Основные формы и методы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации .

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • на правотворческую деятельность;
  • исполнительную (управленческую) деятельность;
  • судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

6.6 Формы и методы реализации функций государства

Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В. М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М. И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров - специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности. Например, санэпиднадзор осуществляется за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми организациями, учреждениями, предприятиями и их должностными лицами;

б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;

в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;

г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности, но они могут возбудить производство по поводу административного правонарушения. В обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод личности большую роль играет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Раздел III. Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти 1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них Функции государства - это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

6.2 Классификация функций государства Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Из книги автора

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

Из книги автора

§ 2. Классификация и эволюция функций государства Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

Из книги автора

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

Из книги автора

§ 5.1. Понятие функций государства Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

Из книги автора

§ 5.2. Эволюция функций государства Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

Из книги автора

§ 5.3. Метод классификации функций государства Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

Формы осуществления функций государства - специфические виды государственной деятельности, в процессе которых функции государства реализуются на практике. как правило, они характеризуют связь государства с правом.

Выделяются:

1) правовые, т.е. виды деятельности государства, связанные с установлением, реализацией и охраной правовых норм и правопорядка в целом.

1. Правотворческие - деятельность государства по созданию законов, нормативных актов, установлению, санкционированию и отмене норм права.

2. Правоприменительные - деятельность государственных органов в сфере реализации права и охрана правопорядка:

a) оперативно-исполнительные - гласная оперативная деятельность государства по исполнению законов, изданию актов применения права, решения вопросов правосудия

b) правоохранительные - работа уполномоченных органов по охране норм права от нарушений

2) организационные (фактические) виды деятельности государства, не влекущие правовых последствий:

1. Организационно регламентирующая - текущая организационная работа по политических задач, обеспечение работы звеньев государственного аппарата (научная, аналитическая деятельность)

2. Организационно-хозяйственая - текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций

3. Организационно-идеологческая - текущая воспитательная, разъяснительная деятельность по формированию определенных социально-психических установок.

Методы осуществления функций государства - приемы, способы государственной деятельности, посредством которых государство добивается своих целей.

1) Убеждение - метод воздействия властного авторитета государства на массовое сознание, посредством которого должное поведение субъектов достигается через воспитательные, разъяснительные меры морального воздействия

a) прямое убеждение - информирование субъектов о стоящих перед обществом задачах и призывах к должному поведению на основе предоставленной информации.

b) косвенное убеждение - манипулирование сознанием людей, использование технологий на воздействие общественного мнения, замалчивание информации

2) Принуждение - применение силы.

Используется в силу безрезультатности убеждения.

a) подавление - ограничение возможности для отдельных лиц и организаций противодействовать власти

b) насилие - прямое психическое или физическое воздействие на лица, неподчиняющиеся государственной власти.

Принуждение реализуется с помощью мер государственного принуждения, которые делятся на:

Меры предупреждения правонарушения (надзор, проверка)

Меры пресечения правонарушений (задержание, арест)


Меры защиты (принудительное лечение)

Меры юридической ответственности

Методы можно классифицировать по предметному признаку:

  • экономические (налоговые, режимы, таможни)
  • административные (управление, организация, принуждение)
  • идеологические (пропаганда, СМИ)

Методы делятся по специфике волеизъявления государства:

  • стимулированные (кредиты, льготы, награды)
  • дозволение (свобода слова, совести, веры)
  • охраны (деятельность милиции, суда)
  • требования (регистрации, документы)
  • запреты (нормы УК)
  • репрессии (ссылка, дискриминация нации)

Форма государства: понятие, признаки, значение.

Форма государства - это организация всей системы государственной власти, заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства, территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства с обществом.

«Форма государства» наряду с «сущностью» и «содержанием» является одной из важнейших категорий теории государства. Таким образом, форма государства в большой степени зависит от его функций, т. е. от стоящих перед государством задач.

На форму государства влияют и множество других факторов: величина территории, ее географическое месторасположение, нравственно - психологический строй общества, его национальный состав, уровень и характер культуры, накопленные исторические традиции, степень влияния других государств и цивилизаций, рекомендации политической науки.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления (отражает способ организации высших органов государственной власти и их связь с суверенитетом государства), формы государственного устройства (отражает способ распределения власти по территории государства и взаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима (система методов осуществления государственной власти). Такое понимание сложилось не сразу, долгое время в нее включали лишь форму правления и форму государственного устройства.

Признаки формы государства:

1) Связь с сущностью государства. Сущность - воля, лежащая в основе государства.

2) Связь с содержанием государства.

3) Конкретно - исторический характер.

4) Раскрывает такие признаки государства, как:

Публичная власть (организация высших органов власти);

Территория (распределение власти по территориальным уровням);

Население (связь государственной власти и населения; гражданство и подданство);

Динамичность - понять форму государства можно только в сочетании юридического критерия (полит. режим, правомочия органов государства) и фактического (фактический порядок, реальное осуществление законов);

- зависимость формы государства от множества конкретных факторов:

а) географические (климат, рельеф);

б) геополитические;

в) этнические (национальное строение государства);

г) традиционные (исторически сложившиеся традиции и обычаи политической жизни);

д) идеологические (реализация идеологического проекта);

е) религиозные (обусловленность строения государственными религиозными источниками);

ж) конкретно - исторические (колонизация, экспансия, протекторат).

- Системность - форма государства имеет сложное строение и представляется как система определенных явлений (государственных организаций, политических институтов и режимов), а также способов их взаимосвязи.

Форма правления государства: понятие, разновидности.

Категория формы правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Так, например, недемократическим путем формируются высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный - захват власти.

Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В свое время Аристотель разграничивал формы правления по такому признаку.

В-третьих, какова структура высших органов государственной власти.

В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти.

В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.

Существуют две основные формы правления - монархия и республика . Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и он не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. (Например, Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно представительная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Руководит правительством премьер - министр (он может называться иначе).

Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер - министра, так как чаще всего эти функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют также смешанные «полупрезидентские» (президентско - парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные нормы.

Монархия: понятие, признаки, виды.

МОНАРХИЯ - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху, царю, императору, шейху), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1. Верховная власть принадлежит одному лицу.

2. Верховная власть осущ-ся пожизненно.

3. Верховная власть передается по наследству.

4. Верховная власть ни от кого не зависит.

5. Монарх является юридически безответственным лицом.

Монархии бывают:

- ограниченные . Высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти. К ограниченным относятся монархии Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и др.

Ограниченные монархии делятся на:

а) дуалистические. Форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит Парламенту. (Пруссия, XIX век)

б) конституционные. Форма правления, при которой свойственно ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх - лишь глава гос-ва, а государственную, исполнительную и судебную власти осуществляют конституционно - сформированные органы. При конституционной монархии монарх царствует, но не правит, он является лишь символом государства.

- неограниченные (абсолютные).

Власть монарха ни юридически, ни фактически ничем не ограничена. Монарх является единственным высшим органом государственной власти. В его руках сосредоточена законодательная исполнительная судебная власти. (Саудовская Аравия).

- нетрадиционные монархии.

К ним относятся ОАЭ и Малайзия. Формы правления, в которых высшая государственная власть принадлежит выборным органам. Выборный орган - избирается народом на определенный срок и несет ответственность перед избирателями. Делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Республика: понятие, признаки, виды. Президентские, парламентские, монократические, смешанные республики.

Республика (лат. res publica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности:

1. Источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу.

2. Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

3. В республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

4. Обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Виды республик:

Президентские;

Признаки классической президентской республики:

1. Президент избирается населением всей страны или выборщиками;

2. Президент является одновременно главой государства и правительства;

3. Президент обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах;

4. Президент самостоятельно формирует правительство, а оно, в свою очередь, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;

5. Президент не может распустить парламент;

6. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов (в частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет).

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Парламентские (парламентарные);

Признаки классической парламентской республики:

1. Верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;

2. Правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте;

3. Возглавляет правительство премьер - министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах;

4. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;

5. Допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента;

6. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

- Монократическая

В такой республике все рычаги государственной власти юридически и фактически сосредоточены в руках президента. Президент обычно является не только главой государства и главой правительства, но и лидером правящей партии, здесь просматривается явная тенденция к авторитаризму.

Признаки :

1. Однопартийная система (может существовать ещё несколько номинальных партий, не имеющих влияния)

2. Президент - лидер правящей партии (отец нации, он выдвигается правящей партией, избирательной компании как таковой нет, избирается на длительный срок без ограничения их количества)

3. Отсутствует разделение властей

Президент может частично формировать парламент, имеет право роспуска парламента по своему желанию.

Т.о. реальная законодательная власть почти отсутствует, к тому же президент назначает высший судебный орган без соглашения с парламентом.

Пример: Иран, Египет

- Смешанная

в ней элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.

Признаки :

1. Президент является главой государства, избирается народом, а не парламентом и наделен большими полномочиями

2. Правительство формируется парламентским путем (премьер-министром становится лидер правящей партии, победившей на выборах в парламент) и несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом

Форма государственного устройства: понятие, разновидности.

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Существуют две разновидности формы государственного устройства:

- Унитария (Италия, Польша и др.), где всей полнотой суверенитета обладают центральные органы, а внутренние подразделения государства и их ораны власти не имеют признаков самостоятельных государственных образований;

- Федерация (Россия, США, Швейцария), где единый государственный суверенитет распределен между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований, из которых состоит федерация.

Конфедерация, в отличие от унитарии и федерации как разновидностей формы государственного устройства, не обладает признаками единого государства. Она представляет собой относительно устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для осуществления конкретных целей (экономических, политических, военных).

Конфедерация не имеет общей границы, общего гражданства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.

Наиболее характерным примером современной конфедерации является Европейское сообщество. Определенные признаки конфедеративного образования можно обнаружить в союзе рядя государств бывшего СССР (СНГ).

Федерация: понятие, признаки, виды.

Федерация (от позднелат. Foederatio - объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Признаки федерации:

1. Состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, конторы и др.). Данные образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно - территориальное деление;

2. В ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов - на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. Подобное разграничение осуществляется двояким образом.

В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) зхакрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в РФ, имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочий между центром и тем или иным субъектом Федерации;

3. Территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов;

4. Наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги;

5. Наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы;

6. Субъекты не имеют права выхода из федерации.

Виды федераций:

I. По способу образования субъектов:

Национальные;

Территориальные;

Смешанные;

II. По правовому статусу субъектов:

Симметричные (США);

Асимметричные (Россия);

III. По способу создания:

Договорные;

Конституционные;

IV. По объему прав субъектов:

Жесткие, т. е. высокая степень централизации (Германия, США)

Мягкие (Россия).

V. По тенденциям развития:

Центробежные, т. е. тенденция к распаду (Швейцария, США);

Центростремительные, т. е. тенденция к сближению (Россия).

Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в составе унитарного государства.

Унитарное (единое, от лат. «unus» - «один») государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно - территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т. п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств.

1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно - территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и др.).

Однако в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания кроме центральных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

2. Существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно - надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно - территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

3. Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно - территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно - правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к процессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Формы межгосударственных союзов: понятие, виды, отличие от форм государственного устройства.

Межгосударственный союз - это объединение государств, осуществляемое в основном по договору, предусматривающему взаимные права и обязанности участников союза.

1) Конфедерация - это объединение на основе договора государств, которые сохраняют свой суверенитет и независимость, имеют собственные органы власти, но при том создают совместные органы для координации действий в определенной сфере (военной, экономической, культурной).

Может служить переходной формой для формирования единого государства - федерации (США, Швейцария)

Решает различные задачи.

2) Уния - объединение монархического государства под одной короной, возникающее вследствие совпадения монархов 2х или нескольких государств в одном лице

Может быть:

1. Личная - возникает вследствие приобретения одним монархом права на престол вследствие престолонаследия или передачи одним государством прав на корону монарху другого государства (Польша, Нидерланды 1715, Люксембург)

2. Реальная - означает правовой союз монархических государств на основании создания общего института главы государства (монарха или других органов власти) (Швеция, Норвегия).

3) Содружество - международно-правовой союз государств, отражающий в конституции союз государств, возникающие на основе договора, который устанавливает сферы сотрудничества, статус общих органов управления, цели и задачи союза

4) Протекторат - государственно-правовой союз между государствами, при котором более сильное государство устанавливает военную и экономическую опеку над фактически зависящим от него слабым государством (Дания, Египет)

5) Ассоциация - юридическое присоединение одного государства к другому, при котором присоединяющиеся государства обязаны согласовывать свою политику с основным государством, что формально ограничивает её внешний суверенитет и отражает экономическую и политическую зависимость.

Отличия от форм государства:

  • в состав союза входят государства в самом полном смысле данного слова,
  • участники союза обладают собственными уставами, законами
  • обладают политической самостоятельностью

Государственный (политический) режим: понятие, элементы, классификации.

Государственный режим - это:

  • совокупность приемов и способов государственного руководства (в узком смысле)
  • уровень гарантированности прав и свобод личности, степень соответствия официальных конституционных норм политическим реалиям и характер отношения властных структур к правовым основам общества и государственной жизни (в широком смысле).

Элементы :

1. Способы и порядок фактического формирования органов государственной власти

2. Порядок реального распределения полномочий органов власти разных уровней

3. Фактический объем и степень реальности политических прав и свобод граждан

4. Наличие, отсутствие господствующей религии или идеологии, связанной с государством

5. Степень контроля государства над жизнью граждан

6. Роль права в жизни государства

7. Способы разрешения конфликтов (силовые или договорные, сочетание убеждения и принуждения)

8. Место силовых структур в системе политической власти

9. Стабильность политической системы, наличие долговременных политических традиций

10. Положение СМИ влияет на гласность, прозрачность государственной власти

11. Место негосударственных структур в политической системе

12. Степень реальности разделения властей, наличие механизма сдержек и противовесов

13. Характер политического лидерства - легитимный (харизматический, рациональный)

14. Степень ответственности должностных лиц государства

15. Учет интересов меньшинства при принятии юридических решений

Классификация :

1) По специфике конкретно-исторического государства:

1. Абсолютистский

2. Теократический

3. Деспотический

4. Тиранический

5. Военный

7. Милитаристский

8. Полицейский

9. Либеральный

10. Социально-демократический

11. Революционный

12. Чрезвычайный

2) Особые политические режимы:

1. Военный

2. Чрезвычайный

3. Революционный

3) По историческим типам государств:

1. Рабовладельческое государство:

Деспотический

Аристократический

Олигархический

2. Феодализм:

Абсолютизм

Феодальная демократия

Милитаристский

Полицейский

3. Капитализм:

Бонапартистский

Фашистский

Военно-полицейский

4. Социалистическое:

Тоталитарный

Либеральный

Демократический и т.д.

Демократический политический режим: понятие, признаки.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа.

Демократический режим свойственен прежде всего странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где существует влиятельный средний класс, который отличается заинтересованностью в стабильности общества, демократических методах управления, наличии развитых СМИ, формирующих общественное мнение, влияющих не государство.

Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована, но существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия)

Признаки :

  1. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства
  3. Предполагается существование правового государства и гражданского общества
  4. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям
  5. Легитимность государственной власти
  6. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.д.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами
  7. Доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения
  8. Господство закона во всех сферах общественной жизни
  9. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина
  10. В отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено всё, что не запрещено законом»
  11. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует её через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати)
  12. Гласность, свобода от цензуры СМИ
  13. Осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Существуют особые разновидности:

- либерально-демократический : отдается приоритет личности, её правам, свободам; роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан

- консервативно-демократический : опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов

Авторитарный политический режим: понятие, признаки.

Пример: Испания период правления Ф. Франко; Чили во времена правления А. Пиночета

Признаки :

  1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти
  2. Игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями)
  3. Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать
  4. Суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы
  5. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность и подконтрольность их населению
  6. В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные
  7. Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»
  8. Отсутствие единой идеологии
  9. Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни
  10. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, т.к. все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются
  11. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего, в политической сфере)
  12. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью
  13. «Силовые» структуры практически неподконтрольны обществу и используются иногда в сугубо политических целях
  14. Роль лидера высока

Выделяют:

  • деспотический - абсолютно произвольная неограниченная власть, основанная на самоуправлении
  • тиранический - единоличное правление, узурпация власти тираном, применение жестоких методов её осуществления
  • военный - власть военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц

Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки :

  1. Стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти
  2. Практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа
  3. Монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей
  4. Мбсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»
  5. Формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа
  6. Доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор
  7. Господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил
  8. Декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации
  9. Крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы
  10. Наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма
  11. Централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением
  12. Бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества
  13. Отсутствие правовой государственности и гражданского общества
  14. Произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский , который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия.

Данный режим характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Соотношение и взаимосвязь элементов формы государства.

Форма государства - это организация всей системы государственной власти, заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства, территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства собществом. Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления (отражает способ организации высших органов государственнойвласти и их связь с суверенитетом государства), формы государственногоустройства (отражает способ распределения власти по территории государства ивзаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима (система методов осуществления государственной власти).

Такое пониманиесложилось не сразу, долгое время в нее включали лишь форму правления и формугосударственного устройства. Между различными элементами формы государства существует известноесоответствие. Так, монархическая форма феодального государства периодаабсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственногоустройства и авторитарному политическому режиму. Республиканские формыправления хорошо вписываются в условия либерально - демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального составанаселения могут определять федеративное государственное устройство.

Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, органическая, насилия.

Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий.

Такой плюрализм обусловлен многими причинами:

  • мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний . Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени
  • объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли , в которых они проживали, игнорируя другие регионы
  • мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам , и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов
  • на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия

Это носящие объективный, системный и взаимообсловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование в этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

    • правотворческая;
    • правоисполнительная;
    • правоохранительная.

2) организационные (некоторые ученые) :

    • статистика,
    • бухгалтерский учет,
    • деятельность счетных комиссий,
    • организация заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.

Нужно подчеркнуть, что каждая государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства (способы воздействия на поведение людей) достаточно многообразны.

В соответствии с одной из классификаций методов осуществления функций государства выделяют:

    1. централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
    2. децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
    3. рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
    4. поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает

Методы осуществления функций государства есть пути, средства, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.

При выполнении какой-либо функции государство использует соответствующие ей методы. Например, при осуществлении функции охраны правопорядка государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Проблема методов (способов) реализации права - это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

В юридической литературе называются следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

Метод убеждения - такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера и др.).

Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели государство должно вести открытый диалог с обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие.

Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как государства перед обществом, так и общества перед государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании правового государства и гражданского общества.

В любом обществе главным методом осуществления государственных функций выступает убеждение, поскольку любой акт насилия со стороны государства наносит удар по легитимности государственной власти, чреват потерей престижа государства в умонастроении населения страны. Использование принуждения есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, доказательством того факта, что государство исчерпало, либо не нашло иных путей для реализации своих функций;

Метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических лиц и организаций, допустивших нарушения требований законности.

Метод заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства;

  • - метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов, организаций) на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства;
  • - метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать тому или иному варианту поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;
  • - метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.
  • - метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
  • - метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях.

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

  • - централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
  • - децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
  • - рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей.

Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

Поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.

Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.