Олег вещий итоги правления. Деятельность первых киевских князей

Древнерусское государство - это колыбель европейской культуры. Именно благодаря ему восточные славяне прославились на весь мир и вписали свои имена в веках. Это государство было основано выходцами из Скандинавии. Они принесли на землю современных украинцев, северную культуру, законы и пример государственного устройства. Подобная ассимиляция не прошла даром, уже в конце IX и начале X века Древнерусское государство было сравнимо с потомком великой Римской империи - Византией.

Древнерусское государство и его князья

Процесс небывалой для тех времён эволюции был обусловлен деятельностью древнерусских князей, которые всеми силами старались поднять свою страну на новый уровень. Что-то удавалось, что-то нет. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что, благодаря деятельности самых первых князей из рода Рюриковичей, был заложен фундамент дальнейшего «завоевания» места под солнцем. Следует отметить тот факт, что внутренняя и внешняя политика первых князей проводилась в атмосфере постоянных междоусобиц с другими славянскими племенами и набегов кочевых племён. О деятельности князей можно говорить очень долго, но из их числа следует выделить наиболее мудрых и удачливых в плане политического противостояния.

Кто такой князь Олег?

Наиболее интересной и не менее загадочной личностью во всей истории является первый великий Достоверных ведомостей о нём практически не сохранилось. Исторический образ этого князя основан на «Повести временных лет» и «Новгородской летописи», а также на рассказах о его легендарных деяниях, посредством которых проводилась внутренняя и внешняя политика. Олега можно сравнить с великим вождём гуннов Аттилой, так как вся его жизнь также была покрыта тайнами.

Происхождение Олега

На сегодняшний день известно две основные теории происхождения Олега. Каждая из них представлена в двух знаменитых летописях: «Новгородской» и «Повести временных лет». Однако из всего массива ведомостей, которые даются в этих древних письменах, можно выделить наиболее рациональное зерно, которое хотя бы немного ведает нам о появлении Олега на сцене исторического театра Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Олега была во многом обусловлена его предположительным происхождением. Согласно летописным сказаниям, Олег пришёл на Древнерусскую землю вместе с Рюриком. После смерти последнего Олег начал княжить как регент несовершеннолетнего сына Рюрика. Современные учёные до сих пор так и не узнали, почему неизвестный никому будущий князь имел такое высокое положение. Тут также существует две легенды. Первая гласит о том, что Олег был родственником Рюрика, а вторая рассказывает о его высокой должности подле скандинавского вождя в качестве военачальника. Так или иначе, в 882 году начинается правление Великого князя.

Внутренняя и внешняя политика Олега

Придя к власти, князь начинает покорять все племена, которые оказывали сопротивление или непокорство. В то время Олег был князем Новгорода, а не Киева, так как в последнем восседали Аскольд и Дир. Уже через несколько лет непрерывной войны князь смог покорить многие славянские племена, а именно: словенов, весь, чудь, мерю и кривичей. Вместе с воинами покорённых племён и варягами Великий князь Олег начал продвижение вниз по Днепру. В этом походе он смог захватить такие города, как Смоленск и Любеч.

После этих событий ему ничего не мешало отправиться на Киев. Однако князь не брал город осадой и не использовал другие военные приёмы. Олег применил хитрость. Он вызвал на встречу за пределами городских стен. На ней князь представил истинного наследника Рюрика - Игоря, а потом убил Киевских князей. На этом их правление в городе на Днепре закончилось. Почему Новгородский князь поступил именно так, никто не знает.

С этого времени Олег объединил Северную и Восточную Русь, создав Древнерусское государство, или же Киевскую Русь, как его принято называть. Внутренняя и внешняя политика князя Олега основывалась на достижении максимально позитивного результата для Руси. При этом он шёл на самые «смелые», если можно так сказать, шаги с точки зрения политики.

Византийские походы

Основные направления внутренней и внешней политики князя Олега были также обусловлены личными соображениями князя, по поводу прогрессирующей роли Киевской Руси. Самый большой вклад во был сделан в конце IX века, когда Олег объединил Новгород и Киев в одно государство. Последующие события свидетельствуют о намерениях князя приравнять страну к прогрессирующим государствам того времени.

Морским соседом Руси в то время была богатая и влиятельная страна Византия. Понимая опасность и в то же время привлекательность подобного врага, Олег решает начать войну с этим государством. Первый поход случился в 907 году. Согласно сказаниям, он был одним из самых массовых и великих. Тогда был полностью разрушен миф о непобедимости и всесильности Византии.

Когда Великий князь Новгородский и Киевский прибил свой щит к воротам Константинополя, это ознаменовало начало новой эры. Что касается политики, то для Киевской Руси победа над Византией стала настоящим прорывом. Согласно договору, заключённому Олегом в 907 году, богатый сосед обязывался платить ему дань. Более того, была установлена беспошлинная торговля для обеих сторон. С того момента Византия не переставала бояться и уважать Киевскую Русь.

В 911 году князь отправляет уже не войско, а послов для продления мира и заключения нового договора. В нём было ещё больше позитивных моментов для древнерусских торговцев и Русского государства в целом.

Итак, мы увидели, что внутренняя и внешняя политика князя Олега вписана в историю при помощи легендарных деяний. Великий князь положил начало новой эре путём объединения войны и политики. Именно благодаря первому владыке Киевскому была заложена основа дальнейших действий древнерусских князей. Таким образом, внутренняя и внешняя политика Олега помогла ему увековечить своё имя, а также построить великое и славное государство Киевская Русь.

Древнерусское государство – это колыбель европейской культуры. Именно благодаря ему восточные славяне прославились на весь мир и вписали свои имена в веках. Это государство было основано выходцами из Скандинавии. Они принесли на землю современных украинцев, северную культуру, законы и пример государственного устройства. Подобная ассимиляция не прошла даром, уже в конце IX и начале X века Древнерусское государство было сравнимо с потомком великой Римской империи – Византией.

Древнерусское государство и его князья

Процесс небывалой для тех времён эволюции был обусловлен деятельностью древнерусских князей, которые всеми силами старались поднять свою страну на новый уровень. Что-то удавалось, что-то нет. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что, благодаря деятельности самых первых князей из рода Рюриковичей, был заложен фундамент дальнейшего «завоевания» места под солнцем. Следует отметить тот факт, что внутренняя и внешняя политика первых князей проводилась в атмосфере постоянных междоусобиц с другими славянскими племенами и набегов кочевых племён. О деятельности князей можно говорить очень долго, но из их числа следует выделить наиболее мудрых и удачливых в плане политического противостояния.

Кто такой князь Олег?

Наиболее интересной и не менее загадочной личностью во всей истории является первый великий князь Олег. Достоверных ведомостей о нём практически не сохранилось. Исторический образ этого князя основан на «Повести временных лет» и «Новгородской летописи», а также на рассказах о его легендарных деяниях, посредством которых проводилась внутренняя и внешняя политика. Олега можно сравнить с великим вождём гуннов Аттилой, так как вся его жизнь также была покрыта тайнами.

Происхождение Олега

На сегодняшний день известно две основные теории происхождения Олега. Каждая из них представлена в двух знаменитых летописях: «Новгородской» и «Повести временных лет». Однако из всего массива ведомостей, которые даются в этих древних письменах, можно выделить наиболее рациональное зерно, которое хотя бы немного ведает нам о появлении Олега на сцене исторического театра Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Олега была во многом обусловлена его предположительным происхождением. Согласно летописным сказаниям, Олег пришёл на Древнерусскую землю вместе с Рюриком. После смерти последнего Олег начал княжить как регент несовершеннолетнего сына Рюрика. Современные учёные до сих пор так и не узнали, почему неизвестный никому будущий князь имел такое высокое положение. Тут также существует две легенды. Первая гласит о том, что Олег был родственником Рюрика, а вторая рассказывает о его высокой должности подле скандинавского вождя в качестве военачальника. Так или иначе, в 882 году начинается правление Великого князя.

Внутренняя и внешняя политика Олега

Придя к власти, князь начинает покорять все племена, которые оказывали сопротивление или непокорство. В то время Олег был князем Новгорода, а не Киева, так как в последнем восседали Аскольд и Дир. Уже через несколько лет непрерывной войны князь смог покорить многие славянские племена, а именно: словенов, весь, чудь, мерю и кривичей. Вместе с воинами покорённых племён и варягами Великий князь Олег начал продвижение вниз по Днепру. В этом походе он смог захватить такие города, как Смоленск и Любеч.

После этих событий ему ничего не мешало отправиться на Киев. Однако князь не брал город осадой и не использовал другие военные приёмы. Олег применил хитрость. Он вызвал Аскольда и Дира на встречу за пределами городских стен. На ней князь представил истинного наследника Рюрика - Игоря, а потом убил Киевских князей. На этом их правление в городе на Днепре закончилось. Почему Новгородский князь поступил именно так, никто не знает.

С этого времени Олег объединил Северную и Восточную Русь, создав Древнерусское государство, или же Киевскую Русь, как его принято называть. Внутренняя и внешняя политика князя Олега основывалась на достижении максимально позитивного результата для Руси. При этом он шёл на самые «смелые», если можно так сказать, шаги с точки зрения политики.

Византийские походы

Основные направления внутренней и внешней политики князя Олега были также обусловлены личными соображениями князя, по поводу прогрессирующей роли Киевской Руси. Самый большой вклад во внутреннюю политику, был сделан в конце IX века, когда Олег объединил Новгород и Киев в одно государство. Последующие события свидетельствуют о намерениях князя приравнять страну к прогрессирующим государствам того времени.

Морским соседом Руси в то время была богатая и влиятельная страна Византия. Понимая опасность и в то же время привлекательность подобного врага, Олег решает начать войну с этим государством. Первый поход случился в 907 году. Согласно сказаниям, он был одним из самых массовых и великих. Тогда был полностью разрушен миф о непобедимости и всесильности Византии. Когда Великий князь Новгородский и Киевский прибил свой щит к воротам Константинополя, это ознаменовало начало новой эры. Что касается политики, то для Киевской Руси победа над Византией стала настоящим прорывом. Согласно договору, заключённому Олегом в 907 году, богатый сосед славянского государства обязывался платить ему дань. Более того, была установлена беспошлинная торговля для обеих сторон. С того момента Византия не переставала бояться и уважать Киевскую Русь.

В 911 году князь отправляет уже не войско, а послов для продления мира и заключения нового договора. В нём было ещё больше позитивных моментов для древнерусских торговцев и Русского государства в целом.

Итак, мы увидели, что внутренняя и внешняя политика князя Олега вписана в историю при помощи легендарных деяний. Великий князь положил начало новой эре путём объединения войны и политики. Именно благодаря первому владыке Киевскому была заложена основа дальнейших действий древнерусских князей. Таким образом, внутренняя и внешняя политика Олега помогла ему увековечить своё имя, а также построить великое и славное государство Киевская Русь.

ТЕРМИНЫ

Антинорманнская теория (М.Ломоносов,Б.А.Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество - сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в.Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь - первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым - единица налогообложения с двора.

Закупы - крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества - глава княжества. Старший назывался великим, остальные - удельными.

Летописи - исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк - ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий - с крестьян.

Вервь- мир - община.

Переложное земледелие - способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие - выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» - водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского(Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря, затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи - смерды(крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор(ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды - свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм - ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству.Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки(барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары - кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы - феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория - государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов(А.Л.Юрганов, Л.А.Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже - широкий круг феодально-зависимых людей.

Князь Олег – биография

Откуда мы знаем о князе Олеге, прозванном Вещим?

Из двух летописей:

  • Повесть временных лет,
  • Новгородская Первая летопись.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика , как регент его малолетнего сына Игоря , Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Умер в 912 году.

Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Говорится только, что он был родичем (соплеменником) Рюрика.

А что говорит об Олеге Новгородская Первая летопись?

В Новгородской Первой летописи Олег изображается не князем, а воеводой при Игоре. Это Игорь убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию. А Олег вернулся обратно на север, в Ладогу , где умер не в 912, а в 922 году. Новгородская летопись сообщает ещё одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Две летописи изображают события совершенно по-разному.

Какой летописи верить?

Начнем с того, что Повесть временных лет признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Но этот не значит, что все сведения, которые она излагает, считаются абсолютно достоверными. За доверие к информации об Олеге из этой летописи говорит русско-византийский договор 911 года, где Олег назван великим князем русским, который заключает договор от своего имени.

А что же Новгородская летопись? Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода, на котором базируется и «Повесть временных лет», поэтому тоже заслуживает определенного доверия. По мнению ряда исследователей, эта летопись даже старше ПВЛ. Её сведения лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

И что же делать историкам? Пока что историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют сведения, взятые из Повести временных лет.

Правление князя Олега

Князь Олег представляется по версии Повести временных лет умелым полководцем и предусмотрительным политиком. Впервые в этой хронике сообщается о нём в 879 году в связи со смертью Рюрика. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над Игорем – его малолетним сыном. Таким образом, Олег правил в 879-882 гг. на восточнославянском Севере у ильменских словен, кривичей и окрестных финно-угров (племена веси, мери, чуди).

В 882 году, собрав воинов от многих проживавших на севере Руси народов, Олег выступил в поход на юг. Он захватил Смоленск , Любеч, далее путь лежал на Киев. В Киеве правили бывшие дружинники Рюрика Аскольд и Дир. В 866 году они были отпущены Рюриком в поход на Византию. После возвращения из похода Аскольд и Дир осели в Киеве.

Добравшись до Киева, Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «Вы не князья и не княжего роду, а я - княжего роду».

Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он - сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось князю Олегу весьма удобным. Город находился примерно на середине важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Он обосновался там с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».

Таким образом, в 882 году киевский князь Олег объединил под своей властью два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен: Киевщину («Куябу» – в зарубежных источниках) и «Новгород» («Славию»). Земли Северной и Южной Руси стали единым государством – Киевская Русь. Дату 882 год многие современные историки принимают за условную дату рождения Древнерусского государства, а князя Олега считают его основателем и первым правителем.

Годы правления князя Олега в Киеве – 882-912. Согласно Повести временных лет, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.

Последующие годы князь Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на левом и правом берегах Днепра – древлян, северян, полян, радимичей, многие народы до этого находились в зависимости от хазар и платили им дань.

Поход князя Олега на Византию

Об этом походе мы узнаем из Повести временных лет, которая сообщает, что в 907 году князь Олег, собрав огромное войско, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград. По подсчетам, количество воинов достигало 80 тысяч, и состояла рать из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов.

Доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя греки перекрыли цепью. Однако князь Олег придумал, как обойти это препятствие. Он приказал поставить корабли на колеса. Неисчислимую армаду попутный ветер погнал по суше к стенам византийской столицы. Испугались греки и запросили мира. Князь Олег потребовал большую дань – по 12 гривен на каждого воина. Свой щит в знак победы он повесил на вратах Царьграда. Князя Олега после этого похода прозвали Вещим.

Однако, не все исследователи уверены, что такой поход вообще был.

Сторонники идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 года. А договор был исключительно удачным. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Константинополе, полгода могли жить в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, за счет византийской стороны получать продовольствие и производить ремонт своих ладей. Такому договору вполне могла предшествовать блестящая победа князя Олега.

Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода, поскольку о таком значительном событии говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, византийские авторы описывали часто и красочно. Так были описаны и нападения Руси в 860 и 941 гг. А про этот поход и взятие Царьграда – ни слова.

Смерть князя Олега

Погиб князь в 912 году. Легенда рассказывает, что волхвы предсказали князю Олегу смерть от собственного любимого коня. Князь приказал увести его и о зловещем пророчестве вспомнил лишь через несколько лет, когда конь давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и произнес, встав одной ногой на череп: «Его ли мне бояться?». Из черепа в тот же миг выползла змея, и нанесла смертельный укус князю.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная несколько веков спустя после смерти Олега. Легендарному князю – легендарная смерть.

Итоги правления князя Олега

Подведем итоги правления первого руководителя Древнерусского государства.

Внутренняя политика князя Олега

Ученые связывают с княжением Олега в Киеве значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусского государства. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусской державы. Верховным правителем Олега признали племена ильменских словен, кривичей, полян, северян, древлян, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить основы государственного управления молодой страной. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу судебной и налоговой систем.

Внешняя политика князя Олега

Вел князь Олег и активную внешнюю политику. До него в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. Олег воевал с хазарами, и освободил славян от дани каганату. У границ державы Олега в 898 году появились венгры, переселяющиеся в Европу из Азии. Князь сумел наладить мирные отношения с этим воинственным народом. Поход Олега в 907 году на столицу Византийской империи Царьград (Константинополь) увенчался блестящей победой. В 909 году Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе. Но особенно удачным был торговый договор 911 года, по которому русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега,Игоря, Ольги, Святослава)

славянин норманнский древняя русь князь

Вещий Олег (т.е. знающий будущее) - великий древнерусский князь, что пришёл к власти после легендарного Рюрика - первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега - «вещий» - относилось исключительно к его склонности к волхованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говорится, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу (879-912 г.г.), так как сын Рюрика, Игорь, был мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племён, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые переговоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. Он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства - Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907 году киевский князь Олег привёл (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 году заключён выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключённым после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945 гг.) - номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий - первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанёс первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата.

До появления на берегах Днепра Вещего Олега и его военной дружины «неразумные хазары» абсолютно безнаказанно собирали дань со всех соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже насильно навязать совершенно чуждую русскому народу идеологию, религию, исповедуемую хазарами - иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило да ещё как! Только вот Олеговым престолонаследником что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чём первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая - прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая - знакомство Игоря со своей будущей женой - Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев - Кирилла и Мефодия, создатели славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние - утверждение грамотности на Руси, реформы письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся по сей день.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской - Вещим Олегом: князь- язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ - славянской письменности и русской азбуки.

Игорь (912-945) продолжил деятельность своего предшественника-опекуна (дяди или племянника) Олега. Став после смерти Олега (912 г.) великим князем, он подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил антикиевское восстание древлян. В 915 году на Русь впервые напали печенеги - объединённые племена заволжских кочевников - упорная борьба между Русью и Великой Степью продолжалась.

Неспокойная обстановка на южных рубежах Киевской Руси не помешала Игорю предпринять поход на Константинополь (941 г). Этот поход не имел успеха: ладьи Игоря на подходе к Константинополю были сожжены так называемым «греческим огнём». В 943 году Игорь вновь пошёл войной на Византию, желая отомстить за первую неудачу. Византийский император Роман Лакапин предпочёл уклониться от новой войны, откупившись богатыми дарами. Игорь принял предложение императора, так как древляне во главе с князем Малом вновь восстали против гегемонии Киева.

Вернувшись на Русь, Игорь с небольшим войском поспешил к городу Искоростень - главному городу древлянской земли. Осада Искоростеня длилась почти год. Однажды ночью (945 г.) древляне напали на лагерь Игоря. Нападение это было настолько стремительным и ожесточённым, что Игорь с небольшой свитой обратился в бегство. Древляне догнали беглецов и взяли их в плен. Великий князь Игорь был предан позорной смерти: его привязали к вершинам двух наклонённых берёз и разорвали пополам. По другой версии, жадный до богатства Игорь, собрав с древлян положенную дань (полюдье), вернулся и потребовал выплатить новую полную дань. Тогда древлянский князь Мал произнёс: «…повадится волк в стадо, всё стадо перетаскает». Ополчение древлян, предводительствуемое князем Малом, окружило лагерь Игоря и предало его смерти вместе «со всею дружиною».

Сведения о семье Игоря противоречивы. Вероятнее всего у него было несколько жён, в их числе и Ольга, мать будущего великого князя киевского Святослава.

Княгиня Ольга (890-969 гг.) - Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связанно с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал её хитрой, церковь - святой, история - мудрой.

В чём же заключается историческое значение Ольги? Она праматерь нашего православия. Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги (945-957 гг.) было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Чёрного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период правления варягов до Игоря был не столько русской историей, сколько варяжской - это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.

Огромный напор с севера в центр тогдашней цивилизации прекратился лишь в веке Ольги. Она первая остановила варягов и внесла в варяжскую стихию, как славянка, начало более мирной и мягкой культуры. В лице Ольги варяжская национальность ломается и становится народно-русской.

После смерти князя Игоря Ольга унаследовала крайне трудное государственное положение дел: первый серьёзный бунт, мог грозить полным развалом ещё не до конца сросшемуся из отдельных племён государства. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовского населения. Успех мятежа мог явиться роковым соблазном и для других недавно покорённых племён. Поэтому Ольга действовала хладнокровно и особо жестоко. Послы древлян были убиты, уничтожена столица древлян Искоростень, большая часть древлян обращена в рабство. Подавив древлянский мятеж, Ольга восстановила единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти поставленное под удар молодое государство.

Для древних славян месть считалась благородной, так как защищая нарушенные права убитого, мститель подвергает смертельной опасности собственную жизнь. Месть Княгини Ольги не в коем случае нельзя рассматривать как личную месть - её месть, прежде всего, - укрощение государственного мятежа. Погасив мятеж, Ольга начала борьбу с причиной вызвавшей мятеж, в вопиющими недостатками тогдашней государственности.

Чего не было до Ольги - это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы. Летопись отмечает, что в укрощении древлянской земли Ольга ходила не как грабитель, а как управитель «и идёт Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища её и ловища». Отдохнув после тяжёлой войны всего лишь «единое лето» в следующем году идёт Вольга Новгороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани».

Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Её предшественники - варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных - обязанностях власти. Она, говорит Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».

Власть государственная в то время была путешествующего, так сказать амбулаторного типа. От ноября до апреля ежегодно князья отправлялись в «полюдье» - не только для сбора дани, но и для суда и расправы. Ольга учредила погосты, т. е. станции для угощения. Она же установила оброки, т. е. определила содержание дани.

Великая женщина сама училась, путешествуя, и во всю заставляла учиться других. Может быть этой наукой следует объяснить тот удивительный авторитет, который она приобрела у Игоревой дружины и мирного населения. При княгине Ольге не записано летописцем ни ропота войск, ни мятежей народных.

Укрепив единодержавие и придав стране, вид государственно-культурный, Ольга приступила к своему третьему подвигу - к введению христианства. Понимая, что религиозная совесть свободна, Ольга крестилась только сама, не насилуя ни своей семьи, ни подданных. Она верила в могущество своего примера и знала, что добровольно принятая религия истинная.

Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться ещё слабой русской государственности. Подавив восстания древлян, Ольга разделила Русь на волости, что явилось весьма дальновидным политическим решением. Она отменила опасное «полюдье», установив твёрдый размер дани «уроки», сроки её сдачи и место сбора «погосты». Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

Не следует забывать, что именно Ольга явилась праматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук - Князь Владимир. Без сомнения Ольга сделала всё для блага и рассветы государства.

После княжения Ольги на престол взошёл Святослав (957-972 гг.). Святослав Игоревич - великий князь Киевский, сын князя Игоря и княгини Ольги, вошёл в историю как великий полководец и завоеватель. С юных лет Святослав воспитывал в себе привычку к лишениям. Был суровый и сильный воин. При князе Святославе границы Киевской Руси были значительно расширенны как на Восток, так и на Запад. По числу одержанных военных побед, князя Святослава по праву можно назвать АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель витячей, нанёс поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повёл упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут сходиться «блага из разных стран»: шёлк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружён стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключён договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 году попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из неё на пирах, считая, что к нему перейдёт слава убитого.