Принципы правового статуса личности в Российской Федерации: общая характеристика. Принципы правового положения личности Принципы и содержание правового статуса личности

В определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Уровень и степень последнего в решающей степени зависит от характера названных начал. Исходя из них может ограничиваться, урезаться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они определяют, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, действуют ли законные механизмы защиты своих прав человеком.

Эти начала и характеризуются какпринципы правового статуса личности. Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основеравноправия . Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.



Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписанияв равной мере обязательныдля всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаютсяза всеми людьмив равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяетравные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в России, так и в мировом масштабе. Еще бывший СССР ратифицировал конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Государство должно использовать правовые и экономические средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов.

Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Оно оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.

2 . Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является ихгарантированность . Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и какобщее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепленияконкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности.

Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 2 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17, 19 также установлено, что в России гарантируются права и свободы.

Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия и способы его гарантий.

Гарантии прав и свобод прежде всего возлагаются нагосударство . В ст. 45 Конституции записано, чтогосударственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания статей 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через всю систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должностиУполномоченного по правам человека Российской Федерации. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации.

Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры. В систему такого рода субъектов входят иорганы местного самоуправления . Свою роль играютобщественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция Российской Федерации расширила рамки участия исамого человека в защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права. Существуютсоциально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры - системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

Подполитическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относится, прежде всего, конституционное закрепление как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права.

Таким образом, механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления.

3. презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция также устанавливает важную норму о том, что они являютсянепосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы являются исходной основой для соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня.

В рассматриваемом плане имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития. В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения. Пункт 3 ст. 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56 Конституции, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряда прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.

4. Правовой статус личности основывается наобладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип правового статуса находит свое выражение не только в наличии у каждого и прав, и обязанностей, но и в том, что многие права несут в себе и качество обязанности - одни в правовом плане, другие - в моральном, выражаясь в виде общественного долга. Так, в п. 2 ст. 38 закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и др.

Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции РФ, причем в форме, адресованной не каждому , как в большинстве статей о правах и обязанностях, агражданину Российский Федерации. В ней устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В юридической литературе можно встретить описание и других принципов. Например: принцип сочетания личных и общественных интересов. Личные интересы гражданина - это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, т.е. эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития которого они различны. Общественные интересы - это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.

Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Обеспечение этого принципа идет по трем направлениям:

а) в правовой статус личности включаются новые, ранее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности (ст.18, 20, 21 и 29 Конституции РФ);

б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993 г., толкуются расширительно, т.е. приобретают более полное содержание (ст.19, 22, 25 и 37 Конституции РФ);

в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали громадный скачок в своем развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые в последние годы заметно ослабли.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что взаимоотношения между личностью и государством предопределяются определенными факторами и возникают в двух случаях - в силу принадлежности лица к гражданству государства либо проживания на территории данного государства. Если лицо не принадлежит к гражданству государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем каждое государство предоставляет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только своим гражданам, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

Для свободы личности имеет принципиальное значение правосубъектность (правоспособность и дееспособность), без которой разговор о свободе личности лишается смысла. При отсутствии правосубъектности нет и личности.

Сущностные отношения между личностью и государством характеризуют основные права, свободы и обязанности. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.

Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»,

4) равенство всех перед законом и судом. Положение о равенстве всех перед судом означает:

Наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;



Справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;

Равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

Процессуальное равенство сторон в судебном заседании;

5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

2. Непосредственное действие прав и свобод . Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.

Эти принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все без исключения отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать свои собственные. Число принципов правового статуса человека и гражданина, рассматривающихся различными авторами, не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции РФ, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве.

Вместе с тем, по замечанию Л.Д. Воеводина, "принципы правового статуса - идеологические категории". В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция РФ. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается все правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.

По нашему мнению, к конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести следующие (см. схему 49 ).

е) правовые принципы;

ж) правовые нормы, устанавливаю-щие данный статус;

з) правоотношения общего (статусного) типа.

Правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.

В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства (право частной собственности, право на охрану семьи и т.д.).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти (право на свободу мысли, право на мирные собрания и т.д.).

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование и т.д.

Принципы правового статуса есть лежащие в основании его исходные, руководящие начала, ведущие идеи и установки. Эти принципы отражают коренные отношения между государством и человеком (если речь идет о правовом статусе личности) в связи его местом и ролью в обществе.

Принципы правового статуса есть, по сути дела, идеологические категории, и как таковые, они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле.

Поэтому-то принципы не могут существовать и проявляться вне сознательной, волевой и целенаправленной деятельности человека.

В то же время эти принципы (как и идеология вообще) не есть абсолютные, навечно данные идеи. По мере развития общественных отношений, изменения исторической ситуации в обществе, эти принципы неизбежно будут претерпевать трансформацию.

Все принципы, лежащие в основании правового статуса личности (как уже отмечалось, именно об этом статусе мы преимущественно ведем речь), могут быть представлены следующей системой (Л.Д. Воеводин):

1. Учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности.

Суть данного принципа состоит в том, что статус человека и гражданина обеспечивает стимул, исходные начала для развития и конкретизации текущего отраслевого законодательства, которое, в частности, организует и регулирует механизм их реализации. Скажем, ст.8 (ч.2) Конституции Российской Федерации фиксирует положение, в соответствии с которым основные существующие формы собственности обеспечивают права различных субъектов, в том числе физических лиц, на владение, пользование и распоряжение этой собственностью. Это и есть учредительский принцип. Он выступает базой, фундаментом для формирования одного из ведущих комплексных институтов гражданского права - права собственности. Этот принцип мы можем обнаружить и в других статьях Основного закона страны: ч. З ст.17, ч.1 ст.55, ст.135 и др.

2. Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина.

В основу всякой современной цивилизованной правовой системы должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в ходе исторического развития общецивилизованный характер. Эти ценности составляют природу человеческой личности, а их утрата по существу оказывается уничтожением личности как таковой, потерей личностью самое себя. К неотъемлемым и неотчуждаемым правам, конечно, не могут быть отнесены все без исключения права и свободы. Речь идет о самых важных, прежде всего личных правах и свободах, особенно праве на жизнь. Данный принцип обнаруживается в ч.2 ст. 17 Конституции, ст.ст. 20,21,23, 24, 28, 34, 40,46-54, 55 и др.

3. Равноправие человека и гражданина как универсальный принцип правового статуса личности.

Равноправие представляет собой универсальную форму выражения юридического равновесия, сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных слоев и групп населения, а также национальностей. Равноправие - одно из основных проявлений общественного равенства людей.

В широком смысле равноправие есть обладание каждым гражданином равными с другими гражданами правами, свободами и обязанностями, установленными действующим законодательством. Равноправие означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности, что из закона для него вытекают равные обязанности и что осуществление прав и обязанностей обеспечиваются ему на равных основания.

В наиболее полном объеме данный принцип равноправия записан в ч.2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные возможности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Этот же принцип обнаруживается в других нормах основного закона: ст. ст. 5,8, 13, 14,19, 40 и др.

Равноправие по Конституции РФ непосредственно проявляется в: -

равноправии граждан независимо от социального происхождения, имущественного и должностного положения, а также рода занятий; -

равноправии всех граждан независимо от убеждений, мировоззренческих позиций, принадлежности к общественным организациям и политическим партиям; -

равноправии мужчины и женщины; -

равноправии независимо от национальности и языка, вероисповедания и отношения к религии; -

равноправии молодежи со всеми другими гражданами; -

равенстве перед законом и судом. 4.

Гуманистическая направленность правового статуса личности.

Принцип гуманизма применительно к правовому статусу в сжатом виде записан в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» - а также в ст. 21, 48, 49 - 51/54 и др.

5. Общая доступность прав и свобод и непреложность обязанностей.

Принцип этот нашел свое наиболее яркое выражение в ст. 32 Конституции РФ. Речь здесь идет, в частности, о выдвижении принципа всеобщности избирательных прав. Согласно этому принципу, все граждане Российской федерации, достигшие определенного возраста, независимо от каких-либо социально-политических условий, имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственного управления и органы местного самоуправления, на равный доступ к государственной службе, право участвовать в референдуме и отправлении правосудия. В ст. ст. 37, 40, 41, 43, 59 и др. этот принцип также нашел свое яркое выражение.

(Козлова, Кутафин) Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1993 г. закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Эти начала являются важным условием обеспечения справедливости в пользовании человеком своими правами и свободами, которые гарантированы при их нарушении судебной защитой. Рамки этой защиты в Конституции и федеральном законодательстве неукоснительно расширяются. На конституционном уровне закреплена возможность обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), что в прежнем советском законодательстве не предусматривалось.

Реальность равенства каждого человека перед законом и судом основывается на закрепленных в Конституции принципах деятельности суда и судопроизводства: независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон; открытость разбирательства дел в суде и др. Проводящаяся в настоящее время реформа судебной системы должна привести, в частности, к полному воплощению в жизнь начала равенства перед судом, нарушения которого имеют место в судебной практике, устранить влияние на судебные решения административных, общественных и иных структур, политических ситуаций.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

Это, разумеется, не исключает установления в законе широкой системы льгот для определенных категорий граждан: участников войны, блокадников Ленинграда, сирот, инвалидов и др. Социальная помощь тем лицам, которые в ней нуждаются, не нарушает принципа равенства прав и свобод.

Равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Естественно, политика государства должна быть направлена на создание условий, препятствующих значительному социальному расслоению общества, с использованием для этого как правовых, так и организационных средств.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Бывший Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы "кандидатами" на увольнение часто бывают женщины, сокращаются их возможности получения нового места работы.

Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности .

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 г.

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46 - 54).

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Создание условий для реализации прав и свобод - задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения допустимы:

1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

2) только против действий или решений органов властей;

3) в случае если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанцией.

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.