К вопросу о правах на буровые скважины. Водный налог Какой орган обязан ликвидировать скважину бывшего недропользователя

Часть бесхозных скважин представляет опасность, поскольку могут быть взрывоопасными. Большинство таких объектов пришли в негодность, поэтому и представляют угрозу для населения страны, которое живет поблизости. Об этом рассказала глава Росимущества О.Дергунова.

Росимущество обнаружило в России около 1,8 млн бесхозных казенных объектов.

Задача ведомства состоит в том, чтобы найти все бесхозные объекты и оформить их.

Удивительно не это, хотя 1,8 млн объектов - это само по себе немало.

Удивительно то, что уже более 10 лет чиновники на полном серьезе озабочены бесхозными скважинами, но ничего не делается.

Бесхозными могут быть любые категории скважин: параметрические, поисковые, разведочные, эксплуатационные, законсервированные, ликвидированные.

Постепенно происходит разрушение цементные стяжек, коррозия колонны и устьевого оборудования, что приводит к разливам нефти и рассолов, возникновению газовых фонтанов, минерализации водоемов, засолонению почв, образованию болот.

В 2003 г глава Минприроды В.Артюхов бодро провел совещание по поводу создания реестра бесхозных скважин.

На 2005 г по данным Минприроды России было 274 тыс бесхозных скважин различных категорий.

Тогда глава Минприроды Ю.Трутнев попытался было поставить на баланс Росимущества бесхозные скважины.

В 2009 г Д. Храмов поведал на заседании комитета ГД РФ по природным ресурсам о том, что Минприроды России предлагает передать Роснедрам бесхозные скважины, потому что передача таких скважин недропользователям крайне затруднена.

В 2013 г о бесхозных скважинах забеспокоился губернатор Томской области С.Жвачкин , запомнившийся фразой о том, что экономику области разделили на коров, которых доим, и на кенгуру, которые могут быстро прыгнуть, где корова - это нефтегаз области, а кенгуру - это комплекс инновационного развития области.

В 2014 г Росгеология занялась инвентаризацией иликвидацией экологически опасных глубоких скважин, находящихся в нераспределеном фонде недр РФ.

НПЦ «Недра» , ныне дочка Росгеологии, за период 2002-2012 гг получила информацию по скважинам на нефть и газ из 46 субъектов РФ, в тч из 19 субъектов была получена информация по 638 потенциально опасным скважинам, было проведено обследование 1455 потенциально опасных скважин на нефть и газ.

Ныне стало известно, что частные компании могут получить во владение бесхозные газовые и нефтяные скважины.

Часть бесхозных скважин представляет опасность, поскольку могут быть взрывоопасными.

Большинство таких объектов пришли в негодность, поэтому и представляют угрозу для населения страны, которое живет поблизости.

По словам О.Дергуновой, 12 брошенных скважин находятся в Астраханской области. В настоящий момент они выделяют сероводород.

Самое большое количество бесхозных скважин - 800 находится в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Причем ни прокуратура, ни чиновники, ни экологи ничего не могут поделать с этими объектами уже несколько лет.

Дело в том, что наблюдается некая правовая коллизия.

В 90 х гг во время приватизации некоторые скважины не были переданы на баланс предприятий-недропользователей.

Такое можно объяснить банальной спешкой, когда люди стремились в короткое время быстрее получить в собственность то, что есть.

Бесхозные скважины необходимо либо законсервировать, либо ликвидировать.

Однако крупнейшие компании ТЭК к ним не имеют отношения.

У Росимущества нет соответствующих компетенций.

Ликвидация 1 скважины, причем в спокойном режиме, обойдется в 200 млн рублей, в режиме ЧС - около 2 млрд рублей.

Консервация скважины стоит дешевле, однако сумма тоже довольно крупная - около 20 млн рублей.

Именно поэтому эксперты предложили несколько вариантов развития событий.

1 й вариант - создать специальный орган, который займется этой проблемой.

Однако такому ведомству будет нужен огромный бюджет.

2 й вариант - отдать бесхозные скважины недропользователям, на чьей территории они находятся.

Причем отдать можно за некую символическую плату.

В таком случае затраты лягут на плечи компаний, а не бюджета.

В самих компаниях не против такой идеи, однако высказываются за некоторые преференции.

При этом также необходимо внести корректировки в 11 нормативно-правовых актов.

Необходимо уточнить закон о недрах и налоговый кодекс, поскольку необходимо снизить налоговое бремя из-за будущих затрат на ликвидацию или консервацию скважин.

Иван, добрый день! К сказанному коллегами добавлю судебную практику по схожему делу

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2014 по делу N А27-6302/2013

общество с ограниченной ответственностью «Кузбасский бройлер» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N АТН-098/5 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Общество полагает, что административный орган нарушил порядок проведения плановой выездной проверки, поскольку заявителю не предоставлен приказ о ее проведении.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения , в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения , а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и, если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников) (пункт 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество в процессе хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию недр (добычу подземной воды) путем эксплуатации трех водозаборных скважин (три в резерве) на основании договора аренды с собственником недвижимого имущества (договор от 24.04.2009). При этом скважины, которые используются заявителем, расположены на глубине от 100 до 126 метров.
Доказательств, свидетельствующих об изменении условий залегания (расположения) вод верхнепермских отложений данного комплекса, в материалы дела не представлено.



Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что фактически обществом используется не первый водоносный от поверхности горизонт.
При этом указали, что бездействие общества проявлено сознательно, так как ранее выданным предписанием от 30.03.2010 N Н-096 заявителю предписывалось получить в установленном порядке лицензию на добычу подземной воды. Письмом от 16.09.2010 N 145 общество сообщило административному органу о ведении работы, связанной с получением лицензии, однако с 2010 года по дату обнаружения административного правонарушения (29.03.2013) каких-либо мер по получению лицензии предпринято заявителем не было.
Доказательств подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в материалы не представлено.
Также отметили, что подземный источник, из которого осуществляется заявителем забор подземной воды используется для централизованного водоснабжения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения как законные и обоснованные.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6302/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Штраф по ст. 7.3 КоАП

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

довольно существенный и никаким допсоглашением с муниципалами тут вопрос не решить, к сожалению

Независимо от давности бурения, артезианская скважина является объектом недропользования, и для её эксплуатации необходимо получить лицензию на добычу подземных вод. Каким образом по новым правилам получить лицензию домовладельцу или садовому товариществу?

Ужесточение правил, связанных с лицензированием артезианских скважин, необходимо не только для того, чтобы обеспечить приток в бюджет средств землевладельцев, которым необходимо водоснабжение, а прежде всего для рационального использования важнейшего природного ресурса - воды.

КОНЕЦ АМНИСТИИ

До сентября 2016 г. в Московской области действовал о правило так называемой водной амнистии, объявленной региональным министерством экологии. Несмотря на то что обязательное лицензирование артезианских скважин в российском законодательстве закреплено в 1992 г., процедура контроля за количеством пробурённых скважин, порядком их использования и качеством полученной воды не была закреплена. Проблема заключается в том, что собственники скважин не знают, что бурение скважины и добыча воды из неё - это один из видов недропользования, на которое нужно получать соответствующую лицензию. При отсутствии должного контроля запасы воды будут быстро истощены, а имеющиеся источники загрязнятся.

По этой причине начаты проверки для выявления нарушителей. В первую очередь контролирующие органы придут к юридическим лицам (в том числе в садовые товарищества), а уже затем возьмутся за проверку частных собственников. Лицензированию подлежат артезианские (в садовых товариществах бурятся именно они) и промышленные скважины. При этом при первоначальном выявлении нарушений владельцу скважины будет объявлено предупреждение (собственникам, которые успели до 1 сентября подать документы на лицензирование, не грозил даже штраф). Если же после предупреждения собственник не предпримет мер к получению необходимых документов, его ждёт штраф.

Граждане должны будут заплатить в государственную казну от 3 до 5 тыс. руб.; должностные лица - 30-50 тыс. руб.; штраф для юридических лиц составляет от 800 тыс. до 1 млн руб.

Уплата штрафа при этом не освобождает от обязанности устранить нарушение, что закреплено в ст. 49 ФЗ «О недрах». Таким образом, после уплаты штрафа собственник скважины всё равно обязан провести работы по получению лицензии на неё или же ликвидировать источник водоснабжения.

ЛИЦЕНЗИЯ

Перед тем как обратиться за лицензией на недропользование, необходимо осуществить целый комплекс геологоразведочных работ. Они проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу. Основная задача геологоразведки состоит в том, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию вновь пробурённой или уже давно существующей скважины без угрозы для тех водозаборов, которые расположены по соседству.

Кроме того, при проведении геологоразведочных работ будет проверено, может ли скважина обеспечивать то количество воды требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Лицензию на геологическое изучение и лицензию на добычу подземных вод всегда получают последовательно. Получить лицензию на добычу подземных вод возможно лишь после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.

Лицензия на недропользование составляется на фирменном бланке утверждённого образца. В тексте документа указывают, кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок выдано разрешение. Важной частью лицензии являются приложения, где определены требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь, и сроки их выполнения.

ЛИЦЕНЗИЯ НЕ НУЖНА

Получать лицензию на недропользование, разрешающую качать воду, нужно не всегда. Владельцам загородных домов и дачных участков необходимо знать, что лицензия не нужна, если персональный источник водоснабжения отвечает сразу трём условиям:

  • объём извлекаемой воды не превышает 100 м³ в сутки;
  • вода добывается выше водоносного горизонта, который является источником центрального водоснабжения;
  • вода используется только для собственных нужд, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

Чтобы проверить, какой водоносный горизонт использует ваш водяной источник, необходимо подать в территориальный фонд геологической информации (ФГИ) заявку с приложением карты местности масштабом 1: 10000 с обозначением вашего участка на ней. Карту можно заказать в местной администрации. Специалисты регионального отдела ФГИ занимаются в том числе изучением почв и водоносных слоев. Письменный ответ ФГИ является наиболее точным экспертным заключением, которое подтвердит необходимость (или докажет её отсутствие) лицензии Росприроднадзора.

ПОЛУЧАЕМ ЛИЦЕНЗИЮ

При любом объёме потребления воды для законного использования артезианской скважины (как вновь создаваемой, так и уже давно пробурённой) необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод.

1. Получить лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр и оценки запасов подземных вод.

2. Осуществить регистрацию работ по геологическому изучению участка недр в государственном реестре работ по геологическому изучению недр.

3. Обратиться к специалистам:

  • для разработки проектов геологического изучения участка недр с последующей подачей проекта на государственную экспертизу и организации зоны санитарной охраны подземного водозабора с последующим согласованием в надзорных органах;
  • для проведения работ по оценке запасов подземных вод с последующей подачей материалов подсчёта запасов подземных вод на экспертизу.

Специалисты-гидрогеологи выполнят следующие работы:

  • анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
  • гидрогеоэкологическое обследование территории;
  • бурение разведочных скважин;
  • геофизические исследования;
  • опытно-фильтрационные работы;
  • гидрогеохимические исследования;
  • анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов.

4. Передать материалы подсчёта запасов подземных вод в региональное подразделение Росгеолфонда и территориальный фонд геологической информации.

5. Ждать рассмотрения материалов и по результатам получить или нет лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод в случаях, когда потребление составляет более 100 м3 в сутки.

При меньшем заявленном объёме потребления воды необходимо пройти согласование отчёта в органах местной исполнительной власти. Если же водозабор рассчитан на больший объём суточного потребления, потребуется пройти государственную экспертизу запасов подземных вод. Кроме того, в этом случае нужен технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора).

Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения, предстоит: разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения; получить санитарно-эпидемиологические заключения на проект зон санитарной охраны источника в органах Роспотребнадзора и о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

СРОКИ

Приготовьтесь к тому, что для получения лицензии вам потребуется много времени. В соответствии с действующими административными регламентами, срок рассмотрения заявки на получение лицензии на пользование недрами составляет 65 дней. После получения первой лицензии (на пользование недрами с целью геологического изучения) осуществляются разработка проекта геологического изучения и оценка запасов подземных вод (срок зависит от исполнителя и особенностей проекта). После этого получаете окончательную лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод (добавляете ещё 65 дней плюс время на процедуру закрытия первой лицензии).

Срок регистрации работ по геологическому изучению участка недр составляет десять рабочих дней, срок экспертизы проекта геологического изучения недр-70 рабочих дней. Срок проведения экспертизы материалов оценки запасов подземных вод составляет 90 дней (может быть продлён ещё на 60 дней).

Параллельно можно осуществлять работы по согласованию проекта организации санитарной зоны, поэтому эти сроки отдельно учитывать не будем. Лишь отметим, что занять это может до 5-6 мес.

Общая продолжительность всех согласований и экспертиз составляет порядка 320-340 дней. Организации, уверяющие потенциальных клиентов в том, что завершат работы за полгода и менее, просто рассчитывают на дополнительные финансовые вливания с их стороны.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Необходимость обязательного получения лицензии на каждую артезианскую скважину-это не единственное нововведение в законодательстве о недрах.

Постановление Правительства от 11 февраля 2016 г. № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» обязывает владельцев водозаборных скважин оборудовать каждую из них счётчиками расхода воды и устройствами для замера уровня подземных вод. Это не ново, однако впервые эти требования собраны в одном документе. Счётчики и их показания проверяют специалисты Рсспотребнадзора, а вот мониторинг подземных вод осуществляет природоохранная прокуратура.

Ещё одно важное изменение касается требования об обязательном наличии мониторинговых скважин при суточном объеме потребления воды более 100 м³. Практика и теория пока не дают однозначного ответа, равнозначны ли мониторинговые и резервные скважины. Пока можно говорить о том, что при суточном объёме потребления воды более 100 м3 водозабор должен состоять минимум из двух скважин.

Далее, закреплено требование о том, что подземные воды должны выводиться на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений. Максимальную производительность скважины помогут определить опытно-фильтрационные работы на водозаборе. Фактически это эксперимент, в ходе которого регистрируются понижения уровней подземных вод в скважине при водоотборе, имитирующем реальную эксплуатацию. На основании этих опытных данных рассчитывают гидрогеологические параметры водоносного горизонта, вскрытого скважиной, которыми по большей части и лимитируется её максимальная производительность. Для проведения эксперимента понадобится проведение опытно-фильтрационных работ в течение минимум суток (ещё лучше, если на проведение работ выделено трое и больше суток). Опытные гидрогеологи предложат интерпретировать результаты таких работ на численных гидрогеологических моделях, имитирующих ход проведения опытно-фильтрационных работ.

Очень важно, что закреплены требования о необходимости принятия мер по предотвращению разгерметизации обсадной колонны, изолирующей водоносные горизонты (неважно при бурении новых или ремонте уже существующих скважин). Кроме того, закон закрепил, что добыча воды в большем количестве (не предусмотренном проектом) недопустима.

Наконец, все неиспользуемые и аварийные скважины должны быть ликвидированы (тампонированы) в соответствии с проектной документацией. Произвольные варианты ликвидации скважин недопустимы, все решения должны строго соответствовать первоначальной технической документации. Специалисты полагают, что это нововведение увеличит стоимость услуг организаций, занимающихся ремонтом и ликвидацией скважин.

Изменения в законодательстве о недрах в части организации водопользования говорят о том, что государство готово более внимательно относиться к этой деятельности. Очень важно, чтобы при выборе буровой компании стали уделять внимание не только стоимости погонного метра бурения. Несоблюдение технологии сооружения скважины может привести к нарушению требований законодательства о защите подземных вод от загрязнения.

Возможно Вам будет интересно:


На территории Владимирской области имеется более 360 эксплуатируемых артезианских скважин. Они находятся на площадях промышленных предприятий, организаций, учреждений здравоохранения, гостиниц, кинотеатров, спортивных комп­лексов и других объектов хозяйственной деятельности.

Основная часть работающих скважин используется для добычи под­земных артезианских вод в технических, хозяйственно-питьевых и технологических целях. Но огромное количество скважин в ходе реорганизации предприятий оказались брошены. При этом в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению эксплуатации существующих заброшенных и бурению новых артезианских скважин для хозяйственно-питьевых и технических нужд предприятий.

Владельцы артезианских скважин не всегда представляют себе серьез­ность данных объектов, а также свою ответственность и обязанности при их содержании и эксплуатации. Между тем артезианские скважины - это водозаборные гидротехнические сооружения, предназначенные для добы­чи подземных (артезианских) вод из недр земли.

Для добычи подземных вод в большинстве случаев используются водо­заборы типа буровых (артезианских) скважин. Скважина представляет собой вертикальную шахту, доходящую до водоносного слоя, стенки ее предохранены от обрушения металлическими (полиэтиленовыми) труба­ми, формирующими обсадную колонну. Обсадная труба, выступающая над поверхностью земли, - устье скважины. Для откачки воды из скважины в основном применяются насосы, опущенные в ствол через устье.

Из описания видно, что любая скважина нарушает изоляцию между водоносными горизонтами и поверхностью земли и поэтому создает воз­можность загрязнения. Прямой путь загрязнения - проникновение в под­земное пространство через устье скважины и соединения между трубами обсадной колонны.

При этом каждая скважина - это потенциальный источник загрязнения водного объекта в месте не только ее нахождения, но и всей площади водоносного горизонта и подземного пространства, то есть недр в целом.

ЧТО ТАКОЕ АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ

Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунто­вых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.

Отличительные особенности артезианских вод - залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непос­редственно над ним. Это обеспечи­вает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения. Такие воды имеют высокие сани­тарно-эпидемиологические досто­инства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.

Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распростра­няются на большие площади, фор­мируя водоносный комплекс (под­земный водный объект).

На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов). На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир и др. Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.

ЕСЛИ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО

Согласно Водному кодексу РФ и Закону РФ № 2395-1 от 21.02.92 «О недрах», предприятия и организации, на территории которых распо­лагаются артезианские скважины, являются пользователями недр с целью добычи пресных вод и обязаны иметь лицензию на право пользования недрами (водопользование). Предприятие-пользователь, независимо от вида деятельности и формы собственности, должно эксплуатировать сква­жины в соответствии с действующими правилами.

Если скважины непригодны к эксплуатации или их использование прекра­щено, их, согласно требованиям ст. 107 Водного кодекса и п. 3.5. СП 2.1.5.1059-01, надлежит ликвидировать или законсервировать. Кроме того, пользователь недр в соответствии с ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязан обеспечить сохран­ность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях (в том числе при чрезвычайных ситуациях).

Следовательно, пробурив новую скважину или получив существую­щую в наследство от предыдущих владельцев предприятия, обла­датель артезианской скважины не может забыть о ее существовании. Он должен либо постоянно поддер­живать ее в надлежащем санитарно-техническом (рабочем) состоянии, либо законсервировать или ликви­дировать. Для выполнения требова­ний законодательства необходимо провести ревизию территории объ­екта с целью выявления, с последую­щим восстановлением или ликвида­цией, всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно экс­плуатируемых скважин, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ АРТЕЗИАНСКИХ СКВАЖИН

Первоначально размещение и оборудование артезианской скважины проводится согласно проекту ее строительства и организации зоны сани­тарной охраны (ЗСО), разработанному в соответствии с СНиП 2.04.02-84, СП 2.1.5.1059-01, СанПиН 2.1.4.1110-02 и имеющему санитарно-эпидемио­логическое заключение о соответствии санитарным правилам. Конструкция любой скважины изначально обеспечивает герметичность соединений труб обсадной колонны, герметичность устья (оголовка), возможность осу­ществления профилактических и ремонтно-восстановительных работ при эксплуатации.

Каждую скважину оборудуют аппаратурой для систематического конт­роля соответствия дебита проектной производительности, уровня воды, отбора проб воды для лабораторных исследований. Для защиты от внешне­го воздействия устье (оголовок) скважины обваловывается и располагается в наземном павильоне или подземной камере. Павильон (камера) имеет герметичные пол, стены, крышу и герметично закрытые люки, располагае­мые над устьем для монтажа и демонтажа скважинных насосов, проведения других ремонтно-восстановительных работ.

По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должная быть спланирована, огороже­на, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.

Водозаборные сооружения (скважину), устроенные, как описано выше, владелец обязан постоянно поддерживать в заданном санитарно-техническом состоянии.

ЕСЛИ СКВАЖИНА РАБОЧАЯ

Вариант первый. Водозабор эксплуатируется в постоянном режиме для получения подземных вод, используемых предприятием для питьевых, хозяйственно-бытовых, технологических и других целей (скважина рабочая).

1.Постоянно должны проверяться и восстанавливаться санитарно-техническое состояние (особенно герметичность) оголовка скважины, люков, крыши и пола павильона, трубопроводов.

2. В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1. 4.1110-02 регулярно ведутся учет объемов воды, отбираемой из водозабора, замеры положения ее уровня для систематического кон­ роля дебита скважины. Учет ведут в специальных журналах инструментальных наблюдений.

3. В соответствии с п. 5 СП2.1.5.1059-01 и СП 1.1.1058-01 организуется производственный контроль за хозяйственной деятель­ностью, влияющей на качество под­ земных вод. Программу производственного контроля согласовывают с органами Роспотребнадзора. В нее включают лабораторные исследования качества артезианской воды по химическим, микробиологическим и радиологическим показателям. Перечень контролируемых показателей и периодичность контроля устанавливают органы Роспотребнадзора, при этом сле­дует учитывать местные условия. Исследования выполняют лаборато­рии, аккредитованные в установлен­ном порядке.

Если артезианская вода исполь­зуется для хозяйственно-питьевых целей, лабораторный контроль ее качества организуют в соот­ветствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. При использовании артезианской воды для всех осталь­ных целей, кроме питьевых, лабо­раторный контроль ее качества организуют в соответствии с п. 5.5 СП 2.1.5.1059-01. В обязательном порядке лабораторные исследо­вания проводятся не реже одного раза в 6 месяцев (весна, осень) по следующим показателям: перманганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.

РЕЗЕРВНАЯ СКВАЖИНА

Вариант второй. Водозабор не эксплуатируется в постоянном режи­ме, а предназначен для получения подземных вод при чрезвычайных и экстренных ситуациях (скважина резервная) .

Поддержание водозабо­ра (скважины) в надлежащем санитарно-техническом рабочем состоя­нии осуществляют, как описано выше для первого варианта: не реже одно­го раза в 6 месяцев владелец должен проводить профилактическую откачку артезианской воды из скважины, отбор проб воды для лабораторных исследований, заполнять журналы учета. Скважина может находиться без работы - откачки воды из водоносного горизонта, согласно РД 08-492-02, не более 6 месяцев. Если остановка работы скважины длится больше 6 месяцев, она должна быть законсерви­рована.

Довольно часто при многолетней эксплуатации сква­жин наблюдаются случаи ухудшения состояния водоза­бора - уменьшение дебита, ухудшение качества воды, практически полное зарастание сечения труб железисты­ми отложениями, появление пескования, приводящего к заиливанию скважины и выходу из строя водоподъемного оборудования, и т.п. Для своевременного обнаружения данных процессов и предусмотрены регулярные инстру­ментальные и лабораторные наблюдения.

Ухудшение качества отбираемых вод и уменьше­ние дебита скважины свидетельствуют о неудовлет­ворительном состоянии подземных вод и могут быть связаны со многими причинами. Для установления их владелец водозабора должен привлечь специализированную организацию, которая, в зависимости от своего технического и гидрогеологического состоя­ния, даст рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации, проведении ремонтно-восстановительных работ, консервации или ликвидации скважины. На основании данных рекомендаций владелец сква­жины по согласованию с органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора принимает решение о проведении необходимых мероприятий. Консервация и ликвида­ция дефектных скважин заметно сокращают площади загрязненных подземных вод и понижают их минера­лизацию.

ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ СКВАЖИНА

Вариант третий. Скважины водозаборов, эксплуата­ция которых прекращена по тем или иным причинам на срок более б месяцев (в том числе до проведения необ­ходимых мероприятий по охране недр и окружающей среды), подлежат консервации в соответствии с требо­ваниями п. 3.5 СП 2.1.5.1059-01.

Консервация скважин осуществляется по проекту, разработанному соглас­но РД 08-492-02, согласованному госгортехнадзором и имеющему предусмотренное п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 санитарно-эпидемиологическое заключение. По окон­чании работ составляют акт о консервации скважины. После окончания проектного, строго определенного срока консервации предприятие-пользователь обяза­но получить разрешение на продление срока консер­вации и провести расконсервацию или ликвидацию скважины в установленном порядке.

СКВАЖИНА ПОД ЛИКВИДАЦИЮ

Вариант четвертый. Скважины водозаборов, кото­рые непригодны к эксплуатации по геологическим, тех­ническим, технологическим, экологическим, санитар­но-эпидемиологическим и другим причинам, подлежат ликвидации .

Ликвидацию скважины осуществляют в соответствии с проектом тампонажа, имеющим сани­тарно-эпидемиологическое заключение согласно п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01. По окончании работ составляют акт о ликвидации скважины в соответствии с РД 08-492-02.

НЕ БРОСАЙТЕ СКВАЖИНУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ !

Из всего сказанного выше следует, что водозабор­ные сооружения типа артезианских скважин не могут быть брошены по чьему-либо желанию, а владельцы территории, на которой они находятся, обязаны при­вести их в надлежащее санитарно-техническое состо­яние и содержать по одному из четырех указанных вариантов .

При этом все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только спе­циализированные организации в соответствии с про­ектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора.

Каждый пользователь (владелец) водозаборных сооружений оформляет и хранит пакет документов, включающий следующее:

  • Для каждой артезианской скважины - собственный паспорт, в котором указаны все геологические, гидрогеологические, технические свойства и санитарная характеристика скважины, в дальнейшем подлежащие контролю.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соот­ветствии водного объекта санитарным правилам.
  • Программа производственного контроля за хо­зяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, согласованная с органами Роспотребнадзора.
  • Лицензия на право пользования недрами (водо­пользование).
  • Результаты лабораторного контроля качества под­земной воды (протоколы).
  • Эксплуатационные журналы учета.
  • Акт о ликвидации или консервации скважины.

Если каждый владелец водозаборных сооружений станет выполнять названные требования законодательст­ва по охране недр и подземных вод от загрязнения, у жителей области будет запас чис­тых подземных вод питьевого качества.

Общество имеет право на добычу артезианской воды из скважины в соответствии с действующей лицензией. По условиям лицензии добытая из скважины вода является собственностью недропользователя. Общество заключило с Компанией А договор аренды имущества (в т.ч. скважина) по которому Арендатор (Компания А) возмещает Арендодателю (Общество) затраты на водоснабжение. Планируется оформление ежемесячно актов на реализацию воды. Правомерно ли таким образом оформлять реализацию воды? Имеет ли право Общество передать в аренду скважину? Либо Арендатор должен самостоятельно оформлять на себя лицензию, поскольку только он будет пользователем данной скважины? Кто в данной ситуации осуществляет уплату водного налога?

Организация имеет право передать скважину по договору аренды. Но лицензию за забор воды должен получить арендатор, который фактически производит забор. Арендатор же и обязан уплачивать водный налог. Добытая вода будет принадлежать арендатору сразу. Поэтому арендодатель реализацию оформлять не должен.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Если организация на основании соответствующих разрешительных документов, выданных в установленном порядке, осуществляет водопользование, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ, такая организация признается плательщиком водного налога.

При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ, данная организация также признается плательщиком водного налога (Письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-06-05-02/13793 (направлено Письмом ФНС России от 09.04.2015 № ГД-4-3/5980@), от 12.10.2007 № 03-06-03-02/14).

Dодозаборное сооружение - это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (п. 55 ГОСТ 19185-73).

Водозаборная скважина относится к водозаборным сооружениям для забора подземных вод.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса РФ). В аренду могут быть переданы в том числе сооружения (п. 1 ст. 607 ГК РФ). По общему правилу право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ).

Таким образом, скважина является инженерным гидротехническим сооружением и организация - собственник водозаборной скважины вправе передать ее в аренду.

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Статья 11 Закона РФ № 2395-1 и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Таким образом, лицензию за забор должен получить арендатор. Водный налог в любом случае обязан платить арендатор, осуществляющий добычу воды. Вода сразу принадлежит арендатору. Так, на основании статьи 606 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Обоснование

1. Из статьи 606 Гражданского кодекса РФ
Статья 606. Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Андрей Кизимов , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 . То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили . Из этого правила есть исключения .

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлевать больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

И второе: если такой вид водопользования не лицензируется. Например, не лицензируется забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта, если одновременно выполняются три условия:

  • организация использует воду только для хозяйственно-питьевого или технического назначения;
  • организация изымает воду с помощью простейших водозаборных сооружений. Это копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников;
  • водоносный горизонт не может быть источником центрального водоснабжения.

Подтвердить, соответствует ли деятельность организации этим условиям или нет, должно территориальное отделение Роснедр.

Это следует из положений Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и пункта 1.3 Инструкции Роскомнедр от 14 апреля 1994 г.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности , грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Такая ответственность установлена Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • термальных вод;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • пожарной безопасности;
  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыболовства и охоты;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.