Как переехать границу с белоруссией на машине. Ни пройти ни проехать: что творится на границе Белоруссии и России

С сентября на белорусско-российском пункте пропуска "Редьки - Красное" в Смоленской области российские пограничники перестали пропускать в Россию граждан ЕС. Иностранцы жалуются на то, что это был "самый прямой" путь в Москву, а теперь им приходится въезжать в Россию через Латвию.

Маршрут третий. Объездов нет

В Лядах на белорусской стороне об изменении порядка пересечения границы говорить не хотели — оправдывали тем, что все вопросы нужно задавать россиянам, а "мы здесь ничего не видели". Более разговорчивыми оказались жители российской деревни Большая Добрая.

"Пограничники обычно у нас чуть дальше, за деревьями стоят. Часто вижу, что автобусы стоят — проверяют. И разворачивают часто. Останавливают и машины, и автобусы — всех", — рассказала местная жительница, вышедшая наблюдать за пасущимся стадом.

По словам женщины, сотрудники погранслужбы выставляют посты на всех дорогах вдоль границы, время от времени курсируют по деревням и ближайшим населенным пунктам. "Объехать так, чтобы их не было, было бы сложно", — заключила она.

Маршрут четвертый. Законный

Когда появятся международные пункты пропуска в Белоруссии — неизвестно. Пока приехавшему по трассе Брест — Москва иностранцу остается только делать крюк в сотню километров, чтобы попасть в Россию через границу с Латвией или Украиной.

© Sputnik / Виктор Толочко

Побеседовал с научным руководителем конференции по приграничному сотрудничеству, которая прошла в Смоленске на минувшей неделе. Проректор по научной работе СГУ Александр Катровский — доктор географических наук, который особое внимание уделяет проблемам развития приграничных территорий.

"Многие хотят приехать в Катынь — это святое для поляков место. Но не могут напрямую, к сожалению, вынуждены объезжать. Я думаю, вопрос можно было бы решить и введением единой визовой политики — мы давно об этом говорим и выступаем за подобные шаги", — поделился со Катровский.

Мы в очередной раз собираемся на машине в Европу. В этом году уже ездили в апреле в Минск, в мае в Голландию, а в июне в Норвегию. Но летом-осенью случилось обострение неадекватных политических и торговых действий со стороны России, в связи с чем я решила выяснить вопрос прохождения границы Россия-Беларусь и Беларусь-Польша. Меня регулярно спрашивают:"Как в Европе относятся к русским и к машинам с русскими номерами?". Нормально относятся. Глупости про дрязги между людьми только по телевизору показывают (актеров за деньги они нанимают что ли?). Вобщем, кто хочет путешествовать на своем любимом автомобиле - удачи! У вас все получится. Правда, есть тонкости в порядке прохождения таможни.

Трасса М1, дорога Москва-Брест, май 2014.

Итак, в прохождении границы со стороны беларусов большую роль играет человеческий фактор. Могут придраться к следующим вещам и заставить отдать или оплатить за:
- перевес личных вещей более 50 кг на человека (интересно, а аптечку и огнетушитель тоже будут взвешивать?);
- более 3 л алкоголя любой крепости на человека (пропадает смысл везти алкоголь всем друзьям);
- более 3 комплектов похожих вещей на человека (считается уже коммерческой партией и подлежит декларированию с уплатой налога);

Новости по автогранице Беларуси -

Если кто-то возвращается из Европы после долгой поездки со своими сменными шинами (например, переобулся на летние и везет свои зимние), то второй комплект использованных шин заставят оплатить или выкинуть. По белорусским правилам на 1 человека положено 4 шины. За лишние (запасные) колеса таможенники просят заплатить из расчета 4 евро/кг;

На границе могут спросить какая часть вещей ввозилась с собой, а какая - куплена в Европе. Потому что будут в качестве коммерческой партии рассматривать именно европейские покупки. Мы, например, везли все покупки с чеками, потому что думали воспользоваться taxfree, но увидев очередь, в последний момент отказались. И возврат 5000 р. был уже неважен по сравнению с возможностью пройти наконец эту чертову границу и выспаться. Тогда мы проходили таможню 7 часов и были удостоены детального досмотра в отдельном помещении с собакой и вытряхиванием всех вещей. Мы доказывали, что все вещи в машине - для личного использования, а чеки и этикетки в наличии только потому, что рассчитывали на процедуру возврата налогов. Мы ехали через зеленый коридор и никаких пошлин не платили, поскольку ввозили личные вещи и вещи б/у. Главное - чтобы не было перевеса более 50 кг и покупки были бы на сумму не более 1500 евро . Иначе нужно платить 4 евро за каждый кг перевеса.

На границе могут спросить сколько бензина в топливном баке. Скажут, что вы ввозите топливо в другую страну для перепродажи и заставят оплачивать этот ввоз. Это относится к белорусской и литовской границе.

Белорусы, если видят машину, возвращающуюся из Европы, тут же спрашивают про наличие мясных продуктов. Если есть - отбирают. Это касается и свежего мяса, и колбасы. Если вы с собой везете той-терьера - прекрасно! Скажите, что 20 кг свежего мяса - на корм собаке.

Сейчас Россия с Беларусью не решили вопрос про ввоз в РФ мясной и птичьей продукции, поэтому русские таможенники имеют права отобрать белорусские мясные продукты и птицу . Причем список мясных фабрик не уточняется. Количество фабрик меняется раз в неделю . На границе России и Беларуси вновь введены таможенные посты . Таможенники имеют право досмотра не только грузовых, но и легковых автомобилей. Беларусы задерживают российские фуры для досмотра . Со стороны России на трассе М1 уже скопилась 15-км очередь.

Трасса М1 на территории Баларуси. Май 2014 г.

Отдельные поводы для досмотра:
Критерии, в соответствии с которыми сотрудники органов пограничной службы в автодорожных пунктах пропуска информируют должностных лиц таможенных органов о выявленных в "зеленом" коридоре транспортных средствах и товарах, въезжающих в Республику Беларусь с 4 июня 2013 года:

1. Пересечение Государственной границы Республики Беларусь транспортным средством более 1 раза в течение 8 суток;

2. Нахождение в транспортном средстве 4 и более лиц;

3. Наличие в салоне или багажном отделении транспортного средства сумок, чемоданов, пакетов, коробок, мешков, тюков и других предметов, в которых могут находиться товары, крупногабаритных товаров длительного пользования, в том числе бывших в употреблении;

4. Пересечение Государственной границы Республики Беларусь транспортным средством, имеющим 8 и более посадочных мест, включая водителя, а также грузопассажирскими и грузовыми транспортными средствами;

5. Транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства.

В целях выполнения данного порядка:

при выявлении в "зеленом" коридоре транспортного средства, соответствующего указанным критериям, сотрудникам органов пограничной службы, в соответствии с п.27 Инструкции о порядке взаимодействия государственных контрольных органов при пропуске через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска, утвержденной постановлением Госпогранкомитета и ГТК от 31 октября 2011 года №25/47, информировать должностное лицо таможни с передачей ему контрольного талона.

С сайта Таможенного комитета Беларуси:

Допускается ввоз без уплаты таможенных платежей следующих категорий товаров:
в сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

1. Товаров для личного пользования...., таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро (авиатранспортом - 10 000 евро), и общий вес которых не превышает 50 килограммов, ....;

2. Бывших в употреблении товаров для личного пользования согласно приложению 4 к Соглашению, временно ввозимых иностранными физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, независимо от стоимости и веса, но в количествах, определенных данным приложением;
....
7. Товаров для личного пользования независимо от стоимости и веса, ввозимых обратно в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), после их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза, при условии подтверждения их вывоза.

Документами, подтверждающими вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза являются:
пассажирская таможенная декларация, оформленная в установленном законодательством порядке;
документы, подтверждающие факт производства или приобретения данного товара на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации (паспорт изделия, гарантийный талон, чек и другие); .....

Б/У товары могут ввозить без пошлин на время только иностранцы, а резиденты таможенного союза - только с документами, подтверждающими, что они их вывезли:)....
Видимо, так с секонд-хэндом батька борется...:)....

Действительно, законодательство Таможенного союза предусматривает возможность отдельного государства-члена устанавливать свой порядок подтверждения факта вывоза (например, чеков о приобретении товаров на территории ТС). Однако в белорусском исполнении, при очевидности факта временного вывоза, это говорит лишь о глупости либо этих конкретных белорусских таможенников, либо ГТК Беларуси. После обнародования таких фактов Лукашенко действительно добьется того, что поток автотранзита в Европу пойдет в обход Беларуси - через Прибалтику, Финляндию или Украину.

С 15 января 2015 г. на территории Беларуси в зимнее время обязательны зимние шины . Наконец-то! Видимо уже устали объяснять водителям, что нужно переобуваться.

Про пересечение границы Беларуси на автомобиле - http://autotraveler.ru/belarus/peresechenie-granicy-belarusi.html#.VJkiZcIRTA

Беларусь, май 2014, цветут рапсовые поля. Въезжаем в Брестскую область.

1. Выехали в 11:30. Полный бак 95.
2. 17:30, перед платной дорогой долили до полного бака (ПТК на 1000 руб.), но можно и не делать этого: в РБ теперь принимают рубли, Евро, Доллары.
3. На выезде из России за платную дорогу отдано 220 руб. (Обратно ехать очень осторожно, так как платная в сторону России вся разбита - ямы такие что колесо уходит со свистом)
4. Сразу за шлагбаумом России - проверка паспортов и документов на машину. Из машины не выходим.
5. Последняя заправка в Белоруссии (Михалишки) - заливаемся еще на 20 Евро
6. В Белоруссии можно нигде не останавливаться. Платы за пользование дорогами уже вроде как нет.
7. Подъехали к границе РБ - не выходим из машины, показываем паспорта, получаем талон.
8. Далее по зеленому коридору: паспортный контроль (все гуськом с паспортами к окошку, на талон ставят штамп о выезде из РБ) и проводят досмотр машины. В этот же момент забирают талон.
9. На въезде в Литву - доезжаем до шлагбаума и останавливаемся на STOP линии. Ждем зеленого. Проезжаем обеззараживающую яму.
10. Подъезжаем по зеленому коридору (крайний левый ряд): паспортный контроль, штамп в визе, осмотр машины. Ждем когда откроют шлагбаум.
11. Выезжаем за шлагбаум, ждем когда опять загорится зеленый, и мы в Литве. Итого, в Вильнюс приехали около 2:30 по местному времени (на 1 час меньше). Все понравилось. Отдыхали на озерах с двумя малышами, гуляли в центре.

Обратно едем так:
1. Выезд в 14:00. На выезде было где-то четверть бака. На одометре 137125
2. Подъехали к границе - встали не четко на STOP линии перед шлагбаумом, нам сделали замечание - сдавали назад.
3. После того как шлагбаум открылся - подъезжаем в красном коридоре на паспортный контроль и проверку машины. Затем DutyFree.
4. На въезде в РБ - опять по левому краю, проверка паспортов и машины, талон. Ждем открытия шлагбаума.
5. Забрали талон открыли шлагбаум и вот в 15:45 мы снова в РБ.
6. На заправке в Михалишках РБ заливаем до полного 95 (1300 р.)
7. На выезде из РБ - показали паспорта, из машины не выходим.
8. 20:09 - проехали Опочку, заплатили 220 р., въехали в Россию. Ехать аккуратно. ДЫРЫ на платной дороге такие, что в Опочке несколько шиномонтажек открылось ((.
9. В Пушкине были в 2:25. Бензина на нуле. На одометре 137934.

Беларусь, май 2014, цветут рапсовые поля.

Отдельная история про параноидальных таможенников при поездке из Украины через Беларусь в Литву - http://travel-fanat.livejournal.com/55474.html
"Для транзита через Беларусь мне пришлось пересечь две границы и соответственно четыре таможни. Украина-Беларусь, Беларусь-Литва. Украинских автолюбителей-новичков здесь поджидают несколько капканов..."

С прохождением границы на пост-советском пространстве все непросто... Самая милая таможня была русско-финская. Санаторий:) Все быстро, просто и удобно. Удачи вам в автомобильных путешествиях. Да здравствует разум, да сгинет маразм!

Лето, как известно, пора отпусков, то самое время, когда многие определяются, где стоит провести свое время отдыха. При этом среди множества «летних» направлений все большую популярность обретает Республика Беларусь, где имеется большое число достопримечательностей, санаториев и мест отдыха в районе Браславских озер.

В связи с этим очень многим автолюбителям интересно, с какими особенностями и трудностями могут столкнуться те водители, которые собираются поехать в Беларусь на машине.

Пересечение государственной границы

Пограничный контроль между Беларусью и Российской Федерацией, по сути, является фикцией. Проверке подвергаются исключительно большегрузные автомобили (фуры).

Для физических же лиц на собственном автомобиле даже не требуется останавливаться на пропускном пункте. Впрочем, по возвращению обратно в Россию вас все же могут остановить для проверки паспортов, что, впрочем, не занимает много времени.

Единственным существенным нюансом при подготовке к поездке является приобретение международной страховки типа «зеленая карта». Этот страховой полис представляет собой аналог , но в международном формате и купить его можно на срок от 15 дней до одного года.

При этом покупка полиса на длительные сроки обходится существенно дешевле «кратковременного». После кризиса цены на «зеленые карты» несколько возросли, однако их стоимость остается весьма доступной – от семисот рублей до без малого пяти тысяч рублей за полис, действующий на протяжении года.

Актуальную информацию о ценах на страховку типа «зеленая карта» можно узнать на специализированных сайтах — информация, предложенная там, позволяет довольно точно рассчитать стоимость страхования при различных сроках поездки.

При этом купить сам полис можно как в страховой компании по месту жительства (к слову, далеко не все страховщики продают страховки этого типа), так и непосредственно у границы – перед каждым крупным контрольно-пропускным пунктом имеется огромное число небольших «представительств» страховщиков типа «будка», где можно стать обладателем вожделенного полиса. Для его оформления потребуется только паспорт транспортного средства (ПТС), а сама процедура занимает порядка десяти минут времени.

В остальном, для поездки потребуется стандартный и общегражданский паспорт (как уже мы писали, его могут потребовать пограничники).

Движение по дорогам, правила дорожного движения и общение с представителями правопорядка

Езда по белорусским дорогам оставляет, в большинстве случаев, очень приятные впечатления у россиян. Высокое качество покрытия, четкая дорожная разметка, своевременный ремонт неровностей являются первыми преимуществами, которые бросаются в глаза. Даже в сельской местности (в стороне от основных магистралей) радует качество дорог.

Не напрягает и проведение самих дорожных работ – все сужения полотна имеют полный спектр обозначений, а на наиболее сложных участках объездные пути с временной разметкой, которые также отличаются высоким качеством покрытия.

С точки зрения езда по Беларуси, на первый взгляд, ничем не отличается от России. Однако тут имеются некоторые нюансы.

В частности, действие дорожного знака распространяется не до первого перекрестка, а до первого обозначенного перекрестка, то есть того, на котором установлен соответствующий знак. Об этом следует также помнить.

В республике Беларусь очень и следует помнить, что приоритет у тех водителей, которые уже движутся по кругу, если иное не установлено дорожными знаками.

Контроль скоростного режима в Республике Беларусь весьма жесткий и может обернуться рядом проблем для россиянина, рассчитывающего на безнаказанность. Так, штраф за превышение скорости, исчисляемый в так называемых «базовых величинах», может оказаться весьма впечатляющим.

Кроме того, нарушивший ПДД гражданин, без разницы какой страны, вносится в единую базу данных, и последующее превышение скорости более чем на 25 километров в час может обернуться не только штрафом, но и лишением «прав».

Отдельно стоит сказать и о системах автоматической видеофиксации нарушений. «Камер» на дорогах Беларуси довольно много, они установлены практически в каждом населенном пункте, возле которого имеется соответствующее обозначение.

Госавтоинспекция Республики Беларусь использует весьма современные системы, осуществляющие съемку с кормы автомобиля. Подобные комплексы практически не фиксируются (последние «засекают» их срабатывание лишь в момент непосредственного проезда и, как результат, не позволяют своевременно затормозить автомобиль).

Ранее россияне могли не опасаться «писем счастья», однако за последний год ситуация коренным образом изменилась. В частности, на основных пунктах пропуска между Россией и Беларусью осуществляется установка камер, которые заранее фиксируют номера проезжающих автомобилей.

В случае, если за авто числится штраф, выписанный автоматической системой, сотрудники ГАИ останавливают автомобиль и могут потребовать оплаты штрафа до выезда из страны.

Еще одним важным моментом можно назвать очень суровые санкции в отношении водителей, злоупотребивших спиртным. Первоначально у автомобилиста, севшего за руль , отбирают водительское удостоверение и накладывают крупный штраф.

Повторное нарушение приводит к тому, что ГАИ изымает автомобиль нарушителя, который обращается в доход государства и уходит «с молотка». При этом данный закон распространяется и на граждан других государств – между Беларусью и Россией имеются соответствующие договоренности.

Общение с сотрудниками Госавтоинспекции в Беларуси тоже отличается некоторыми нюансами. Основной из них кроется в том, что вручить взятку работнику ГАИ в большинстве случаев не удастся.

Добиться этого в республике удалось тем, что «гаишники» имеют весьма неплохие зарплаты и могут легко получить реальный срок без права последующей работы в государственных органах в случае, если попытаются увеличить доход за счет автолюбителя.

Тем не менее, на наиболее «популярных» у россиян направлениях бывают редкие случаи (за три года частых поездок автору этих строк с этим довелось столкнуться лишь раз) злоупотреблений со стороны инспекторов ГАИ.

Злоупотребления эти заключаются в использовании законов Беларуси по отношению к россиянам, с ними не знакомыми. Это касается тонировки на задних стеклах, которая, в соответствии с местным законодательством, полностью запрещена.

Этот аспект касается только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и если инспектор пытается наложить на вас соответствующий штраф, можете смело предложить ему проехаться к начальнику ГАИ соответствующего района или пригрозить обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Этого будет достаточно для того, чтобы ретивый служитель порядка пересмотрел свое решение. По сути, эти сложности единственные, с которыми можно столкнуться в путешествии.

Основные направления для отдыха в Беларуси

В большинстве случаев Россияне предпочитают для отдыха центральную часть Беларуси, где располагается большинство достопримечательностей и пансионатов для отдыха.

В 2019 году правила въезда в Белоруссию для россиян остаются без изменения. С 1997 года между государствами действует соглашение о безвизовом режиме. При поездке в республику на срок до 90 дней, оформлять визу не нужно. Въезд в Белоруссию осуществляется на основании внутреннего российского или заграничного паспорта.

Россияне освобождены от необходимости заполнять миграционные карточки, анкеты или какие-либо другие документы. Если срок проживания не превысит 30 дней, то и в регистрации нет необходимости. Путешествие через территорию республики в случае следования в третью страну осуществляется свободно: транзитная виза также не требуется. Граница практически отсутствует, путешествие в эту страну напоминает поездку в соседнюю область.

  • Свидетельство о рождении;
  • Внутренний паспорт, если ребенку уже исполнилось 14 лет;
  • Либо заграничный паспорт при наличии.

Правила въезда республики не исключают возможность путешествия несовершеннолетних по заграничным паспортам родителей, при условии, что информация о детях вписана в эти документы.

Согласие на выезд из РФ с нотариальным заверением от второго родителя не требуется , если ребенок путешествует только с мамой или папой. Однако в ситуациях, когда несовершеннолетний выезжает из РФ в сопровождении третьих лиц или самостоятельно, согласие на выезд из России нужно получить от обоих родителей. Последнее правило закреплено в российском законодательстве.

Медицинская страховка

В Белоруссии не действует полис обязательного медицинского страхования, принятый в России. Тем не менее экстренную и скорую помощь при необходимости россияне получат. Но за дальнейшее лечение в стационаре придется платить по действующим тарифам. Поэтому перед поездкой в республику имеет смысл заранее позаботиться о покупке страхового полиса. В таком случае расходы на оплату медицинских услуг лягут на плечи страховой компании.

Как добраться до Белоруссии?

Существует несколько вариантов доехать до Беларуси. Перечень необходимых для путешествия документов остается неизменным. Единственное - есть нюансы при въезде на личном автотранспорте.

На самолете

Простой и быстрый способ добраться до республики - перелет на самолете. Стоимость билета из Москвы в Минск составляет порядка 9000-10000 рублей. Время перелета - 1 час 20 минут. Цена билета зависит от выбранной авиакомпании. В Белоруссию ежедневно совершают рейсы из столицы РФ три авиакомпании: «Белавия», «Ютэйр» и S7 Airlines. Есть варианты прямого перелета из Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары, Новосибирска, Сочи, Екатеринбурга.

На поезде

Второй вариант - отправиться в республику на поезде. Добраться до Минска из Москвы можно за 8-10 часов. Билет в плацкартном вагоне стоит от 3000 рублей, в купе - от 5000 рублей. Регулярные поезда ходят из многих областей России.

На автобусе

Автобусы курсируют из всех приграничных с Белоруссией российских областей. Также поток транзитного транспорта через республику связывает Россию и Европу. Время в пути - от 10 до 12 часов. Стоимость билета варьируется от 1400 до 1800 рублей.

Поездка в Белоруссию на автомобиле

Поездка в Белоруссию на автомобиле - наиболее удобный способ попасть в страну. К тому же, если планируется осмотр как можно большего количества достопримечательностей, поездка на личном транспорте - идеальный, практичный и наиболее экономичный вариант. Расстояние между Москвой и Минском - 700 км. На его преодоление уйдет около 7-8 часов.

Камер видео- и фотофиксации много как на российской стороне, так и на белорусской. Превышение скоростного режима на более чем 30 км/ч может привести к штрафу до 7000 рублей. При повторном нарушении есть вероятность расстаться с правами на срок до года.

Дороги в республике качественные и не такие загруженные, как в России. Особо готовится к пересечению границы не нужно, ее фактически нет. Пограничного контроля между Белоруссией и РФ практически не существует. Проверке подвергаются только большегрузные автомобили. Физических лиц на личных легковых автомобилях на пропускном пункте останавливают редко. Однако по возвращению в Россию документы все-таки проверяют, но это не занимает много времени.

Документы для авто поездки:

  1. Внутренний или заграничный паспорт;
  2. Водительское удостоверение;
  3. Свидетельство о регистрации на авто;
  4. Страховка «Зеленая карта»;
  5. Доверенность на автомобиль, если его собственником является другой человек.

Рекомендуется заранее обменять российские рубли на белорусские. Сделать это, например, на заправочной станции будет проблематично. До 01 марта 2015 года заправляться за рубли разрешалось, но позже эту возможность отменили.

Видео: проезд границы России и Белоруссии на автомобиле (без остановки!)

«Зеленая карта»

Green сard - международная система страхования, действующая в 47 странах мира, это большинство государств Европы, Азии и Африки. «Зеленую карту» можно приобрести как заранее (такую услугу оказывают многие российские страховые компании), так перед границей. Страховка защищает интересы водителя, если он попал в дорожно-транспортное происшествие в другом государстве. Нанесенный материальный ущерб выплачивается страховой компанией.

Есть два варианта полисов:

  • Для путешествия по государствам-участницам «Все страны»;
  • Для поездок по Украине, Белоруссии или Молдове.

Гражданам России выгоднее приобретать полис, действующий только в Белоруссии, его стоимость дешевле в 3-4 раза, чем тариф «Все страны».

Цена полиса пересматривается каждые три месяца. Если намечается непродолжительное путешествие по Белоруссии, экономически оправданно покупать полис на короткий срок. Минимальный период страхования составляет 15 дней. Если визиты в страну носят регулярный характер, есть смысл приобрести «Зеленую карту» сразу на год, это позволит сэкономить на ежеквартальных подорожаниях.

К примеру, стоимость «Зеленой карты» на 2019 год для легкового авто составляет: около 920 рублей - на 15 дней, 1230 рублей - на 30 дней, 6150 рублей - 12 месяцев . Цена полиса существенно возрастет для грузовых автомобилей и тягачей.

Когда требуется разрешение на проживание

Бывают ситуации, когда специальное разрешение необходимо. Например, планируется длительное проживание в республике (свыше 90 дней), ведение предпринимательской деятельности, работа или обучения.

В таких случаях оформляется вид на жительство, для получения которого понадобятся документы:

  1. заявление о выдаче ВНЖ;
  2. внутренний или заграничный паспорт;
  3. 4 фотографии размером 4х5 см;
  4. документ о регистрации по месту проживания;
  5. медсправка, подтверждающая отсутствие опасных заболеваний;
  6. документация о необходимости длительного проживания в стране (трудовой договор, пригласительное письмо от близких, подтверждение о зачислении в образовательное учреждение и так далее).

Первоначально ВНЖ выдается на 2 года и в дальнейшем продлевается.

Таможенные правила

Для чистоты эксперимента едем на обычном рейсовом автобусе «Гомель - Новозыбков » и пересекаем границу по трассе М-10 на Брянск . Со стороны Беларуси на дороге нет никаких постов, подъезжаем к пункту транспортного контроля на российской территории - сооружение наподобие пограничного пункта пропуска стояло здесь и раньше.

Автобус останавливает сотрудник пограничной службы, заходит в салон и просит достать паспорта. При этом пассажиры просто держат документы в руках, не отдают человеку в форме, а тот лишь смотрит на гражданство. В автобусе ехали только белорусы и россияне, поэтому никого не высаживали и по базе не проверяли, через пару минут автобус отправился дальше. Вещи тоже никто не смотрел. То есть, пока, как и обещали российские власти, полноценного паспортного контроля на границе с Беларусью не ввели.

На трассе движения почти нет, у обочины стоят российские и белорусские фуры. Водитель автопоезда из Беларуси говорит, что никаких изменений на границе не заметил, порядки прежние. А дальнобойщик из Венгрии даже не знал, что отныне здесь действует режим погранзоны:

Ничего не изменилось, проблем при пересечении границы никаких. Трудности были только в Беларуси - три раза меня возвращала назад ветеринарная служба, ничего толком не объясняя. Я везу комбикорм, документы в порядке.

Идем на пункт транспорта контроля и уже показываем удостоверение. Сотрудник погранслужбы звонит начальнику и после короткого разговора бесцеремонно выпроваживает:

Это режимный объект, находиться здесь запрещено, покиньте территорию.

Не то что сделать фото, а даже пять минут понаблюдать за работой погранслужбы нам категорически не разрешают, на вопросы не отвечают.

С границы добирается попутками, останавливается легковушка с российскими номерами, за рулем - кавказец:

Они проверяют только таких людей как я, из Дагестана , Чечни . Каждый раз, когда въезжаю, смотрят на мое лицо и проводят в кабинет, чтобы пробить паспорт по базе, хотя он российский. А в прошлый раз со мной ехал белорус, на его паспорт даже не посмотрели.

Продолжаем путь уже с белорусским водителем, который возвращается в райцентр:

Раньше на нашей территории стоял пост ГАИ, а сейчас убрали. А паспорта россияне проверять начали уже несколько месяцев назад. Просто смотрят на гражданство: если украинец или молдаванин, то отправляют на международный пункт пропуска. То есть, здесь пускают только белорусов и россиян. Хотя дальнобойщиков пропускают, и видел, как украинские гастарбайтеры проезжали - наверное, у них были специальные отметки.

Пограничных столбов у трассы мы нигде не заметили. Не видели их, а также пограничных патрулей, и жители белорусских деревень, которые находятся у самой границы.

Конечно, лесные дороги на Россию есть, но сейчас они все заметены снегом, поэтому по ним никто не ездит. Осенью еще ездили, и россияне к нам ездили, никто не останавливал, а как весной будет, посмотрим, - говорят в деревне Хорошевка .

Напомним, накануне введения погранзоны в ФСБ России пояснили, что она «не предусматривает осуществления пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, открытия и функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ ». Однако погранзона, в которую вошли приграничные российские деревни, предполагает пропуск для въезда. То есть, тот кто не живет в приграничной деревне и не имеет там близких родственников, не может находиться в таком населенном пункте без специального пропуска. Проехать его на автобусе или машине можно, а останавливаться - нет, иначе могут оштрафовать. Но пока белорусов пускают в приграничную зону без пропусков, говорят местные жители.