Правоохранительные органы великобритании. Почему полицейские в великобритании не носят оружие

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

THE POLICE FORCES IN GREAT BRITAIN И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMYONOV)

Характеризуется современная структура полицейских органов Великобритании. Формулируется вывод, что такие полицейские подразделения, как Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью, Ассоциация начальников полиции, целесообразно создать в России.

Ключевые слова: территориальная полиция, специальная полиция, организованная преступность, полицейские ассоциации.

The paper describe the modern structure of police organs in Great Britain. The author comes to conclusion, that in Russia should be create police organs, such as Serious Organized Crime Agency, Association of Chief Police Officers.

Key words: territorial police, special police, organized crime, police associations.

Одной из задач сравнительного правоведения является изучение структуры зарубежных правоохранительных органов с тем, чтобы использовать полученную информацию для совершенствования отечественной правовой системы. Такая задача представляется наиболее актуальной в настоящее время, когда в России происходит реформирование органов полиции.

Особый интерес вызывает структура органов полиции Великобритании. Это обусловлено, во-первых, высокой степенью доверия, которое традиционно испытывает население Объединенного Королевства по отношению к полиции. Не последнюю роль в этом занимает умелая организация полицейской работы. Во-вторых, важно обратить внимание на полицейские органы, которые созданы в ответ на вызовы современной криминологической ситуации, и постараться ответить на вопрос о целесообразности их создания в России. В-третьих, следует отметить факт развития правоохранительных органов Великобритании в последние годы, что не получило отражения в предыдущих публикациях по этому вопросу.

Полиция Великобритании включает в свой состав, во-первых, органы территориальной полиции, которая выполняет основ-

ной объём полицейской работы. Такая полиция обслуживает определённые территории («полицейские районы»), действуя на основании Полицейского Акта 1996 г. (Англия и Уэльс), Полицейского Акта 1967 г. (Шотландия) и Полицейского Акта 2000 г. (Северная Ирландия). В этих актах сформулированы цели, организация, юрисдикция и ответственность органов территориальной полиции. В Англии и Уэльсе выделены 43 полицейских района, в Шотландии - 8, в Северной Ирландии - 1.

В Лондоне действуют два территориальных полицейских формирования: Городская полиция (The City of London Police) в центре Лондона и Скотлэнд-Ярд

(Metropolitan Police Service).

Во-вторых, самостоятельное место занимают силы специальной полиции. К ним относятся Британская транспортная полиция, полиция Министерства обороны, Военная полиция, Полиция по мирному атому, Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью. Последняя служба действует на основании Полицейского Акта о серьёзной организованной преступности 2005 г.

В-третьих, к полицейским относятся службы, не имеющие отношения к полиции, чьи сотрудники защищают закон.

© Клеймёнов И. М., 2011

В-четвёртых, в структуру полицейских органов включены разнородные формирования, основанные на старом законодательстве или обычном праве. Они контролируют определённую небольшую территорию (порты, парки) или мероприятие.

Главный отряд полиции Великобритании - констебли. Они имеют право на арест и обыск подозреваемого. Большая их часть служит в территориальной полиции. Также они в массовом порядке они представлены в специальных подразделениях: Транспортной полиции, Военной полиции и Полиции по мирному атому.

Многие нормативные правовые акты разрешают нанимать констеблей для специфических целей. Так появляется полиция по охране портов и доков, туннелей и лесов.

Если уголовными правонарушениями небольшой тяжести занимаются рядовые констебли, то раскрытием и расследованием серьёзных преступлений занимаются детективы - сотрудники департамента уголовных расследований (Criminal Investigation Department - СГО). CID - подразделение территориального полицейского формирования, члены которого имеют приставку «детектив» перед званием. Офицеры CID расследуют такие тяжкие деяния, как изнасилование, убийство, берглэри, мошенничество и другие преступления, требующие комплексного расследования. Детективы должны анализировать полученные доказательства, строить на их основе версии и проводить все необходимые действия от ареста до обвинения подозреваемого. Кроме расследования и обвинения, к полномочиям CID относится защита свидетелей .

Борьба с организованной, экономической преступностью относится к компетенции специальной полиции - Агентства по борьбе с серьёзной организованной преступностью (Serious Organized Crime Agency -SOCA). Оно является самостоятельной (организационно независимой) силовой структурой Соединенного Королевства, которая формально отнесена к Министерству внутренних дел.

С образованием SOCA в апреле 2006 г. ей были переданы функции таких служб, как Национальная антикриминальная бригада (National Crime Squad), Национальная служба

криминальной разведки (National Criminal Intelligence Service), Национальное объединение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (National Hi-Tech Crime Unit), секция по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Королевской акцизной и таможенной службы (HM Revenue & Customs), Пограничная служба - в части компетенции противодействия организованной преступности в сфере миграции. Следовательно, SOCA решает задачи борьбы с отмыванием денег и торговлей людьми, наркобизнесом и организованной преступностью мигрантов, вооруженной и компьютерной преступностью.

Сотрудники SOCA обладают совокупностью полномочий констебля, офицера таможенной и миграционной службы в их различных комбинациях. Они не носят униформы и не подлежат проверке со стороны констеблей территориальной полиции в бытовых ситуациях (на дорогах, улице и пр.).

Штат SOCA около 4 200 сотрудников, в том числе 400 из них занимаются непосредственно управленческий деятельностью.

Высший рабочий орган - коллегия из 11 членов. Из числа тех, кто занят непосредственно в сфере борьбы с преступностью, половина занимается криминальными расследованиями, а другая половина фокусирует своё внимание на анализе и разведке. Главный офис Агентства (всего оно располагает 40 офисами по всему Соединенному Королевству) имеет расположение в Виктории, недалеко от Скотлэнд-Ярда. Другой лондонский офис Агентства расположен в Южном Лондоне рядом с Вестминстерcким дворцом и Секретной разведывательной службой (MI-6). Уже из этой дислокации видно, какое важное значение придаётся работе SOCA.

40 % усилий SOCA приходится на борьбу с наркотрафиком, 25 % - с организованной преступностью мигрантов, 10 % - с мошенничеством, 15 % - с другими видами организованной преступности и 10 % - на оказание помощи другим силовым структурам, в том числе за рубежом.

SOCA поддерживает контакты с Интерполом, Европолом и Шенгенской информационной системой.

В Шотландии существует собственная силовая структура с аналогичными функ-

циями - Агентство по борьбе с преступностью и наркотиками (The Scottish Crime and Drug Enforcement Agency-SCDEA). Эта специальная полицейская служба отвечает за предотвращение и пресечение деятельности опасных организованных групп, включая конфискацию прибыли, полученной в результате совершения преступлений. Агентство обладает необходимой степенью автономности. В то время как органы территориальной полиции подчиняются Правительству Шотландии через систему полицейской власти, Директор SCDEA несёт прямую ответственность перед Правительством и Парламентом Шотландии.

В Северной Ирландии выполнение задач по борьбе с организованной преступностью возложено на самостоятельное подразделение (The Organised Crime Task Force -OCTF). Оно создано в сентябре 2000 г. для стратегического управления и координации в сфере борьбы с преступностью на территории Северной Ирландии деятельностью целого ряда партнёрских субъектов: Полицейской службы Северной Ирландии, Королевской таможенной службы, SOCA, Коммерческой палаты Северной Ирландии, Федерации малого бизнеса, системы криминальной юстиции Северной Ирландии и др.

Специальной полицейской структурой является Британская транспортная полиция (British Transport Police - BTI), которая создана (в 1826 г.) для обеспечения безопасности на железнодорожных магистралях. В настоящее время она действует на основе Акта о железнодорожной и транспортной безопасности 2003 г.

В штате BTI около 3 тыс. полицейских офицеров, в сфере внимания которых сеть национальных и локальных железных дорог, а также лондонское метро. Это 10 000 миль железнодорожных путей и около 3000 станций и депо. Возглавляет BTI Главный констебль.

Полиция Министерства обороны (The Ministry of Defence Police - MDР) образована в 1971 г. путём слияния трёх управлений полицейских сил: военно-воздушных, сухопутных и военно-морских. Её функции связаны с обеспечением безопасности военных объектов, работой среди аттестованного и гражданского персонала Министерства обороны.

Полномочия сотрудников МБР широки и включают все права офицеров подразделений территориальной и специальной полиции. Полицию Министерства обороны не следует смешивать с Королевской военной полицией (Royal Military Police - RMP), которая является самостоятельной структурой.

Ключевыми направлениями работы МБР выступают:

Обеспечение армейской безопасности и контртеррористическая деятельность;

Расследование уголовных дел;

Сокращение преступности;

Международные контакты в сфере своей компетенции;

Обучение кадров.

МБР обеспечивает безопасность в 120 городах, в которых расположены важные объекты Министерства обороны (например, Королевский арсенал) и военной промышленности (в частности, по производству атомного оружия) .

Королевская военная полиция выполняет задачу обеспечения правопорядка среди военнослужащих. Она отвечает за расследование воинских преступлений, предупреждение массовых инцидентов в войсках, патрулирование гарнизонов, поддержание порядка на военных базах. Она ведет свою историю с 1241 г. Сотрудников RMP часто называют «красными беретами».

К специальным полицейским структурам относится Полиция мирного атома (Civil Nuclear Constabulary - CNC), на которую возложена ответственность за безопасность атомных станций и охрану транспортируемых атомных материалов для обеспечения производственного цикла и утилизации отходов .

Мощную поддержку работе полиции оказывает Национальное агентство по улучшению полицейской работы (The National Policing Improvement Agency - NPIA). В его задачи входит развитие (создание и внедрение в практику работы) новых информационных технологий и оказание помощи в подготовке кадров для органов полиции.

NPIA функционирует с 2007 г. Агентство объединяет деятельность ряда подразделений, включая Полицейскую информационно-технологическую организацию (The Police Information Technology Organisation - PITO) и

Центрекс (в том числе Национальный центр полицейского мастерства). PITO в настоящее время занимается внедрением технологии биометрической идентификации (в будущем она будет связана с создаваемым Национальным идентификационным регистром).

NPIA создано по рекомендации Ассоциации начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO) - в рамках реализации зеленой карты (green paper) «Совместное обеспечение общественной безопасности» . Агентство реализует следующие функции на государственном уровне:

Развитие информационных систем, таких как «Полицейский компьютер», «Идент-1», «Отпечатки пальцев и ладоней», «Базы ДНК»;

Обучение специалистов по расследованию преступлений в сфере высоких технологий;

Поиск и идентификацию коммуникационных сигналов через коммуникационные сети;

Разработку программ по смене поколений на всех уровнях полицейской службы;

Осуществление исследований, подготовка аналитических отчётов.

Последняя функция выполняется информационно-аналитическим подразделением NPIA, которое имеет собственную аббревиатуру - RAI (Research, Analysis and Information Unit). Его деятельность нацелена на снижение рисков сотрудников полиции, сохранение времени и денег и оптимизацию работы. RAI содержит и пополняет Национальную полицейскую библиотеку.

В составе NPIA состоит Бюро без вести пропавших. Оно разыскивает без вести пропавших лиц и индентифицирует неопознанные трупы. Бюро работает в контакте с полицией и другими организациями, помогая сделать работу по розыску без вести пропавших более эффективной.

Секция по анализу серьёзных преступлений NPIA (Serious Crime Analysis Section -SCAS) занимается изучением преступлений с использованием специальных критериев. Главное внимание уделяется анализу изнаси-

лований и других видов сексуального насилия, безмотивных и серийных убийств на сексуальной почве. SCAS получает файлы уголовных дел уже на ранних стадиях их расследования от всех силовых структур Соединенного Королевства (включая Шотландию и Северную Ирландию) и через информационные сети оказывает интеллектуальную помощь в их раскрытии. В целях выполнения этой ответственной и сложной задачи вся информация кодируется и размещается в информационной базе ViCLAS (Violent Crime Linkage Analysis System). Это - постоянный процесс, который имеет большое значение для эффективной деятельности SCAS.

В направлении оказания помощи силам полиции по расследованию преступлений работает также подразделение Операциональной поддержки (Crime Operational Support), которое имеет целый штат специа-листов-консультантов по различным направлениям, включая семейных социологов, сле-дователей-психологов и др. В целях расследования насильственных преступлений, связанных с оружием, активно используется национальная информационная база травм (The National Injuries Database - NID). Она содержит более 20 тыс. изображений ран, нанесенных жертвам убийств и сексуального насилия. Другая информационная база ViSOR (Dangerous Persons Database) содержит сведения о лицах, представляющих общественную опасностью .

Большую роль в улучшении работы полицейских сил играет вышеназванная Ассоциация начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO). В особенности её усилия заметны в области разработки стандартов полицейской деятельности, внедрения их в систему подготовки служащих полиции. Другое важное направление деятельности ACPO - разработка критериев эффективности работы полицейских органов. Здесь в последние годы произошло важное изменение - отказ от самооценки и признание главным критерием - оценки тех общин, которые обслуживают силы полиции .

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Формирование в полицейских органах Великобритании специальных подразделений по борьбе с организованной преступно-

стью - это ответ на вызовы современной криминологической ситуации. Целесообразно воссоздать такие подразделения в России, используя, в частности, организационный опыт зарубежных стран.

2. В подготовке полицейских кадров в России следует большее внимание уделить формированию информационно-аналитических навыков. Важно восполнить дефицит специалистов в области криминальной разведки, которые успешно работают в британских полицейских структурах.

1. The Serious Organised Crime Agency. - URL: http://www.soca.gov.uk (дата обращения:

2. The Ministry of Defence Police. - URL: http://www.mod.police.uk (дата обращения:

3. URL: The Royal Military Police // British Army Website (дата обращения: 17.04.2011).

4. What"s the Role of the Civil Nuclear Constabulary Where Do They Work? - Civil Nuclear Constabulary. - URL: http://www.Cnc.police.uk. 2009-03-25 (дата обращения: 17.04.2011).

5. Зеленая карта здесь понимается как предварительный документ, в котором намечены законодательные инициативы, первый шаг к изменению законодательства.

6. The National Policing Improvement Agency. -URL: http://www.npia.police.uk (дата обращения: 17.04. 2011).

7. Профессиональная этика английской полиции // Борьба с преступностью за рубежом. -М. : ВИНИТИ, 2010. - № 12. - С. 26-27.

Полиция Великобритании

В статье раскрывается деятельность полиции Великобритании. Приводится ряд документов, которые в разное время регулировали деятельность полиции.

Автор анализирует историю формирования и функционирования различных видов полицейских структур Великобритании. Всестороннему исследованию подвергаются современная структура полиции. Подчеркивается, что полиция выполняет как оперативно-розыскные, так и уголовно-процессуальные действия.

Организация и функционирование полиции в Велико­британии регулируется следующими законами: «О полиции» 1964 г., «О полиции Шотландии» 1967 г.; «О полиции и уго­ловно-правовом доказывании» 1984 г., «О полиции» 1996 г., «О полиции Северной Ирландии» 2000 г., «О реформе по­лиции» 2002 г., «О серьезной организованной преступности и полиции» 2005 г., «О реформе полиции и социальной от­ветственности» 2011 г. и др. Уголовно-процессуальная дея­тельность полиции регламентируется законом «Об уголовном судопроизводстве и публичном порядке».

В Великобритании существуют четыре типа полицейских структур.

Первый. Территориальные полицейские силы, сфера от­ветственности которых покрывает всю территорию. Эти обра­зования известны как «внутренние полицейские силы» (Home Office police forces) и руководствуются законами о полиции 1967, 1996, 2000 гг. и другими нормативными актами. Каждое территориальное подразделение возглавляет шеф-констебль (the Chief Constable) или комиссар (Commissioner). Каждое тер­риториальное подразделение покрывает одно или несколько графств (counties) в соответствии с реформой 1974 г. Они обе­спечивают безопасность в Англии и Уэльсе, исключая Большой Лондон. В приложении к Закону «О полиции» 1996 г. указаны 43 подразделения с зонами их ответственности. В настоящее время в этих полицейских органах насчитывается свыше 150 тыс. сотрудников.

С территориальными подразделениями полиции сотруд­ничают восемь антитеррористических подразделений (напри­мер, South East Counter Terrorism Unit).

Закон «О полиции Шотландии» 1967 г. установил восемь полицейских территориальных подразделений в этой части Великобритании. Полицейские Шотландии наделены больши­ми полномочиями. В их компетенцию включены также дела о национальной безопасности, терроризме, поджогах и не­законном обороте наркотиков. В настоящее время в полиции Шотландии служит около 20 000 полицейских.

Полиция Северной Ирландии была сформирована в 1922 г. после основания свободного Ирландского государства. Она была реформирована после Договора Святой пятницы. В настоящее время в полиции насчитывается свыше 8 000 со­трудников и действует она на основании Закона «О полиции Северной Ирландии» 2000 г.

Второй. Специальные полицейские силы, имеющие вне- территориальную юрисдикцию (например, антитеррористические подразделения и др.). Они действуют на основании закона 2005 г. и других законов общего характера.

Так, согласно Закону «О борьбе с терроризмом, преступ­ностью и безопасностью» 2001 г. транспортная полиция и военная полиция имеют компетенцию в отношении преступле­ний, перечисленных в данном нормативном акте.

Основополагающим актом для военной полиции является Закон «О полиции Министерства обороны» 1989 г. и Закон «Об армии» 1955 г. Военная полиция действует в системе Ми­нистерства обороны и насчитывает свыше 4 000 сотрудников. Они не являются «констеблями» и их полномочия ограничи­ваются деяниями, указанными в секциях 208А и 209 Закона «Об армии». Вместе с тем патрули военной полиции могут осу­ществлять полицейские функции на отдельных территориях.

Полиция ядерной безопасности относится к Министер­ству энергетики и изменениям климата. В ее компетенцию входит обеспечение ядерной безопасности Великобритании и некоторые вопросы экологии, однако ее ответственность не распространяется на территорию Северной Ирландии.

Национальное агентство по борьбе с преступностью было создано в 2013 г. для противодействия преступности высоких технологий и организованной преступности.

Шотландское агентство по борьбе с преступностью и нар­котиками действует на территории Шотландии на основании Закона «О полиции, публичном порядке и уголовной юсти­ции» 2006 г. и насчитывает около 300 сотрудников.

Третий образуют т.н. «неполицейские агентства» (non­police law enforcement agencies). К ним относятся: Служба здоровья и безопасности (Health and Safety Executive), Агент­ство по мореплаванию и рыболовству (Marine and Fisheries Agency), Шотландское агентство по защите рыболовства (Scottish Fisheries Protection Agency), т.н. МЧС Великобритании, некоторые иные ведомства.

Формально указанные структуры не являются органами полиции, но имеют ограниченные полицейские полномочия. Их сотрудники не являются полицейскими офицерами, од­нако могут пользоваться статусом, аналогичным статусу со­трудников органов правопорядка. Юридическим основанием для этого является закон 2000 г., регулирующий полномочия по расследованию. Сотрудники указанных ведомств вправе входить в офисы и производственные помещения, изымать до­кументы, разыскивать подозреваемых, проводить совместные операции территориальными и специальными полицейскими органами.

«Иные ведомства» представлены несколькими структура­ми.

Так, Служба по пожарам и чрезвычайным ситуациям име­ет 48 подразделений по всей Великобритании и занимается расследованием пожаров и нарушений правил безопасности, повлекших тяжкие последствия.

Служба по торговым стандартам, охране здоровья и пу­бличной защите (Trading Standards, Environmental Health and Public Protection) также может осуществлять некоторые пра­воохранительные функции.

Четвертый - «иные полицейские силы» (miscellaneous police forces). Данные структуры основаны и действуют на ста­ром законодательстве или общем праве. Они несут ответствен­ность за правопорядок в пределах специальных территорий (доки, порты, парки и т.п.) или в отношении отдельных видов деятельности (отдельные деяния по закону о безопасности на железных дорогах и транспорте 2003 г.).

Так, например, Туннельная полиция Мерси (the Mersey Tunnels Police) действует на основании законов о графстве Мер­сисайд 1980 г. и общего права (common law). Кембриджская университетская полиция руководствуется Законом «Об уни­верситетах» 1825 г.

Все полицейские формирования автономны, но имеют об­щие черты:

  1. Все они имеют команды офицеров, отвечающих за об­щую охрану правопорядка (патрулирование, непосредственное пресечение преступлений и др.).
  2. Органы на местах имеют сотрудника, ответственного за связь с населением и местными органами власти.
  3. Во всех структурах имеется департамент уголовных рас­следований (Criminal Investigation Departments), в состав кото­рого входят детективы.
  4. Все полицейские силы имеют специализированные под­разделения, связанные с различными аспектами полицейской деятельности (дорожное движение, пожары, вооруженная под­держка и др.). В столичной полиции, кроме того, функциони­руют специальные отделы наподобие Группы дипломатиче­ской защиты, Антитеррористической команды.

Правам полицейских в уголовном процессе посвящена часть IV Закона «Об уголовном судопроизводстве и публич­ном порядке» 1994 г.

Закон «О полиции и уголовно-процессуальном доказы­вании» 1984 г. предусматривает широкие полномочия по ро­зыску и задержанию лиц в случае «разумных подозрений» (reasonable suspicion). Так, констебль может войти и осущест­влять поиск в помещениях, занимаемых или находящихся под контролем подозреваемого, если он имеет разумные основания подозревать, что там находятся доказательства или разыскива­емое лицо.

Для личного осмотра констебль в штатском должен иден­тифицировать себя и показать свой значок. Им должны быть указаны: а) имя констебля и номер полицейского участка, в ко­тором он работает; б) фактические и правовые основания осмо­тра; в) доступность документа об осмотре в течение двенадцати месяцев по запросу.

В случае осмотра припаркованного автомобиля, находяще­гося без владельца, констебль оставляет уведомление об этом с указанием времени и произведенного действия, ФИО кон­стебля и наименование полицейского участка, в котором он работает; информации о том, что может быть предъявлен иск о возмещении причиненного ущерба; доступности протокола о произведенном действии по запросу.

Констебль может остановить любое транспортное средство в любое время на основании секции 163 Закона «О дорожном движении» 1988 г. и в пределах полномочий, предоставлен­ных секцией 4 Закона «О полиции и доказательствах по уго­ловным делам» 1984 г. Пода дороги проверка, как правило, разрешается только полицейским ранга суперинтенданта (superintendent) или выше.

Закон «О борьбе с терроризмом» 2000 г. предоставляет констеблям дополнительные полномочия, в частности, розы­ска, досмотра лиц и их задержания, обысков в помещениях, изъятия документов и др.

Задержанное лицо должно быть обыскано констеблем, от­ветственным за содержание задержанных (the Custody Officer). Личные вещи задержанного изымаются, если они: а) могут быть использованы для причинения вреда себе или третьим лицам; б) могут причинить материальный ущерб; в) могут быть использованы для побега; г) являются доказательствами по факту, в отношении которого осуществлен арест, или могут быть использованы в качестве доказательств по другому делу.

Большинство полицейских сил Соединенного королевства имеют стандартные ранги (с вариациями для полиции Боль­шого Лондона (Greater London"s Metropolitan Police Service) и полиции города Лондон (City of London Police)).

Система званий выглядит следующим образом: кон­стебль (Police Constable); сержант (Sergeant); инспектор (Inspector); главный инспектор (Chief Inspector); суперин­тендант (Superintendent); главный суперинтендант (Chief Superintendent); помощник главного констебля (Assistant Chief Constable) или коммандер (Commander) в полиции Лондона и полиции лондонского Сити; заместитель главного констебля (Deputy Chief Constable) или помощник комиссара (Assistant Commissioner) в полиции лондонского Сити и полиции Лондо­на; главный констебль (Chief Constable) или помощник комис­сара (Assistant Commissioner) в полиции Лондона; заместитель комиссара (Deputy Commissioner) - это звание есть только в полиции Лондона; комиссар (Commissioner) - это звание имеется только в полиции Лондона и лондонского Сити.

Согласно закону, констебль является низшим рангом в по­лицейской иерархии, однако все лица, имеющие этот ранг, обладают всеми полномочиями сотрудника полиции (секция 30 Закона «О полиции» 1996 г.). Вместе с тем в полиции Англии и Уэльса могут служить «специальные констебли», обладаю­щие более ограниченной юрисдикцией.

В Великобритании предъявляются следующие требования к кандидату на должность сотрудника полиции: а) гражданство Великобритании либо гражданство другой страны ЕС или гражданство Содружества либо гражданство третьего государ­ства, но с постоянным видом на жительство в Великобритании; б) отсутствие судимости либо серьезных административных проступков в прошлом; в) способность физически и психоло­гически выполнять обязанности полицейского.

В различных полицейских формированиях могут приме­няться дополнительные требования и ограничения, связанные с умением плавать, иметь водительские права, владеть спецтехникой и т.д. Полный перечень ограничений приведён в цирку­ляре Министра внутренних дел Великобритании о рекрутинге в органы полиции.

Разумеется в небольшой статье невозможно осветить все ос­новные аспекты деятельности полиции Великобритании, столь разнообразной по структуре и компетенции. Предполагается цикл статей по этой тематике... (продолжение следует )

23:18

Полицейские формирования в Англии и Уэльсе

Белка с о****ми

В Великобритании действуют 4 независимых друг от друга полицейских формирования:
- Территориальные формирования полиции (Territorial police forces), на которых лежит основной объем работы.
- Специальные формирования полиции (Special police forces), чья юрисдикция не зависит от территории, их полномочия распространяются на всю Великобританию. К таким подразделениям относятся, например, Британская транспортная полиция и Полиция по борьбе с организованной преступностью.
- Формирования, не имеющие отношения к полиции, чьи офицеры, однако, защищают закон.
- Формирования, основанные на старом законодательстве или обычном праве. Они контролируют определенную маленькую территорию (порты, парки) или мероприятие. До 2005 г. их часто называли «специальными подразделениями полиции». До 2003 г. к таким подразделениям относилась Британская транспортная полиция.


ПОЛИЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В Соединённом Королевстве не существует единой централизованной системы полиции, как в России. Знаменитый на весь мир Скотленд-Ярд часто используется как синоним полиции Великобритании, но в действительности это название носит Служба столичной полиции - Metropolitan Police Service. New Scotland Yard - это место расположения её центрального офиса, подобно тому как «Петровка, 38» - знаковый адрес московского полицейского главка. Причём в центре Лондона действует другое полицейское учреждение - City of London Police. Вообще в стране функционируют 52 полицейских формирования: 43 в Англии и Уэльсе, 8 в Шотландии и один в Северной Ирландии. Друг от друга они административно не зависят, но довольно тесно и продуктивно сотрудничают. Все они подчиняются Министерству внутренних дел Великобритании, которое организует их взаимодействие.

История свидетельствует об особенном отношении жителей Туманного Альбиона к своим правам и свободам. Столетиями здесь не было постоянной полицейской службы. В Лондоне поддержанием правопорядка и охраной имущества занимались сами горожане. Со временем появилось большое число частных охранников, «ловцов воров», сыщиков, которыми мог стать любой желающий. Однако серьёзной силы, способной вести борьбу с преступностью, не было. Главари банд, шантажисты и вымогатели имели огромную власть. В 1815 году преступники на три дня установили контроль над лондонским районом Вест-Энд. Они грабили и сжигали дома, в особенности жилища богатых дворян и даже министров. Против таких открытых выступлений власти использовали армию, которая действовала жёстко и очень эффективно. В XIX веке правительство стало всерьёз опасаться гражданских беспорядков и революций. В результате разгона политического митинга силами королевской кавалерии в 1819 году одиннадцать человек были убиты, сотни серьёзно ранены. Это событие вынудило власти учредить полицию несмотря на протесты со стороны населения. Руководителями столичной полиции стали подполковник Чарльз Роан и адвокат Ричард Мэйн. Эти комиссары в кратчайшие сроки (около трёх месяцев) разработали планы действий и рекрутировали необходимое количество людей. Опытный военный Роан стал разработчиком структуры полицейских сил, которая во многом сохранилась до настоящего времени. Для лондонской полиции был выделен комплекс зданий, расположенный на улице Большой Скотленд-Ярд. С 29 сентября 1829 года первые констебли полиции Лондона стали нести патрульно-постовую службу в городе. Полицейские были облачены в тёмно-синие куртки и брюки, чёрные шляпы. Специальное обмундирование должно было отличать их от солдат. Их единственным оружием была короткая дубинка, ещё лондонский полицейский имел специальную трещотку для вызова подмоги. Сегодня Служба столичной полиции включает в себя множество отделов. Территориальная полиция - 32 отряда по охране районов Лондона и отряд по охране аэропорта Хитроу. К территориальной полиции также относятся дорожная полиция, конная полиция, подразделение служебных собак, подразделение морской поддержки. Спецподразделение стрелков осуществляет огневую поддержку невооружённым сотрудникам полиции. Территориальная группа поддержки занимается обеспечением общественного порядка при проведении массовых мероприятий в Лондоне. В состав столичной полиции входят три специальных подразделения: по охране членов королевской семьи, дипломатов, министров и принадлежащих им объектов недвижимости; по борьбе с терроризмом; по обеспечению безопасности воздушных перелётов. Управление по борьбе с особыми преступлениями занимается раскрытием тяжких и особо тяжких преступлений. Информационное управление обеспечивает полицию Лондона необходимыми информационными базами, технологическими и коммуникационными средствами. Обучением кадровых полицейских и гражданского персонала полиции занимается Управление людскими ресурсами. Оно же осуществляет подбор необходимых кадров. Всего в столичной полиции трудятся около 32 тысяч человек. Несколько слов о должностях и званиях. В полицейских службах Соединённого Королевства для сотрудников предусмотрены следующие звания (по возрастанию): констебль (Constable), сержант (Sergeant), инспектор (Inspector), шеф-инспектор (Chief Inspector), суперинтедант (Superintendant), шеф-суперинтендант (Chief Superintendent). Руководителями полицейского формирования являются: помощник шефа-констебля (Assistant Chief Constable), заместитель шефа-констебля (Deputy Chief Constable), шеф-констебль (Chief Constable). Высшие звания в двух лондонских полицейских формированиях отличаются от других. Каждое из них возглавляет комиссар (Commissioner) со своим заместителем и помощником. Костебль - это не только одно из званий, но и общее определение лица, обладающего полицейскими полномочиями осуществлять процессуальные действия (арест, обыск и т.д.). Полицейские, входящие в состав отдела уголовных расследований (Criminal Investigation Departament), имеют приставку детектив (detective) перед своим званием. Эти сотрудники не носят форму, но работают в том же подразделении, что и обычные полицейские. Детективом становится человек, прошедший соответствующую специальную подготовку и сдавший все необходимые экзамены. Также детективами являются сотрудники специальных подразделений и некоторых других полицейских учреждений. Региональные полицейские структуры Англии и Уэльса, Шотландии и Ирландии в целом очень схожи. Они могут сильно отличаться только по размерам. Если, к примеру, в Англии и Уэльсе функционируют 43 полицейские службы, то на территории Северной Ирландии - всего одна. Есть и такие подразделения полиции, которые действуют на территории всего Соединённого Королевства. В апреле 2006 года появилось агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью. Британская транспортная полиция обеспечивает безопасность на железных дорогах и прилегающих к ним территориях. Она занимается охраной лондонского метро и некоторых других наземных рельсовых транспортных систем. Полицейские формирования в Великобритании имеют передовое техническое оснащение. Достижения в области прикладной криминалистики уже больше века прославляют Скотленд-Ярд на весь мир. Социальное положение полицейских в Великобритании находится на высоком уровне, а вот с финансовым обеспечением есть проблемы. В 2008 году стражи порядка даже вышли на митинг в центре Лондона с требованием индексировать их заработную плату в соответствии с инфляцией. В этом мероприятии приняло участие около 18 тысяч человек. Так или иначе, девиз современной лондонской полиции: «Работать сообща, чтобы сделать Лондон самой безопасной столицей в мире».

Развитие полиции Великобритании в период Нового времени можно разделить на два периода: 1) с 1640 г. по 30-е гг. XIX в., когда Великобритания не имела организованной полицейской системы; 2) с 30-х гг. XIX в. и до конца исследуемого периода, когда в 1829 г. был принят Закон о создании в Лондоне столичной полиции. Этот Закон положил начало организованной и централизованной в достаточно большом масштабе полиции, хотя и сохранил действие норм обычного права на местах в отношении констеблей. В первый период своего развития полиция была децентрализованной. Полицейские функции осуществлялись констеблями городов и сельских приходов, назначаемых местными судьями. Констебли, в свою очередь, назначали себе заместителей, которые должны были действовать вместе с ними в охране порядка. В некоторых городах, имевших привилегии на основе Вестминстерского статута 1285 г., помощь констеблям оказывали и стражники, назначавшиеся для охраны городских ворот. Созданные таким образом полицейские отряды действовали под контролем местных властей. В эпоху промышленного развития, особенно ускорившегося в конце XVIII - начале XIX в., страна оказалась перед необходимостью укрепления полицейских органов. Важным шагом в этом направлении явилось принятие ряда законов, направленных на создание централизованной полиции в Великобритании. Первым таким законом, положившим начало второму периоду в развитии полиции Великобритании, был Закон о создании полиции Большого Лондона (Скотланд-Ярда) 1829 г. Согласно этому закону, корона, т. е фактически правительство, назначала двух судей, получивших название «комиссаров». Последние подчинялись правительству и были обязаны организовать полицейский отряд из «достаточного числа здоровых и способных людей», с тем, чтобы заменить существовавшие в Лондоне различные полицейские учреждения. Несколько позднее, в 1856 г., был вновь принят Закон о столичной полиции, согласно которому вместо двух комиссаров назначался один. Этот комиссар являлся единоличным руководителем Лондонской полиции и подчинялся непосредственно министру внутренних дел Великобритании. Подобной реорганизации подверглась полиция и в других городах, прежде всего в наиболее крупных. Так, в 1835 г. был издан Закон о муниципальных корпорациях, которым были заложены основы современного местного управления в городах Англии и Уэльса. Но главная цель Закона заключалась в обеспечении городов эффективными полицейскими силами. При местных органах, согласно этому закону, создавались наблюдательные (сторожевые) комитеты для контроля над полицией, в ведении которых находились все полицейские чиновники. Наблюдательный комитет назначал констеблей, оплачивал, контролировал их службу, отстранял их от должности. Значительно позднее упорядочению подверглась полиция в сельской местности, где до 1888 г. не существовало избираемых органов. До этого времени на местах полицейские функции осуществлял констебль, полностью зависимый от мирового судьи. Последний направлял и контролировал работу констеблей в соответствии с нормами обычного права. По закону 1888 г. ответственность за полицейскую службу в графствах возлагалась на постоянный объединенный комитет, стоявший из равного числа судей и членов совета графства. Отдельно от английской полиции была полиция Шотландии . Реализация ее началась в некоторых городах еще до того, как это было сделано в Англии (например, в Глазго в 1800 г.). Эта поспешность в централизации полицейского управления в Шотландии объяснялась стремлением английского государства укрепить свое влияние в этом регионе, ослабив, в частности, зависимость полицейских органов от местных властей. Итак, в результате ряда реформ полиция Великобритании была в значительной мере централизована и система полицейских органов выглядела следующим образом: 1. Полиция Большого Лондона (Скотланд-Ярд), которая одновременно была своеобразным координационным центром для органов полиции других городов и графств. Она была подчинена непосредственно министерству внутренних дел Великобритании. 2. Полиция городов (в крупных городах главные констебли, в иных городах - констебли), подчиненная наблюдательному комитету. 3. Полиция графств в лице констеблей, подчиненных постоянному объединенному комитету при совете данного графства.

В 1929 году первые два лондонских полицейских комиссара заняли под свое бюро помещение, примыкавшее некогда к Уайтхолльскому дворцу. Позже Лондонская полиция заняла еще один комплекс зданий, в котором ранее останавливались члены шотландской королевской семьи при посещении лондонского двора. Отсюда и пошло название Скотланд-Ярд, ставшее впоследствии наименованием английской уголовной полиции.

Из-за своеобразного понимания свободы жителями Англии, ее столица столетиями не имела ни публичных обвинителей, ни постоянной полиции, а подержание порядка и охрана имущества считалась делом самих граждан. Постепенно, они взяли за привычку нанимать кого-либо вместо себя за соответствующую плату. Подбирали тех, кто подешевле – инвалидов, полуслепых, бродяг и даже воров. Появились профессиональные доносчики и так называемые «ловцы воров» - самозванные детективы, занимавшиеся этим ради наживы, из мести или просто из жажды приключений. Любой без всякого ограничения и контроля мог стать доносчиком или «ловцом воров». Это породило постепенное их перерождение в тех, за кем они должны были охотиться – шантажистов, вымогателей, провокаторов и пр. Против этого выступали многие мировые судьи, в том числе и мировой судья Вестминстера – Генри Филдинг. В результате его протестов и петиций ко двору ему в качестве эксперимента выделили средства из фонда секретной службы для оплаты дюжины сотрудников. В качестве униформы им были выданы жилетки красного цвета и пистолеты. Помещение суда Филдинга находилось на Bow street, поэтому сотрудников его ведомства вскоре стали называть bow street runners. Их также могли нанимать любые лондонцы, но цена такого найма существенно возросла за счет того, что часть ее шла в казну государства и составляла 1 гинею. Раннеры пользовались методами, схожими с теми, которые применяли французские полицейские того времени – переодевшись, посещали притоны, запоминали лица преступников с тем, чтобы впоследствии облегчить их опознание. Филдинг же начал вести реестр всех известных ему преступников, пополняя его путем налаживания связей с другими мировыми судьями, опубликовывал розыскные листы в газетах. Брат Филдинга, страдающий слепотой и глухотой, тем не менее успешно продолжил дело своего предшественника – предпринял попытку создания регулярных вооруженных конных патрулей, существенно пополнил картотеку преступников, но даже эти меры не помогали раннерам справляться с все увеличивающимся масштабом разгула преступности (например, в начале прошлого века в Лондоне около 30 тысяч человек жили исключительно за счет ограблений и краж). Ситуация стала настолько серьезной, что министр внутренних дел Роберт Пиль решил, наконец, вопреки враждебному отношению общественности к полиции, создать настоящую полицейскую службу.

7 декабря 1929 года 1000 полицейских в голубых фраках, черных брюках и черных цилиндрах приступили к исполнению своих обязанностей в том самом помещении, о котором я упомянул вначале. Цилиндры, которые носили первые полицейские, должны были показать народу, что их охраняют не армия, а гражданские лица. Их звали «бобби» (уменьшительное от Роберт). Чуть позже, 12 человек из них стали детективами, составив секретную полицию (стали одеваться в штатское). Несмотря на недоверие граждан, штат детективов вскоре удалось увеличить до 24 человек, чуть позже из них выделился отдел уголовного розыска (2 человека) – костяк современного Скотланд-Ярда. Было начато наблюдение за преступниками в тюрьмах – детективы запоминали их в лицо и участвовали в опознании по мере необходимости.

На протяжении почти 90 лет организация английской полиции и методы ее работы оставались без существенных изменений. Начало нашего века ознаменовало собой резкое увеличение применения новых средств расследования преступлений Скотланд-Ярдом, который вскоре даже обогнал по технической оснащенности аналогичные службы Европы и США. Так, в октябре 1910 года, Скотланд-Ярд успешно раскрыл дело Хоули Харви Криппена – врача, отравившего свою жену и скрывшего следы своего преступления путем профессионально проведенного расчленения тела, удаления с него всех признаков, позволявших бы впоследствии идентифицировать хотя бы даже пол жертвы. Применение в этом деле новейших методов гистологии ознаменовало собой внедрение в криминалистику науки судебной медицины. Тогда же медик Джон Спилсбери впервые в мире применил в ходе расследования преступлений микроскопию тканей для рубцовой идентификации в отношении застарелых телесных повреждений. Бурное развитие английской криминалистики в дальнейшем привело к таким достижениям в этой области, как например, разграничение случаев насильственного и ненасильственного утопления, анализ времени и обстоятельств смерти от огня по жировой эмболии тела, открытие судебной баллистики путем создания сравнительного микроскопа (каждое оружие оставляет на пуле свой неповторимый след, была создана самая крупная в то время коллекция оружия и боеприпасов).

Надо сказать, что долгое время токсикология, трасология и даже баллистика не могли выделиться из судебной медицины как в Англии, так и на континенте. Но в конечном итоге утвердилось мнение, что новые области требуют столь много забот, времени и внимания специалистов, что не могут быть освоены людьми, которые одновременно заняты научными исследованиями другого рода.

На сегодняшний день структура криминалистических учреждений в Великобритании выглядит следующим образом - (см. начало).

Под запись:

До 19 века в Англии не было ни государственного обвинения, ни официальной полиции. Это было обусловлено тем, что население острова крайне недоверчиво относилась к любым органам контроля правопорядка как к возможному ограничителю их прав и свобод, добытых таким трудом у короля.

7 декабря 1829 года в Лондоне была основана государственная полиция Скотланд-Ярд, в штате которой первоначально находилась 1000 полицейских, из них 12 детективов и 2 сыщика (отдел уголовного розыска). До начала 20 века работа этого учреждения была неэффективна, уровень преступности в Англии превышал французский в полтора-два раза. Ситуация радикально изменилась с введением в методику работы новейших средств исследования вещественных доказательств (была усовершенствована французская дактилоскопия, изобретена судебная баллистика). Сегодня в 24 из 39 графств Англии уровень преступности ниже среднеевропейского.

Соединенное Королевство

Общая информация

Обзор полицейской деятельности: В Соединенном Королевстве силы правопорядка в основном организованы на уровне административных округов. В Англии и Уэльсе они называются полицейскими силами Министерства внутренних дел (Home Office police forces). Всего в Соединенном Королевстве насчитывается 52 полицейских формирования: 43 в Англии и Уэльсе, 8 в Шотландии и 1 в Северной Ирландии.

Служба столичной полиции · ·Региональная полиция · · ·Ссылки

Служба столичной полиции

1. Общая информация 2. Функции и полномочия 3. Структура и организация 4. Данные о штате 5. Контроль и надзор

1. Общая информация Служба столичной полиции была образована в 1829 году. Это первое в мире формирование полиции в современном понимании этого слова. Служба столичной полиции – самая большая полицейская служба из числа действующих в Большом Лондоне, и охватывает территорию площадью 620 квадратных миль с населением 7,2 миллиона человек.

2. Функции и полномочия Миссия Службы столичной полиции выражается следующими словами: «Работать сообща, чтобы сделать Лондон самой безопасной столицей в мире».

Работа Службы столичной полиции строится на следующих семи принципах:

    обеспечивать присутствие полиции на каждом избирательном округе Лондона;

    бороться с терроризмом и укреплять безопасность;

    разоблачать действия криминальных сетей для снижения ущерба, который они наносят городу;

    обеспечивать безопасность транспортных сетей и Олимпийских игр, одновременно проявляя гибкость в работе с крупными происшествиями;

    обеспечивать сотрудников полиции, партнеров и население необходимой информацией в случае возникновения такой потребности;

    постоянно и максимально соответствовать видению полицейской службы обществом;

    улучшать качество обучения сотрудников в области лидерства.

3. Структура и организация В структуру Службы столичной полиции входят следующие отделы:

    Специальные операции – три подразделения, которые заняты борьбой с терроризмом, обеспечением безопасности воздушных перелетов, охране членов королевской семьи и дипломатов, а так же принадлежащих им строений, министров правительства и Вестминстерского дворца;

    Управление по борьбе с особыми преступлениями – особые силы, работающие во всех областях, связанных с тяжкими и особыми преступлениями;

    Информационное управление – обеспечивает снабжение Службы столичной полиции информацией, коммуникационными и технологическими средствами;

    Управление людскими ресурсами – отвечает за кадровую работу и организацию обучения полицейского и гражданского персонала;

    Территориальная полиция – местная полиция Лондона, состоящая из 32 отрядов по охране 32 правительственных районов Лондона (по одному отряду на каждый район) и одного отряда по охране аэропорта Хитроу. В состав Территориальной полиции также входят следующие отряды, действующие на всей территории британской столицы:

    Дорожная полиция;

    Подразделение служебных собак;

    Конная полиция – наблюдательное патрулирование и обеспечение общественного порядка;

    Подразделение морской поддержки;

    Центральное спецподразделение стрелков (CO19) – оказывает огневую поддержку невооруженным сотрудникам полиции;

    Территориальная группа поддержки – следит за порядком во время проведения массовых мероприятий в Лондоне.

С полным списком отделов и служб Вы можете ознакомиться на официальном сайте, адрес которого находиться в разделе Ссылки, расположенном в конце страницы.

4. Данные о штате В 2006 году количество сотрудников Службы столичной полиции равнялось 31 141; полицейский персонал – 13661; дорожные инспекторы – 414; офицеры по работе с населением – 2 106.

5. Контроль и надзор Ведомство Службы столичной полиции – независимый орган, образованный в 1999 году на основе Ведомственного закона Большого Лондона (The Greater London Authority Act), и начавший свою деятельность в июле 2000 года. 23 сотрудника Ведомства тщательно следят за работой Службы столичной полиции.

В случае получения жалобы на поведение полицейского или гражданского сотрудника со стороны любого члена общества или в случае выявления фактов нарушения закона или Кодекса поведения предусмотрено проведение соответствующего расследования. Разбирательством серьезных нарушений занимаются следующие органы:

    Антикоррупционная группа. Отвечает за рассмотрение заявлений о фактах коррупции и за организацию так называемых «упреждающих расследований»;

    Независимая комиссия по вопросам жалоб. Специальная организация, созданная в апреле 2004 года.

< Назад к началу

Служба столичной полиции · Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью ·Региональная полиция · Британская транспортная полиция · Система уголовного судопроизводства ·Ссылки

Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью

1. Общая информация 2. Функции и полномочия 3. Структура и организация 4. Контроль и надзор

1. Общая информация Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью было создано в апреле 2006 года для снижения воздействия особо опасных преступлений, совершаемых организованными преступными группами, на жителей Объединенного Королевства. Финансирование Агентства осуществляется Министерством внутренних дел, не смотря на то, что оно является операционно независимым от Министерства.

2. Функции и полномочия Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью объединяет функции Национального отдела по борьбе с преступностью, Национальной разведывательной службы, Ведомства доходов и таможенных пошлин Королевского двора (в расследовании незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим денежных доходов), а также некоторые функции Службы иммиграции Соединенного Королевства, связанные с организованной преступностью в области иммиграции.

Приоритетными направлениями деятельности Агентства по борьбе с особо опасной организованной преступностью являются:

    Повышение уровня осведомленности об особо опасной организованной преступности, о вреде, который она приносит и эффективности способов борьбы с нею;

    Увеличение доли возвращенных средств, полученных незаконным путем, и количества раскрытых уголовных дел;

    Повышение угрозы для деятельности особо опасных организованных криминальных групп в Соединенном Королевстве через отработанные следственные приемы и внедрение новых способов борьбы;

    Сотрудничество с партнерами в Соединенном Королевстве и за рубежом для усиления деятельности по снижению ущерба;

    Определение уровней высокоэффективной помощи партнерам Агентства по борьбе с особо опасной организованной преступностью и, в случае необходимости, получение взаимной поддержки.

3. Структура и организация Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью является вневедомственным общественным институтом, руководимым Правлением, большинство членов которого не участвуют в его повседневном управлении. Правление следит за исполнением Агентством своих уставных обязанностей и поручений Министра внутренних дел.

4. Контроль и надзор Глава Агентства по борьбе с особо опасной организованной преступностью (назначается Министром внутренних дел Великобритании) отвечает за выработку общих подходов и стратегии деятельности Агентства, за сотрудничество с министрами и правительством и совместно с неисполнительными директорами контролирует эффективность оперативной работы Агентства.

< Назад к началу

Служба столичной полиции · Агентство по борьбе с особо опасной организованной преступностью ·Региональная полиция · Британская транспортная полиция · Система уголовного судопроизводства ·Ссылки

Региональная полиция

1. Общая информация 2. Функции и полномочия 3. Структура и организация

1. Общая информация Каждый орган полиции в Великобритании отвечает за обеспечение эффективной полицейской деятельности на местном уровне в пределах соответствующих территорий.

2. Функции и полномочия Полицейская служба Соединенного Королевства состоит из оперативно независимых полицейских единиц (или иначе «управлений констеблей»), которые отвечают за решение разнообразных задач на местном уровне: от полицейской деятельности на местах до корпоративного развития; от ведения криминальной статистики до предотвращения бытового насилия; от борьбы с вымогательством до защиты прав человека; от организации работы дорожной полиции до проведения розыскных и спасательных мероприятий.

3. Структура и организация Не смотря на то, что структуры Региональной полиции Англии и Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии существуют отдельно друг от друга, принципы их формирования фактически одинаковы:

    Англия и Уэльс: 43 полицейских службы, которые могут существенно отличаться друг от друга по размеру. Для сравнения: полицейская служба Большого Манчестера, охватывая большие города и их предместья, насчитывает несколько тысяч сотрудников; в сельской местности численность сил полиции, как правило, не превышает 1 500-2 000 человек;

    Миссия Полицейской службы Северной Ирландии: «Сделать Северную Ирландию более безопасной для каждого через организацию профессиональной и прогрессивной полицейской деятельности». Является единственной полицейской службой на всей территории провинции.

    Структура и обязанности полиции Шотландии в целом повторяют те, что существуют в Англии и Уэльсе. Исключением является Шотландское агентство по борьбе с нелегальным оборотом наркотических средств, которое было создано в 2000 году для предотвращения и раскрытия особо опасных преступлений в организованной криминальной среде, и снижения ущерба на национальном и международном уровнях. В дополнение к этому, в Шотландии существует восемь отдельных полицейских формирований. Управляет и осуществляет постоянное руководство каждым формированием Главный констебль, который отчитывается перед полицейским органом власти, образованным из шотландских региональных советников. Государственный секретарь Шотландии выполняет ту же роль в отношении к полиции, что и Министр внутренних дел в Англии и Уэльсе. Шотландский полицейский отряд и Ведомство криминалистического учета располагаются в Глазго.


Как известно, в полиции Англии свое виденье на использование сотрудниками огнестрельного оружия. Всему миру известны лондонские бобби, которые являются одним из символов Лондона, да и всей Англии. Отсутствие оружия - пожалуй, одна из самых очевидных особенностей, которые отличают британского бобби от иностранных коллег. Для густонаселенной урбанизированной страны подобный статус британской полиции почти уникален. Полицейские большинства стран Европы, а также США, Канады и Австралии носят оружие при себе в рутинном порядке. Исключения составляют Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия и Норвегия (в которой оружие есть у полицейских в машинах, но не при себе).
Туристы и посетители Британии регулярно выражают изумление этим фактом: на полицейских, патрулирующих улицы нет кобуры. Но для большинства британцев – за исключением жителей Северной Ирландии – это нормальное и привычное положение дел. Тем не менее, когда происходят инциденты с нападениями или гибелью полицейских, то отсутствие оружия у представителей правоохранительных органов не всем кажется таким уж нормальным.
Однако руководство полицейских подразделений так комментирует существующую ситуацию: "Мы горячо верим в британский стиль работы полиции, при котором ее сотрудники не носят при себе оружия. К сожалению, мы видим на примере Америки и других стран, что наличие у полицейского пистолета совсем не означает, что его не застрелят".


Большинство самих полицейских согласны с этим мнением. Опрос 2006 года показал, что 82% из чуть более 47 тысяч респондентов из рядов правоохранительных органов не хотят, чтобы британские полицейские были в рабочем порядке вооружены. Британское общество в целом не так однозначно относится к этому вопросу. По результатам исследования социологов из центра ICM 47% британцев хотели бы, чтобы полицейские носили оружие, при 48% выступивших категорически против этого.


В Британии в целом уровень преступлений с применением огнестрельного оружия низок.
За 2010–2011 год в Англии и Уэльсе было зарегистрировано 388 случаев стрельбы, в результате которых погибли или серьезно пострадали люди. В Шотландии за тот же период произошло два случая с летальным исходом и 109 с нелетальным. И цифры из года в год уменьшаются.
Вдобавок к этому британские полицейские, их начальники, а также политики не хотят нарушать равновесие, поддерживаемое в правоохранительной системе уже 183 года.

Многие в стране считают, что если вооружить полицию, то самые главные принципы, лежащие в основе ее работы, будут автоматически нарушены. Речь идет в первую очередь о том, что основной долг полиции – перед гражданами, а не перед государством, как в других странах.

Кроме идеологических причин, препятствующих массово выдать оружие полицейским, охраняющим порядок на британских улицах, существуют и другие проблемы. Прежде всего это проблема обучения сотрудников.
Из-за урезания бюджета нет возможности снабдить достаточное число полицейских автомобилями, не говоря уже об обучении обращению с оружием. В настоящее время только малая часть полицейских имеют право при себе носить оружие. По данным министерства внутренних дел на 2014 год, в Англии и Уэльсе оно было у 6653 сотрудников правоохранительных органов - это 5% от общего числа.
Все они имеют звание не ниже сержанта (в полицейской иерархии это вторая ступень снизу), и даже когда получают огнестрельное оружие, обязаны обосновывать, зачем оно им нужно.
В каждом региональном подразделении полиции есть свое подразделение быстрого реагирования, которые имеют различную штатную структуру, название, вооружение и т.п., все это в большинстве своем зависит от бюджета полицейского управления. Самое известное из них, это SCO19 полиции Лондона.

Authorised Firearms Officers (AFO)(офицеры, допущенные к работе с огнестрельным оружием)

AFO является основным назначением британского полицейского, прошедшего подготовку по использованию огнестрельного оружия и получившего разрешение на дежурство с ним. Уровень подготовки варьируется в зависимости от должности и подразделения. Некоторые полицейские проходят только базовый курс подготовки огнестрельного оружия, это в основном оборонительные действия. Обычно обучение по этому профилю сосредоточено на использовании какой-либо модели самозарядного пистолета - обычно это Glock 17 . Это касается тех подразделений и сотрудников, которые вооружаются только пистолетами, например полицейские в летном отряде.

Существует две классификации инцидентов, к которым может быть привлечены сотрудники AFO:
- спонтанные (то есть вооруженные офицеры вызываются на место происшествия, как только оно произошло);
- санкционированные (то есть планированная операция).


офицеры, допущенные к работе с огнестрельным оружием, как правило проходят службу на должностях офицеров групп вооруженного реагирования (ARV), сотрудников групп быстрого реагирования (SFO), сотрудника по вопросам защиты (CPO), инструктора, а так же сотрудника по защите и тактической поддержке.

Armed Response Vehicles (группа вооруженного реагирования).
Armed Response Vehicles некий аналог нашей группы быстрого реагирования ППС. Сотрудники выезжают на спонтанные инциденты с огнестрельным оружием. Обычно они осуществляют мобильное патрулирование в форме на транспортных средствах, таких как BMW X5, готовые к развертыванию в случае необходимости. Как правило, они имеют при себе пистолет, а так же автоматическое оружие (такое как H & K MP5SF и H & K G36C), которые хранятся в автомобиле. Обучение данной категории сотрудников включает в себя продвинутое вождение, поиск и остановка подозрительных транспортных средств, блокирование транспортного средства или здания, рукопашный бой, курс первой медицинской помощи.

Specialised Firearms Officers (SFO) (группы быстрого реагирования).
Аналог американского SWAT. Сотрудники данных подразделений проводят заранее запланированные, контролируемые оперативными службами, санкционированные операции против преступников, в том числе подозреваемых в хранении огнестрельного оружия. Они используют тараны и другие специальные средства и инструменты для входа в здание. Допущены до использования свето-шумовых гранат и слезоточивого газа. Сотрудники данных подразделений имеют более высокий уровня подготовки, чем сотрудники ARV. Как правило, в SFO приходят сотрудники из подразделений Armed Response Vehicles.

Counter Terrorist Specialist Firearms Officers

Некоторые полицейские региональные управления имеют штате сотрудников, которые обучены для операций по борьбе с терроризмом (CTSFO). Например, в SCO19 полиции Лондона значительная часть команды имеет допуски CTSFO и специализируется на операциях по борьбе с терроризмом. Аналогичная ситуация например в полиции Манчестера (GMP) или SFO полиции Темзы. Различные полицейские подразделения CTSFO по всей стране образуют национальную сеть CTSFO, отвечая за силовые операции против терроризма на национальном уровне. Данные подразделения в случае террористической опасности могут перебрасываться в другие регионы страны. Так например в рамках операции «Операция Pegboard», которая проводилась после убийства британского солдата Ли Ригби в Лондон было развернуто CTSFOs из полиции Уэст-Мидлендс.


Некоторые офицеры полиции проходят курс снайперской подготовки. После обучения сотрудники числятся в специализированной стрелковой команде (группа стрелков / наблюдателей), которая осуществляет поддержку операций санкционированного характера. Они обучаются вести стрельбу из полицейской винтовки при различном освещении и погодных условиях на дистанции до 300 метров, в том числе и через стеклянные барьеры, если это необходимо. Но чаще всего данные сотрудники полиции осуществляют сбор разведывательной информации при проведении различных полицейских операций.