Исковое заявление в суд о признании права собственности на дом образец. Исковое заявление о признании права собственности на недвижимое имущество - жилой дом и пристройки

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Понятие источников гражданского права и гражданского законодательства. Источники права – формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Источники гражданского права – формы выражения гражданско-правовых норм, они делятся на:

· общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры;

· нормативно-правовые акты;

· обычаи.

Юридический прецедент официально НЕ признается источником гражданского права, но судебная практика играет большую роль в применении гражданского законодательства.

Нормы международного права как источники гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ (п.4 ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применятся к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта – имплементация. Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Так, п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Нормативно-правовые акты как источники гражданского права. Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты . Законы обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.



Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами. Будучи Основным Законом, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это – нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 35,36 Конституции РФ), параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких нематериальных благ, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, лежат ст. 20-25 Конституции РФ.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ . Он является отраслевым кодифицированным законодательным нормативным актом. Гражданский кодекс РФ имеет высшую юридическую силу среди других гражданско-правовых нормативных актов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Систему гражданского права образуют также специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Нормы гражданского законодательства содержатся и в так называемых подзаконных актахуказах Президента РФ (п.3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п.4,7 ст. 3 ГК РФ).

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Иерархия нормативно-правовых актов как источников гражданского права6

· Конституция РФ (обладает наивысшей юридической силой);

· Гражданский кодекс РФ (имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащие в них нормы не должны им противоречить);

· федеральные законы (Об акционерных обществах; Об обществах с ограниченной ответственностью; О несостоятельности (банкротстве); О залоге; и др.);

· законы РСФСР (действуют на территории РФ в части, не отмененной и не противоречащей действующему законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990г.);

· указы Президента;

· постановления Правительства РФ;

· акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Гражданское законодательство, деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности. Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источниками гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В силу ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности. Под обычаем понимается правило поведения, не предусмотренное законодательством, но сложившееся в результате длительного практического применения, то есть достаточно определенное в своем содержании, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати. Изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.). хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известным является также сборник торговых обычаев «Инкотермс», подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику. Однако, даже и не являясь источником гражданского права, правила морали и нравственности иногда приобретают важное значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм. Например, в силу ст. 169 ГК признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.

Гражданское законодательство, постановления судебных пленумов, постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика и судебный прецедент. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязательны для всех судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для всей системы арбитражных судов в Российской Федерации. Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применения права. постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства. Но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума.

Вопрос о правовой природе руководящих разъяснений судебных пленумов является спорным в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками гражданского права. основанием для признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками гражданского права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы в ряде случаев, разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое правило, отличное от того, которое содержалось в нормативном акте. Однако такие ситуации встречались крайне редко и относились к аномальным явлениям правовой действительности, на которые нельзя ориентироваться при выявлении правовой природы руководящих разъяснений судебных пленумов. Подавляющее большинство указанных разъяснений по своей правовой природе представляют собой судебное толкование действующего законодательства.

Не относится к числу источников гражданского права и постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания постановлением Конституционного Суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ этот акт или отдельное его положение утрачивает силу. Поэтому постановлением Конституционного Суда РФ можно только отменить ту или иную норму гражданского права, но не создавать новую.

Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. Вместе с тем судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.

Любая юридическая наука опирается на источники права, которые регулируют правоотношения между субъектами. Не является в этом случае исключением и отрасль- гражданское право. Если обратиться к понятию гражданского законодательства в широком, а не узком его смысле, то можно прийти к выводу, что оно представляет совокупную систему источников, которые содержат в себе ключевые нормы ГП.

Понятие источников права и гражданского права

Толкование дефиниции «источники гражданского права» приводится каждым ученым, который имеет отношение к юридической науке. Поэтому современная литература дает массу определений этой категории. По словам Шершеневича, источники гражданского процессуального права - это формы, используемые для выражения ключевых норм права, изучение которых является обязательным механизмом для знакомства субъектов с «миром» права.

Предусматривается и иное понятие данному явлению.

Так, источники гражданского процессуального права - это механизм выражения и фиксации ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений, которые воплощаются на практике в строго объективированной форме.

Современная юридическая наука выделяет несколько основных видов источников ГП. Самая распространенная классификация содержит в себе важнейшие источники гражданского права:

  • Нормы МП и международные договора, ратифицированные Россией (закреплено ст. 7 ГК РФ).
  • Конституция РФ - как главный нормативный акт на территории государства.
  • Гражданское законодательство, в котором главенствующая роль закреплена за Гражданским кодексом, а также иные ФЗ, которые принимались в строгом соответствии с ГК РФ и регулируют правоотношения между субъектами гражданского права.
  • Иные НПА, в том числе Указ Президента, Постановления, изданные Правительством, а также другие акты, принимаемые органами госвласти и подвластными Министерствами.
  • Правовые обычаи, которые затрагивают систему делового гражданского оборота.

Данная классификация источников ГП относится к романо-германскому типу. Иными словами, классификация подразумевает разделение этих источников на две категории:

  • Нормативные правовые акты, к которым причисляются указы, постановления, ФЗ, инструкции и договоры.
  • Источники ненормативного типа, а именно обычаи.

Иерархия нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования. Система нормативных актов гражданского права

Нормативные правовые акты подлежат строгой иерархии. Конституция РФ, а именно ст. 15, закрепляет основополагающие принципы и нормы МП, как один из важнейших механизмов гражданско-правового регулирования. Исходя из этого, договоры, принятые на международном уровне, и нормы МП превалируют над российским законодательством, занимая при этом почетное первое место в иерархии НПА. Иными словами, действие источников гражданского права международного уровня будет приоритетно на территории государства, что закрепляет собой Конституция РФ.

Далее классификация источников ГП отдает приоритетную роль Конституции России, как основному государственному закону. Толкование норм права, зафиксированных в Конституции, позволяет сделать вывод о том, что все нормативные акты, принимаемые на территории России, не должны противоречить конституционным нормам. Если будет выявлен факт противоречия, НПА отменяется по решению Конституционного суда.

Важное место в иерархии источников ГП занимает Гражданский кодекс. Если выявлены коллизии в применении тех или иных норм гражданского законодательства, то уполномоченные органы, в том числе и суд, будет опираться на основные принципы и нормы, которые содержит Кодекс. Действующий Гражданский кодекс РФ подразделяется на 4 основные части, каждая из которых имеет характерные особенности.

Общая иерархия источников ГП невозможна без ФЗ. Подобные законодательные акты имеют специальный характер, так как упорядочивают собой отдельные стороны и виды гражданско-правовых отношений.

Подзаконные нормативные акты (указ, постановление, инструкции, приказы) также воплощают собой источники гражданского процессуального права. В иерархии НПА они занимают предпоследнее место. При этом большинство из указанных видов актов имеют нормативный характер и обязательны к исполнению.

Обычаи делового оборота завершают собой иерархию источников ГП. Толкование понятия «обычай» дается в любой юридической литературе. Обычай - это норма права, которая подкрепляется давностью применения. Правовые обычаи имеют характерные особенности, которые выделяют их из системы источников ГП.

Виды источников гражданского права Российской Федерации: законодательные акты и подзаконные нормативные акты

Общая система НПА подразумевает следующие виды источников гражданского права: законодательные акты и подзаконные нормативные акты. Толкование каждого из перечисленных источников можно считать отдельной темой для разговора, поэтому предоставим только общее толкование и содержание смысла каждого из них.

  • Законодательные акты. Классификация законов позволяет выделить два основных вида: федеральные законы, принимаемые органами исполнительной власти на высшем уровне, законы субъектов РФ, действие которых распространяется лишь на определенный регион России. Кроме того, толкование ст. 76 Конституции РФ позволяет разграничить ФКЗ и ФЗ. При этом ФКЗ имеют превосходящую юридическую силу по сравнению с ФЗ. Особое место среди законодательных актов занимает ГЗ, а в частности, Гражданский кодекс РФ. По той причине, что настоящий Кодекс занимает весомую позицию в иерархии источников, то все иные НПА должны приниматься в строгом соответствии с кодифицированными нормами. Гражданский кодекс прямо устанавливает, что «все принципы и нормы ГП, которые включены в другие НПА, должны соответствовать настоящему Кодексу». Кодекс состоит из 4 самостоятельных частей, каждая из которых содержит принципы регулирования правоотношений в конкретных областях ГП. Иными словами, Кодекс представляет собой основу для дальнейшего развития и становления гражданского законодательства в РФ.
  • Подзаконные нормативные акты. Толкование отдельных принципов ГП зафиксировано в подзаконных НПА. В свою очередь ПНПА подразделяются на несколько основных видов:
    a. Указ Президента. Общая характеристика этого источника права позволяет говорить о том, что Указ Президента имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с другими актами подзаконного характера. Указ Президента может регулировать собой любые вопросы, которые относятся к компетенции главы государства. Если Гражданский кодекс или ФЗ имеет норму права, которая направлена на урегулирование вопроса, затронутого в подзаконном акте, тогда Указ Президента РФ может быть отменен по решению Конституционного суда.
    Указ Президента подписывается главой государство лично. При этом подобный подзаконный акт может иметь ненормативный характер. В данном случае Указ Президента направлен, например, на утверждение определенного лица на должность.
    b. Постановление Правительства РФ. Стоит на ступень ниже, чем Президентский указ. Понятие постановления позволяет говорить об императивном характере подзаконного акта. Данный вид актов также содержит принципы и нормы ГП, которые, однако, не должны вступать в противоречия с НПА.
    c. Ведомственные распоряжения, приказы и иные инструкции.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Система источников ГП подразумевает выделение в отдельную категорию НПА, изданных компетентными органами на уровне государства.

Согласно законодательству РФ, издание таковых актов может осуществляться в следующих формах:

  • Постановление. Особенности данного типа актов состоят в том, что они содержат ответ на конкретный вопрос или решение определенной проблемы, а также носят нормативный характер.
  • Приказ. Если проанализировать понятие данного акта, то главный смысл НПА состоит в его распорядительном характере.
  • Распоряжение. Особенности данного акта состоят в том, что они принимаются по злободневным вопросам и направлены на решение проблем, связанных с управленческой деятельностью.
  • Правила - данный нормативный акт подразумевает собой регламентацию определенного порядка управленческой деятельности.
  • Инструкция регулирует конкретные стороны управленческой деятельности, осуществляемой органами госвласти.
  • Положение - акт, который устанавливает определенный статус органа госвласти. Документ подразумевает определение границ компетенции органа власти.

Комплексные нормативные акты

Понятие комплексных нормативных актов давно применяется в юридической науке. Здесь речь идет о нормативных актах, которые включают в себя принципы и нормы из различных отраслей права, в частности, и гражданского. Примером подобного акта выступают Инструкции ЦБ РФ.

Применение указанного вида актов обуславливается только в тех ситуациях, когда законодатель должен установить соответствие норм из нескольких отраслей права.

Нормы международного права, международные договоры

Так как Российская Федерация наделена статусом участника международных отношений, то действие норм МП на территории государства является превалирующим.

Об этом гласит Конституция РФ.

При этом главенствующую роль среди источников международного права занимают международные договоры, подразумевающие участие множества сторон. Если быть проще - конвенции. Большую роль в становлении Гражданского права в РФ играют и иные формы международных договоров, что обусловлено ст. 15 Конституции РФ.

Для того, чтобы раскрыть сущность и особенности каждого из источников гражданского права, важно представлять себе их систему в целом.

Нормативные правовые акты как источники гражданского права

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами или подзаконными актами.

Понятие юридической силы включает в себя указания на место нормативного акта в общей системе источников права и зависит от конституционных полномочий и компетенции, которыми наделен орган, его издавший.

Под нормативно-правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего поведения.

Основное количество норм гражданского права заложено в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актах. Федеральный закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Федеральные законы, как основной источник российского гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов «…конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Являясь основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации в Конституции РФ составляют ст. 35 «…1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами…», ст. 36 «…1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно…».

Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20--25 Конституции РФ.

Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться ГК РФ, если в самом Кодексе не предусмотрено иное. Круг общественных отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, довольно широк, и действующий ГК РФ предполагает принятие целого ряда федеральных законов, развивающих те или иные положения Кодекса.

Часть первая ГК РФ принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Первая часть ГК РФ охватывает общие положения права собственности и другие вещные права, общую часть обязательственного права.

Часть вторая ГК РФ принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Часть третья ГК РФ принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., подписана Президентом 26 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.

Часть четвёртая ГК РФ Принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года, подписана Президентом РФ 18 декабря 2006 года и введена в действие с 1 января 2008 г.

Структура ГК РФ опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК РФ имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

ГК РФ как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК РФ закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, имеющие значение для всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой ГК РФ является то, что он заложил основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В нем дано определение предпринимательской деятельности и имеется немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.

Наряду с кодифицированными нормативными актами источниками гражданского законодательства являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.

Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.

Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:

не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации;

не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

В качестве примеров можно привести такие законы как, Патентный закон РФ, регулирующий «…отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов», Закон РФ «О защите прав потребителей», который «…регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который «…определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК РФ, имеют чрезвычайно важное значение в период рыночной экономики, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходившие и происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Кроме того, в качестве источников гражданского права следует рассматривать подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ обладают наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, круг которых определён статьями 83-89 Конституции РФ. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ «…2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Также Президентом могут издаваться указы при несовершенстве какого-либо отношения до принятия соответствующего Федерального закона.

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней. Среди многочисленных указов Президента РФ немало и таких, которые содержат нормы гражданского права, например: «О жилищных кредитах», «О выпуске в обращении жилищных сертификатов», «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» и др.

Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) -- в этом случае они не являются источниками права.

Постановления Правительства РФ также относятся к числу подзаконных нормативных актов. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Указанные постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему источников гражданского законодательства, например: «Об утверждении типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием», «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и др.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты).

Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ГК РФ «министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами».

Однако следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Примерами актов федеральных органов исполнительной власти могут служить: Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Инструкция Министерства юстиции РФ «О порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти» и др.

Таким образом, можно сделать вывод что нормативные акты Российской Федерации выступают важнейшими источниками гражданского права и выполняют существенную роль в регулирование гражданских правоотношений.

Данное информационное поле создано в поддержку начинающим юристам по составлению исковых заявлений в суд, и отражает ответы на вопросы, которые наиболее часто упоминаются в Ваших вопросах:
Иск - это процессуальное средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса.
Исковое заявление внешняя форма выражения иска. Имея юридическое образование и опыт по составлению исковых заявлений, можно точно и без ошибок определить, что именно стоит указывать в исковом заявлении, а что нет, на чем следует особенно сконцентрировать внимание суда. Можно, составить исковое заявление на основе имеющихся в суде образцов или взять шаблон из правовых баз (Консультант Плюс, Гарант и т.п.).

  • Исковое заявление о признании права собственности на недвижимое имущество - жилой дом и пристройки

В ___________________________________
(наименование суда)
Истец: _______________________________
(ФИО)
_____________________________________
(место жительства и регистрации)
_____________________________________
Ответчик: ____________________________
(ФИО или наименование)
_____________________________________
(адрес)
_____________________________________
Цена иска: ___________________________
(сумма в рублях)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании права собственности на объект недвижимости
(жилой дом, квартира, жилое помещение)
в силу приобретательной давности

Истец в соответствии с _______________________________________
(указать основания)

от "___"_________ ______ г. N _______ является законным владельцем
объекта недвижимости (жилой дом, квартира, жилое помещение) общей
площадью __________ кв. м, жилой площадью _________________ кв. м,
кадастровый номер ______________________, по адресу: _____________
_________________________________________________________________.
Истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим
собственным объектом недвижимости более пятнадцати лет.
Государственная регистрация права Истца не совершалась.
Иных лиц, оспаривающих права Истца, не имеется.
Истец считает, что стал собственником имущества в силу
приобретательной давности.

На основании ст. 12, п. 1 ст. 234 ГК РФ, руководствуясь
ст. ст. 131 - 132 ГПК РФ,

Признать право собственности Истца на объект недвижимости
(жилой дом, квартира, жилое помещение) общей площадью _____ кв. м,
кадастровый номер _______, расположенный по адресу (точный адрес):
________________________________________________________________ -
в силу приобретательной давности.

Приложения:
1. Копия _______________________ на объект недвижимости (жилой
дом, квартира, жилое помещение) от "____"__________ ______ г. с
приложениями.
2. Квитанция об уплате государственной пошлины.
3. Копия искового заявления для ответчика.

_____________________
(подпись)

"____"__________ _____ г.

  • Смотреть еще образцы исковых заявлений в суды общей юрисдикции и мировые суды

Иски в Гражданский суд:
  • Исковое заявление о расторжении договора и взыскании убытков, неустойки и возмещении морального вреда
  • Исковое заявление о взыскании денежных средств (о возмещении убытков, при чиненных заливом квартиры при тушении пожара)