Кто рассматривает ст 14.2 коап рф. Теория всего

Судебная практика по ст. 14.2 КоАП РФ обжалование штрафов за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Председатель Кемеровского областного суда Кирюшин А.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «»,
по жалобе начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово ФИО3 на решение судьи Кемеровского областного суда от 05 апреля 2017 г.,

установил:

20 января 2017 года заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в отношении ООО «» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 21 февраля 2017 г. ООО «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово ФИО3 на постановление подана жалоба. Решением судьи Кемеровского областного суда от 05 апреля 2017 г. постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово ФИО3 просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на то, что прекращая производство по делу в связи с истечением действия Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.12.2016 N 195 суд не принял во внимание, что действие о приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами продлено Постановлением от 27.03.2017 N 39, в силу которого розничная торговля спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами приостановлена на срок 90 суток.
ООО «» поданы письменные возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Постановлением от 21 февраля 2017 г. ООО «» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за то, что 31.12.2016 г., в нарушение п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 195 об ограничении продаж спиртосодержащей продукции, в предприятии торговли ООО «» установлен факт наличия в обороте (реализация) продукции, запрещенной к реализации на территории Российской Федерации: Лосьон косметический «Огуречный» с содержанием этилового спирта 68%.
Рассматривая дело по жалобе должностного лица, судья областного суда пришел к выводу о незаконности обжалуемого постановления. Указанные выводы суд мотивировал тем, что переквалификация действий юридического лица, изложенных протоколе об административном правонарушении, со ст. 14.2 КоАП РФ на ст 6.3 КоАП РФ, не соответствует требованиям закона, а также отсутствует надлежащая оценки объяснения свидетелей, об обстоятельствах правонарушения. Данные выводы являются верными, надлежаще мотивированы и подтверждаются материалами дела.
Вместе с тем, прекращая производство по делу по основаниям, изложенным в п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, суд сослался на то, что Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 декабря 2016 года N 195 вступило в силу со дня его официального опубликования (п. 4 постановления), то есть после опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 декабря 2016. и срок его действия закончился 24 января 2017 г. Таким образом, действия, за которые общество привлечено к административной ответственности, в настоящее время не являются нарушением требований постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 декабря 2016 года N 195.
С указанными выводами согласиться нельзя.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 декабря 2016 года N 195 приостановлена розничная торговля определенной спиртосодержащей продукции сроком на 30 суток, то есть с момента вступления силу постановления и до истечения 30 дней. Указанное Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования 26 декабря 2016 г..
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении имели место 31.12.2016 г., то есть в период, указанный в Постановлении.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Однако указанное выше Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 декабря 2016 года N 195, содержащее ограничение на определенный календарный период (26 декабря 2016 г. по 24 января 2017 г.), не отменено и не изменено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дела не истек.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения жалобы судьей областного суда, период, в который действовало ограничение на продажу спиртосодержащей продукцией, окончился, не свидетельствует о признании Постановления, в части регулирования правовых отношений в определенный, указанный календарный период, утратившим силу и устранению правовых последствий его нарушения, предусмотренных КоАП РФ.
Данное нарушение, допущенное судьей областного суда, является существенным, фундаментальным, повлияло на исход дела.
С учетом изложенного, обжалуемое решение судьи областного суда подлежит изменению, с исключением выводов о прекращении производства по делу, с направлением дела на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

Постановил:

Жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щ. удовлетворить.
Решение судьи Кемеровского областного суда от 05 апреля 2017 г. изменить, исключив вывод о прекращении производства по делу об административном правонарушении, направив дело на новое рассмотрение в Рудничный районный суд г. Кемерово.

Судебная практика по ст. 14.2 КоАП РФ

Обобщение судебной практики

по рассмотрению дел об административных правонарушения,

предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области за 9 месяцев 2016г.

В соответствии с планом работы мирового судьи судебного участка № 3 по г.Гай Оренбургской области за 9 месяцев 2016 года проведено обобщение судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушения, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ.

Одной из категории дел об административных правонарушениях, рассмотренных на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области за 9 месяцев 2016 года, являются административные дела по ст. 14.2 КоАП РФ.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, являются правонарушениями, предусмотренные по ст.14.2 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Предметом посягательства являются права и законные интересы государства и его монополия в этой сфере; безопасность жизни и здоровья граждан.

Федеральным законодательством устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся федеральные законы от 08.01.1998 N 3-ФЗнаркотических средствах и психотропных веществах", от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". В перечень таких видов продукции и отходов производства входят: вооружение, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

В соответствии с ч.7 ст.2 ФЗ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

В соответствии со ст.10.2 ФЗ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Согласно п. 2 ст. 12, ст.18, ст.25 вышеназванного закона алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Алкогольная продукция, не соответствующая ГОСТам, реализуемая без соответствующих сертификатов, маркировки и лицензий, а также при отсутствии документов, подтверждающих её легальность, подлежит изъятию из оборота, конфискации и последующему уничтожению.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. К незаконным действиям относятся:

Торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота;

Продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию;

Продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.

Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

Санкцией ст. 14.2 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Всего за 9 месяцев 2016 года на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области рассмотрено по ст. 14.2 КоАП РФ 12 административных дел. В отношении 12 лиц назначено наказание в виде штрафа.

Сумма наложенного штрафа составила 18 500 руб.

Среди изученных в ходе проведенного обобщения административных дел по ст. 14.2 КоАП РФ, находившихся на рассмотрении на судебном участке № 3 по г.Гай Оренбургской области, ОтдМВД по Гайскому городскому округу в качестве доказательств, как правило использовались такие материалы, как протокол об административном правонарушении, относящийся к основному источнику доказательств, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания свидетелей, протокол личного досмотра, изъятия, справка об исследовании ЭКЦ УМВД России по Оренбургской области.

Так, административное дело № 5-500/16 в отношении Т. рассмотрено 19 сентября 2016 года мировым судьей судебного участка № 3 по г. Гай Оренбургской области Тафинцевой Т.Н. В ходе судебного заседания было установлено, что 08 апреля 2016 года в 18 час. 55 мин. Т., находясь по месту своего жительства, по адресу: ***, реализовала одну бутылку емкостью 0,5л, со спиртосодержащей жидкостью, нарушив требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", свободная реализация которых запрещена.

В судебное заседание Т. не явилась, извещёна о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Вина водителя в совершении правонарушения подтвердилась следующими доказательствами.

Согласно письменному объяснению Т., 08 апреля 2016 года около 18 час. 55 мин., находясь у себя дома по адресу: ***, она продала за 50 рублей одну бутылку 0,5л спиртосодержащей жидкости мужчине. Вину в содеянном признает.

Согласно письменному объяснению Д., 08 апреля 2016 года в 18 час. 55 мин. он купил одну бутылку спиртосодержащей жидкости 0,5л за 50 рублей в квартире № ***. Его задержали сотрудники полиции, где он сознался, что приобрел спиртное у Т.

Согласно протокола личного досмотра, изъятия от 08.04.2016 года, у Д. была обнаружена и изъята одна 0,5 литровая стеклянная бутылка с прозрачной жидкостью объемом 0,5 литра, которую он приобрел у Т. по адресу: ***.

На основании справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Оренбургской области № И/2-580 от 07 июня 2016г., представленная на исследование одна бутылка бесцветной прозрачной жидкости 0,5л, является спиртосодержащей жидкостью с видимой объемной долей этилового спирта 38%, не содержащей денатурирующих добавок.

Т. была признана судом виновной по ст.14.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1700 рублей.

Так, административное дело № 5-309/16 в отношении А. рассмотрено 20 июня 2016 года мировым судьей судебного № 3 по г. Гай Оренбургской области Тафинцевой Т.Н. В ходе судебного заседания было установлено, что 29 декабря 2015 года в 16 час. 20 мин. А., находясь по месту своего жительства, по адресу: ***, реализовала одну стеклянную бутылку со спиртосодержащей жидкостью объемом 0,5 литр, нарушив требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", свободная реализация которых запрещена.

Дело рассмотрено в отсутствии А., извещённой о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Вина А. в совершении правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

Согласно письменному объяснению А., 29 декабря 2015 года около 16 час. 20 мин., находясь у себя дома по адресу: ***, она продала за 150 рублей одну стеклянную бутылку спиртосодержащей жидкости объемом 0,5 литр мужчине. Вину в содеянном она признает полностью.

Согласно письменному объяснению Ж., 29.12.2015 года в 16 час. 20 мин. он купил одну стеклянную бутылку спиртосодержащей жидкости объемом 0,5 литр за 150 рублей в квартире № ***. На улице его остановили сотрудники полиции, где он сознался, что приобрел спиртное у А.

Согласно протокола личного досмотра, изъятия от 29.12.2015 года, у Ж. была обнаружена и изъята одна 0,5 литровая стеклянная бутылка с прозрачной жидкостью объемом 0,5 литр и с запахом алкоголя, которую он приобрел у А. по адресу: ***.

На основании справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Оренбургской области № И/2-4 от 07 апреля 2016г., представленная на исследование одна стеклянная 0,5 литровая бутылка бесцветной прозрачной жидкости объемом 0,5 л, является спиртосодержащей жидкостью с видимой объемной долей этилового спирта 38%, не содержащей микропримеси диэтилфталата, денатурирующих добавок.

А. была признана судом виновной по ст. 14.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, признание вины и раскаяние в содеянном.

Все административные дела данной категории рассмотрены на судебном участке с соблюдением срока, установленного ст. 29.6 КоАП РФ.

Помощник мирового судьи Н.И.Юрова

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 14.2 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация - продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 14.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под товаром (вещью) по смыслу данной статьи подразумевается предмет договора купли-продажи или предмет отдельных его разновидностей (договоров розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения и др.).

Общие положения о договоре купли-продажи определены § 1 гл. 30 ГК .

Товаром по договору купли-продажи могут быть движимые и недвижимые вещи, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги, иные объекты гражданских прав, за исключением объектов, изъятых из оборота, и объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ограниченно оборотоспособные объекты). Согласно п. 2 ст. 129 ГК виды объектов, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, виды ограниченно оборотоспособных объектов определяются в порядке, установленном федеральным законом.

2. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81), предусмотрены ограничения продажи отдельных видов товаров; согласно п. 13 Правил продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого МПР России; продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой, товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, - на основании разрешения уполномоченного органа.

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

3. Отдельные ограничения торговли предусмотрены непосредственно федеральными законами. В частности, согласно ст. 31 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" запрещена продажа лекарственных средств нестандартного качества или являющихся незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота, что означает и запрет на их продажу. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.

В случае, если владелец некачественных и (или) опасных продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством РФ.

Требования к торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, в том числе предусматривающие и ограничение в такой торговле, определены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ). Согласно ст. 18 данного Закона не подлежат продаже: гражданское и служебное оружие, не имеющее сертификата, номера и клейма, а также патроны к нему без знака соответствия государственным стандартам РФ. Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешение на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (об особенностях лицензирования деятельности по обороту оружия см. п. 3 комментария к ст. 20.8).

4. Продавцом и (или) покупателем отдельных видов товаров могут быть только лицензиаты (см. комментарий к ст. 14.1).

5. Рассматриваемое правонарушение выражается в осуществлении продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена федеральным законом. Постановления федерального Правительства и указы Президента РФ могут вводить данные ограничения, запреты только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 2 и абз. 2, 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

Новая редакция Ст. 14.2 КоАП РФ

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Статье 14.2 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

В ст. 129 Гражданского кодекса установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").

Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии") либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях - незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация - продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

3. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересы государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", иных законодательных и подзаконных актах.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется активным действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил торговли путем незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Предметом правонарушения выступают товары (иные вещи), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Это могут быть радиоактивные вещества, оружие, ядовитые вещества.

Под запрещением свободной реализации товаров понимается их полное изъятие из оборота.

Под ограничением свободной реализации понимается их реализация только при условии выполнения требований, установленных специальными правилами, утвержденными на основании закона.

3. Учитывая бланкетный характер нормы, в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности по данной статье следует устанавливать, какое правило нарушено. При этом под действие статьи не подпадают случаи незаконной продажи (вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если они предусмотрены иными статьями настоящего Кодекса. Например, нарушение правил продажи этилового спирта квалифицируется по ст.14.16, а за нарушение правил продажи товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, ответственность наступает по ст.14.20 (Нарушение законодательства об экспортном контроле).

4. По юридической конструкции правонарушение, сформулированное в настоящей статье, образует формальный состав. Правонарушение считается оконченным в момент предложения к продаже товара (иных вещей), на которые установлен запрет или ограничение. Цели и мотив совершения административного правонарушения не влияют на назначение санкции.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный знает, сознает, что незаконно продает товары, ограниченные или запрещенные к продаже, и желает этого.

6. Субъектом правонарушения выступает физическое, должностное лицо, юридическое лицо, незаконно осуществляющие продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

  • Вверх

Судья Первомайского районного суда г.Пензы Казеева *.*.

с участием прокурора Лейгер *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора Пензенской области на Постановление заместителя руководителя Роспотребнадзора... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении

Карповой *.*. ,

Установила:

Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области... от... за.. Ф.И.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере...

Заместителем прокурора Пензенской области... принесен протест на данное Постановление. В протесте указывает, что Постановление в нарушение требований ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ вынесено... по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности по ст.14.2 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.14.2 КоАП РФ, посягающее на общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, установлен в два месяца и исчисляется со дня его совершения. Вменяемое в вину Карповой *.*. административное правонарушение обнаружено.... Следовательно, последним днем срока давности для привлечения к ответственности являлось... ... Также считает, что доказательств вины Карповой *.*. не имеется, поскольку при визуальном восприятии у Карповой *.*. не возникло сомнений относительно достижения М совершеннолетия, в связи с чем оснований для выяснения возраста последнего у нее не было, на момент покупки табачных изделий и до совершеннолетия М. оставалось... дней.

Просит Постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Пензенской области от... отменить, производство по делу в отношении Карповой *.*. - прекратить.

Решением судьи Первомайского суда г.Пензы от... Постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора от... оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

Решением судьи Пензенского областного суда от... Решение судьи Первомайского суда г.Пензы от... ... и Постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Пензенской области от... оставлены без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

Постановлением первого заместителя председателя Пензенского областного суда от... Решение судьи Первомайского суда г.Пензы от... и Решение судьи Пензенского областного суда от... отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Первомайский суд г.Пензы.

В судебном заседании прокурор Лейгер *.*. протест поддержала по изложенным в нем основаниям.

Управление Роспотребнадзора по Пензенской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть его в отсутствие своего представителя.

Карпова *.*. судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом.

Заслушав объяснения и доводы участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что... инспектором... составлен протокол... об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Карповой *.*. Основанием к составлению протокола послужил факт продажи Карповой *.*. , работавшей продавцом, одной пачки сигарет «Винстон» несовершеннолетнему М, имевший место... в...

Указанный протокол был направлен в управление Роспотребнадзора по... для рассмотрения и принятия решения.

По результатам рассмотрения протокола... заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по... ... установив, что Карпова *.*. нарушила положения ч.1 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», вынес Постановление о привлечении её к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере.... При этом должностное лицо управления Роспотребнадзора по Пензенской области исходило из того, что ст. 14.2 КоАП РФ регулирует правоотношения в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии со статьей 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В силу положений статьи 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно оборотоспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ “Об ограничении курения табака“ на территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Следовательно, в случае нарушения указанного порядка должна применяться ст. 14.2 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Согласно положениям ч.1 ст.23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ, вправе рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека“ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынкаявляется Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Частью 2 ст. 23.49 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, его заместители.

В силу приведенных выше положений закона заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Пензенской области... при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Факт продажи Карповой *.*. табачных изделий несовершеннолетнему М, нашел свое подтверждение, о чем свидетельствуют протокол об административном правонарушении... копия паспорта М свидетельство о постановке на учет... в налоговом органе; кассовый чек..., копия трудовой книжки Карповой *.*.

Вместе с тем в силу положений ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Федеральным законом от 10 июля 2001 годаN 87-ФЗ “Об ограничении курения табака“ либо иным нормативным правовым актом не предусмотрена обязанн Ф.И.О. продажи табачных изделий требовать у покупателей предъявления документов, удостоверяющих их возраст. Исходя из смысла положений названного выше Федерального закона, обязанность продавца удостовериться в возрасте покупателя, и соответственно, обязанность покупателя предъявить документ, удостоверяющий возраст, возникает в случае наличия у продавца при визуальном восприятии сомнений в возрасте покупателя.

Как следует из объяснений Карповой *.*. , данных ею при составлении протокола об административном правонарушении... она осуществила продажу сигарет М поскольку он выглядел старше 18 лет. Поскольку при визуальном восприятии у продавца Карповой *.*. не возникло каких-либо сомнений относительно достижения данным гражданином совершеннолетия, то оснований для выяснения его возраста, истребования документов, подтверждающих возраст либо отказа в совершении покупки у Карповой *.*. . не было. Кроме того, на момент покупки... до совершеннолетия М оставалось меньше месяца.

При таких обстоятельствах судья считает, что объективных доказательств тому обстоятельству, что Карпова *.*. , осуществив продажу табачных изделий М. без выяснения его возраста, не приняла все зависящие меры для соблюдения законодательства, регулирующего оборот табачных изделий, а также осознавала противоправный характер своих действий, не имеется.

На основании вышеизложенного судья приходит к выводу об отсутствии у административного органа достоверных доказательств, подтверждающих наличие в действиях Карповой *.*. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.2 КоАП РФ.

Кроме того, вопреки утверждениям представителя административного органа, административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.2 КоАП РФ, посягает в первую очередь на общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, в частности в сфере торговли. Поэтому при привлечении к ответственности по данной статье 14.2 КоАП РФ в силу положений ст. 4.5 КоАП РФ применяется общий срок давности, исчисляемый со дня совершения административного правонарушения, продолжительностью два месяца.

Из материалов дела следует, что вменяемое в вину Карповой *.*. административное правонарушение было выявлено...

Следовательно, последним днем срока давности для ее привлечения к административной ответственности является...

Между тем, Постановление вынесено должностным лицом управления Роспотребнадзора по Пензенской области... есть по истечении срока давности.

В соответствии с п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, а также приистечении сроков давности привлечения к административной ответственности;

В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено Постановление.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права Постановление заместителя руководителя Роспотребнадзора... от... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Карповой *.*. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Протест заместителя прокурора Пензенской области... - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Роспотребнадзора А... ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Карповой *.*. - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Карповой *.*. прекратить.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.