Как печорин оказался в тамани. План главы тамань

Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

I. Деление на части, различающееся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике.

Особенности сюжета и композиции

Хронология сюжета Композиция

1.«Тамань» 1. «Бэла»

2.«Княжна Мери» 2. «Максим Максимыч»

3.«Бэла» 3. Сообщение о смерти Печорина

4. «Фаталист» 4. «Тамань»

5. «Максим Максимыч» 5. «Княжна Мери»

6. Сообщение о смерти Печорина 6. «Фаталист»

«Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков.

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков).

Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию.

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит).

Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина - трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой.

Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести –дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях.

Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя.

II. Роль главы «Тамань» в романе.

1840г. «Тамань» «Отечественные записки».

Сюжет главы, её построение.

Ø Печорин приезжает в Тамань

Ø Селится в «нечистой» лачужке у моря

Ø Встречается с загадочной девушкой, слепым мальчиком и хозяйкой

Ø «Околдованного» Печорина пытается утопить «прекрасная ундина»

Ø Печорин срывает планы «честных контрабандистов»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих».

М.Ю. Лермонтов

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща. На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в Тамани, имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть Тамань представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер.

Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание.

Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. Читатель начинает это понимать, когда открывает дневник героя. Это трагическая исповедь человека, история его души.

«История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Главный вопрос: какой герой Печорин? Что движет им? Печорин – романтик?

Не случайно, вероятно, начинается дневник романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

Нужно отметить, что в Тамани романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет. Янко не боится бури, - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого везде дорога, где только ветер дует и море шумит. Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Судьба не сводит Печорина и этого честного контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть обжитые края. Герои повести занимаются опасным промыслом контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. Богатые товары, груз был велик - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где нечисто, Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он встал, накинул бешмет тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень. Зачем ему нужна эта чужая жизнь. Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все потрогать, наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице ее пламенное дыхание - и в ту же минуту русалка бросила в воду его пистолет. Уже нет ундины, есть противник, с которым надо бороться. В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. А какими последствиями обернулась фраза: А если бы я, например, вздумал донести коменданту. И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением донести коменданту. Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь...

Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком действия.

Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.

У героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.

Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»
М.Ю. Лермонтов
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.
Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.
Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.
В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».
Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?.. С узлом? Яким узлом!»
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.
А.П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».
От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

«Тамань», по сути, является отправной точкой приключений Печорина на Кавказе. Она является отдельной повестью и составной частью романа Лермонтова « ». Эта глава открывает перед нами дневник главного героя, знакомит с внутренним миром Григория Печорина.

Главный герой описывает Тамань, как очень скверный приморский российский город, где царил голод, и где его чуть не утопили. Печорин приезжает в этот городок по служебным делам. Остановившись у странных людей, главный герой замечает, что с ним по соседству живет слепой мальчишка и странная девушка-ундина. Поведение этой пары настораживают Печорина и зарождают в нем подозрения. Он решет, во что бы то ни стало, разгадать их тайну, устроив за ними слежку. Оказывается ундина и слепой мальчик сотрудничали с контрабандистами. Раскрытие этой тайны чуть не лишило жизни главного героя, ведь девушка пыталась утопить Печорина.

Глава «Тамань» помогает нам приоткрыть и понять внутренний мир главного героя. Тут мы видим потребность Печорина в испытании новых эмоций, ведь его никто не заставлял следить за ундиной и мальчишкой, им руководствовало внутреннее желание раскрыть тайну этой парочки.

Уникальность «Тамани» заключается в том, что в этой главе Печорин самостоятельно дает оценку своим поступкам. Он считает, что все происходящее с ним не случайно. видит себя «орудием» судьбы: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Печорин понимает, что своей любопытностью он вероломно вторгся в жизнь других людей, принеся им страдания. Эти мысли беспокоят и тревожат Печорина постоянно. Именно эти душевные переживания главного героя мы впервые встречаем в «Тамани».

Кроме того, заслуживают внимания выводы Печорина, сделанные в результате душевных переживаний. Отождествляя себя с «орудием» судьбы, главный герой не усматривает в случившемся своей вины, он остается безразличным к судьбе других людей, она его попросту не интересует. Печорин думает лишь о своих интересах и потребностях, реализация которых порой ломает человеческие жизни.

Глава «Тамань» построена на взаимном проникновении романтического и реалистического повествования. Так, романтическое описание природных пейзажей помогают раскрыть образ контрабандистов. Романтизм присутствует в описании вольного образа жизни, ловкости и смекалке контрабандистов. Но если внешний облик контрабандистов Лермонтов показывает нам с помощью приемов романтизма, то скудный внутренний мир показан, как он есть. Так, контрабандистами руководила их алчность, отношения между ними были построены на личной выгоде.

В заключении нужно сказать, что «Тамань» написана простым и доступным языком. Все душевные переживания, психологические моменты, поднимаемые в этой главе понятны читателю. В этой главе перед нами впервые открывается внутренний мир Печорина и дается оценка его поступков.

Разработка урока(9 класс)

Тема урока : " И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ?" (анализ повести "Тамань")

Цель урока: анализ первой главы дневника Печорина, раскрытие внутреннего мира героя ; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина

Задачи урока:

Обучающие:

    отработка умения школьников анализа эпизода художественного текста;

    выявление роли эпизода в составлении учащимися психологического портрета, данного в самораскрытии героя;

Развивающие:

    развитие способностей учащихся к оценке и интерпретации внутриличностного диалога героя;

    развитие навыков сравнения, аргументирования.

Воспитательные:

    определение ценности своей способности понимания подтекста художественного произведения, выраженного в правдивой исповеди героя, которая открывает историю души человеческой и тайну характера.

Оборудование и материал к уроку: текст , толковый словарь , фрагменты экранизации романа «Герой нашего времени» режиссёр С. Ростоцкий (1965г), раздаточный материал

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, предлагает подумать о предстоящем уроке. Начало урока- поиск и осознание личностных проблем старшеклассников и возможности «объединения» их в данном художественном материале.(НЕ проговариваются конкретные проблемы конкретных учеников!) Учитель ставит перед классом вопросы определённого характера, которые позволяют личности решать свои внутренние проблемы сообща, но в то же время, не выходя за пределы своей интимности:

    Что вы думаете о собственной жизни, какой её себе представляете?

    Можно ли сказать, что вы живёте правильнее, чем другие?

    Свободен ли человек в своих поступках, несёт ли он за них нравственную ответственность?

Повесть, к которой мы обращаемся на этом уроке, - дневник Печорина. Раздаточный материал: «Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души».

Повесть «Тамань» открывает журнал Печорина. Если раньше мы видели его со стороны, то теперь от него узнаём, о чём он думал, мечтал, чувствовал, делал. Повесть «Тамань» – это рассказ об одном приключении, произошедшем с ним во время следования в действующую армию.

Проблемный вопрос:

Вернёмся к этому вопросу и попытаемся ответить на него в конце нашего урока.

2. Проверка домашнего задания (Задание : кратко передать сюжет повести «Тамань», обмен впечатлениями )

3. Работа в проблемных группах:

Предлагается совместный поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов, коллективные ответы на предложенные вопросы по конкретному эпизоду.

Проанализируйте эпизод и ответьте на вопросы: Как раскрывается характер Печорина в этом эпизоде? Как воспринимает мир и относится к другим героям повести?

1-ая группа: Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

2-ая группа: Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Какова роль пейзажа в раскрытии характеров героев повести «Тамань»?

3-ая группа: Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Почему активность героя приносит людям несчастье?

Творческое задание для всех групп:

    На основе пересказов близких по стилю к пейзажам повести составьте литературную композицию:

4.Анализ работы в группах

- анализ эпизода

-литературная композиция: «Небо, море и земля как единый мир»

-ответы на вопросы:

    Какие черты романтического героя проявляются в поступках Печорина?

    Как удалось Печорину победить в неожиданных обстоятельствах, угрожавших его жизни?

    Как в художественных деталях проявляется мотив изгнанничества, тоски?

    С какими стихами (строчками) М.Ю. Лермонтова можно обнаружить связь?

    Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вывод:

Печорин во власти предубеждений, но ведь он не предубежден в дурном, напротив, герой все переводит в возвышенную, поэтическую среду и наделяет все и всех нереальными качествами. Какими?

Романтический пейзаж (море, полный месяц, крутые волны) – иллюзорный мир;

Янко облекается в ореол удальства, благородного разбойника;

В слепом видится что-то мистическое;

Русалка окружена тайной,загадкой

- Печорин, как человек эпохи романтизма, воспитанный на романтических романах с благородными стремлениями и высокими порывами, оказавшись вдали от шумной столицы, в Крыму не может иначе представлять жизнь. Но все в реальности оказалось не так. Реальная жизнь оказалась простой и грустной. Разгадка наступает, когда герой чуть не погибает.

русалка – «змеиная натура»:

таинственный слепой – жалкий слепец на самом деле ;

отважный Янко – жестокий, плохой человек

Весь надуманный романтический флер рассыпался и обнажился жестокий мир, в котором нет места слабым. Беспомощный слепой никому не нужен, и он, и старуха обречены. Вот оно, по-настоящему «нечистое» место

Без образа – «слепой» дом

безобразный – бездуховный

безбожный мир

5. Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени» режиссёра С. Ростоцкого (1965г) (обмен впечатлениями)

Роман «Герой нашего времени» - настоящий шедевр литературного творчества, т.к. образы, художественные находки и утверждения интерпретируются в других произведениях искусства, так происходит диалог культур. Талантливый режиссер С.Ростоцкий экранизировал роман.

Ответить на вопросы после просмотра фрагментов фильма:

    Проанализируйте образы контрабандистов, совпало ли ваше представление после прочтения текста с образами, созданными режиссёром Ростоцким: Янко, слепой мальчик, ундина, старуха.

6.Подведение итогов:

Проанализируйте слова В.Г. Белинского: Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели”.

Проблемный вопрос:

    Прав ли Печорин, показывая в своем журнале относительность моральных ценностей? Как проявлялась эта проблема в первых повестях и каковы ответы на «вечные вопросы» (что такое любовь рок, характер)?

    Вывод: никакие положительные качества характера (сила воли, мужество, находчивость, смелость, решительность) не приносят человеку удовлетворения и радости, если у него нет какой-то цели в жизни.

Поведение Печорина говорит об интересе, который пробудили в нём незнакомые люди, он не безразличен к окружающему, даже взволнован его необычностью. Он мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает интонации в голосе, восхищается пейзажем и т.д. В «Тамани» он воспринимает рок, судьбу как поединок между жизнью и смертью, любовь – как игру, увлечение, фантазию.

7. Совместное заполнение таблицы

Внутреннее состояние Печорина

Разум

Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гётевскую Миньону). Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь силой предубеждения»

Печорин сознательно и расчётливо включается в предложенную ему жизненную игру, пытается разгадать тайну происходящего

Страсть

Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не даёт герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности.

Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план

Разум

Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности(печоринское «я»)

В свои права вступает ирония и самоанализ - и всё рушится

Трагичность личности Печорина- разрыве между разумом и чувствами.

Символична в этой связи в финале «Тамань» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком положении оказывается и Печорин, когда жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

8. Домашнее задание:

Творческое задание (по выбору обучающихся):

    Составить литературную композицию

«Мир глазами Печорина» (презентация),

    Сравнить стихотворение «Нищий» с повестью «Тамань»

«Кто более слеп в этой повести?»

Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.



В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».



В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.