Методы политического прогнозирования. Политическое прогнозирование

Чтобы управлять людьми, нужно уметь предвидеть. Разработка стратегии и тактики политического действия невозможна без прогнозирования. Знать только о насущных нуждах тех или иных социальных групп, о их сегодняшних стремлениях и желаниях, исходить при подготовке и принятии решений лишь из данной ситуации, идти навстречу выдвигаемым в текущий момент требованиям масс - все это для политика, конечно, весьма важно. Однако политический руководитель (лидер, организация) только при том условии выполнит свою роль, если он обладает способностью видеть дальше и больше всех, глубже понимать общественную полезность результатов осуществляемых решений и их последствий для судеб общества. Стоит ли доказывать, насколько велик долг перед народом России прошлых и настоящих поколений политических руководителей высших и иных уровней, не считавшихся и не считающихся с последствиями проводимой политики. Кстати, нередко обвиняют в этом социальную науку, ученых (в русле плохой мировой традиции). Президент Всемирной федерации научных работников, лауреат Ленинской премии мира, профессор Лионского университета Жан-Мари Леге писал: «Политическая власть, авторитет которой поставлен под вопрос углубляющимся экономическим и социальным кризисом, пытается направить гнев народа на лиц и явления, которым отводится роль козлов отпущения. В такой обстановке весьма удобно указывать на науку как источник всех бед и перекладывать на ученых ответственность за все существующие трудности»13.

Естественно, что политическое предвидение, прогнозирование невозможно без научного познания социальной реальности, прежде всего закономерностей политики. Союз науки и политики здесь особенно важен. На «авось» полагаться нельзя. Предвидение осуществляется на основе законов науки и представляет одну из форм реализации последних.

Прогнозирование в политике (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - это объяснение возможных состояний, изменений политической системы, ее институтов, других политических явлений в определенных границах социального времени и пространства.

Политический прогноз - результат прогностической деятельности, его содержание - вероятностное суждение о будущем "состоянии данной политической системы, ее элементов с указанием определенных сроков их изменения.

Прогнозирование неразрывно связано с планированием, проектированием и управлением, представляет собой способ подготовки и выработки политических решений . Политический прогноз - это проект разрабатываемого курса, стратегии и тактики политического действия. Всякая политическая программа включает в себя совокупность прогнозов, относящихся к различным сторонам планируемой деятельности государственных институтов, партий и других общественно-политических организаций. Научная и практическая ценность программ определяется уровнем обоснованности и достоверности содержащихся в них прогнозов. Насыщенность программ утопическими предсказаниями предопределяет их невыполнимость. Подобные программы превращаются в орудие идеологических манипуляций или, что гораздо хуже, в средство обоснования насильственных политических экспериментов над обществом.

Конечно, любые политические проекты, рассчитанные на перспективу, не исчерпываются интерпретацией действительности, а включают описание моделей каких-то новых форм политической жизни, которые те или иные политические силы стремятся воплотить в реальность. И в этом аспекте они не. обходятся без элементов утопий как формы изображения идеальных отношений, структур и т. д. Наличие их еще не дает основания для негативной оценки проекта. Ведь политика - искусство возможного. Другое дело, если в политическом проекте доминирует не реалистическое мышление, а всецело так называемые абсолютные утопии, неосуществимые в принципе, противостоящие объективным возможностям социума.

Прогнозирование - многоплановый процесс исследовательской деятельности, строящийся на базе определенной методологии и использования комплекса научных методов. В их числе аналогия, системный анализ, статистические методы, социологическое исследование, матричный метод, анализ по схеме действие - результат и другие. В качестве основных способов разработки прогнозов признаются: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.

Процесс прогнозирования характеризуется рядом этапов: определение объекта, методов, цели, рабочих гипотез (прогнозная ориентация); сбор данных, влияющих на изменение объекта (прогнозный фон); разработка исходной модели (структура объекта); составление поискового прогноза и в рамках решения этой задачи определение возможных сценариев событий; выведение нормативного прогноза; оценка достоверности и уточнения прогностической модели; формулирование рекомендаций для принятия решений.

Разработанный политический прогноз многофункционален. Прежде всего он заключает в себе эвристические возможности: стимулирует движение к открытию новых целей и путей политических решений . Творческие мысли, заложенные в прогнозах, способствуют стремлению к исследованию и практическому поиску новых вариантов выбора моделей политических действий, к корректировке осуществляемых проектов и методов их реализации. Прогноз выполняет разведочную функцию, коль скоро служит отправным пунктом для выявления еще неизвестных тенденций, возможностей, резервов, да и опасностей в развитии политической системы. Отмечается также системно-аналитическая функция прогноза: на его основе формулируются знания системных взаимосвязей и взаимодействий политических институтов. Прогноз нацелен на решение проблем управления политической системой в целом. Наконец, прогноз - средство интенсификации деятельности субъектов политики , повышения ее результативности.

Политическое прогнозирование характеризуется своей спецификой, которая выявляется прежде всего при анализе методологии. Теоретико-методологическая база - важнейшее условие достоверности прогнозирования. Имеется в виду в первую очередь теоретическое объяснение факторов детерминации политического прогноза, что предопределяет ориентацию прогностического мышления. Таковыми выступают: а) объективные закономерные тенденции изменения политической системы; б) принципы и нормы функционирования данной политической системы; в) временной фактор; г) геополитический и демографический факторы; д) цели прогностической деятельности. Остановимся на отдельных моментах. Исследование объективных тенденций составляет сердцевину разработки прогнозной ориентации, да, пожалуй, и прогнозного фона. Объективные тенденции аккумулируют собою складывающиеся существенно значимые потребности, выражают их характер и направленность воздействия на поведение общества. Изучение потребностей дает возможность судить о предстоящих изменениях в деятельности субъектов и структур, так как потребности характеризуют необходимость в определенных, иных, чем существующие, политических условий жизнедеятельности.

Выяснение закономерной, доминирующей тенденции в изменении потребностей - сложная исследовательская задача. Объективно необходимое не лежит на поверхности явления, а скрыто в гуще событий, слагается из цепочки действий, поступков противоречивого характера и направленности. Объективное нередко дополняется или отвергается, блокируется субъективными стремлениями. Так что, даже «узнав» закономерную тенденцию, нельзя однозначно предсказать последствия ее действия. Речь может идти лишь о каких-то вариантах ожидаемых событий, процессов. Наиболее вероятный из них, так сказать, вычисляется с привлечением социометрических методов.

Объективные закономерности, как уже отмечалось, реализуются через принципы, нормы и ценности, в рамках которых функционирует политическая система . Происходящие и ожидаемые изменения системы следует рассматривать как в определенной мере заданные ее ценностно-нормативной основой. Нормативная и связанная с нею мотивационная база деятельности и поведения политических субъектов как бы очерчивает политико-юридическое пространство ожидаемых событий, служит основанием для построения нормативного прогноза (проекции на будущее в соответствии с заданными нормами и критериями). Заданность не означает, однако, того, что принципы и нормы, тем более мотивы действий, тождественны жесткой схеме, подобны алгоритму или матрице, один к одному определяющим поступки или события в политике. Они лишь требования, вытекающие из сущности системы, выражение взаимоотношений субъектов и институтов власти. Полнота практической их реализации зависит от многих условий, в том числе субъективного характера.

Известную определенность в представлении о будущей модели политического процесса придает подход к его предсказанию с учетом факторов социального времени и пространства, а также демографической картины. Они в большей степени поддаются количественным методам изучения. И тем не менее здесь есть свои трудности, связанные с динамизмом политической жизни, в частности, с развитием одних политических сил и разложением других, а также возможностями распространения сферы влияния действующих сил и институтов власти. Действие временного фактора выявляется в определенной последовательности настоящих и предстоящих изменений. Выделение этапов, стадий процесса, их сравнительный анализ - один из эффективных приемов разработки политического прогноза.

Наконец, цели деятельности субъекта, представляя идеальный образ ожидаемых им результатов, показывают направление предпринимаемых усилий по изменению настоящего и позволяют высказывать предположение о характере деятельности в будущем тех или иных политических сил.

Попытаемся проиллюстрировать описанные в абстрактной форме методологические подходы в политическом прогнозировании на конкретном примере политического процесса в российском обществе, принимая за точку отсчета 1989 г. - год первых демократических выборов депутатского корпуса в высшие органы государственной власти.

Отметим, что речь идет о задаче в основном учебной - составить лишь набросок, элементы общего эскиза прогноза, не более.

Обозревая последние драматические 3-4 прожитые страной года, можно уверенно сказать о проявившихся объективных тенденциях в политической системе - позитивных и негативных (с точки зрения интересов народа, в понимании автора). Позитивная тенденция - известная либерализация общественной жизни, демократизация политических отношений, всех политических институтов. Это способствовало изменению общества в целом, ликвидации исчерпавших себя и ставших одиозными политических структур, базировавшихся на властной монополии партийно-государственной бюрократии. Негативная - обострение социально-политических противоречий, развитие и углубление всеобщего кризиса; развертывание разрушительных процессов во всех сферах общества; стремление теперь уже новой правящей элиты принудительным путем осуществлять ускоренное изменение политической и социально-экономической систем и навязывать обществу западноевропейскую модель либерально-демократического режима.

За противоположными тенденциями модернизации нашей политической системы стоят противоборствующие политические силы. Уровень их организованности и соотношение изменчивы. Пришедшие в августе 1991 г. к власти антикоммунистические силы, взявшие курс на утверждение либерально-демократического режима, в настоящее время стали терять свои позиции, в первую очередь в институтах законодательной власти , а также некоторых регионах.

Главное звено в нынешней быстро меняющейся политической ситуации, конечно же, соотношение политических сил - правящей элиты и поддерживающих ее слоев населения, с одной стороны, а с другой, - собирающей свои ряды оппозиции, опирающейся на большинство народа, оказавшегося в результате реформ в нищете, но пока во многом политически пассивного.

Правящая элита, по крайней мере ее ядро, сплочено идейно, главным образом на основе антикоммунизма. Ей уже есть что терять, ибо она у власти, прибрала к своим рукам те привилегии, которые имела бывшая партийно-государственная бюрократия, включилась достаточно активно, если не сказать большего, в приватизацию общенародной собственности. Естественно, как всегда, у государственного пирога не всем достались хорошие места. Да и было бы необъективностью утверждать, что все стремились к таковым. В рядах новой элиты немало интеллектуалов, честных деятелей различных сфер управления и бывших рядовых интеллигентов, исповедующих подлинно демократические взгляды и стремящихся с полной отдачей своих сил послужить Родине, ее преобразованию. Новая элита не является духовно и политически однородной. В нее рекрутировались и рекрутируются бывшие коммунисты и давнишние антикоммунисты, левые и правые радикалы, люди, стремящиеся покончить с пережитками тоталитаризма , и те, кто мечтает и пропагандирует демодиктатуру, обещая народу новое светлое будущее. За последнее время усилился раскол внутри элитной интеллигенции, ранее безоговорочно поддерживающей политику Б. Ельцина. Одни заявляют, что демократические ожидания не оправдались; «жизнь во лжи продолжается». И «новая ложь во имя демократии, во имя спасения авторитета Ельцина все еще остается ложью. Мы не имеем права не видеть, что новая тенденциозность «демократической» демагогии не менее опасна, чем старая коммунистическая». Эти слова принадлежат одному из пионеров советского легального антикоммунизма А. Ципко14.

Думается, что процесс поляризации в рядах интеллигенции, да и правящей элиты еще далеко не завершился. Чем острее будет политическая ситуация, тем активнее и ярче будут его вспышки. На переходных этапах не бывает иначе.

А что же происходит и ожидается на левом, оппозиционном фланге политического процесса? Было бы заблуждением утверждать, что здесь идет плавный или быстрый беспротиворечивый процесс консолидации сил. Неоднородность группирующихся в оппозицию элементов не менее, если не более реальна. В нем принимают участие неокоммунисты и откровенные антикоммунисты, демократы и монархисты. Их объединяет сегодня одна общая идея - помочь стране избежать катастрофы, сохранить целостность российской государственности, предотвратить дальнейшее обнищание народа. Немало противоречий и в среде восстанавливающегося коммунистического движения. Ведь здесь - известная часть бывшей партийной номенклатуры, правда, последнего эшелона, как правило, не обремененного виною перед народом. В новые коммунистические партии пришли многие радикально и догматически настроенные активисты митингов, включая людей старших возрастов. В составе партий значительное число творчески мыслящих интеллигентов, хозяйственный руководителей, да и рядовых трудящихся, враждебно относящихся к новому режиму, протестующих против развала союзного государства и навязываемой обществу капитализации. Так что говорить о сплоченности левых сил сегодня пока рано. Не следует забывать, что они не располагают материальными ресурсами, необходимыми для политической борьбы. В их распоряжении нет средств массовой информации. Вместе с тем сдвиг общественности влево налицо.

За последнее время наблюдается оживление активности среди социалистически настроенных кругов интеллигенции, трудящихся, подстегиваемых лавинообразным спадом жизненного уровня широких масс, обостряющейся конфронтацией на почве национально-политических отношений, провалами в проводимой политике реформ. Вызывает противоречивое отношение со стороны общественности, настроенной демократически, систематическое нарушение законности в стране, факты прямого попрания конституционных норм, наконец, стремление к демонтажу демократических по своей сути Советов как органов власти.

На фоне углубляющегося экономического и политического кризиса все сказанное может привести к трем вариантам сценариев политического процесса: утверждению диктатуры, замаскированной демократическими декорациями; дальнейшему распаду государственности на множество разноликих политических образований, в том числе национал-фашистского типа; утверждению подлинно демократической политической системы и государственности с ориентацией на такие основные ценности, как свобода человека от любого вида гнета и эксплуатации, социальная справедливость, солидарность, базирующаяся на обновленном, подлинном интернационализме трудового народа всех республик. Для реализации последнего варианта прогнозного сценария нужны мощный блок левых сил подлинно демократической ориентации и новые лидеры.

И последнее. На динамику нынешнего политического процесса в стране, безусловно, в значительной степени влияют традиционный образ мышления, а также укоренившийся в наше политическое бытие суперидеологизм, замешанный на коммунистических утопиях. Здравый рассудок вопиет против любых идеологических догм и политических крайностей. Только окончательно сбитому с толку советскому обывателю покажется «исторической справедливостью» выдвигать на постаментах повергнутых толпой памятников революционным деятелям архаические символы давно ушедшей в историю политической жизни царской России. Нельзя забывать, что история повторяется дважды: вначале трагедией, а затем фарсом.

В теории под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование - это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних уже известных сведений о прошлом и настоящем получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. Политическое прогнозирование - процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.

Выделяют два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Исходя из этого, в проблеме прогнозирования выделяется также две стороны: теоретико-познавательная и управленческая, связанные с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.

Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, т.е. в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель - выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?»

Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Цель - прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных) политические прогнозы.

Поскольку политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни, то оно основывается на следующих принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость):
принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях;
принцип системности означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования;
принцип непрерывности требует от субъекта, разрабатывающего прогноз, осуществления по мере поступления новой информации, непрерывного корректирования прогнозных разработок;
принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научно-прогностических исследований. В политической науке существуют различные типологии методов политического прогнозирования. В частности, подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные:
объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях (экстраполяция, моделирование, экспертиза и др.);
спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры («мозговая атака», написание сценариев, прогнозные графы и др.).

Рассмотрим основные методы политического прогнозирования.

Моделирование. Это метод исследования объектов познания на их моделях. Возможность моделирования, переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу.

Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных ее сфер, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом). Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.

Метод «Дельфы». Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся: анонимность экспертов; использование результатов предыдущего тура опросов; статистическая характеристика группового ответа.

Построение сценариев. Написание сценариев означает метод, позволяющий установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, может шаг за шагом развиваться будущее состояние.

Метод экстраполяции. Суть данного метода в возможности экстраполирования во времени того или иного явления, не превышая некоторой допустимой для той или иной задачи ошибки прогноза.

Брейнсторминг - метод «мозговой атаки». Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей.

Таким образом, политические прогнозы разрабатываются с целью повышения эффективности и результативности принимаемых решений, избегания нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономическую, социальную и духовную сферы.

Политическое прогнозирование – это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Научное предвидение не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Всякое будущее таит в себе много неопределенностей. И естественно стремление человека заглянуть в это будущее, с тем, чтобы предсказать возможный ход событий, снизить уровень этой неопределенности. Непосредственная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что, заглядывая в будущее, он имеет возможность предвидеть последствия решений, принимаемых сегодня, корректировать эти решения с учетом их последствий в будущем. Кроме того, никогда, пожалуй, в прошлом будущее не было столь неопределенным, пугающим, как в наше время. Поэтому и такое стремление как можно в большей мере рассеять эту неопределенность, более ясно увидеть перспективу.

Политическое прогнозирование – вероятностное суждение о динамике важнейших характеристик политического рынка, о перспективах будущего состояния того или иного политического явления и их альтернативных вариантах при условии выполнения заранее сформулированных гипотез и предпосылок.

Целью политического прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное предвидение желательных и нежелательных событий. Хотя прогнозирование не только наука, но и искусство, применяемые для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую функцию научных теорий.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Типы политического прогнозирования:

1. Внутриполитическое прогнозирование охватывает всю сферу внутренней политики и связано, с одной стороны, с оценками конкретных политических событий (эту работу выполняют государственные и политические органы), с другой – с оценками политических процессов в деятельности самих политических институтов общества.

2. Внешнеполитическое прогнозирование касается области международных отношений и внешней политики, оценок политической обстановки в мире, тенденций и факторов ее развития.

Методологической базой политического прогнозирования являются принципы научного предвидения: это результат исследования закономерностей развития политической жизни, анализа политических событий прошлого и настоящего.

Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Оно должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к их политической активности или, наоборот, к пассивности и апатии.

Типология политических прогнозов:

1. Поисковый прогноз призван описывать возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

2. Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.

3. Краткосрочный прогноз рассчитан на период до 1 года. Как правило, они относятся к перспективной оценке отдельных, частных событий, таких, как исход выборов, развитие того или иного политического кризиса.

4. Среднесрочные, на период 5 – 7 лет, связанные с развитием систем макроуровня (государства, системы международных отношений).

5. Долгосрочные прогнозы охватывают период до 20 лет, затрагивая чаще всего самые общие проблемы глобального политического развития.

6. Сверхдолгосрочный (дальнесрочный) выходит за пределы долгосрочных и рассчитан на далекую перспективу.

Долгосрочные прогнозы приобрели популярность лишь в последние десятилетия, они разрабатываются научными центрами, учреждениями ООН, занимающимися проблемами мирового развития, вопросами укрепления мира и безопасности между народами.

В практику политического прогнозирования все больше внедряется оперативный прогноз, охватывающий обычно ближайшие 1 – 3 месяца. На протяжении этого периода, как правило, не ожидается существенных изменений объекта исследования.

29.Прикладная политологи: политический менеджмент.

Напомним, что политика есть деятельность социальных групп и индивидов по выработке обязательных для всего общества целей и практической их реализации через государственную власть. Политические решения как процесс выявления общезначимых целей, определение способов их достижения посредством использования политической власти представляют, таким образом, основополагающую черту политической деятельности. Принятие политических решений – это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами. Знания о подготовке, принятии и реализации политических решений составляют самостоятельную сферу политической науки – политический менеджмент. Политическим менеджментом называют и саму практику управления в сфере политики.
Существует несколько концепций принятия политических решений. Одна из них концепция двух шкал – шкалы интересов и шкалы возможностей. На шкале интересов расположены возможные варианты выбора в зависимости от того, насколько они соответствуют интересам субъекта. На другую шкалу заносятся варианты развития событий в зависимости от степени вероятности их наступления. Субъект стремится к выбору тех вариантов развития событий, которые максимально соответствуют его интересам, однако он должен свои желания соизмерять с возможностями своего влияния на них. Процесс принятия решения согласно данной концепции представляется соотнесением целей и издержек, затрат на их осуществление.
В науке имеется два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей. Здесь исследуются роль институтов и органов управления, регламента, процедур принятия решений. Поведенческая теория рассматривает принятие решений как взаимодействие людей, ориентированных на различные, конкурирующие ценности, предпочтения, результат которого трудно предопределить. В действительности же процесс принятия решений представляет собой синтез рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур, институтов власти и значительного субъективизма управляющих.
Перевод политических интересов в решения и последующая их реализация связаны с прохождением ряда этапов.
Первый этап – подготовительный. Его содержанием является определение значимости тех или иных проблем для населения, типология их в зависимости от сложности, возможности быстрого реагирования, затрат, последствий. На этом этапе важно обладать исчерпывающим знанием о содержании проблемы в тех группах, которые заинтересованы в ее решении.
Последние отстаивают собственное понимание того, в какой очередности следует решать важные общественные проблемы. Возможность включать те или иные проблемы в «повестку дня» или удерживать какие-то вопросы вне сферы политики означает обладание властью. Полученная информация об общественных проблемах всегда соотносится с ценностными предпочтениями лиц, принимающих решения. Необходимо ее соотнесение также с действующими правилами и регламентом рассмотрения вопросов. Например, чтобы включить рассмотрение того или иного вопроса в повестку парламента, требуется не менее 50% голосов законодателей.
Второй этап – принятие решения. На нем формулируются политические цели и средства их достижения. В политическом менеджменте выделяются два основных метода принятия решения. Первый – рационально-универсальный метод – предполагает нахождение оптимального варианта решения проблемы на основе учета всех факторов. На практике такой «идеальный» вариант не проходит, ибо ситуация в ходе реализация решений быстро меняется, в любом случае какие-то важные факторы оказываются неучтенными. В политической жизни, как правило, решаются рисковые, вероятностные задачи, отличающиеся низкой «просчитываемостью» результатов и принимаемые в условиях социальной определенности. В условиях же неопределенности социальных процессов удачных решений может в принципе не существовать. Поэтому более прагматичным является метод ветвей, исходящий из поэтапных шагов в достижении глобальной цели, при возможных отступлениях в сторону и возвратах на первоначальную позицию в зависимости от складывающейся ситуации. Этот метод позволяет вносить поправки в стратегию движения к цели и соизмерять его с затратами. Допуская даже действия, противоречащие общей стратегии управления, политическое руководство таким путем может добиваться успеха в достижении поставленных целей. Однако, при такой тактике почти невозможно обеспечить значительных прорывов в реформировании общества. Часто решения принимаются смешанным методом, учитывающим возможности первого и второго метода.
Третий этап – реализация политического решения. Здесь важно добиться поддержки принятых решений и средств их осуществления со стороны населения. Для этого необходим политический маркетинг.
Практика политического менеджмента показывает существование различных подходов в принятии и реализации решений. Их называют стилями политики. В зависимости от того, какие применяются стандартные процедуры выработки, принятия и реализации решений, выделяют демократический и авторитарный стили политики. При демократическом стиле принятие решений производится через согласование интересов всех заинтересованных групп, в постоянном диалоге политической элиты с населением. В противоположность ему авторитарный стиль выражается в навязывании решений, политической элитой сверху, без диалога с людьми.
Противоположными являются консервативный и радикальный стили: они отличаются направленностью принимаемых решений. При консервативном стиле доминирует установка на сохранение существующих структур и функций, следование традициям. Радикальный стиль ориентирован на революционное переустройство общества, он часто несет в себе насилие.
Выделяют также популистский стиль, основанный на прямом обращении за поддержкой к массам. От демократического стиля кроме игнорирования необходимых процедур и возможного пренебрежения к существующим политическим институтам он отличается упрощенностью решений, необоснованными обещаниями: например, «переход к рынку значительно и быстро повысит уровень жизни населения» и др.

30.Прикладная политологи: политический маркетинг.

В задачу прикладной политологии входит разработка и рекомендация политических технологий. Политическая технология представляет собой способ (совокупность способов) решения политической проблемы, достижения желаемой цели в сфере политики. Например, политолог-прикладник может порекомендовать политические технологии разрешения или наоборот создания конфликта между определенными социальными группами, государствами, стабилизации или наоборот – дестабилизации ситуации в той или иной стране. Так, аналитические органы ЦРУ разработали план действий (совокупность технологий) по свержению президента С. Альенде в Чили. Определенную совокупность технологий представляла собой и «революция роз» в Грузии, в ходе которой был устранен от власти Э. Шеварнадзе.
Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.
В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.
Если экономический маркетинг представляет собой совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.
Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.
Среди разновидностей политических кампаний можно выделить:
- принятие основополагающих нормативно-правовых актов (так в 1993 году было обеспечено одобрение населением новой Конституции России);
- изменение структуры властных органов;
- перераспределение властных полномочий (в конце 80-х годов прошлого века велась масштабная кампания по дискредитации КПСС с целью лишения ее властных полномочий, в начале 90-х годов была организована компания по передаче значительной части властных полномочий от парламента президенту);
- формирование органов власти, включая выборы;
- формирование национальной идеи;
- реформирование общественной системы и т.д.
В каждом отдельном случае необходимо выявлять возможные реакции населения на те или иные решения, определять средства и методы создания поддержки населением действий властей.
Маркетинг политической кампании включает в себя ряд стадий.
На первой стадии проводится изучение конъюнктуры на политическом рынке:
- выявляются настроения и ожидания различных групп населения;
- определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.
На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:
- ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;
- просчитываются вероятные результаты;
- выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.
На третьей стадии происходит продвижение «товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой заключается в формировании позитивного и устойчивого интереса к целям кампании.
Одним из видов политического маркетинга является избирательный маркетинг. Его назначением является оказание помощи политическим партиям и кандидатам при разработке и проведении эффективной избирательной кампании. Как отмечаю специалисты, на сегодняшний день «куда чаще предрешает доступ к средствам массовой информации, чем численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область технологий… В наши дни можно иметь любое мнение и открыто выражать его, но если оно не транслируется СМИ, то его общественное значение будет бесконечно малым, А поскольку членство в массовых партиях не гарантирует участия в политическом процессе, политическая активность большинства граждан сведена к просмотру телепрограмм» .
Содержанием избирательного маркетинга является:
- изучение конъюнктуры политического рынка в рамках избирательного округа, определение степени соответствия качеств избираемого объединения (партии, блока) или кандидата ожиданиям избирателей, что предполагает анализ результатов прошлых выборов;
- выявление проблем, представляющих повышенный интерес для населения, выявление образа «идеального кандидата», существующего в общественном сознании, основных идей кампании;
- сегментация групп избирателей со специфическими интересами с целью нахождения особых средств воздействия на них;
- разработка плана рекламной кампании и ее осуществление (проведение теледебатов, личное общение кандидатов с избирателями, рассылка по почте листовок, писем, приглашений, расклеивание плакатов, мониторинг предвыборной ситуации и т.п.);
- контроль над ситуацией на избирательных участках, сбор копий протоколов участковых избирательных комиссий, самостоятельный подсчет голосов;
- подведение итогов выборов и др.
На выборах используется и широкий спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов и членов избирательных комиссий, распространение ложной информации, дискредитирующей оппонентов, выставление в качестве кандидатов однофамильцев оппонента (что дезориентирует избирателей и снижает долю голосов, отданных за соперника), расклеивание листовок с призывами голосовать за оппонента, от имени лиц, общение с которыми дискредитирует оппонента, фальсификация результатов выборов (вбрасывание в урну для голосования дополнительных бюллетеней, неправильный подсчет голосов и т.п.).

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова "в самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности".

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Так он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных последствий вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в нужном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Так прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии данного объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Так прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Так прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Так понятие "политическое прогнозирование" означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политического прогнозирования строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различают оперативные (до мес.), краткосрочные (до г.), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 5-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) - это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.

Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, а также всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности - государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики - внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.

Сложный характер политического развития делает очень актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны - предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики.

Нужно различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.

Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.

По целевому критерию выделяются упомянутый уже поисковый прогноз, а также и прогноз нормативный. При составлении поискового прогноза важной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, при этом, в данном случае речь идет об условном продолжении в будущем существующих тенденций. А задача нормативного прогноза - это определение пути и сроков достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем. Таким образом, нормативный прогноз представляет собой прогнозирование способов достижения желательных результатов на основе заранее заданных ресурсных и прочих ограничений.

Нормативный прогноз, строящийся по принципу от уже заданного состояния к существующим тенденциям, действительно крайне близок к процедуре принятия решения. Принцип его действия дублирует этот механизм - ведь при принятии политического решения вначале ставится цель, которой необходимо добиться, - то есть показывается то состояние политической системы или отдельной ее части, которого следует достичь в будущем, - а потом уже ведется поиск оптимальных путей реализации такой задачи.

Например, в 995 году Борис Ельцин столкнулся с необходимостью изменить характер отношений с законодательной властью, поскольку по целому ряду вопросов он не мог достичь согласия с Государственной Думой. Желаемое для него будущее состояние политической системы предполагало наличие лояльной главе государства. Прогноз мог предполагать экстренное создание специального предвыборного блока, который благодаря так называемому "административному ресурсу" - использованию имеющихся у исполнительной власти на федеральном и на региональном уровнях возможностей - должен был стать фаворитом в избирательной кампании. В результате было сформировано движение "Наш дом - Россия". Но нормативный прогноз не удалось реализовать в полной мере - возможности "партии власти" были переоценены, в результате НДР крайне неудачно выступил на выборах, а большинство в Думе получили КПРФ и ее союзники. А вот в 999 г. исполнительная власть с аналогичной задачей справилась гораздо успешнее - прогноз относительно способности движения "Единство" эффективно бороться с КПРФ во многом оправдался.

Поисковый прогноз носит более самостоятельный характер с точки зрения его связи с процессом принятия политического решения. Он сначала соответствует своему названию и выполняет функцию поиска проблемных узлов. Поисковые политические прогнозы довольно часто публикуются в политологических журналах и периодической печати. Их авторы пытаются выявить основные тенденции в современном политическом процессе и стремятся продолжить их в будущее, конструируя этим новые состояния политической системы.

Иногда такие прогнозы носят сценарный характер - в этом случае автор выделяет несколько доминирующих тенденций и показывает по очереди, как будут развиваться события тогда, когда каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать. Заметим, что сценарный подход часто носит для эксперта перестраховочный характер - он затрудняется сделать четкий вывод относительно будущих изменений и предлагает сразу несколько возможных версий событий. Это, конечно, увеличивает шансы, что какая-то из частей прогноза сбудется. Чем больше эксперт предлагает сценариев, тем выше вероятность реализации такого прогноза, но при этом становится крайне затруднительно понять, как же будет выглядеть политическая ситуация через некоторое время, т.е. снижается эвристическая ценность прогноза.

Поисковый прогноз вполне может быть встроен в процедуру принятия политического решения. Ведь если поисковый прогноз выявит, что без изменения существующих тенденций ситуация будет развиваться в крайне неблагоприятном для политического лидера направлении, то тогда возникнет необходимость в ее исправлении и принятии соответствующих решений. Таким образом, поисковый прогноз, как и в ряде случаев анализ политической ситуации, призван выполнять диагностическую функцию, выявляя наличие или отсутствие проблемных ситуаций. При фиксации проблемы поисковый прогноз может стать основой политического решения, если политический лидер все же сочтет необходимым вмешаться в ситуацию. Но в этом случае поисковый прогноз, как и ситуационный анализ, может быть разорван во времени и в пространстве с этой процедурой - подготовкой решения могут заняться уже другие эксперты, не связанные с группой прогнозирования.

В этой связи необходимо обратить внимание на связь политического прогноза и ситуационного анализа. Последний является отправной точкой для любого политического прогноза, как поискового, так и нормативного, поскольку именно ситуационный анализ дает возможность определить уже существующие направления развития политического процесса, а также выявить своеобразные потенциальные "полюса роста" - еще не сформировавшиеся, но уже просматривающиеся тенденции в политической сфере.

Под методами политического прогнозирования мы понимаем систему правил и методических приемов, используемых для комплексного получения прогностических выводов относительно будущего развития политических событий (ситуаций). В фундаменте любого метода должна лежать какая-либо теоретическая основа - систематизированная определенным образом совокупность специальных знаний (теория, гипотезы, эмпирические модели и т.д.)

Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов, необходимых для этого. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными. Качество принятого прогноза, степень его научной обоснованности всецело зависит от того, какой метод или система методов лежат в основе прогностического исследования. В современной России расширение поля прогнозирования в связи с модернизацией всего жизненного уклада ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования.

К настоящему времени в мировой практике сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий, так и частный характер. Сложность состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный. Рассмотрим более подробно некоторые прогностические методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:

  • * для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
  • * перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей;
  • * данный метод предполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который должен быть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: от широких вопросов к узким, от сложных к простым;
  • * в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление "руководящего" мнения должно быть исключено;
  • * на заключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов;
  • * выводы экспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценок.

Коллективная генерация идей - метод "мозговой атаки" - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее их разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод "мозговой атаки" называют ещё методом деструктивной отнесённой оценки. Можно выделить ряд этапов работы по этому методу.

Первый этап - формирование группы участников "мозговой атаки" (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап - составление группой анализа проблемной записки участника "мозговой атаки", которая включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и сущности проблемной ситуации.

Третий этап - генерация идей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения "мозговой атаки": высказывания должны быть ясными и сжатыми; критика предыдущих выступлений не допускается (говори своё); не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной. Запись высказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.

Пятый этап - разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников "мозговой атаки", число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило - рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к её осуществлению, т.е. участники атаки не отвергают предварительно выдвинутые идеи, а выдвигают доводы, отвергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. В последние годы он получил широкое распространение. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, её отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация - элементарный "шаг" политического процесса.

Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий - это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития политических реалий (международных отношений, национальной экономики, социальной политики, конфликтов и т.п.). Рассматриваемый метод является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в современной России. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна - "Седьмой сценарий"; Института социально-политических исследований РАН - "Реформирование России: мифы и реальность": исследования теологов, например, "Сценарии смуты" в книге "Выбор судьбы"; Л.И. Абалкина “К самопознанию России”. Следует обратить внимание также на специальные рубрики "Сценарии" в печатных изданиях (журналах, газетах).

В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период времени. Поэтому сценариями и называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния могут различаться всё значительнее, что и приводит к проблеме выбора.

Как практически использовать метод сценариев?

Метод составления сценариевследует реализовывать на практике с помощью двух последовательных этапов:

  • 1) Описание структуры системы в заданный момент времени и проверка ее внутренней согласованности в этот момент.
  • 2) Эволюция во времени от одного описания к другому под естественным воздействием тенденций или под сознательным воздействием решений, соответствующих определенному курсу действий.

Например, к 2000 году сложилась ситуация, развитие которой могло быть описано тремя сценариями:

  • * катастрофическим, предполагавшим полный провал правительства в экономической сфере;
  • * промежуточным, когда центральная власть лишь частично теряет контроль над негативными процессами и нарастания кризисных явлений;
  • * оптимистическим, когда правительство овладевает ситуацией и положение в стране постепенно нормализуется.

Теперь, спустя время, можно убедиться, что в этих сценариях присутствовала вполне определенная доля достоверности развития событий.

Используя сценарный анализ, следует всегда иметь в виду существование факторов вероятного развития политических событий. Эти факторы могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними, постоянными и временными, необходимыми и случайными, общими, особенными и единичными, способствующими прогрессу и препятствующими ему.

Матричный метод прогнозирования и планирования служит для оценки относительного влияния взаимосвязанных факторов на достижение намеченных целей. Суть метода - в получении комплексных оценок путём преобразований матриц результатов экспертных оценок взаимного влияния отдельных факторов. Метод позволяет:

  • * провести анализ различных вариантов развития событий и проранжировать их по степени важности для достижения поставленной цели;
  • * выявить наиболее значимые области политики, имеющие наибольшее значение в решении поставленных задач;
  • * определить наиболее важные отрасли социальной сферы, развитие которых обеспечивает достижение желаемых результатов;
  • * выбрать наиболее эффективные политические технологии;
  • * обосновать оптимальное размещение ресурсов власти.

Дельфийская техника (метод Дельфи) - последовательное анкетирование мнений экспертов о перспективах какого-либо объекта с целью выявления преобладающего суждения специалистов. Анкетирование исключает прямые дебаты, но позволяет экспертам периодически корректировать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Название метода восходит к оракулу при храме Аполлона в Дельфах (древний религиозный центр в Греции). С вопросами к дельфийскому оракулу обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Прорицательница Пифея в состоянии экстаза изрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Апполоном. Прорицания дельфийского оракула сохранились у Геродота и в других источниках.

Метод экстраполяции. Экстраполяция логическая - это перенесение выводов, правомерных внутри пространственного или временного отрезка, наблюдения за пределы этого отрезка. Экстраполяционные методы прогнозирования лежат в основе всех исследовательских прогнозов. Экстраполяция математическая - процедура установления значения функции f(x) в точках х, лежащих вне интервала {х0, хn}, по известным значениям функции в точках х0 < хi … < хn, лежащих внутри интервала [х0, хn].

Прогнозирование на основе метода моделирования. Моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путём специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы; исследования в моделях или на реальных объектах проводятся с применением методов теории подобия. Подобными называются явления, при которых все параметры (полное подобие) или наиболее существенные при данном исследовании (локальное подобие) в любой момент времени и в любой точке пространства отличаются от соответственных параметров другого явления в определённое (постоянное в течение всего исследования) число раз. Выделяют два типа моделирования. В первом случае - это конструкция, изоморфная моделируемой системе. Используется в чистой математике и при математическом описании общественных систем.

Смысл такого описания состоит в том, что отношения между элементами системы выражаются с помощью уравнений, причем так, чтобы каждому термину содержательного описания системы соответствовала какая-либо величина (константа, переменная) или функция, фигурирующая в уравнении. Сами уравнения называются при этом моделью. Важным гносеологическим условием такого моделирования является измеряемость всех описываемых процессов. Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик». В кибернетике этим термином называют объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения, и о котором можно судить, в частности, по тому, как он преобразует приходящие на вход сигналы.

Кроме названных методов в прогнозировании используются: индивидуальные экспериментальные оценки, прогнозирование по аналогии, интерполяционные методы, интуиция, корреляционный анализ, морфологический анализ, эвристический метод, прогнозирование на основе историко-логического анализа, прогнозирование на основе теорий принятия решений, прогнозирование на основе систем "профайл", "скор", "фэйм", прогнозирование на основе индивидуальных выводов и т.д.

Использование того или иного метода или группы методов зависит от сложности и специфики конкретного объекта исследования.