Как построена система, и какие бывают виды государственной службы в РФ? Государственная гражданская служба – виды и принципы Что такое гос гражданская служба.

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Государственная служба

    Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

    Государственная служба РФ делится на следующие виды:

    • государственная гражданская служба;
    • военная служба;
    • правоохранительная служба;
    • федеральная государственная служба.

    В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

    • федеральную государственную гражданскую службу;
    • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

    Схематично это выглядит следующим образом.

    Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

    Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) .

    В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ .

    В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ .

    К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

    Следующим видом госслужбы РФ является военная служба . Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства .

    Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

    Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина .

    Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

    Особняком стоит федеральная государственная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ .

    Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

    Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.

    Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .

    Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета .

    П. 2. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 3. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

    Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом ФЗ «О системе государственной службы РФ» (о системе госслужбы РФ).

    Понятие: Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ (по некоторым видам службы - иностранных граждан) по обеспечению исполнения полномочий ОГВ РФ и субъектов, а также лицами, замещающими гос.должности РФ.

    Государственная служба может проходить только на должностях государственной службы.

    Признаки государственной службы:

    1.Государственно-служебная деятельность преследует публичные интересы. Обеспечивает достижение публичных интересов. Фундаментальными целями государственной службы являются:

    А.защита прав и свобод человека и гражданина

    Б.обеспечение исполнения функций, возложенных на государство.

    В.обеспечение эффективности гос.аппарата.

    2.С точки зрения организации государственной службы государство представляет собой определяет круг организаций, где граждане проходят службу - органы и строевые подразделения.

    3.государственная служба - всегда деятельность, связанная с властными полномочиями

    4.государственная служба - деятельность, не связанная с материальным производством. Всегда работа с информацией.

    5.государственную службу всегда осуществляют государственные служащие.

    Государственная служба - это, в первую очередь, деятельность.

    Государственный служащий - это физическое лицо, осуществляющее государственную службу (деятельность).

    Приоритет имеет публично-правовое регулирование, а нормы трудового законодательства применяются субсидиарно, если соотв.отношения не урегулированы служебным законодательством.

    Виды государственной службы.

    Дифференциация государственной службы по видам закреплена в ФЗ «О системе гос.службы в РФ».

    2 классификации государственной службы

    I. виды государственной службы.

    1. государственная гражданская служба (ГГС).

    1.1. федеральная государственная гражданская служба.

    1.2. государственная гражданская служба субъектов РФ.

    2. военная (только федеральная).

    3. правоохранительная (только федеральная).

    II. Органы, где служба осуществляется

    1.федеральная служба (в Федеральном органе (неважно, центральный, или территориальный))

    2.служба в субъектах.

    Федеральная государственная гражданская служба (примеры):

    Администрация Президента

    Аппараты ГД и СФ.

    Аппараты всех судов

    Аппарат Правительства

    Все ФОИВ, включая территориальные

    Аппараты Счетной Палаты, ЦИК, уполномоченного по правам человека.

    Государственная гражданская служба в субъектах:

    Аппарат высшего должностного лица

    Аппарат представительного органа

    Аппараты судов субъекта

    ОИВ субъекта

    Аппараты избирательных комиссий субъекта

    Единство системы государственной службы объясняет:

    1. Взаимосвязь видов службы - учитывается стаж службы, знания и навыки (Генерал-лейтенант на гражданской службе не начнет с референта или младшего специалиста)

    2. установление общих принципов организации системы должностей гос.службы.

    3. установление единых принципов прохождения государственной службы.

    Профессиональная деятельность предполагает деятельность, которая осуществляется на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, опыта, приобретаемых в результате спецподготовки.

    Госслужба, ее сущность и назначение определяется сущностью и назначением самого государства. Она не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но и призвана обеспечивать их осуществление. Госслужащий в рамках полномочий по замещаемой им должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

    Госслужба как вид профессиональной деятельности означает непосредственное, непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий госорганов лицами, находящимися на госдолжностях, поэтому они принимаются на постоянную работу, им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

    Слово "служба" трактуется в различных значениях. Под этим термином понимают определенную общественную деятельность людей, место работы человека, особое отношение к делу и так далее. В. Даль связывал это слово с такими ценностями, как полезность, готовность к действиям и пр. Сегодня под службой, как правило, понимают отношения верности, долга, преданности, способности защитить чьи-либо интересы.

    Определение

    Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность определенной категории лиц. Местами их работы являются органы власти на разных уровнях. Не считается гражданской госслужбой пребывание в рядах армии и Финансирование работы уполномоченных лиц органов власти осуществляется из средств бюджетов в зависимости от уровня. Для структур, функционирующих в субъектах, это региональные поступления, для государственных институтов - федеральные.

    Нормативная база

    Рассматриваемую деятельность регулируют:

    1. Закон "О системе госслужбы". Этот акт принят 27 мая 2003 г. В нем определены основные понятия, установлены принципы осуществления профессиональной деятельности служащих. В этом нормативном акте также проводится отграничение деятельности от других властных полномочий.
    2. ФЗ "О государственной гражданской службе". Он был принят 27 июля 2004 г. В этом нормативном акте детально регулируются вопросы профессиональной деятельности служащих. Документ формулирует ограничения и запреты, порядок, в соответствии с которым осуществляется трудоустройство. Вопросы, которые не охватывает ФЗ "О государственной гражданской службе", регламентируются положениями ТК.

    Кроме этого, существуют и прочие нормативные акты, регламентирующие данную сферу. В частности, к ним относят указы президента, правительственные постановления, распоряжения региональных органов власти.

    Специфика

    Федеральная (государственная) отражает функции, задачи и основные признаки устройства страны. Она призвана обеспечивать практическую их реализацию. Слово "государственная" в определении, таким образом, указывает на то, что служащий в своей деятельности выступает по поручению и от имени власти. Эта работа предполагает постоянное, компетентное и непрерывное обеспечение реализации переданных сотрудникам полномочий. Закон "О государственной гражданской службе" устанавливает определенные требования для лиц, поступающих в штат властных структур. Субъекты должны обладать определенными знаниями, навыками, которые приобретаются в ходе специальной подготовки кадров.

    Задачи

    Государственная гражданская служба необходима для:

    1. Обеспечения конституционного строя страны.
    2. Выработки стратегий политического, социального, экономического развития.
    3. Подбора кадров, способных реализовать задачи, которые ставит перед властью общество.
    4. Создания организационных структур.
    5. Защиты интересов, свобод и прав населения, формирования условий для развития личности.

    Функции, которые реализует государственная гражданская служба, представляют собой относительно обособленные и самостоятельные основные виды профессиональной деятельности по осуществлению власти.

    Принципы

    Закон "О государственной гражданской службе" устанавливает специальные положения, на которых базируется вся деятельность уполномоченных структур и лиц. Все принципы имеют тесную взаимосвязь друг с другом. Они отражают содержание, формы и сущность гражданской госслужбы. Закрепление базовых положений выступает как важнейшая идейно-теоретическая основа. Она соединяет все виды рассматриваемой деятельности в комплексную юридически обоснованную систему. Принципы, на которых базируется государственная гражданская служба, закрепляют требования, выдвигаемые обществом и другими субъектами управления.

    Верховенство Конституции

    Это ключевой принцип, на основании которого строится вся деятельность властных органов. Государственная гражданская служба, как выше было сказано, регулируется различными нормативными актами. Однако основная роль среди них принадлежит Конституции. Только основываясь на ее положениях, субъекты страны должны и могут иметь собственное законодательство о гражданской госслужбе. При возникновении коллизий преимущественное значение будет иметь Конституция и другие нормативные акты, принятые на высшем уровне.

    Принцип федерализма

    Это положение обеспечивает единство всей системы, а также соблюдение разграничения полномочий и предметов ведения между верховными и региональными органами власти. Федеральная служба относится к компетенции РФ, субъектная - к вопросам, решаемым в рамках совместной деятельности РФ и ее субъектов. В рамках разграничения объем полномочий верховной власти должен быть достаточным для формирования единого организационно-правового института. Реализация принципа федерализма требует целостного нормативного регулирования.

    Приоритет прав

    Конституция РФ провозгласила человека высшей ценностью. Обязанностью государства является защита его гражданских и личных интересов и прав. Это, в свою очередь, является долгом и органов власти. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина возводятся в ранг основополагающих принципов государственной госслужбы. Важно, чтобы уполномоченные лица, действующие от имени властных структур, не только словами, но и делами обеспечивали реализацию этой задачи.

    Равный доступ к деятельности

    Принцип равноправия, как и приоритета человеческих и гражданских прав, также является конституционным. Он означает, что лица обладают равным доступом к профессиональной деятельности вне зависимости от:

    • национальности;
    • пола;
    • расы;
    • имущественного положения;
    • религии;
    • места проживания и так далее.

    Должности государственной гражданской службы

    Посты, которые могут занимать лица, привлеченные к рассматриваемой деятельности, разделяются на несколько категорий:


    Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

    Что это такое?

    Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

    Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба - это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

    История управленческого аппарата

    Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

    Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

    Госслужба в современной России

    Государственная служба РФпредставляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

    Державы, России;

    Федеральных органов, иных центральных органов власти;

    Субъектов РФ;

    Органов власти субъектов РФ;

    Лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

    Лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

    Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

    Структура госслужбы

    Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

    1. Государственная гражданская служба.

    2. Военная.

    3. Правоохранительная служба.

    Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

    Государственная гражданская служба РФ

    Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

    Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

    1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

    2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

    Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

    Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

    Должности и ранги гражданской службы

    Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

    1. Руководители - осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

    2. Помощники - специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

    3. Специалисты - это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

    4. Обеспечивающий персонал - совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

    Классные чины гражданской государственной службы - это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

    Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

    Служба регистрации, кадастра и картографии

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии-это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

    Полномочия службы

    Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

    1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
    2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
    3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
    4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
    5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

    Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

    Правоохранительная служба

    Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба - это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

    Нормативное регулирование и структура

    Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

    К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

    • МВД, МЧС, ФМС России.
    • Следственный комитет.
    • Прокуратура России.
    • ФСКН, ФТС.
    • ФСИН Министерства юстиции России.

    К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

    Служба военная

    Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба - это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

    На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

    Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

    Государственная служба - это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

    Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему: 1) государственная гражданская служба; 2) военная служба; 3) правоохранительная служба.

    Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

    Военная и правоохранительная служба - это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

    В соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

    Виды государственных служащих разнообразны. Ряд классификация государственных служащих является производным от классификаций видов государственной службы. Например, государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов, в которых они проходят службу, на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. По федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государственными служащими субъектов РФ. По функциональному назначению государственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих. По особенностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитаризованных государственных служащих.


    Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий, которая предусматривает подразделение государственных служащих на:

    должностных лиц, которые реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должностных лиц являются представители административной власти, которые реализуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, не подчиненных им по службе);

    оперативный состав, который обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем реализации их задач и выполнения специфических функций данных государственных органов;

    вспомогательно-технический состав, который обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечительных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.) Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. В 2ч., М.,2006.Ч.1 (Сущность и основные институты административного права)