Проведение служебного расследования дтп. Методика служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, составление и образец акта о результатах Срок расследования дтп на предприятии

Российское законодательство обязывает на предприятиях, где имеются транспортные средства проводить аналитику происшествий на дорогах и своевременно определять и устранять различные причины, которые могут привести к нежелательным последствиям на дорогах. Для наиболее качественного расследования утверждены правила оформления служебного расследования. Главная цель такого мероприятия – выявление причин аварии, определение лица, виновного в катастрофе, выявление правил, которые не были соблюдены, что привело к происшествию. Следует более подробно разобрать вопрос относительно оформления акта и предшествующих ему процедур. В заключительной главе приведен акт служебного расследования дтп образец.

Акт служебного расследования ДТП относится к локальным материалам, которые считаются частью пакета форм, относящихся к обеспечению безопасности на дорогах. Перед созданием этого документа требуется своевременно оформить приказ о назначении комиссии по ведению и оформлению служебного следствия в организации ДТП.

Итак, если машина вашего предприятия стала участником аварии, на предприятии необходимо начать служебное расследование с соблюдением всех правил и норм, выявить причины катастрофы и определить виновника.

Практически каждое предприятие имеет на своем балансе машины, одна из которых становится участником ДТП. Важно незамедлительно начать служебное расследование. Следует определить причины, восстановив картину катастрофы, выявить виновное лицо.

Законодательством отведен срок на проведение следствия и оформление акта служебного расследования ДТП – 5 дней. Однако, при более серьезных последствиях, эти сроки могут быть продлены. К таким последствиям относят, например, большое число пострадавших в аварии.

Перед началом работы, руководство предприятия оформляет приказ о формировании комиссии, оговаривает сроки, в которые требуется провести следствие. Главная цель – определить причины аварии и виновное лицо. На основании составленного акта, виновного водителя можно будет привлечь к материальным взысканиям.

Проведение такого следствия, естественно не заменит работу специалистов ГИБДД, которые также устанавливают причины и виновных лиц.

Служебное расследование ДТП и выдача акта

Начиная свою работу, члены комиссии, назначенные приказом, должны посетить место аварии и лично осмотреть территорию, постараться наиболее точно восстановить картину аварии. В первую очередь, если сотрудники отдела БДД организации, прибыли на место раньше сотрудников полиции, они должны организовать медицинскую помощь пострадавшим. При необходимости можно сделать несколько фотографий, которые впоследствии приложить к акту. Затем провести аналитику и установить следующие моменты:

  • какие факторы могли способствовать наступлению аварии;
  • каковы причины;
  • важно определить состояние водителя на время наступления аварии, выявляется форма и время оформления медицинского осмотра перед выходом в рейс, а также наличие результатов периодических осмотров;
  • определяются лица, проводившие осмотр транспорта перед выездом и общее состояние автомобиля;
  • анализируется личное дело водителя, на наличие ранее совершенных ДТП;
  • рассматриваются погодные условия и прочие независимые факты, которые могли способствовать наступлению катастрофы;
  • рассматривается уровень квалификации сотрудника, проводившего инструктаж с водителем, качество инструктажа;
  • устанавливается личность сотрудника, проводившего медицинский осмотр, его уровень квалификации и соответствие нормативным требованиям;
  • определяется насколько качественно и грамотно в организации поставлена деятельность по обеспечению БДД; при наличии, выявляются недостатки работы организации;
  • рассматриваются последствия катастрофы;
  • в заключении, оформляются выводы, сделанные из данного расследования.

Собирая требуемую информацию отдел БДД от предприятия может составить требование на имя руководителя ГИБДД с просьбой о предоставлении данных, имеющейся у них по данному вопросу.

В акте служебного расследования дорожно-транспортного происшествия отображаются принятые решения и формируются рекомендации в целях избегания ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП: образец заполнения

В завершении процедуры, комиссией создается форма, которая состоит из 5 частей.

  1. Изначально оформляются данные о лицах, входящих в состав комиссии, непосредственных участниках происшествия, и наличии пострадавших.
  2. Следующая информация, отражаемая в акте, касается водителя и личной информации о нем, его стаж, характеристика.
  3. Далее описывают дорожные, природные условия и прочие факты, которые могли привести к катастрофе. Выводится информация о дорожных знаках, присутствующих на месте аварии. Восстанавливается картина происшествия.
  4. В следующем блоке рассматривают техническую характеристику транспорта, наличие технического осмотра, исправность машины. Определяется наличие неисправностей, которые могли привести к аварии.
  5. В заключительном блоке комиссия делает выводы, относительно виновного лица и причин, предшествующих аварии.

Ниже мы приводим образцы заполнения форм.

Обратите внимание!!! Форма должна иметь все требуемые приложения: схемы происшествия; пояснения, полученные от водителя; рекомендации по работе предприятия, которые помогут не допустить неприятные ситуации в следующий раз.

Наглядно посмотреть акт служебного расследования ДТП образец заполнения вы можете .

Акт служебного расследования ДТП образец . После завершения оформления процедуры и проверки документов, форму нужно подписать всеми членами комиссии.

Контролирующий орган УГАДН регулярно проводит проверки и запрашивает для контроля все формы актов со всеми приложениями.

Важно!!! Сотрудники ГИБДД могут потребовать вашу форму для сопоставления, и, возможно, какие-то нюансы, зафиксированные в вашем акте, но упущенные сотрудниками полиции, помогут восстановить справедливость.

Итак, в нашей публикации подробно рассмотрен вопрос относительно акта служебного расследования дтп, правила заполнения бланка.

Работу по оформлению акта следует проводить качественно, учитывая каждую незначительную деталь. Известно немало случаев, когда именно такие формы помогали сотрудникам ГИБДД в расследовании аварий.

Информация, изложенная в этой публикации будет полезна для многих лиц, имеющих отношение к отделу по БДД.
И напоследок видео

Каждый субъект предпринимательской деятельности, на балансе которого числится одно или несколько автотранспортных средств, обязан предпринимать все меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Руководитель компании и другие ответственные лица должны проводить аналитику частых аварий, что позволит им предупреждать причины возможных ДТП.

Важно! Федеральным законодательством 196-ФЗ, действующим на территории России, утвержден порядок проведения мероприятий, направленных на выявление виновных в происшествии. Служебное расследование ДТП позволит определить причины аварии, положение машины в момент столкновения, и установить все нарушенные правила дорожного движения.

Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником дорожно-транспортного происшествия, то этот факт должен быть оформлен документально. Для этого на предприятии в обязательном порядке начинается служебное расследование, по окончании которого составляется акт (образец размещен ниже). Эти мероприятия предусматривают проведение экспертами осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Нахождение в непосредственной близости от места аварии позволит специалистам понять, кто является ее виновником и какие факторы поспособствовали произошедшему.

​Внимание! Федеральным законодательством России для проведения служебного расследования по ДТП выделяется всего 5 дней. Именно поэтому на предприятии должна быть быстро создана комиссия, которая составит объективный акт (образец находится немного выше).

Комиссия, которая назначается на предприятии директором, в ходе расследования должна собрать максимум информации относительно дорожно-транспортного происшествия. В качестве доказательной базы могут выступать:

  • фотографии (пока ведется расследование сотрудниками ДПС, нельзя менять положение автомобиля);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключение экспертов;
  • видеосюжет, снятый на камеру или телефон (может задействоваться любой гаджет);
  • схема ДТП, составлена при помощи компьютерной техники (образец расположен немного ниже);
  • объяснение водителя, который был за рулем автомобильного транспорта, числящегося на предприятии (составляется на бумажном носителе, образец размещен ниже);
  • если работник, ставший участником ДТП, отказывается давать объяснения, то это нужно зафиксировать на бумаге и приложить ко всем собранным документам;
  • протокол, акт и другие документы, составленные представителями ДПС.

Если автотранспортное средство, оформленное на предприятии, сильно пострадало в дорожно-транспортном происшествии, то его в обязательном порядке нужно транспортировать до ближайшей стоянки, или к месту привычной дислокации. Для этих целей обычно задействуется эвакуатор либо буксировка осуществляется посредством другого грузового транспорта.

Как собрать доказательную базу

Сформированная на предприятии комиссия, которая уполномочена провести внутренне служебное расследование, может столкнуться с некоторыми проблемами, особенно при получении в органах ДПС и других государственных инстанциях важных документов. Для этого им следует составить письмо на имя начальника ГИБДД, в котором рекомендуется кратко изложить просьбу о получении копий, которые необходимы для проведения внутренней проверки ДТП.

​Важно! Полученный протокол, акт и другие справки члены комиссии могут использовать для проведения профилактических бесед с членами трудового коллектива, особенно это касается водительского состава.

Организационные моменты

Каждый субъект предпринимательской деятельности, в лице директора, своим приказом определяет штатных или сторонних специалистов в состав комиссии. В этом документе в обязательном порядке должны быть указаны следующие моменты:

  • сроки проведения служебного расследования;
  • цели этой проверки;
  • порядок оформления (составляется акт, образец которого находится в нижней части статьи);
  • определяются полномочия членов комиссии и т. д.

Важно! Во время проведения служебного расследования эксперты должны выяснить все детали дорожно-транспортного происшествия. Свои выводы члены комиссии должны отразить в соответствующем документе. По окончании проверки ними составляется акт, который является внутренним документом, но, может быть использован на суде в качестве доказательства невиновности водителя.

Особенности акта

Акт, составляемый после проведения служебного расследования (образец которого находится немного ниже), может иметь форму бланка, а может оформляться на бумажном носителе от руки. В обязательном порядке этот документ должен содержать следующую информацию:

  • номер акта (порядковый);
  • дату оформления;
  • адрес, по которому составляется документ;
  • модификация автотранспортного средства, ее государственный и инвентарный номер, а также вся доступная техническая информация;
  • срок ввода автомобиля в эксплуатацию;
  • сумма начисленного до момента дорожно-транспортного происшествия износа;
  • персональные данные виновника аварии, в данном случае водителя;
  • описывается место происшествия, положение машины;
  • указывается наличие пострадавших в аварии;
  • делается вывод-заключение экспертной группы и т. д.

Правила оформления

При составлении акта члены комиссии должны в обязательном порядке следовать требованиям, действующим на территории Российской Федерации законодательства. Данный документ состоит из пяти частей, в которые необходимо заполнять соответствующие данные:

  1. Первая часть акта содержит информацию относительно членов комиссии. Здесь же указываются полные данные всех участников дорожно-транспортного происшествия. Если во время аварии пострадали люди, то сведения о них также вписываются в первый раздел документа.
  2. Вторая часть акта предназначена для информации, которая касается водителя, который во время аварии управлял автомобильным транспортом, находящимся на балансе организации. Здесь указывается стаж этого работника, характеристика и другая информация.
  3. В третьем разделе документа члены комиссии описывают дорожные и погодные условия на момент аварии, положение автотранспортного средства, наличие дорожной разметки и знаков.
  4. Четвертая часть акта о служебном расследовании содержит сведения о техническом состоянии авто, его исправности на момент происшествия. Обязанность членов комиссии заключается в том, чтобы определить факторы, в частности, и технического характера, которые могли привести к дорожно-транспортному происшествию.
  5. Пятый раздел заполняет комиссия только тогда, когда готова сделать выводы о проведенном служебном расследовании.


Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.

Когда проводится расследование?

Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

  • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
  • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
  • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:


  • установление даты и места происшествия;
  • установление обстоятельств аварии;
  • определение состава участников ДТП;
  • установление причин аварии;
  • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
  • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
  • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

При аварии со смертельным исходом

Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

К таковым относятся:

  • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
  • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
  • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
  • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

Оформление приказа

В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

Как оформить акт служебного расследования ДТП?

В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП . Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

Акт предполагает наличие семи разделов:

  • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
  • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
  • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
  • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
  • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
  • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
  • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

Оно должно быть проведено в течение 5 дней с момента аварии. В исключительных случаях (наличие жертв или большого числа пострадавших) служебное расследование по факту ДТП растягивается на более продолжительное время.

Для того чтобы началась работа по установлению причин аварии должен быть издан приказ о служебном расследовании ДТП. Им назначается комиссия и устанавливается срок ее работы.

Цель служебного расследования ДТП состоит в том, чтобы выявить причины и условия, способствовавшие возникновению аварии.

Если выяснится, что виновником происшедшего является водитель, то результаты работы комиссии лягут в основу привлечения работника к материальной ответственности.

При этом проведение служебного расследования не заменяет собой работу правоохранительных органов и иных структур, призванных разобраться в причинах аварии.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Работа комиссии начинается с непосредственного изучения места происшествия. На данном этапе фиксируются все детали, с помощью которых можно воссоздать достоверную картину ДТП.

При выяснении обстоятельств события допускается опрос иных водителей, фотосъемка, составление схем и т.д. Комиссия вправе запросить и материалы от правоохранительных органов.

Затем анализируются обстоятельства возникновения ДТП. Здесь анализируются состояние водителя на момент аварии, погодные условия и дорожная обстановка, техническая исправность автомобиля, соблюдение всеми участниками происшествия правил дорожного движения.

Кроме того, во время служебного расследования устанавливаются и общее состояние транспортного хозяйства на предприятии. Комиссия проверяет, соблюдаются ли водителями должностные инструкции и трудовая дисциплина.

В завершении своей работы, комиссия должна выработать рекомендации для снижения риска возникновения ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП

По окончании работы комиссии ее выводы оформляются актом служебного расследования. Условно этот акт состоит из пяти частей. Вначале следует общая информация о составе комиссии, участниках ДП, количестве пострадавших и причиненном ущербе.

После этого в акте делается акцент на дорожной обстановке. Здесь описываются состояние дороги, погодные условия, наличие разметки и дорожных знаков.

Должен быть в акте и блок, посвященный техническому состоянию машины. Здесь указываются сведения об ее исправности (неисправности), дате последнего техосмотра и т.д.

Завершают акт выводы комиссии относительно лиц, виновных в ДТП. Итоговый документ может содержать и приложения. К их числу относятся схема ДТП, пояснения водителей и иных участников аварии, рекомендации комиссии по предотвращению подобных инцидентов в будущем.