Нужно ли платить зарплату работнику, проходящему военные сборы? Как оплачивается работнику период нахождения на военных сборах? Освобождаются ли работники элеваторов от военных сборов.

В избранном В избранное

Печать

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда, Крот Юлия, экономист-аналитик

Сентябрь, 2018/№ 35

https://сайт/journals/bb/2018/september/issue-35/article-39350.html Скопировать

Работника бюджетного учреждения призвали на военные сборы. Случается… Более того, такие ситуации не редкость. И главное правило, очевидно, хорошо известно всем: на период отсутствия такого работника за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата. А вот порядок расчета средней заработной платы, нюансы оплаты периода сборов и учета таких операций вызывают вопросы. Об этом и не только - в нашей статье.

В случае призыва работника на военные учебные сборы за ним на весь период сборов, включая время проезда к месту проведения сборов и обратно, сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату. Такие гарантии работникам-солдатам закреплены в ст. 119 КЗоТ и ч. 11 ст. 29 Закона № 2232 . Кроме этого, важным нюансом для работодателя является выплата среднего заработка за весь период сборов за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ.

Какими же конкретно должны быть действия бухгалтера в случае, если работника призвали на военные сборы? Конечно, ему необходимо:

Провести налогообложение этих сумм;

Отразить начисление среднего заработка в зарплатной отчетности;

Получить компенсацию понесенных расходов из бюджета;

Отразить эти операции на счетах бухучета, в формах финансовой и бюджетной отчетности.

Как это сделать правильно и какие могут быть нюансы при этом, рассмотрим далее.

Оплачиваем время пребывания на сборах

Учитывая необходимость сохранения за работником, призванным на сборы, не только места работы и должности, но и среднего заработка, вам придется его рассчитать и начислить. Основанием для начисления будет приказ об освобождении от работы на время прохождения сборов .

Прежде всего нужно рассчитать среднедневную (среднечасовую) зарплату и определить количество дней (часов), пропущенных работником в связи с военными сборами. Как? Легко и просто. Согласно п.п. «ї» п. 1 Порядка № 100 .

Алгоритм расчета оплаты периода сборов приведен ниже.

Напомним: в общем случае расчетным периодом являются два последних месяца, предшествующие событию , с которым связана выплата. Заработную плату за этот период (ЗП) необходимо разделить на количество отработанных дней (часов) в расчетном периоде (Д(Ч) отраб):

ЗП ср = ЗП: Д(Ч) отраб .

Затем полученную среднедневную (среднечасовую) заработную плату (ЗП ср) умножаем на количество дней (часов) военных сборов, приходящихся на рабочие дни (часы) по графику работы такого работника (Д(Ч) пропущ):

ВС = ЗП ср х Д(Ч) пропущ .

Таким образом, мы определяем сумму выплаты за период военных сборов (ВС). Порядок расчета средней зарплаты в этом случае такой же, как при исчислении среднего заработка для оплаты периода мобилизации, командировки и т. п.

А как быть, если в течение последних двух месяцев работник не работал (например, болел или находился в отпуске)? А если на военные сборы призвали вновь принятого работника? Как в этом случае определить среднюю зарплату? Подсказки вы найдете в таблице ниже.

Примеры расчета средней зарплаты для оплаты дней военных сборов (например, работник призван на военные сборы с 16 по 30 августа 2018 года)

Ситуация

Правила определения расчетного периода

1. Работник отработал более двух календарных месяцев

При расчете берут последние два календарных месяца работы , предшествующие месяцу, в котором работника призвали на военные сборы (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 1. За июнь-июль 2018 года работник отработал 42 дня (20 июнь + 22 июль). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за каждый месяц.

В расчетный период включаем последние два календарных месяца работы (то есть с 01.06.2018 г. по 31.07.2018 г.). Средняя зарплата составляет: (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 42 р. дн. = 177,29 грн.

2. В течение последних двух календарных месяцев перед месяцем, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал (болел, находился в отпуске)

Если в течение последних двух календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал, расчетным периодом будут предыдущие два месяца работы (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 2. В июне-июле 2018 года работник болел. За апрель-май 2018 года он отработал 40 дней (20 апрель + 20 май). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за месяц.

Среднюю зарплату рассчитываете исходя из выплат за предыдущие два месяца работы (апрель и май 2018 года): (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 40 р. дн. = 186,15 грн.

3. Работник отработал менее 2 календарных месяцев

Расчетный период равен фактически отработанному времени (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 3. Работник принят на работу 11 июля 2018 года. Зарплата за отработанные дни в июле (15 рабочих дней) составляет 2538,41 грн., а за отработанные дни в августе (11 рабочих дней) - 1861,50 грн.

Среднюю зарплату для оплаты времени на период военных сборов исчисляем исходя из выплат за фактически отработанное время (то есть с 11.07.2018 г. по 15.08.2018 г.):

(2538,41 грн. + 1861,50 грн.) : (15 р. дн. июль + 11 р. дн. август) = 169,23 грн.

4. В течение последних двух месяцев работник часть месяца не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и находился в отпуске)

Из расчетного периода исключается время , в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично * (абз. 6 п. 2 Порядка № 100 )

* К такому времени относят и время простоя не по вине работника (письма Минтруда от 24.04.2009 г. № 247/13/8409 и от 20.12.2007 г. № 929/13/84-07).

Пример 4. За июнь-июль 2017 года работник отработал 7 дней (оформлен простой не по вине работника на период с 1 июня по 20 июля включительно). Зарплата за отработанные дни в июле (7 рабочих дней) составляет 1184,59 грн., оплата дней простоя: в июне (2/3 ставки) - 1926,67 грн.; в июле (2/3 ставки за 15 рабочих дней) - 1313,64 грн.

Дни простоя не по вине работника необходимо исключить из расчетного периода. Оплату за эти дни (в размере 2/3 тарифной ставки) не учитываем при расчете среднего заработка.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 1184,59 грн. : 7 р. дн. июль = 169,23 грн.

5. В течение последних 4 месяцев не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и/или находился в отпуске)

Расчет осуществляем исходя из установленных работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ) . При этом расчетный период (последние два календарных месяца) используем для определения среднемесячного количества рабочих дней

Пример 5. В июне-июле 2018 года работник болел, в апреле-мае 2018 года - находился в отпуске. Месячный должностной оклад по состоянию на август 2018 года составляет 4264,00 грн.

В расчет берем должностной оклад, установленный на месяц сборов (4264,00 грн.), и количество рабочих дней за последние два месяца по графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода сборов исчисляете так:

(4264,00 грн. + 4264,00 грн.) : (20 р. дн. июнь + 22 р. дн. июль) = 203,05 грн.

6. Работника призвали на военные сборы в его первый рабочий день

Расчет осуществляем исходя из установленной работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). Расчетного периода у работника нет. Поэтому оклад (ставку) делим на количество рабочих дней месяца, в котором работник должен был приступить к работе и в котором его призвали на военные сборы*

* См. также письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 1146/13/84-14.

Пример 6. Согласно приказу о приеме на работу (издан 13.08.2018 г.) первый рабочий день работника - 16.08.2018 г. В этот же день работник должен явиться за повесткой в связи с военными сборами. Месячный должностной оклад работника составляет 4320 грн.

Учитываем должностной оклад, установленный работнику (4320,00 грн.), и количество рабочих дней за август согласно графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 4320,00 грн. : 22 р. дн. август = 196,36 грн.

А какие выплаты участвуют в расчете «средней»? Их перечень приведен в п. 3 Порядка № 100 . Это основная зарплата, доплаты и надбавки, производственные премии и т. п. Зато не участвуют в расчете средней заработной платы выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100 . Также при исчислении «средней» не учитывают выплаты, начисленные за время, в течение которого сохранялся средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки и т. п.), и начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100 ). Все выплаты включаем в расчет среднедневной заработной платы в том размере, в котором они были начислены.

. квартальные премии , а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде;

. разовое вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год . Его сумму распределяют, добавляя к заработку за каждый месяц расчетного периода в размере 1/12 вознаграждения. При этом обратите внимание: если разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не участвует в расчете среднедневной зарплаты;

. премии (месячные, квартальные и т. п.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты , если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью . В этом случае такие выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

И еще один важный момент относительно включения выплат в расчет «средней»: только премии включают в зарплату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости. Все остальные выплаты следует учитывать в тех месяцах, за которые они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11 ).

Итак, при расчете средней зарплаты для определения суммы «военных» выплат доначисленную и/или сторнированную зарплату относим к тем месяцам, за которые проводилась корректировка (в которых были допущены ошибки).

Также следует помнить о необходимости придерживаться требований п. 10 Порядка № 100 . Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку средней зарплаты, если в расчетном периоде повышались тарифные ставки (оклады).

А как быть, если начало и окончание сборов приходятся на разные месяцы? В таком случае среднедневную (среднечасовую) зарплату рассчитываете один раз. Ежемесячно ее пересчитывать не надо . Но если в периоде, за который сохраняется средний заработок, в учреждении повышались тарифные ставки (оклады), то среднедневную (среднечасовую) зарплату нужно откорректировать на коэффициент повышения.

Важно!

При направлении работника на сборы предусмотрен специальный механизм выплаты среднего заработка .

В частности, перед отъездом ему необходимо выплатить зарплату за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на военные сборы. Кроме того, ему следует выплатить среднюю зарплату за первые полмесяца сборов , так сказать, «авансом». За остальное время пребывания на сборах выплату заработной платы проводят в обычные сроки, установленные коллективным договором. Это предусмотрено п. 8 Инструкции № 80 .

А теперь поговорим о возмещении среднего заработка работников, призванных на сборы.

Оформляем компенсацию среднего заработка за период сборов

Выплата средней зарплаты военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 ). Такой порядок утвержден постановлением КМУ от 23.11.2006 г. № 1644 .

Пунктом 2 этого постановления установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным (в том числе резервистам, призванным на сборы) проводится за счет средств учреждений и организаций, в которых работают призванные на сборы граждане. В дальнейшем эти расходы будут возмещены за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями.

Отсюда следует, что военнообязанных и резервистов могут призвать на военные сборы в ряды не только Вооруженных Сил Украины (ВСУ), но и других воинских формирований, например в Национальную гвардию. Кстати, для военнообязанных-нацгвардейцев действует своя Инструкция № 856 (ср. 025069200). Она регулирует вопросы выплаты денежного обеспечения и поощрений, в том числе и призванных на сборы. В целом ее нормы во многом схожи с нормами Инструкции № 80 .

Итак, работодатель выплачивает работнику средний заработок за счет своих средств, но потом эти расходы ему возмещают. Причем работодатель получает компенсацию всех расходов, связанных с выплатой среднего заработка, в том числе и начисленного ЕСВ.

Порядок выплаты и компенсации средней заработной платы за период военных сборов схематически можно изобразить так:

В зависимости от подчинения воинского формирования, в котором проводились сборы, источник возмещения будет разным.
Если сборы проходят в ВСУ, то для возмещения расходов необходимо подать счета в военкомат, в котором находятся на учете работники учреждения. После акцепта счета передают в финансово-хозяйственный отдел военкомата для оплаты (п. 12 Инструкции № 80 ). К счетам прилагают ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, по форме, приведенной в абз. 2 п. 12 Инструкции № 80 . В ведомостях приводят такую информацию:

Фамилию, имя и отчество работника;

Среднюю зарплату за месяц;

Период пребывания на сборах;

Сумму расходов, подлежащую возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ).

Если сборы проходят в Нацгвардии, то для возмещения расходов на выплату среднего заработка работодатель также подает счета на оплату вместе с ведомостью на выплату средней зарплаты, начисленной военнообязанным, призванным на сборы (п. 5 Инструкции № 856 ). Форма такой ведомости приведена в приложении к этой Инструкции , и она более усовершенствована по сравнению с ведомостью для ВСУ. В ней расписана как сумма среднего заработка за период сборов, так и ЕСВ, начисленного на него.

Это все нюансы, связанные с оплатой работникам времени их пребывания на военных сборах. Как видите, ничего сложного.

Показываем оплату военных сборов и получение компенсации в бухучете

Собственно, с чем могут возникнуть сложности? Скорее всего, с отражением в учете компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка работнику за период военных сборов. Ведь начисление заработной платы, проведение удержаний и выплату работнику показываем, как всегда. То есть при этом руководствуемся нормами пп. 8.1, 8.3, 8.8 и 8.9 Типовой корреспонденции .

А вот как правильно показать в учете возмещение расходов учреждения на оплату военных сборов - это действительно вопрос. Нужно ли в таком случае применять субсчет 6414 «Расчеты по специальным видам платежей» по аналогии с учетом компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы? А может, при получении возмещения следует откорректировать (сторнировать) учетные записи по начислению и выплате заработной платы работнику за период сборов? Ни то, ни другое. Первый вариант не подходит, потому что начисление компенсаций и выплат пострадавшим от Чернобыльской катастрофы проводится без отражения расходов учреждения. В соответствии с п. 8.14 Типовой корреспонденции при этом делают запись: Дт 6414 - Кт 6511. Тогда как законодательство требует осуществлять выплату среднего заработка военнообязанным за счет средств работодателя с дальнейшей компенсацией этих расходов . Соответственно, при начислении таких выплат мы должны показать расходы учреждения (Дт 8011 - Кт 6511).

Второй вариант со сторнированием учетных записей тоже не самый лучший. Он не отражает суть этой операции. В начислении среднего заработка работнику за период военных сборов никакой ошибки нет. А значит, и исправлять нечего.

В случае компенсации расходов учреждения на оплату военных сборов мы имеем дело с восстановлением кассовых расходов .

Подробно о порядке отражения операций по восстановлению кассовых расходов вы можете прочитать в консультации «Зарплатный бумеранг»: оформляем и отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27 ) .

Напомним лишь ключевые моменты. Так, средства, полученные на восстановление кассовых расходов, зачисляем по тем КЭКР , по которым были осуществлены такие расходы в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода. Поэтому в случае получения компенсации от военкомата проводим восстановление кассовых расходов:

По КЭКР 2111 «Заработная плата» - на сумму начисленной заработной платы за период сборов;

По КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда» - на сумму начисленного ЕСВ.

Средства, полученные как компенсация расходов учреждения на оплату военных сборов, в дальнейшем направляем на оплату труда работников и осуществление начислений на фонд оплаты труда.

По общему правилу суммы возмещений попадают на регистрационный счет по КЭКР 0000. Поэтому для зачисления этих поступлений по соответствующим КЭКР необходимо оформить и подать в Госказначейскую службу платежные поручения (по каждому КЭКР отдельно).

Теперь что касается отражения этих операций на счетах бухучета.

Решающее значение здесь имеет период осуществления расходов и получения возмещения. В частности:

Если начисление оплаты военных сборов и возмещение расходов были проведены в пределах одного отчетного квартала (года) - кредитуем счет расходов (Кт 8011, 8012);

Если начисление и выплата среднего заработка военнообязанному были осуществлены в одном отчетном квартале (году), а компенсация получена в другом - корректируем финрезультат соответствующего отчетного периода (Кт 5511, 5512).

А чтобы окончательно разобраться с порядком учета операций по оплате военных сборов, рассмотрим условный пример.

Пример . Один из работников учреждения призван на военные сборы с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г. включительно. Работник предоставил в отдел кадров копию повестки районного военкомата. На основании этого был оформлен приказ руководителя об освобождении работника от работы на время прохождения сборов.

Согласно данным отдела кадров работник отработал более двух месяцев. За апрель 2018 года им было отработано 20 рабочих дней, а за май - 21 рабочий день. Сумма начисленной заработной платы за апрель составляет 4076,00 грн., а за май - 4395,00 грн.

На основании этих данных бухгалтер провел расчет средней заработной платы военнообязанного работника:

Среднедневная заработная плата составляет 206,61 грн. ((4076,00 грн. + 4395,00 грн.) : (20 р. дн. + 21 р. дн.));

Сумма оплаты за период военных сборов - 2272,71 грн. (206,61 грн. х 11 р. дн.).

Кроме того, работнику была начислена заработная плата за фактически отработанное время в июне до дня его выбытия на военные сборы (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.) в сумме 1674,28 грн.

Для наглядности суммы начисленной заработной платы, ЕСВ и удержаний из нее приведем в таблице:

Вид начислений (удержаний)

За фактически отработанное время (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.)

За период военных сборов (с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г.)

Итого (2 + 3)

Начислены:

Заработная плата, грн.

ЕСВ (22 %), грн.

Итого начислено

Удержаны:

НДФЛ (18 %), грн.

ВС (1,5 %), грн.

Итого удержано

Сумма к выплате, грн.

12.06.2018 г. были перечислены заработная плата за фактически отработанное время и средний заработок за период военных сборов на карточный счет работника.

С целью получения возмещения расходов учреждения на оплату военных сборов в военкомат подан счет и ведомости на выплату средней заработной платы.

Военкомат перечислил средства на регистрационный счет учреждения для возмещения расходов, связанных с выплатой среднего заработка призванному работнику, в сумме 2772,71 грн.

Вариант А . Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 27.06.2018 г.

Вариант Б. Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 09.07.2018 г.

Для восстановления кассовых расходов по КЭКР 2111 и 2120 были оформлены и поданы в Госказначейскую службу два платежных поручения.

В регистрах бухучета эти операции отражены такими записями:

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Июнь 2018 года

Получены ассигнования на оплату труда

Начислена заработная плата работнику за фактически отработанное время и за период военных сборов

Начислен ЕСВ

Удержаны из заработной платы НДФЛ и ВС

Выплачена заработная плата (за фактически отработанное время и за период военных сборов) путем перечисления средств на карточный счет работника

Одновременно перечислены НДФЛ и ВС в бюджет

Перечислен ЕСВ в Пенсионный фонд

Вариант А

Июнь 2018 года

Отражено восстановление фактических расходов в связи с получением компенсации от военкомата:

На сумму среднего заработка работника за период военных сборов

На сумму начисленного ЕСВ

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала (4815,33 грн. - 2772,71 грн.)

Вариант Б

Июнь 2018 года

Закрытие счетов доходов в конце отчетного квартала

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала

Июль 2018 года

Поступили средства на счет учреждения как компенсация расходов на выплату заработной платы работнику за период военных сборов

Отражена корректировка финансового результата предыдущего отчетного квартала в связи с получением компенсации от военкомата

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 - 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755 .

И в конце несколько слов об отражении таких операций в бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств. Так, полученные в течение отчетного периода средства на восстановление кассовых расходов мы отражаем в отчетности как уменьшение расходов по тому же КЭКР , по которому они были осуществлены. При этом в формах отчетности показываем кассовые расходы за минусом сумм , поступивших на их восстановление в течение текущего года. На это указывает п. 11 разд. I Порядка № 44 .

Итак, порядок учета расходов, связанных с выплатой заработной платы военнообязанным за период сборов, и их возмещения имеет несколько особенностей. Однако ничего сложного в этом нет, а значит, учет этих операций не принесет вам лишних хлопот.

Нормативные документы

Типовая корреспонденция - Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 .

Жигачев Александр Викторович , кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Работника организации призвали на военные сборы. За время прохождения военных сборов организация выплачивает работнику средний заработок. Расходы организации, связанные с выплатой работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, компенсируются организации за счет бюджета.

Предположим, организация-работодатель применяет общую систему налогообложения (ОСН).

Какие налоговые последствия влекут указанные операции ( , НДС, НДФЛ)? Подлежит ли обложению выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов средний заработок страховыми взносами?

Рассмотрим эти вопросы.

Из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон № 53-ФЗ») следует, что призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В свою очередь ст. 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются, в том числе, расходы по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Применительно к отношениям «работодатель-работник» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу работников в рамках трудовых отношений (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 419, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Несмотря на то, что в рассматриваемом случае средний заработок выплачивается работнику не собственно за выполнение трудовых обязанностей, а в качестве гарантированной законом сохраняемой за период прохождения военных сборов выплаты, тем не менее, нельзя отрицать, что этот средний заработок выплачивается именно в рамках трудовых отношений. А это уже по общему правилу достаточный признак для признания таких выплат объектом обложения страховыми взносами.

В числе необлагаемых страховыми взносами сумм (ст. 422 НК РФ) рассматриваемые выплаты не названы.

Соответственно, выплачиваемый работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается страховыми взносами в общем порядке.

Данная позиция закреплена, например, в Письмах Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, совместном Письме ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 № А29-7650/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 № А27-5956/2013, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 № А12-5954/2013, Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2014 № 308-КГ14-4613, от 11.11.2014 № 309-КГ14-2149, от 30.06.2014 № ВАС-5692/14, от 31.03.2014 № ВАС-3879/14 (несмотря на то, что указанные разъяснения ведомств и судебные решения относятся к периоду действия Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», полагаем, содержащиеся в них выводы актуальны и в настоящее время, поскольку действующие нормы НК РФ предусматривают аналогичное регулирование обложения страховыми взносами).

Тождественная аргументация и следующий из нее вывод полностью применимы и к взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см.: ст.ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2015 № Ф06-18965/2013 по делу № А12-23499/2014).

Но, обратим внимание, суммы страховых взносов на сохраняемый работнику средний заработок компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета (пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)).

НДФЛ

Выплачиваемый организацией работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается НДФЛ в общем порядке (согласно п. 29 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов; но средний заработок за время прохождения военных сборов в числе необлагаемых доходов не назван). Эта позиция подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.

Таким образом, в рассматриваемом случае у организации возникают соответствующие обязанности налогового агента по НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль организаций относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Поскольку военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, организация вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумму начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов.

Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в отношении начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов) подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1, пп. 45 п.1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы). Это подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170.

НДС

В рассматриваемом случае не происходит реализации товаров (работ, услуг), никакие имущественные права не передаются, в связи с чем определенный в ст. 146 НК РФ по НДС не возникает. Денежные средства, перечисляемые организации, являются компенсацией расходов на выплату среднего заработка работнику (но не оплатой товаров, работ, услуг, имущественных прав), поэтому НДС не облагаются.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь –

Вопрос

Сотрудник был на сборах с 07.09.2017 по 09.09.2017 включительно, штамп в справке есть на 3 дня по графику, сотрудник работает на пятидневке. Сколько дней по среднему необходимо оплатить работодателю по военным сборам, все 3 дня или только дни по графику?

Ответ

Организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Обоснование

Прохождение военных сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина РФ (П. 1 ст. 1, Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

Подтверждением времени пребывания сотрудника на военных сборах является справка военного комиссариата (по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Осуществленные расходы (в виде суммы среднего заработка и соответствующих начислений на фонд оплаты труда) компенсируются работодателям за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком , установленным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.

Учитывая вышеизложенное, организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов, т.е. дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе.

Итак, организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

При призыве работника на военные сборы его освобождают от работы на этот период, включая время проезда к месту их проведения и обратно*. При этом

* Подробнее о порядке предоставления работнику трудовых гарантий и кадровом оформлении военных сборов см. в спецвыпуске «ОТ», 2017, № 20/1, с. 18.

на весь период сборов, включая время проезда к месту проведения сборов и обратно, за работником сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату .

Такие гарантии работникам предусмотрены ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. и ч. 11 ст. 29 Закона № 2232 .

Кроме этого, важным нюансом для работодателя является то, что (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 )

выплата среднего заработка и суммы начисленного на него ЕСВ за весь период сборов осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ.

А в чем конкретно заключается работа бухгалтера, если работника учреждения (организации, предприятия) призвали на военные сборы? Конечно же, это:

Провести налогообложение этих сумм;

Отразить начисление среднего заработка в зарплатной отчетности;

Получить компенсацию понесенных расходов из бюджета.

Как это сделать и какие могут быть нюансы при этом, рассмотрим далее.

ОПЛАЧИВАЕМ ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ НА СБОРАХ

Поскольку за работником, призванным на сборы, сохраняют не только место работы и должность, но и среднюю зарплату, ее расчетом и начислением нам придется заняться. Основанием для начисления послужит приказ об освобождении от работы на время прохождения сборов.

Среднюю заработную плату военнообязанных, призванных на сборы, рассчитывают согласно п.п. «ї» п. 1 Порядка № 100 . Алгоритм расчета оплаты периода сборов представим на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм расчета оплаты периода военных сборов

Напомним: в общем случае расчетным периодом являются два последних месяца, предшествующих событию , с которым связана выплата. Заработную плату за этот период (ЗП) необходимо разделить на количество отработанных дней (часов) в расчетном периоде (Д(Ч) отр.):

ЗП ср = ЗП: Д(Ч) отр .

Затем полученную среднедневную (среднечасовую) заработную плату (ЗП ср) умножайте на количество дней (часов) военных сборов, приходящихся на рабочие дни (часы) по графику работы такого работника на предприятии, в учреждении, организации (Д(Ч) пропущ.):

ВС = ЗП ср х Д(Ч) пропущ .

Так вы определите сумму оплаты за период военных сборов (ВС). То есть принцип расчета среднего заработка в данном случае такой же, как и при расчете среднего заработка для оплаты периода мобилизации, командировки и пр.

А как быть, если на протяжении последних двух месяцев работник не работал (например, болел или был в отпуске)? А если на военные сборы призвали вновь принятого работника? Как в этом случае определить среднюю зарплату? Подсказки найдете в табличной шпаргалке ниже. Она наглядно демонстрирует все возможные ситуации, встречающиеся на практике.

Примеры расчета средней зарплаты для оплаты дней военных сборов
(например, работник призван на военные сборы с 17 по 31 октября 2017 года продолжительностью 15 календарных дней)

Ситуация

Правила определения расчетного периода

1. Работник отработал более 2 календарных месяцев

Последние 2 календарных месяца работы , предшествующие месяцу, в котором работника призвали на военные сборы (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 1. За август - сентябрь 2017 года работник отработал 43 дня (22 август + 21 сентябрь). Ему начислена зарплата по 3200 грн. за месяц.

В расчетный период включаете последние 2 календарных месяца работы (т. е. с 01.08.2017 г. по 30.09.2017 г.). Средняя зарплата составит: (3200 грн. + 3200 грн.) : 43 р. дн. = 148,84 грн.

2. На протяжении последних 2 календарных месяцев перед месяцем, в котором работника призвали на военные сборы (в августе и сентябре 2017 года), он не работал (болел и был в отпуске)

Если на протяжении последних 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал - предыдущие 2 месяца работы (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 2 . В августе - сентябре 2017 года работник болел. За июнь - июль 2017 года он отработал 41 день (20 июнь + 21 июль). Ему начислена зарплата по 3200 грн. за месяц.

Среднюю зарплату рассчитываете исходя из выплат за предыдущие 2 месяца работы (июнь и июль 2017 года): (3200 грн. + 3200 грн.) : 41 р. дн. = 156,10 грн.

3. Работник отработал менее 2 календарных месяцев

Фактически отработанный период (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 3. Работник принят на работу 11 сентября 2017 года. Зарплата за отработанные дни в сентябре (15 рабочих дней) составила 2285,71 грн., за отработанные дни в октябре (10 рабочих дней) - 1523,81 грн.

Среднюю зарплату для оплаты времени на период военных сборов исчисляете исходя из выплат за фактически отработанное время (т. е. с 11.09.2017 г. по 16.10.2017 г.): (2285,71 грн. + 1523,81 грн.) : (15 р. дн. сентябрь + 10 р. дн. октябрь) = 152,38 грн.

4. На протяжении последних 2 месяцев работник часть месяца не работал по уважительным причинам

Из расчетного периода исключается время , на протяжении которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично * (абз. 6 п. 2 Порядка № 100 )

* К такому времени относят и время простоя не по вине работника (письма Минтруда от 24.04.2009 г. № 247/13/8409 // «ОТ», 2009, № 12, с. 10 и от 20.12.2007 г. № 929/13/84-07).

Пример 4. За август - сентябрь 2017 года работник отработал 5 дней (оформлен простой не по вине работника (август - полностью весь месяц, сентябрь - с 1 по 22 число включительно)). Зарплата за отработанные дни в сентябре (5 рабочих дней) составила 761,90 грн., оплата дней простоя: в августе (2/3 ставки) - 1546,67 грн.; в сентябре (2/3 ставки за 16 рабочих дней) - 1178,42 грн.

Дни простоя не по вине работника необходимо исключить из расчетного периода и оплату за эти дни (в размере 2/3 тарифной ставки) не учитывать при расчете среднего заработка.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляете так: 761,90 грн. : 5 р. дн. сентябрь = 152,38 грн.

5. На протяжении последних 4 месяцев не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и был в отпуске)

Расчет производим исходя из установленной работнику (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). При этом расчетный период (последние 2 календарных месяца работы) используем для определения среднемесячного числа рабочих дней

Пример 5. В августе - сентябре 2017 года работник болел, а в июне - июле 2017 года находился в отпуске. Месячный должностной оклад по состоянию на октябрь 2017 года составляет 2320 грн.

В расчет берем должностной оклад, установленный на месяц сборов (2320 грн.), и количество рабочих дней за последние 2 месяца по графику работы предприятия (учреждения).

Среднюю зарплату для оплаты периода сборов исчисляете так: (2320 грн. + 2320 грн.) : (22 р. дн. август + 21 р. дн. сентябрь) = 107,91 грн.

6. Работника призвали на военные сборы в его первый рабочий день

Расчет производим исходя из установленной работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). Расчетного периода у работника нет, оклад (ставку) будем делить на количество рабочих дней месяца, в котором работник должен был приступить к работе и в котором его призвали на военные сборы*

* См. также письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 1146/13/84-14 // «ОТ», 2014, № 17, с. 10 .

Пример 6. Согласно приказу о приеме на работу (издан 13.10.2017 г.) первый рабочий день работника - 17.10.2017 г. При этом в этот день работник должен был явиться с повесткой в связи с военными сборами. Месячный должностной оклад работника составляет 2320 грн.

В расчет принимаем должностной оклад, установленный работнику (2320 грн.), и количество рабочих дней за октябрь по графику работы предприятия (учреждения).

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляете так: 2320 грн. : 21 р. дн. октябрь = 110,48 грн.

А какие выплаты участвуют в расчете «средней»? Перечень таких выплат приведен в п. 3 Порядка № 100 . Это основная зарплата, доплаты и надбавки, производственные премии и пр. Не участвуют в расчете средней заработной платы выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100 , а также выплаты, начисленные за время, в течение которого сохранялся средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки и т. д.) и начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100 ).

Все выплаты включаем в расчет среднедневной заработной платы в том размере, в котором они были начислены.

Квартальные премии, а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде;

Разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год. Его сумму распределяют, прибавляя к заработку каждого месяца расчетного периода 1/12 вознаграждения. При этом обратите внимание: если разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не принимает участия в расчете среднедневной зарплаты;

Премии (месячные, квартальные и т. д.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты, если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью. В этом случае такие выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Подробнее о нюансах включения премий в расчет средней зарплаты см. в «ОТ», 2017, № 2, с. 14 , № 19, с. 12 ; 2016, № 21, с. 15 , , № 22, с. 18 .

И еще один важный момент, касающийся включения выплат в расчет «средней»: только премии включают в зарплату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости по заработной плате. Все остальные выплаты должны учитываться в тех месяцах, за которые они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11 ). Следовательно, при расчете средней зарплаты для определения суммы «военных» выплат доначисленную и/или сторнированную зарплату относим к тем месяцам, за которые проводилась корректировка (в которых была допущена ошибка).

Также отметим, что при исчислении среднего заработка во всех случаях его сохранения необходимо соблюдать требования п. 10 Порядка № 100 . Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку средней заработной платы, если в расчетном периоде повышались тарифные ставки (оклады).

Вот вы и узнали, как правильно рассчитать среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов. А как быть, если наступил следующий месяц, а работник все еще на сборах? Берете ранее рассчитанную сумму среднедневной (среднечасовой) зарплаты, снова подсчитываете количество неотработанных рабочих дней (часов) в отчетном месяце, перемножаете полученные величины и находите сумму среднего заработка за такой месяц.

Среднедневную (среднечасовую) зарплату рассчитываете один раз!

Ежемесячно ее пересчитывать не нужно. Но если в периоде, за который сохраняется средний заработок, в учреждении, организации, на предприятии повышались тарифные ставки (оклады), то среднедневную (среднечасовую) зарплату нужно будет откорректировать на коэффициент повышения.

ВЫПЛАЧИВАЕМ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК ЗА ПЕРИОД ВОЕННЫХ СБОРОВ

При направлении работника на сборы предусмотрен специальный механизм выплаты среднего заработка. Перед отъездом ему необходимо выплатить зарплату за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на военные сборы, а также среднюю зарплату за первые полмесяца сборов , так сказать «авансом». За остальное время пребывания на сборах выплату заработной платы проводят в обычные сроки, установленные на предприятии, в учреждении, организации, где работает военнообязанный. Это предусмотрено п. 8 Инструкции № 80 , п. 5 Инструкции № 856 .

Если такая выплата приходится на один календарный месяц, то вопросов не возникает: всю сумму начисляете в месяце ухода работника на сборы.

Но бывает и так, что первые полмесяца сборов не вписываются в рамки одного календарного месяца, а захватывают сразу два месяца - конец одного и начало следующего. В этом случае будут особенности в отражении таких выплат в Отчете по ЕСВ. Но об этом позже. Сейчас же поговорим о возмещении среднего заработка работников, призванных на сборы.

ОФОРМЛЯЕМ КОМПЕНСАЦИЮ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ЗА ПЕРИОД СБОРОВ

Выплата средней зарплаты военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время исполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 ). Такой порядок утвержден постановлением Минобороны «О порядке и размерах денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам» от 23.11.2006 г. № 1644 (ср. 032288200). Пунктом 2 этого постановления установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным (в том числе резервистам, призванным на сборы) проводится за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в которых работают призванные на сборы граждане. В последующем эти расходы будут возмещены за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями.

Отсюда следует, что военнообязанных и резервистов могут призвать на военные сборы в ряды не только ВСУ, но и других воинских формирований, например, в Национальную гвардию. Кстати, для военнообязанных-нацгвардейцев действует своя Инструкция № 856 , регулирующая вопросы выплаты денежного обеспечения и поощрений, в том числе и призванных на сборы. В целом ее нормы во многом схожи с нормами Инструкции № 80 .

Обратите внимание: работодатель выплачивает работнику средний заработок за счет своих средств, но потом расходы по его выплате ему возмещают (см. также рис. 2). В зависимости от подчинения воинского формирования, в котором проводились сборы, источник возмещения будет разным.

Рис. 2. Порядок выплаты и компенсации среднего заработка за период военных сборов

Если сборы проходят в ВСУ, то для возмещения своих расходов учреждение подает в военный комиссариат, в котором находятся на учете военнообязанные, счета. Они акцептуются первыми отделами (отделениями) военкоматов и передаются в финансово-хозяйственные отделения для оплаты (п. 12 Инструкции № 80 ). К счетам прилагают ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, по форме, приведенной в абз. 2 п. 12 Инструкции № 80 . В ведомостях приводят такую информацию:

Фамилию, имя и отчество работника;

Среднюю зарплату за месяц;

Период пребывания на сборах;

Сумму расходов, которая подлежит возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ).

Обратите внимание! Работодателю возмещают все расходы , связанные с выплатой среднего заработка, в том числе и ЕСВ, начисленный на него.

Если сборы проходят в Нацгвардии, то для возмещения расходов на выплату среднего заработка работодатель подает счета на оплату, к которым прилагает ведомости на выплату средней зарплаты, начисленной военнообязанным, призванным на сборы (п. 5 Инструкции № 856 ). Форма такой ведомости приведена в приложении к этой Инструкции , и она более усовершенствована, по сравнению с ведомостью для ВСУ. В ней расписана как сумма среднего заработка за период сборов, так и ЕСВ, начисленный на нее, а также указана общая сумма расходов, которые подлежат возмещению работодателю.

Вот, пожалуй, и все нюансы, связанные с расчетом и оплатой работникам времени их пребывания на военных сборах. Как видите, ничего сложного. В следующей статье на с. 16 рассмотрим налогообложение среднего заработка, начисленного работнику за дни нахождения на сборах и как отразить такие суммы в отчетности.

Выводы:

Средний заработок работнику, призванному на сборы, рассчитывают согласно Порядку № 100 также, как и при оплате периода командировки, донорства, мобилизации и т. п.

Средний заработок работнику рассчитывает и выплачивает работодатель. Впоследствии расходы, понесенные им (средний заработок + ЕСВ), компенсируют из бюджета.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон № 2232 - Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-ХII.

Порядок № 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Инструкция № 80 - Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам, утвержденная приказом Минобороны от 12.03.2007 г. № 80.

Инструкция № 856 - Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам Национальной гвардии Украины, утвержденная приказом МВД от 14.07.2015 г. № 856.

ВСУ - Вооруженные силы Украины.

ЕСВ - единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Присутствие на военных сборах — обязанность гражданина. На этот период за ним сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок (стипендия) (ст. 170 ТК РФ ). Поэтому кадровики должны заранее знать, кого из сотрудников, возможно, придется отпустить и на сколько.

По Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем речь идет о тех, кто окончил военную кафедру, и о тех, кто проходил реальную службу. Существуют и возрастные ограничения — младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Так что в комиссариат могут вызвать любого сотрудника мужского пола. Что касается длительности отсутствия на работе, то военные сборы продолжаются не более 2 месяцев. Максимальная продолжительность подготовки за весь период нахождения в запасе — 12 месяцев.

Военные сборы: как оформить на работе

После издания президентом указа о проведении военных сборов комиссариаты определяют, когда именно будут проходить учения и кто в них участвует. Составляются повестки, в которых указывают дату начала и окончания сборов, а также причину, по которой надо явиться.

Уведомления гражданам могут вручать лично либо через работодателя. В первом случае работник приносит повестку и извещение в отдел кадров, а во втором — сам работодатель обязан проинформировать сотрудника о необходимости пойти в комиссариат. Извещение при этом остается в организации.

По словам заместителя генерального директора компании «Кадис Плюс» Елены Ноздрюхиной, именно этот документ является основой для дальнейших действий кадровика.

— Если кто-то из ваших сотрудников принес в организацию извещение о призыве на военные сборы, то порядок действий работодателя таков:

  1. Издаем приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы (в соответствии со ст. 170 ТК РФ) и выплате ему среднего заработка за этот период (на основании п. 2 ст. 6 закона № 53-ФЗ).
  2. В фиксируем период сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ, т. е. проставляем буквенный код «Г» или цифровой код «23» (или выбираем в программе нужную строку).

Обращаю внимание, что оплата военных сборов работнику (2020) в связи с его пребыванием на военных сборах компенсируются из бюджета РФ. Для этого нужно подготовить и отправить в военкомат следующие документы:

  • письмо на бланке организации, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления средств;
  • справку, подтверждающую выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • копии извещения о призыве работника на военные сборы и справки из военкомата о прохождении сборов.

Военные сборы: оформление приказа на работе

Если объявляют призыв на военные сборы, приказ на работе нужно подготовить сразу же после получения повестки из комиссариата. В нем надо обязательно уточнить, кто и в течение какого срока будет отсутствовать, кто будет его замещать, если это необходимо. Основанием для приказа служит извещение или повестка.

Образец приказа в формате.docx

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на военных сборах. Работодателя могут наказать за то, что он не оповестил сотрудника о необходимости появиться в комиссариате. Штраф по в этом случае составляет от 500 до 1000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника могут оштрафовать по на 100-500 рублей.

Не явиться можно только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, поэтому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.