Новый закон об административном надзоре. Ошибки правоприменения при установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (Коваль Д.В.)

Как известно, не все отсидевшие в тюрьме граждане исправляются и признают свои ошибки. Большое количество бывших заключенных все еще остаются крайне асоциальными и даже опасными людьми. Именно поэтому в 2011 году был принят специальный нормативный акт - ФЗ-64 "Об административном надзоре за освобожденными из тюрьмы лицами". Представленный закон будет подробно рассмотрен в статье.

Общие положения ФЗ

В статье 1 представленного нормативного акта содержится информация об основных понятиях и терминах, которые могут применяться в последующих положениях закона. Первое и самое основное понятие, которое здесь стоит выделить, именуется административным надзором. Что это такое?

Закон представляет административный надзор как наблюдение за лицом, недавно освободившимся из Надзор осуществляют органы внутренних дел. Поднадзорное лицо - в отношении которого и проводится надзор. На поднадзорного часто возлагаются определенные административные ограничения. Это, согласно закону, ограничения отдельных свобод и прав лица, вернувшегося из тюрьмы.

Что является основной задачей ФЗ-64 "Об административном надзоре"? Статья 2 говорит о предупреждении совершения преступлений и правонарушений.

Для кого устанавливается административный надзор?

Статья 3 ФЗ-64 "Об административном надзоре" гласит, что суд может установить требование, в соответствии с которым надзор органами внутренних дел будет осуществляться в отношении следующих лиц:

  • совершивших повторное преступление;
  • совершивших преступление тяжкого или особо тяжкого характера;
  • совершивших умышленные преступления в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Лицо, имеющее непогашенную судимость либо постоянно нарушавшее порядок в местах тюремного заключения, должно попадать под особый административный надзор.

Об ограничениях и сроках

Как уже было сказано, поднадзорный гражданин несколько ограничивается в своих правах. Согласно ФЗ-64 "Об административном надзоре", это могут быть ограничения следующего характера:

  • запрет на пребывание в отдельных местах, список которых устанавливается судебной инстанцией;
  • запрет на посещение массовых мероприятий;
  • запрет на выезд за указанную судебной инстанцией территорию;
  • ограничение пребывания в тех или иных местах в определенные периоды суток.

Стоит также отметить, что суд обязан устанавливать следующие ограничения на поднадзорных лиц:

Суды или другие уполномоченные инстанции должны собирать сведения о поднадзорном гражданине. На основе собранной информации будет применяться решение о возможном снятии установленных ограничений. В отношении лица, отбывавшего наказание за преступление против половой свободы несовершеннолетнего и половой неприкосновенности, досрочно административный надзор прекращен быть не может.

Стоит также рассказать про срок, в течение которого может быть реализован административный надзор. Здесь все строго зависит от типа преступления, которое совершило лицо, вернувшееся из мест лишения свободы. Однако в соответствии со статьей 5 ФЗ-64 "Об административном надзоре" ограничения не могут функционировать менее одного года и не более трех лет для погашения судимости. Есть здесь и другой вариант, при котором из срока для погашения судимости вычитается продолжительность отбывания наказания.

Об установлении, прекращении, продлении и осуществлении надзора административного типа

В соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ "Об административном надзоре", надзор за вышедшими из тюрьмы лицами устанавливается судебной инстанцией по заявлению Продление срока надзора может также осуществляться судом. Основными причинами продления надзорного срока является, как несложно догадаться, совершение поднадзорным гражданином правонарушения.

Решение о прекращении административного надзора принимает суд в следующих случаях:

  • истечение надзорного срока;
  • снятие судимости с лица, в отношении которого осуществлялся надзор;
  • осуждение поднадзорного лица и направление его вновь в места лишения свободы;
  • в связи со смертью поднадзорного лица;
  • из-за применения обязательных медицинских мер в отношении поднадзорного лица.

В комментариях к ФЗ-64 "Об административном надзоре" с изменениями от 2017 года говорится о том, что надзор может быть прекращен в досрочном порядке, если поднадзорное лицо добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. А какими обязанностями обладает гражданин, в отношении которого осуществляется надзор? Об этом будет рассказано далее.

О правах и обязанностях поднадзорного гражданина

Лицо, в отношении которого осуществляется надзор, обязано исполнять все установленные судебной инстанцией предписания, а именно - проходить регистрацию в ОВД, уведомлять органы о смене места проживания, допускать сотрудников ОВД к себе домой и т.д.

ФЗ-64 "Об административном надзоре" с изменениями от 28 мая 2017 года закрепляет и основные права поднадзорного гражданина. Здесь стоит выделить:

  • обращение в суд с просьбой о досрочном прекращении надзора;
  • обжалование решений судебной инстанции;
  • обращение в ОВД с заявлениями о разрешении на выезд в краткосрочном порядке.

Какие поправки были внесены в ФЗ-64 в мае 2017 года? Здесь стоит выделить дополнение статьи 1 понятием "фактическое место жительства". То есть лицо, освобожденное из мест лишения свободы и не имеющее места жительства, избирает себе место фактического нахождения (территорию внутригородского района либо внутригородского муниципального образования).

Для защиты граждан и порядка российской законодательной системой предусмотрено введение административного надзора за лицами, отбывшими срок в местах лишения свободы. Государство обладает правом отслеживать действия бывших заключенных, если присутствует риск совершения ими новых злодеяний. Административный надзор проводится в наблюдательных, превентивных и воспитательных целях.

Ограничение подобного рода назначается не для всех лиц, отметившихся пребыванием в пенитенциарных учреждениях. Чаще всего надзор устанавливается за субъектами, которых, согласно действительному приговору, закон определяет как неблагонадежных и чрезвычайно опасных преступников, склонных к рецидивам. Как возможная мера по мониторингу действий бывшего арестанта, административный надзор устанавливается за ним после актуализации официального постановления или существующих обоснований от начальника пенитенциарного учреждения либо главы органа внутренних дел. Процесс регламентирует специально разработанный федеральный закон номер 64 .

Описание 64 ФЗ

Госдума приняла закон об административном надзоре 25.03.2011 г. Одобрение Совфедом РФ состоялось пятью днями позже, 20.03.2011 г. Последней корректировке закон был подвергнут 29.07.2017 г. Изменения вносились на основании N 252-ФЗ . Согласно главным положениям ФЗ о надзоре, четко регламентируются его ключевые аспекты. Сюда включен порядок наложения ограничения и цели, период по принятию ограничительных мер, остановка или процедура увеличения срока принудительного наблюдения и пр. По составу, Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» делится на четыре главы и тринадцать статей.

О банкротстве физических лиц подробнее

Для корректного оперирования терминами следует подробно изучить первую статью Главы под номером один , где приводятся базовые тезисы, благодаря которым можно получить более конкретизированное представление о сути закона. Административным надзором называется регулярная обсервация за вышедшим из мест заключения лицом, назначаемая для выполнения предписанных обязательств. Закон определяет лицо, за которым ведется наблюдение, поднадзорным. Это означает, что своими действиями индивид может представлять угрозу обществу. Поэтому его текущий статус должен быть постоянно известен представителям правоохранительных органов.

Вам будет интересно: ФЗ о тишине с последними изменениями 2018 года. подробности по ссылке:

Статья прописывает, что поднадзорному лицу требуется избрать себе место фактического нахождения. На этой территории за ним будет осуществляться непосредственное наблюдение законодательными органами. Самовольно покидать или менять эту территорию осужденный не имеет права. Статья вторая еще раз отмечает, что первостепенной целью внедрения административного надзора остается профилактика вторичных преступлений субъектами, подвергнутыми надзору. Постоянный контроль не может признаваться нарушением прав бывшего заключенного, так как права членов общества на защиту от государства в данном случае превалируют.

В других статьях Главы номер 1 оговаривается ряд наиболее существенных рестрикций, которым подвергаются поднадзорные лица, а именно:

  • Бывшему заключенному, который имеет статус поднадзорного, запрещается находиться и посещать определенные места, а также участвовать в массовых мероприятиях различного рода;
  • Запрещается покидание фактического жилища после установленного часа;
  • Также возбраняется самовольно покидать территорию, на которой расположено фактическое место, где проживает поднадзорный;
  • Принудительная явка каждые несколько месяцев (от одного до 4-х) в местный орган внутренних дел для того, чтобы официально там отметиться.

Глава особо выделяет, что упомянутые ограничения напрямую относятся к гражданам, совершившим сексуальные преступления против несовершеннолетних граждан, судимость за которые остается непогашенной или неснятой.

Согласно статье пятой Главы номер один , срок административного наблюдения определяется в прямой зависимости от характера совершенного лицом преступления. Весомое значение придается статусу судимости (снята, погашена и пр.). Также играет свою роль наличие у поднадзорного лица диагностированного обоснования медицинского рода для применения административного надзора. К примеру, это психические нарушения, которыми страдает осужденный, если при этом он представляет опасность для общества.

Если наблюдение было введено как добавочная карательная мера или оно заменяет наказание за часть срока, то продолжительность административного надзора будет исчисляться днем, с которого стартовал отсчет наказания, отбываемого правонарушителем. Если поднадзорный нарушает условия пребывания под наблюдением (перестает проходить обязательную регистрацию, пускается в бега и пр.), срок надзора на время приостанавливается для разъяснения дальнейших действий по отношению к индивиду.

Суть других глав ФЗ о надзоре короткой строкой:

  • Номер 2 – порядок регламента при установлении, продлении и прекращении административного надзора;
  • Номер 3 – здесь подробно указываются права и обязанности лица, признанного поднадзорным. Выделены правомочия правоохранительных органов при реализации наблюдения;
  • Номер 4 – оформлено вступление 64 ФЗ в силу.

Какие были внесены изменения?

Новая редакция закона появилась в июле 2017-го (29.07.2017 г.) после подписания указа президентом В. В. Путиным. Принятие закона Госдумой и одобрение его Советом Федерации состоялось в мае того же года (17.05.2017 г. и 24.05.2017 г. соответственно). Основные поправки затронули статью 3 первой главы 64 ФЗ . В частности, была дополнена фраза о применении обязательного административного надзора над лицом, достигшим совершеннолетия, совершившим тяжкое или рецидивное преступление. Распространяется пункт четвертый, где упоминается учинение «двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК Российской Федерации».

Как важный пункт ФЗ под номером 64, в ст. третьей приводится подробное описание лиц, подвергающихся административному надзору. Текущая редакция оформляет ограничительную меру для лиц, совершивших незаконные деяния повторно при отягчающих факторах и преступления на почве ненависти. В данный перечень также входят расовая, национальная, религиозная вражда и пр. В п.2.1 прописана обязательность внедрения административного надзора над индивидом в совершеннолетнем возрасте, которое совершило опасное деяние сексуального характера над несовершеннолетним (в возрасте до 14 лет). Оговаривается признание условной вменяемости для преступника, если у последнего выявлена сексуальная девиация (педофилия).

Отдельно упоминается, что надзор применяется к:

  1. Лицам, неоднократно и умышленно нарушавшим установленный порядок в пенитенциарном учреждении на этапе отбытия, назначенного судом, наказания;
  2. Лицам, учинившим за год от двух и более деяний, противоречащих правовым требованиям и признанных административными, при существующей непогашенной/неснятой судимости.

Свобода является безусловным правом, гарантируемым конституцией. Но и безопасность в общественной сфере – один из приоритетов государственной деятельности. Защита каждого члена социума является критически важным фактором для поддержания здоровой социальной среды и позитивного настроя в целом. Цели 64 ФЗ – это регулирование правил по профилактике совершения повторных преступлений лицами, у которых имеется судимость. Ознакомление с текстом закона о надзоре поможет гражданину чувствовать себя более уверенно, будучи юридически подкованным в его наиболее существенных аспектах.

Скачать Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в полной версии вы можете .

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105 , пунктом "е" части второй статьи 111 , пунктом "з" части второй статьи 117 , частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), - 205.5, , , , , , - , - 282.3, , , , и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

2.1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9 , и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ

    Решение № 2А-603/2018 2А-603/2018~М-562/2018 М-562/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-603/2018

    Шолоховский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    1 Кодекса РФ об АП; - постановление об административном правонарушении от 15.03.2018г. по ст. 20.21 Кодекса РФ об АП. Руководствуясь п.2 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением просит рассмотреть вопрос об...

    Решение № 2А-552/2018 2А-552/2018~М-499/2018 М-499/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-552/2018

    Решение № 2А-553/2018 2А-553/2018~М-500/2018 М-500/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-553/2018

    Коряжемский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    В судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела об установлении в отношении него административного надзора в его отсутствие. Руководствуясь положениями частей 1, 3 , 4 и 5 статьи 272 и ст. 84 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Тимофеева В.А., извещенного о месте и времени...

    Решение № 2А-546/2018 2А-546/2018~М-497/2018 М-497/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-546/2018

    Коряжемский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом. В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ «Об административном надзоре» (в редакции ФЗ от 29 июля 2017 года № 252-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в...

    Решение № 2А-1916/2018 2А-1916/2018~М-1808/2018 М-1808/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1916/2018

    Решение № 2А-1918/2018 2А-1918/2018~М-1812/2018 М-1812/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1918/2018

    Металлургический районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    В месяц. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзор» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения...

    Решение № 2А-1917/2018 2А-1917/2018~М-1810/2018 М-1810/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1917/2018

    Металлургический районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    В период с 22:00 часов до 06:00 часов, обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 3 раза в месяц, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях. В судебном заседании административный истец - представитель ФКУ ИК-2 ГУФСИН России...

    Решение № 2А-1883/2018 2А-1883/2018~М-1855/2018 М-1855/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-1883/2018

    Щекинский районный суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Ст. 157 УК РФ к лишению свободы сроком на 5 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбывания наказания с 3 апреля 2018 года. Конец срока 2 сентября 2018 года. В обоснование своего заявления административный истец указал, что решением от 19 октября 2017 года, вступившим в...

    Решение № 2А-1563/2018 2А-1563/2018~М-1281/2018 М-1281/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-1563/2018

    Сарапульский городской суд (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные

    Административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту ФЗ «Об административном надзоре»), административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или...

    Решение № 2А-2509/2018 2А-2509/2018~М-2761/2018 М-2761/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-2509/2018

    Ленинский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) - Гражданские и административные

    Надзор, судимо приговором суда от 15.06.1999 года в том числе за совершение преступления, предусмотренного ст. 317 Уголовного Кодекса РФ, что в силу п. 3 ч.2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре» от 06.04.2011 является основанием для установления ему административного надзора. Просил рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в...

Здравствуйте, Ирина!

Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор
1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре
1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
2. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
3. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
4. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

Статья 5. Срок административного надзора
1. Административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:
1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:
1) объявления поднадзорного лица в розыск;
2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
3) заключения поднадзорного лица под стражу.
6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

В целях защиты общественных интересов, правительство решило установить особый контроль за лицами определенных категорий. Для того, чтобы можно было предупредить о возможном рецидиве общеадминистративных правонарушений, был разработан Федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Настоящий ФЗ об установлении административного надзора был принят Госдумой 25 марта 2011 года и одобрен Советом Федерации 30 марта того же года. Законодательный акт регулирует все аспекты общеадминистративного контроля за лицами, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, после их освобождения.

Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит 4 главы:

Глава 1 (статьи 1-5). Общие положения закона. Содержит следующую информацию:

  • основные понятия закона;
  • главные задачи административного надзора;
  • перечень лиц, в отношении которых может быть установлен соответствующий контроль;
  • общеадминистративные ограничения;
  • срок административного контроля.

Глава 2 (ст 6-9). Введение, продление, прекращение и исполнение административного контроля. Данная глава устанавливает:

  • процедуру введения, продления, прекращения и исполнения административного надзора;
  • условия продления соответствующего контроля;
  • исполнение данного надзора;
  • прекращение общеадминистративного надзора.

Глава 3 (ст 10-12). Права и обязанности надзорного лица. Полномочия служб внутренних дел при осуществлении административного контроля. Регулирует следующие отношения:

  • права надзорного лица;
  • обязанности надзорного лица;
  • права служб внутренних дел при исполнении административного контроля;

Глава 4 (ст 13). Заключительные положения закона. Вступление Федерального закона в правовую силу.

Федеральный закон номер 64 был разработан не так давно, в связи с этим, в мае 2017 года было принято решение ввести некоторые изменения и дополнения, с которыми подробно можно будет ознакомиться в следующем подзаголовке.

Последние изменения

Все правила и нормы относительно осуществления административного надзора прописаны в настоящем нормативно-правовом акте. Закон строго устанавливает порядок и структуру произведения контроля. С помощью данного документа государство может курировать и контролировать защиту национальных и общественных интересов.

Были введены следующие изменения:

Статья 1

Если совершеннолетний гражданин отбывал наказание за совершение особо опасного рецидива преступления или же за половую неприкосновенность, то после освобождения из мест лишения свободы, судом будет установлен особенный административный надзор.

А также 4 пункт закона №64-ФЗ дополнить следующим содержанием: «местоположение теперешнего нахождения, которое избирается непосредственным гражданином — территория внутригородского образования города федерационного значения. Также к соответствующей категории можно отнести и участки муниципального или сельского селения».

Статья 3

Часть 2 ст 3 изложить в следующей редакции: «Административный контроль имеет право не снимать судимость за:

  • нарушение половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетнего лица;
  • свершение преступления при опасном или особо опасном повторении правонарушения;
  • совершение тяжкого или особо тяжкого правонарушения;
  • преступление в период нахождения под общеадминистративным контролем.

Статья 4

В 5 пункте 1 части слова «или пребывания» заменить на «, пребывания или теперешнего нахождения».

Статья 5

Согласно новой редакции закона был дополнен 4 пункт 5 части следующим текстом: «…осуждения надзорного лица, который был указан во 2 части статьи 3 ФЗ о надзоре, к лишению свободы за свершение им в период нахождения под административным надзором правонарушения и направления его к месту отбывания наказания».

Статья 9

Дополнить 6 пункт части 1 следующим содержанием: «завершение применения принудительных мер медицинского характера в отношении надзорного лица, если имеющая у него судимость погашена или снята».

Статья 11

В части 1 пунктах 4, 5, 6 настоящего Федерального закона слова «или пребывания» заменить словами «, пребывания или теперешнего нахождения».

Скачать 64 ФЗ об административном надзоре с изменениями

Законодатель определяет только само понятие, а все особенности и нормы исполнения закона раскрываются в настоящем законодательном акте. Именно данный правовой документ определяет четкий перечень граждан, по отношению к которым может быть применен общеадминистративный надзор, а также определяет инстанции национального типа, имеющие право исполнять соответствующий контроль. Следует отметить, что действовать надзорные инстанции имеют право только по решению судебного учреждения.

Скачать Федеральный закон №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» .