Граница между Дагестаном и Азербайджаном (Дагестан). Правила принимающей стороны Как проехать границу между дагестаном и азербайджаном

Дагестан с тюркского языка переводится как "страна гор", а Азербайджан - "страна огней" (хотя известны и другие этимологические варианты). Граница между ними проходит по реке Самур, через которую сооружен так называемый Золотой мост. Этимологию этого названия, думаю, объяснять не надо.

Граница между Россией и Азербайджаном официально открыта - ни виз, ни приглашений не надо. Только паспорт пограничнику покажи (до недавнего времени общегражданский, теперь заграничный) и езжай дальше. В аэропорту "Домодедово" вся эта процедура и вовсе занимает не больше десяти минут, а пограничные будочки с их обитательницами в военной форме воспринимаются как вынужденная бутафория.

К слову, и наземные пограничные укрепления по обоим берегам Самура в начале 1990-х выглядели надуманно. По обеим сторонам границы раскинулись лезгинские и аварские села, в которых живут близкие родственники, друзья. Сотни лет парни из "азербайджанских" сел сватали "дагестанских" девушек, "дагестанцы" женились на "азербайджанках". После 1991 года административная граница получила статус государственной, а путь между родственными селами существенно затруднился. В целом таможенники и пограничники к местным жителям относились невзыскательно, но паспорт им приходилось все-таки носить с собой. Какой-нибудь лезгинской бабушке, чтобы проведать внуков на другой стороне реки, надо было выстаивать очередь у пограничного пункта. А не так давно она ходила здесь пешком, при условии, конечно, что поклажа с гостинцами была не тяжела.

Пограничную зону на реке Самур обустроили почти незаметно для местных жителей. Словно из земли выросли заграждения из проволоки, появились полосатые шлагбаумы, узкие проходы между ними, пункты пропуска с деревянными будочками. Стало гораздо больше служивых - пограничников, таможенников, милиционеров, ветеринаров. Заметно прибавилось транспорта, особенно в теплое время года, когда наступает сезон овощей и фруктов. Люди в форме стали подолгу проверять большегрузные автомашины, багажники легковушек. Создавалось впечатление, что в России с приходом новой власти резко усилились требования к качеству завозимых товаров.

Когда я оказался перед шлагбаумом на реке Самур - а произошло это в июне 2001 года, - вся эта территория выглядела хорошо укрепленной и неприступной цитаделью. И "штурмовать" мне ее пришлось ночью. Дела звали в Баку. Но в Москве билетов на самолет не оказалось на ближайшие дней десять. Знакомые посоветовали лететь через Махачкалу. Оттуда на автомобиле можно доехать до Баку за пять-шесть часов. Добираться летом по морскому побережью очень приятно.

А сколько потребуется времени на преодоление государственной границы?

Вот этого сказать не можем. Мы же в советские годы в качестве туристов ездили...

Непредсказуемость перехода и стала для меня решающим аргументом в выборе пути. Взыграл журналистский азарт. Сколько же на самом деле потребуется времени? Удачная возможность оказаться на месте воображаемой лезгинской бабушки, внуков которой угораздило родиться на противоположном берегу Самура.

К пограничному пункту пропуска я подъехал на такси поздним вечером, примерно за час до полуночи. Друзья предлагали переночевать в Махачкале, утром обещали дать машину и поговорить с кем надо для беспрепятственного преодоления границы. Объяснить, что я не для этого летел из Москвы, что мне нужны впечатления рядового путника, оказалось сложно. Мой журналистский интерес был принят за стеснительность. Пришлось лукавить - говорить, что уже на завтра намечена встреча с очень серьезным человеком в Баку. Кавказский человек может не понять профессиональные условности журналистской работы, но важное дело, да еще с "очень серьезным человеком", для него превыше покоя. Меня отпустили с богом. И на самой границе я не стал искать людей, которые за определенную плату, как здесь принято, устроили бы проезд без очереди.

Когда поедете на ту сторону? - спросил я водителя обычной приграничной маршрутки. Интересная деталь: преодолеть этот участок государственной границы, как мне объяснили, можно было только на транспорте. Пешеходов за шлагбаум не пускали - так решалась проблема занятости местных водителей маршруток и еще чьи-то финансовые проблемы, поскольку проезд через пограничную территорию (участок длиной пятьсот метров) стоил 3-10 долларов в зависимости от вида транспорта.

Есть еще три места в салоне. Садись, останется два, - ответил водитель.

Двух пассажиров мы ожидали минут сорок. К границе люди подъезжали группами, они нанимали или легковое такси, или искали другую маршрутку. Один человек из нашей маршрутки не выдержал ожидания, вышел и каким-то образом проник во впереди стоящую машину. Остальные терпеливо замерли в салоне. В основном это были женщины. Несколько пожилых - в длинных темных юбках, с тюками. Очевидно, женщины занимались торговлей. Дама средних лет с маленькой сумочкой походила на врача или учительницу, добирающуюся домой после рабочего дня. Рядом с водителем сидел молодой парень в белой рубашке вообще без всякой поклажи, к тому же навеселе.

Наконец все места в маршрутке оказались заняты и мы под ободряющий гул пассажиров преодолели первый шлагбаум. Маршрутка поползла по гравийной дороге мимо пограничного бронетранспортера, милицейских "Жигулей", небольшого покосившегося домика с флагами Российской Федерации и Республики Дагестан. Затем машина повернула в сторону, объехала небольшую лужайку, огороженную плетенной из проволоки сеткой, и опять встала как вкопанная. Впереди нас тянулся хвост автомобильной очереди.

Еще один шлагбаум, - пояснил парень в белой рубашке. Женщины в салоне никак не выражали своего нетерпения. Недовольно ворчали только парень и я. Он это делал вслух, я - про себя. Парню захотелось от нетерпения закурить, мне - свежего воздуха. Мы оба вылезли из маршрутки.

Живительный ветерок со стороны моря согнал сонливость. Часы показывали полночь. Темная южная ночь расслабляла, однако намекала и на неожиданности. Сбоку послышался хруст гравия, и передо мной возникла фигура человека в милицейской форме. Это была первая неожиданность.

Слышь, у напарника день рождения, получится на подарок? – спросил с ярко выраженным местным акцентом человек в форме.

Сколько надо? - уточнил я.

Полтинник посмотри. Чисто по-братски, - ответил мой собеседник.

У меня есть тридцать, - предложил я.

Полтинник посмотри. И поехал туда-сюда, еще другому дал.

Посмотри по-братски, - посоветовала фигура.

Торговаться с человеком в форме да еще темной ночью на берегу стремительной реки Самур мне даже понравилось. От сонливости не осталось и следа.

Есть сто рублей, - предложил я. Но мой собеседник, видимо, уловив какой-то подвох, отошел в сторону. Пройдя несколько метров, он наткнулся на подвыпившего парня в белой рубашке. Между ними произошел похожий диалог. Длился он недолго, так что человек в форме вскоре опять появился возле меня. Очевидно, его терзали какие-то сомнения - с какой стати ему суют взятку, превышающую тариф в два раза?

Есть сто, - вновь предложил я.

Ну, ты интересный человек, - рассмеялся парень, неожиданно повернулся и зашагал прочь.

Дагестанский блюститель порядка был в своей просьбе не одинок, подобных предложений - "дай полтинник, и поехал дальше" мне довелось немало услышать в ту ночь по обеим сторонам "Золотого моста". Но все же на российском берегу это делали несколько грубовато, "с наездом". Без добродушия и улыбчивого лукавства, чего на азербайджанской стороне оказалось в избытке. Мне подумалось, что определить на каком ты находишься участке границы, можно было даже по выражению лиц служилых людей с погонами.

Продолжение следует

Напряженная ситуация на российско-азербайджанской границе может вылиться в конфликт международного характера, если правоохранительные органы России не примут своевременные меры в отношении бастующих дальнобойщиков. Об этом заявил ответственный сотрудник Бакинского офиса Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Али Искендеров, комментируя информацию ряда СМИ об акции протеста российских дальнобойщиков.

По его словам, акция протеста проводится российскими водителями фур уже неделю. Они перекрыли дороги по всей территории Дагестана и отказываются работать. Водители требуют не применять к ним новую систему платежей "Платон" (система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), внедренную год назад.

В ходе акции российские водители сожгли несколько своих автомобилей.

"В то же время, это бесчинство сказалось и на наших водителях. 80 процентов азербайджанских дальнобойщиков возят грузы (в основном сельскохозяйственную продукцию) на территорию России. Российские водители пытались уговорить наших дальнобойщиков примкнуть к акции протеста, заявив, что и им придется платить по системе "Платон",- сообщил Искендеров.

Однако, азербайджанские водители не хотят присоединяться к бастующим. Если дальнобойщики не доставят скоропортящийся груз в обговоренные в документах сроки, то будут оштрафованы.

В связи с этим дальнобойщики из Азербайджана, заручившись поддержкой трех полицейских автомобильных конвоев, пытались прорваться через блокаду протестующих, но были обстреляны из пневматического оружия и забросаны камнями. В настоящее время на российско-азербайджанской границе простаивает до сотни азербайджанских автомобилей. Точное их количество неизвестно.

"В связи с этим мы обратились за помощью в Государственные таможенные комитеты АР и Дагестана. Кроме того, написали письмо в головной офис нашей организации в Женеве. Водители держат связь с нами и докладывают ситуацию. Говорят, что наши таможенники в отместку стали задерживать российских дальнобойщиков, потому что поступила информация, что участники акции протеста побили нескольких азербайджанских водителей", — отметил Искендеров.

По некоторым данным, на место происшествия должны были выехать российские войска специального назначения, чтобы разогнать протестующих.

Как и обещал в прошлый раз, сегодня мы будем попадать в новую страну. Из названия статьи понятно, что этой страной будет еще одна часть пост-советского пространства – Азербайджан. После уже дважды посещенной Грузии и развеянных мифов по поводу нее, я догадывался, что люди должны быть примерно такими же гостеприимными, но все равно была доля сомнений. Ведь страна мусульманская, а о туристических поездках туда я вообще практически ничего не слышал. Но самое интересное было другое, вы ведь помните, что в прошлом году мы с Милой ездили в , наверняка, вы так же осведомлены, что азербайджанцы не очень то жалуют путников с той стороны. Начитался в интернете обо всяких “мариновательных” процессах, теперь придется все на своей шкуре испытывать, все ли верно, что пишут.

Автостопом до границы с Азербайджаном.

Из нам удалось добраться до следующего грузинского населенного пункта – Цнори. Местечко надо-сказать совсем не презентабельное, хотя рядом с границей… чего я удивляюсь. В поисках чего-нибудь пожевать, мы заглянули в одну из местных пекарен с надписью “хачапури”, после чего нашли тихое, на наш взгляд, местечко возле полуразвалившегося деревянного дома, чтобы нам никто не мешал есть.

Неожиданно из дверей вышел грузин, на внешность типичный зек и, приметив двух “явно не местных” решил замучить нас вопросами. При общении с таким товарищем, даже горячий хачапури в горло не лез, пришлось сменить место обеда.

В очередной раз нам повезло сесть в машину с грузином, который ехал напрямик в Азербайджан через границу, да еще и в Кахи – первый город, где мы планировали бросить вещи. Водитель жил и там и тут, в этом нет ничего удивительного, потому что города Кахи и на самом деле некогда принадлежали Грузии. Любопытно, что азербайджанцы с грузинами по этому вопросу не воюют, как с армянами из-за . С чего я решил, что эти земли грузинские? Во-первых потому, что там до сих пор живет около 90% грузин, а во вторых, потому что после Шеки вдруг неожиданно шикарные зеленые горы превращаются в полу-степь, каких мы уже нагляделись в . Что я рассказываю, приедем, сами все увидите.

Пограничный пункт Грузия – Азербайджан.

На пограничном пункте нам пришлось вылезать из машины, пассажиры идут пешком, а водитель едет на свой проходной пункт. С грузином договорились, что встретимся на другой стороне, так как есть большая вероятность, что пешком мы доберемся туда быстрее.

Грузинский пункт мы прошли нормально, почти без очереди, да и на азербайджанском было не много народу. Я больше переживал за армянский штампик в , но вопреки моим опасениям, пограничник лишь с ухмылкой спросил, понравилось ли нам в Армении и как у них там дела (главное не говорить что были в Нагорном Карабахе, тогда вас точно не пустят, ещё и в чёрный список внесут). Уфф, похоже все не так ужасно, как об этом пишут в интернете. То есть и азербайджанскую границу мы прошли беспрепятственно.

Наш водитель был прав, за воротами пограничного пункта мы оказались первыми, и как только их переступили, нас тут же со всех сторон оккупировали таксисты, чуть ли не дергая меня за рукав со словами “дяденька возьми машинку”. Нигде таких приставал не видел на Кавказе, как здесь. Один из них видать уже имел дело с подобными нам товарищами, и сразу сказал другим, что это автостопщики, они на такси не поедут. После чего дышать стало значительно легче.

У ближайшего дерева на пригорке устроилась кучка турков, фуры которых стояли тут же неподалеку. Наверняка, они здесь себя более комфортно чувствуют, как я понял у них и язык похож на местный, когда стал слышать в азербайджанской речи знакомые слова. Однако, я думаю, с русским здесь тоже не должно быть проблем.

Через минут 10 фурщики разом вскочили на ноги, и двинулись к машинам, а мы спокойно заняли их место, чтобы спрятаться от жаркого дневного солнца. Еще через несколько минут показалась знакомая машина с грузином, которая остановилась рядом с нами. Дальше нас ждал город Кахи.

Первые впечатления и вечер у реки Курмухчай.

Когда мы начали подъезжать к первым населенным пунктам, я удивился, что все улицы и дороги перестраиваются чуть ли не так, как в Турции. Может по всему миру новая программа “сделай свою страну лучше”, а Россию опять стороной обошли? Оказалось, что мы приехали как раз пред президентскими выборами в Азербайджане, о чем говорили предвыборные плакаты с изображением Ильхама Алиева (нынешний президент, кто не в курсе).

Наверное по этой же причине дома, ворота которых выходили на дорогу, решили застроить новыми заборами. А старый забор выкрасить в черно-белый цвет а-ля “буренка”. Вся эта суматоха выглядела довольно забавно, жаль только дороги не везде еще успели доделать.

Грузин заехал в один из магазинов, чтобы купить внуку велосипед в подарок, а потом еле запихал его в багажник. Так и ехали с открытым багажником и привязанным велосипедом, постоянно оглядываясь, не потерялся ли тот по дороге.

В город мы заехали уже вечером, поэтому мы решили оставить на завтра. Грузин сразу спросил, где мы намерены ночевать. Я ответил, что нам неплохо бы найти местечко для бесплатного “кемпинга”. Тот почесал затылок, а потом заявил, что знает отличное место на природе рядом с рекой, где можно спокойно обосноваться.

Уже зная о нулевом опыте путешествия с палаткой местных жителей, я скептически отношусь к подобным заявлениям, многие реально не представляют себе, как это спать в палатке “посреди прохожей улицы”, но упорно предлагают этот вариант.

Однако, к моему удивлению, место, куда привез нас грузин было просто идеально для тихого отдыха в палатке, и можно сказать, что находилось оно в черте города. Напоминает небольшой парк с маленькими уличными кафешками, куда обычно всей семьей приезжают на шашлыки или просто отдохнуть с друзьями на природе. Здесь даже уличные столики имелись, за одним из которых мы изначально и расположились.

Грузин уехал, а я пошел изучать обстановку. Пока спрашивал по пути на русском, где тут и что находится, успел перезнакомиться с кучей азербайджанцев, которые угостили нас чаем и чуть позже шашлыком с овощами, а так же узнав мою профессию приглашали на работу в Баку оставив свои координаты. Кажется, в Азербайджане нам тоже понравится:). Кроме того, ребята предложили поговорить с хозяином местного кафе, которое находится чуть дальше по дороге, может нам предложат неплохой вариант ночевки.

Но я уже нашел хороший вариант для палатки. Можно сказать в тупике, где с одной стороны были большие каменные валуны, а с другой – русло реки Курмухчай. Встретить вечер в этом тихом природном уголке мира – просто романтика.

Я думаю, что автор данного отзыва до посещения Азербайджана не испытывал такой антипатии к данному государству. Во многом он прав, посещал Азербайджан в августе 2015 года, тупость и хамство на границе с обоих сторон, 3 часа простоял по дроге в Азербайджан, азербаиджанские таможенники на посту "Самур" абсолютно никуда не торопились, то и дело "цай пыли", а один из них особенно поразил, уровень психики - имбицил, постоянно бубнил себе одно ему знакомое слово, как ему казалось на русском, "диклярасиа", видно папа у него хороший. Открыто взятку не требовали, но взяли за временный ввоз на 1 мес. и страховку 4200 рублей, как потом понял, это на 2500 руб. было больше, а если что, так это же не взятка, это просто "биля ашипка". С автомобиля 2004 г.в. об. 2,0 л., 150 л.с., заставили оставить 3500 долларов США (потом я этому был очень рад). Весь багаж через рентген, и это все на руках, находившаяся там тачка в замасленном виде мне не понравилась. Отдельная тема - пограничники, 37 минут всматривались в мои документы, выискивая армянские гены, хотя, я нашел бы у них самих эти гены за 5 минут. Выехали, упс, примерно 10 км разбитой, в ухабинах дороги, так сказать добро пожаловать дорогие туристы, якобы ее ремонтируют, я видел, что явно хотели это сделать, да «хотелка» - 120 долларов за баррель нефти, закончилась. Первый пост ГАИ, проехал со скоростью 15 км\ч, через 2 минуты догоняет "передвижка", требуя чтобы вернулся обратно, на посту мне предлагают снять тонировку с задних боковых стекол, так как якобы это недопустимо по правилам республики, а то, что автомобиль на временном ввозе и по правилам России это допустимо, их это не волновало. Сами отодрали мелки куски, больше не смогли из-за старого клея, согласились, что это уже не тонировка, и пожелали счастливого пути, я им пожелал работы постовым на улице.

Город Баку…., конечно, Евровидение и европейская олимпиада наложили свой отпечаток, отличные дороги, развязки из 5 направлений, навигатор с ума сходил, как и я. Красивые здания. Облагороженные хрущевки песчанником. Люди приветливые, отзывчивые….. А вот и все из хорошего, море надо ловить, чтобы не цвело, песок, да не песок это, а ракушечник, где-то есть и получше пляжи в стране, но это платно и дорого. Насчет дорого: допусти бензин 95-й стоит примерно 90 центов США (сами можете перевести на рубли), проблема с сжиженным газом, местами он есть по 30 рублей наших, но вот переходники к итальянским системам есть мало где. Все продукты примерно в 2,5 раза дороже российских цен, а теперь думаем топливо дорогое, продукты дорогие, и какой отдых может быть тогда. Местные говорят, что Азербайджан очень богат, все растет, согласен, но вот где курирует сам президент Алиев, там порядок, а где его окружение, там бардак. За все нужно платить, в России дают взятки за неправомерные действия чиновников, здесь эти действия совершать никто не будет, а вот просто за ваши законные права нагло сдерут хоть что-нибудь.

В августе жарко, пытаются убирать город, но все равно он грязный (его цвет серо-желтый), потому что менталитет населения сразу не поменять, к примеру, прекрасные подземные переходы в мраморе с эскалаторами, а пешеходы бегают через трассы.

Дорога обратно, 1, 5 час на азербайджанской таможне, 2 часа на нейтралке, на мосту, надежность которого вызывает сомнения, поэтому двигатель не глушил, туалетов нету, из сервиса - убогая старушка, предлагавшая воду за недорого, слава Богу, день был нежаркий, и поэтому ее бизнес шел плохо. КПП Ямагар, таможенники раскручиваю барыг, везущих шмотьё в Дагестан, пограничники ненавязчиво им в этом помогают, потэтому, и простоял 2 часа на мосту, высказал все, что думаю в адрес одного прапорщика, он сказал, что сами сильно устают, интересно, а утром руки не устают бабло считать, стыд ПОГРАНВОЙСКАМ, которым я отдал 2 года на реальной границе. А в самом конце 3 хмыря из ФМС, стали меня запугивать необходимостью прогнать автомобиль через рентген сканер, можно и не заезжать, только оставь что-нибудь, я им ответил, что мой автомобиль пока не стал фурой, и вообще это не ваше собачье дело, ищите своих незаконных мигрантов, в их очах энтузиазм сразу погас, и я поехал дальше.

Кстати, на разнице курса доллара, за то время пока мои 3500 были на депозите, я выиграл почти 35 000 рублей.

Средства нужно оставить на депозите. для европейских а/ до 2008 г.в., Японии до 2011 г.в., Кореи до 2006 г.в., России до 2014 г.в,

Вообщем, уважаемые граждане Азербайджана, я вам со всем уважением желаю, чтобы глубокоуважаемый Эльхам с его красавицей женой посмотрели на своих помощников один раз на их креслах, а другой, когда они будут на нарах, там им и место. Иначе там делать нечего, отдыхать дорого, а работать не дадут, знакомый привез фуру спичек, простых, Балабановских, половину отобрали, половину дали продать, предупредив, что следующий раз заберут все, потому что этот бизнес уже чей-то.

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Азербайджан располагается в в Закавказской части Передней Азии, и заключен в объятия Кавказского хребта с севера и Карабахскими и Талашскими горами на юге. С севера на юг протяженность страны 400 км, с запада на восток – 500 км. Большая часть территории Азербайджана приходится на горные районы, а именно хребты Большого и Малого Кавказа, Карабахское нагорье.

Административно делится на 59 районов, 1 автономную республику (Нахичеванскую) и 11 городов.

Границы и площадь Азербайджана

Азербайджан граничит с Россией на севере (Дагестан), западная граница с Арменией и Грузией. На востоке граница проходит по омывающему страну Каспийскому морю.

Страна занимает территорию площадью 86300 квадратных километров.

Столица Азербайджана – город Баку .

Карта Азербайджана

Часовой пояс

UTC+4.

Население Азербайджана

Около 8 миллионов человек. Более 90% составляют азербайджанцы, 2,5% русские. Также присутствует большое число горских народов.

Язык

Официальный язык – азербайджанский. Повсеместно также хорошо знают русский.

Религия

Подавляющее большинство жителей Азербайджана исповедуют ислам.

Финансы

Официальная денежная единица – азербайджанский манат. Обменять валюту не представляет никакой проблемы.

Медицинская помощь и страхование

Законодательство Азербайджана предполагает оказание гражданам других государств только экстренной помощи. Рекомендуется приобретение страхового свидетельства международного образца. С его помощью можно получить помощь в частных клиниках, в том числе в Баку.

Напряжение в сети

220 Вольт. Частота 50 Гц.

Международный телефонный код

994.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.