Главный регион оттока населения. Внутренняя миграция в россии

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играет первостепенную роль в жизни нашей страны. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности.

Понятие и классификация миграции

Миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Миграция населения – сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

Миграцию населения классифицируют по ряду признаков:

В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

По временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения.

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. д.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

Важное значение имеет классификация миграций по причинам . Среди главных причин миграции населения:экономические, социальные, политические (бегство от расовых, религиозных притеснений),военные (эвакуация, депортация).

По формам реализации миграция делится наобщественно-организованную , осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, инеорганизованную , которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких – либо учреждений.

В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную .

Современная миграционная ситуация в рф

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время кположительным факторам относятся демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно – политической, экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны, что приводит к территориальной и отраслевой диспропорции.

Внутренняя и внешняя миграция

Какие бывают виды миграции населения

Внешняя миграция в России на сегодняшний день представляет достаточно большую проблему, поскольку наблюдается непрерывное увеличение количества эмигрантов. Согласно официальной статистике, масштабы миграции, с учетом ее увеличения за последний год на 16%, в другие страны через десять лет превысят показатель в 600-800 тыс. человек в год.

  • нестабильность политической ситуации в России;
  • низкий жизненный уровень;
  • отсутствие веры в возможный переход к рыночным взаимоотношениям в том виде, какими они должны быть;
  • отсутствие стимула к творческому и эффективному труду;
  • невозможность реализации себя как личности и пр.

Внешняя и внутренняя миграция

В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % - в Израиль, 12 % - в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению - если в 1994 г. в США направлялись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2000 г. - только 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграционном потоке из России в США постоянно увеличивалась - к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. - 63 9%, в 2000 г. - 65% [ 13, С. 62 ].

Незначительное количество иммигрантов (12 тыс. человек) приехали из этих стран. Так, из Германии прибыли 1832 человека, из Израиля - 1620, США - 455, Греции - 226. Среди прибывших иммигрантов доля людей, не достигших трудоспособного возраста, составляет 8,4 %, старше его - 6,4 %, а трудоспособного возраста - 85,2% .

Что такое внутренние и внешние миграции

Миграция - это перемещение из одного места пребывания в другую. Обычно миграции делят а внешние и внутренние. Внешние миграции - это когда человек в поисках лучшей жизни покидает территорию родной страны и становится эмигрантом. Часто на эмиграцию человека толкает война, плохая экономическая ситуация в родной стране, отсутствие возможностей для самовыражения, возвращение на историческую родину предков и ряд других причин. Например все мы помним возвращение евреев в Израиль или текущий кризис с беженцами в Европе.

Роль миграции населения в развитии человечества многогранна. Она влияет на географию, структуру и динамику населения мира. В прошлом известны массовые перемещения людей, например, оказывается большинство населения Америки и Австралии состоит из потомков иммигрантов. Что такое миграция?! МИГРАЦИЯ (от лат. migratio - переселение)- это перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства. ВНЕШНЯЯ миграция подразделяется на ЭМИГРАЦИЮ - выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или длительный срок, и ИММИГРАЦИЮ - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или длительный срок. ВНУТРЕННЯЯ миграция - перемещение населения по территории страны.

Доля соседских миграций в общем объеме прибытий в 2010 году, %

Изменение доли соседской миграции в 2012/2010 годах

Высокая (более 45%)

* в общем числе анализируемых регионов (81) отсутствуют Калининградская и Сахалинская области РФ, не имеющие сухопутных границ с другими регионами РФ.

Источник : Росстат, данные текущего учета.

Очень пестрым – и с географических, и с социально-экономических позиций – выглядит тип регионов с низкой долей соседских перемещений: здесь и депрессивные регионы Центра и Северо-Запада (например, Костромская, Тверская, Брянская, Псковская, Новгородская области), и регионы Дальнего Востока, население которых и в силу внутренней несвязанности пространства, и в силу исторически сложившейся незначимости миграций внутри Дальнего Востока, традиционно предпочитает переезжать «на материк» - территории Урала и западнее. Здесь же Краснодарский край, нефтяные округа, обе столицы. Всё это регионы, аттрактивные для самых разных мигрантов, отнюдь не только из близлежащих к ним областей.

Средний тип – это половина из всех регионов Центрального, Северо-Западного и Приволжского округов, отдельные представители Кавказа, Юга и Сибири.

В списке регионов с высокой долей соседских миграций нет ни одного региона Центра и Северо-Запада, но почти весь Урал (кроме нефтегазодобывающих округов) и обильно представлена Сибирь.

Отметим, что параметры соседских миграций детерминируются не столько количеством регионов-соседей, сколько их локализацией относительно соседних – более сильных или более слабых – регионов и общим пространственным положением в российской миграционной системе.

При этом за 2010-2012 годы наблюдается некоторое сближение значений показателя: у 30% регионов с низкой долей соседских миграций этот показатель растет, у 55% регионов с высокой долей, он снижается. Иными словами: там, где соседская миграция была неинтенсивной, она в большей мере росла; там, где была интенсивной, она в большей мере снижалась.

Видео удалено.

Исходя из динамики доли соседских миграций в 2012 году в сравнении с 2010 годом, изменение статистического учета миграций или реальное изменение направленности миграционных потоков привело к усилению значимости территориально близких миграций в первую очередь для регионов Центра, у которых анализируемый показатель в подавляющем числе случаев рос (у 12 из 18 регионов округа) и снижение в Сибири, где в 9 регионах из 12, формирующих округ, он падал.

Источники


  1. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. - М.: Юстицинформ, 2011. - 704 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект - Москва, 2011. - 216 c.
  3. Все материалы для создания данного сайта тщательно обрабатывались для точности и удобства чтения. Перед применением найденной на ресурсе информации - необходима обязательная консультация с профессионалами.

За 1989-2014 года естественная убыль (рождаемость минус смертность) населения городов составила не менее 8,2 млн. Однако эта убыль компенсировалась миграцией из села и стран ближнего зарубежья, а также административными преобразованиями, когда сельские поселения включались в состав городов. В результате жителей городов стало больше на 3,7 млн (+3,1%). Но если не учитывать административные изменения, то прирост за 25 лет будет равен всего 0,9%.

Миграция населения в крупные города привела к деградации небольших населенных пунктов. Число городов с населением меньше 12 тыс. чел. (один из критериев для присвоения населенному пункту статуса города) выросло с 157 до 246. Выходит, что каждый пятый российский город не соответствует своему статусу. Девять городов в период с 1989 по 2014 были лишены своего статуса, два из них (Чехов и Горнозаводск Сахалинской области) вошли в топ-10 городов, потерявших больше всего жителей за 25 лет.


На фоне роста общего числа населения городов численность жителей в городах до 50 тысяч человек за 25 лет сократилась с 18,9 млн до 16,7 млн человек (-12%). И это данные официальной статистики - в реальности ситуация может быть еще хуже.


Север - минус, Кавказ - плюс

Если посмотреть на регионы, то в наибольшей степени население городов сократилось на Чукотке - минус 46% без учета административных изменений.
Среди лидеров по убыли и такие северные регионы, как Магаданская (-41%), Мурманская (-36%) и Сахалинская (-22%) области, Камчатский край (-31%).
Наибольший прирост населения городов отмечен в Ингушетии (+97%), Дагестане (+64%), Москве (+34%), Ханты-Мансийском АО (+32%).


Структурно изменение численности населения городов существенно различается. Если города Северного Кавказа росли преимущественно за счет естественного прироста населения и миграции из сел, то, например, Москва - за счет миграции из других регионов и стран. На фоне вымирания на 0,95 млн чел. столица пополнились приезжими на 1,05 млн чел., а с учетом незарегистрированного движения населения - на 3,9 млн (или на 44%). Санкт-Петербург вымирал сильнее Москвы, однако его потери были во многом компенсированы миграцией и вхождением в состав города близлежащих муниципальных образований.

Лидером по естественному приросту населения в городах за все 25 лет является Ингушетия (рост в 2,3 раза), затем Дагестан (+30%), Ямало-Ненецкий АО (+23%) и Ханты-Мансийский АО (22%).


В 67 регионах зафиксирована убыль относительно 1989 года. Самыми вымирающими являются города центральной и северо-западной части России: Тульской (-22%), Ленинградской (-21%), Ивановской (-19%), Тверской (-18%), Псковской (-16%) и других областей.

К концу 90-х годов, по данным Росстата, промышленность России сократилась в два раза по сравнению с 1990 годом, а реальная заработная плата - в 2,5-3 раза, что существенно повлияло на рост смертности и снижение рождаемости в городах. Спад производства и реальных доходов населения привел к естественной убыли горожан, причем у этих показателей наблюдается положительная корреляция.


Согласно расчетам РБК, особо показательной стала ситуация в европейской части России и на Урале: чем больше сокращалось производство, тем больше населения теряли города. И наоборот. Среди центральных областей России, например, выделяется Белгородская область, где производство выросло по сравнению с 1990 годом в 2,5 раза, а население городов - на 21%. Антирекорд у Ивановской области, которая потеряла 75% промышленности и 18% населения городов.

Города-«призраки» и быстрорастущие города

Абсолютным лидером по сокращению населения является ЗАТО Островной (Мурманская область) - минус 87%. Автомобильного или железнодорожного сообщения с Островным нет. На территории ЗАТО расположен объект «Гремиха», где хранится отработанное ядерное топливо и другие радиоактивные отходы. Раньше в Островном располагалась крупная база Северного флота (атомные подводные лодки), но с началом 90-х годов военно-морские части были либо расформированы, либо переформированы, как результат - исход жителей. С 1998 года реализуется программа по вывозу радиоактивных отходов из «Гремихи» для дальнейшего захоронения. Что будет с Островным, когда его покинет последний эшелон с радиоактивными отходами, неизвестно.


Высокое сокращение населения с 1989 года наблюдалось также в Игарке (-72%), Сусумане (-69%) и других городах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Как правило, причина для снижения численности жителей таких городов одна - закрытие градообразующих предприятий в 90-х годах.

Лидером по приросту населения является административный центр крупнейшего российского нефтегазоносного региона - Ханты-Мансийск (+171%), если исключить созданный с нуля город Магас в Ингушетии. В 2000-е годы на фоне многократного роста цен на нефть Ханты-Мансийск стал одним из самых заманчивых городов для миграции. На протяжении 10 лет в Ханты-Мансийск приезжает в среднем более чем по 3 тыс. чел. ежегодно. Причем чем больше росли цены на нефть, тем больше новых жителей прибывало.

Далее по уровню прироста числа жителей идут город-«спутник» Москвы Котельники (+126%), «нефтяник» Губкинский, ЯНАО (+106%), чеченский город Шали (+102%), а также «спутник» Петербурга - Всеволожск (102%), где в 2000-х годах было размещено сразу несколько крупных производств иностранных инвесторов (Ford, Nokian Tyres, Merloni).​


У Котельников сегодня налицо все столичные атрибуты: активная жилищная застройка, скорое открытие станции метро, огромный торговый комплекс, пробки на МКАД и гастарбайтеры. По переписи 2010 года только 76% жителей города назвали себя русскими по национальности, что существенно ниже, чем в других городах Подмосковья. Губкинский, как и Ханты-Мансийск, стал заложником высоких цен на нефть, здесь находится крупная «дочка» «Роснефти» - «Пурнефтегаз». В отличие от перечисленных городов, Шали своим ростом числа жителей обязан не миграции, а рождаемости: город входит в топ-20 по этому показателю в стране. При этом официальная безработица в Шалинском муниципальном районе (отдельных данных по городу нет) превышает 14%, а субсидии составляют 84% от местного бюджета за январь-ноябрь 2014 года. Иными словами, город растет, но живет не на свои деньги.​

Какое будущее у российских городов

Благодаря высоким ценам на нефть в 2000-х годах, негативные тенденции в развитии российских городов замедлились. В отдельных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока в последние несколько лет даже наблюдается прирост населения.


Тем не менее экстраполяция данных на краткосрочный и среднесрочный период показывает, что миграция из небольших городов в крупные продолжится. По расчетам РБК, число городов с населением менее 12 тыс. чел. через 10 лет может достигнуть 300, то есть около четверти российских городов не будет соответствовать своему статусу.

Из-за высокой рождаемости и высокой безработицы на Северном Кавказе продолжится миграция местного населения в крупные города европейской части России и их «спутники» (см. пример Котельников).


Если ситуация на Крайнем Севере и Дальнем Востоке относительно стабилизировалась после тотальной миграции на «большую землю» в 1990-х и начале 2000-х годов, то теперь нас ожидает вымирание исконно русских городов средней полосы России - в Брянской, Владимирской, Тульской и других областях. Кроме миграции населения в столичный регион, отрицательно будет сказываться старение населения этих регионов.​


Как мы считали
1. Первичными источниками информации являются данные переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов, данные Росстата на 01.01.2014, а также база данных ГМЦ Росстата «Экономика городов».
2. Все расчеты производятся на основе данных о населении городов, что отличается от методики Росстата, который публикует данные о численности городского населения (в состав городских поселений и округов входят также сельские поселения, которые мы не учитывали, чтобы соблюсти «чистоту» исследования населения городов).
3. Основным показателем является изменение численности населения города, «очищенное» от результатов административных изменений. На наш взгляд, это более правильный показатель, не позволяющий искусственно завысить число жителей «умирающего» города за счет присоединения других населенных пунктов.
4. В общем случае основной показатель рассчитывается как изменение численности населения города 2014/1989 к численности населения города 1989. Для городов, которые затронули административные изменения (202 населенных пункта), использовались несколько вариантов расчета:
4.1. Если населенный пункт ограничился изменением статуса, например из поселка городского типа став городом, то использовалась общая формула расчета.
4.2. Если административные изменения привели к росту менее чем 2% от общей численности населения города, то использовалась общая формула расчета. Погрешность такого расчета не превышает плюс-минус 1 п.п.
4.3. Если административные изменения привели к росту или снижению более чем 2% от общей численности населения города, то использовались специальные формулы расчета (112 населенных пунктов). Такие формулы учитывают ежегодные изменения численности населения города до и после административных изменений границ города.
5. Данные о естественном движении (прирост-убыль) и миграции населения городов, административных изменениях взяты по годам из базы ГМЦ Росстата. Эти сведения были вручную проверены, исправлены и дополнены на основе информации из других официальных источников.
6. В ходе исследования мы обнаружили неучтенное официальной статистикой движение населения - расхождение между данными на момент переписи и данными за предыдущий период, а также движением населения между двумя переписями. Как сообщили РБК в Росстате, перепись является наиболее точным показателем учета численности населения, в то время как расхождения могут появляться в первую очередь из-за «неучтенного движения» населения. Данные по «неучтенному движению» использовались для коррекции расчетов основного показателя.
7. «Неучтенное движение» населения городов рассчитывалось путем вычитания из численности населения городов на 1 января 2014 года численности на момент переписей, размера естественного движения, миграции населения и результатов административных изменений. Неучтенное движение населения преимущественно отражает незафиксированную органами учета и статистики миграцию населения, отчасти выявляемую при проведении переписей, а также пропущенные данные за 1989, 1990 и 2013 года.
8. Данные по миграции и естественному движению отсутствуют по ЗАТО и городам Крыма, что оказало влияние на показатель «неучтенного движения» населения в целом по России.
9. Расчет изменения численности населения городов по регионам проводился с учетом административных изменений. Погрешность изменения численности населения городов не превышает плюс-минус 1 п.п. Для шести регионов, в которых административные изменения значимо влияют на численность населения городов (например, Чукотский АО с появлением третьего города), применялся расчет по годам до и после административных изменений.

Миграции населения - переселение людей из одних районов проживания в другие. Выделяют внутреннюю миграцию - переселение людей из одного места постоянного жительства в другое в пределах одной страны и внешнюю миграцию - переселение из одной страны в другую. При этом выезд из страны (региона) определяется как эмиграция, въезд в страну (регион) - как иммиграция.

Различают много видов внутренних миграций. В Советском Союзе наиболее многочисленна и постоянна была миграция населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988 г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн человек, т.е. 44% общего числа горожан! В 1990-е гг. в России начался процесс обратного переселения - из города в село, правда, несравнимо меньший по масштабам.

Существует также переселение из одних сельских населенных пунктов в другие, но оно незначительно. Значительна миграция из малых городов в крупные.

Существует также дальняя (межрайонная) миграция. В довоенные голы переселение шло из районов Центральной России на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы. В 1950-е гг. шло массовое освоение огромных массивов земель в Казахстане и Западной Сибири. В советский период миграция из районов старого освоения в районы нового освоения поддерживалась путем повышения оплаты труда, увеличения отпусков и других льгот.

С начала 1990-х гг. картина внутренней миграции в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности (поскольку в условиях кризиса переезд и устройство на новом месте - сложная проблема) многие бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к заработной плате). Нынешние доходы населения Севера не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. За 1990-2013 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла в 1990-е годы положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Для жителей Севера миграция в более обжитые районы России стала одним из основных способов выживания в кризисных условиях. При этом уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения.

Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего, Центральная Россия, Северо-Кавказский район и Урало-Поволжье, Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

С начала 1990-х гг. изменилась и миграция между городом и селом. Миграционный отток из села в город резко сократился. Более того, отмечалось даже переселение горожан в сельскую местность (правда, очень незначительное по объему).

Потоки внешней миграции по причинам и характеристике следует разделить на потоки из (в) стран СНГ и стран дальнего зарубежья. Один из вопросов, связанных с происходившей ранее миграцией, сегодня встал необычайно остро. В пределах бывшего СССР в период индустриализации переселялись большие массы населения преимущественно из России в другие республики на новостройки. Доля русского и в целом русскоязычного населения еще в предвоенные годы увеличилась на Украине, а в послевоенные годы - во многих национальных республиках. С 1959 по 1979 г. число русских, живущих за пределами России, выросло более чем на 5 млн человек. Затем этот поток стал уменьшаться, и за десятилетие с 1979 до 1989 г. приток русских в другие республики стал небольшим. По данным переписи перед началом перестройки за границей России в бывших союзных республиках проживало 25,3 млн русских.

В связи с распадом Советского Союза и обострением межнациональных отношений в ряде республик нового зарубежья началась активная реэмиграция русского населения из республик Средней Азии и Закавказья, Прибалтики. Из стран ближнего зарубежья только в период с 1992 по 1996 г. в Россию на постоянное жительство приехали 4776 тыс. человек. В страны ближнего зарубежья за эти годы выехали 1615 тыс. человек.

В целом за 1992-1999 гг. миграционный приток из зарубежных стран наполовину компенсировал естественные потери населения. Однако в 1999 г. из-за резкого сокращения числа прибывших в Россию, миграционный прирост уменьшился почти в два раза по сравнению с 1998 г. (с 284,7 тыс. до 154,6 тыс. человек) и компенсировал лишь 17% естественной убыли населения (в 1998 г. - 41%, 1994 г. - 93%). В дальнейшем миграционный приток в Россию имел тенденцию к уменьшению до 2004г, когда он был минимальным и составил около 119 тысяч человек. С 2005 г. миграционный приток вновь стал возрастать и к 2007 г. составил почти 287 тысяч человек, в результате чего 60% естественной убыли населения было компенсировано за счет миграции. В 2009 г. миграционный прирост снизился до 247 тыс. человек, однако в этом году он полностью компенсировал естественную убыль населения. В 2010 г. миграционный приток стал еще меньше - 158 тыс. человек, однако в 2011 г. он вновь поднялся - до 320 тыс. человек, значительно превысив естественную убыль населения. Возможно, эти изменения связаны с более полным учетом мигрантов. С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, и лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания. В 2012 г. миграционный прирост населения России составил почти 295 тыс. человек, полностью компенсировал численные потери населения и превысил их более, чем в 10 раз.

В «Докладе о международной миграции 2012», написанном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщается, что численность временных трудовых мигрантов в России вдвое больше, чем в США. В то же время Америка считается одной из самых неблагополучных в этом отношении стран. Получается, что в России самое большое количество трудовых мигрантов в мире.

Наиболее тесные миграционные связи традиционно сложились у России с государствами - республиками бывшего СССР. Ежегодно около 95% прибывших и более 60% выбывших во внешней миграции России приходится на эти страны.

Наибольшее число прибывших в Россию - жители Узбекистана (64,5 тыс. человек или 18,1% миграционного прироста), Украины (43,6 тыс. человек или 12,2%), Казахстана (36,5 тыс. человек или 10,2%) и Таджикистана (35,1 тыс. человек или 9,8%). Однако помимо легальной миграции в Россию прибывает большое количество нелегальной иностранной рабочей силы из стран СНГ. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в РФ приезжают порядка 10-12 миллионов иностранцев. Не все приезжают работать: кто-то едет учиться, другие - решать проблемы по бизнесу и так далее. Число приезжих, вовремя не покинувших страну и, следовательно, нелегально работающих в РФ, колеблется от 3 до 5 миллионов . Это означает, что, как минимум, каждый сороковой житель России - нелегальный мигрант, а в городах-миллионерах, возможно, каждый двадцатый.

В соответствии с официальными данными более всего иностранной рабочей силы используется в строительстве (37,8%), 16,3% - в сфере услуг, 10% - в сельском и лесном хозяйстве, чуть более 10% - в обрабатывающей промышленности, около 8% в оптовой и розничной торговле. Строительство - прерогатива украинцев, молдаван и турок; в меньшей степени - уроженцев Средней Азии. Торговля, в том числе мелкий опт, сфера обслуживания и общественное питание - сфера азербайджанцев, армян, грузин, а также китайцев и вьетнамцев. А вот на рынках помимо выходцев из Юго-Восточной Азии чаще других можно встретить граждан Молдавии, Украины и Азербайджана. Кроме того, украинцы и молдаване чаще других ищут себе работу в качестве водителей общественного транспорта. Зато ремонт автомобилей в значительной степени держится на плечах граждан Армении. Украинские мигранты также ищут работу в горнодобывающей отрасли, так как на Украине спрос на услуги квалифицированных шахтеров в последнее время резко упал. В настоящее время в связи с кризисом в отрасли доля занятых в строительстве мигрантов снижается.

Самыми крупными потребителями иностранной рабочей силы являются Москва и Московская область (около 35% зарегистрированных трудящихся мигрантов), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по 10 и 5% соответственно, Приморский край и Амурская область (4,3 и 2,4%), Белгородская область, Краснодарский край, Калужская и Ростовская области, Санкт-Петербург .

Официальная квота на иностранных рабочих в РФ 2013 г. - 1 млн 750 тыс. человек. Однако по подсчетам Федеральной миграционной службы в России проживают еще 3,5 млн нелегальных мигрантов. А по данным экспертов их значительно больше - около 10 млн Еще бы - ведь въехать в Россию очень просто. Гражданам почти всех республик Средней Азии виз не требуется, покупай билет на поезд - и через двое суток ты уже в России. Нелегальные мигранты привносят социальную напряженность и усложняют криминогенную ситуацию в стране. Кроме того, мигранты вывозят из России денежные средства. По данным ФОРБС денежные переводы мигрантов из России в страны СНГ возросли с 8, 58 млрд долларов в 2007 г. до 18, 21 млрд долларов в 2012 г. При этом более всего средств (5,67 млрд долларов) вывозится в Узбекистан. Еще 3,63 млрд долларов - в Таджикистан, 2, 68 млрд долларов - в Украину.

Правительство РФ постановило привлечь в 2014 году свыше 1,6 миллиона иностранных работников. В связи с этим были утверждены квоты и опубликован соответствующий документ. Исходя из этих планов, в следующем году к работе на территории РФ привлекут 1 миллион 631 тысяч 586 иностранцев, включая 557000 строителей и ремонтников, примерно 119000 водителей и машинистов подвижного оборудования, 108000 рабочих машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, а также свыше 275000 неквалифицированных работников.

Более 40% выбывших из страны выбирают новым местом жительства практически те же страны - Украину (17,2% всего миграционного оттока), Казахстан (16,9%) и Беларусь (7,2%) .

Бурный процесс интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства. По оценкам экспертов, к концу XX века численность временных мигрантов, проживающих за пределами своих стран, достигала 30 млн человек. В последние годы на мировом рынке труда прослеживается устойчивая тенденция к росту миграции высококвалифицированных специалистов.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в главные мировые центры иммиграции - США и западноевропейские страны - были Индия, Пакистан и Египет. Однако в настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и Восточной Европы. После распада СССР нашу страну ежегодно покидают около 100 тыс. человек, из которых большая часть - высококвалифицированные специалисты. Эмиграционные потоки в дальнее зарубежье концентрируются в основном в трех направлениях: Германия (26,9% оттока в страны дальнего зарубежья), США (10,0%), Израиль (6,9%)‘. По имеющимся оценкам, примерно */ 3 наиболее талантливых российских ученых работают за рубежом, а ежегодные потери страны вследствие этого оцениваются в 50-60 млрд долл. США.

Численность населения Украины в январе-апреле официально сократилась на 85,7 тыс. человек, что сопоставимо с потерей такого города, как Мукачево. Основная причина – отрицательный природный прирост, считает Госстат. С начала 2018 года количество умерших почти вдвое превысило число новорожденных (100 к 54), что привело к природной убыли населения на 93,6 тыс. человек. Такие темпы депопуляции значительно опережают демографические прогнозы ООН, которая в прошлом году внесла Украину в топ-5 вымирающих стран. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью уже повлекла за собой тектонические сдвиги в социальной, налоговой сфере, а также развитии инфраструктуры и экономики. Но еще больше Украину обескровливает миграционный отток населения, который официальная статистика вовсе не учитывает.

Региональный разрез

Постепенно меняется и структура расселения людей внутри страны. Если десять лет назад доля городского населения составляла 67,9%, а сельского – 32,1%, то сейчас соотношение уже 70% к 30%. Правда, это не значит, что города растут, 80% из них пустеют из-за низкой рождаемости и миграции заграницу, подсчитали в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Самая тяжелая ситуация в центральных и северных областях. Юг, восток, запад вымирают медленнее, но «нет ни одного региона в Украине, где есть замещение новорожденными. Страна теряет население. Естественный прирост отрицательный в каждой области», — констатирует глава отдела Евразии ОЭСР Уильям Томпсон в представленном 15 июня в Киеве отчете «Поддержание темпа процесса децентрализации в Украине».

Тем не менее некоторые города в центре и на западе страны растут за счет внутренней миграции, что порождает неравномерную динамику развития территорий и углубляет межрегиональное неравенство. Главный фактор растущих дисбалансов – рост столичной агломерации.

По состоянию на 1 апреля 52% всех прямых иностранных инвестиций было сосредоточено в Киеве, и еще 5% в Киевской области. На начало лета в столице было зарегистрировано 30% всех юрлиц страны (и еще 5% в области). Для сравнения. В следующей за столицей Днепропетровской области сосредоточено всего 7,6% предприятий.

Особенно разительный разрыв между регионами наблюдается по заработной плате. Если в среднем по Украине по итогам I квартала люди официально зарабатывали 7974 грн. в месяц, то в Киеве – 12392 грн. (8206 грн. в области). Причем среднестатистический уровень з/п такой высокий именно за счет столичной агломерации, ни один из других регионов, за исключением Донецкой (8572 грн.) и Днепропетровской (7995 грн.) областей, до него не дотягивает. Если исключить из подсчетов Киев и область, то средняя оплата труда на Украине будет на 1 тыс. грн. меньше (6893 грн.). Такое неравномерное распределение денег не может не влиять на уровень потребления. На 7% населения Украины, проживающих в Киеве, приходится 20% розничного товарооборота страны (вместе с областью соотношение будет 26,7% продаж на 11,1% людей).

Закономерный итог – дисбаланс в экономическом развитии регионов. По данным ОЭСР, в 2004-2014 гг. на столицу и прилегающие территории приходилось почти 40% роста ВВП Украины, впрочем, в дальнейшем ситуация не улучшилась. В 2016 году ВВП на душу населения в Киеве был в 3,43 раза выше, чем в среднем по стране. Тогда как аналогичный показатель в Черновицкой и Закарпатской областях (42% и 46%) вдвое ниже среднеукраинского. Впрочем, для того чтобы составить полную демографическую картину, «важно учитывать данные о “маятниковых потоках” — поездках из дома к месту работы. А для этого нужно как можно скорее провести перепись населения», говорит У. Томпсон.

К примеру, каждый день в столицу приезжает на работу 558 тыс. человек (32% жителей Киевской области), что значительно увеличивает нагрузку на транспорт и социальную сферу города. Хотя, как отмечает директор Центра проектных исследований «Уровень жизни» Игорь Ляшенко, «киевским властям банально не интересен никакой иной путь, кроме присоединения к городу новых территорий», главному украинскому мегаполису не мешало бы адаптировать инфраструктуру и сферу публичных услуг под новые реалии, иначе качество жизни в нем будет резко ухудшаться. На общеукраинском уровне необходим пересмотр механизмов бюджетного выравнивания, привязанных к устаревшим данным численности населения, и смягчение негативных последствий от сокращения населения для вымирающих территорий.

Миграция

Точкой отсчета для стратегии регионального развития страны может стать только новая всеукраинская перепись населения, поскольку официальная статистика не дает объективных данных. Например, Госстат регулярно фиксирует чистый приток населения на Украину за счет миграции (почти 12 тыс. в прошлом году, 7912 человек за январь-апрель 2018 года). А вот в июньском отчете НБУ о финансовой стабильности отмечается, что, по данным Государственной пограничной службы, «совокупно в течение 2008-2017 гг. за пределы Украины уехали и не вернулись 3,7 млн. граждан. Значительная часть из них выехала на постоянное место жительства за границу и не планирует возвращаться назад».

Впрочем, даже эти данные далеки от объективных.

С весны 2014 года Госпогранслужба вовсе не учитывает миграцию через границу Украины с Крымом и ЛДНР. Получить реальную демографическую картину можно только с помощью всеукраинского опроса, поскольку «наши органы статистики отслеживают миграционные потоки путем изменения прописки граждан и фиксируют количество пересечений границы. В итоге получают цифры, далекие от реальности», говорит заведующий отделом миграционных исследований Института демографии Алексей Позняк. Ошибки отечественной статистики косвенно подтверждают иностранные источники. По данным Евростата, в 2015 году впервые получивших вид на жительство в странах ЕС число граждан Украины достигло 500 тыс., а в ОЭСР подсчитали, что если в 90-е из страны выезжало около 200 тыс. человек ежегодно, то начиная с 2015 года количество украинских мигрантов превысило 300 тыс. человек.

На том, что «масштаб миграционных процессов свидетельствует о необходимости проведения второй Всеукраинской переписи населения, запланированной на 2012 год и трижды отложенной на 2013, 2016 и 2020 гг.», настаивают и в НБУ. В регуляторе считают, что валютные переводы из-за рубежа поддерживают устойчивость внутреннего валютного рынка, уровень потребления и сбережения, «однако в долгосрочном периоде массовая трудовая миграция создает высокие риски. Она приводит к снижению потенциального ВВП и избыточному давлению на государственные финансы, ведь трудовые мигранты редко платят налоги и социальные взносы».

Занятость

Логика НБУ проста и понятна. Чем меньше населения, тем меньше емкость внутреннего рынка, меньше трудовых ресурсов, соответственно, падает потенциал экономического роста. Меньше собирается налогов, труднее обеспечивать оставшихся в стране социальными выплатами, медицинскими, образовательными и другими госуслугами. «Как государство будет содержать армию, учителей, врачей и пенсионеров? Я несколько раз поднимал эту тему на встречах в Кабинете министров, но никто о столь отдалённой перспективе не задумывается», — говорит представитель украинского института социологии. По данным Госстата, в 2018 году на Украине на 11,72 млн. пенсионеров пришлось 17,75 млн. экономически активного населения, т. е. 1,52 трудоспособных человека на одного пенсионера, что является одним из худших показателей в мире. К примеру, в РФ это соотношение 2,4, в Болгарии – 2,6, в Китае – 3,5, в США – 4,4.

Отрицательный природный прирост и миграция населения уже привели к парадоксальной ситуации на рынке труда. С одной стороны, на Украине сохраняется высокий уровень официальной безработицы (9,7% в январе-марте), а с другой — в стране обостряется дефицит кадров по целому ряду профессий. В частности, в макроэкономическом и монетарном обзоре НБУ говорится, что спрос на рабочую силу «существенно смещен в сторону квалифицированных работников с инструментом и работников по обслуживанию, эксплуатации оборудования и машин».

Впрочем, есть и те, кто не видит проблемы в депопуляции. «Не от количества живущих зависит благосостояние людей, а от качества жизни. Пусть нас будет меньше, но жить мы будем лучше, и это хорошо», — считает социолог Андрей Вишняк. «Низкая рождаемость — это объективная реальность в любой стране, даже в развитой и зажиточной», — объясняет кандидат экономических наук старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени Птухи НАН Украины Борис Кример и призывает направить усилия государства на снижение смертности.

Правда, цифры не всегда подтверждают популярный тезис о повальном снижении рождаемости в восточноевропейских странах. Если в Прибалтике, Украине, Молдове, Сербии и Хорватии дела с природным приростом, действительно, плохи, то в некоторых соседних странах наблюдаются другие тенденции. В частности, количество новорожденных в Чехии и Словакии в 2016 году увеличилось на 2 тыс., в Венгрии на 3,2 тыс. человек. Пятый год подряд рост рождаемости демонстрирует Австрия. Примечательна в этом плане и Польша (+13 тыс.), где в 2017 году родилось 2705 детей иностранцев, из которых 1590 с украинским гражданством.

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.