Обучение на речные права. Что нужно знать о правах на катер гимс

Многие люди, решив обзавестись собственной лодкой и использовать её на рыбалке или же просто для развлечения, считают, что для этого достаточно заплатить деньги и получить лодку.

На самом деле это не так. Большинство плавучих средств должны быть поставлены на учет. Кроме того, чтобы иметь возможность пользоваться лодкой и не заплатить при этом штраф, необходимо получить права.

Выдачей прав занимается ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Судам).

Отделения имеются практически в каждом крупном городе.

Именно туда стоит обратиться для прохождения обучения и последующего получения прав. При ГИМС обычно проводятся курсы по судовождению.

Однако стоит учитывать, что курсы есть не при каждом отделении, а в некоторых случаях там имеется очередь.

Поэтому в некоторых случаях будет проще пройти обычные курсы судовождения. Стоимость обучения не слишком дорогая, а полученные навыки – поистине бесценны. Обычно они длятся около 45 дней.

Во время обучения вы получите ценные сведения и навыки. Ведь курсы включают в себя такие дисциплины, как:

  • Лоция ВВП;
  • Навигационные знаки и огни;
  • Безопасность эксплуатации;
  • Теория судовождения;
  • Правила плавания;
  • Радиосвязь;
  • Метеорология;
  • Административное право;
  • Теория устройства судна.

Кому-то такой перечень может показаться странным и слишком объемным. Но все эти навыки нужны, чтобы сделать ваше пребывание на воде максимально безопасным.

К тому же, во время обучения вы сможете получить полезные советы от более опытных владельцев лодок.

После завершения обучения вам предстоит продемонстрировать свои навыки – сначала теоретическая часть (10 вопросов теста на компьютере, из которых на 8 минимум нужно ответить правильно), после чего – практическая. Если вы не завалили экзамен, через 7 дней у вас будет возможность попытаться сдать экзамены повторно.

Какие плавсредства нужно регистрировать?

В отношении плавающих средств закон довольно суров.

Для любой лодки, грузоподъемность которой составляет более 225 килограмм, нужны соответствующие документы. И неважно, владельцем какой техники вы являетесь – яхты, катамарана или просто большого плота.

Только небольшие плавающие средства (в большинстве случаев лодки-маломерки и надувные лодки) позволяют владельцу не ломать голову над регистрацией и прохождением обучения.

Однако, если вы решили установить на свою лодку мотор объемом более чем 10 л.с. тогда нужны будут права. После установки мотора каждое плавающее средство подлежит обязательной регистрации.

В исключения попадают судна массой до 200 кг, и объемом двигателя до 8 киловатт (10 л.с. включительно), а также парусные и спортивные судна, которые не имеют двигателя и их длина не более чем 9 м – Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ .

Собираем документы для регистрации

Переходим к следующему вопросу – какие документы нужны, чтобы получить права на лодку или катер.

Конечно, в первую очередь это паспорт владельца и ИИН. Кроме того, вам придется представить инспекторам документы на судно.

Это технический паспорт и договор купли-продажи. В соответствующих случаях его можно заменить договор дарения или генеральная доверенность.

И, наконец, к списку нужно приложить квитанцию об оплате. Цена регистрации зависит от типа судна.

Например, регистрация резиновой лодки обойдется вам в 50 рублей, в то время как регистрация катера или гидроцикла стоит 200 рублей. Лучше заранее узнать в ГИМС сколько стоит регистрация вашего плавучего средства.

Список документов не зависит от того, покупаете вы новое плавучее средство или же подержанное.

Вы хотите зарегистрировать лодку с мотором? В этом случае вам нужны документы как на саму лодку, так и на мотор. Номера лодки и мотора будут внесены в судовой билет.

Сложнее, если регистрируемое судно было повреждено и после этого прошло серьезный ремонт.

В этом случае вам придется пройти техническое освидетельствование.

Эксперт должен определить, насколько безопасным является ваше судно. Только после получения соответствующей справки вы сможете получить регистрацию.

Конечно, судно может быть зарегистрировано только после осмотра инспектором. Для этого необходимо доставить и мотор, и лодку в отделение ГИМС. Но такую возможность имеют не все владельцы. Поэтому государство в этом вопросе пошло им навстречу – инспектор может быть вызван на дом. Правда, такая услуга не обойдется бесплатно – один потраченный час времени инспектора обойдется вам в 500 рублей.

Он проверяет вашу лодку, и если её состояние признается удовлетворительным, выписывает акт осмотра, который прилагается к остальному пакету документов.

Впрочем, прежде чем вызывать инспектора, узнайте в ГИМС, нужно ли вашему судну проходить такую проверку – в некоторых случаях достаточно иметь полный пакет документации.

Коротко о неприятном

Кому-то может показаться, что сбор документов, которые нужны для регистрации лодки, занимает слишком много времени и сил.

И такие сорвиголовы предпочитают бороздить просторы рек и озер на плавсредстве без соответствующих документов. Но многие впоследствии сожалеют о такой недальновидности.

Дело в том, что любой инспектор ГИМС может потребовать предъявить документы у человека, управляющего лодкой с мотором, гидроциклом или катером. Если у него не окажется судового билета, то придется заплатить административный штраф – 500 рублей. При повторном нарушении штраф составит уже 1000 рублей.

В некоторых случаях (при управлении судном, которое требует наличия прав) судно может быть изъято и отправлено на штраф-стоянку.

Подведем итоги

Пожалуй, исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что лучше потратить несколько дней на регистрацию судна, а также полтора-два месяца на прохождение соответствующих курсов.

Возможно, кому-то штраф в 500 и даже 1000 рублей покажется незначительным.

Но жизненно важные навыки и осознание того, что вы не нарушаете законов, станут приятным дополнением. К тому же, если у вас будут права на лодку с мотором, во время рыбалки или плавания вы будете чувствовать себя более комфортно, точно зная, что у инспекторов ГИМС к вам не будет никаких претензий.

Водительское удостоверение - это документ, который знаком почти каждому гражданину. Дело все в том, что без этой бумаги не получится управлять транспортным средством, осуществляющим передвижение по земле. Если человек хочет сесть за руль автомобиля, придется получать водительское удостоверение. Этот факт известен всем. Но ведь наземный транспорт - далеко не единственный вариант перемещения. Можно двигаться по воде и даже по воздуху! Многие полагают, что никаких документов для этого не требуется. Но это ошибочное утверждение. Чтобы управлять водным транспортом, гражданин должен получить права на лодку с мотором. Как это сделать? К чему следует подготовиться? Стоит ли вообще заниматься предложенной идеей? Ведь лодка - это далеко не самое основное транспортное средство. От него зачастую можно отказаться, если возникают проблемы с

Реальность или выдумка

Далеко не все верят, что для управления водным транспортом следует получать соответствующее удостоверение. Поэтому, не задумываясь, приобретают лодки и прочие судна. Поступать так не следует. Ведь в России при несоблюдении правил управления любым транспортным средством предусмотрено определенное наказание.

Так нужны ли права на лодку с мотором? Да. И это никакая не выдумка. Граждане, которые собираются приобрести моторную лодку или судно, в обязательном порядке должны заполучить соответствующее удостоверение. Без него выходить в водное пространство запрещено. Имеются некоторые исключения, но их очень мало. На какие лодки нужны права, а на какие - нет? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется.

Когда нужно удостоверение

Дело все в том, что далеко не во всех случаях требуется задумываться над тем, чтобы получить удостоверение судоводителя. Только для определенных категорий водного транспорта действует данное правило. На какие лодки нужны права? Что предлагает российское законодательство на этот счет?

Первая категория - это лодки с мотором. Если у водного транспортного средства есть гражданин обязан получить удостоверение для того, чтобы он мог осуществлять управление "машиной". Пока прав нет, выход в водное пространство запрещен. Владеть такой лодкой можно, управлять - нет.

Трудно представить, но большинство иных средств передвижения тоже вынуждают задумываться над получением сегодняшнего удостоверения. Даже гидроциклом нельзя управлять без прав. Любые судна на воздушной подушке, а также аэроботы - это очередные транспортные средства, которые способны принести немало хлопот владельцам. Ведь осуществлять управление ими без изучаемого документа нельзя ни под каким предлогом. Таковые правила. Права на управление моторной лодкой - важная бумага. Ее отсутствие судоводителям приносит проблемы.

Уже понятно, что требования относительно получения удостоверения выдвигаются в основном к владельцам любых судов с моторами. Помимо этого, правило распространяется на парусные водные средства передвижения. Но, как показывает практика, интерес правоохранительных органов к подобным лодкам не слишком высокий. Поэтому можно на свой страх и риск пренебречь установленными правилами.

Не самоход

Самой большой проблемой на сегодняшний день становится то, что почти всегда нужно получать "морские" права. На лодку с мотором - это понятное дело. Да и вообще, на самоходные транспортные средства, предназначенные для передвижения по воде. Только любителям поплавать не следует радоваться. Ведь сейчас даже несамоходные судна требуют наличия удостоверения судоводителя. В каких случаях потребуется данный документ? Когда нужны права на управление моторной лодкой? Ведь некоторый водный транспорт можно "ставить" на воду без них.

Например, если планируется управление парусником. Но не самоходным, это важно. Избежать лишней бумажной волокиты можно. Для этого достаточно приобрести несамоходное которое не достигает 80 регистровых тонн. Если вместимость больше указанной цифры, получение удостоверения требуется в обязательном порядке.

Моторные лодки, как уже выяснилось, далеко не единственный транспорт, который требует от владельца наличие "морских" прав. Самоходные суда тоже попадают под действие установленных правил. Даже обычная лодка в некоторых случаях требует получения удостоверения. Для этого ее грузоподъемность должна составлять больше 100 килограмм (включительно).

Байдарки - вот еще один вид водного транспорта, который не является исключением из правил. Даже на такие средства передвижения по установленным правилам требуется удостоверение. Опять же, есть исключения. Это байдарки, которые предназначены для вмещения всего 150 килограмм веса. Если вместимость больше, права получать придется в обязательном порядке.

Пожалуй, это все. Права на управление лодкой должны быть получены для всех вышеперечисленных объектов с учетом исключений из правил. Зачастую при приобретении водного транспортного средства будущего владельца продавец постарается оповестить о том, что без удостоверения выходить в водное пространство нельзя.

Алгоритм получения удостоверения

Разумеется, весь рассматриваемый процесс можно разделить на несколько основных частей. Каждая из них будет играть определенную важную роль. Какие шаги придется предпринять, чтобы можно было получить права на лодку с мотором или на иное моторное/самоходное судно? Можно выделить всего несколько этапов:

  • проверка необходимости получения прав;
  • сбор документов;
  • прохождение медицинского осмотра;
  • обучение;
  • сдача экзаменов;
  • подача заявления на выдачу документа;
  • получение удостоверения судоводителя.

Не обязательно соблюдать предложенный алгоритм действий. Можно немного перенести время сбора документов для получения прав на лодку. Делать это рекомендуется после того, как позади окажется обучение и экзамены.

Медицинский осмотр

Права на моторную лодку получить не так просто, как кажется. Выглядит процесс тем не менее не слишком устрашающе. Аналогичным образом происходит получение водительского удостоверения. Поэтому многие думают, что взять разрешение на управление водным транспортным средством будет ничуть не труднее. Это ошибочное утверждение. Многие моменты схожи с получением водительского удостоверения, но в случае с лодками придется изрядно постараться в плане обучения. А вот медицинский осмотр будет точно таким же, как и в случае с наземными транспортными средствами.

Без прохождения медкомиссии не получится взять права на лодку с мотором. Существует целый ряд запретов, при которых гражданин не имеет возможностей управления данным транспортом. Отсутствие противопоказаний должно быть подтверждено документально. Если точнее, заключением врачебной комиссии. Для того чтобы получить возможность управления лодками с мотором, необходимо обратиться к некоторым специалистам и получить их заключения о состоянии здоровья. Это:

  • офтальмолог;
  • отоларинголог;
  • терапевт;
  • хирург;
  • нарколог;
  • психиатр;
  • невропатолог.

Как показывает практика, если хоть один медицинский работник из всех вышеперечисленных не поставит отметку о том, что гражданин здоров (или не имеет противопоказаний управления водным транспортом), можно забыть о получении прав. Заключение медиков - важный документ, без которого не получится подать заявление на выдачу удостоверения судоводителя.

Как только медицинская комиссия будет позади, можно отправляться на обучение. Не рекомендуется обучаться вождению судов до получения заключений медиков о состоянии здоровья. Если выяснится, что у гражданина есть противопоказания, то вся учеба потеряет смысл. В некоторых учебных заведениях даже просят предъявить сначала справку о состоянии здоровья. И уже потом потенциальный ученик получает разрешение на прохождение курса.

Обучение

В случае с водителями автотранспорта все понятно - достаточно пройти небольшое обучение, организованное частными компаниями. Но если речь идет о таком документе, как права на моторную лодку (или любое другое водное транспортное средство), учебная составляющая усложняется.

Дело все в том, что гражданам здесь дано больше возможностей. Только воплотить их в жизнь труднее. Ни для кого не секрет, что есть высшее образование, которое связано с морскими суднами. Необходимо получить какую-нибудь подобную специальность, чтобы иметь право на получение удостоверения судоводителя. Не самый распространенный, но имеющий место расклад. Получить подобное образование можно либо в техникуме, либо в вузе.

Чаще всего население выбирает более привычный и простой путь. Обучение на права на лодку можно пройти в специализированных обучающих центрах. После окончания курса всем ученикам, успешно закончившим процесс, выдается специальный сертификат. Он служит подтверждением навыков управления водным транспортом.

Где получить права на лодку? Для этого гражданин должен отправиться на специализированные курсы вождения. Ими занимаются разнообразные учебные центры. Имеются такие объединения в каждом городе, но они не так распространены, как курсы обучения автомобильному вождению. Далее на протяжении некоторого времени придется посещать лекции. В среднем курсы судоводителей длятся от полутора до 6 месяцев. Лишь некоторые учебные заведения предлагают годовое обучение. Данный процесс в целом не слишком продолжительный.

Соответственно, весь курс обучения делится на две части - теорию и практику. Первый вариант - это прослушивание лекций. Многие учебные заведения сейчас позволяют даже дистанционно проходить данный курс. Как получить права на лодку? Успешно завершить обучение, пройти медкомиссию, а затем подать документы в определенное место для выдачи соответствующего удостоверения. Не важно, как именно прослушивался курс лекций - очно, заочно или дистанционно. Главное, чтобы экзамены были сданы в полной мере.

Вторая часть состоит из практики. Многие задумываются, как именно протекает данные процесс. Ведь нужно как-то учиться на практике управлению тем или иным транспортным средством. При получении водительского удостоверения все предельно понятно - ученики практикуются на реальных машинах. А как быть с суднами? Практические занятия будут проходить только на специальных тренажерах. Ведь без прав судоводителя гражданам запрещено выходить в море. Если теоретическую часть обучения можно пропустить или прослушать в неполном объеме, то практикой пренебрегать не стоит. Граждане указывают на то, что сдать на права на лодку весьма проблематично. И это даже с учетом всей усвоенной теории и полученной практики. Многие попросту не справляются с обучением.

Экзамены, экзамены

Управление моторной лодкой или любым водным транспортом с мотором будет доступно не просто после обучения. Уже было сказано, что учеба - это одна из обязательных частей всего процесса получения удостоверения. Завершается она экзаменом. Если гражданин не может его сдать, права на лодку не могут быть получены. Огорчаться не стоит - у каждого есть шанс на пересдачу, а то и на несколько. В крайнем случае можно повторно прослушать курс лекций, а затем успешно сдать экзамен.

Данный процесс делится на 2 части. Сначала предстоит пройти теоретическую часть. Ученикам будет предложено несколько вопросов, которые помогут определить достаточность знаний, необходимых для того, чтобы осуществлять управление моторной лодкой. Обычно теория сдается в виде небольшого теста. Но и простые вопросы не исключаются. О конкретной форме теоретической части экзамена следует узнавать в выбранном учебном заведении.

Как только первый этап будет пройден, можно приступать к более ответственному моменту. Речь идет о практике. Без нее права на моторную лодку или любое другое водное транспортное средство с мотором не могут быть получены. Это наиболее важная часть всего обучения. И именно на данном моменте многие испытывают определенные затруднения. Ведь управлять судном намного труднее, чем машиной.

Практическая часть будет проводиться исключительно на тренажерах. За управление реальным судном учеников никто не пустит. Вместо этого им предстоит выполнить несколько упражнений на специальных симуляторах. Если процесс закончится успехом, можно радоваться - у гражданина будет шанс на получение прав судоводителя.

Обычно результаты экзаменов выносятся специальной экзаменационной комиссией. Тем, кому удалось пройти и успешно завершить курсы судоводителей, предстоит получить специальное заключение - свидетельство об окончании учебы. Этот документ в обязательном порядке должен быть у всех, кому хочется на законных основаниях управлять моторными лодками. Заменить свидетельство можно только дипломом о высшем образовании судоводителя.

Куда обратиться с документами

Где получить права на лодку? На специализированных курсах всего лишь обучают азам управления транспортным средством. Также здесь выдают свидетельства об успешном окончании учебы. Но с собранным пакетом документов придется отправляться совсем в другое место. Куда именно?

В ГИМС. Что это такое? Государственная инспекция по Именно здесь могут быть получены права на моторную лодку. Сюда подается заявление, и приносятся все остальные документы.

Зачастую достаточно просто предоставить определенные бумаги и написать запрос на выдачу удостоверения. В некоторых случаях гражданина могут попросить пройти экзамен в виде практики на тренажере. Если человек только закончил курс обучения, показывать свои навыки не обязательно. Но приготовиться к требованию все равно стоит.

Как только документы на лодку (а точнее, на управление маломерным судном) будут поданы, останется подождать. В среднем на изготовление и выдачу удостоверения уходит порядка 30 дней.

При желании можно подать заявление несколькими способами. Сейчас населению предлагается:

  • обратиться в ГИМС лично;
  • прибегнуть к помощи портала "Госуслуги";
  • принести пакет документов в МФЦ.

Первый вариант считается самым быстрым, надежным и удобным. Если придется дополнительно сдавать экзамен по управлению судном, можно воплотить задумку в жизнь в кратчайшие сроки. Да и само удостоверение будет выдано очень быстро. А вот МФЦ несколько замедлит процесс. Зачастую приходится ждать 1,5-2 месяца для того, чтобы можно было получить права на лодку. ГИМС - это место, которое максимально быстро поможет справиться с поставленной задачей. Впрочем, граждане сами могут выбирать место, куда обращаться с заявлением. Пакет документов все равно остается одинаковым во всех случаях.

Документы

Что же будущему судоводителю предстоит принести, дабы иметь официальные права на управление моторным судном (или самоходным с определенными параметрами)? Список документов не слишком длинный. Предъявить необходимо:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы на транспортное средство, которым планируется управлять (если есть, вместе с судовым билетом);
  • заявление на выдачу удостоверения судоводителя;
  • диплом о высшем образовании, связанном с судовождением (при наличии);
  • госпошлина (квитанция об оплате);
  • свидетельство об успешном окончании специализированных курсов судоводителей;
  • медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца;
  • фотографии (3-4 штуки, цветные, размера 3 на 4 сантиметра).

С собой потребуется принести копии всех вышеперечисленных документов. Исключение составляет только медицинское заключение. Оно должно быть представлено только в оригинале. Допускается прикладывание заверенной копии. Сейчас многие требуют лишь мельком показать паспорт и медсправку в орининале, а к заявлению приложить ксерокопии.

Сколько придется заплатить в качестве государственной пошлины? На данный момент за получение прав придется отдать 1 300 рублей. Это за выдачу удостоверения. Если не производилась постановка судна на учет в ГИМС, дополнительно придется оплатить пошлину в 1 600 рублей.

После подачи заявления судоводителю будет сказано, когда можно вернуться за правами. Забирать документ следует с удостоверением личности (паспортом). Вот и все. Теперь моторные лодки не находятся под запретом управления.

Заключение

В действительности получить удостоверение ГИМС весьма проблематично. В частности, из-за обучения и экзаменационной части всего процесса. Некоторые решаются на покупку готовых прав. Делать так не следует - это незаконно. Все выданные ГИМС документы заносятся в базу. Подделки быстро распознаются. Теперь понятно, на лодку. Если хорошенько постараться, процесс не доставит огромного количества хлопот.

Добрый день, в нашей сети водных школ, Вы можете обучиться и получить права на лодку в Московской области (В ГИМС). Ниже будет описан весь процесс обучения и сдачи экзамена. Для начала расскажем что сеть филиалов наших центров обучения охватывает почти всю восточную часть Подмосковья, а значит выбор наиболее близкой к точки обучения остается за Вами.

Дня начала Вы должны (хотя это можно сделать и позже) зарегистрировать свое маломерное судно в ГИМСе. После этого Вам будет нужен ряд документов, основной из которых это официальные права на лодку. Которые можно получить как в самом ГИМС, так и у частных школ. Коей и является наша сеть.

Перед тем как пойти на обучение в любую из школ, определиться права на какой вид судна (какую категорию) Вам нужен, будь то права на гидроцикл, моторную лодку, катер и определитесь с районом плавания, это будут ВМВ (Внутренние морские воды), ТМ (Территориальные воды)? Внутренние пути(ВП) или Внутренние Водные Пути (ВВП)? Для того чтобы узнать смысл этих водных обозначений перейдите в раздел .

Для этого просто нужно позвонить нам по телефону: 8-903-100-94-34, уточнить город проживания, и наш специалист подскажет Вам какой филиал школы по судовождения территориально ближе располагается к Вам. Кроме того, сотрудник также может проконсультировать относительно полной процедуры получения, регистрации, оформления необходимой документации по постановке на учет маломерного судна и получению прав на катер, лодку или гидроцикл в частности. Поскольку мы имеем большой практический опыт по делам данного рода.

Обучение проводится в перечисленных городах восточного направления Московской области:

  • Коломна, и также Воскресенск и Егорьевск
  • Ногинск, Электросталь и Павловский Посад, Орехово-Зуево
  • Жуковский, а также Бронницы и Люберцы
  • Подольск, Домодедово и Климовск
Полный список филиалов для обучения находится в самом верху страницы, а также в разделе "контакты". Цены на обучение в различных городах могут варьироваться.

Обучение как и во многих процедурах данного типа проходит в два этапа: теория и практика по программе утвержденной ГИМС. На практических занятиях предоставляется маломерное судно для отработки навыков судовождения (входит в стоимость курса). После чего мы централизованно сдаем экзамен на соответствие выбранной категории ГИМС.

После удачного прохождения экзамена на категории маломерных судов с нужным районом плавания, Вам выдаются долгожданные официальные права на лодку , катер или гидроцикл.

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

Катера открывают массу возможностей для прекрасного отдыха. Однако удостоверение на управление автомобилем есть у многих, а вот прав на водный транспорт выдается не так много. Бытует мнение, что управлять катером достаточно сложно. В действительности, это заблуждение. Записаться на курсы в "СТОРМ" (Москва) сегодня может каждый.

Мы предлагаем пройти обучение вождению маломерного суда. У нас можно получить как международные, так и местные удостоверения на право судовождения.

Формы обучения для получения прав на судах поднадзорных ГИМС МЧС России

Чтобы получить права в Москве, обратитесь в "СТОРМ". Мы предлагаем несколько возможных форм обучения

  • Дистанционная форма заключается в возможности самостоятельного освоения теории и подготовки к экзаменам в ГИМС в Москве посредством системы электронного дистанционного обучения "СТОРМ» через Всемирную Сеть.
  • Интенсивная форма позволяет получить права на лодку, обучение при этом подразумевает дистанционное освоение теоретической части курса через Интернет и посещение занятий, проводимых в классах центра.
  • Корпоративный вариант подготовки предоставляет право пройти курс корпоративным группам, численностью не менее 4-х человек. Предоставляется доступ к личному кабинету в СЭДО "СТОРМ" для самостоятельного изучения теоретического материала. Также теория предлагается в очной форме, по месту пребывания группы либо в классах ЦДП СТОРМ (Москва).
  • Индивидуальная форма включает самостоятельное освоение теории, индивидуальные аудиторные занятия, отработку практических навыков командования судном под руководством опытного инструктора. Практика проходит на навигационном тренажере или на борту маломерного судна.

Как купить права на моторную лодку?

Многие спрашивают, как купить права ГИМС? На самом деле, лучше получить их законным путем, пройдя теоретический и практический курс. Успешная сдача экзамена дает право на судовождение в водах РФ. При этом в ходе образовательного курса слушатель осваивает необходимую информацию, которая непременно пригодится ему в процессе судовождения.

Как получить права в Москве?

Воспользовавшись нашими услугами, вы научитесь уверенно управлять маломерным судном в российских водах.

Предлагаем выбрать одну из программ ГИМС - в зависимости от того, в каких водах вы собираетесь плавать.

  • Подготовка судоводителей маломерных судов к плаванию по внутренним водным путям и внутренним несудоходным российским водам.
  • Подготовка судоводителей маломерных судов для плавания в российских морских водах РФ.
  • Подготовка судоводителей маломерных судов к плаванию по внутренним водным путям и внутренним несудоходным водам РФ и для мореплавания в водах РФ

Приобретенные знания и навыки подтверждаются во время аттестации в ГИМС. Если судоводитель аттестован, ему вручается свидетельство на право управления маломерным судном.