Не пускают военного в отпуск по графику. К вопросу о реализации права военнослужащего на своевременно неиспользованный отпуск

Хотя гражданский разум может ущемлять гражданские права,
однако естественные права он (ущемлять) не может

Гай, римский юрист, II век н. э.

Свобода личности в государстве невозможна без свободного труда, а свободный труд невозможен без права на отдых - естественного права и естественной потребности трудящегося человека.

Конституция Российской Федерации (ч. 5 ст. 37) закрепляет право каждого на отдых, однако указывает на предоставление права на оплачиваемый отпуск только лицам, работающим по трудовому договору. Видимо, поэтому авторы комментариев к Конституции Российской Федерации поясняют реализацию этого права на статьях Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) применительно для работников, оставляя в стороне реализацию этого права для военнослужащих. Так, например, во многих комментариях к Конституции Российской Федерации авторы указывают, что только заключив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых*(1).

Ниже попробуем осветить некоторые вопросы предоставления основного (ежегодного) отпуска военнослужащим.

Целью отдыха военнослужащих являются охрана и укрепление их здоровья, создание условий службы, ограничивающих воздействие опасных факторов военной службы, способных причинить вред как военнослужащему, так и окружающей среде.

Отдых для военнослужащего - необходимое средство сохранения жизни и здоровья в интересах военной службы*(2).

При этом, Н.А. Новиков под субъективным правом на отдых военнослужащих понимает материально обусловленную, реально существующую, гарантированную государством, закрепленную Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами возможность лица обладать и пользоваться всеми предусмотренными благами в сфере отдыха, а также возможность определять меру своего поведения при выборе объема, формы и вида реализации данного права и требовать от государства защиты в случае его нарушения*(3).

Несмотря на важность института права военнослужащих на отдых, практическая реализация этого права часто встречает затруднения. По опыту автора в жизни имеют место случаи непредоставления военнослужащим основного отпуска либо предоставления основного отпуска в неполном объеме.

Обычно в таких случаях указанный военнослужащий рассчитывает уйти в отпуск за прошлый год (или годы) позже, но это ему также не всегда удается. Такое положение негативно сказывается на качестве выполнения военнослужащим служебных обязанностей, вызывает споры, в том числе и судебные, напряженность в воинских коллективах, чувство неудовлетворенности своей службой, а также физическую и моральную усталость военнослужащих, которые не в полной мере реализуют свое право на отдых.

Поводом для написания настоящей статьи послужила правовая неопределенность в данном вопросе и складывающаяся судебная практика, с которой автор не согласен.
Так, например, 11 января 2008 г. гарнизонный военный суд своим решением отказал подполковнику запаса Г. в удовлетворении его требования о возложении на командира воинской части обязанности по предоставлению части неиспользованных основных отпусков за 2003, 2004, 2005 и 2006 гг. в связи с пропуском им без уважительной причины предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока обращения с заявлением в суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в своем определении от 14 февраля 2008 г. N КГ-194 указала следующее:
"…По смыслу пп. 1.11 и 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы*(4) время предоставления основных отпусков Г. за 2003, 2004, 2005 и 2006 годы ограничено первыми кварталами соответственно 2004, 2005, 2006 и 2007 годов, а его предоставление - наличием причин, предусмотренных Положением.

В соответствии со ст. 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, о том, что командир воинской части не предоставил ему основного отпуска за 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, Г. стало известно в момент окончания первого квартала 2004, 2005, 2006 и 2007 года. С заявлением же об оспаривании этих действий заявитель обратился в суд лишь 23 ноября 2007 года. Каких-либо данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением об оспаривании вышеприведенных действий командования, Г. не представлено".

В итоге решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении требований Г. о предоставлении ему части неиспользованных отпусков судом второй инстанции оставлено без изменения.

Подобная же судебная практика складывается и в других судах. Так, в кассационном определении Дальневосточного окружного военного суда от 3 июня 2004 г. по делу И. указано:
"Суд первой инстанции пришел к неверному выводу, что законодательство не содержит ограничений для использования военнослужащими права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Применительно к данному делу такие ограничения установлены к срокам использования отпуска.

Часть 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право на оплачиваемый отпуск каждый год. Об этом же указывается и в ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В п. 11 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы также говорится о предоставлении военнослужащим отпусков в течение года.
В исключительных случаях, согласно п. 14 ст. 29 того же Положения, допускается возможность предоставления военнослужащим отпусков за истекший год в первом квартале следующего года.

Возможность предоставления отпуска военнослужащим в еще более поздние сроки законодательством не предусмотрена".
Схожую правовую позицию можно обнаружить в Обзоре кассационно-надзорной практики военных судов ЛенВО по гражданским делам за второе полугодие 2002 г.*(5), где указано, что предоставление всех видов отпусков ограничено первым кварталом следующего года.
Теперь проанализируем нормативные акты по данному вопросу.
Согласно ст. 24 Всеобщей декларации прав человека*(6) каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на оплачиваемый периодический отпуск . Нормы указанной Декларации носят рекомендательный характер для государств, но на ее основе был принят ряд международных договоров, в том числе и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах*(7), п. "d" ст. 7 которого также гарантируется право каждого на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск. Это право подтверждено также и в Конвенции Международной организации труда N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках (Женева, 24 июня 1936 г.), ратифицированной СССР 10 августа 1956 г. Закрепление права на отдых в международных актах свидетельствует о том, что оно относится к естественным и неотъемлемым правам человека.

Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 17 дает одну из фундаментальных характеристик признания и гарантирования основных прав и свобод граждан в качестве конституционных: основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В данном случае выделяется категория основных прав и свобод человека, т.е. таких социальных возможностей личности, без которых невозможны существование и достойная жизнь человека. Поэтому к числу основных прав и свобод человека могут быть отнесены не только права на жизнь, на неприкосновенность, на свободу убеждений, но и такие, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу всех видов творчества и преподавания, что связано как с защитной функцией государства, так и с его социальной политикой и практикой, вытекающими из правового и социального характера демократического государства. Человек не может быть лишен основных, фундаментальных прав и свобод в зависимости от воли государства. Здесь приоритет принадлежит самим основным правам и свободам человека, а не воле государства*(8).

Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 37 провозглашает право каждого на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

ТК РФ в ст. 107 определяет отпуск как один из видов времени отдыха. В свою очередь, время отдыха определяется ТК РФ как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106).

Право на труд реализуется военнослужащим посредством прохождения военной службы (ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Автор согласен с мнением доктора юридических наук В.М. Корякина о том, что указанные положения трудового законодательства в полной мере распространяются на военнослужащих, с учетом ряда особенностей, обусловленных их статусом. Реализация конституционного права военнослужащих на отдых является одной из важных задач государственной военно-социальной политики*(9).
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно, т.е. именно в календарном году, предоставляется основной отпуск.

Более подробно регламентирует порядок предоставления основного отпуска ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы. Во-первых, она уточняет, что отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части (п. 1). Во-вторых, согласно п. 11 упомянутой статьи отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков. В-третьих, в случае когда основной отпуск за истекший год не был предоставлен военнослужащему в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно (п. 14). В-четвертых, отпуска, не использованные военнослужащим в период его пребывания за границей, предоставляются ему в течение года после возвращения в Российскую Федерацию (п. 15). И в-пятых, предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности (п. 16).

В соответствии со ст.ст. 94 и 97 УВС ВС РФ в каждой воинской части начальником штаба разрабатывается, а командиром воинской части утверждается график отпусков военнослужащих.

В гл. 6 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации*(10) "Порядок предоставления военнослужащим отдельных видов отпусков и учета служебного времени и времени отдыха" о сроках предоставления основного отпуска ничего не говорится.

Таким образом, нормативным актом, наиболее подробно регламентирующим порядок предоставления основного отпуска военнослужащему, является Положение о порядке прохождения военной службы (ст. 29). Как видно, по общему правилу основной отпуск за соответствующий год должен быть предоставлен военнослужащему в этом календарном году (ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих") либо в первом квартале будущего года (ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы), как правило, согласно графику отпусков.

Однако это правило соблюдается далеко не всегда. Причины здесь могут быть самые различные - замещение отсутствующего начальника или подготовка к учениям, отсутствие билетов к месту проведения отпуска или необходимость несения службы в нарядах и т.д. Кроме того, в отличие от норм ТК РФ, согласно которым график отпусков является обязательным как для работника, так и для работодателя (ст. 123 ТК Российской Федерации), положения военного законодательства такой нормы не содержат*(11). Соответственно даже при наличии утвержденного графика отпусков командир воинской части вправе внести в него изменения и не издать приказ об убытии военнослужащего в отпуск согласно утвержденному им же ранее графику. Предполагается, что в этом случае отпуск будет предоставлен военнослужащему позже.

Ни в одном из приведенных выше нормативных правовых актов не сказано про рапорт военнослужащего о предоставлении ему отпуска. Следовательно, этот служебный документ не является обязательным, его наличие или отсутствие не влияет на обязанность командования предоставить отпуск подчиненному. И в конечном счете право на отдых военнослужащего не носит заявительного характера.
В любом случае в практике имеют место случаи непредоставления либо неполного предоставления военнослужащему основного отпуска ни в календарном году, ни в первом квартале следующего года.
В описанной ситуации возникает вопрос о возможности и законности предоставления неиспользованного военнослужащим основного отпуска или его части в будущем. Или за пределами первого квартала следующего за календарным года неиспользованный отпуск (или его часть) военнослужащему "прощается"?

Для ответа на вопрос о возможности предоставления основного отпуска позже первого квартала следующего года необходимо проанализировать ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы на предмет выявления в данных нормативных актах запрета на такое предоставление.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В механизме реализации норм законодательства важную роль играет их толкование, обеспечивающее правильное воплощение заложенных в них принципов и норм в общественную практику. Деятельность всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан должна соответствовать законодательству Российской Федерации. Поэтому при разработке правового акта он должен быть проверен на соответствие нормативным актам более высокого уровня, а также правилам русского языка, а формулировка излагаемых в нем положений, в том числе об ограничениях прав человека и гражданина, должна быть ясной и однозначной.

Буквальное толкование ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, по мнению автора, позволяет сделать вывод о том, что запрета на реализацию своевременно не предоставленного права на отпуск в нем не содержится. Нет в законодательстве норм, например, указывающих: "Основной отпуск может быть предоставлен военнослужащему только в календарном году или в первом квартале следующего года" или "Военнослужащий, не использовавший основной отпуск в календарном году и в первом квартале следующего года, в дальнейшем теряет право на его использование".

Статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы и не может содержать правовых норм об ограничении конституционного права на отдых уже потому, что данный нормативный акт является подзаконным, утвержденным Указом Президента Российской Федерации. А согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. даже законом можно запретить только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан или противоречат основам конституционного строя. Кроме того, автор считает, что лишение военнослужащего права на отпуск или его части не может положительно влиять на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, обороноспособности и безопасности государства.

Как пояснил представитель Президента Российской Федерации полковник юстиции А.Н. Дроздов при рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации заявления об обжаловании п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы 19 марта 2008 г.*(12), указанный пункт Положения издан в целях социальной защиты военнослужащих и устанавливает временные рамки для принятия решения командиром части по предоставлению отпуска военнослужащему по окончании оснований невозможности предоставления отпуска в текущем году.

С этими доводами согласилась Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, указав, что п. 14 ст. 29 указанного Положения предоставляет военнослужащему дополнительное время (первый квартал следующего года) на использование ежегодного отпуска и никоим образом не ограничивает его право на использование основного и (или) дополнительного отпуска. Более того, данная норма предполагает обязанность командира предоставить отпуск за истекший год военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в первом квартале следующего года.

Конституционный Суд Российской Федерации также счел п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы направленным на защиту конституционного права военнослужащих на отдых и не нарушающим прав военнослужащих*(13).
В другом деле, рассмотренном Конституционным Судом Российской Федерации, Суд указал следующее:

"В определении судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда, принятом по делу заявителя, указано, что он утратил право на использование дополнительных суток отдыха, поскольку не реализовал это право в течение тех лет, когда оно у него возникло, а не потому, что законодательство ограничивает возможность присоединения дополнительных суток отдыха к основному отпуску… Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных в связи со спором о предоставлении заявителю дополнительных суток отдыха, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится"*(14).

Обратим внимание на важную мысль, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 г., о том, что предоставление подчиненному отпуска - это обязанность командира. По мнению автора, командир обязан предоставить подчиненному отпуск в силу закона, даже если тот и не пишет соответствующий рапорт о его предоставлении.

Основной отпуск военнослужащему предоставляется на основании приказа командира воинской части, без обязательного для исполнения приказа отпуск не предоставляется. Военнослужащий сам не вправе убыть в отпуск, даже если согласно утвержденному графику время отпуска уже наступило*(15).

Что же произойдет, если эту обязанность командир не выполнит, т.е. не издаст приказ об убытии военнослужащего в основной отпуск ни в календарном году, ни в первом квартале следующего года?

Налицо нарушение прав военнослужащего на отдых. И какими бы уважительными причинами ни руководствовался командир воинской части, не отпуская подчиненного в отпуск, это не является основанием для нарушения прав военнослужащего. В описанной ситуации суд, скорее всего, вынесет решение об удовлетворении требований военнослужащего, действия (бездействие) командира будут признаны незаконными и суд обяжет его предоставить военнослужащему отпуск за прошлый год.

Однако такое положение будет лишь в случае оспаривания действий (бездействия) командира о непредоставлении отпуска либо его части только во втором квартале следующего года. При подаче заявления в суд позже шанс проиграть суд у военнослужащего резко увеличивается. Попробуем разобраться почему.

Порядок гражданского судопроизводства в военных судах определяется в основном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Следует учитывать также и статус ГПК РФ в области регулирования им процессуальных отношений: он является "первым среди равных", имеет в этих вопросах приоритет перед другими федеральными законами (ч. 1 ст. 1 ГПК РФ, ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

Производство в суде первой инстанции разделяется на приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, и особое производство (разд. 2 ГПК РФ). Но в большинстве случаев все дела, где имеется спор между сторонами, рассматриваются по правилам либо искового производства, либо производства по делам, возникающим из публичных отношений.

Заявление военнослужащего предъявляется в суд по общим правилам искового производства, но с важными особенностями, отражающими специфику защиты прав и свобод, связанных с военной службой.

Проблемам разграничения видов производств в суде первой инстанции уделялось много внимания в Обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2003 г., подготовленном Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Следует отметить, что, несмотря на то, что трактовка Военной коллегией различий в видах производств была неоднозначной, в последние годы в целом сложилось понимание того, что споры между военнослужащим и органами военного управления следует рассматривать по правилам гл. 23, 24 и 25 ГПК РФ, т.е. по правилам производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, несмотря на то, каков объект конкретного спора*(16).
Отнесение судебных споров с участием военнослужащих и их начальников к публично-правовым происходит из-за наличия между сторонами отношений власти - подчинения. Именно этим отличаются споры в военно-правовой сфере от споров в исковом производстве, которые возникают из частноправовых отношений.

Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека в 1999 г. и имплементированным затем в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2000 г. N 9, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера. Однако впоследствии Европейский суд по правам человека в постановлении от 7 июня 2007 г. по делу "Довгучиц против Российской Федерации" (Dovguchits v Russia) (2999/03) изменил существующую практику, указав примерно следующее.

Спорами о гражданских правах не являются заявления в суд государственных служащих (и военнослужащих в том числе) при выполнении двух условий. Во-первых, государство в своем внутреннем праве должно специально исключить доступ к суду должностей или категорий рассматриваемого персонала (военнослужащих). Во-вторых, исключение должно быть оправдано объективными основаниями государственного интереса. Тот факт, что заявитель относится к военнослужащим, не является решающим сам по себе.

При таких обстоятельствах, полагает Ф.А. Зайцев, требования военнослужащих, связанные с вопросами выплаты денежного довольствия и иных выплат, подпадают под действие ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(17) и тем самым являются спорами о гражданских правах. Исходя из вышесказанного, требования военнослужащих о взыскании денежного довольствия и иных выплат должны рассматриваться судами в порядке искового производства*(18).

Продолжая высказанную мысль, можно утверждать, что в порядке искового производства должны рассматриваться не только требования военнослужащих материального характера, но и требования о защите нематериальных благ (в том числе права на отдых). В подтверждение данной правовой позиции можно привести следующий аргумент: нематериальные блага (ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), к которым относится и право на отдых, защищаются в судах в порядке искового производства. Так, например исковой характер имеют споры о защите достоинства и деловой репутации, дела по заявлениям работников о нарушении их права на отдых. Поэтому, по мнению автора, исковая давность на требования военнослужащих о защите личных неимущественных прав (в том числе и права на отпуск) применяться не должна вообще.

Однако в настоящее время все дела, связанные со служебной деятельностью военнослужащих, где хотя бы частично отношения касаются властных полномочий, рассматриваются судами именно по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (гл. 23-25 ГПК РФ). Главным образом это влияет на процессуальные сроки защиты нарушенного права. Если общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ), а на требования о защите личных неимущественных прав срок исковой давности вообще не распространяется (ст. 208 ГК РФ), то срок обжалования неправомерных действий (решений) составляет всего три месяца (ст. 256 ГПК РФ). И если срок исковой давности в исковом производстве применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (ст. 199 ГК РФ), то в производстве, возникающем из публичных правоотношений, такого заявления не требуется.

В п. 24 своего постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10 февраля 2009 г. N 2 Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил следующее*(19):
"Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства".

6 февраля 2007 г. изменил Пленум Верховного Суда Российской Федерации и редакцию п. 12 своего постановления "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9, исключив из него обязательность заявления стороны о пропуске срока на обращение в суд в качестве оснований для отказа в удовлетворении требований заявления. В ранее действовавшей редакции в соответствии с принципом равноправия сторон в гражданском процессе для применения судом последствий пропуска срока обжалования действий или решений командования необходимо было заявление об этом.

В описанных в начале статьи судебных решениях по делам о предоставлении отпусков военнослужащим суды подразумевали знание военнослужащего о нарушении своего права на отпуск, причем презумировалось, что об этом военнослужащий узнал немедленно, т.е. уже 1 апреля следующего года. Предполагается, видимо, что все военнослужащие хорошо знают свои права и положения нормативных актов о прохождении военной службы. Хотя, как показывает личный опыт автора, это весьма часто не так.
При таких обстоятельствах даже при согласии военного командования с требованиями заявителя истечение трехмесячного срока оспаривания действий (бездействия) командования влечет вынесение судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований военнослужащего о предоставлении ему неиспользованного отпуска*(20).
С учетом изложенного, в настоящее время судебный способ защиты нарушенного права на отпуск для военнослужащих не является наилучшим. И не потому, что суды не замечают нарушений прав военнослужащего, а потому, что их восстановлению мешает существующий порядок рассмотрения их заявлений в суде.

Однако, кроме судебного способа защиты прав военнослужащего, существует и внесудебный, где не применяются положения ГПК РФ, в том числе и его ст. 256 о трехмесячном сроке на оспаривание.

Поэтому в случае непредоставления военнослужащему основного отпуска или его части за прошлые годы автор рекомендует обращаться с жалобами в военную прокуратуру или к вышестоящему командованию. При рассмотрении обращения факт нарушения прав военнослужащего будет установлен, а отсутствие оснований применения процессуальных сроков повлечет неизбежность восстановления прав человека.

По мнению автора, не будет являться нарушением закона предоставление военнослужащему неиспользованного своевременно отпуска в последующие годы.
ТК РФ, например, допускает перенесение основного отпуска в случае исполнения работником в период отпуска государственных обязанностей (ст. 124 ТК РФ), предоставление неиспользованного отпуска в следующем году (ст. 125 ТК РФ), а также замену части отпуска денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ) или выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении (ст. 127 ТК РФ). И хотя положения указанных статей ТК РФ на военнослужащих не распространяются, они распространяются на государственных гражданских служащих. А из принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы*(21) следует, что право на отпуск военнослужащих не подлежит ограничению в гораздо большем объеме.

Здесь хотел бы еще раз обратить внимание читателя на то, что в настоящей статье речь идет о конституционном неотчуждаемом праве человека на отдых. Командир, предоставив подчиненному неиспользованный им несколько лет назад отпуск, выполнит предписанную Конституцией Российской Федерации (ст. 2) и Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (чч. 2 и 3 ст. 3) свою обязанность по признанию, соблюдению, реализации и защите прав человека.

В настоящей статье автор проанализировал положения правовых актов о сроках реализации права военнослужащих на основной отпуск. Считаю, что сказанное можно отнести и к ситуациям, связанным с реализацией прав военнослужащих на отдых в виде дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени*(22).

Е.А. Глухов,
помощник начальника Рязанского высшего военного командного училища связи
по правовой работе - начальник юридической службы, майор юстиции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См., напр.: Конституция Российской Федерации: науч.-практ. коммент. (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева м., 2007.
*(2) Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов). М., 2008.
*(3) Новиков Н.А. Реализация права военнослужащих на отдых - обязанность каждого командира (начальника) и самого военнослужащего // Военно-правовое обозрение. 2001. N 3.
*(4) Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями).
*(5) http://www.voennoepravo.ru/node/192
*(6) Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. Т. 2. М., 1996. С. 5-8.
*(7) Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII.
*(8) Конституция Российской Федерации: науч.-практ. коммент. (постатейный).
*(9) Корякин В.М. Право военнослужащих на отдых: проблемы и противоречия правового регулирования // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 1.
*(10) Утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350.
*(11) Согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих (применительно к работникам) при исполнении ими обязанностей военной службы.
*(12) Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N ВКПИ 08-14 по заявлению Б. [Электронный ресурс]. URL: www.mil.ru/files/gpu_2_2_1.doc.
*(13) Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 431-О-О и N 432-О-О (документы опубликованы не были).
*(14) Определение Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бурлакова С.В. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 3 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237" от 20 ноября 2008 N 754-О-О (документ опубликован не был).
*(15) Глухов Е.А. Проблемные вопросы предоставления основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и использования ими воинских перевозочных документов // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 12.
*(16) Воронов А.Ф. Предъявление в военный суд заявления о защите прав и свобод военнослужащего // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 3.
*(17) Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.
*(18) Зайцев Ф.А. В порядке какого производства должны рассматриваться требования военнослужащих о взыскании денежного довольствия и иных выплат // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 3.
*(19) Рос. газ. 2009. 18 февр.
*(20) Вот так, без изменений самих норм ГПК РФ, поменялись правила рассмотрения заявлений военнослужащих. По мнению автора, указанные изменения никоим образом не способствуют укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, как то провозглашает ст. 2 ГПК РФ.
*(21) Пункт 1 ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации".
*(22) Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, согласно статье 11 пункта 5 ФЗ РФ “О статусе военнослужащего” и статьи 29 Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. “Вопросы прохождения военной службы” , ежегодно предоставляется основной отпуск. Основанием служит приказ командира воинской части. По просьбе военнослужащего основной отпуск может быть предоставлен по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается:

а) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет , - 30 суток;

б) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет от 10 до 15 лет , - 35 суток;

в) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет от 15 до 20 лет , - 40 суток;

г) военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более , - 45 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.

В таком же порядке исчисляется продолжительность основного отпуска военнослужащего при досрочном (до истечения срока контракта) увольнении , если отпуск не использован ранее в соответствии с планом отпусков.

Продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются ) следующим категориям военнослужащих , проходящих военную службу по контракту, в соответствии с нормами:

а) ветеранам боевых действий на территориях других государств - на 15 суток;

б) военнослужащим, проходящим военную службу:

в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями, - на 15 суток;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - на 10 суток;

в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, - на 5 суток;

в) военнослужащим, находящимся на воинских должностях (должностях), исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, - на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется, и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска - 60 суток.

Вместо увеличения продолжительности основного отпуска или его части по желанию военнослужащего ему может предоставляться до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчета одни сутки отдыха за каждые сутки установленного настоящим Положением увеличения отпуска.

Учет предоставления дополнительных суток отдыха ведется отдельно в журнале в порядке согласно приложению N 2 к положению о порядке прохождения военной службы.

Общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск следующей продолжительности:

а) на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат и матросов, - 20 суток;

б) на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания сержантов и старшин, - 30 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказания на срок до пяти суток в порядке, определяемом общевоинскими уставами.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается в соответствии с нормами, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящей статьи (абзац дополнительно включен с 1 января 2000 Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2000 года N 1175).

Военнослужащим, окончившим военно-учебное заведение , основной отпуск предоставляется по окончании указанного учебного заведения.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям , то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.

Отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, отпуска предоставляются в соответствии с планом, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Основной отпуск предоставляется по желанию в удобное для них время следующим категориям военнослужащих:

а) ветеранам Великой Отечественной войны;

б) ветеранам боевых действий на территориях других государств;

в) военнослужащим, имеющим такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лицам, приравненным к данной категории граждан;

г) военнослужащим, имеющим ребенка-инвалида до 16 лет;

д) одиноким военнослужащим, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;

е) военнослужащим, награжденным знаком "Почетный донор России";

ж) военнослужащим, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет.

По просьбе военнослужащего и с согласия командира воинской части предоставление военнослужащему основного и дополнительных отпусков допускается последовательно, без разрыва между ними.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам , основной отпуск предоставляется с учетом желания военнослужащих.

В случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему , проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска , указанные отпуска предоставляются при увольнении с военной службы с исключением его из списков воинской части в день окончания последнего из отпусков, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.

Военнослужащему, проходящему военную службу за пределами территорий Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств, разрешается объединять основные отпуска, но не более чем за два года. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 суток за год, исключая время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Отпуска, не использованные военнослужащим в период его пребывания за границей , предоставляются ему в течение года после возвращения в Российскую Федерацию.

Предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Военнослужащим-супругам , проходящим военную службу по контракту, основной отпуск по их желанию предоставляется одновременно.

Военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска , кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.

В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, матери, отца, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий или которого он воспитывает), а также пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника военнослужащего, находящегося в отпуске (кроме отпуска по личным обстоятельствам), военный комендант гарнизона (военный комиссар), на территории которого военнослужащий находится в отпуске, имеет право предоставить этому военнослужащему (по его желанию) отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток с увеличением времени , необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. О предоставленном отпуске военный комендант гарнизона (военный комиссар) немедленно извещает командира воинской части, в которой проходит военную службу указанный военнослужащий. При этом отпуск продлевается на количество суток предоставленного ему отпуска по личным обстоятельствам.

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации отличается напряженными условиями осуществления особой трудовой деятельности. Солдаты и офицеры обязаны быть готовыми к защите Родины в любое время суток. Их рабочий день не нормирован.

Однако, как и остальные труженики, воины имеют право на отдых. Но порядок предоставления отпусков военнослужащим устанавливается не Трудовым кодексом, а отдельным законодательством.

Скачать для просмотра и печати:

Основы законодательства

Порядок оформления и логика назначения отпускного времени воинам собраны в одном подзаконном документе. Он утверждён Указом президента РФ № 1237 еще в 1999 году. Наименование: «Положение о порядке прохождения военной службы». Отпускам в нем посвящен 7-й раздел.

При разработке Положения госслужащие Министерства обороны опирались на такие законы:

  • «О статусе военнослужащих»;
  • Трудовой кодекс.

Предоставление отпуска осуществляется в рамках исполнения норм, прописанных в двух документах:

  • в законе № 76-ФЗ от 27.05.1998;
  • в Указе Президента РФ № 1237 от 16.09.1999.

Нормирование периодов службы и отдыха обосновано общими требованиями законодательства РФ. А отдельные пункты Положения напрямую опираются на параграфы ТК. В частности, военнослужащим женского пола полагаются все преференции, заложенные в трудовом законодательстве для гражданских дам.

Для сведения: женщины, занимающие офицерские и солдатские должности, получают в общем порядке:

  • дородовый и послеродовый отпуска (по листку нетрудоспособности);
  • по уходу за малышом до полутора (трех) лет.

Какие виды отпуска полагаются военнослужащим

Военнослужащим полагается несколько видов оплачиваемого отсутствия в части. Каждый имеет свои тонкости и нюансы. Контрактникам полагаются льготные дни отдыха в определенных ситуациях.

Виды отпусков с пояснениями приведены в таблице ниже:

Вид Подсказка
Основной Размер периода зависит от выслуги претендента
Дополнительный Зависит от принадлежности получателя к определённой категории и иных обстоятельств
Учебный Предоставляется при наличии документа из учебного заведения
По личным обстоятельствам В связи с тяжким недугом родственника;

для проведения свадьбы;

после стихийного бедствия (пожара), в результате которого пострадало жилье;

в других ситуациях по решению руководства

По болезни Продолжительность зависит от состояния здоровья получателя:
  • от 30 до 60 суток;
  • еще 30 дополнительно в случае неполного излечения;
  • 30 суток реабилитационного срока полагается лицам, получившим моральный ущерб
Каникулярный Полагается курсантам военных училищ
Для воинов женского пола Исчисляется в рамках параграфов ТК
Внимание: при возникновении ситуации, не разобранной в рамках 76-го закона, кадровое подразделение части руководствуется правилами трудового законодательства (гражданского).

Порядок оформления отпуска


Оформление документов на временное отсутствие на месте службы происходит в строго установленном порядке:

  • претендент подает соответствующий рапорт непосредственному командиру;
  • документ проходит процедуру согласования:
    • визу ставит командир;
    • затем разрешение дает офицер, в чьи обязанности входит распоряжение кадровым составом;
  • рапорт возвращается в кадровое подразделение:
    • оформляется приказ;
    • его подписывает командир;
  • копии распорядительного документа направляются:
    • в часть;
    • в бухгалтерию;
  • в иные подразделения (при необходимости).

Рапорт на предоставление отпускных дней также имеет свои нюансы. Кроме основных данных, в нем указываются такие сведения (отличные от заявления на отпуск гражданских служащих):

  • просьба:
    • ходатайствовать перед руководством о выделении отпускных дней;
    • оплатить дорогу;
  • учесть длительность путешествия в начислениях;
  • предоставить матпомощь (необязательно);
  • место проведения свободных дней (следует строго исполнять);
  • имя и должность замещающего офицера.
Подсказка: в обращении на имя начальника нужно указывать нормы законодательства, регулирующие право на те или иные полагающиеся периоды.

Убытие отпускника из части также связано с выполнением определенных формальностей:

  • на основании приказа военнослужащий получает отпускные документы , разрешающие покинуть место постоянной дислокации;
  • в дату убытия он обязан отметиться на контрольно-пропускном пункте.
Для сведения: контролирует место нахождения офицеров и солдат отдельная прокуратура. Ее работники проверяют документацию отпускников в любом городе пребывания.

Контрактников

Офицеры, проходящие службу по контракту, действуют строго в соответствии с методикой Положения (статья 29). Для получения льготного времени нужно:

  • подать рапорт;
  • дождаться согласований и издания приказа.
Подсказка: на практике, как и на гражданских производствах, военнослужащим помогает составлять просьбу кадровик, работающий в части. Этот человек ведет личные дела и владеет соответствующей информацией.

Правила оформления отпускных периодов таковы:

  1. Разрешено делить на части по согласованию с руководством. Одна из них не может быть менее 15 суток ;
  2. В первый и последний годы службы длительность легитимного отсутствия в расположении части может быть менее установленной:
    1. исчисление осуществляется пропорционально сроку службы;
    2. округление производится в сторону увеличения (не 8,5 суток, а 9).

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Солдат-срочников

Солдаты-срочники получили урезанные права на отдых. Это естественно ввиду непродолжительности срока несения службы. Официально отдохнуть они могут:

  • по болезни (необходимо подать рапорт и приложить к нему листок нетрудоспособности);
  • по особому распоряжению начальства.

Порядок оформления времени отсутствия в части не отличается от уже описанного. Дополнительные отпускные дни солдату предоставляются по особым причинам:

  • из-за серьезной болезни близкого родственника;
  • для проведения похорон родителя и другим.
Внимание: учебные и каникулярные периоды отсутствия в части срочникам не полагаются. Для получения образования молодые люди получают отсрочку от призыва.

Курсантам военных заведений


Особый вид отдыха предусмотрен в 30-й статье Положения. Он предоставляется курсантам военных училищ . Размер каникулярных отгулов связан со временем года:

  • летом 30 суток;
  • зимой - 15.
Важно: время проезда к месту отдыха и обратно отдельно не учитывается.

Оформление каникул в училище происходит в описанном порядке. Курсант должен подать рапорт начальнику учебного заведения. На основании резолюции последнего издается приказ, а также выделяется финансирование.

Иные нормы предусмотрены для военнослужащих, проходящих обучение заочно . Они приведены в таблице:

Подсказка: сессия переносится в индивидуальном порядке военным, которые не могут покинуть место прохождения службы ввиду особой важности выполняемой миссии.

Офицеры, занимающиеся научной деятельностью без отрыва от выполнения основных обязанностей, также получают льготные отпускные сроки (31-й параграф 1237 Указа):

  • 1 свободный день в неделю;
  • 2 - на последнем курсе аспирантуры;
  • 30 суток для подготовки к защите кандидатской работы;
  • 90 - претендентам на звание доктор и кандидат наук.

Длительность отпускного периода

Исчисление отпускных периодов военным производится по особым правилам. Законодательство включает массу дополнительных привилегий для защитников Отечества. Они перечислены в таблице:

Вид отпуска Продолжительность (суток) Подсказки
Основной 30 При наличии выслуги 10 лет
35 После 15 лет воинского стажа
40 От 15 до 20 лет
45 После достижения размера выслуги в 20 лет
Дополнительный
За службу в условиях Крайнего Севера 15 В том числе в иных неблагоприятных регионах
За выполнение обязанностей в приравненных к КС регионах 10 За каждый полный год службы
В отдаленных районах 5 Определяется отдельным нормативным актом
В условиях повышенной опасности 15 Необходим приказ Минобороны
Дополнительный за выслугу и особые заслуги
Свыше 10 лет 5 Статья 11 ФЗ № 76
С 15 до 20 10
Свыше 20 15
Ветерану боевых действий 15 ч.5.1 ст.11 ФЗ № 76
На путешествие к месту проведения свободных дней С одного дня по фактическим данным Полагается к таким видам отдыха:
  • по личным обстоятельствам;
  • учебному;
  • за выслугу
Остальные
По личным обстоятельствам До 10 По договоренности с руководством
По беременности и родам (только женщинам)
При нормальном течении беременности 140 Определяется на основании листка нетрудоспособности
При многоплодии 194
При осложнениях 156
По уходу за ребенком До полутора или трех лет Звание и должность сохраняются
Подсказка: в зависимости от условий прохождения службы периоды суммируются для отдельных военнослужащих.

Периодичность отдыха


В законодательстве содержится правило о том, что военные люди должны отдыхать регулярно. Им полагаются основной и дополнительные отпуска два раза в календарный год.
При этом кадровое подразделение предварительно составляет, а руководитель утверждает, план отпусков .

На льготный выбор даты убытия из части на отдых имею право такие категории воинов:

  • воспитывающие:
    • ребенка инвалида (до 16-летия);
    • малолетнего до 14 лет без второго родителя;
    • троих и более несовершеннолетних;
  • являющиеся .
Подсказка: приоритетом на выбор даты убытия пользуются мужья беременных жен (в период родов).

Какие льготы положены супругам


Супругам военных в рамках ТК полагается льгота. Они могут на месте службы попросить отпуск вне графика. Основанием является получение дней отдыха супругом-военнослужащим. Для этого необходимо написать заявление на работе и приложить к нему документ из части.

Подсказка: супругам-военным отпускные дни предоставляются одновременно при наличии желания.

Особенности расчета


Исчисление полагающихся офицеру дней производится по такому алгоритму:

  • определяется длительность каждого отпускного периода:
    • основного;
    • дополнительных;
  • производится их суммирование;
  • устанавливается период, за который они полагаются;
  • производится расчет количества дней, полагающихся за один месяц выполнения обязанностей;
  • простым умножением устанавливается итоговая величина.

Разберем алгоритм на примере:

  1. Майор Иванов имеет право на такие виды отдыха:
    1. основной - 30 суток;
    2. за выслугу - 15;
    3. за работу на КС - 15.
  2. Общее количество:
    1. 30 с. + 15 с. + 15 с. = 60 с.
  3. На один месяц выпадает:
    1. 60 с. / 12 мес. = 5 с.
  4. Иванов написал рапорт, отслужив в отчетном периоде всего 8 мес. Ему полагается:
    1. 8 мес. х 5 с. = 40 с. (за отработанный срок).
Внимание: отдых воину может быть предоставлен авансом.

Основания отзыва из отпуска


Защитники Отечества могут быть отозваны в часть в любое время. Таковая норма описана в 33-й статье 1237 Указа. Приказ должен иметь основание :

  • экстренная ситуация;
  • мобилизация;
  • иное (устанавливается главнокомандующим - Президентом РФ или министром обороны).
Важно: отпускник обязан явиться в расположение части в кратчайшие сроки.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Увольнение перед отпуском


Офицерам предоставлена еще одна преференция. Ее называют президентской , так как установлена она в части 12 31-го параграфа Указа Президента РФ (1237). Офицеры и рядовые-контрактники, достигшие 20-летней выслуги (без учета льгот по стажу), имеют право на еще один отпускной период в размере 30 дней

Служба в вооруженных силах подразумевает круглосуточное обеспечение безопасности государства и его граждан от внешних посягательств. Весь армейский контингент распределен по роду обязанностей и периодам их выполнения так, чтобы у каждого солдата было время на отдых и личные дела. Права военнослужащих реализованы через режим труда и отдыха, который предполагает различные виды отпусков. Помимо этого, в связи с тяжелыми и опасными условиями несения службы, военный имеет право на ряд льгот, в том числе и дополнительные дни к основному отпуску.

Правоустанавливающие документы

Отпуск военнослужащего определен законодательно в ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего». Отдельным видам отпуска посвящена статья 11 указанного закона. Кроме того, порядок предоставления отпусков и способы расчета выделяемых средств регламентируются Указом Президента РФ № 1237.

Существуют и внутренние документы, которые создаются на основе вышеупомянутых статей. В положении о порядке прохождения службы глава 7 посвящена основным вопросам планового и внепланового отдыха. Изучив этот документ, можно вполне однозначно выяснить принцип распределения времени для разных категорий военнослужащих.

Некоторые принципы расчета отпуска

Даже в гражданской деятельности определены различные надбавки дополнительных дней к отпуску. Что уж говорить о военной службе, где наряду с обычными солдатами исполняют долг опытные боевые офицеры. В армии практически на каждом шагу предоставляется возможность отличиться, проявить героизм, доблесть, патриотизм. Это непосредственные боевые действия или служба в тяжелых условиях, связанных с постоянным риском. При всем разнообразии заслуг отпуск военнослужащего по контракту не может определяться единым образом.

Молодые солдаты и офицеры, не прослужившие десятка лет, могут рассчитывать на 30-дневный отпуск, который назначается им ежегодно. С течением времени стаж постепенно увеличивается, что обязательно поощряется государством в виде дополнительных дней для отдыха. Так, выслуга в 15 лет дает военному право отдохнуть 35 суток. Каждые последующие 5 лет к стажу сопровождаются увеличением продолжительности отпуска на 5 суток. К сожалению, подобный бонус не может расти бесконечно. Предельный срок отпуска ограничен 45 сутками.

Отдельного рассмотрения требует неиспользованный отпуск. Для военнослужащего данный вопрос является особенно актуальным, так как в условиях повышенной готовности командир части вряд ли подпишет . Но права гражданина при этом не нарушатся, так как в следующем календарном году, причем, в ближайшем квартале, задолженность по отгулам будет погашена в полном объеме. Суммировать долг и вновь положенный отпуск не получится, между ними обязательно будет перерыв для несения службы.

Вышеупомянутые надбавки положены тем военнослужащим по контракту, чья деятельность сопряжена с выполнением особых поручений, с риском для здоровья или жизни, с длительным периодом изоляции от семьи. По всем указанным пунктам к основному сроку добавляется 15 суток на реабилитацию.

  • Участникам и ветеранам боевых действий ежегодно полагается увеличенный срок для отдыха.
  • Лица, проходящие службу в северных районах при критических погодных условиях. Дополняется категория солдатами, служащими на прочих территориях, где экология признана небезопасной для здоровья.

Все надбавки назначаются с тем условием, что общее количество дней не должно превышать 60. Здесь имеются в виду те дни, когда гражданин сможет провести время со своей семьей, то есть, дорога в указанные периоды не включается. Данные о сроках, проведенных в пути, запрашиваются у представителей Минтранса. Общее количество дней, отведенных на проезд, не превышает 14.

Категории

В понимании большинства граждан отпуск представлен определенным количеством дней, которые предоставляются ежегодно за трудовую деятельность. В целом, так оно и есть, но для военнослужащего предусмотрены еще некоторые варианты, когда командование может издать приказ на предоставление дополнительных дней. Они зачастую не дополняют основной период и предоставляются обособленно. Поэтому положено разделять виды отпусков и при подаче рапорта указывать, на какой конкретно претендует заявитель.

  • Тот отпуск, о котором мы говорили до сих пор, носит статус основного отпуска, это дни, положенные по закону. За время отсутствия военного в части ему положена выплата в размере месячного довольствия. На рабочем сленге данную выплату называют отпускными. Заявитель пишет рапорт заблаговременно, чтобы бухгалтерия имела возможность определить размер отпускных и произвести оплату до ухода в отпуск. Военнослужащий, отправляющийся в основной отпуск, обычно несет расходы, связанные с проездом к месту пребывания и обратно. Один раз в год Министерство обороны выплачивает пособие на компенсацию данных затрат. Если же период основного отпуска был разделен на части, то повторная компенсация не предусмотрена. Денежные средства за проезд военный на руки не получает. Пособие непосредственно зачисляется на счет пассажирской компании, осуществляющей перевозки.

  • Каникулярный отпуск предоставлен студентам военных училищ или контрактникам, решившим получить дополнительное образование. В первом случае курсант получает 30 суток отпуска летом, после сдачи сессии, а также 15 суток зимой. Оплата проезда предусмотрена только в летний период. Денежное довольствие выплачивается.
  • Солдат-контрактник при поступлении в ВУЗ пишет рапорт о предоставлении неоплачиваемого отпуска. По решению командира части предоставляются дни, рассчитанные на каждый экзамен, или определенный период на всю вступительную кампанию. Каникулярный отпуск определен при сдаче экзаменов промежуточной аттестации, а также при защите дипломной работы и подготовке к ней.
  • Женщины, несущие службу в армии, могут получить декретный отпуск, который представлен двумя частями. Сначала ей предоставляется отпуск по беременности и родам, который потом перетекает в отпуск по уходу за ребенком. Длительность первого отпуска составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов. Второй отпуск может длиться 3 года, но оплачиваться будет только половина этого периода.

Основной отпуск

Уже немало было сказано про этот вид отпуска, поэтому остается только систематизировать полученные данные. Он положен всем военным и предоставляется ежегодно. Продолжительность напрямую зависит от выслуги лет, что увеличивает срок от 30 до 45 суток. Время проезда к месту проведения отпуска не входит в общий его срок. Самый большой отпуск положен участникам боев или тем, кто несет службу в тяжелых условиях. Возмещение средств, затраченных на проезд, производится один раз в год, этот момент подробно рассмотрен в вопросе о стимулирующих выплатах для военнослужащих.

Неиспользуемый отпуск может быть предоставлен в следующем календарном году, однако он не суммируется с очередным основным отпуском. Остальные дополнительные дни, обоснованные разными уважительными причинами, суммируются в единый срок по желанию гражданина. Отпускной период может разделяться на несколько частей, но продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.

Рапорт на отпуск можно подать в любое время, но командир части может вынести отрицательный вердикт, так как необходимо согласовывать чередование сроков для всего контингента. Особыми условиями пользуются граждане, на попечении которых содержатся дети-инвалиды, отцы или матери одиночки, лица, чьи семьи были признаны многодетными. Если жена контрактника находится в отпуске по беременности, то он также может выбирать период своего отпуска.

В связи с заболеванием

Тяжелая болезнь требует особых условия для лечения. В этом случае больного нужно освободить от исполнения обязанностей, предоставив ему возможность пройти лечение в квалифицированном учреждении. Военно-врачебная комиссия должна вынести решение, на основании которого военнослужащему будет предоставлен отпуск по болезни. В зависимости от течения заболевания продолжительность такого отпуска может быть увеличена до 60 дней.

  1. В случае отсутствия положительной динамики, создается военная комиссия, на которой рассматривается вопрос пригодности гражданина к дальнейшей службе.
  2. В противном случае военнослужащий должен вернуться в часть, предоставив документальные доказательства проведенного лечения.

Отпуск по болезни не является причиной для сокращения срока основного отпуска.

По личным или семейным обстоятельствам

В положении о порядке несения военной службы эти два вида отпуска позиционируются раздельно, но в большинстве источников их рассматривают, как один вид. Действительно, здесь есть несколько существенных отличий. Отпуск по личным обстоятельствам предназначается тем гражданам, которые потеряли близкого родственника. Объективной причиной может служить какое-либо ЧП, требующее непосредственного присутствия военного. К рапорту он должен предоставить документ, доказывающий вызов, это телеграмма или свидетельство о смерти. Продолжительность такого отпуска – 10 дней. Могут рассматриваться исключительные ситуации, которые по понятным причинам не включены в положение. Решение принимает командир части.

Отпуск по семейным обстоятельствам более продолжительный. Он представлен декретным отпуском для женщины или дополнительным для мужчины, который должен воспитывать ребенка (при отсутствии жены или лишении ее родительских прав). Приступить к выполнению обязанностей после дополнительного отпуска военнослужащий не имеет права. На то должен быть издан соответствующий приказ от руководства. Поэтому окончание отпуска сопровождается докладом. Этот доклад по прибытию содержит информацию о месте нахождения, количестве дней и готовности заступить на службу.

Увольнение со службы

Приятный сюрприз ожидает тех, кто честно отслужил положенный срок. Отпуск при увольнении военнослужащего направлен на то, чтобы компенсировать все задолженности государства. Сюда включаются все дни неиспользованного отпуска.

Кроме этого, лицам с военным стажем свыше 20 лет положен дополнительный отпуск. Примечательно то, что порядок предоставления указанного отпуска определен не только при увольнении по выслуге, но и при досрочном оставлении службы. Естественно, это не касается дополнительных 30 дней, выделяющихся в качестве бонуса.