Социальные и технические нормы: понятие и взаимосвязь. Признаки социальных норм Особенности различных видов социальных норм

Под социальными нормами понимаются такие нормы или правила по­ведения, которые регулируют отношения между индивидами, между инди­видами и социальными группами, между индивидами и обществом, "Где есть общества, - писан Г.Ф. Шершеневяч, - там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют пове­дение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям". Право является одной из разновидностей социальных норм.

Кроме социальных норм в обществе существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру. Это, например, нормы выра­ботки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных ма­шин или любой иной техники, всевозможные технические и технологиче­ские стандарты.

Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодейст­вуют, оказывают постоянное влияние друг на друга. Опосредованно воз­действуют технические нормы и на все общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отно­шения В tom смысле данные нормы имеют не только технический но и социальный характер

Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограничена и проявляется как в спе­циальных нормативно-правовых аклах, в которых издается содержание различных технических норм (например, касающихся охраны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсылочный характер, те содержащих отсылки к техническим нормам

Наряду с нормами права к числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи традиционные нормы, нормы, содержащиеся в ак­тах, издаваемых партийными органами и общественными организациями, и др.

Все социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Наиболее важными их отличительными особенностями являются сле­дующие

Во-первых, эго характер отношений, на которые накладываются пра­вовые и неправовые социальные нормы.

Нормы права (например, консти­туционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жиз­ненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые и др.

Во-вторых, это порядок и способ у становления правовых и неправовых норм Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой дея­тельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, ус­танавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномо­ченными на то государственными органами

В-третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кро­ме норм, содержащихся в актах - решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы Пронизывая собой все сферы духовной и общее! венной жизни, опосредуя их и оказы­вая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы со­держатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколе­ния в поколение

В-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправо­вых норм Основными формами и средствами обеспечения норм права,

кроме Материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические сред­ства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отрас­лей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведении участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государство гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений.

В-пятых, это характер и степень определенности мёр воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют ме­ры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда стро­го определенны. Об определенности можно условно говорить лишь отно­сительно мер воздействия, применяемых партийными органами и раз­личными общественными организациями к лицам, нарушающим их пра­вила поведения. Что же касается, скажем, нарушений норм морали, нрав­ственности или же норм, содержащихся в обычаях, то здесь никакими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общест­венного воздействия.

Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде обще­ственного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и пр. Од­нако на первом плане стоят, имеют решающее значение все же меры госу­дарственного принуждения. Они могут облекаться в различные формы и выражаться по-разному, но независимо от своих особенностей должны быть четко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго оп­ределенный по сравнению с мерами общественного воздействия характер. Кроме названных особенностей, отличающих различные виды непра­вовых социальных норм от правовых, существуют и иные. Однако они не имеют принципиального значения, поскольку не касаются сущностной или содержательной сторон социальных норм, а отражают лишь внешние фор­мы их изложения, доведения до сведения исполнителей и их применения.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью социальных норм.

Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные, обычные и иные нормы.

Особенности социальных норм

  • 1. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.
  • 2. Эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социального и духовного развития общества.
  • 3. Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.
  • 4. Они отличаются общим характером, не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
  • 5. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
  • 6. Один из показателей этих правил - обязательность исполнения, возможность реализации организационных и иных санкций в отношении тех, кто нарушило соответствующие «предписания».

Социальные нормы многочисленны, подразделяются на отдельные виды.

  • 1. Обычаи - это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики. Обычаи не представляют собой цельной связанной в прочно единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, изолированных друг от друга правил поведения, «коренятся» в общественном сознании (точнее в общественной психологии). Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, достигшим преклонного возраста. В качестве средств обеспечения обычаев используется сила привычки и общественное мнение.
  • 2. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами). Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы. Особенности корпоративных норм: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и обязательности подобно праву, закону.
  • 3. Политические нормы - нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу политической, государственной власти. В этих нормах отчетливо проявляется такое их свойство, как регулирование отношений между отдельными элементами политической системы, в частности, отношений государства, партий, общественных движений и др.

Более конкретно природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:

  • - они закрепляются в политических декларациях, конституциях государства, в программных документах политических партий, движений;
  • - служат основой для достижения определенных целей в политике;
  • - к субъектам, использующим политические нормы, относятся граждане и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи;
  • - могут реализовываться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями);
  • - эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.
  • 4. Нормы морали (нравственности) - правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и основой оценки деятельности индивидов, организаций.

Мораль, как и право, носит исторический характер, находится в движении, изменяется, отражая уровень развития общества. Она предполагает ценностную оценку личности во взаимоотношениях к другим людям, а также к себе, т.е. чувство личного достоинства, самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, справедливость, принципиальность, трудолюбие - руководящие основы поведения людей, их взаимоотношений.

  • 5. Религиозные нормы - правила установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Как видно, религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы. Об этом свидетельствуют следующие ее черты:
    • - такая норма выступает как образец для поведения верующих, как модель (эталон) определенных отношений, в частности, в многообразных молитвах и т.д.;
    • - ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей определенной религии;
    • - такие нормы нередко отличаются нравственным содержанием, например, заповеди из Ветхого Завета - почитай родителей своих и т.д.;
    • - религиозные нормы могут предусматривать дозволения, исполнение обязанности, определенные запреты.

В целом можно сказать, что религиозные нормы концентрируют выработанный тысячелетиями опыт социального общения людей.

Наконец, еще один вид социальных норм - это нормы права, особенности которых будут раскрыты в последующем изложении.

Социальные нормы в современном мире

Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.

Замечание 1

Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.

Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).

Признаки социальной нормы

Определение 1

Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.

Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:

  • Первый признак социальной нормы – ее нормативность. Он выражается в том, что норма – это правила поведения субъектов в определенной ситуации. Ежедневно человек совершает очень много действий, а также потребляет или генерирует большой объем информации, и, чтобы действия или информация несли исключительно положительный эффект, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение.
  • Второй признак – общеобязательность. Несмотря на то, что мы указали о наличии особых социальных норм, которые регулируют поведение более узких слоев населения, которые отличаются по конфессиональному и этнонациональному признаку, все же подавляющее количество социальных норм выступают в качестве общеобязательных для каждого человека, независимо от его пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих отличий.
  • Третий признак – социальная обусловленность. Наше общество меняется и развивается, но оно может подвергаться различным конфликтным ситуациям. Очень важно, чтобы социальные нормы, регулирующие поведение, соответствовали уровню развития общества и его общему состоянию.
  • Четвертый признак социальной нормы – системность. Это значит, что все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один аспект не может существовать без другого.

Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.

Особенности социальных норм

Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.

Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.

Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.

Замечание 2

Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).

1. Специфика различных видов социальных норм.

В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды социальных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и т. д.

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т. д.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, содержания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих надлежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жизнедеятельность общества, - это определенный синтез их своеобразия, их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики.

В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных видов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религиозных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

Так, отличительная особенность всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и запретов, как их божественное происхождение (их данность непосредственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средства их защиты (посредством сверхъестественных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. и.).

Видовое отличие эстетических норм заключается в том, что они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному).

Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы прекрасного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике, морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качестве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспитательное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, ценности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся культуры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бытия и реализации иных социальных норм, на способы функционирования других видов соционормативной регуляции.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

В этических явлениях присутствуют два момента: 1) личностный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из участников и не имеют членства).

Закрепленные в уставе и иных документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полномочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и дополнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.).

Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об общественных объединениях" (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение общественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечь за собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, и все социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обусловлена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) социальной регуляции.

Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной регуляции представлены в принципе формального равенства. С позиций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его общеобязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

Развиваемая нами теория различения права и закона (позитивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравственностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нравственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть потому, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, например, считают требования справедливости, свободы, равенства моральными, нравственными, религиозными требованиями.

Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличительную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть может неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по своему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, таким образом, задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивистского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему социального смысла и роли права к вопросу о принудительно регулятивном значении норм законодательства. Праву при этом придается узкое техникоинструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом волевого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции социальной инженерии.

Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общественно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

Субъективистская манипуляция арсеналом социальных норм, сопровождаемая искусственной поддержкой и активизацией одних регуляторов и произвольным подавлением или вытеснением других, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегулятивных потребностей и целей. Но по существу и в более или менее долгосрочной перспективе подобное субъективно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регулятивно "сильные", силовые нормы, игнорирование социальной ценности, объективных границ и специфики различных видов норм, подмена регуляторов и перекладывание регулятивных функций одних норм на другие и т. д.) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регулятивных возможностей, к нарушению и бездействию системных связей и разрушению целостности различных видов социальных норм общества, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционормативного порядка.

Лишь с учетом объективной природы и своеобразия различных видов социальных норм, их специфических свойств и качеств возможно эффективное воздействие на процесс социальной регуляции. Отсюда очевидно первостепенное значение проблемы специфики права (в соотношении с другими видами социальных норм) для конкретизации представлений о его действительном месте в соционормативной системе и его подлинной роли как регулятора особого вида.

Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.