Фз об исполнительном производстве последняя редакция. Основные параметры федерального закона об исполнительном производстве

Под источниками исполнительного производства следует понимать законодательство РФ об исполнительном производстве, содержащее правовые нормы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, уполномоченных на то законом.

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исполнительного исполнения, следует отнести также федеральные конституционные законы, посвященные формированию и деятельности органов исполнительной и судебной властей.

К федеральным законам, являющимся источниками исполнительного производства, относятся Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, которые, в частности, предусматривают случаи немедленного исполнения решения суда, устанавливают порядок выдачи исполнительного листа, выдачи по одному решению нескольких исполнительных листов, порядок выдачи дубликата исполнительного листа, поворота исполнения, процедуры и порядка рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

Гражданский кодекс РФ регламентирует отдельные вопросы обращения взыскания на заложенное имущество, порядок проведения торгов (ст. 447 - 449) и др.

Семейный кодекс РФ определяет порядок исполнения решений судов по делам, связанным своспитанием детей (ст. 79), взыскания алиментов (разд. V), а также иные отношения, связанные с принудительным исполнением.

Кодекс РФ об административных правонарушениях - в части административной ответственности за воспрепятствование законности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей (ст. 17.8), и в отношении некоторых норм, касающихся принудительного исполнения административных взысканий, и др.

Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании и во исполнение ФЗ «Об исполнительном производстве» Президент РФ и Правительство РФ принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Среди международных актов, имеющих значение для исполнительного производства, следует перечислить следующие акты: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Гаагская конвенция 1961 г.; Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»; Конвенция участников СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (г. Минск, 1993 г.).

Кроме отмеченных многосторонних международных актов Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, часть из которых предусматривают взаимное признание и исполнение судебных решений.

Исполнительное производство 6-10 вопросы.

Вопрос 6. Организация исполнения исполнительного документа

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает два способа обеспечения исполнения исполнительного документа - это наложение ареста на имущество должника и временное ограничение на выезд из Российской Федерации. Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника. По заявлению взыскателя о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления. Таким образом, арест является одним из средств обеспечения исполнения исполнительного документа. Реализация такой меры, как арест, может быть осуществлена либо по собственному усмотрению судебного пристава-исполнителя, либо по заявлению взыскателя. В первом случае судебный пристав-исполнитель самостоятельно оценивает необходимость применения такой меры с учетом фактически имеющихся обстоятельств, в частности с учетом имущественного положения должника, поведения должника, требований судебного акта, возможностей его исполнения посредством иных мер и иных обстоятельств. Во втором случае в основе решения об аресте лежит заявление взыскателя. Полагаем, что данное заявление должно быть мотивировано и содержать данные, свидетельствующие о том, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Рассматривая такое заявление, судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что, с одной стороны, его удовлетворение, т.е. наложение ареста на имущество должника, может создать для добросовестного должника трудности (или невозможность) исполнения судебного акта в срок для добровольного исполнения, что, в свою очередь, повлечет взыскание с последнего исполнительского сбора. С другой стороны, необоснованный отказ в удовлетворении заявления об аресте может предоставить недобросовестному должнику возможность в течение срока для добровольного исполнения распорядиться своим имуществом или сокрыть его от обращения взыскания. В последнем случае бездействие судебного пристава-исполнителя может привести к невозможности исполнения судебного акта и, как следствие, - к ответственности судебного пристава-исполнителя.

Говоря об аресте имущества, необходимо дать определение ареста. Согласно ч. 4 ст. 80 Закона об исполнительном производстве арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Представляется, что самым существенным элементом ареста является объявление запрета распоряжаться имуществом, т.е. изменение судебным приставом-исполнителем в силу имеющихся у него властных полномочий правового режима имущества должника. После состоявшегося запрета (в распоряжении, пользовании) должник ограничен в правах собственника на принадлежащее ему имущество. Объявление запрета распоряжаться имуществом не следует понимать буквально, поскольку должник или другие заинтересованные лица, например банк, органы, осуществляющее государственную регистрацию имущества, могут и отсутствовать при аресте имущества должника, а их отсутствие на законность ареста само по себе повлиять не может. Главным является необходимость тем или иным образом довести до сведения лиц, способных распорядится или способствовать распоряжению объектом ареста, например членов семьи должника-гражданина, работников должника-организации, представителей должника, то, что имущество является арестованным, т.е. оно является объектом ареста как публично-правового правоотношения.

Вопрос 7. Принципы исполнительного производства и Общие положения закона «Об исполнительном производстве»

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон "О судебных приставах") и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Вопрос 8. Понятие и виды исполнительных документов.

Исполнительный документ – это основание для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений, а также постановлений и решений других органов

1. Исполнительные листы. Исполнительный лист - это содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании судебных актов и актов иных органов, и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполнения его должником.

Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом (п. 3 ст. 319 АПК РФ и п. 1 ст. 428 ГПК РФ).

По каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению (п. 1 ст. 429 ГПК РФ и п. 5 ст. 319 АПК РФ).

2. Судебные приказы - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом, выдача которых урегулирована гл. 11 ГПК РФ (ст. 121 - 130).

3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) урегулировано гл. 16 Семейного кодекса РФ <1>, заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

4. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам. В соответствии со ст. 387 Трудового кодекса РФ <1> комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в трехдневный срок, по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование, указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Под таким актом в соответствии с действующим законодательством понимается постановление, вынесенное контролирующими органами о взыскании денежных средств с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 46 - 47 Налогового кодекса РФ <1> при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. В частности судебный пристав-исполнитель исполняет:

а) постановления о наложении штрафов (ст. 32.2 КоАП РФ);

б) постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст. 32.4 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях определяет органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в частности:

Судьи (мировые судьи);

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

7. Постановления судебного пристава-исполнителя. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, Главным судебным приставом Российской Федерации, Главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

8. Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральным законодательством предусмотрено право ряда федеральных органов исполнительной власти осуществления функций по контролю и надзору в различных сферах, например федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, является Федеральная служба по труду и занятости.

9. Исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, а именно п. 13 ч. 1 ст. 35 и ст. 89 во взаимосвязи со ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 91, нотариус совершает на документах, подтверждающих бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем, исполнительную надпись для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника, руководствуясь при этом Конституцией РФ, указанными Основами, другими законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами. Взыскание по исполнительной надписи нотариуса в силу ст. 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Вопрос 9. Требования, предъявляемые к исполнительным документам. Обязательные

реквизиты исполнительных документов.

Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

1. В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

1.1. В акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа. В случае направления указанного акта для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

3. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

4. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1) наименование и адрес органа, выдавшего запрос, фамилия и инициалы должностного лица;

2) дата поступления заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации;

3) сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, имеющиеся сведения о его месте пребывания и иные сведения, которые могут помочь установить местонахождение ребенка;

4) сведения о лице, с которым может находиться ребенок: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения (если известна), имеющиеся сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, местонахождении его имущества, месте работы и иные сведения, которые могут помочь установить местонахождение ребенка;

5) дата выдачи запроса центрального органа о розыске ребенка.

7. Требования к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Вопрос 10. СРОКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

2. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

3. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

1. Срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.

2. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.

3. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

4. Если настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

5. Срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:

1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;

2) в день, указанный в исполнительном документе.

6. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.

7. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

8. Если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве

1. Пропуск срока, установленного настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами или судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

2. Пропуск срока, установленного настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов, влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается неподанной.

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

1. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

2. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

3. Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

4. Постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано.

5. Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве

1. Течение всех неистекших сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства.

2. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

Исполнительное производство представляет собой комплекс процессуальных и смежных фактических действий, направленных на принудительное исполнение вступивших в силу судебных постановлений. Данная процедура является отдельным процессом гражданского судопроизводства. На территории Российской Федерации данная обязанность возлагается на Федеральную службу судебных приставов.

Для регулирования деятельности судебных приставов и процесса исполнительного производства в целом, был разработан проект закона 229 ФЗ, который затем вступил в официальную силу. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Благодаря каким поправкам его основные положения являются актуальными в настоящее время? Поговорим об этом в статье.

Общие сведения

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229 ФЗ был принят Госдумой на основании третьего слушания 14 сентября 2007 года. Одобрение Совета Федерации рассматриваемый нормативный акт получил 19 сентября того же года. Подписание регламента ФЗ 229 Президентом Российской Федерации осуществлено 2 октября 2007 года. В тот же день изучаемый документ был впервые официально опубликован, как действующий акт.

Также прочтите ФЗ о банкротстве. Подробности в :

Федеральный закон № 229 регламентирует условия и структуру исполнительного производства. В соответствии с нормативами статьи 2 изучаемого Федерального закона, задачами рассматриваемой процедуры являются следующие:

  • Исполнение судебных предписаний в целях установления справедливости и взыскания положенных по постановлению суда штрафов и пеней;
  • Исполнение обязательств по международным соглашениям.

Принципами исполнительского производства являются (ст. 4):

  • Правомерность действий уполномоченных приставов;
  • Своевременность действий;
  • Уважение и защита чести и достоинства как задолжника, так и взыскателя;
  • Обеспечение неприкосновенности имущества гражданина, необходимого для дальнейшего проживания в удовлетворительных условиях.

В соответствии с регламентом статьи 7 изучаемого нормативного акта, ответственными по исполнительным актам являются как физические, так и юридические лица.

Структура Федерального закона об исполнительном производстве

Изучаемый нормативный акт состоит из 19 глав, включающих в себя 130 статей. Структура рассматриваемого Федерального закона является следующей:

  1. Основные и вводные положения (ст. 1-11);
  2. Исполнительная документация (ст. 12-14);
  3. Определение сроков, установленных в производстве рассматриваемого типа (ст. 15-23);
  4. Система оповещений в исполнительном производстве (24-29);
  5. Алгоритм действий уполномоченных приставов от возбуждения производства до его окончания (ст. 30-47);
  6. Лица, участвующие в изучаемой процедуре (ст. 48-63);
  7. Принудительное исполнение, предпринимаемые меры (ст. 64-68);
  8. Взыскание личной собственности должника (ст. 69-88.1);
  9. Реализация собственности должника в порядке торгов (ст. 89-93);
  10. Меры, предпринимаемые в отношении задолжника юрлица (ст. 94-97);
  11. Меры, предпринимаемые в отношении должника гражданина (ст. 98-102);
  12. Взыскание штрафов за совершённые административные и уголовные преступления (ст. 103-104);
  13. Исполнение неимущественных требований (ст. 105-109);
  14. Очерёдность притязаний взыскивающих сторон (ст. 110-111);
  15. Ответственность за нарушение регламента рассматриваемого Федерального закона (ст. 112-115);
  16. Порядок распределения расходов по действиям исполнителя (ст. 116-117);
  17. Защита юридических прав взыскателя и других сторон исполнительного производства (ст. 118-121);
  18. Порядок и сроки обжалования действий исполнительных приставов (ст. 122-128);
  19. Итоговые положения (129-130).

ФЗ №102 с последними изменениями

Как и любой нормативный акт, Федеральный закон № 229 претерпевает процедуру регулярного внесения поправок в его текущий регламент. Необходимость данной процедуры заключается в стремительно меняющейся социально-экономической обстановке, характерной для современной России. Последние изменения в рассматриваемый нормативный акт вносились в 2017 году.

ФЗ 64 в новой редакции 2018 года читайте

Ознакомьтесь также с последними изменениями в Федеральном законе о государственной регистрации юр.лиц

Какие были внесены изменения?

Последним изменяющим документом в отношении Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229 ФЗ стал ФЗ 190 «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве»». Статья 1 ФЗ 190 привнесла следующие поправки:

  • В статью 65 - замена словосочетания «частью 4» «частью 3»;
  • В новой редакции статьи 67 устанавливается, что лицо, являющееся должником, не имеет права на выезд за пределы РФ, если сумма его долга превышает 10 000 рублей в случае задолженности по алиментам и 30 000 рублей - в иных случаях.

Вам будет интересно: ФЗ №103 в новой редакции. Ссылка

  • Ст. 9 - поправками от 30 ноября 2011 года введён пункт 4. Данная часть изучаемого Федерального закона гласит, что доходы студентов и пенсионеров, являющихся должниками, периодически проходят процедуру индексации. Данный процесс не обходится для того, чтобы данные граждане не остались без средств к существованию.
  • Ст. 23, последние изменения от 21 июля 2017 года. Обновлённый текст изучаемой статьи гласит, что если взыскивающая сторона пропускает срок подачи судебного приказа, она уполномочена обратиться в суд с заявлением о восстановлении легитимности данного документа, если иного не предусмотрено предшествующим судебным решением. Если судебным постановлением было определено, что пропущенный срок легитимности восстановлению не подлежит, значит взыскатель не обладает правом на рассматриваемое действие.

Важно помнить, что при несоблюдении предписаний уполномоченного исполнительного пристава, а так же препятствие его законной деятельности, влечёт за собой наказание административного или уголовного характера (ст. 6 ФЗ 229) .

Скачать ФЗ 229 в новой редакции

В целях наиболее глубокого изучения Федерального закона об исполнительном производстве рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст ФЗ 229 с последними поправками доступен по следующей

Выступает заключительной стадией судебного разбирательства. Этот этап присутствует при рассмотрении как гражданских споров, так и уголовных дел.

Нормативная база

ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" регламентирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется реализация постановлений судебных и иных органов и их должностных лиц, обладающих полномочиями по возложению на организации, граждан, Россию и ее регионы обязанности по предоставлению другим субъектам либо передаче в соответствующие бюджетные фонды денежных средств и прочего имущества. В нормативном акте устанавливаются правила назначения определенных действий в пользу указанных лиц или воздержания от них. Рассмотрим некоторые положения ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" (с комментариями).

Задачи и принципы

В ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" (с изменениями) установлены цели деятельности уполномоченных структур. В их задачи входит обеспечение правильного и своевременного исполнения актов судебных и прочих инстанций, а также должностных лиц, а в предусмотренных нормами случаях - других документов для защиты нарушенных свобод, интересов и прав организаций и граждан. В ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" установлены принципы, на которых основывается работа компетентных органов:

  1. Законность.
  2. Своевременность осуществления надлежащих действий и применения принудительных мер.
  3. Обеспечение уважения достоинства и чести граждан.
  4. Неприкосновенность минимума имущества, которое необходимо для существования должника и его родственников.
  5. Соотносимость объема требований и принудительных мер.

Уполномоченные структуры

В соответствии с ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" (с изменениями) вопросы о принудительной реализации актов судебных и иных инстанций, а также должностных лиц относится к компетенции ФССП. Непосредственное осуществление полномочий возлагается на судебных приставов структурных подразделений службы. Деятельность должностных лиц регламентируется ФЗ-229, а также нормативным актом, регулирующим работу ФССП, и прочими юридическими документами.

Обязательность требований

Закон РФ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает, что предписания, вынесенные судебными приставами, распространяются на все государственные, местные структуры власти, организации и население. Постановления подлежат неукоснительной реализации на всей территории России. При невыполнении законных требований служащих ФССП они вправе применить меры, установленные рассматриваемым нормативным актом. Нарушители или лица, уклоняющиеся от осуществления вмененных им обязанностей, подлежат привлечению к ответственности.

Обязанные субъекты

В ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" определяется круг лиц, которые должны реализовывать вынесенные ФССП постановления. К ним, в частности, относятся органы, организации, в том числе государственные, местные структуры, банковские и кредитные учреждения, должностные лица, граждане. Выполнение требований судебных приставов физическими, юрлицами, местными и федеральными институтами власти осуществляется на основании исполнительных документов.

Порядок реализации постановлений банковскими и кредитными учреждениями

Он устанавливается в ст. 8 ФЗ-229 "Об исполнительном производстве". Документы, на основании которых банковское или иное кредитное учреждение будет реализовывать требования, могут быть направлены непосредственно взыскателем. Вместе с этими бумагами субъект представляет заявление. В соответствии с ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" в нем должны присутствовать:


Представитель заявителя должен представить документ, подтверждающий его полномочия. Если был отправлен в банковское или иное кредитное учреждение после отзыва у него лицензии, бумага возвращается отправителю.

Особенности взыскания периодических платежей

Исполнительный лист на сумму менее 25 тыс. руб. может направляться на предприятие либо лицу, осуществляющему должнику выплату пенсии, зарплаты, стипендии либо других средств, непосредственно самим взыскателем. Вместе с этим документом заинтересованный субъект представляет заявление. В нем в соответствии с ФЗ РФ-229 "Об исполнительном производстве" указываются:


Требования к ИЛ

В исполнительном листе кроме постановления пристава, судебного приказа, а также соглашения о выплате алиментов, удостоверенного нотариально, должны присутствовать:


Нюансы

В случае предоставления до выдачи ИЛ отсрочки либо рассрочки выполнения требований в документе должен быть указана дата, с которой начинает течь срок их исполнения. Акт, полученный на основании судебного постановления или являющийся им, заверяется подписью судьи и ИЛ, выданный в соответствии с документом иного органа, удостоверяется росписью уполномоченного лица этой инстанции и ее печатью. Содержание нотариального соглашения о выплате алиментов, а также определяется федеральным законодательством. Данные документы подписываются теми лицами, которыми они были приняты или удостоверены, а также заверяются печатью.

Ст. 50 ФЗ-229 "Об исполнительном производстве"

В этой норме установлены обязанности и права участников отношений. Сторонам производства разрешается:


Этот перечень не считается исчерпывающим. В нормативных актах могут предусматриваться и иные права субъектов. Стороны производства могут заключить до окончания производства. Участники отношений несут обязанности, установленные рассматриваемым и иными нормативными актами.

Ст. 101 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

Нормативным актом определяется перечень доходов, на которые не может обращаться взыскание. В статье 101 ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" указаны следующие их виды:


Особое правило установлено в отношении алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних граждан, а также компенсаций вреда, возникшего вследствие смерти кормильца. Ограничения по обращению взыскания на указанные суммы, предусмотренные в пунктах 1 и 4 ч. 1 статьи 101 рассматриваемого федерального закона, не применяются.

от 13/03/2019

В процессе обращения решения суда к принудительному исполнению Закон «Об исполнительном производстве» является гарантом соблюдения прав взыскателя и должника.

Принудительное исполнение решений возложено на службу судебных приставов. А обращение к этой службе возможно только при инициативности взыскателя, т.е. того лица, чьи требования удовлетворены судом.

Сфера действия Закона «Об исполнительном производстве»

Судебный пристав-исполнитель начинает исполнительное производство после поступления к нему исполнительного листа и заявления о возбуждении исполнительного производства.

Получить исполнительный лист – задача самого взыскателя, которая реализуется в соответствии с нормами ГПК РФ. Сторонам исполнительного производства важно знать свои права и обязанности, предоставленные Законом «Об исполнительном производстве», что позволит оказывать влияние не только на ход осуществления исполнительных действий, но и контролировать должностные лица, ответственные за его реализацию.

Закон «Об исполнительном производстве» и иные нормативные правовые акты

Процедура исполнения судебного решения регламентирована как нормами ГПК РФ, так и Законом «Об исполнительном производстве». Некоторые виды заявлений в ходе исполнительного производства может рассматривать только суд или только судебный пристав-исполнитель. Статьи, размещенные на сайте в разделе «Закон «Об исполнительном производстве», содержат актуальную информацию и примеры написания различного рода заявлений, порядок их составления, подачи и рассмотрения.

Порядок осуществления отдельных исполнительных действий, как: арест имущества, ограничение на выезд должника и др., содержится не только в Законе, но и в регламентах и приказах ФССП России. При обращении к приказам данного ведомства важно помнить, что нормы Закона «Об исполнительном производстве» обладают большей юридической силой, значит, именно на них заявитель вправе ссылаться при обращении с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя.

Если при обращении к отдельным нормам Закона «Об исполнительном производстве» в связи с необходимостью принудительного исполнения судебных решений возникли затруднения, на сайте Вы можете задать вопрос юристу и получить консультацию.

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.

В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.

Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.

Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:

  • своевременность применения мер к должнику;
  • уважение его чести и достоинства;
  • неприкосновенность минимально необходимого имущества при проведении взыскания;
  • соразмерность применяемых мер объему требований.

Кто и как должен исполнять судебные решения

Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.

Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.

Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона , называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.

Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных .

Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.

В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.

В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.

Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.

Значение документов в исполнительном производстве

В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).

Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:

  • исполнительный лист суда;

  • судебный приказ;

  • нотариальное соглашение об алиментах;

  • удостоверение КТС;

  • акты ПФР и ФСС;
  • акты надзорных органов;
  • постановление другого пристава;
  • исполнительная надпись нотариуса и т.д.

Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.

Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.

Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.

Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.

Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.

Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.

После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.

Самые распространенные причины отказа:

  • отсутствие заявления;
  • неверно выбран территориальный отдел ФССП;
  • срок исполнения документа истек;
  • документ не отвечает необходимым требованиям;
  • ранее по этому документу исполнение было прекращено или окончено;
  • судебный акт еще не имеет законной силы.

Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.

Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.

Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.

Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.

В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.

Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.

Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.

Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.

Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.

Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.

Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся или .

Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.

Участники правоотношений, их права и обязанности

Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.

Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.

На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.

Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:

  • непосредственно исполняющие решение суда – приставы;
  • содействующие такому исполнению – понятые, переводчик, эксперт, хранитель имущества и т.д.

Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.

В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.

Меры понуждения должника исполнить судебное предписание, последние нововведения

Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:

  • вызывать к себе стороны или их представителей;
  • получать объяснения, справки и другую информацию, персональные данные в том числе;
  • проверять финансовую документацию;
  • давать поручения гражданам и юрлицам по исполнению требований суда;
  • свободно входить в офисные и производственные помещения должника;
  • входить в жилое помещение без согласия должника, но с разрешения старшего пристава;
  • арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество, деньги, ценные бумаги;
  • выполнять оценку имущества самостоятельно или с привлечением специалистов;
  • производить розыск самого должника или его имущества;
  • взыскивать полагающийся сбор.

Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.

Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.

К числу таких мер относятся:

  • Принудительная регистрация имущества должника, особенно недвижимого. Как известно, право собственности на такие вещи возникает только после госрегистрации. Однако никой ответственности за уклонение от нее не предусмотрено. Поэтому можно скрывать от взыскателя часть имущества, что нарушает его права.

Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.

  • Временные ограничения на выезд из страны. Даже при наличии небольшой задолженности, но более 10 000 р., гражданин может оказаться невыездным. Сведения о должниках передаются в электронную базу Таможенной службы. И при проведении паспортной проверки выезд за пределы РФ окажется закрыт.
  • Временные ограничения на пользование специальным правом. Эта мера была введена в закон в декабре 2015 г. Под специальным правом понимается управление транспортными средствами. Иначе говоря, водительское удостоверение.

Лишение должника водительских прав

Права управлять автомобилем, мотоциклом, морским или речным судном, а также авиатранспортом могут лишиться далеко не все должники.

  • об алиментах;
  • о возмещении вреда здоровью и жизни или потери кормильца;
  • о компенсации материального и морального ущерба от преступления;
  • о нематериальных обязательствах в отношении детей;
  • об уплате штрафа за нарушение ПДД.

О применении такого способа принудить должника к выполнению своего обязательства может заявить взыскатель.

Но пристав и сам вправе принимать подобное решение. Однако, применение этой, как показывает практика, действенной меры обставлена рядом ограничений.

Она не может применяться к должнику, если:

  • основной источник дохода связан с управлением транспортом (водитель, пилот и т.д.);
  • транспорт жизненно необходим семье должника (удаленное место жительства при отсутствии иного транспорта);
  • должник пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью себя или члена семьи, особенно ребенка;
  • сумма долга не более 10 000 р;
  • исполнение было приостановлено.

Отличие от изъятия прав за нарушение ПДД заключается в отсутствии на этот счет судебного решения. Достаточно постановления, подписанного старшим приставом-исполнителем.

И сдавать удостоверение придется не в ГИБДД, а в ФССП. Вернуть его можно после выполнения предписанных судом действий или прекращения исполнительного производства.

Информация об ограничении права передается Федеральную базу.

Принудительное взыскание денежных средств

Чаще всего в ФССП обращаются для помощи при взыскании денежных средств. Поэтому главным способом исполнения этого, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» называет обращение взыскания на имущество.

Это могут быть денежные средства, при их недостаточности – вещи или ценные бумаги. Общий порядок применения подобной меры будет следующим:

Даже при недостаточности денежных средств, часть имущества должника-физического лица не может быть изъята. В перечень входят:

  • единственное жилое помещение, если только оно не находится в залоге;
  • земельный участок под таким жилищем;
  • личные вещи, исключая драгоценности;
  • предметы обихода, за исключением так называемых предметов роскоши;
  • профессиональные инструменты и оборудование, стоимостью до 100 ;
  • племенной или продуктивный скот, корма, подсобные помещения, семенной фонд;
  • продукты для семьи;
  • минимальная денежная сумма;
  • призы и награды.

Если сумма задолженности не превышает потолка в 10 000 рублей, установленного законом, она может взыскаться из зарплаты.

Для этого, по месту работы передается требование пристава-исполнителя.

С момента его получения, бухгалтерия будет часть начисленных средств переводить на счет взыскателя.

Размер такого удержания устанавливается Трудовым законодательством и может в разных случаях быть равным 20, 50 или 70% от размера заработка. Согласия должника при этом не требуется.

Специальной мерой обеспечения сохранения имущества должника, будь то денежные средства, движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, будет арест.

То есть запрет владельцу распоряжаться, а в отдельных случаях и пользоваться своим имуществом.

Изъятое имущество передается на хранение. Затем оно может быть оценено и реализовано с торгов.

Оспаривание и обжалование действий судебных приставов

К сожалению, не все сотрудники ФССП относятся к выполнению своих обязанностей добросовестно.

Для защиты прав, как взыскателей и должников, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность действия (или, напротив, бездействие) судебных приставов оспорить.

Для этого, на имя старшего судебного пристава подается жалоба. Сделать это необходимо в десятидневный срок с момента совершения действия, вынесения постановления или факта бездействия.

Иначе выйдет срок, предусмотренный законом для такого обращения. Если требуется обжаловать решение, подписанное старшим приставом-исполнителем, то жаловаться следует главному приставу субъекта РФ, в прокуратуру. также может быть составлена в виду неправомерных действий представителя ФССП.

Жалоба всегда подается письменно с указанием данных пристава, описанием совершенных им действий и ссылками на нормативные акты, согласно которым производится обжалование.

Прилагать подтверждающие документы не обязательно. При необходимости они будут затребованы дополнительно.

Судебный пристав, исполнительное производство. Юридическая помощь, консультация