Специальные субъекты предпринимательских отношений. Субъекты предпринимательских отношений

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Признаки субъектов предпринимательского права

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции , т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество учитывается субъектов на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

2) индивидуальные предприниматели;

3) юридические лица;

4) хозяйственные объединения.

3.2. Правовое положение индивидуального предпринимателя

Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), состоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

Для того, чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо соблюсти ряд условий.

1. Физическое лицо, желающее получить статус индивидуального предпринимателя, должно быть дееспособным . Полная дееспособность гражданина РФ наступает с 18 лет, а в случаях, закрепленных в законодательстве, и до достижения указанного возраста (ст. 21, 27 ГК РФ). Граждане, ограниченно дееспособные, вправе заниматься предпринимательской деятельность с согласия попечителя (ст. 29, 30 ГК РФ).

2. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговых органах по месту жительства в течение 5 рабочих дней.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Правовое положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не установлено законом. Споры, возникающие в связи с индивидуальной предпринимательской деятельностью, рассматриваются в арбитражном суде.

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3.4. Правовое положение товарных бирж

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями .

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок :

1) реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле:

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

3.5. Понятие и виды хозяйственных объединений

Хозяйственные объединения – объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность.

Хозяйственные объединения являются одним из видов партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей:

1) консолидация участников и концентрация капитала;

2) повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;

3) повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);

4) оптимизация управления;

5) открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов

Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.

1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на:

а) горизонтальные объединения – объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы)), некоммерческие партнерства, простые товарищества.

б) вертикальные объединения – объединения, основанные на экономической субординации (холдинги).

2. В зависимости от организационно-правовой формы :

а) ассоциации (союзы) – договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами.

б) Некоммерческое партнерство – основанное на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т. п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи.

в) холдинговая компания – совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.

г) Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Правовое положение финансово-промышленных групп – определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах».

В соответствии со ст. 7 указанного закона договор о создании ФПГ должен содержать следующие условия:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения ФПГ,

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В силу закона или договора ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Основными функциями центральной компании ФПГ являются:

Представительство от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

Ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;

Подготовка ежегодного отчета о деятельности ФПГ;

Выполнение в интересах участников ФПГ отдельных банковских операций в соответствии с законом о банках и банковской деятельности и т. д.

Законодатель допускает установление в уставе и договоре иные виды деятельности центральной компании ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Исходя из сущности ФПГ обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование ее создания (в т. ч. государственная регистрация), деятельности и ликвидации ФПГ осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ. Для регистрации ФПГ в частности представляются:

Заявление;

Договор о создании ФПГ;

Копии свидетельств о регистрации, учредительных документов;

Согласие собственника имущества государственного и муниципального унитарных предприятий;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Организационный проект (пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.)

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения разного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Контрольные вопросы

1. Какие признаки присущи субъектам предпринимательского права?

2. Перечислите виды субъектов предпринимательского права.

3. Каковы особенности правового положения индивидуального предпринимателя?

4. Кто относится к субъектам малого предпринимательства в России?

5. Какие льготы предоставлены законодательством для субъектов малого предпринимательства?

6. Сформулируйте определение товарной биржи и перечислите присущие ей специфические особенности.

7. Какой товар может быть предметом биржевых сделок?

8. Охарактеризуйте основные виды биржевых сделок.

9. Назовите организационно-правовые формы хозяйственных объединений.

10. В чем заключаются отличия и сходства холдинговых объединений и финансово-промышленных групп?

Субъектами предпринимательского права являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:
1) регистрация в установленном порядке или легитимация иным образом;
2) наличие хозяйственной компетенции;
3) наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;
4) самостоятельная имущественная ответственность.

В отличие от субъекта правоотношения, субъект права - это лицо, которое участвует или может участвовать в правоотношении. Следовательно, субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. В Российской Федерации регистрация имеет конститутивное значение. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации. С момента регистрации возникают юридические лица либо индивидуальный предприниматель приобретает хозяйственную компетенцию, у него появляется возможность осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени.

Предпринимательская деятельность без регистрации является правонарушением. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат изъятию в доход бюджета.

Порядок государственной регистрации предпринимательской деятельности изложен в следующем параграфе.

В настоящее время правосубъектность регионов связана с уставами краев, областей, которые на основании ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальный образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта хозяйственного права государство, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики. В соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик, входящих в Российскую Федерацию, они имеют самостоятельную имущественную базу и компетенцию для ведения хозяйственной деятельности и руководства ею.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это - возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенции дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, оговоренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной компетенции. При этом следует учитывать, что сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (см. п. 18 Постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Некоторые субъекты предпринимательского права закон наделяет специальной компетенцией, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодателем установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с Законом РФ от 27 нояября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»1, страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций и др.

Унитарные предприятия, некоммерческие организации, а также некоторые коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Хозяйственная компетенция субъектов ограничивается сложившейся практикой лицензирования. В соответствии со ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только после получения специального разрешения (лицензии). Право лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или с указанной в ней даты и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности освещен в параграфе 4 данной главы.

Важнейшим признаком субъекта хозяйственного права является наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является прежде всего право собственности, дающее обладателю максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми предприятиями, определять направления их деятельности и условия ее осуществления.

Обособление имущества может иметь и формы производных от права собственности прав: хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения. Важно иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает наличие у лица обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении как необходимое условие появления субъекта предпринимательского права, поскольку только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел в целях получения прибыли. Обособленное имущество учитывается субъектом на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

Признак самостоятельной имущественной ответственности означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами. Так, по обязательствам товариществ субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом несут полные товарищи. Правило о субсидиарной ответственности по долгам общества предусмотрено для участников общества с дополнительной ответственностью (в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов). Уставом производственного кооператива может быть предусмотрена субсидиарная ответственность членов кооператива по его обязательствам. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. В соответствии со ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Предприниматели и организации, ведущие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), то есть предусматривается полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Ранее действовавшее законодательство устанавливало иные правила. Так, в соответствии со ст. 98 Гражданского кодекса РСФСР, взыскание по претензиям кредиторов не могло быть обращено на здания, сооружения, оборудование и другое имущество государственных организаций, относящееся к основным средствам.

В правовой науке субъектами права являются лица, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Субъектами предпринимательского права являются носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Они самостоятельно от своего имени участвуют в предпринимательских отношениях.

В. В. Лаптев и другие представители науки предпринимательского (хозяйственного) права выделяют из категории «субъекты предпринимательского права» понятие «субъекты предпринимательской деятельности», которыми являются «граждане и организации, непосредственно ведущие такую деятельность... специально занимающиеся предпринимательской деятельностью, данная деятельность составляет их основную задачу» .

Таким образом, традиционные субъекты предпринимательской деятельности - это прежде всего индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли.

Впервые категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в преамбуле Закона РСФСР о предприятиях, в которой говорилось: «Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности...»

Схематично состав субъектов предпринимательского права изображен на рис. 4.1.

Рис. 4.1.

Индивидуальные предприниматели являются наиболее распространенной категорией субъектов предпринимательской деятельности. Любой гражданин (физическое лицо) может быть отнесен к субъектам предпринимательской деятельности, если он без государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности производит товары, оказывает услуги, выполняет работы или использует иным образом свое имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода, поскольку суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Согласно ст. 50 ГК РФ к коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Субъектами, осуществляющими деятельность приносящую доход, также выступают некоммерческие организации : потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и публично-правовые компании. Их деятельность законодательно стала обозначаться как «деятельность, приносящая доход». Таким образом, ранее закрепленное за некоммерческими организациями право осуществления предпринимательской деятельности для достижения своих уставных целей исключено из положения ст. 50 ГК РФ. Они не заинтересованы в расширении производства, увеличении прибыли, а также в увеличении доли своего товара на рынке, что, безусловно, характерно для коммерческих организаций.

Филиалы и представительства как обособленные подразделения юридического лица могут участвовать в производственно-хозяйственных отношениях. Вместе с тем с точки зрения предпринимательского законодательства (ст. 55 ГК РФ) представительства и филиалы не являются юридическими лицами и вследствие этого не могут обладать соответствующими правами и обязанностями. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании доверенности. Они осуществляют часть или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения, поэтому зачастую результаты их деятельности оцениваются как совместно с результатами работы всей организации, так и отдельно.

Представительства и филиалы вправе иметь отдельные текущий, расчетный и другие счета в кредитных организациях. На основании доверенности руководитель филиала осуществляет функции распоряжения денежными средствами.

Важное место среди субъектов предпринимательской деятельности занимают предпринимательские объединения. Они обеспечивают концентрацию капитала и его использование в одних интересах, консолидированных на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (характерного для простых товариществ, а также ранее существующей организационно-правовой форме предпринимательского объединения в виде финансово-промышленной группы) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в уставном капитале дочернего, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом (холдинга). В данном случае между юридически самостоятельными участниками предпринимательских объединений складываются отношения организационной и управленческой зависимости, соответствующие единой экономической политике предпринимательского объединения 1 .

В качестве субъектов предпринимательской деятельности следует особо выделить лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании иных (правовых, политических, организационных) условий функционирования экономики. Ими являются товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, СРО и иные объединения предпринимателей, органы власти и органы местного самоуправления.

Государство и муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность, не производят товары, не выполняют работы (услуги), аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия .

В научной литературе широко распространена точка зрения, согласно которой государство (Российская Федерации и ее субъекты) и муниципальные образования, используя таким образом имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, несмотря на то что преобладающим в их работе является регулирующее воздействие в отношении всех субъектов предпринимательского права .

По мнению С. Э. Жилинского, публичные образования рассматриваются в качестве субъектов предпринимательской деятельности . Он выделяет три направления предпринимательской деятельности с участием публичных образований: а) участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации (например, унитарные предприятия); б) участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества; в) занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самими органами государства и местного самоуправления.

С приведенной точкой зрения согласиться нельзя. Она представляется менее убедительной гой точки зрения, в соответствии с которой государство и муниципальные образования непосредственно от своего имени предпринимательской деятельностью не занимаются. Подтверждением служит п. «д» ст. 71 Конституции РФ. В нем говорится об управлении государственной собственностью, не относя такую деятельность к предпринимательской. В соответствии со ст. 23 и 48 ГК РФ предпринимательской деятельностью занимаются физические и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 124, 125 ГК РФ). Таким образом, ГК РФ не относит публичноправовые образования к субъектам предпринимательской деятельности.

Жилинский С. В. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательскойдеятельности): учебник для вузов. М., 1999. С. 270-275.

Субъекты предпринимательского права - это граждане- предприниматели, коммерческие и некоммерческие, юридические лица, государство, органы местного самоуправления. Субъекты предпринимательского права могут длительное время не вступать ни в какие правоотношения, в том числе и в предпринимательские. Однако, вступив в предпринимательские правоотношения, субъект становится субъектом правоотношения.

Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделенные обязанностями и правами в сфере хозяйствования. Субъекты предпринимательского права могут быть субъектами предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, если имеются три условия:

1) предпринимательско-правовая норма, предусматривающая права и (или) обязанности субъекта;

2) предпринимательская правоспособность и дееспособность субъекта;

3) основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).

Нормативное определение субъекта предпринимательского права дано в ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» - понятие «хозяйствующего субъекта», а также в статьях 25 (предпринимательская деятельность гражданина), 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.

В них указывается, что хозяйствующие субъекты - это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.



Субъекты предпринимательского права классифицируются по следующим признакам:

1. По признаку наличия или отсутствия юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ субъекты предпринимательского права могут быть коммерческой или некоммерческой организацией (ст. 50) или предпринимателем без образования юридического лица (ст. 23).

К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также и фермеры. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Глава фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства.

К предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц:

1. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом.

2. По признаку происхождения собственности. Субъекты делятся на публичные (то есть учрежденные государством, субъектами Федерации) и частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права), то есть предприятия публичного и частного права (ст. 212 ГК РФ).

3. По признаку происхождения капитала. Субъекты делятся на национальные, совместные предприятия и полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

4. По признаку экономических показателей. Субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия. Малое - с числом работающих не более ста человек.

5. По признаку основной деятельности. Субъекты, действующие в сферах промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Предпринимательская деятельность

Граждан

В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Единственное обязательное условие - государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Если регистрации нет, но гражданин занят предпринимательской деятельностью, то это нарушение закона, за которое он будет нести ответственность, но на договорное право это влияние не окажет. К сделкам, заключенным гражданином, у которого нет регистрации в качестве предпринимателя, применяются обычные правила.

Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданско-процессуальным законодательством.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с четырнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки - с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в ст. 27 ГК РФ. Этот порядок именуется «эмансипацией». Это также относится к лицам, вступившим в брак.

Раздел 11. Основы семейного права

Понятие семейного права.

Семейное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в результате брака и принадлежности к семье. Юридические нормы, образующие семейное право, определяют условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, признание его недействительным. Эти нормы регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, между родителями и детьми. Семья в праве понимается как совокупность индивидов, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления и т.д.

Семейное законодательство может быть рассмотрено как совокупность нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня. А именно: семейные кодексы РФ и семейные кодексы, нормативно правовые акты субъектов федерации. Основным источником семейного права следует считать семейный кодекс (СК РФ), введённый в действие 1 марта 1996 года. СК РФ содержит 8 разделов, объединяющих 21 главу. Основные положения семейного права содержатся в разделе «Общие положения». Особенная часть СК РФ представлена разделами: «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алименты и обязанности членов семьи», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».

Заключение брака.

В семейном праве под браком понимается добровольный союз мужчины и женщины, созданный в целях формирования семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.

Следует отметить, что юридические последствия имеет только зарегистрированный брак. Семейное законодательство не препятствует заключению брака по религиозному обряду. Такой обряд (таинство) может быть заключён как до, так и после регистрации брака. СК РФ определяет порядок регистрации брака. В соответствии со ст. 11 СК РФ брак заключается в органах загса. Регистрация осуществляется только в личном присутствии вступающих в брак (как правило, в торжественной обстановке). Законодательство не требует участия свидетелей, это просто сложившаяся традиция. Как правило, брак может быть зарегистрирован по истечении месяца со дня подачи заявления. Данный срок может быть сокращён при наличии уважительных причин. Брак может быть заключён (зарегистрирован) в день подачи заявления при наличии следующих обстоятельств:

Беременность;

Рождение ребёнка;

Непосредственная угроза жизни одной из сторон.

Законодательство определяет условия для вступления в брак и условия, препятствующие вступлению в брак. Для вступления в брак необходимо наличие условий: взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста (ст. 12 СК РФ). Действующее законодательство устанавливает брачный возраст 18 лет. Законодательство субъектов Федерации допускает снижение брачного возраста при наличии уважительных причин (по просьбе желающих вступить в брак) до 16 летнего возраста. В соответствии со ст. 13 СК РФ в исключительных случаях, с учётом особых обстоятельств, может быть разрешено вступление в брак до достижения 16 летнего возраста.

Среди обстоятельств, препятствующих вступлению в брак законодательство называет следующие:

Если один из лиц, вступающих в брак уже состоит в зарегистрированном браке;

Не допускается брак между близкими родственниками (по прямой восходящей и нисходящей линии: родители-дети, бабушки, дедушки - внуки), полнородными и неполнородными (имеющими общего отца или мать) братьями и сёстрами, усыновителями и усыновлёнными;

Если хотя бы одно лицо из вступающих в брак признано судом недееспособным вследствие технического расстройства.

Данные обстоятельства перечислены в ст. 14 СК РФ и являются исчерпывающими. Что касается вопроса о медицинском освидетельствовании, то действующее законодательство предусматривает необязательное (по желанию) медицинское освидетельствование. Результаты медицинского обследования, лица вступившего в брак, составляют медицинскую тайну и только с его ведома, может быть сообщено другим лицам. Если одно из лиц, вступающих в брак скрыло от другого лица наличие у него венерической болезни или ВИЧ-инфекции, брак может быть признан недействительным.

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Признаки субъектов предпринимательского права

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции , т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество учитывается субъектов на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

2) индивидуальные предприниматели;

3) юридические лица;

4) хозяйственные объединения.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права 1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

1.3. Принципы российского предпринимательского права Принципы российского предпринимательского права – основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.1. Принцип свободы предпринимательской

Из книги автора

Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения 2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под

Из книги автора

2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности

Из книги автора

2.2. Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.1. Конституция

Из книги автора

2.3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо

Из книги автора

Тема 3. Субъекты предпринимательского права 3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов

Из книги автора

Тема 5. Порядок и способы создания субъектов предпринимательского права 5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия

Из книги автора

5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта

Из книги автора

5.2. Этапы создания субъектов предпринимательского права В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов.1. Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Законодательство устанавливает различные требования к

Из книги автора

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А. Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью

Из книги автора

Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Источником российского предпринимательского права не является:А. Обычай делового оборотаБ. Международный договор РФВ.

Из книги автора

Тема 3. Субъекты предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как:А. Представительство Б. Филиал

Из книги автора

5. Источники банковского права: понятие, виды Вопрос об источниках банковского права непосредственно связан с проблемой норм банковского права, поскольку нормы банковского права не могут быть оторваны от форм своего выражения.Источник права– это форма выражения

Из книги автора

8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или)