Игры для формирования правильного звукопроизношения: автоматизация и дифференциация различных звуков. Игры с мячом,направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематического слуха

Одним из важнейших направлений работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование фонетической стороны речи. Если окружающие, в том числе и сверстники не замечают бедность словарного запаса и особенности грамматического строя речи, то неправильное произношение – как на ладони. Как правило, и у родителей наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, как наиболее заметный дефект.
Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Это работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков, зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным, логопеду необходимо превратить работу над звуком в увлекательную игру. Именно в игре, игровых упражнениях легче и доступнее проходит процесс автоматизации звуков.
У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.
Как показывает практический опыт, наиболее трудный и важный этап в работе – это постановка и автоматизация звуков в слогах. Дело в том, что слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не сознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комар звенит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Также на данном этапе работы у логопеда нет возможности широко использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком.
Разнообразить приемы своей работы можно речевыми играми, которые не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах.
Картотека логопедических игр по формированию звукопроизношения:
1. “Муляж языка”
Логопед на муляже наглядно показывает артикуляцию того или иного звука. Для этого можно использовать пластилин или жевательную резинку “Хубба-бубба”, которая вымачивается в воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, хранить нужно в специальной пленке, перед использованием немного нагреть.
2. “Пирамидка”
Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук или слог.
3. “Внимательные ушки”
Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет: “Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха (логопед показывает на свои уши).
4. “Кто дальше протянет нитку?”
Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
5. “Кто больше собрал?”
За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и логопед берут по одной ягодке (грибочку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а логопед выступает в роли судьи и подводит итоги.
6. “Повтори для Маши”
На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: “Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?” Можно выставить сразу несколько игрушек.
7. “Научи игрушку”
Логопед берет любую игрушку и просит ребенка научить произносить звук или слог.
8. “Пальчики здороваются”
Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
9. “Цветочек”
Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
10. “Маленькие ножки бежали по дорожке”
Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог.
10. “Лесенка”
Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук или слог.
11. “Прокати мяч”
огопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
12. “Ворота”
Ребенок руками перед грудью изображает закрытые ворота. Во двор можно пускать слоги или слова с заданным звуком. По окончании игры детям можно предложить вспомнить слова, которые они пропустили “во двор”.
13. “Волшебная палочка”
Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил палочкой.

14. “Проведи слог по звуковой дорожке”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ровную дорожку, идя по которой слог нужно произносить спокойным голосом, по волнистой – громким.

15. “Ромашка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС.

16. “Дразнилки”

Логопед называет прямые слоги и просит ребенка сказать наоборот.

17. “Капитошка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке тучу. У тучи капельки, как лесенки, по которым любит прыгать Капитошка. Ребенок пальчиком “прыгает” по капелькам и произносит звук или слог.

18. “Попрыгушки”

Логопед предлагает ребенку поиграть с лягушкой и рисует на листочке, в альбоме или тетрадке листья кувшинки: “Лягушка любит прыгать по листьям кувшинки и напевать разные песенки: Са-Са-Су-Сы. Давай мы тоже попробуем попрыгать с лягушкой”. Если листья кувшинки расположены близко, то слоги произносятся подряд, а если расположены на расстоянии, то надо выдержать паузу.

19. “Звуковой полет”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке цветы и предлагает ребенку поиграть с пчелкой: “Пчелка собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поет песенку: За, Зо, Зу, Зы. Давай вместе с пчелкой споем ее песенку.

Предложенные игры просты в использовании, доступны и для родителей, апробированы в практической деятельности и помогают легче преодолеть “кабинетную речь”, сокращают время работы над звуком, позволяют достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, повышают мотивацию, превращают скучные занятия в увлекательные, ребенок уходит с занятий с живым интересом к игре и желанием продолжить ее завтра.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.

ВО ДВОРЕ

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто – там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

Ты спой, мурка!

Мяу-мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула уточка!

А ты, Мишка?

Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой

Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

А ты, кукла, споешь?

Ма-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?». (Рис.6)

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко». (Рис.7)

ГАВ-ГАВ

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных. (Рис.8)

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель: Та же

Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря!

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га-га!

Га-га-га!

А индюк среди двора:

Бал-бал-бал!

Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

Грру-грру-грру!

Грру-грру-грру!

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко!

Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Оборудование: Большие и маленькие часы.

Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть). (Рис.9)

ЛОШАДКА

Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».

Оборудование: Игрушечная лошадка.

Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».

АВТОМОБИЛЬ

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса)«би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис.10)

БАРАБАН

Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.

Оборудование: Барабан.

Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.

КАП – КАП – КАП

Оборудование: Картинка с изображением дождя.

Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ТУК-ТУК

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.


Похожая информация.


Наша Маша

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры

Выбираются мальчик и девочка. Они сидят на стульях в кругу и ритмично, под стихи детей, как будто подносят ложку ко рту. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг Маши и Саши и говорят:

Наша Маша ела кашу,

Брат Саша помогал.

После этих слов Саша и Маша говорят:

Кто нам будет мешать,

Того мы будем догонять.

Кот и мыши

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры

На стуле сидит с закрытыми глазами ребенок - это «кот». Остальные дети- «мыши». Под народную музыку они тихонечко на цыпочках ходят вокруг кота и говорят:

Шуршали наши мыши,

Услышал их кот.

Про кота не забывай,

Скорее, мышка, убегай.

На музыкальную часть «кот» просыпается, говорит «мяу» и начинает догонять «мышат», которые убегают в свою «норку» (за чертой). «Мышки», которых «кот» поймал, должны произнести слово со звуком ш. Игру можно проводить до тех пор, пока все «мышки», кроме одной, не будут пойманы. Ловкая «мышка» становится «котом».

Цель: Автоматизация звука ж в связном тексте.

Описание игры

Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я здесь живу,

Все время жужжу:

Жу-Жу, жу-жу.

Звучит народная мелодия «Жуки». Дети «летают» по «поляне» и жужжат: ж-ж-ж. Характер музыки меняется - это начался дождь. Дети «летят» к своим «домикам» (стульям) и там садятся. Снова звучит начало мелодии.

Воробьи и автомобиль

Цель: Автоматизация звука ч в связном тексте

Описание игры

Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят.

Воспитатель говорит:

В гнезде живут воробьи

рано утром они встают.

Дети продолжают:

Чик, чирик-чик-чик!

Воспитатель заканчивает:

И зернышки весело клюют.

Под «Весеннюю песенку» Г. Фрида дети, разбегаются по комнате, «клюют зернышки» «летают». Неожиданно звучит музыкальный сигнал - гудок автомобиля. Дети возвращаются на свои места.

Цель: Автоматизация звука с в тексте

Описание игры

Выбирается «сова». Все другие дети - «птички». «Сова» сидит на «дереве» (стул) Под веселую польку дети тихонько бегают вокруг нее. По окончании музыки они говорят, приближаясь к «сове»:

Сова, сова, большие глаза,

На суку сидит, очень крепко спит.

Утром птички запели:

И сове надоели.

«Сова» начинает ловить «птичек». И «птичка», которую она поймала, становится «совой» и должна произнести слово со звуком с.

Охота на зайцев

Цель: Дифференциация звука с в тексте.

Описание игры

Выбираются три «охотника». Остальные дети-«зайцы». Они стоят в очерченном мелом кольцах - их норках, а охотники - в стороне с мячами-«ружьями».

Нет сейчас здесь никого,

Зайцы, выходите!

Давайте все играть,

По снегу санки катать.

Под народную музыку они разбегаются по всей комнате, прыгают. Музыка меняется. Воспитатель бьет в барабан, выбегают «охотники» и начинают охотиться на «зайцев». Они должны попасть в «зайца» мячом до того, как тот добежит до своей норки. Пойманные вспоминают слово со звуком с и садятся на стулья. Игра продолжается.

Гуси - гуси

Цель: Дифференциация звуков в словах и предложениях .

Описание игры

Выбираются «пастух» и «волк». Остальные дети - «гуси»

«Пастух» говорит:

Гуси-гуси, откуда вы?

Мы из дома.

«Пастух»:

Га-га-га, на луга.

Там растет трава.

Под веселую польку «гуси» ходят и «щиплют траву». Вдруг музыка прерывается, это появился «волк».

«Пастух» говорит:

Надо вам домой бежать,

Будет волк вас догонять.

«Гуси» гогочут и бегут домой (к стульям). «Волк» их ловит. Те, кто пойман, выходят из игры. Они должны сказать слово с обозначенными звуками.

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


Игра №1 «Волшебная яблоня»

Цель : дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, автоматизация в словах.

Материал : яблоня, яблоки разных цветов.

Ход игры : Ребёнок называет слова, словосочетания, предложения с заданным звуком. После того, как слово названо, ребёнок берет яблоко и «вешает» его на яблоню. Например: звук [Ш] - жёлтые яблоки, звук [С] - зелёные яблоки, [Ж] - красные яблоки.

Игра №2 «Собери дом»

Цель : автоматизация звука [Р] в словосочетаниях, связной речи.

Материал : части дома.

Ход игры : Ребёнку предлагается собрать дом, комментируя свои действия. Например: «У дома серая крыша. На крыше черная труба. Дом из оранжевого кирпича, значит он кирпичный. Возле дома коричневый забор».

Игра №3 «Помоги котёнку»

Цель

Материал : котёнок, шары разных цветов.

Ход игры : Ребёнок повторяет заданные слова, словосочетания, предложения. После этого берёт шар и «прикрепляет к нитке».

Игра №4 «Колобок»

Цель : автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Материал : замо̀к, колобок.

Ход игры : Ребёнку предлагается найти колобка. Для этого ребёнок за взрослым повторяет слова и открывает ворота. Игра продолжается до тех пор пока ребёнок не найдёт колобка.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 . Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1 .взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно.

Вариант 2 . Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: педагог говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, воспитатель произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать воспитатель: Дети: релтака -тарелка щепера -пещера накомта -комната супода -посуда тривина -витрина локодец -колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния .

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры воспитатель вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.