Бесплатное и платное образование в ссср. "бесплатное образование" в ссср

31.10.1956

В 1940 году стране остро требовались рабочие. Экономика развивалась экстенсивно, в воздухе пахло войной, так что количество людей у станка нужно было быстро увеличивать в разы.

Задача решалась комплексом действий: с одной стороны, массово создавались ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, с другой - с 1 сентября 1940 года обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педучилищах и других специальных средних заведениях, а также вузах стало платным.

Например, учёба в старших классах школы обходилась в 150 рублей в год (в Москве, Ленинграде и столичных городах союзных республик - 200 рублей в год). Для справки: средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составил 331 руб., в 1945 году - 434 руб. (Источник: http://istmat.info ). Тем не менее, нововведение лишило многих граждан возможности продолжать образование по окончании 7 класса. Сельские труженики в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что их дети учиться в старших классах гарантированно не могли.

Примерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР». СНК отныне получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получив необходимые навыки, выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года.

Платное обучение было отменено Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» лишь в 1956 году - "в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования". За это время количество выпускников 8-10 классов средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов в СССР сократилось практически вдвое.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС СССР ОТ 02.10.1940 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно "статье 10" настоящего Указа.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН

Этой статьёй открываю ещё один цикл. Фраза "при Сталине такого не было" давно стала крылатой. Она применяется как к положительным, так и к отрицательным явлениям. Действительно, многое из того, что сейчас кажется обыденным, на первый взгляд неприменимо к тем временам. И наоборот. Так ли это?



Теоретики социализма считали злом товарно-денежные отношения. Небеспочвенно. Но, к сожалению, альтернативы в глобальном масштабе нет до сих пор. Что и подтвердили эксперименты социалистов-практиков в начале 1920-х. В то время попытки исключить из оборота обесценившуюся денежную массу и перейти к системе безвозмездного распределения продуктов, услуг, материального имущества чуть было не привели к второму витку гражданской войны. И деньги вернулись во все сферы общественной жизни. Вплоть до 1960-х в СССР население самостоятельно оплачивало огромное число услуг, признанных потом общедоступными. Медицина, образование, соцкультбыт были на частичной самоокупаемости. Сегодня поговорим о довоенном образовании.

После революции система образования была признана важнейшей отраслью. Были запрещены частные школы, введен принцип бесплатности образования. Однако, уже в 1923 г. был издан декрет, позволяющий регулировать вопрос оплаты на местах - в городах и ПГТ. Предусматривались категории "бесплатников", их численность в школах не должна была быть меньше 25%. Запрещалось взимать плату в дошкольных учреждениях и учреждениях низшего профобразования. Определялся специальный порядок платного обучения в вузах. В 1927 г. частичная оплата обучения была продлена, расширен список таких заведений. В то время вопрос в каждом случае решался индивидуально, были и полностью бесплатные, и сильно коммерционализированные учреждения. Не было и единых тарифов. Оплата расчитывалась исходя из доходов семьи. Для бедняков она составляла 1% от заработка в школах и детсадах, 1,5% в техникумах, 3% в вузах. С обеспеченных брали 3%, 4%, 5% от заработка соответственно. Ещё сложнее был расчёт для крестьян и кустарей.

В довоенном Белгороде государственные школы были бесплатными. Кроме них было 3 школы и 6 детских садов, состоящих на балансе ЮЖД, в них обучались дети железнодорожников, все расходы оплачивало само ведомство. Однако, платные профессиональные курсы, повышение квалификации, дополнительное образование, обучение музыкальным, художественным искусствам, частные уроки, услуги воспитателей практиковались очень широко.

С 1940 г. ситуация меняется. Принимается постановление правительства о всеобщем платном образовании в старших классах, техникумах и вузах. Обоснование простое: повысилось благосостояние населения, сильно возросли расходы на образование и науку. Действительно, темпы строительства и уровень оснащения учебных заведений во второй половине 1930-х сильно возросли. В это время ежегодно (!) в Белгороде строится и вводится в строй новая школа, расширяется сеть ссузов и ФЗУ, в 1939 открывается учительский институт.

Как отреагировало общество на нововведение? Конечно негативно. В дело вступила пропаганда. Вот так гражданам объясняли преимущества неожиданных расходов:

Стоимость обучения в 8-10 классах в средних школах в Белгороде составляла 150 руб. в год. Столько же платили студенты техникумов, педучилища, профшкол, медицинских школ. Много это или мало? Средняя зарплата по стране тогда была около 300 руб. И хотя разброс в доходах был не таким огромным как сейчас, большинство белгородцев реально получало не более 150-200 руб. Причина - слабая развитость промышленности. Самыми обеспеченными среди добропорядочных граждан были стахановцы, например на железной дороге и заводах тогда могли получать 600 и более руб. Есть примеры заработка белгородскими машинистами в 1939-1940 свыше 1,5 тысяч рублей в месяц. В целом же оплата года школы примерно равнялась месячной зарплате одного из родителей.

Плата за обучение в учительском институте устанавливалась в 300 руб. в год. Согласно постановлению СНК, студенты, в том числе старших курсов, не оплатившие текущий семестр до ноября, автоматически отчислялись. Учащиеся вечерних школ, заочники вузов, средних профессиональных учебных заведений и курсов оплачивали половину обычной стоимости. При этом был довольно значительный список льготников-школьников, обучавшихся бесплатно: сироты, дети инвалидов, малообеспеченных и т.д. Студенты из числа нуждающихся могли претендовать на государственную стипендию, которой оплачивалось профессиональное обучение. Кроме того покрыть расходы на оплату могла и привычная стипендия, для получения которой нужно было иметь не менее двух третей отличных оценок и трети хороших. В ряде учебных заведений продолжали предоставлять бесплатное общежитие.

Платное образование в СССР было отменено в 1956 г. На фоне дальнейшего увеличения безвозмездных социальных благ последующего периода, описанный подход выглядит странным. Но довоенная страна была наполнена контрастами иногда больше чем сейчас. Об этом в продолжении.

Когда заходит разговор об увеличении объема платных образовательных услуг в России, старшее поколение часто вспоминает Советский союз, где «все было бесплатно». Переубедить их невозможно, а сам намёк на то, что в СССР приходилось платить за обучение, вызывает . «Мел» рассказывает, действительно ли приходилось тратиться на образование родителям школьников во времена Ленина, Сталина и Хрущева.

Неформальная плата

Школа должна быть светской, единой и бесплатной: так в октябре 1918 года в своем декрете большевики сформулировали базовые характеристики системы начального и среднего образования новой республики. Система действительно стала светской - уроки закона Божьего не без препятствий были отменены. Стала и единой - гимназии и разделенные училища упразднили, из начальной школы ученики стали переходить в среднюю. А вот для полной отмены платы за обучение потребовалось почти 40 лет.

В первые годы советской власти школьное образование столкнулось с большими трудностями: это и обнищание материальной базы, и разброд в учебных программах, и ухудшение социального положения учителей.

Система не была централизована: множество решений принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами. Это касалось и платы за обучение. Финансировались школы не только Наркоматом просвещения и региональными бюджетами и организациями, но и напрямую родителями школьников. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в 1921 году разъяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Получалось, что платы были необязательны - в виде самообложения, но без них школы просто не смогли бы работать.

Кроме денежного образовательного «налога» собирался и натуральный «налог» в виде продуктов

Зависело это от региона и тех, кто занимался курированием школы. Сколько нужно отдать на нужды образования, решали на местах, поэтому особой ретивости избежать не удавалось. Партийным и правительственным органам приходилось уточнять, что плата добровольная, из-за ее отсутствия выгонять из школ учеников нельзя, так как это обесценивает «завоевания Октября». В 1924 году был выпущен декрет , освобождавший от платы за среднее образование рабочих и служащих, чья зарплата меньше 50 рублей: за неимущих приходилось платить обеспеченным. В некоторых школах существовали комитеты содействия, которые определяли, на что потратить собранные средства. При благоприятной ситуации они могли даже предоставить бедным ученикам бесплатные учебники и питание. В то же время, в учебных заведениях при фабриках и заводах взимать плату запрещалось.

Меры по сборам назывались «временными» - пока государство и учреждения просвещения не окрепнут - но продлились долго. В 1930-х в среднем и начальном образовании была проведена реформа, призванная унифицировать систему образования. Ввели четкие перечни предметов и программ, подняли зарплату преподавателям, но необязательную финансовую помощь школе напрямую от родителей не отменили .

Всё ради заводов

В 1940 году уже официально было введено платное образование в масштабе всего Советского союза. По постановлению Совнаркома от 2 октября, бесплатное обучение отменялось в последних трех классах школы и в специальных учреждениях среднего образования. Полное среднее образование засчитывалось по окончании 10 классов, а среднее - по окончании семи. Платить должны были все, исключений в постановлении не было. Впрочем, вскоре они были определены: от платы освобождались дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и детдомовцы. Чуть позже появилась возможность избежать платы и детям учителей. Другие льготы касались высшего образования, которое тоже становилось не бесплатным: отмена постановления для военных факультетов, авиационных учебных заведений, а также национальных студий в художественных вузах (хотя в них плата должна была быть самой большой).

Цена обучения в выпускных классах школы на первый взгляд была не столь высока: в столицах союзных республик, Москве и Ленинграде - 200 рублей за год, в других городах и селах - 150. По статистике, в 1940 году средняя зарплата у рабочих и по всему народному хозяйству равнялась 340 рублей. В сельском хозяйстве она была значительно ниже - 229 рублей, но зависела от трудодней и натуральных выплат, что практически ограничивало в возможности платить за обучение.

«Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли, иначе надо было что-то продать из хозяйства, - вспоминала белоруска Нина Тикач. - И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили».

В других сферах плата тоже серьезно ударяла по кошелькам. В преамбуле указа было сказано о «возросшем уровне материального благосостояния трудящихся». Но, например, по официальным данным , потребление продуктов качественно уступало показателям второй половины 1920-х. При сохранении общего уровня покупательной способности выросло материальное неравенство населения. Необходимо учитывать и то, что среднее количество детей у одной женщины в довоенные годыварьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все они доживали до старшей школы и желали в ней учиться, но факт в том, что в одной семье могло быть больше одного ребенка-старшеклассника. Если в вузах плату могла покрыть стипендия, которую стали начислять только тем, кто хорошо учился, то в школах расходы полностью ложились на родительские плечи.

Как сказалось нововведение на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Она естественным образом увеличила число льготников - детей военнослужащих, инвалидов и погибших.

Постановление о введении платы за обучение не могло не потревожить население страны. Во-первых, оно появилось в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. На то, чтобы внести сумму за первое полугодие отводилось меньше месяца - до 1 ноября. Далеко не каждый мог срочно выделить средства, а о кредите или отложенных платежах в постановлении не говорилось ни слова.

Александр Гладков ,
житель Москвы, драматург

«Указы о введении платы за обучение очень волнуют молодежь. Говорят, что процент покидающих вузы и школы велик. В среде молодежи только и разговоры об этом и о стипендиях».

Во-вторых, оно было опубликовано в один день с указом «о государственных трудовых резервах СССР», по которому альтернативой платного обучения для молодежи могло стать рабочее образование. Колхозы и городские советы обязывались мобилизовать в ремесленные, железнодорожные и фабричные училища определенное количество молодых людей в возрасте 14-17 лет. Выпускники таких учебных заведений должны были проработать как минимум четыре года подряд на государственных предприятиях. Не скрывалось, что это делается для «притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы». Учеба в училищах в 1940 году начиналась 1 декабря: таким образом, незаплатившие школьники запросто могли начать трудовую карьеру в том же году. Кроме того, годом ранее был понижен призывной возраст, поэтому многие бедные студенты вполне могли теперь отправиться в армию.

Учащиеся вузов в буквальном смысле начали бунтовать, а преподаватели опасаться сокращения зарплаты

Вот какое письмо о ситуации в Минске было перехвачено сотрудниками НКВД в октябре 1940 года: «Целые бунты. Лекции не слушают, идут наперекор ассистентам, шумят, кричат. На общей лекции пишут такие записки, прямо ужасно. Например: „Как Вас теперь назвать - товарищ профессор, или господин профессор, ведь мы идем к старому?“». Официальные же митинги были посвящены горячему одобрению не ввода платы за обучение, а объявлению о мобилизации в рабочие училища. Как писала советская пресса, они проходили на предприятиях с радостными приветствиями и лозунгами о готовности принять новые кадры на работу.

Возможно, чтобы избежать настоящих бунтов, вскоре правила были изменены для жителей некоторых южных республик. В 1942–1943 годах вышли постановления, которые не афишировались на союзном уровне: отменить плату для представителей коренных народов в Киргизской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской и Туркменской республиках. Им были предоставлены значительные квоты для получения высшего образования. Хотя это и противоречило Конституции, по которой запрещалась дискриминация по этническому признаку.

Полностью бесплатно

Платное школьное образование пережило самого Сталина. Отменили его в 1956 году вместе с введением государственных пенсий по старости. Причем двумя годами ранее вопрос поднимала прокуратура, усмотревшая нарушение закона в неравном праве на компенсацию затрат на обучение в разных республиках. В последующие годы появлялись попытки сэкономить бюджетные деньги за счет учащихся. Например, сокращение обслуживающего персонала вроде уборщиц - порядок в зданиях школ наводили сами ученики. Или же школьников отправляли на кратковременную работу в колхозы и на заводы. Но школа отныне считалась бесплатной, то есть существующей на деньги государства.

И всё же ради больших знаний приходилось задействовать личные связи, пробиваться собственным умом на олимпиадах или платить. Например, музыкальные и художественные школы для детей в основном оставались платными.

В разных концах страны условия для школ в использовании инфраструктуры и материальном обеспечении были различными. Неформальные сборы с родителей могли решить мелкие хозяйственные проблемы и дополнительно поощрить работу учителей. Нельзя забывать и о тратах на форму, питание и канцтовары. Непременный школьный атрибут - учебники - тоже необходимо было покупать. Государственное решение вопроса о них датируется 1978 годом, когда вступило в силу постановление правительства о переходе на бесплатное пользование учебниками. Получали литературу в школьных библиотеках и через них же передавали по «наследству» - срок годности был определен в четыре года. В случае потери или серьезной порчи книг школьников ждали санкции - им угрожали неаттестацией.

К распаду Советского союза система среднего образования сохранилась в своем бесплатном виде.

Платное образование в СССР при Сталине December 20th, 2009

Сталинисты даже сегодня почему-то никогда не упоминают о введении Сталиным в 1940-м году платного обучения в школах и вузах. "№27 от 26 октября 1940 года Постановление №638. "Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий. Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признаёт необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик -- 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также сёлах - 150 рублей в год. Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик -- 400 рублей в год; б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах -- 300 рублей в год".
Я нашёл (Постановление №213), что бесплатное обучение частично было введено в СССР для представителей национальных окраин в 1943 году (в Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР). А вот полностью бесплатное образование было введено только со смертью "эффективного менеджера" -- в 1954 году. "Плата за обучение в школах была отменена постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года "О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов". Среднемесячная зарплата в 1940 году (из комментов): «В целом государственные розничные цены в 1940 году были в 6-7 раз выше, чем в 1928 году, а средняя номинальная заработная плата рабочих и служащих возросла за этот период в 5-6 раз, составив в 1940 году 300-350 рублей... « Гордон Л. А. , Клопов Э. В. Что это было? С. 98-99
Плюс к тому надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год. Т.е. - обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя. - обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения). Но! С селом расплачивались трудоднями, а не деньгами. И заработок годовой - выдаваемый именно деньгами - целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1 000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода. А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий.

from ptic2008

Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР. 6 июня 1956 г.

Совет Министров Союза ССР постановил:

В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших специальных и высших учебных заведениях СССР.

Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917—1973. - М., 1974. С. 192.

Постановление Совета Министров СССР

" Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР". 6 июня 1956 г.

Совет Министров Союза ССР постановил:

- В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ , в средних, специальных и высших учебных заведениях СССР .

............................................................................................................................................................................................................ .............................................

Что это? Отмена платного образования в СССР? ... и какое постановление подверглось отмене постановлением СМ СССР от 6 июня 1956г?

______________________________________________________________________________________________________________________________


Утром 27 октября 1940 года советские граждане с неприятным волнением прочитали в "Правде" следующее правительственное постановление, делавшее их жизнь не лучше и веселее, как обычно, а хуже и грустнее:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 1940 г. № 638
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНИХ ШКОЛ И В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ СТИПЕНДИЙ

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание: Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик,- 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
4. Плата за обучение взимается в соответствующие учебные заведения два раза в год:1 сентября и 1 февраля.

Примечание: За первое полугодие 1940 - 1941 учебного года - плата за обучение вносится не позже 1 ноября сего года.

5. Плата за обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.

6. Установить, что с 1 ноября 1940 года стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
В. МОЛОТОВ
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
М. ХОЛМОВ



Платное обучение в советских ВУЗах в 1940 году не являлось новостью.

Ещё в апреле 1924 года руководство страны приняло решение об установлении платы за обучение в ВУЗах для того, чтобы закрыть в них дорогу "социально чуждому элементу". Хотя формально платить должны были все, сумма оплаты весьма разнилась в зависимости от того, к какой социальной категории принадлежал студент. Для выходцев из рабоче-крестьянской среды плата составляла 25 рублей в год, а для прочих могла доходить и до 300. Уцелевшие "спецы" из "бывших" в то время в большинстве своём состояли на должностях мелких служащих с зарплатой не выше 30 рублей в месяц, так что с традицией высшего образования в их семьях было решительно покончено.

В первоначальном варианте Постановления от 26 октября 1940г. делалась оговорка: "От платы за обучение в 8-10 классах средних школ освобождаются: дети Героев Советского Союза, красноармейцев и краснофлотцев, состоящих на действительной воинской службе, и пенсионеров". Но из итогового текста постановления этот пункт был вычеркнут.
Впрочем, список исключений вскоре был всё же составлен . В ноябре 1940 года от платы за обучение освободили всех, кто учился в заведениях гражданского воздушного флота - эта важнейшая отрасль народного хозяйства требовала много специалистов. А в декабре право на бесплатное образование получили детдомовцы, а также дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования.
Оставалось бесплатным и обучение в военных учебных заведениях.

Что же означали эти деньги? Посмотрим на статистику.

«Среднегодовая номинальная заработная плата рабочих и служащих в 1940 году составила 4054 рублей. С учетом заработков членов артелей промысловой кооперации – 3960 рублей. Кроме того, в 1947 году была проведена денежная реформа (деноминация рубля составила 10:1).

Точных данных по денежному доходу на селе за послевоенное пятнадцатилетие нет. Известно, что за 1951 – 1960 гг. реальные доходы крестьян (с учетом натуральной оплаты, снижения розничных цен, снижения налогов и т.п.), по расчету на одного работающего в сопоставимых ценах выросли в 1,5 раза, а к 1960 г. увеличились в 2, 4 раза по сравнению с 1940 г. Денежные доходы в расчете на один колхозный двор составили в 1940г. 1107 рублей в год." (Источники: «История Социалистической экономики СССР», «История ценообразования в СССР (1937-1963 гг.)», «Труд в СССР»- Статистический сборник, «Статистика» 1968 г.).

В целом государственные розничные цены в 1940 году были в 6-7 раз выше, чем в 1928 году, а средняя номинальная заработная плата рабочих и служащих возросла за этот период в 5-6 раз, составив в 1940 году 300-350 рублей... (Гордон Л. А. , Клопов Э. В. Что это было? С. 98-99 )

К тому же надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год.
Таким образом:
- обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя.
- обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения).

Но следует учесть, что с селом расплачивались трудоднями , а не деньгами.И заработок годовой – выдаваемый именно деньгами – целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода.А семьи тогда между прочим были, как правило, многодетные. А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий.

О трудоустройстве детей бедняков государство уже позаботилось, приняв тремя неделями ранее другое постановление.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

"О государственных трудовых резервах СССР" от 2 октября 1940 года (текст указа)

гласил, в частности:

"7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР".


Этот указ был отменен только 18 марта 1955 года указом ВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища» (текст указа )

Поскольку учащиеся 8-10 классов от призыва освобождались, он коснулся почти исключительно детей из бедных семей.

Выпускники ФЗО получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. А позже -26 декабря 1940г. появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)».Фактически государство прикрепляло учащихся ФЗО.

Однако создается впечатление,что власть не особенно нуждалась в образованных представителях отдельных национальностей - например, для русского населения не делалось никаких уступок, поблажек и компромиссов по национальному признаку, тогда как численное увеличение образованных "национальных кадров" в республиках, в принципе, приветствовалось.

ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение :

В Казахской ССР - казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы , обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).

А как же Конституция СССР 1936 года?
СТАТЬЯ 121 . Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования , включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе , обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

Но и при Хрущёве за школьное образование фактически приходилось платить. 24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью» (тескт закона) , вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве – всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно тот вид который у многих остался в памяти школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.