Санитарно эпидемиологический производственный контроль. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм, проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в мобу сош с

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил введён государством, чтобы свести к минимуму или ликвидировать воздействие вредных производственных условий на людей. Он необходим для соблюдения безопасности здоровья трудящихся на производственных объектах. Степень этого влияния проверяется санитарным контролем.

Это комплекс специальных санитарно-гигиенических мероприятий, которые регламентируются определёнными стандартами и правилами. Санитарный контроль заключается не только в уборке прилегающей территории и производственных помещений, но и в регулярном мониторинге уровня загрязнения воды и воздуха, грамотной утилизации производственных отходов и прочих мероприятиях.

Программа санитарно-производственного контроля (ППК) на предприятии должна соответствовать требованиям официально изданных законов о соблюдении санитарных правил. Санитарно-гигиенические нормы утверждены постановлением Главного санитарного врача России от 13 июля 2001 года №18 «О введении в действие санитарных правил – СП 1.1.1058-01» (с изменениями и дополнениями).

Санитарные правила 1.1.1058-01 действуют на территории РФ с 01.01. 2002 года со сроком действия 10 лет. Руководствуясь письмом Роспотребнадзора от 15.02.2012 года №01/1350-12-32, действующие СП на территории России функционируют до принятия соответствующих технических норм и правил.

Соблюдение ПК на объектах контролируются государственными органами:

  • роспотребнадзором;
  • экологическим надзором;
  • ветеринарным надзором.

Нужно знать! Правовую основу работы органов, контролирующих соблюдение санитарных норм на предприятиях, регулируют федеральные законы «О защите прав потребителей» и «О санитарном и эпидемиологическом благополучии».

В Российской Федерации приняты федеральные нормы, действующие в течение 5 лет, региональные нормы действуют 1 год. Согласно законодательству, нарушение производственного контроля соблюдения санитарных правил карается немалыми штрафами или остановкой работы предприятия сроком до трёх месяцев.

Что проверяет санстанция Роспотребнадзора?

Санитарная станция производит проверку санитарного состояния помещений любого предприятия. Проводится гигиеническое обследование промышленного предприятия, проверяется производимая продукция или условия, в которых оказываются те или иные услуги.

Производственный контроль

Основными задачами ПК за соблюдением норм санитарии являются:

  • охрана здоровья сотрудников предприятия;
  • предотвращение содержания вредных веществ в готовой продукции;
  • правильное обращение с сырьём;
  • утилизация производственных отходов;
  • профилактические меры по предотвращению эпидемий и профессиональных заболеваний.

Важно! Без плана или программы производственного контроля компании запретят работать контролирующие органы. Выдать готовый образец за собственную программу ПК нельзя. Документ должен отражать специфику предприятия, учитывать технологический процесс и количество сотрудников.

Соблюдение санитарно — гигиенических норм является обязательным для каждой организации. На любом производстве должны регулярно проводиться плановые внутренние санитарные проверки. Руководители предприятия утверждают графики подобных мероприятий и назначают ответственных лиц, обеспечивающих их организацию и проведение.

Первостепенное значение имеет соблюдение правил санитарии на предприятиях пищевой промышленности. Несоблюдение нормативов может негативно влиять на самочувствие людей и окружающую среду. Предприятиями пищевой индустрии, продовольственной торговли и общественного питания должен осуществляться контроль за транспортировкой, хранением и реализацией пищевых продуктов.

В каждой промышленной отрасли разработаны собственные нормативы, правила и периодичность замеров. Имеются и общие к любой организации требования, например, по составу воздуха и устройству освещения в производственных помещениях. Стандартной программой производственного контроля на промышленных предприятиях рекомендуется проводить замеры уровня освещения, шума, вибрации один раз в год. Состав воздуха на опасных предприятиях проверяют каждый месяц. Раз в полугодие в производственных помещениях замеряются свойства микроклимата.

Разделы программы ПК

Программу ПК можно заказать у специальной компании. Центр Экспертиз и другие профессиональные компании занимаются организацией санитарного контроля на производстве: от составления программы ПК, соответствующей требованиям законодательства до передачи отчёта в Роспотребнадзор. Кроме паспортных сведений по предприятию и описания производственной технологии, программа ПК состоит из трёх основных разделов.

Таблица разделов плана ПК:

Организационно-административная часть ПК состоит из следующих обязательных мероприятий:

  • разрабатываются инструкции для руководителей предприятия и ответственных лиц;
  • заключаются договора на проведение инструментальных и лабораторных исследований;
  • создаются методические базы для нормативных документов;
  • организуются и проводятся профилактические мероприятия по санэпидемическому контролю;
  • составляется график медосмотров сотрудников компании и замеров производственных параметров;
  • проходят обучение на специальных курсах и аттестуются сотрудники предприятия.

Санитарно-гигиенические мероприятия на предприятии проводятся для того, чтобы улучшить условия труда и повысить безопасность выпускаемой продукции. Соблюдение норм санитарии и гигиены на предприятии − обязанность руководства и ответственных лиц за санитарное состояние производственных помещений.

Ответственными лицами составляется список факторов, которые используются на производстве и потенциально опасных для людей или окружающей среды (биологических, химических, физических и пр.). На предприятии обязательно должны выполняться санитарные требования:

  • порядок и чистота в цехах, офисных, складских и подсобных помещениях;
  • содержание инвентаря и оборудования в рабочем и чистом виде;
  • соблюдение противоэпидемического режима, проведение дезинфекции помещений, хранение моющих и дезинфицирующих средств согласно правилам;
  • проведение лабораторных исследований спецодежды, инвентаря, посуды, сливов;
  • проведение других процедур в зависимости от специфики предприятия (например, контроль за работой бактерицидных ламп, используемых на производстве).

Медицинские мероприятия ПК включают в себя:

  1. Подготовку списка сотрудников для медицинского осмотра.
  2. Составление договоров на проведение медосмотров.
  3. Организацию медицинских эпидемиологических и санитарных мероприятий и контроль их результатов.

Преимущества проведения ПК

Соблюдение ПК норм санитарии обеспечивает безопасность от предъявления санкций Роспотребнадзора. Когда представитель санинспекции обнаружит несоответствия программы ПК нормам санитарных правил или выявит нарушения таких норм на производстве, он имеет право оштрафовать предприятие на сумму до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Кроме этого выдаётся предписание о ликвидации нарушений санитарии и гигиены. В случае, если этот документ игнорируется руководством компании, дело передаётся в судебные органы. Когда нарушение санитарных правил приводит к болезни сотрудников, отравлениям или смертельным исходам, это может грозить лишением свободы руководителей производства или штрафами от 200 МРОТ и больше.

Помните! До начала хозяйственной деятельности и после проверки, программа ПК обязательно согласуется в Роспотребнадзоре. Сроки действия программы ПК не устанавливаются, но какие-либо изменения в работе предприятия необходимо в ней указывать.

Отчётность по проведению санитарно-гигиенических мероприятий и график гигиенического контроля производства ведётся в специальном журнале санэпидконтроля. В этом случае у контролирующих органов не возникнут какие-либо требования к программе ПК, если не выявятся другие нарушения.

Основные этапы проведения ПК

Этапы Действия
1. Выбор компании При выборе компании необходимо учитывать следующее:
Длительность и опыт работы в области экспертизы;
Наличие лицензии на проведение необходимых мероприятий (включая медосмотр);
Наличие санитарной лаборатории для осуществления исследований;
Квалификация специалистов;
Доступная цена услуг.
2. Составление программы ПК В ходе комплексного производственного контроля проверяются:
Поддержка состояния здоровья сотрудников;
Готовая продукция (соответствие ГОСТу и ТУ);
Материалы и сырьё на наличие вредных веществ;
Производственные показатели рабочих мест (шум, вибрация, радиация, электромагнитные поля);
Воздух в помещениях и в периметре предприятия;
Соблюдение технологии производства;
Спецодежда рабочих;
Исправность оборудования;
Сооружения и здания, транспорт.
3. Оценивание санитарно-гигиенического состояния предприятия При оценке санитарного статуса производства экспертами проверяется вся документация. При несоответствии стандартам, документы дорабатываются.
Производится визуальная оценка положения санитарии и гигиены на предприятии. Экспертами проверяются чистота и соответствие санитарным нормам производственных помещений и всего оборудования.
4. Проведение исследований Для проверки обстоятельств, которые влияют на самочувствие людей, производственные условия и качество выпускаемой продукции, проводится ряд исследований:
Замеряется уровень загрязнений;
Исследуются физические и химические факторы;
Проверяется микроклимат;
Собираются пробы воды, воздуха и другой среды в помещениях и в границах санитарной зоны;
Изучаются образцы сырья и продукции на присутствие токсинов и патогенных микробов;
Изучаются условия хранения готовой продукции и утилизация отходов производства.
5. Разработка документации и отчётов Важная стадия ПК - ведение документации. Контролирующие органы очень внимательно проверяют все документы.
Приглашённые эксперты помогают грамотно составить отчёт по санитарному состоянию производства, который подтверждается результатами проверок и лабораторными исследованиями. Такой отчёт будет иметь юридическую силу в контролирующих органах.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Арбитражная практика показывает, что предприятия общественного питания часто привлекаются к административной ответственности за отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил или осуществление его несвоевременно и не в полном объеме. Рассмотрим основные моменты, регламентирующие организацию такого контроля в заведениях общепита.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ <1>). Из содержания ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ также следует, что одной из обязанностей предпринимателей и юридических лиц является осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ такой контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности продукции, работ и услуг для человека и среды обитания.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ): предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 <2> (далее - Санитарные правила для общепита) производственный контроль в предприятиях общепита осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" <3> (далее - СП 1.1.1058-01). Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами МУ 2657-82, утвержденными Минздравом СССР 31.12.1982 N 2657 (п. 14.2 Санитарных правил для общепита).

<2> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<3> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 и действуют до 31.12.2011.

Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливаются предприятием по согласованию с Роспотребнадзором (п. 14.3 Санитарных правил для общепита). При этом номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа производственного контроля

В силу п. 2.6 СП 1.1.1058-01 разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе производственного контроля регламентированы разд. III СП 1.1.1058-01, в котором установлено, что она составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1);
  • должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2);
  • объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний (п. 3.3). Роспотребнадзор в п. 1.3 Письма от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 представил примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общепита (см. с. 74 - 76);
  • должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4);
  • осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5);
  • форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7);
  • возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых информируется население, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8);
  • мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 3.9).

В Москве производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ, N 29-ФЗ и СП 1.1.1058-01 организуется на основании Методических указаний МосМУ 5.1.008-01 <4>. Они являются обязательными для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве (при производстве, поставке, реализации и хранении). Для осуществления производственного контроля необходимо иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестацию (п. 3.4 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). При отсутствии у юридического лица, предпринимателя условий для проведения производственного контроля эти работы могут выполняться по договорам с организациями, в том числе с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке (п. 3.9 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). Результаты проведения производственного контроля заносятся в контрольный журнал (п. 4.19 данных Указаний). Кроме того, оформляются журналы учета, предусмотренные санитарными нормами и правилами, например журналы учета использования фритюрных жиров (Таблица 5 Санитарных правил для общепита), органолептической оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (Приложение 9 к Санитарным правилам для общепита). Не позднее 10 января следующего года юридические лица и предприниматели представляют в Роспотребнадзор годовой отчет по схеме, указанной в данном документе (п. 4.17 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01).

<4> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001.

Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <5> и других субъектах РФ, например в Ростовской области <6>. А на сайте Роспотребнадзора (www.61.rospotrebnadzor.ru) в разделе "Документы/Прочие документы" можно также ознакомиться с примерными программами производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для организаций общественного питания в Ростовской области.

<5> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов".
<6> Методические рекомендации для предпринимателей "Организация производственного контроля" (ред. от 15.06.2007).

Выявление нарушений санитарных правил

В соответствии с требованиями разд. V СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля предприятие общепита должно принять меры, направленные на устранение этих нарушений и недопущение их возникновения, а именно:

  • приостановить (прекратить) свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;
  • прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;
  • информировать Роспотребнадзор о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ). В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, согласно Постановлению ФАС УО от 27.09.2010 N Ф09-7616/10-С1 предприятие было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе и за то, что производственный лабораторный контроль в пищеблоке осуществлялся несвоевременно и не в полном объеме.

Заметим, что встречаются случаи, когда предприятия общепита привлекались к административной ответственности на основании другой нормы КоАП РФ - ст. 6.6. В частности, согласно Постановлению Первореченского районного суда г. Владивостока от 12.11.2009 N 5-400/2009 в связи с тем, что в кафе не был организован производственный, в том числе лабораторный, контроль за соблюдением санитарных правил и норм, предприятие было привлечено к административной ответственности по указанной статье. В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2010 N А33-1306/2010 предприятие также было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения, выразившиеся:

  • в несоблюдении порядка и периодичности проведения производственного контроля в соответствии с объемом и кратностью программы, в том числе лабораторных исследований вырабатываемых пищевых продуктов на показатели безопасности (не представлены протоколы лабораторных исследований);
  • в непроведении производственного контроля за условиями труда работающих;
  • в непредставлении протоколов лабораторных испытаний параметров микроклимата, освещения, шума на рабочих местах в помещении кафе.

Напомним, ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. В этом случае штраф должностным лицам и предпринимателям составляет от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам также является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иначе говоря, данная статья затрагивает требования Федерального закона N 52-ФЗ. Статья 6.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Несмотря на противоречивые примеры арбитражной практики, приведенные выше, большинство арбитров считает, что ст. 6.3 КоАП РФ является общей нормой, а ст. 6.6 КоАП РФ - специальной по отношению к ст. 6.3 и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения. Соответственно, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм, помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (Постановления ФАС ЦО от 23.06.2010 N А14-13051/2009485/24, от 29.01.2010 N А48-1861/2009, ФАС СКО от 07.04.2010 N А53-18983/2009, от 13.03.2009 N А25-1306/2008-12, ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-10711/07-Ф02-142/08).

На то, что специальная норма права, предусматривающая состав административного правонарушения, применяется приоритетно по сравнению с аналогичной общей нормой, указывает и Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 N 01/5288-9-32, отмечая при этом, что должностные лица иногда подходят к применению норм КоАП РФ субъективно. Например , административное правонарушение необоснованно квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ вместо того, чтобы квалифицировать его по статьям специальным, в частности по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), которая предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Вместе с тем в данном Письме Роспотребнадзор отмечает, что в отношении предприятий общественного питания, для которых в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания предусматривается административная ответственность согласно ст. 6.6 (общая норма), отсутствие или невыполнение программы производственного контроля на таких предприятиях не должно квалифицироваться иначе как по ст. 6.3 КоАП, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Почему в ситуации, связанной с производственным контролем, ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ поменялись местами, объяснить сложно.

Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общественного питания

N
п/п
Наименование
объекта
производственного
контроля
Объект
исследования
и (или)
исследуемый
материал
Определяемые
показатели
Периодичность
производственного
контроля
Нормативная,
нормативно-
техническая и
методическая
документация,
регламентирующая
проведение
исследований,
испытаний и т.п.
1 2 3 4 5 6
1 Входной контроль
показателей
качества и
безопасности
поступающего сырья
и пищевой
продукции
Сырье и
пищевая
продукция
- соответствие видов
и наименований
поступившей
продукции маркировке
на упаковке и
товарно-
сопроводительной
документации;
- соответствие
принадлежности
продукции к партии,
указанной в
сопроводительной
документации;
- соответствие
упаковки и
маркировки товара
требованиям
действующего
законодательства и
нормативов (объем
информации, наличие
текста на русском
языке и т.д.)
Каждая партия
поступающих сырья
и пищевых
продуктов
Технические
регламенты на
соответствующие виды
продукции;
Федеральный закон от
02.01.2000 N 29-ФЗ;
СП 2.3.6.1079-01;
ГОСТ Р 51074-2003;
СанПиН 2.3.2.1078-01
2 Контроль на этапе
технологических
процессов
Процессы
изготовления,
готовая
продукция
Лабораторный и
инструментальный
контроль:
- на этапах
технологического
процесса
(овоскопирование
яйца, контроль
качества фритюрных
жиров);
Ежедневно СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.3.2.1078-01;
нормативная и
техническая
документация
- готовой
продукции:
а) органолептические
показатели;
б) физико-химические
и микробиологические
показатели;
Ежедневно, каждый
вид блюда 1 раз в
6 месяцев, 30% от
каждого вида блюд
собственного
производства
- воды питьевой:
лабораторные
исследования воды
питьевой
(органолептические,
микробиологические
показатели)
2 раза в год СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.1.4.1074-01
3 Санитарно-
эпидемиологический
режим
Санитарная
обработка
помещений,
оборудования,
инвентаря
Смывы с объектов
производственного
оборудования,
инвентаря,
резервуаров, тары,
рук и спецодежды
персонала
1 раз (не менее
10 смывов) в
квартал
СП 2.3.6.1079-01
4 Производственная
среда
Условия труда
на рабочем
месте
Проведение
инструментальных
исследований и
измерений вредных и
опасных
производственных
факторов на рабочем
месте:
1) физические
факторы:
- микроклимат
(температура,
влажность и скорость
движения воздуха);
2 раза в год
(холодный и
теплый периоды
года)
СП 1.1.1058-01;
СП 1.1.2193-07;
СП 2.3.6.1079-01;
Руководство
Р 2.2.2006-05
(утв.
Роспотребнадзором
29.07.2005)
- температура
рабочих
поверхностей;
Один раз в год
- освещение,
тепловое излучение,
шум, вибрация;
При вводе в
эксплуатацию и
при вводе нового
оборудования
2) химические
факторы: физиолого-
эргономические
исследования
(физические,
динамические
нагрузки, масса
поднимаемого и
перемещаемого груза
вручную,
стереотипные рабочие
движения,
статические
нагрузки, рабочая
поза, перемещение в
пространстве,
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные
нагрузки,
монотонность
нагрузок, режим
работы)
При аттестации
рабочих мест

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил

Производственный контроль это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за тем, чтобы в его организации соблюдались санитарные правила:
контроль за наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации;
контроль за проведением лабораторных испытаний:
производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация и т.п.),
вредных факторов на границе санитарно - защитной зоны предприятия,
выпускаемой продукции,
прочие испытания,
контроль за проведением медицинских осмотров,
контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов,
контроль за ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля
информирование органов Роспотребнадзора и местных орнганов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Документы по производственному контролю за соблюдением санитарных правил
Программа производственного контроля для объектов торговли (промтоварной и продовольственной) скачать
Программа производственного контроля для столовых, ресторанов, кафе, баров ("О введении программ производственного контроля" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26) скачать
Программа производственного контроля для парикмахерской ("О введении программ производственного контроля" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26) скачать
Программа производственного контроля для аптеки ("О введении программ производственного контроля" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26) скачать
Положение о производственном контроле за соблюдением санитарных правил скачать
Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий санитарные правила СП 1.1.1058-01) скачать

Под канцерогенными для человека веществами (факторами) понимаются вещества (факторы), способные вызвать образование у человека злокачественных и доброкачественных опухолей. Канцерогенная опасность зависит от уровней и длительности воздействия на организм человека конкретных веществ (факторов), а также ряда других причин, способных изменить эффект от их действия…
… Под использованием химических (канцерогенных) веществ на производстве в соответствии с Конвенцией МОТ № 170 «О безопасности при использовании химических веществ на производстве» следует понимать любую трудовую деятельность, при которой работник может подвергнуться воздействию химического вещества, включая:
- производство химических веществ
- обращение с химическими веществами
- хранение химических веществ
- транспортировка химических веществ
- удаление и обработку отходов химических веществ
- выброс химических веществ в результате химической деятельности
- эксплуатацию, ремонт и очистку химического оборудования и контейнеров…
… Основным мероприятием, направленным на полное предотвращение воздействия канцерогенных факторов, является исключение возможности контакта с ними человека в производственной и бытовой сферах, замена канцерогенных веществ и факторов неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами. При невозможности (по техническим, экономическим и другим причинам) выполнения данных требований должны устанавливаться предельно допустимые концентрации (ПДК) или уровни воздействия (ПДУ) вредных факторов с учетом их канцерогенного эффекта, а также обеспечиваться разработка методов количественного определения и организация регулярного контроля за их содержанием в воздухе рабочей зоны, объектах среды обитания человека, промышленных продуктах и продуктов питания...
Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных производств является основой проведения профилактических мероприятий, важнейшей частью которых является профилактика рака и оценка численности контингентов, подвергающихся канцерогенному воздействию, а также оценка влияния канцерогеноопасных организаций на среду обитания человека. Качественное заполнение гигиенических паспортов позволит определить правильную расстановку приоритетов для проведения профилактических мероприятий.

Документы по канцерогеноопасным производствам
Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации Методические указания. МУ 2.2.9.2493-09 Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных) скачать
Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека (СанПиН 1.2.2353-08) скачать


Основной задачей радиационного контроля является предупреждение вредного воздействия радиации на организм человека и животных, а также различные объекты природной среды (почву, воду, воздух, растения и т.д.). Имеется в виду неукоснительное (регламентируемое) выполнение санитарно-гигиенических правил и норм, а также радиационной безопасности при:
- размещении объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения объектов природной среды радиоактивными веществами;
- использовании ядерных взрывов в научных и производственных целях;
- удалении и обезвреживании радиоактивных отходов;
- определении допустимых уровней содержания радиоактивных веществ в объектах природной среды и организме человека, а также пределов доз излучения для отдельных лиц и всего населения.
Контроль, как таковой, предполагает два важных мероприятия, выполнение которых регламентирует безопасные условия проживания человека и обитание животного мира: осуществление предупредительного надзора и текущего контроля.
Предупредительный надзор проводится при проектировании и строительстве различных объектов, являющихся потенциальными источниками облучения человека, а текущий контроль - в период их эксплуатации. Подходы в их реализации различны, но цель одна - предупреждение отрицательного воздействия радиационного облучения на человека и животных и загрязнения природной среды радиоактивными веществами.
При текущем контроле выполняются четыре основных задачи:
1) контроль за производственными отходами предприятий и учреждений, добывающих, производящих или же использующих радиоактивные материалы;
2) контроль за содержанием радиоактивных веществ в объектах природной среды (воздух, почва, вода, пищевые продукты, исходное растительное сырье) с последующим выявлением основных путей их воздействия на человека и сельскохозяйственных животных (ингаляционный, пероральный);
3) определение доз радиоактивного облучения населения (внешнего, внутреннего);
4) оценка радиационной обстановки в масштабах области, региона и на территории всей страны с целью информации органов гражданской обороны и других государственных служб.

Документы по радиационному контролю
Заявка на поставку источников ионизирующего излучения (Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности СП 2.6.1.2612-10. ОСПОРБ-99/2010) скачать
Карточка учета индивидуальных доз облучения персонала скачать
Санитарно-эпидемиологическая характеристика захоронения радионуклидного источника скачать
Документы по использованию и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля от 27.05.2003 N 285)

СанПин 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ - СП 1.1.1058-01

утв. Постановлением Главного государственного

санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, постановляю:

Ввести в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Срок действия - десять лет.

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ

ПРАВИЛ И ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ

(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ

Санитарные правила

СП 1.1.1058-01

(в ред. Изменений и дополнений N 1,

Действующий

СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

1.1. Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

1.2. Санитарные правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2000 года, N 31, ст.3295).

1.3. Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. При разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.

1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

2.1. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

2.3. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

А) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

Б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

На границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

В) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

Г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

Д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

Е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

Ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

З) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих Санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)* ;

* Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;

3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1-4-го классов опасности; биологический фактор).

Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1-4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).

Б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.

Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования;