; -

Устав Курганской области от 1 декабря 1994 г. в редакции от 9 марта 2000 г. содержит 5 нарушений Конституции Российской Федерации, 15 пробелов и 1 некорректную формулировки; -

Устав Московской области от 5 ноября 1996 г. в редакции от 13 марта 2000 г. содержит 3 нарушения Конституции Российской Федерации, 30 пробелов и 1 некорректную формулировку; -

Устав (Основной закон) Мурманской области от 26 ноября 1997 г. в редакции от 13 апреля 2000 г. содержит 5 нарушений Конституции Российской Федерации и 34 пробела; -

Устав Оренбургской области от 19 октября 1994 г. в редакции от 16 декабря 1998 г. содержит 19 нарушений Конституции Российской Федерации, 39 пробелов; -

Устав Ростовской области от 19 апреля 1996 г. в редакции 26 февраля 1999 г. содержит 6 нарушений Конституции Российской Федерации, 40 пробелов и 1 некорректную формулировку; -

Устав Ульяновской области от 5 сентября 1996 г. в редакции от 16 февраля 1999 г. содержит 9 нарушений Конституции Российской Федерации, 22 пробела и 1 некорректную формулировку; -

Устав г. Москвы, принятый Московской городской думой 28

июня 1995 г., в редакции от 12 июля 2000 г. содержит 6 нарушений Конституции Российской Федерации и 16 пробелов1.

Российскому законодателю предстоит решить сложную проблему приведения в соответствие с Конституцией страны правовых актов Российской Федерации и субъектов федерации, что предполагает как устранение противоречий в конституциях республик, так и внесение возможных поправок в Конституцию Российской Федерации и конституционные законы России. Ситуация конца XX века в правовой системе страны могла быть охарактеризована известными словами В.И. Ленина, которыми он определяли правовую ситуацию в стране восемьдесят лет назад: «Мы живем в море беззаконности,... когда местное влияние является одним из величайших, если не величайшим противником установления законности и культурности»2.

Основным фундаментальным принципом, без которого не может нормально функционировать федеративное государство, является строгое соответствие всех принимаемых субъектами Федерации правовых актов федеральной Конституции. При этом должны неукоснительно соблюдаться требования статей 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации, в которых законодатель определил вопросы, по которым могут издаваться только федеральные законы и соответствующие им правовые акты субъектов федерации или только нормативные правовые акты субъектов Федерации. 1

См.: Конституционное обустройство России: общественная экспертиза - 2000. М., 2000. 2

Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности // Избранные сочинения. 1987. Т. 10. С. 307.

Кроме того, нормальное функционирование федеративного государства невозможно при наличии отступлений от федерального законодательства в правотворческой практике субъектов Федерации. Сейчас идет интенсивный процесс создания правовых систем субъектов Российской Федерации. Они составляют существенную часть федеральной правовой системы. Наличие серьезных изъянов в законодательных актах, принимаемых в субъектах Федерации, может подорвать всю правовую систему, сделать ее неэффективной.

Наиболее типичными недостатками в нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации являются: ?

издание субъектами Российской Федерации правовых актов по предметам ведения Российской Федерации в нарушение статей 71,72 и 76 Конституции Российской Федерации; ?

искажение в правовых актах субъектов Российской Федерации смысла федеральных законов или их переписывание «с поправками»; ?

издание актов, в которых представительные и исполнительные органы государственной власти нарушают конституционный принцип разделения властей; ?

установление положений, ограничивающих закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и свободы человека и гражданина.

О проблемах правового регулирования в субъектах Федерации в первую очередь свидетельствуют результаты анализа их основных правовых актов- конституций и уставов. Отклонения от конституционных требований, невыполнение конституционных задач порождают сомнения в способности Конституции оказывать эффективное воздействие на различного рода процессы (в том числе экономические и социальные). Между тем конституционная законность должна быть общероссийской (единой для всех субъектов федерации).

И.Н. Барциц классифицирует наиболее типичные и важные содержащиеся в текстах конституций (уставов) субъектов Российской Федерации противоречия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в зависимости от вида конституционных правоотношений. Таковыми противоречиями выступают несоответствия положений конституций (уставов) субъектов Федерации федеральной Конституции и законодательству: при определении конституционно-правового статуса субъектов Федерации; при закреплении иерархии нормативно-правовых актов РФ; при осуществлении закрепленного разграничения предметов ведения между Федерацией и субъектами; при осуществлении субъектами Федерации внешних связей; при обеспечении безопасности и стабильности на территориях субъектов Федерации; при обеспечении единства прав и свобод граждан на территории Российской Федерации; при обеспечении единства системы органов власти3. Далее будет представлена классификация противоречий, содержащихся в конституционных (уставных) актах Российской Федерации. Однако, надлежит отметить, что, хотя ряд из них были устранены в период 2000-2001 гг., их анализ позволит выработать конституционные правовые механизмы, позволяющие избежать нарастания противоречий в дальнейшем правовом развитии страны.

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. - это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел. Перечень таких вопросов является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ): обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.

Совместная компетенция осуществляется государственными органами РФ и ее субъектов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 12) по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. По П.с.в. РФ и ее субъектов издаются также принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом в федеральных законах по П.с.в. РФ и ее субъектов должны устанавливаться лишь общие для всех субъектов РФ правовые начала решения вопросов, находящихся в совместном ведении, без детальных предписаний (это остается на усмотрении самих субъектов). Федеральные законы дополняются актами субъектов РФ и в единстве с ними регулируют определенный круг вопросов, составляющих сферу совместной деятельности. Характер данной группы полномочий таков, что для их осуществления требуется учет специфики особенностей субъектов РФ. Издавая законы и иные нормативные правовые акты, субъекты РФ обязаны руководствоваться общими нормативными основами, установленными федеральными законами. В случае их противоречия федеральному закону действует последний.


Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов...

[Конституция] [Глава 3] [Статья 72]

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

В ст. 71 Конституции РФ перечисляются предметы ведения Федерации.

В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗов, контроль за их соблюдением;

б) федерат. устройство и территория РФ;

в) регулирование и защита прав и свобод ЧиГ; гражд-во в РФ; регулирование и защита прав нац. меньшинств;

г) установление системы фед. органов зак., исп. и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ОГВ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федер. политики и федер. программы в области гос., экон., экол., социального, культурного и нац. развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регул-е, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федер. экон. службы, включая федер. банки;

з) федер. бюджет; федер. налоги и сборы; федер. фонды рег. развития;

и) федер. энерг. системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федер. транспорт, пути сообщения, информация и связь; деят-ть в космосе;

к) внеш. политика и м/нар. отношения РФ, м/нар. договоры РФ; вопросы войны и мира;

л) внешнеэк. отношения РФ;

м) оборона и безоп-ть; оборонное произв-во; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущ-ва; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита гос. границы, терр. моря, воздушного пространства, исключительной эконон. зоны и контин. шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнит. закон-во; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процесс. и арбитр.-процесс. законод-во; правовое регул-е интеллектуальной соб-ти;

п) федер. коллизионное право;

с) гос. награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

Искл. полномочия Федерации предусмотрены не только в ст. 71, но и в ряде других статей Конституции . Н-р, только ФЗом могут определяться случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25), условия и порядок пользования землей (ч.3 ст.36), и вообще права и свободы ЧиГ могут быть ограничены только ФЗ (ст.55).

Часть 1 ст. 76 Конституции четко определяет, что по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей терр. России . Вместе с тем в Конституции, в отличие от Федеративного договора, нет прямого запрета субъектам Федерации принимать правовые акты по данным вопросам .

Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ - полномочия, в пределах кот-х вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости ОГВ субъектов РФ в осуществлении, своих полномочий от федеральных органов власти.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗам;

б) защита прав и свобод ЧиГ; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безоп-ти; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение гос. собств-ти;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экол. безоп-ти; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохр-я; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соц. защита, включая соц. обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

к) адм., адм.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное закон-во, законодательство о недрах, об охране окруж. среды;

л) кадры судебных и правоохр. органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов гос. власти и МСУ;

о) координация м/нар. и внешнеэк. связей субъектов РФ, выполнение м/нар. дог-ров РФ.

Предметы ведения субъектов РФ - сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ.

Сама Конституция России не предусматривает исключительную компетенцию субъектов Федерации (см. 1.4.3.), поскольку компетенция субъектов определяется в ней по остаточному принципу. Конституция говорит лишь о "всей полноте" гос. власти, присущей полномочиям, осуществляемым субъектами Федерации (ст.73), и о самостоятельности осуществления полномочий субъектами РФ по вопросам вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч.4 ст.76). Это означает.

Действующий

Те не менее встречаются и исключения. Так, например, ТК РФ содержит , которая называется "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений". В рамках данной статьи перечислены те сферы общественных отношений, которые представляют собой исключительную прерогативу федерального центра. Например, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Соответственно субъекты Российской Федерации лишены возможности осуществлять собственное нормотворчество в данных сферах (устанавливать дополнительные виды дисциплинарных взысканий и т.п.). По иным, не названным в данной статье вопросам возможно принятие региональных нормативно-правовых актов, при условии что они не противоречат федеральному законодательству и не снижают уровень трудовых прав и гарантий работникам.